сущ. (греч. μήτηρ) - мать. (Быт. 3, 20)
матиас (мэтайс) роберт брюс
Энциклопедический словарь
МАТИАС (Мэтайс) Роберт Брюс - МА́ТИАС (Мэтайс) (Mathias) Роберт Брюс (р. 17 ноября 1930, Тулэр, шт. Калифорния), американский спортсмен (легкая атлетика (см. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА)).
Двукратный олимпийский чемпион в легкоатлетическом десятиборье (Лондон, 1948; Хельсинки, 1952). В Хельсинки впервые применил стеклопластиковый шест, и, хотя его результат оказался намного ниже тогдашнего рекорда мира, прыжок Матиаса стал революционным в этом виде спорта (до этого спортсмены использовали бамбуковые шесты). Успешное применение Матиасом новой технологии привело к стремительному росту результатов. После завершения спортивной карьеры атлет снялся в нескольких кинофильмах, а затем стал директором Олимпийского тренировочного центра в Колорадо Спрингс.
Полезные сервисы
матиаш i корвин
Энциклопедия Кольера
МАТИАШ I КОРВИН (венг. Matyas Corvin, лат. Matthias I Corvinus)
(1440-1490), король Венгрии. Матиаш был младшим сыном Яноша Хуньяди, происходившего из Валахии аристократа, который был регентом Венгрии при Владиславе III (Уласло I), малолетнем короле Польши и Венгрии, и прославился своими походами против турок, отодвинувшими завоевание ими Венгрии на 70 лет. Матиаш родился в Колошваре, в Трансильвания (совр. Клуж-Напока, Румыния) 23 февраля 1440. Когда в 1456 отец умер, Матиаш и его старший брат Ласло оказались втянуты в сложные интриги вокруг воцарившегося в Чехии и Венгрии на короткое время малолетнего Ласло V (в Чехии он именовался Ладиславом Погробеком). В результате старший из братьев был казнен (что вызвало взрыв негодования в Венгрии, вынудивший короля бежать из страны), а Матиаш ввергнут в темницу в Праге. Но в конце 1457 король умер, и тогда регент Чехии Йиржи Подебрад немедленно освободил Матиаша, что дало возможность сословному собранию избрать его королем Венгрии. Самого Йиржи вскоре избрали королем Чехии, и для закрепления дружбы между властителями его дочь Екатерина вышла замуж за Матиаша. Матиаш обнаружил выдающиеся способности в управлении людьми и событиями, в относительно короткое время распространив свою власть на большую часть страны. Особенно успешным было противодействие, которое ему удалось оказать проискам прогабсбургской партии, которая в надежде на предоставление больших свобод высшей знати пыталась посадить на венгерский трон императора Фридриха III. Борьба между двумя государями - молодым королем Венгрии и главой Священной Римской империи - заняла весьма значительный период в жизни Матиаша, хотя в 1463 они примирились и Фридрих признал Матиаша королем Венгрии (при том, что титул "короля Венгрии, Далмации и Хорватии" сохранил все же Фридрих), выдав ему корону св. Стефана. Вероятно, наибольшая внешнеполитическая ошибка Матиаша - это его решение в меньшей степени принимать в расчет турок, эту величайшую опасность, угрожавшую самому существованию Венгрии, а вместо этого пытаться расширить свои владения в западном направлении. Его целью были не только земли Габсбургской короны (хотя он в течение продолжительного времени владел большей частью территории Австрии, включая Вену), но и территории Йиржи в Чехии. Матиаш, которого поддерживал папа Павел II, представлял дело так, что действует так, как подобает подлинно христианскому государю, призванному защищать