м. местн.
1. Жидкая каша.
2. Густая крупяная похлебка.
КУЛЕШ, кулиш, кулеш муж., южн. кашица, размазенька; саламатка, завара разного рода; жидкая размазня, похлебка с солониной ряз. из горохового толокна с салом и пр.,
| Кулеш и куленя пск. толстяк.
КУЛЕ́Ш, -а́, м
Кушанье в виде жидкой кашицы или похлебки, сваренной из пшена, горохового толокна, какой-л. другой крупы или муки с добавлением сала.
Раз в день буду варить ему кулеш (Троеп.).
КУЛЕ́Ш -а́; м. Нар.-разг. Жидкая кашица, размазня, похлёбка, сваренная из пшена, какой-л. другой крупы или муки с салом.
-а́, м. обл.
Жидкая кашица, размазня, похлебка, сваренная из пшена, какой-л. другой крупы или муки с салом.
В обед буденновцы огромным табором на ровном поле толпились у --- походных кухонь ---. В них дымился кулеш, как полагается, из пшена с салом. А. Н. Толстой, Хмурое утро.
КУЛЕШ (жидкая кашица, похлебка). Кроме вост.-сл. яз., известно еще в серб. яз. Происхождение неясно. Может быть, образовано от основы кул-, выступающей в диал. кулага - "гуща, распаренное тесто" и имеющей несл. происхождение.
куле́ш
род. п. -а́ "жидкая каша из пшена, гороховая похлебка с солью", также кули́ш. укр. кулíш, блр. кулёш, болг. куляша "вид каши", польск. kulesz, kulesza. Неясно. Бернекер (1, 642) сравнивает с кула́га. Согласно Якобсону ("Slavic Word", 2, 1955, стр. 612), слав. слова восходят к венг. köles "просо". [Эта правильная этимология была предложена впервые Книежей ("Ethnographia", 45, стр. 64; см. его же, А mаgуаr nуеlv szláv jövevényszavai, т. I, I, Будапешт, 1955, стр. 293 и сл.; см. еще Махек, Еtуm. slovn., стр. 246; Трубачев, "Slavia", 29, 1960, стр. 9. - Т.]
КУЛАГИН КУЛЕШИН КУЛЕШОВ КУЛИШОВ КУЛАГА КУЛАЖЕНКО КУЛАЖЕНКОВ КУЛЕШ КУЛИШ
Массовые русские фамилии - по распространеннейшим издревле народным блюдам: кулаге и кулешу. "Кулажка - не бражка, непьяна, ешь вволю", "Русский гостинец - кулага с саламатой", говаривали в старину. Прозвать Кулагой и Кулешом могли особо страстных любителей этих блюд. (Ф) Основа - кулага, у русских в прошлом - кушанье из толокна, заваренного кипяченой водой, или напиток из солода, похожий на пиво; фамилия - прозвище любителя этого напитка или торговца им. (Н) У Даля кулеш, кулишь, куленя или каша-размазн, похлебка с солониной из гороховго толокна, а на псковвщине толст.
КУЛАГИН КУЛЕШИН КУЛЕШОВ КУЛИШОВ КУЛАГА КУЛАЖЕНКО КУЛАЖЕНКОВ КУЛЕШ КУЛИШ
Массовые русские фамилии - по распространеннейшим издревле народным блюдам: кулаге и кулешу. "Кулажка - не бражка, непьяна, ешь вволю", "Русский гостинец - кулага с саламатой", говаривали в старину. Прозвать Кулагой и Кулешом могли особо страстных любителей этих блюд. (Ф) Основа - кулага, у русских в прошлом - кушанье из толокна, заваренного кипяченой водой, или напиток из солода, похожий на пиво; фамилия - прозвище любителя этого напитка или торговца им. (Н) У Даля кулеш, кулишь, куленя или каша-размазн, похлебка с солониной из гороховго толокна, а на псковвщине толст.
КУЛАГИН КУЛЕШИН КУЛЕШОВ КУЛИШОВ КУЛАГА КУЛАЖЕНКО КУЛАЖЕНКОВ КУЛЕШ КУЛИШ
Массовые русские фамилии - по распространеннейшим издревле народным блюдам: кулаге и кулешу. "Кулажка - не бражка, непьяна, ешь вволю", "Русский гостинец - кулага с саламатой", говаривали в старину. Прозвать Кулагой и Кулешом могли особо страстных любителей этих блюд. (Ф) Основа - кулага, у русских в прошлом - кушанье из толокна, заваренного кипяченой водой, или напиток из солода, похожий на пиво; фамилия - прозвище любителя этого напитка или торговца им. (Н) У Даля кулеш, кулишь, куленя или каша-размазн, похлебка с солониной из гороховго толокна, а на псковвщине толст.
