Манн Томас (Mann) (1875-1955), немецкий писатель. Брат Г. Манна. С 1933 в антифашистской эмиграции, с 1938 в США, с 1952 в Швейцарии. В «семейной хронике» буржуазной семьи (роман «Будденброки», 1901), философский роман «Волшебная гора» (1924), «Доктор Фаустус» (1947), тетралогии на библейский сюжет «Иосиф и его братья» (1933- 1943), многочисленных новеллах показал кризисное состояние мира и человека XX в., утратившего устойчивость традиционных ориентиров, судьбы культуры и европейской цивилизации, их несовместимость со всеми формами диктата - социального, прагматичного и культурно-усреднённого. Главный «сюжет» романов Манна - нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, природа современного индивидуалистического сознания (с комплексом ницшеанских проблем), чреватого опасностью трагической замкнутости. «Доктор Фаустус» (основан на средневековой легенде о Фаусте) - роман-притча о «трагедии эстетизма», рискованном расширении пределов человеческого опыта, непомерности платы (саморазрушение личности) за цену художественных прозрений и утончённых переживаний. Та же проблематика в новеллах «Тонио Крегер» (1903), «Смерть в Венеции» (1913; одноименный фильм режиссера Л. Висконти, 1971). Литературно-критические статьи, в том числе, посвящённые немецкой и русской классике. Нобелевская премия (1929).
* * *
МАНН Томас - МАНН Томас (1875-1955), немецкий писатель. Брат Г. Манна (см. МАНН Томас). С 1933 в антифашистской эмиграции, с 1938 в США, с 1952 в Швейцарии. В «семейной хронике» буржуазной семьи романе «Будденброки» (1901), философском романе «Волшебная гора» (1924), «Доктор Фаустус» (1947), тетралогии на библейский сюжет «Иосиф и его братья» (1933-34), многочисленных новеллах показал кризисное состояние мира и человека 20 в., нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, усложнившееся индивидуалистическое сознание (с комплексом ницшеанских проблем). «Доктор Фаустус» (основан на средневековой легенде о Фаусте (см. ФАУСТ)) - философский роман-притча о «трагедии эстетизма», рискованном расширении пределов человеческого опыта, о саморазрушении личности в обмен на художественные прозрения и утонченные переживания (новеллы «Тонио Крегер», 1903, «Смерть в Венеции», 1913, одноименный фильм Л. Висконти (см. ВИСКОНТИ Лукино) , 1971). Литературно-критические статьи, в т. ч. посвященные немецкой и русской классике. Нобелевская премия (1929).
* * *
МАНН (Mann) Томас (6 июня 1875, Любек - 12 августа 1955, Цюрих), немецкий прозаик и эссеист, великий писатель 20-го века. Брат Генриха Манна (см. МАНН Генрих).
Ранние годы
Томас Манн родился в семье уважаемого любекского негоцианта, торговца зерном и владельца судоходной компании со старинными ганзейскими традициями. Его мать, происходившая из креольской, бразильско-португальской семьи, была музыкально одаренным человеком, сыграла большую роль в воспитании своих пятерых детей.
Атмосферу старинного патрицианского дома, патриархального семейного уклада Томас Манн неоднократно - с теплотой и ностальгией - воспроизводил в своих произведениях.
После смерти отца, последовавшей в 1891, и продажи фирмы Томас Манн, окончив в 1894 гимназию, переселился в Мюнхен, где посещал лекции в университете. Некоторое время он работал клерком в страховой компании, но, быстро разочаровавшись в коммерческой деятельности, отправился вместе со своим старшим братом Генрихом, который пробовал тогда свои силы в живописи, в Италию, где братья провели четыре года. Там Томас начал писать рассказы, которые он отправлял немецким издателям. Среди них был и С. Фишер, предложивший объдинить эти рассказы в небольшой сборник. Так в 1898 году вышел в свет первый сборник рассказов Томаса Манна, название которому дала одна из новелл сборника - «Маленький господин Фридеманн». Фишер обещал также молодому автору издать его «будущее эпическое произведение», правда, когда оно попало к нему в руки, он долго уговаривал автора сократить роман, сделать его «более читабельным», но автор был непреклонен.
