| курск. коротыш, малыш, приземок, коропузик. Курбан или курбан-байрам, татар. молитвеный праздник, в десятый день третьего лунного месяца после уразы (поста). Бьют трехлетнюю скотину, но не лошадей, пируют, шкуру отдают мулам, кости сжигают в поле. Курбанный, к этому празднику относящийся
I. "кувшин", тульск. (Преобр.); "карапуз", курск., орл. (Преобр.); кубга́н, курск. (Даль). Возм., из кумга́н (см.). Менее вероятна контаминация слов ку́бок и коре́ц, вопреки Преобр. (I, 416).
II курба́н
II. "тат. религиозный праздник - 10-ый день третьего лунного месяца", также курба́н-байра́м, вост.-русск.; впервые др.-русск. курбанть-багрɪамъ (Афан. Никит.). Из тур., казах., кыпч., узб. kurban "жертва, жертвоприношение" (Радлов 2, 679; 962) и bairam "праздник жертвоприношения".
Татарские, тюркские, мусульманские имена
Мужское имя.
Жертва; приносящий себя в жертву, не щадящий себя; близость к Аллаху. Диалектальный вариант: Курман. Антрополексема.
Сканворды для слова курбан
- Председатель из оперы туркменского композитора А.Агаджикова «Сона».
Мусульманский праздник жертвоприношения, приходящийся на 70-й день после Рамадана; итог уходящего года.
Энциклопедический словарь
{{курба́н-байр{}а{}м}} Курба́н-байра́ма; м. [тюркск. от араб. kurban - жертва, причастие] [с прописной буквы]. Мусульманский весенний праздник жертвоприношения.
* * *
курба́н-байра́м (тюрк.), ид аль-адха (араб.), ежегодный праздник жертвоприношения у мусульман, отмечаемый 10-го числа 12-го месяца мусульманского лунного календаря. Ко времени курбан-байрама приурочивается хадж.
* * *
КУРБАН-БАЙРАМ - КУРБА́Н-БАЙРА́М (тюрк.), ид аль-адха (араб.), ежегодный праздник жертвоприношения у мусульман, отмечаемый 10-го числа 12-го месяца мусульманского лунного календаря. Ко времени Курбан-байрама приурочивается хадж, (см. ХАДЖ) когда паломники совершают обряд жертвоприношения в долине Мина в память о жертвоприношении Ибрахима (Авраама (см. АВРААМ)). В этот день не только паломник, но и каждый имеющий средства мусульманин обязан принести жертву: одна треть мяса жертвенного животного обычно идет на праздничную трапезу, а остальное раздается беднякам.
Праздновать день жертвоприношения начинают с самого утра. До рассвета мусульмане совершают полное омовение, надевают лучшую одежду, совершают утреннюю молитву. Через некоторое время собираются в мечети на проповедь и праздничную молитву. После этого совершается обряд жертвоприношения. На протяжении всех праздничных дней принято читать Коран (см. КОРАН), вести благочестивые разговоры, делать подарки, посещать кладбища.
Большой энциклопедический словарь
КУРБАН-БАЙРАМ (тюрк.) - ид аль-адха (араб.), ежегодный праздник жертвоприношения у мусульман, отмечаемый 10-го числа 12-го месяца мусульманского лунного календаря. Ко времени Курбан-байрама приурочивается хадж.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
КУРБАН-БАЙРАМ (тюркское) (арабское - ид аль-адха), ежегодный праздник жертвоприношения у мусульман, отмечаемый 10-го числа 12-го месяца мусульманского лунного календаря. Ко времени Курбан-байрам приурочивается хаджж.
КУРБАН-БАЙРАМ [тюркск.] - у мусульман: ежегодный праздник жертвоприношения, отмечаемый 10-го числа 120-го месяца мусульманского лунного календаря. Ко времени К. приурочивается паломничество (ХАДЖ) в Мекку или Медину.
КУРБАН-БЕЙРАН (тур., от. араб. curban - жертвоприношение). Праздник жертвоприношений у турок, служит воспоминанием принесения Авраамом в жертву Богу сына.
