Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

танцовать

Толковый словарь Ушакова

ТАНЦОВАТЬ (или танцевать), танцую, танцуешь, несовер.

1. что. Исполнять какой-нибудь танец (см. танец во 2 знач.). «Легко мазурку танцовал и кланялся непринужденно.» Пушкин.

2. без доп. Заниматься танцами, уметь исполнять танцы (см. танец в 1 и 2 знач.). «Мы, старики, уж нынче не танцуем.» Пушкин.

3. перен., без доп. Идти, несколько покачиваясь и подпрыгивая, как бы делая па (разг.). «Под седоком, волнуясь и танцуя, расчесанным хвостом махал горячий конь.» Фофанов.

• Танцовать от печки - см. печка.

Словарь галлицизмов русского языка

ТАНЦЕВАТЬ, ТАНЦОВАТЬ danser, нем. tanzen.

1. Исполнять танец <ритмические движения>. Учитель между всеми отличался. он танцовал более всех. Пушк. Дубровский. || Принимать участие в танце, танцах. БАС-1. [Мнишек:] Мы, старики, уж нынче не танцуем. Пушк. Борис Годунов. || Уметь исполнять танец, танцы. БАС-1.- Ты танцуешь? - Танцую, только плохо. - Это напрасно.. молодому человеку стыдно не танцевать. Тург. Отцы и дети. ♦ Танцевать от печки. разг., ирон. Делать что-н., начиная с привычного места, повторяя весь ход работы, действия с самого начала. Уш. 1940. ♦ Танцевать на одном месте. Не двигаться вперед (в работе, в деле). БАС-1. ♦ С какой ноги танцевать. Как себя вести. БАС-1.

2. Выступать в балете; быть артистом балета. БАС-1. || Исполнять роль, отдельную партию в балете. БАС-1. < Мама> готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль.. Машу. Паустовский Растрепанный воробей.

3. перен. Идти подпрыгивая или стоять, непрерывно переступая с ноги на ногу. О лошади. БАС-1. Дама ловко прыгала на седло, и конь, гордо танцуя, шел по дамбе. Горький В людях. || Производить подпрыгивающие движения, напоминающие пляску, танец. О насекомых. БАС-1. Жужжа летали пчелы, тонко перетянутые; молча и с величайшей грацией танцевали по воздуху пестрые бабочки. Герц. О себе.

4. Производить беспорядочные колебательные движения; качаться, дрожать. БАС-1. По танцующим жердочкам прямо Мы направимся с гробом туда. Некрасов О погоде.

5. Совершать танец <пчел-разведчиц>. БАС-1. Танцевальность и, ж. Танцевальный ая, ое. Танцевание я, ср. Танцеваться. Танцевщик а, м. Танцевщица ы. ж. БАС-1. Танцовальный. БАС-1. Танцовщик а, м. Танцовщица ы, ж. - Лекс. Поликарпов 1704: танцу/ю; Вейсманн 1731: в первой паре танцующий; Лекс. 1762: танцовать; РЦ 1771: танцова/ть; Даль-1: танцева/ть и танцова/ть; Ож. 1949: танцева/ть; БАС-1: танцева/льность; Вейсманн 1731: танцовальный мастер; Лекс. 1762: танцовальный; РЦ 1771: танцова/льный; Даль-1: танцева/льный учитель; Уш. 1940: танцова/льный и танцева/льный; Ож. 1949: танцева/льный; Вейсманн 1731: танцование; РЦ 1771: танцова/ние; Даль-1: танцеванье и танцованье; БАС-1: танцева/ние; Уш. 1940: танцова/ться и танцева/ться; БАС-1: танцева/ться; БАС-1: танцевщи/к, танцевщи/ца; БАС-1: танцова/льный; танцова/ние, танцова/ть, танцова/ться; Нордстет 1782: танцо/вщик; Ож. 1949: танцевщи/к; ОЖ. 1952: танцевщи/к и танцо/вщик; Нордстет 1782: танцовщица; Ож 1949: танцевщи/ца; Ож. 1952: танцевщи/ца и танцо/вщица; БАС-1: танцо/вщица.

Полезные сервисы

танцовать от печки

История слов

ТАНЦОВАТЬ ОТ ПЕЧКИ

379

Этимологическим фундаментом многих фраз является указ ание на какое-нибудь бытовое явление или событие прошлого. Прямое значение словосочетания подвергается забвению или утрачивает свою реальную основу по мере того, как отходит в историю самый факт, давший жизнь фразе. Но фраза продолжает жить своими другими, переносными значениями или оттенками, которые наслаиваются на нее еще в то время, когда она относилась к конкретному жизненному явлению. Однако внутренние мотивы этого переносного употребления становятся все более и более смутными и непонятными. Их можно восстановить, лишь воспроизведя культурно-историческую обстановку того далекого или близкого прошлого, когда складывалось переносное значение фразы (иначе говоря, когда свободное сочетание слов семантически трансформировалось в целостную фразовую единицу). В качестве примера может служить фразеологическое единство танцовать от печки, из устной речи вошедшее в литературный оборот не ранее 40-х годов XIX столетия.