В Мюнхене. Журналист и эссеист
По возвращении в Мюнхен Томас Манн был приглашен к сотрудничеству в редакцию юмористического журнала «Симплициссимус», где он даже исполнял некоторое время обязанности главного редактора, когда тот был вынужден скрываться от ареста за «оскорбление величества». Здесь он сближается с кружком немецкого поэта Штефана Георге (см. ГЕОРГЕ Стефан), члены которого провозгласили себя наследниками немецкой культуры и исповедовали идеи декаданса. Томас Манн довольно скоро осознал, насколько чужды ему взгляды этого круга. Оставаясь гуманистом и продолжателем высоких традиций немецкой культуры, он продолжительное время перед Первой мировой войной и после нее примыкал к консервативному лагерю. Он выступает с эссе «Фридрих и большая коалиция» (1915), «Заметками аполитичного» (1918), статьями «Речь и ответ», «О немецкой республике». Признав Веймарскую республику, он едет с миссией примирения и установления контактов во Францию.
Чуткость художника
Огромное место в его творчестве занимают его кумиры Шопенгауэр (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), Вагнер (см. ВАГНЕР Рихард), все новейшие идеи, волновавшие европейские умы в послевоенный период. Но Томасу Манну, как художнику и человеку, был органически чужд декаданс. Писатель-реалист, сделавший искусство делом всей жизни, впитавший лучшие традиции русской литературы, Толстого и Чехова, одним из первых он распознал угрозу фашизма. В статье «Философия Ницше в свете нашего опыта» он писал: «… фашизм, рассчитанный на околпачивание массы и олицетворяющий разгул самой грязной черни, а в культуре - самую жалкую обывательщину, какую когда-либо видела история, фашизм по самому духу своему не может не быть глубоко чуждым человеку…». В этой же статье Томас Манн, говоря об ответственности творческой личности, таланта перед обществом, отмечает, что Ницше, подобно чуткому сейсмографу, «возвестил западному миру приближение эпохи фашизма, которая для нас стала действительностью и останется ею еще надолго, несмотря на то, что в войне фашизм был побежден». Крупнейший писатель современности, продолжатель гуманистических традиций своих великих предшественников прошел нелегкий путь («Дорога нуждается в обходных путях») от консервативного национализма к пониманию своей роли как авангарда немецкой культуры, как представителя открытого миру, гуманистического и демократического духа; от восторженного преклонения перед философией Шопенгаэура и Ницше к ее осознанной и проникновенной оценке; от аполитичности к яркой защите демократии, к упорной борьбе с национал-социализмом, с мракобесием во всех его проявлениях.
«Будденброки»
В 1901 в издательстве С.Фишер выходит его роман «Будденброки», то самое «эпическое произведение», принесшее ему не только всемирную славу и Нобелевскую премию (1929), но и любовь и признательность миллионов людей. В этом романе, первом в серии социальных романов, Томас Манн затронул те проблемы, которые волновали его на протяжении всей жизни и которые продолжают волновать человечество: жизнь в своей материальности и духовная, интеллектуальная ее сторона, место художника в жизни, его обреченность и одиночество, ответственность таланта, процессы распада и перерождения буржуазного общества.
В русском переводе роман носит подзаголовок «История гибели одного семейства». Точнее было бы «История распада (или разложения) династии». Взяв за основу историю собственной семьи и фирмы, основанной в 1760-х гг. его прапрадедом Зигмундом Манном, писатель создал эпическую хронику, показав типические черты развития развития бюргерства в 19-ом веке и создав тем самым материал для творческого осмысления проблем современной жизни, чему он, собственно говоря, посвятил все свои последующие произведения. Позднее Томас Манн писал, что в «Будденброках» он «создал широкое полотно, художественную и человеческую основу, на которую можно опираться при создании новой продукции».
Роман начинается с описания торжеств в семье Иоганна Будденброка, главы уважаемой любекской фирмы, торгующей зерном, по случаю переезда в новый дом. Сам дом наглядно свидетельствует о том, что дела фирмы идут хорошо, что многочисленная и дружная семья живет в достатке и мире.
