м. устар.; = кусто́дий
Тот, кто несет охрану кого-либо или чего-либо; сторож I 1..
см. сторож
кустод
- а, м. (< лат. custōs (custōdis) сторож, страж).
В старинных рукописных и печатных книгах: помещенное в конце страницы первое слово (или первый слог) следующей страницы, заменяющее колонцифру.
сущ. (греч. κουστωδία) - стража, караул. (Матф. 27, 65).
КУСТОДИЕВ
Фамилия известного русского художника свидетельствует о том, что он потомок человека, учившегося в духовном учебном заведении."Кустос" (род. падеж "кустодис) по-латыни значит "сторож". Такую фамилию могли дать сыну церковного сторожа при поступлении в духовное училище или семинарию. (Ф) Существовало редкое крестильное имя Ексакустодиан (предположительно от греч exo - вне и лат. custodia - сторож). (П) которое могло дать сокращеную форму Кустодиан или Кустодий, савшую основой фамилии.
- Российский живописец, автор картины «Купчиха за чаем».
- Русский художник, автор портретов Шаляпина и Волошина.
- Русский художник, автор картин «Трактирщик», «Большевик», «Гуляние».
- Русский художник, автор картин «Купец», «Голубой домик», «Натюрморт с фазанами».
- Русский художник, автор картин «Купчиха с зеркалом», «После грозы», «Ярмарка».
- Русский художник, автор картин «Масленица», «Купчиха и домовой», «Русская Венера».
- Русский художник, автор картин «Зима», «Портрет дочери», «Сенокос».
- Русский художник, автор картин «Морозный день», «Выходной», «Купание», «Осень».
- Русский художник, автор картин «Купчиха», «Портрет жены художника», «Гроза».
- Русский художник, автор картин «Московский трактир», «Извозчик за чаем», «Прогулка верхом».
- Его кисти принадлежит серия картин «Балаганы» на темы праздничного крестьянского, мещанского и купеческого быта.
КУСТО́ДИЕВ Бор. Мих. (1878-1927) - живописец, график, скульптор, художник т-ра. В 1892-96 учился в астраханской семинарии и одновременно брал частные уроки рис. и живописи. В 1898 поступил в АХ в мастерскую Репина. Начинает как портретист (ряд портретных этюдов для картины И. Репина "Заседание Государственного совета", 1901-03, портрет И. Билибина), но уже для дипломной работы избирает "жанровую тему" - картина "Базар в деревне" принесла ему звание художника, золотую медаль и право на поездку во Францию и Италию. После возвращения в СПб. активно сотрудничает в сатирич. ж. "Жупел", входит в "Союз рус. художников", сближается с объединением "Мир иск-ва", постоянно участвует в выставках. Театр. деят-ность К. начал в качестве пом. А. Головина по работе в Мариинском т-ре. Первые самостоят. опыты - оформление пост. пьес А. Островского "Горячее сердце" (1912) и "Воевода" (не осущ.) в моск. частном т-ре К. Н. Незлобина; декорации к спектаклям МХТ "Смерть Пазухина" М. Салтыкова-Щедрина, "Осенние скрипки" И. Сургучева и "Волки и овцы" А. Островского (1914). В 1916 неизлечимая болезнь лишила художника возможности передвигаться, но не уменьшила его работоспособности. К. заканчивает большую станковую сер. "Масленицы" (1916), оформляет первые послерев. массовые празднества (1918), особенно много работает для т-ра: "Вражья сила" А. Серова и "Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского (1919, Т-р оперы и балета, Петроград), гоголевская "трилогия" в моск. студии М. Горького ("Записки сумасшедшего", 1919, позднее - "Ревизор" и "Тяжба"), "Не было ни гроша..." А. Островского (1921), "Посадник" А. Толстого (1922), "Мещанин во дворянство" Ж. Б. Мольера (1923, К. - худож. и реж.), "Виринея" Л. Сейфуллиной (1926, в Академ. т-ре драмы, бывшем Александринском), "Блоха" Е. Замятина (1925, МХАТ 2-й) и др. К. создал большую портретную галерею видных деятелей отеч. культуры (портреты В. Лужского, Ф. Шаляпина, И. Ершова и мн. др.).