Танцовать от печки - это значит: приступая к какому-нибудь делу, начинать всегда с одного и того же, возвращаясь к исходному пункту.

Для понимания социально-бытовой почвы, на которой сложилась эта идиома, интересен отрывок из неоконченного романа В. А. Слепцова «Хороший человек». Герой этого романа, «неслужащий дворянин» Теребенев, после бесплодных скитаний по Западной Европе возвращается в Россию. Он думает о том, «что ему предстоит делать в России, как трудна будет его роль, как он будет теперь служить народу... и вдруг почему-то вспомнил, как его учили в детстве танцовать.

Представилось ему, что стоит он в зале, у печки, с вывернутыми в третью позицию ногами...». Все - и родители и дворня - с интересом смотрят на обучение молодого барчонка. «Вдруг - скандал: одна нога у Сережи как-то подвертывается, заплетается за другую. Сережа сбивается с такта и останавливается...

- Эх, какой ты, брат! - с укором говорит отец. - Ну, ступай опять к печке, начинай сначала.

- Извольте становиться к печке, - уныло говорит учитель.

Сконфуженный, потупившись, возвращается Сережа к печке, в сопровождении учителя...

Вся эта сцена представлялась Теребеневу с мельчайшими по дробностями. Он опять переживал ее всю, с начала до конца; все эти детские страдания, которые он испытывал пятнадцать лет тому назад, опять с тою же силою воскресли в нем, как будто он только сию минуту осрамился в танцах и возвращается к печке для того, чтобы опять начинать сначала.

- Да теперь-то что же я делаю? Зачем я еду в Россию? - вдруг с ужасом под умал он... - Это я возвращаюсь к печке!..

Теперь это положение опять стало ему совершенно ясно: д еревня, Москва, Петербург, Европа, дошел до края, и опять туда, в деревню. Да, именно в деревню, потому что печка не в Петербурге, даже не в Москве, она там... в деревенском доме, стоит на том же месте, где стояла пятнадцать лет тому назад. И для того, чтобы начать сначала, необходимо вернуться опять туда же, к той же самой изразцовой голландской печке, стать в третью позицию и опять: раз, два, три, раз, два, три и т. д. и т. д.» (Слепцов 1903, с. 356-359).

В этой картине воспроизведена не только сцена танцования от печки, но и с необыкновенной полнотой и ясностью обозначены те «внутренние формы», те мотивы, которые привели к метафорическому переосмыслению, обобщению фразы танцевать от печки.

У И. Э. Грабаря в мемуарах «Моя жизнь» (1937) читаем: «К аждый из нас почти всегда - исключения редчайши - исходит от какого-либо образца, в данное время наиболее ему любезного, от мастера, владеющего сегодня его думами и чувствами. Иногда он длительно пребывает в плену мастера - избранника, иногда вчерашний мастер сменяется сегодняшним, чтобы завтра уступить место новому. Выражаясь вульгарно, мы танцуем от печки: вчера от печки старого мастера, сегодня - Моне, завтра - Сезанна... Если в импрессионистических пейзажах я исходил из системы Клода Моне, хотя и сильно видоизмененной, то в портретной серии трудно определить, от какой "печки" я в них танцую. Только в отдельных чертах что-то улавливаешь, но и то не столько нащупываешь то или другое имя - этого как будто нет, - сколько вообще ловишь себя на "приемах": "танцование от печки приемов". И вот со всей решительностью передо мною встал вопрос: а нельзя ли вообще не танцевать от печки, нельзя ли так взглянуть на натуру и так ее увидеть, чтобы зрителю не бросались в глаза ни приемы, ни мастерство, ни даже живопись, но чтобы он просто почувствовал дыхание жизни, трепет жизни, красоту жизни?» (с. 314). Ср. там же: [В работе над портретом девочки "Светланы"] «я забыл о всех "печках" на свете, стараясь заодно забыть и свои собственные давние и недавние "печки"... "танцовать" вообще ни от чего не следует, ибо не мы должны диктовать натуре наше решение, а натура подсказывать свое» (с. 316).

Этот последний пример современного употребления выраж ения танцовать от печки интересен не только потому, что в нем ярко отражается живое сознание переносного смысла этого фразеологического единства, но и потому, что здесь составные компоненты его выступают раздельно как подвижные, хотя и соотносительные части сложного синтаксического целого.

Опубликовано вместе со статьями «Роздых», «Голословный», «Советчик», «Дешевка», «С пальцем девять, с огурцом - пятнадцать» под общим названием «Из истории русских слов и выражений» в журнале «Русский язык в школе» (1940, № 2). Перепечатано в кн.: «Исследования по исторической грамматике и лексикологии» (М., 1990).

Рукопись не сохранилась. В архиве имеется машинопись (4 стр.) с авто рской правкой и дополнениями (два последних абзаца статьи), отсутствующими в журнальном тексте. Статья публикуется по журнальному тексту с включением всей авторской правки и названных выше дополнений. - И. У.

Полезные сервисы

танцоваться

Толковый словарь Ушакова

ТАНЦОВАТЬСЯ (или танцеваться), танцуюсь, танцуешься, несовер. страд. к танцовать в 1 знач. Полька танцуется со счетом на два.

Полезные сервисы