католическую церковь от еретического отступничества чешских гуситов под руководством Йиржи. В действительности же он стремился к завоеваниям и желал присоединить к короне св. Стефана корону св. Вацлава. Матиашу удалось захватить большую часть Моравии и Силезии, а в 1469 не признававшая Йиржи часть чешской аристократии даже избрала его королем Чехии. Однако впоследствии чехи дали Матиашу отпор, и после смерти Йиржи в 1471 он не смог помешать чешским сословиям избрать королем Владислава II, сына польского короля. Поддержка Фридрихом этой кандидатуры привела к тому, что Матиаш возобновил войну как против императора, так и против самого Владислава. При Матиаше нечасты были периоды, когда бы он не участвовал в крупных военных конфликтах по тому или иному поводу Поразительно, но при таких обстоятельствах Матиашу все же удавалось поддерживать в Венгрии интенсивную культурную жизнь. По большей части все это несло на себе итальянский отпечаток, в частности, потому, что его вторая жена Беатриса была неаполитанской принцессой. Велось крупное строительство, началось книгопечатение, была основана Bibliotheca Corvina, одна из крупнейших библиотек конца 15 в. (2000-2500 томов, 195 из которых сохранились, разойдясь по разным собраниям), поддержку получило высшее образование (в частности, в 1467 в Братиславе король основал первый в Венгрии университет). Ни в политическом, ни в культурном плане Венгрия никогда больше не играла столь значительной роли в европейской истории. И действительно, лишь через 36 лет после смерти не имевшего законных наследников Матиаша (он умер в Вене 4 апреля 1490) Венгрия пала жертвой турецкого вторжения.
Полезные сервисы
матида
Энциклопедический словарь
Ма́тида - город в Японии, спутник Токио. 360 тысяч жителей. (1995). Машиностроение, металлообрабатывающая промышленность. Синтоистский храм Окунитама. Туризм.
* * *
МАТИДА - МА́ТИДА (Machida), город в Японии, на острове Хонсю (см. ХОНСЮ), на реке Цуруми. Город-спутник Токио (см. ТОКИО). Население 389,2 тыс. человек (2004). Машиностроение. Металлообрабатывающая промышленность. Синтоистский храм Окунитама. Туризм.
Большой энциклопедический словарь
МАТИДА - город в Японии, спутник Токио. 356 тыс. жителей (1992). Машиностроение. Металлообрабатывающая промышленность. Синтоистский храм Окунитама. Туризм.
Сканворды для слова матида
Полезные сервисы
матика
Словарь русского арго
МАТИКА, -и, ж.
Математика (предмет), преподавательница, учительница по математике.
Контроша (контрольная работа) по матике.
Из шк., студ. Ср. матеша.
Синонимы к слову матика
сущ., кол-во синонимов: 26
мама (53)
мамаша (36)
мамка (32)
мамушка (38)
математика (29)
матенка (25)
матка (50)
матонька (25)
маточка (25)
матуличка (25)
матуля (25)
матуненька (25)
матуничка (25)
матунька (25)
матунюшка (25)
матуня (25)
матусенька (25)
матуся (25)
матухна (25)
матуша (25)
матушка (32)
матушь (26)
матынька (25)
мать (67)
матя (25)
мачка (25)
Полезные сервисы
матильда
Энциклопедический словарь
Мати́льда (Matilde) (1046-1115), маркграфиня Тосканы. В борьбе за инвеституру поддерживала римских пап. В её замке Каносса в 1077 происходила встреча папы Григория VII и императора Генриха IV.
* * *
МАТИЛЬДА - МАТИ́ЛЬДА (Matilde) (1046-1115), маркграфиня Тосканы. В борьбе за инвеституру поддерживала римских пап. В ее замке Каносса в 1077 происходила встреча папы Григория VII и императора Генриха IV.
