Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

макарий

Энциклопедический словарь

Макарий - I

(1482-1563), митрополит Московский и всея Руси с 1542. Глава иосифлян, сторонник усиления самодержавной власти. Под влиянием Макарии Иван IV принял в 1547 царский титул. Предпринял канонизацию русских святых. На церковном соборе 1551 добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Руководил составлением «Степенной книги», «Великих Четьих-Миней».

II

в миру Михаил Петрович Булгаков (1816-1882), митрополит Московский и Коломенский в 1879-1882, историк, академик Петербургской АН (1854). Ректор Киевской духовной академии (1851-1857). Главный труд «История русской церкви» (т. 1-12, 1866-1883).

III

в миру Михаил Яковлевич Глухарёв (1792-1847), церковный деятель, миссионер, переводчик. Глава (1830-1843) Алтайской духовной миссии. Положил начало изучению алтайских языков, составил словарь местных наречий. С 1843 настоятель Болховского монастыря. Перевёл с древне-еврейского языка на русский язык Ветхий Завет (1860-1867).

Большой энциклопедический словарь

МАКАРИЙ (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) (1792-1847) - русский православный монах, миссионер. В 1830-43 в миссии на Алтае перевел на алтайские языки библейские и богослужебные тексты. Перевел также на русский язык с древнееврейского Ветхий Завет (опубликован 1860-67).

-----------------------------------

МАКАРИЙ (1482-1563) - русский митрополит с 1542, писатель. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Руководил антиеретическими соборами 1553-54. Редактор "Четей-Миней" и "Степенной книги".

-----------------------------------

МАКАРИЙ - см. Булгаков М. П.

-----------------------------------

МАКАРИЙ (ум. 1574) - патриарх Сербский(1557). Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) (собор Сербских святителей).

Гуманитарный словарь

МАКА́РИЙ (в миру - Булгаков Мих. Петр.) (1816-82) - религ. деятель, писатель, историк. Сын священника. Окончил Курскую семинарию (1837) и Киевскую дух. академию (1841). Монашество принял в 1841. В 1850-57 -ректор СПб. дух. академии, рукоположен в епископы в 1857, в 1879-82 - митр. Моск. и Коломенский. Активно занимался лит. и публицистич. деят-ностью, ред. ж. "Христ. чтение" (1850-57), в 1861 основал ж. "Христ. вестник". Регулярно выступал с речами юбилейного характера, посвящ. рус. культуре ("Слово в день столетнего юбилея Н. М. Карамзина", 1866; "Речь на открытии пам. А. С. Пушкину", 1880). Автор ряда богослов. трудов. Осн. место в наследии М. занимают ист. соч. ("История Киев. акад.", 1843; "История рус. церкви". 1857-83. Т. 1-12). Написал ряд работ, посвящ. анализу лит. наследия церк. писателей, в т. ч. др.-рус. ("Преп. Феодосий Печерский как писатель", 1855 и др.). Акад. с 1854, дейст. чл. "Об-ва любителей рус. словесности" (с 1866).

-----------------------------------

МАКА́РИЙ (1482-1563) - митр. Моск. и всея Руси. Постриженник Пафнутьево-Боровского мон. В 1523 митр. Даниилом поставлен в игумены Лужецкого мон. Там же произошло его сближение с Василием III. 4 марта 1526 поставлен в Новгород архиепископом. В отношении гос. дел и церк. политики М. поддерживал митр. Даниила. Находясь в Новгороде, М. не только реорганизовывал мон., но и вел активную миссионерскую деят-ность в Карелии. Несмотря на изгнание Даниила Шуйскими, М. остался Новгор. архиеп. После свержения Шуйских и смещения митр. Иоасафа М. 16 марта 1542 торжественно поставлен митр. Моск. и всея Руси.

М. занял главенств. положение среди опекунов малолетнего Ивана IV. В 1547 венчает его на царство, "Чин венчания" для церемонии был составлен самим М. После пожаров лета 1547 и последовавшего за тем мятежа сближается с Сильвестром и вскоре становится одной из доминир. фигур уже нового круга царских соратников. В Новгороде М. была начата грандиозная работа по составлению корпуса "всех книг четьих" Др. Руси. По замыслу М., Великие Минеи Четии в отл. от обычных миней четиих д. б. включать не только агиографич. соч. и избр. поуч. и слова Отцов церкви и знам. проповедников, но и толковые Евангелия, апокрифические соч., традиционно имевшие распространение на Руси и не считавшиеся отреченными, сб-ки изречений типа "Пчелы", библ. книги. На церк. соборах 1547, 1549 были канонизированы мн. рус. местно чтимые святые. На этих же соборах М. выступал с примирит. речами, к-рые д. б. упорядочить отношения между разл. группами об-ва. Так, М. была предпринята грандиозная программа по унификации лит-ры, церк. жизни и жизни всего гос-ва в целом.

