Макарий - I
(1482-1563), митрополит Московский и всея Руси с 1542. Глава иосифлян, сторонник усиления самодержавной власти. Под влиянием Макарии Иван IV принял в 1547 царский титул. Предпринял канонизацию русских святых. На церковном соборе 1551 добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Руководил составлением «Степенной книги», «Великих Четьих-Миней».
II
в миру Михаил Петрович Булгаков (1816-1882), митрополит Московский и Коломенский в 1879-1882, историк, академик Петербургской АН (1854). Ректор Киевской духовной академии (1851-1857). Главный труд «История русской церкви» (т. 1-12, 1866-1883).
III
в миру Михаил Яковлевич Глухарёв (1792-1847), церковный деятель, миссионер, переводчик. Глава (1830-1843) Алтайской духовной миссии. Положил начало изучению алтайских языков, составил словарь местных наречий. С 1843 настоятель Болховского монастыря. Перевёл с древне-еврейского языка на русский язык Ветхий Завет (1860-1867).
МАКАРИЙ (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) (1792-1847) - русский православный монах, миссионер. В 1830-43 в миссии на Алтае перевел на алтайские языки библейские и богослужебные тексты. Перевел также на русский язык с древнееврейского Ветхий Завет (опубликован 1860-67).
-----------------------------------
МАКАРИЙ (1482-1563) - русский митрополит с 1542, писатель. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Руководил антиеретическими соборами 1553-54. Редактор "Четей-Миней" и "Степенной книги".
-----------------------------------
МАКАРИЙ - см. Булгаков М. П.
-----------------------------------
МАКАРИЙ (ум. 1574) - патриарх Сербский(1557). Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) (собор Сербских святителей).
МАКА́РИЙ (в миру - Булгаков Мих. Петр.) (1816-82) - религ. деятель, писатель, историк. Сын священника. Окончил Курскую семинарию (1837) и Киевскую дух. академию (1841). Монашество принял в 1841. В 1850-57 -ректор СПб. дух. академии, рукоположен в епископы в 1857, в 1879-82 - митр. Моск. и Коломенский. Активно занимался лит. и публицистич. деят-ностью, ред. ж. "Христ. чтение" (1850-57), в 1861 основал ж. "Христ. вестник". Регулярно выступал с речами юбилейного характера, посвящ. рус. культуре ("Слово в день столетнего юбилея Н. М. Карамзина", 1866; "Речь на открытии пам. А. С. Пушкину", 1880). Автор ряда богослов. трудов. Осн. место в наследии М. занимают ист. соч. ("История Киев. акад.", 1843; "История рус. церкви". 1857-83. Т. 1-12). Написал ряд работ, посвящ. анализу лит. наследия церк. писателей, в т. ч. др.-рус. ("Преп. Феодосий Печерский как писатель", 1855 и др.). Акад. с 1854, дейст. чл. "Об-ва любителей рус. словесности" (с 1866).
-----------------------------------
МАКА́РИЙ (1482-1563) - митр. Моск. и всея Руси. Постриженник Пафнутьево-Боровского мон. В 1523 митр. Даниилом поставлен в игумены Лужецкого мон. Там же произошло его сближение с Василием III. 4 марта 1526 поставлен в Новгород архиепископом. В отношении гос. дел и церк. политики М. поддерживал митр. Даниила. Находясь в Новгороде, М. не только реорганизовывал мон., но и вел активную миссионерскую деят-ность в Карелии. Несмотря на изгнание Даниила Шуйскими, М. остался Новгор. архиеп. После свержения Шуйских и смещения митр. Иоасафа М. 16 марта 1542 торжественно поставлен митр. Моск. и всея Руси.