Энциклопедия Кольера
МАТИЛЬДА (Matilda) (1102-1167), или Мод (Maud), королева Англии и императрица Священной Римской империи. Матильда, дочь английского короля Генриха I и Матильды, дочери шотландского короля Малькольма III, родилась в Лондоне. В 1109 в Утрехте состоялась ее помолвка с императором Генрихом V, после чего она воспитывалась в Германии, а в январе 1114 в Майнце состоялась их свадьба. В 1125 Генрих V умер, после чего Матильда вернулась в Англию, где бароны признали ее в качестве наследницы Генриха I. 17 июня 1128 Матильда вышла замуж за Жоффруа Плантагенета, наследника графств Анжу и Мен. Английские бароны были не в восторге от ее мужа-чужеземца и не желали, чтобы ими правила женщина. Поэтому, когда в 1135 Генрих I умер, Англия и Нормандия признали в качестве государя его племянника Стефана. Началась гражданская война. В 1141 сторонники Матильды взяли Стефана в плен, а она стала леди, или королевой, Англии - безжалостной, капризной и высокомерной. Гражданская война разразилась еще раз, и теперь Матильда была вынуждена освободить Стефана, а к 1143 окончательно сдала позиции. В 1148 Матильда вернулась в Нормандию, предоставив начать дело сызнова сыну Генриху, который после смерти Стефана в 1154 стал королем Англии под именем Генриха II. Матильда умерла близ Руана 10 сентября 1167.
Орфографический словарь
Синонимы к слову матильда
Грамматический словарь
Словарь русских имен
Словарь имён
Словарь имён и отчеств
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова матильда
- Имя легендарной балерины Кшесинской.
- Кошка фрёкен Бок.
- Этот фильм вышел под слоганом «Тайна дома Романовых».
- Девочка, которую воспитывал киллер Леон.
- Роман английского писателя Роальда Даля.
- Фильм Алексея Учителя.
- Персонаж оперы Джоаккино Россини «Вильгельм Телль».
- Фильм Дэниэля Манна.
- Фильм Дэнни Де Вито.
- Женское имя.
Полезные сервисы
матильда (matilde)
Большой энциклопедический словарь
МАТИЛЬДА (Matilde) (1046-1115) - маркграфиня Тосканы. В борьбе за инвеституру поддерживала римских пап. В ее замке Каносса в 1077 происходила встреча папы Григория VII и императора Генриха IV.
Полезные сервисы
матине
Толковый словарь
I нескл. ср.
Старинная женская утренняя домашняя одежда в виде широкой и длинной кофты из лёгкой ткани.
II нескл. ср.
1. Утренний приём гостей в старину.
2. Утренний спектакль, концерт.
Толковый словарь Ушакова
МАТИНЕ́ [нэ], нескл., ср. (франц. matinée).
1. Женская утренняя домашняя одежда в виде широкой и длинной кофты из легкой ткани.
2. В буржуазно-дворянской среде - Утренний прием гостей (устар.).
3. Утренний спектакль (устар.).
Орфографический словарь
Словарь ударений
Синонимы к слову матине
Омонимы к слову матине
матине I
женская утренняя домашняя одежда в виде широкой и длинной кофты из лёгкой ткани
матине II
утренний приём гостей
утренний спектакль, концерт
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
МАТИНЕ нескл., ср. matinée f.
1. Женская утренняя домашняя одежда в виде широкой и длинной кофты из легкой ткани. БАС-1. Туалет можно разделить на 4 категории: к 1-ой относятся утренние платья: matiné, negligé или déshabillé, капот. Хороший тон 1881 391. Портнихи продолжали ездить с картонками, то теперь они шили капоты и matinées. В. Микулич Мимочка отравилась. || После ванны вечером. Глаза ее метали искры, и грудь высоко поднималась. Полуобнаженные руки дрожали. Матине складками падало на пол и обнажало прекрасные плечи, по которым прядями рассыпались ее влажные, душистые волосы. М. Чехов Месть.
2. устар. Утренний прием гостей. БАС-1. В одно из приемных matinées губернаторши, им <Славским> была рассказана самым невинным и сочувственным тоном романтическая история. Б. Маркевич Бездна. // РВ 1883 7 319. Обед балалаечников состоялся через три дня после матине в честь принцессы Мекленбургской. Тенишева Впечатления 175.