Томас Манн прослеживает судьбы всех членов семьи, показывает как рушатся устои и традиции, как, с другой стороны, слепое следование долгу калечит человеческие судьбы, как нарушаются славные заповеди, заканчиваются крахом попытки найти свое место в жизни. Измученный семейными заботами (выходки братца Кристиана, смерть матери, продажа дома) и неудачи в ведении дел, последний владелец фирмы Томас Будденброк находит утешение в философии Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур). Однако глубоко запрятанные внутрь потрясения и переживания прорываются в конце концов наружу; после удаления зуба Томас теряет на улице сознание и умирает. Согласно завещанию фирма ликвидируется. Жена и сын покидают старый дом и поселяются на маленькой вилле. Его сын, последний отпрыск рода по мужской линии, Ганно (Иоганн), - изнеженный ребенок, страшащийся жизни и людей, ищет прибежища в мире музыки, которой он отдается болезненно и страстно. В возрасте 15 лет он умирает от непонятной болезни, не оказывая никакого сопротивления недугу.
За весь 1901 год было продано всего 100 экземпляров романа, однако тиражи росли год от года, и в 1929 роман был выпущен общим тиражом в 1 млн. экземпляров. Сейчас вряд ли найдется какая-либо страна, где не был переведен этот роман.
Прошло почти 30 лет со дня выхода романа в свет, уже были написаны «Тонио Крегер» (1914). «Смерть в Венеции» (1927), романы «Королевское высочество» (1909) и «Волшебная гора» (1924), но когда Нобелевский комитет вынес в 1929 году решение о присуждении Томасу Манну ежегодной премии в области литературы, то в так называемой «наградной формуле» значилось: «прежде всего за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной жизни».
Высокое призвание художника
В 1905 Томас Манн женился на дочери мюнхенского профессора Кате Принсгейм, прошедшей вместе с мужем весь нелегкий жизненный путь; у них было шестеро детей.
В 1903 году была написана новелла «Тристан» о месте художника в жизни, к ней примыкают «Тонио Крегер» (1914) и «Смерть в Венеции» (1912). В 1907 вышла начатая еще в Италии единственная пьеса Манна «Флоренция», где писатель отстаивает этическую ценность эстетического взгляда на жизнь не только для художника, но и для человека вообще, Роман «Королевское высочество», опубликованный в 1909 г. посвящен этой же теме. Томас Манн, после того как на него обрушились за первый роман некоторые критики, а главным образом - жители Любека, увидевшие в персонажах романа карикатуры на самих себя, стал сам давать критический разбор всех своих романов. Вот что писал он о «Королевском высочестве»: « Полный намеков и ассоциаций анализ княжеского бытия как формального, вещного, абстрактного - одним словом, эстетского бытия и разрешение от бремени величества через любовь - вот содержание моего романа, который, не чуждый симпатии к любому виду «частных случаев», проповедует человечность…»
«Волшебная гора»
В 1924 выходит его роман «Волшебная гора», ставший, по выражению автора, «ключевым и поворотным пунктом» его творчества. Тяжелый мировоззренческий кризис, который Манн пережил после войны, осознание новой реальности и законов, по которым существует общество, освобождение от собственных ошибок, - все это он воплотил в этом романе, соёАҠсловно в фокус духовные, исторические, культурно-философские, этические и политические проблемы, течения и тенденции, волновавшие мир.
Сознательно ограничив действие романа тесными рамками швейцарского санатория, где лечатся больные туберкулезом из разных стран, Томас Манн сконцентрировал свое внимание именно на проблемах общества и течениях его духовной жизни. Представляющие различное мировоззрение персонажи - в первую очередь фашиствующий иезуит Нафта, и эпигон либерального просветительства 19-го века Сеттембрини - сражаются за душу немецкого бюргера Ганса Касторпа. В сочетании выбранных автором лейтмотивов рождаются причудливые переплетения идей и этических норм, носящие иногда характер притчи. «Волшебная гора» стала своего рода продолжением традиций классического «романа воспитания». Случайно попавший в санаторий Касторп провел среди «пациентов» семь лет и, благополучно избежав ловушек, уходит здоровым в здоровый мир, но это тот немецкий добропорядочный бюргер, который оказался в окопах Первой мировой войны и который даст себя околпачить фашистским ловцам душ.
Эмиграция
В 1933 Томас Манн совершает поездку по стране с чтением лекций и отрывков из собственных произведений, что, кстати говоря, он делал с блеском: сохранилась запись, где Манн читает отрывок из неоконченного романа «Признания авантюриста Феликса Круля» - сцена встречи героя с профессором Кукук в купе поезда. Из этой поездки Томас Манн не вернулся в Мюнхен, а через Голландию, Бельгию и Францию эмигрировал в Швейцарию и обосновался в г. Кюснахте на берегу Цюрихского озера.