Вскоре после формирования т. н. Избранной Рады, куда вошли А. Адашев, Сильвестр, А. Курбский, возникли противоречия между убежденным иосифлянином М. и склонявшимися к идее секуляризации церк. земель советниками Ивана IV. В это время М. пишет царю ряд посланий о защите монаст. землевладения и о церк. суде. На соборах 1550 и 1551 победили сторонники М. Предполагается, что М. принимал участие в составлении уставного сб-ка, содержащего решения собора 1551, - "Стоглава". В последующие годы М. активно поддерживал завоеват. политику Ивана IV (сохранились его послания участникам Казанских походов). М. боролся с еретиками, осуждая за мелкие отступления не только от догматов веры, но и от традиционно сложившихся воззрений на гос. устройство. Однако в 1551 М. разрешил вернуться Максиму Греку. После разрыва Ивана IV с Адашевым и Сильвестром М. на соборе 1560 осудил их за колдовство. М. оставался в почете у Ивана IV до своей смерти. Похоронен в Успенском соборе. Есть нек-рые основания полагать, что были попытки канонизировать М.

Объем лит. деят-ности М. не до конца выяснен. Самой значит. работой его жизни было рук-во составлением Великих Миней Четиих. После заверш. первого варианта еще в Новгороде (Софийский список) к 1541 М. по приезде в Москву почти сразу начинает работу над новым вариантом. Если в Новгороде он опирался на остатки кружка архиеп. Геннадия, то теперь получает возможность привлекать самые шир. слои книжников. Его сотрудниками оказываются монахи, професс. переводчики Посольского приказа, бояре, священники: Зиновий Отенский, Д. Герасимов, В. Тучков, Ермолай-Еразм, Василий (Варлаам). Произв. др.-рус. лит-ры в осн. перерабатывались, приводились к единому риторич. украшенному стилю. Создавались жития вновь канонизир. святых. М. придирчиво относился к работе, и известны случаи, когда он не принимал произв.

Переводные произв. по возможности вновь сличались с оригиналами, вероятно, иногда выполнялись новые пер. Успенский (1552) и Царский списки Великих Миней Четиих пополнились новыми житиями, патериками, толковыми Псалтырями, церк.-полемич. соч. 16 в. (напр., "Просветитель" Иосифа Волоцкого) и др. Великие Минеи Четии действит. представляли собой почти полный свод др.-рус. письменности и лит-ры, за искл. летописей и хронографов. В Новгороде М. также занимался летописанием, принимал участие в составлении пасхалии на 500 лет вперед. При М. в Москве начала работать первая анонимная типография, выпустившая неск. изданий. Впоследствии там начинал работу Иван Федоров.

Лит.: Барсов Е. В. Др.-рус. пам. свящ. венчания царей на царство... // Чтения в Об-ве истории и древностей Рос. 1883. Кн. 1; Моисеева Г. Н. Старшая редакция "Писания" митр. Макария новгор. архиеп. Пимену // Гр. Отд. др.-рус. лит. М.; Л., 1960. Т. 16; Шмидт С. О. Становление рос. самодержавства, М., 1973.

Святитель Макарий, митрополит Московский. Икона 20 в.

Святитель Макарий, митрополит Московский. Икона 20 в.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

МАКАРИЙ (1482 - 1563), русский митрополит с 1542, писатель. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Руководил антиеретическими соборами 1553 - 54. Редактор "Великих Четьи-Миней" (собрание библейских книг, сочинений церковных писателей и др.). Канонизирован русской православной церковью.

Орфографический словарь

Мака́рий (Мака́риевич, Мака́риевна и Мака́рьевич, Мака́рьевна)

Синонимы к слову макарий

сущ., кол-во синонимов: 3

Грамматический словарь

Мака́рий мо 7а, §26 (//)

Словарь русских имен

-я, м. Стар. форма имени Макар (см.).

Отч.: Мака́риевич, Мака́риевна и Мака́рьевич, Мака́рьевна.

Словарь имён

-я, муж. Стар. форма имени (см. Макар).

Отч.: Макариевич, Макариевна и Макарьевич, Макарьевна.

Словарь имён и отчеств

русск.

мужское имя

отч. Макариевич, Макариевна и Макарьевич, Макарьевна

Именины

См. Макар.

Сканворды для слова макарий

- Митрополит, венчавший Ивана Грозного на царство.