Кулешо́в Аркадий Александрович (1914-1978), поэт, народный поэт БССР (1968). Поэмы «Знамя бригады» (1943), «Цимбалы» (1945), «Новое русло» (1948), «Грозная пуща» (1956); сборники стихов «Сосна и берёза» (1970), «Скорость» (1978) - о людях, природе Белоруссии, о народном подвиге в годы войны. Государственная премия СССР (1946, 1949).
* * *
КУЛЕШОВ Аркадий Александрович - КУЛЕШО́В Аркадий Александрович (1914-78), белорусский поэт, народный поэт Белоруссии (1968). Поэмы «Знамя бригады» (1943), «Цимбалы» (1945), «Новое русло» (1948), «Грозная пуща» (1956); сборник стихов «Сосна и береза» (1970), «Скорость» (1978), - о людях, природе Белоруссии, о народном подвиге в Великой Отечественной войне. Государственная премия СССР (1946, 1949).
КУЛЕШОВ Аркадий Александрович (1914-78) - белорусский поэт, народный поэт Белоруссии (1968). Поэмы "Знамя бригады" (1943), "Цимбалы" (1945), "Новое русло" (1948), "Грозная пуща" (1956); сборник стихов "Сосна и береза" (1970), "Скорость" (1978), - о людях, природе Белоруссии, о народном подвиге в Великой Отечественной войне. Государственная премия СССР (1946, 1949).
Кулешо́в Валерий Владимирович (р. 1942), экономист, академик РАН (1997). Основные труды в области перспективного планирования многоотраслевых комплексов, экономико-математического моделирования отраслевого и регионального развития.
* * *
КУЛЕШОВ Валерий Владимирович - КУЛЕШО́В Валерий Владимирович (р. 1942), российский экономист, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Основные труды в области перспективного планирования многоотраслевых комплексов, экономико-математического моделирования отраслевого и регионального развития.
КУЛЕШОВ Валерий Владимирович (р. 1942) - российский экономист, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Основные труды в области перспективного планирования многоотраслевых комплексов, экономико-математического моделирования отраслевого и регионального развития.
КУЛЕШО́В Лев Вл. (1899-1970) - реж., теоретик кино, первым внесший вклад в разработку проблем яз. кино и монтажа. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В 1916 поступил художником на фирму А. Ханжонкова, продолжил работу у Е. Бауэра. В 1917 поставил ф. "Проект инженера Прайта" (вып. 1918), смонтиров. с применением большого кол-ва крупных планов и короткими кусками, связ. между собой определ. ритмом. В ряде теоретич. ст. 1917-18 К. широко декларировал принципы монтажа как осн. средства для показа реальности снимаемого мат-ла. В 1919 возглавил уч. мастерскую при 1-й Госкиношколе, исследовавшую специфику актер. исполнения в кино (К. отрицал иск-во перевоплощения). Одновременно К. преподавал в Моск. гос. техникуме кинематографии.
Второй ф. К. "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924) - эксцентрич. комедия со стремит. и пружинистым действием, с точным ощущением кинематограф. формы. В этом ф. К. в полной мере осуществил свои теоретич. взгляды. В 1925 поставил ф. "Луч смерти". Эти два ф. оказали сильнейшее влияние на творчество В. Пудовкина, С. Эйзенштейна. Ф. "По закону" (1926, по рассказу Дж. Лондона "Неожиданное") - один из удачных примеров ранней экранизации, первая попытка психол. драмы.
Ф. "Великий утешитель" (1933) со своей оригин. композицией - соединением реального и условного планов, блистат. актерским ансамблем - является одним из высших творч. достижений реж. Кн. К. "Иск-во кино" (1929), в к-рой подведены итоги творч. размышлений реж., стала классич. тр. по теории кино. Последний ф. К. - "Мы с Урала" (1944). В последующие годы целиком отдается преподават. деят-ности во ВГИКе, там же возглавляет творч. мастерскую. Среди др. ф.: "Ваша знакомая", "Журналистка" (1929), "Два-Бульди-Два", "Веселая канарейка" (1933).
Соч.: Собр. соч. М., 1987-1988. Т. 1-2.
Лит.: Долинский И. Тридцать лет // Иск-во кино. 1947. № 4; Громов Е. С. Л. В. Кулешов. М., 1984.
Кулешо́в Лев Владимирович (1899-1970), режиссёр и теоретик кино, педагог, народный артист РСФСР (1969), доктор искусствоведения (1946). Поставил фильмы: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926), «Великий утешитель» (1933) и др. Книги «Практика кинорежиссуры» (1935), «Основы кинорежиссуры» (1941) и др. Профессор ВГИКа (с 1939).
