м.
1. Французский бальный танец, характеризующийся плавностью и медленностью движений и состоящий в основном из поклонов и реверансов.
2. Музыка к такому танцу.
3. Музыкальное произведение в ритме такого танца.
м.
1. Французский бальный танец, характеризующийся плавностью и медленностью движений и состоящий в основном из поклонов и реверансов.
2. Музыка к такому танцу.
3. Музыкальное произведение в ритме такого танца.
МЕНУЭ́Т, менуэта, муж. (франц. menuet). Старинный французский танец, изящный и плавный.
|| Форма музыкального произведения с ритмом менуэта (муз.).
МЕНУЭ́Т, -а, муж. Старинный французский народный и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца.
| прил. менуэтный, -ая, -ое.
Менуэт
-а, м.
1) Старинный французский танец в умеренном темпе с плавными и медленными движениями, а также музыка к этому танцу.
Скрипка, альты, гобои и литавры играли на хорах старые немецкие песни, русские плясовые, церемонные менуэты (А. К. Толстой).
2) Музыкальное произведение в ритме этого танца.
Менуэты Баха.
Родственные слова:
менуэ́тный
Этимология:
От французского menuet (← menu ‘мелкий’, ‘незначительный’).
Энциклопедический комментарий:
Менуэт происходит от народного танца провинции Пуату. Со второй половины XVII в. становится придворным танцем, затем распространяется по всей Европе как бальный. В России появился на ассамблеях Петра I. Менуэт исполнялся плавно, торжественно, движения строились в основном на поклонах и реверансах. Музыкальный размер 3/4. На протяжении XVIII в. менуэт видоизменяется: ускоряется темп, усложняются движения, танец приобретает черты жеманной изысканности. Постепенно менуэт превращается в скерцо (окончательно у Л. Бетховена), к концу XIX - началу ХХ в. встречается редко (у К. Дебюсси, М. Равеля, Г. Форе, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и др.).
МЕНУЭ́Т, -а, м
Старинный французский, парный, трехдольный танец, характерное движение - плавные и грациозные перемещения партнеров маленькими шагами; возник и был популярен в XVII-XVIII вв.
Менуэт танцуется плавно, медленно, почти чопорно.
МЕНУЭ́Т -а; м. [франц. menuet]
1. Старинный французский танец, характеризующийся плавностью и медленностью движений и большим количеством поклонов и реверансов. Движения менуэта. Танцевать м.
2. Музыка такого танца. Играть м. Звуки менуэта. // Музыкальное произведение в ритме этого танца. М. Шопена.
◁ Менуэ́тный, -ая, -ое. М-ые па. М. ритм.
* * *
менуэ́т (франц. menuet, от menu - маленький), 1) старинный народный французский танец, с середины XVII в. бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер 3/4. 2) Часть инструментальной сюиты, партиты, дивертисмента, серенады; 3-я часть классической формы симфонии, 4-частной сонаты.
* * *
МЕНУЭТ - МЕНУЭ́Т (франц. menuet, от menu - маленький), старинный народный французский танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер 3/4.
МЕНУЭТ (франц. menuet - от menu - маленький), старинный народный французский танец, с сер. 17 в. бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер 3/4.
-а, м.
1. Старинный французский танец в умеренном темпе, а также музыка к этому танцу.
Скрипка, альты, гобои и литавры играли на хорах старые немецкие песни, русские плясовые, церемонные менуэты. А. Н. Толстой, Петр Первый.
2. Музыкальное произведение в ритме этого танца.
Менуэт Шопена.
[франц. menuet]
МЕНУЭ́Т (франц. menuet, от menu pas - малый шаг) - старинный франц. нар. танец, первонач. в умеренном темпе, с тактовым размером 3/4. Произошел от бранля - нар. хороводного танца провинции Пуату. При Людовике XIV стал придворным танцем и включался в оперы-балеты Ж. Б. Люлли. С кон. 17 в. М. приобрел более ускоренный темп и энергичный характер и почти во всех зап.-европ. странах вошел в т. н. камерную сонату и сюиту в качестве одной из последних частей с репризной трехчастной формой (da capo). "Король танцев", М. сохранился в предклассицистских и классицистских камерных ансамблях (трио, квартетах, дивертисментах, серенадах), сонатах, симфониях, располагаясь обычно перед финалом. Лишь Л. Бетховен в симфониях постепенно заменил М. на скерцо. В России М. танцевали на ассамблеях при Петре I, в 18 в. были популярны "Песни на М.". М. встречается в бальных оркестровых сюитах О. А. Козловского, в сольных и ансамблевых сонатах М. С. Березовского и И. Е. Хандошкина, квартетах А. А. Алябьева и Мих. Ю. Виельгорского, Сюите для фп. А. Г. Рубинштейна (ор. 38), оркестровой сюите "Моцартиана" и балете "Спящая красавица" (Танец герцогинь) П. И. Чайковского. М. для фп. создали А. Г. Рубинштейн (ор. 93), Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, В. С. Калинников, А. Т. Гречанинов. В 20 в. интерес к М. проявляли композиторы, тяготеющие к неоклассицизму: С. В. Рахманинов (Прелюдия № 4 для фп., Вариация 12 в Рапсодии на тему Паганини для фп. с оркестром); Н. Я. Мясковский ("Стилизации" для фп.); С. С. Прокофьев (№ 11 из балета "Ромео и Джульетта", М. для фп.); А. Г. Шнитке (Сюита в старинном стиле для скрипки и фп.); Ю. И. Маркин (Старинные танцы в джазовом стиле для фп.). Уник. вокальные М. принадлежат С. И. Танееву (романс "М.") и И. Ф. Стравинскому (Хор-М. из оперы "Похождение повесы").