Б. М. Кустодиев. Автопортрет. Рисунок. 1918
Кусто́диев Борис Михайлович (1878-1927), живописец, график, театральный художник. Создавал праздничные сцены российского крестьянского и провинциального быта (серия «Ярмарки»), отмеченные яркой многоцветностью, декоративно-плоскостным решением композиции, мастерской интерпретацией приёмов «лубочной» живописи («Купчиха за чаем», 1918).
* * *
КУСТОДИЕВ Борис Михайлович - КУСТО́ДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927), российский живописец. Красочные сцены крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (серия «Ярмарки»). Мастер портрета («Ф. И. Шаляпин», 1922), иллюстратор, театральный художник.
* * *
КУСТО́ДИЕВ Борис Михайлович [23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань - 26 мая 1927, Ленинград], российский художник. Прославился своими национально-романтическими произведениями, благодаря которым стал одним из самых популярных мастеров русского модерна (см. МОДЕРН). Выходец из семьи преподавателя духовной семинарии. Для его становления как художника наибольшее значение имели уроки И.Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович) в петербургской Академии художеств, где он учился в 1896-1903. Был членом объединений «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА) и «Союз русских художников» (см. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ).
Первые опыты
Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей). Сотрудничество вылилось в настоящее соперничество, поскольку Кустодиев, являя раннюю зрелость таланта, создавал удивительно живые импрессионистические (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) портретные этюды, почти не отличимые от репинских. Продемонстрировал замечательное мастерство портретиста и в самостоятельных своих портретах-картинах начала века, элегантных и экспрессивных («И.Я. Билибин», 1901, там же; «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена). Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав - в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, - целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба). Ранний интерес к национальному быту и истории отнюдь не сочетался у Кустодиева с консервативным охранительством. В своих политических симпатиях он был либералом, сочувствующим революции, что особенно ярко и зло проявилось в его антиправительственных карикатурах 1905-1906 гг.
Русская провинция в картинах Кустодиева
Жил преимущественно в Петербурге и Москве, постоянно наезжая в живописные уголки русской провинции. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги - Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив - с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915; «Купчиха за чаем», 1918; оба - Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. И. Шаляпин», 1922, там же). С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической, ирреальности («все мои картины - сплошная иллюзия», - говорил сам мастер). Поэтому сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925, и др. спектакли, в том числе по пьесам А. Н. Островского) предстает естественным продолжением его станковых работ.
Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева с 1916 к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея; «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина; 1923) и др. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова [частное собрание, Москва; опубликованные же иллюстрации (1923) составляют один из самых интересных и ярких книжных циклов художника].
КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927) - российский живописец. Красочные сцены крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (серия "Ярмарки"). Мастер портрета ("Ф. И. Шаляпин", 1922), иллюстратор, театральный художник.КУСТОДИЕВ Борис Михайлович КУСТОЦА (Custoza) - селение в Сев. Италии, к юго-западу от Вероны. Около Кустоцы 25.7.1848, во время австро-итальянской войны 1848-49, итальянская армия из-за бездарного руководства сардинского короля Карла Альберта была разбита австрийскими войсками под командованием эрцгерцога Альбрехта, и король подписал перемирие. При Кустоце 24.6.1866 во время австро-итальянской войны 1866 итальянская армия потерпела поражение от австрийских войск.
Борис Михайлович Кустодиев.
КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878 - 1927), российский живописец. Красочные сцены крестьянского и провинциального мещанского и купеческого быта (серия "Ярмарки"), портреты ("Шаляпин", 1922), иллюстрации, театральные декорации.
Б.М. Кустодиев. "Купчиха за чаем". 1918. Русский музей.
ж. устар.
1. Охрана кого-либо или чего-либо; стража 1..
2. Группа вооруженных людей, несущих охрану кого-либо или чего-либо; стража 2..
"страж", церк., русск.-цслав. кустодиɪа (Остром., Матф. 27, 66; 28, 11). Через греч. κουστωδία - то же из лат. custōdia; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 250; Гр.-сл. эт. 106.