3. устар. Утренний спектакль, концерт. БАС-1. На одном из "matinée", после квартета Бетховена .., Лист .. исполнил от ноты до ноты бетховенскую сонату. Серов Письма из-за границы. M-me Виардо дала блестящий концерт в пользу разоренных жителей .. с будущего воскресенья начинаются ее matinées. 22. 8. 1866. Тургенев - В. Г. Боткину. Представьте, что каждый вечер надо свежую юбку и прочее, а вы знаете, как это дорого в Париже .. а по воскресеньям надо менять два раза, потому что бывают matinées <танцовщица в Мулен Руж>. РМ 1891 10 1 107. Она сидела в своей уборной после matinée, завернувшись в выцветший халат. А.Милн Двое. // ИЛ 1994 6 192. Ср. Праздничный день по программе был разделен на две части: на литературное утро, с полудня до четырех часов и потом на бал, с девяти часов вовсю ночь. Дост. Бесы. Пришли к такому решению: .. устроить в пользу медицинских курсов литературное утро. 7. 2. 1904. Чехов - П. И. Куракину. // РР 1985 6 103.- Лекс. Уш. 1938: матине/.
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова матине
Полезные сервисы
матине дансант
Словарь галлицизмов русского языка
МАТИНЕ ДАНСАНТ * matinée dansante. Она <разумовская> тож давала балы и matinées dansants très choisies и возбуждала неудовольствия в том обществе, где ее пригревали после многолетнего пребывания за границей. Смирнова-Россет Зап. 294. Более других ценились балы и танцевальныя утра, matinées dansants, происходившие в роскошной кают-компании русского фрегата Олаф. РВ 1871 11 58.
Полезные сервисы
матинский мих. ал
Гуманитарный словарь
МАТИ́НСКИЙ Мих. Ал. (1750-1820) - драматург, переводчик, педагог. "Собственный человек" гр. С. П. Ягужинского. Получил образование в моск. г-зии для разночинцев, довершив его образоват. путешествием (Италия). Знание иностр. яз. позволило М. заняться пер. (преимущ. с нем.). На это существенно повлияло вступление в масонскую орг-цию и сближение с "Об-вом, старающимся о переводах книг" и с "Об-вом, старающимся о напечатании книг", возглавляемым Н. И. Новиковым, а также вступление в чл. Вольного экон. об-ва. М. публикует ряд своих пер.: "Республика ученых, или Аллегорич. и критич. описание художеств и наук" Фаярда (1774), басни и сказки Г. Геллерта (1775), комедия "Богомолка" (1774). Сочинил и опубликовал кн. о весах и мерах разл. гос-в: "Описание разл. мер и весов...". Получив "вольную", М. преподавал в Воспитат. об-ве благор. девиц (математика, география, история) с 1779 по 1802 и с 1810 по 1818. Нек-рое время М. был привлечен к деят-ности "Комиссии об учреждении уч-щ" под рук. М. М. Сперанского. Имя М. стало изв. в связи с его соч. для т-ра. В 1779 была представлена оп. на либр. М. "Тунисский паша" с музыкой В. А. Пашкевича. Наиб. успех имела оп. "Гостиный двор", "сочиненная на рос. яз. путешествующим по Италии крепостным человеком гр. Ягужинского, и на музыку также им положена" (в редакции Пашкевича получила назв. "СПб. гостиный двор, или Как поживешь, так и прослывешь").
Полезные сервисы
матирование
Толковый словарь
ср.
1. процесс действия по несов. гл. матировать
2. Результат такого действия; наведение мата [мат III], матировка 2..
Академический словарь
Орфографический словарь
Синонимы к слову матирование
Сканворды для слова матирование
- Обработка стекла фтористыми соединениями, абразивами для придания поверхности шероховатой фактуры.
- Обработка химических волокон в процессе изготовления для устранения блеска.
Полезные сервисы
матированный
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
МАТИРО́ВАННЫЙ, матированная, матированное; матирован, матирована, матировано (спец.). прич. страд. прош. вр. от матировать.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Синонимы к слову матированный
Морфемно-орфографический словарь
Полезные сервисы
матировать
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
МАТИРОВА́ТЬ, матирую, матируешь, несовер., что (спец.). Наводить мат на что-нибудь (см. мат3). Матировать стекло.