Идеологи Третьего рейха приложили немало усилий, интриг и провокаций, чтобы вернуть в Германию писателя такого ранга: лишали почетных званий, распускали клеветнические измышления, однако Томас Манн считал вслед за великим Гете, что можно менять взгляды, но нельзя изменять принципам. В 1936 он был лишен немецкого гражданства и принял чешское.
В 1938 Томас Манн эмигрировал в США и в 1944 принял американское гражданство. Писатель, достойно представляющий свой народ, признанный им и горячо любимый, вынужден был расстаться прежде всего со своим читателем. Этим объясняется его молчание в первое время. После выступления некоего Корроди в «Новой цюрихской газете», утверждавшего, что Томас Манн занят переоценкой ценностей, «осмысливает дело национал-социализма» и скоро вернется на родину, писатель ответил гневным письмом редактору этой газеты: « Глубокое убеждение, ежедневно подтверждаемое и питаемое тысячами человеческих, моральных и эстетических впечатлений и наблюдений, в том, что современные властители Германии ничего не могут принести хорошего ни Германии, ни миру, - это убеждение вынудило меня покинуть страну, с духовными традициями которой я сроднен значительно глубже, чем те, что уже в течение трех лет никак не отваживаются отказать мне перед всем миром в принадлежности Германии».
Позднее (в 1948 году) он напишет, объясняя разрыв отношений со многими из тех, кто видел в пришествии Третьего рейха розы и мрамор: «… я не видел ничего, кроме мерзости, сивушной отравы для народа, кроме врожденной страсти к убийству, кроме верной гибели Германии и Европы». Из Америки Томас Манн регулярно обращался к своим читателям, к своему народу по радио и в прессе.
Библейская тетралогия
В 1933 году в Вене выходит первый том тетралогии «Иосиф и его братья» («Былое Якова», Вена, 1933; «Юный Иосиф», Вена, 1934; «Иосиф в Египте», Вена,1936; «Иосиф-кормилец», Стокгольм, 1943).
Обращение Томаса Манна к Ветхому Завету не было случайным, Он работал над романом в течение многих лет, и толчком к его созданию явилась гетевская «Поэзия и правда», где великий олимпиец рассказывает, как притягивала его в юности эта «прозрачная и чистая легенда». Не без основания многие критики находят глубинную связь тетралогии с «Фаустом» Гете. Выбор темы и материала находился «в потайной и остро-полемической связи» с противостоящими тенденциями времени; это был протест против антисемитизма и расизма. «Написать роман еврейского духа было своевременным, поскольку казалось несвоевременным».
Глубины немецкого духа
Величественная фигура Гете, его творчество и личность, постоянно привлекала внимание писателя, служила ему примером и задавала масштаб его творческой и общественной деятельности. Гете и его произведениям посвящены многие статьи, речи и эссе Томаса Манна. В 1939 году в Стокгольме вышел его роман «Лотта в Веймаре». Томас Манн использовал в этом романе сухие исторические факты, как, например, приезд Шарлотты Кестнер, послужившей прототипом Лотты в романе Гете «Страдания молодого Вертера», в Веймар в 1816 году, но трактовал их довольно свободно. Однако образ Гете, обстановку и атмосферу при Веймарском дворе Манн воспроизвел с высокой степенью исторической достоверности. Этот роман писатель противопоставил попыткам фашистских идеологов «присвоить» Гете, исказив личность и творчество великого писателя.
В романе «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом» (Стокгольм, 1947) Томас Манн вновь ставит вопрос о гении и болезни и использует рассказ о судьбе отдельной личности для показа судьбы немецкого народа. Позднее Томас Манн опубликовал статью (1949) «Возникновение доктора Фаустуса. Роман одного романа».
В романе «Избранник» (1951) писатель в веселой и пародийной стилизованной манере пересказывает средневековую легенду о Григории, вложив ее в уста вымышленного рассказчика, ирландского монаха Клеменса. Из-за кажущейся маргинальной тематики роман вызвал некое недоумение и отчуждение. Однако книга занимает достойное место в многообразном творчестве Томаса Манна. Он сам писал: «Принимайте вещь такой, какова она есть: веселый и не совсем уж бездумный эксперимент. Многим людям она доставила пару часов развлечения. Это уже кое-что…»!