Курбаналеевы (Курманалеевы). Скорее всего, выходцы из казанских татар, для языка которых, как и для ногайского, характерен переход звука "б" в "м". Известен также казанский князь Курман-Али, один из руководителей восстания казанских людей в 1552 - 1554 гг., взятый в плен в 1554 году и убитый русскими карателями (ПСРЛ, 29, с. . 233). Курманалеевы записаны в российское дворянство в 1686 году (ОГДР, V, с. 121). Фамилия от тюрко - мусульманского корбанали "пожертвованный богу" (Гафуров 1987, с. 158)..(СТ)
(КУРМАНАЛЕЕВЫ). Скорее всего, выходцы из казанских татар, для языка которых, как и для ногайского, характерен переход звука "б" в "м". Известен также казанский князь Курман - Али, один из руководителей восстания казанских людей в 1552 - 1554 гг., взятый в плен в 1554 году и убитый русскими карателями (ПСРЛ, 29, с. . 233). Курманалеевы записаны в российское дворянство в 1686 году (ОГДР, V, с. 121). Фамилия от тюрко - мусульманского корбанали "пожертвованный богу" (Гафуров 1987, с. 158).
Курбаннепе́сов Керим (1929-1988), писатель, народный писатель Туркменской ССР (1967). Поэтические сборники «Состязание» (1972), «Жизнь» (1975), «Земля» (1978), «На половине пути» (1979), поэмы; переводы. Многие стихи стали народными песнями.
* * *
КУРБАННЕПЕСОВ Керим - КУРБАННЕПЕ́СОВ Керим (1929-88), туркменский писатель, народный писатель Туркмении (1967). Поэтический сборник «Состязание» (1972), «Жизнь» (1975), «Земля (1978), «На половине пути» (1979), поэмы; переводы. Многие стихи стали народными песнями.
Большой энциклопедический словарь
КУРБАННЕПЕСОВ Керим (1929-88) - туркменский писатель, народный писатель Туркмении (1967). Поэтический сборник "Состязание" (1972), "Жизнь" (1975), "Земля (1978), "На половине пути" (1979), поэмы; переводы. Многие стихи стали народными песнями.
Курбан - тюркское имя из арабского слова со значением "жертва", "жертвоприношение". В русских говорах курбан - кувшин, а в применении кчеловеку - коротыш, малыш. (Ф)
Курба́нов Сухроб Усманович (р. 1946), таджикский живописец, народный художник СССР (1990). Крупномасштабные, насыщенные изобразительными элементами (подчас символического звучания) композиции с чётко разработанной ритмикой цвета и линии (триптих «Мыслю - значит существую», масло, 1985).
* * *
КУРБАНОВ Сухроб Усманович - КУРБА́НОВ Сухроб Усманович (р. 1946), таджикский живописец, народный художник СССР (1990). Крупномасштабные, насыщенные изобразительными элементами (подчас символического звучания) композиции с четко разработанной ритмикой цвета и линии (триптих «Мыслю - значит существую», масло, 1985).
Большой энциклопедический словарь
КУРБАНОВ Сухроб Усманович (р. 1946) - таджикский живописец, народный художник СССР (1990). Крупномасштабные, насыщенные изобразительными элементами (подчас символического звучания) композиции с четко разработанной ритмикой цвета и линии (триптих "Мыслю - значит существую", масло, 1985).
КУРБАНОВА Окума Аббас Алы кызы (1913-88) - азербайджанская актриса, народная артистка СССР (1965). С 1938 в Азербайджанском театре им. Азизбекова (Баку).
Курба́нова Окума Аббас Алы кызы (1913-1988), актриса, народная артистка СССР (1965). С 1938 в Азербайджанском театре им. Азизбекова (Баку).
* * *
КУРБАНОВА Окума Аббас Алы кызы - КУРБА́НОВА Окума Аббас Алы кызы (1913-88), азербайджанская актриса, народная артистка СССР (1965). С 1938 в Азербайджанском театре им. Азизбекова (Баку).
Курбансаха́тов Курбандурды (1919-1992), писатель, народный писатель Туркменской ССР (1990). Стихи, поэмы; сборники повестей и рассказов о современности «Сердце - не камень» (1958), «Сорок монет» (1961), «Родной человек» (1965); роман о туркменском ауле «Тойли Мерген» (1970). Пьесы; киносценарии.
* * *
КУРБАНСАХАТОВ Курбандурды - КУРБАНСАХА́ТОВ Курбандурды (1919-92), туркменский писатель, народный писатель Туркменистана (1990). Стихи, поэмы; сборник повестей и рассказов о современности «Сердце - не камень» (1958), «Сорок монет» (1961), «Родной человек» (1965); роман о туркменском ауле «Тойли Мерген» (1970). Пьесы; киносценарии.
Большой энциклопедический словарь
КУРБАНСАХАТОВ Курбандурды (1919-92) - туркменский писатель, народный писатель Туркменистана (1990). Стихи, поэмы; сборник повестей и рассказов о современности "Сердце - не камень" (1958), "Сорок монет" (1961), "Родной человек" (1965); роман о туркменском ауле "Тойли Мерген" (1970). Пьесы; киносценарии.