Полезные сервисы

макарий (булгаков)

Энциклопедический словарь

МАКАРИЙ (Булгаков) - МАКА́РИЙ, см. Булгаков Михаил Петрович (см. БУЛГАКОВ Михаил Петрович)

Полезные сервисы

макарий (глухарев)

Энциклопедический словарь

МАКАРИЙ (Глухарев) - МАКА́РИЙ (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) (1792-1847), русский православный монах, миссионер. В 1830-43 в миссии на Алтае перевел на алтайские языки (см. АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ) библейские и богослужебные тексты. Перевел также на русский язык с древнееврейского Ветхий Завет (опубликован 1860-67).

Полезные сервисы

макарий (митрополит)

Энциклопедический словарь

МАКАРИЙ (митрополит) - МАКА́РИЙ (1482 - 31 декабря 1563, Москва), русский церковный деятель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 года, глава иосифлян (см. ИОСИФЛЯНЕ) и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 году добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Макарий руководил антиеретическими соборами 1553-1554 годов, был редактором «Четей-Миней» и «Степенной книги».

Макарий был пострижен в Пафнутьевом Боровском монастыре, где проникся умеренным и сдержанным учением Пафнутия Боровского. Позднее Макарий был архимандритом Можайского Лужецкого монастыря, в 1526 году был поставлен новгородским архиепископом, а в 1542 - возведен партией бояр Шуйских на престол митрополита московского и всея Руси. Макарий пользовался репутацией мягкосердечного человека и Шуйские рассчитывали, что смогут им манипулировать. В то же время Макарий был убежденным приверженцем иосифлян, считавших самодержавие царя необходимым оплотом православия. Особенности характера и убеждения Макария определили относительно скромное влияние митрополита на ход государственных дел. Макарий не принимал непосредственного участия в низвержении Шуйских; как в эпоху влияния Сильвестра и Адашева, так и после их падения их сохранял положение высшего официального советника Ивана IV Грозного, но никогда не настаивал на выполнении своих советов. В ответ царь всегда с уважением отзывался о митрополите. Уважением проникнуты и все отзывы современников Макария, к какому бы лагерю они ни принадлежали; даже князь Андрей Курбский, противник иосифлян, не решался резко высказаться о митрополите. Макарий входил в состав Избранной рады, именно его влиянию приписывают провал планов секуляризации церковных земель.

Будучи новгородским архиепископом Макарий, как последователь Иосифа Волоцкого, вводил в монастырях своей епархии общежитийный устав, заботился о распространении христианства среди народностей Северной Руси. Идеей централизации как в государстве, так и в церкви проникнута канонизация святых, предпринятая Макарием как митрополитом московским. Местное почитание или непочитание святых поддерживало обособленность областей, а иногда носило политический характер. Как по количеству канонизованных святых, так и по форме канонизации деятельность соборов 1547 и 1549 годов носила уникальный характер. Значительное место в истории русской церкви заняли соборы, созванные по поводу ересей Матвея Башкина и Феодосия Косого. С именем Макария тесно связан созыв и работа Стоглавого собора (1551), постановления которого известны под названием Стоглава. Макарию приписывают как редакцию всего Стоглава, так и большую часть ответов на царские вопросы (да и сами вопросы). На это указывает сличение многих мест Стоглава с более ранними сочинениями Макария. Заслугой Макария является открытие в Москве первой типографии для печатания священных книг по исправленным образцам. Лишившись со смертью Макария своего защитника, типография была разрушена фанатической чернью, а типографщики должны были бежать за границу. Через 10 лет после смерти Макария была нарушена и неприкосновенность церковных имуществ, которую он умело защищал.

Объединительным характером отличается литературная деятельность Макария. Став новгородским архиепископом, он поставил себе задачу собрать все «чтомые книги, яже в Русской земле обретаются». В результате получился громадный сборник «великих Миней Четий». Для собирания старых и составления новых житий русских святых Макарий собрал кружок книжников, в числе которых были дьяк Дмитрий Герасимович Толмачев и боярский сын Василий Михайлович Тучков. Сам Макарий был не только руководителем этого кружка, но сам работал над созданием житий. Под его пером окончательно утвердилось в русской агиографии направление, которое возникло в 16 века, когда на первый план стало выходить нравственное назидание читателя; бесхитростное изложение ранних житий заменяется витиеватым «плетением словес», народный язык вытесняется церковнославянским, вместо прежней краткой молитвы присоединяются похвальные слова в честь святого и описания чудес, совершавшихся после его кончины. Такой характер носят как переделки старых житий, так и вновь составленные при Макарии; число последних достигло 60. В последние годы жизни Макарий основное внимание уделял Степенной книге. В этой первой попытке интерпретации русской истории он выдвинул на первый план всероссийское значение Москвы. Макарию приписывают составление «сводной кормчей книги» и «Великой книги правила келейного и путного». Из литературных произведений, непосредственно написанных самим Макарием, сохранились одно поучение, три речи, четыре послания и одна грамота. Поучение и речи Макария отличаются простотой и безыскусственностью изложения, чем подтверждается свидетельство летописца, удивлявшегося способности митрополита ясно и доходчиво выражать свои мысли. Послания Макария написаны с обычной в русской церковной письменности 16 века искусственностью, витиеватостью, многословностью.