менуэ́т, менуэ́ты, менуэ́та, менуэ́тов, менуэ́ту, менуэ́там, менуэ́том, менуэ́тами, менуэ́те, менуэ́тах
менуэ́т
впервые: менувет, Куракин; см. Смирнов 194. Через нем. Меnuеtt (с XVII в.; см. Шульц-Баслер 2, 103) из франц. menuet "танец с короткими па" - от menu "маленький". Прямо из франц. сокращенное мен, мень "вид пляски с песнями", олонецк. (Кулик.).
МЕНУЭТ а, м. menuet m., > пол. menuet, menwet. Старинный французский танец, характеризующийся плавностью и медленностью движений и состоящий в основном из поклонов и реверансов. БАС-1. <ремезов И. С.> .. фортификацию с атакою знает весьма изрядно, в механике разумеет все простые машины.., танцует минует. 1761. Сведения о некоторых писателях. // Ефремов Мат. 200. Искусство малое и дело не пречудно. А стихотворцем быть есть дело небеструдно Набрать любовных слов на новый минавет. 1755. Сумар. Желай чтоб на брегах. [Старосветов:] Молчи, грубиян! Я не за безделюшками бежавши запыхался, а протанцовал несколько менюэтов и контротансов в угождение влюбленным в меня красавицам. 1765. Лукин Щепетильник. // Ком. 18 в. 17. Ежели скрипички две-три и умели играть польские и миноветы и контротанцы, так и довольно. Болотов. Миноветы танцевали. // Рус. быт 27. Употребительнейшие танцы в то время <при Александре I > были: полонез, а-ла-грек, английский променад, альман, хлопушка, уточка, экосезы, мазурка, котильон, матрадуры, галопад, минуэты en deux и en quatre. Пыляев Стар. Петерб. 446. Придворный менюет. 1848. Целлариус 10. Танцевать во сне менуэт - добрый знак видящему этот сон: он предвещает удачу в делах и домашние радости. Во сне 245. ♦ Менуэт а-ла-рен. Королевский менуэт. Часов в 6 начали танцовать ... и тут я безсмертную славу заслужил меноветом а la reine с девицею Вормс которая с начала как лист дрожала. 1782.А. Вяземский Пут. зам. 334. Смешно мне теперь, вспомнить, как бывало учили нас танцевать "Минавет-ля-рен". 1812. Н. Г. Левшин Домашний памятник. // РС 1873 12 830. - Лекс. Ян. 1804: менует и минует; Уш. 1938: менуэ/т; Сл. 18: менуэт 1764 (ми- 1734, -ню- 1764, -ет 1763), меновет 1761 (ми- 1697, -ну- 1711, -на- 1747, менуэ нач. 18 в., минавея 1786.
- В рассказе Мопассана этот танец назван королём танцев и танцем королей.
- Бальный танец из поклонов и реверансов.
- Ведущий танец в XVII веке.
- Старинный французский бальный танец.
- При Людовике XIV Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, чтобы обучать придворных этому наимоднейшему танцу.
- Сборник стихов Новеллы Матвеевой.
МЕНУЭТНЫЙ ая, ое. menuet m. Отн. к менуэту. БАС-1. Шаг менуэтный состоит в четырех мерах; две первые называются coupés или coulés, а другие два soutenus или marchés.. Шаг сего менуэта может разделиться еще на два шага, то есть на полукупе и падебуре. 1794. И. Кусков Танц. учитель. // Васильева-Рожд. 213. Хозяин, губернатор и почти все первые пары шли не просто, а выступали мерно, в такт, и выделывали ногами особенное па, которое походило несколько на менуэтное. 1838. Загоскин Искуситель. // Аскольдова могила 1989 334. Актеры <в провинции> сохранили еще певучую дикцию, торжественные жесты и менуэтную походку нежно-классической школы. Вербицкая Иго любви 26. - Лекс. БАС-1 : менуэ/тный.