* * *
КУЛЕШОВ Лев Владимирович - КУЛЕШО́В Лев Владимирович [1 (13) января 1899, Тамбов - 29 марта 1970, Москва), советский кинорежиссер, сценарист, актер, художник. Народный артист РСФСР, доктор искусствоведения (1946).
Родился в дворянской семье, отец - художник, мать - сельская учительница. В 1914 окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. В 1916-19 - художник-декоратор, помощник режиссера в акционерном обществе «А. Ханжонков и К» в фильмах режиссера Е. Бауэра. В 1919 возглавил учебную мастерскую в Госкиношколе, будущем ВГИКе, основателем которого стал вместе с В. Р. Гардиным (см. ГАРДИН Владимир Ростиславович).
Кулешов уже тогда знал, что значит жить «собственными силами», что значит «быть самим собой». «Дорежимному» кино противопоставил не «массу», а форму. Как молодой образованный человек, не мог не думать о том, что в современной культуре возникло противопоставление традиционного «фигуративного» изображения целостному пространству. Понимание этой целостности - контекст известных его теоретических работ («Знамя кинематографии», «Искусство кино», «Практика кинорежиссуры») и еще более известных ранних экспериментов («Эффект Кулешова»). Кадр - не фон для фигуры актера, автоматически приравниваемый к «жизни», а именно прямоугольник, условность, жизни не равная. Фильм - эффект движения не только на фоне, но и «над» ним - между кадрами. Только эта первоначальная геометрическая условность порождает затем «жизнь», психологию, чувства. Отсюда и чисто пространственное понимание монтажа, и пластический тренинг натурщиков, которых, конечно нельзя путать с типажами. Типаж - понятие идеологическое, идущее от сравнения лица с «массой». Натурщик - любой человек, обученный вписываться в плоский кадр, в котором скелетообразная худоба А. С. Хохловой (см. ХОХЛОВ Александр Степанович) (его постоянной актрисы и жены) с длинными конечностями и абсолютно графическое лицо оказываются потрясающе фотогеничными.
В связи со всем этим идеология ранних кулешовских фильмов: «Необычайные приключения Мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «По закону» (1926), «Два-бульди-два» (1929) - резко выделяется в массе «революционной» кинематографии. В них есть уважение к индивидуальности, пристрастие к показу технических изобретений, жизни цирка и международных шпионов, прочей экзотики. Заговоры, погони, богатство визуальных отношений - все это напоминает начальный период творчества Фрица Ланга (см. ЛАНГ Фриц) («Доктор Мабузе», «Метрополис») хотя бы по некоторым установкам. Просто у Ланга пространство имело выход на сложную философию, а Кулешов ограничивался марксизмом-ленинизмом. Несмотря на марксистскую философию, Кулешов достиг свободы в изображении человека разумного в фильме «Ваша знакомая» («Журналистка»).
Новой и сложной задачей стало пришествие звука. Кулешов сумел довольно быстро овладеть новой техникой. Известный эпизод боя («Горизонт», 1932), положенный на белогвардейский романс под гитару, выразительностью звукозрительного образа смерти, кошмара и обреченности намного опередил свое время.
Но дальше обходить идеологические установки в области кинематографа становилось все труднее. Сняв несколько традиционных фильмов, Кулешов с головой ушел в педагогику.
КУЛЕШОВ Лев Владимирович (1899-1970) - российский режиссер и теоретик кино, педагог, народный артист России (1969), доктор искусствоведения (1946). Поставил фильмы: "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "По закону" (1926), "Великий утешитель" (1933) и др. Профессор ВГИКа (с 1939).
Кулешо́в Павел Николаевич (1854-1936), зоотехник, член-корреспондент АН СССР (1928). Основные труды по племенному разведению сельскохозяйственных животных, их экстерьеру и конституции.
* * *
КУЛЕШОВ Павел Николаевич - КУЛЕШО́В Павел Николаевич (1854-1936), зоотехник, член-корреспондент АН СССР (1928). Основные труды по племенному разведению сельскохозяйственных животных, их экстерьеру и конституции.
КУЛЕШОВ Павел Николаевич (1854-1936) - зоотехник, член-корреспондент АН СССР (1928). Основные труды по племенному разведению сельскохозяйственных животных, их экстерьеру и конституции.
Лев Кулешов.
КУЛЕШОВ Лев Владимирович (1899 - 1970), кинорежиссер, теоретик кино, педагог. Художник и актер дореволюционного российского кино. Создал теорию монтажа, известную под названием "эффект Кулешова". Интерес к формальным и жанровым поискам в фильмах: "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "Луч смерти" (1925), "Горизонт" (1933); психологической драме "По закону" (1926), трагикомедии "Великий утешитель" (1933).
Лев Кулешов (слева) и Аркадий Гайдар. 1941, Болшево.