«Признания авантюриста Феликса Круля»
В своем последнем, оставшемся незаконченным романе, работу над которым писатель начал еще перед Первой мировой войной (первая часть романа была завершена в 1950-1954 гг.), писатель еще раз представил читателю все многообразие мотивов своего творчества в пародийно-ироническом преломлении. Роман первоначально замысливался как юмористический вариант взаимоотношений «художник - бюргер» , так занимавших Томаса Манна в его ранних произведениях. Когда же он спустя целую эпоху продолжил работу над этим «плутовским романом», то новое понимание истории и общества, новый жизненный опыт привели к заметному смещению акцентов. Круль, чей жизненный путь иронически оценивался автором как «нравственное достижение высокого ранга», превратился из уголовника в человека, «умеющего жить», который сумел использовать сомнительные нормы буржуазного общества для блестящей карьеры, в обаятельного мошенника, чей сомнительный облик становится отражением характера общества.
Последние годы
После окончания войны Томас Манн дважды приезжал в Европу с чтением лекций, пока окончательно не переехал в Швейцарию и не поселился в городе Кильхберге. В это время он пишет много статей и эссе; обогащенный жизненным и историческим опытом, он возвращается к своим кумирам: Гете, Толстому, Чехову, Достоевскому, Вагнеру, Ницше.
В 1955 году, в год юбилея Фридриха Шиллера, он совершает поездку по двум Германиям, с расколом которой он никак не мог смириться.
Томас Манн оставил большое эпистолярное наследие, его письма - образец отношения к этому виду общения между людьми. Над каждым письмом он работал, по его собственному выражению, как над серьезнейшим литературным произведением.
МАНН Томас (Mann, Thomas)
ТОМАС МАНН
(1875-1955), немецкий писатель. Родился 6 июня 1875 в Любеке, в семье состоятельных коммерсантов, игравшей значительную роль в Любеке и других ганзейских городах Северной Германии. Старший его брат, Генрих (1871-1950), был широко известным романистом, эссеистом и драматургом, трое детей - Клаус, Эрика и Голо - сами стали известными литераторами. Детство Манна прошло в Любеке, учился он в Любеке и Мюнхене, куда семья переехала после смерти отца в 1891. Студентом университета самостоятельно и с увлечением штудировал А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и Р. Вагнера. После неудачной попытки сделать деловую карьеру Манн вместе с братом Генрихом в середине 1890-х годов отправился в Италию, где пробыл два с половиной года, посвятив их главным образом работе над первым значительным романом Будденброки (Buddenbrooks, 1901), ставшим бестселлером. По возвращении в Мюнхен Манн вплоть до 1914 вел жизнь, обычную для благополучных "аполитичных" интеллектуалов того времени. Роль Германии в Первой мировой войне и ее последующая непопулярность за рубежом пробудили у Манна интерес к национальной и международной политике. Его Размышления аполитичного (Betrachtungen eines Unpolitischen, 1918), равно как и небольшие эссе времен войны, представляют собой попытку немецкого патриота-консерватора оправдать позицию своей страны в глазах демократического Запада. К концу войны Манн приблизился к позициям демократов. После получения Нобелевской премии по литературе (1929) он снискал признание во всей Европе и за ее пределами. В 1920-е - начале 1930-х годов писатель неоднократно предостерегал соотечественников от угрозы гитлеризма; в 1933 началась его добровольная эмиграция. Став в 1944 гражданином США, Манн решил не возвращаться в Германию после войны, и спустя несколько лет покинул США и поселился в Швейцарии, в Кильхберге близ Цюриха. Последние годы его жизни ознаменовались новыми литературными свершениями. За несколько дней до смерти, которая последовала 12 августа 1955, он был награжден высшим орденом Германии "За заслуги". В основе Будденброков лежат наблюдения Манна за своими родными, друзьями, нравами родного города, за упадком семейства, принадлежащего к потомственному среднему классу. Реалистический по методу и деталям, роман, по сути, символически изображает взаимоотношения мира бюргерского и мира духовного. Тем не менее книга легко читается; она рассказывает историю, и не одну, с множеством ярких характеров и юмористических и трогательных эпизодов. Книга Королевское высочество (Knigliche Hoheit, 1909), как и все произведения Манна, в известном смысле автобиографична. Это "роман воспитания": любовь ведет юного принца к зрелости и "суровому счастью", которое приходит с осознанием ответственности. Множество подлинных жемчужин обнаруживается в новеллистике писателя. Среди ранних новелл особенно примечательны Тонио Крегер (Tonio Krger, 1903) и Смерть в Венеции (Der Tod in Venedig, 1912); среди поздних новелл выдающееся место занимает Марио и волшебник (Mario und der Zauberer, 1931), где речь идет о свободе. Пожалуй, наиболее важная книга Манна - роман идей Волшебная гора (Der Zauberberg, 1924). Ганс Касторп, молодой герой романа, много более жизнеспособен, чем прежние манновские утонченные художники, захандрившие деловые люди и хромые принцы. Но у "трудного дитяти жизни" Касторпа своя беда: из-за открывшегося туберкулеза он проводит семь лет в горном санатории в Швейцарии. Читатель постепенно уясняет, что санаторий и его пациенты суть грандиозный символ предвоенной Европы, а Касторп воплощает собой типичного бюргера-немца, в определенном смысле и самого Томаса Манна. Монументальная тетралогия Иосиф и его братья (Joseph und seine Brder, 1934-1944) еще более четко, чем Волшебная гора, ориентирована на "дружелюбие к жизни". Короткий библейский рассказ Манн развил в огромное повествование, описывающее беды и удачи героя. Иосиф тоже "роман воспитания", но здесь возрастает не только одаренная личность, но и еврейский народ, а в известном смысле и сам Бог. Тенденции, наметившиеся еще в раннем творчестве, выходят теперь на первый план: интерес к политике, интерес к мифу и увлечение фрейдовским психоанализом. Роман Лотта в Веймаре (Lotte in Weimar, 1940) отразил растущий интерес Манна к Гете. Это рассказ о второй встрече стареющего Гете с Шарлоттой Буфф, которая в юности вдохновила его на книгу, принесшую ему европейскую славу, - Страдания юного Вертера. Роман далек от обычных исторических или сентиментальных сочинений: Лотта в Веймаре, как и Иосиф, прежде всего исследование психологии и мифа. Воздействие гения на жизнь обыкновенных, "нормальных" современников показано с едва ли не пугающей осязательностью. Доктор Фаустус (Doktor Faustus, 1947), вероятно, наиболее сложный роман Манна, посвящен главным образом теме проклятия, "продажи души". Талантливый музыкант Адриан Леверкюн вступает в сделку с дьяволом, дабы преодолеть творческое бесплодие двадцатого столетия и совершить прорыв к оригинальности. Так и немецкая нация, поздно вошедшая в мировую политику, продала свою душу, чтобы получить власть и силу. Эти две главные темы романа переплетаются друг с другом; особенно потрясает финал, когда рассказ о крахе Леверкюна смыкается с хроникой последних дней гитлеровского рейха. Следующий роман Манна, Избранник (Der Erwhlte, 1951), - образцовая беллетристика. Основан он во многом на Грегориусе средневекового немецкого поэта Гартмана фон Ауэ. Речь идет о грехе, искуплении и Божьем прощении. Манн затрагивает здесь тему инцеста и Божьей милости. Изобилие словесной игры и других стилистических средств подскажет внимательному читателю, что роман этот от начала до конца - пародия. Признания авантюриста Феликса Круля (Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull, 1954) - самый известный из поздних романов Манна. Задуманный еще до Первой мировой войны, этот "плутовской" роман отражает неизменную уверенность автора в том, что всякий артист, художник - тип сомнительный, сродни преступнику. Милый мошенник Феликс Круль в жизни действительно артист, одаренный богатым воображением, обаянием и по-своему творческая личность. Круль имел поистине широчайший успех. На протяжении творческого пути Манн написал целый ряд больших и малых эссе, до Первой мировой войны черпая темы в области культуры, затем подключив и сферу политики. Ряд крупных эссе Манна посвящен трем кумирам его юности - Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, а также И.В.Гете, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому, Ф.Шиллеру, З.Фрейду и др. Политические его эссе - это размышления о двух мировых войнах и возникновении гитлеризма.
ЛИТЕРАТУРА
Манн Т. Собрание сочинений, тт. 1-10. М., 1959-1960 Адмони В.Г., Сильман Т.И. Томас Манн. Л., 1960 Манн Т. Иосиф и его братья, тт. 1-2. М., 1968 Манн Т. Новеллы. М., 1973 Манн Т. Письма. М., 1975 Апт С.К. Над страницами Т.Манна. М., 1980 Федоров А.А. Т.Манн. Время шедевров. М., 1981 Дирзен И. Эпическое искусство Т.Манна. М., 1981