Энциклопедический словарь
МАТИРОВА́ТЬ -ру́ю, -ру́ешь; матиро́ванный; -ван, -а, -о; нсв. [от нем. mattieren] что. Спец. Делать матовым, наводить мат (3.М.). М. шёлк. М. стекло.
◁ Мати́роваться, -ру́ется; страд. Матирова́ние; мати́рование, -я; ср. Матиро́вка, -и; ж.
Академический словарь
-ру́ю, -ру́ешь; прич. страд. прош. матиро́ванный, -ван, -а, -о;
несов., перех. спец. Делать матовым, наводить мат3 (во 2 знач.) на что-л.
Матировать шелк. Матировать стекло.
[От нем. mattieren]
Орфографический словарь
Словарь ударений
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Полезные сервисы
матировка
Толковый словарь
ж.
1. процесс действия по несов. гл. матировать
2. Результат такого действия; наведение мата [мат III], матирование 2..
Толковый словарь Ушакова
МАТИРО́ВКА, матировки, мн. нет, жен. (спец.). Действие по гл. матировать.
Академический словарь
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова матировка
матиро́вка, матиро́вки, матиро́вок, матиро́вке, матиро́вкам, матиро́вку, матиро́вкой, матиро́вкою, матиро́вками, матиро́вках
Синонимы к слову матировка
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Сканворды для слова матировка
Полезные сервисы
матисен
матисен оскар
Энциклопедический словарь
МАТИСЕН Оскар - МА́ТИСЕН (Matisen) Оскар (1888-1965), норвежский спортсмен (скоростной бег на коньках (см. СКОРОСТНОЙ БЕГ НА КОНЬКАХ)). Один из самых знаменитых конькобежцев за всю историю этого вида спорта.
Неоднократный рекордсмен мира. Чемпион мира (1908 - на дистанциях 1500, 5000 и 10 000 м; 1909; 1912-1914; 1920). Чемпион Европы (1909, 1912, 1913, 1914). После завершения спортивной карьеры занимался коммерческой деятельностью в качестве совладельца фирмы, изготовлявшей беговые коньки.
Полезные сервисы
матисен фёдор андреевич
Энциклопедический словарь
Ма́тисен Фёдор Андреевич (1872-1921), гидрограф, участник ряда российских полярных экспедиций (в том числе, Э. В. Толля в 1900-1903). Организатор и руководитель первой советской гидрографической экспедиции к устьям рек Лена, Оленёк; исследовал бухту Тикси.
* * *
МАТИСЕН Федор Андреевич - МА́ТИСЕН Федор Андреевич (1872-1921), русский гидрограф (см. ГИДРОГРАФИЯ), участник ряда полярных экспедиций (в т. ч. Э. В. Толля (см. ТОЛЛЬ Эдуард Васильевич) в 1900-03). Организатор и руководитель первой советской гидрографической экспедиции к устьям рек Лена (см. ЛЕНА), Оленек (см. ОЛЕНЕК); исследовал бухту Тикси (см. ТИКСИ БУХТА) .
Полезные сервисы
матисен федор андреевич
матисово болото
матисон
матисс
Грамматический словарь
Сканворды для слова матисс
- Этот фовист прославился после «Танца» 1910 года.
- Кто автор термина «кубизм»?
- Французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
- Французский художник, автор картины «Семейный портрет».
- Картины этого «дикаря», по словам французов, помогали им в чёрные дни фашистской оккупации видеть солнце.
- Его картина «Женщина в зелёной шляпе» стала одним из предвестников фовизма - нового направления в авангардном искусстве.
- Французский художник, автор картин «Танец», «Музыка», «Одалиски», «Красные рыбы».
- Какой из известных художников был учеником Гюстава Моро?
Полезные сервисы
матисс (matisse) анри
Большой энциклопедический словарь
МАТИСС (Matisse) Анри (1869-1954) - французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия ("Танец", 1910; "Красные рыбы", 1911), в витражах, гравюрах, литографиях.