Полезные сервисы

макарий александрийский

Энциклопедический словарь

МАКАРИЙ Александрийский - МАКА́РИЙ Александрийский (ум. ок. 250), христианский мученик, пострадавший в Александрии в гонение императора Деция. Память в Православной и Католической церкви 6 сентября.

Большой энциклопедический словарь

МАКАРИЙ Александрийский (ум. ок. 250) - христианский мученик, пострадавший в Александрии в гонение императора Деция. Память в Православной и Католической церкви 6 сентября.

Полезные сервисы

макарий великий

Энциклопедический словарь

Мака́рий Вели́кий - или Египетский (около 300 - около 390), христианский монах-отшельник, отец Церкви. Подвизался в отдалённой пустыне Египта. Сочинения нравственно-аскетичного и нравоучительного характера.

* * *

МАКАРИЙ Великий - МАКА́РИЙ Великий (Макарий Египетский) (ок. 300 - ок. 390), христианский монах-отшельник, отец Церкви. Подвизался в отдаленной пустыне Египта. Сочинения нравственно-аскетического и нравоучительного характера. Память в Православной церкви 19 января (1 февраля), в Католической - 15 января.

Большой энциклопедический словарь

МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ - или Египетский (ок. 300 - ок. 390), христианский монах-отшельник, отец Церкви. Подвизался в отдаленной пустыне Египта. Сочинения нравственно-аскетического и нравоучительного характера. Память в Православной церкви 19 января (1 февраля), в Католической - 15 января.

Полезные сервисы

макарий каневский

Энциклопедический словарь

МАКАРИЙ Каневский - МАКА́РИЙ Каневский, Пинский, Овручский, Переяславский (1605-1678), преподобный, чудотворец. Родом из г. Овруч на Волыни. монах, затем игумен Купятичского Пинского монастыря (1656-1659); архимандрит Успенского Овручского монастыря (1660-1671); настоятель Каневского монастыря (1672-1678). убит при разгроме обители турецкими войсками. В 1688-1942 мощи священномученика находились в Переяславле, ныне в г. Черкассы. Память в Православной церкви 13 (26) мая и 7 (20) сентября.

Большой энциклопедический словарь

МАКАРИЙ Каневский - Пинский, Овручский, Переяславский (1605-78), преподобный, чудотворец. Родом из г. Овруч на Волыни. монах, затем игумен Купятичского Пинского монастыря (1656-59); архимандрит Успенского Овручского монастыря (1660-71); настоятель Каневского монастыря (1672-78). убит при разгроме обители турецкими войсками. В 1688-1942 мощи священномученика находились в Переяславле, ныне в г. Черкассы. Память в Православной церкви 13 (26) мая и 7 (20) сентября.

Полезные сервисы

макарий мелитинский

Энциклопедический словарь

МАКАРИЙ Мелитинский - МАКА́РИЙ Мелитинский (ум. ок. 312), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 6 (19) сентября.

Большой энциклопедический словарь

МАКАРИЙ Мелитинский (ум. ок. 312) - христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 6 (19) сентября.

Полезные сервисы

макарий сербский

Энциклопедический словарь

МАКАРИЙ Сербский - МАКА́РИЙ (ум. 1574), патриарх Сербский (1557). Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) (собор Сербских святителей).

Полезные сервисы

макарий синайский

Энциклопедический словарь

МАКАРИЙ Синайский - МАКА́РИЙ Синайский (5 в.), христианский монах, преподобномученик, подвизался в Синайской пустыне. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви 14 (27) января.

Большой энциклопедический словарь

МАКАРИЙ Синайский (5 в.) - христианский монах, преподобномученик, подвизался в Синайской пустыне. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви 14 (27) января.

Полезные сервисы

макарий угличский

Энциклопедический словарь

МАКАРИЙ Угличский - МАКА́РИЙ Угличский (ум. 1609), имя каждого из двух преподобномучеников, погибших при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).

Большой энциклопедический словарь

МАКАРИЙ Угличский (ум. 1609) - имя каждого из двух преподобномучеников, погибших при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).

Полезные сервисы