М. занял главенств. положение среди опекунов малолетнего Ивана IV. В 1547 венчает его на царство, "Чин венчания" для церемонии был составлен самим М. После пожаров лета 1547 и последовавшего за тем мятежа сближается с Сильвестром и вскоре становится одной из доминир. фигур уже нового круга царских соратников. В Новгороде М. была начата грандиозная работа по составлению корпуса "всех книг четьих" Др. Руси. По замыслу М., Великие Минеи Четии в отл. от обычных миней четиих д. б. включать не только агиографич. соч. и избр. поуч. и слова Отцов церкви и знам. проповедников, но и толковые Евангелия, апокрифические соч., традиционно имевшие распространение на Руси и не считавшиеся отреченными, сб-ки изречений типа "Пчелы", библ. книги. На церк. соборах 1547, 1549 были канонизированы мн. рус. местно чтимые святые. На этих же соборах М. выступал с примирит. речами, к-рые д. б. упорядочить отношения между разл. группами об-ва. Так, М. была предпринята грандиозная программа по унификации лит-ры, церк. жизни и жизни всего гос-ва в целом.
Вскоре после формирования т. н. Избранной Рады, куда вошли А. Адашев, Сильвестр, А. Курбский, возникли противоречия между убежденным иосифлянином М. и склонявшимися к идее секуляризации церк. земель советниками Ивана IV. В это время М. пишет царю ряд посланий о защите монаст. землевладения и о церк. суде. На соборах 1550 и 1551 победили сторонники М. Предполагается, что М. принимал участие в составлении уставного сб-ка, содержащего решения собора 1551, - "Стоглава". В последующие годы М. активно поддерживал завоеват. политику Ивана IV (сохранились его послания участникам Казанских походов). М. боролся с еретиками, осуждая за мелкие отступления не только от догматов веры, но и от традиционно сложившихся воззрений на гос. устройство. Однако в 1551 М. разрешил вернуться Максиму Греку. После разрыва Ивана IV с Адашевым и Сильвестром М. на соборе 1560 осудил их за колдовство. М. оставался в почете у Ивана IV до своей смерти. Похоронен в Успенском соборе. Есть нек-рые основания полагать, что были попытки канонизировать М.
Объем лит. деят-ности М. не до конца выяснен. Самой значит. работой его жизни было рук-во составлением Великих Миней Четиих. После заверш. первого варианта еще в Новгороде (Софийский список) к 1541 М. по приезде в Москву почти сразу начинает работу над новым вариантом. Если в Новгороде он опирался на остатки кружка архиеп. Геннадия, то теперь получает возможность привлекать самые шир. слои книжников. Его сотрудниками оказываются монахи, професс. переводчики Посольского приказа, бояре, священники: Зиновий Отенский, Д. Герасимов, В. Тучков, Ермолай-Еразм, Василий (Варлаам). Произв. др.-рус. лит-ры в осн. перерабатывались, приводились к единому риторич. украшенному стилю. Создавались жития вновь канонизир. святых. М. придирчиво относился к работе, и известны случаи, когда он не принимал произв.
Переводные произв. по возможности вновь сличались с оригиналами, вероятно, иногда выполнялись новые пер. Успенский (1552) и Царский списки Великих Миней Четиих пополнились новыми житиями, патериками, толковыми Псалтырями, церк.-полемич. соч. 16 в. (напр., "Просветитель" Иосифа Волоцкого) и др. Великие Минеи Четии действит. представляли собой почти полный свод др.-рус. письменности и лит-ры, за искл. летописей и хронографов. В Новгороде М. также занимался летописанием, принимал участие в составлении пасхалии на 500 лет вперед. При М. в Москве начала работать первая анонимная типография, выпустившая неск. изданий. Впоследствии там начинал работу Иван Федоров.
Лит.: Барсов Е. В. Др.-рус. пам. свящ. венчания царей на царство... // Чтения в Об-ве истории и древностей Рос. 1883. Кн. 1; Моисеева Г. Н. Старшая редакция "Писания" митр. Макария новгор. архиеп. Пимену // Гр. Отд. др.-рус. лит. М.; Л., 1960. Т. 16; Шмидт С. О. Становление рос. самодержавства, М., 1973.
Святитель Макарий, митрополит Московский. Икона 20 в.