Полезные сервисы
матисс анри
Энциклопедический словарь
Мати́сс Анри (Matisse) (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбы», 1911), в витражах, гравюрах, литографиях.
* * *
МАТИСС Анри - МАТИ́СС (Matisse) Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма (см. ФОВИЗМ). Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбки», 1911), в витражах, гравюрах, литографиях.
* * *
МАТИ́СС (Matisse) Анри Эмиль Бенуа (31 декабря 1869, Ле Като, Нор - 3 ноября 1954, Симье, близ Ниццы), французский художник.
Годы учения
Первые опыты в живописи относятся к 1890; в 1892 Матисс учится в Париже в Академии Жюлиана у А. В. Бугро - мэтра салонного искусства; в 1893-98 работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность, особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов. Матисс копирует в Лувре произведения Шардена (см. ШАРДЕН Жан Батист Симеон), де Хема (см. ХЕМ Ян Давидс де), Пуссена (см. ПУССЕН Никола), Рейсдаля (см. РЕЙСДАЛ Якоб ван), интересуется творчеством Гойи (см. ГОЙЯ Франсиско), Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен), Энгра (см. ЭНГР Жан Огюст Доминик), Коро (см. КОРО Камиль) и Домье (см. ДОМЬЕ Оноре). Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах (см. ОБАМА Барак). По совету К. Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль) едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера (см. ТЕРНЕР Уильям).
Становление художника
1901-04 - годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет; появляется техника импрессионистического дробного мазка. Знакомится с творчеством А. Майоля (см. МАЙОЛЬ Аристид), художниками группы «Наби (см. НАБИ)», увлекается искусством П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), П. Сезанна (см. СЕЗАНН Поль). Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком (см. СИНЬЯК Поль) и Э. Кроссом едет на юг Франции, в Сен-Тропез; художник начинает использовать технику дивизионизма (см. ДИВИЗИОНИЗМ) - раздельных точечных мазков.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма (см. ПУАНТИЛИЗМ)) манерой письма. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Фовизм
В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму (см. ФОВИЗМ). В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией (см. КСИЛОГРАФИЯ) и арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика; продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Зрелое творчество
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В его мастерской появляются ученики из разных стран.
В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов (см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ) С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан (см. ДУНКАН Айседора) и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно - «Купание, или медитация» - осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Между двумя войнами
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо (см. РОКОКО). В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно - танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
«Капелла четок»
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу - керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, - синтез многих предшествующих его исканий.
Образы и стиль
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
Мир Матисса - это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника - передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
Энциклопедия Кольера
МАТИСС Анри (Matisse, Henri)
(1869-1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке "диких" (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений мусульманского искусства, показанных на выставке 1903 в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Наряду с живописными произведениями известны его блистательные рисунки, гравюры, скульптуры, рисунки для тканей. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954.
АНРИ МАТИСС. ОДАЛИСКА В КРАСНЫХ ШАРОВАРАХ
АНРИ МАТИСС. КРАСНАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Эсколье Р. Матисс. М., 1979 Костеневич А.Г., Семенова Н.Ю. Матисс в России. М., 1993
Полезные сервисы
матисс, анри
Иллюстрированный энциклопедический словарь
А. Матисс. "Красные рыбы". 1911.
Музей изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина.
МАТИСС (Matisse) Анри (1869 - 1954), французский живописец и график. Один из лидеров фовизма. Праздничную красочность мира выразил в ясных по композиции и чистых по цвету картинах ("Танец", 1910), в витражах, гравюрах, литографиях, утверждающих красоту и радость бытия.
А. Матисс. Интерьер в Ницце. 1917-1918 г.
Полезные сервисы
матиссист
Словарь галлицизмов русского языка
МАТИССИСТ а, м. Художник, работающий в стиле Матисса. Среди "матиссистов", представленных на выставке, есть художник, никогда не находившийся под влиянием Матисса и присоединившихся к группе только благодаря известной смежности и параллельности их исканий. Это - Жорж Руо. Весы 1909 2 105.