Толковый словарь
I м.
1. Вид искусства, художественный образ в котором создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела.
2. Ряд телодвижений, исполняемых в определённом темпе и ритме в такт музыке.
3. Музыкальное произведение в ритме и стиле таких телодвижений.
II м.
1. процесс действия по гл. танцевать II 1.
2. Результат такого действия; танцевание 2..
ТА́НЕЦ - сущ., м., употр. часто
Морфология: (нет) чего? та́нца, чему? та́нцу, (вижу) что? та́нец, чем? та́нцем, о чём? о та́нце; мн. что? та́нцы, (нет) чего? та́нцев, чему? та́нцам, (вижу) что? та́нцы, чем? та́нцами, о чём? о та́нцах
1. Танцем называется вид искусства, в котором художественный образ создаётся средствами пластических и ритмических движений тела человека.
Искусство танца. | Теория танца. | Студия пластического танца. | Урок танцев. Учитель танцев. | Движения и танец были первым средством коммуникации, которыми овладел человек.
2. Ритуальный, обрядовый танец - это пластические элементы языческого обряда, ритуала, которые связаны с какой-либо практической, профессиональной деятельностью людей (например, охотой, рыбалкой, землепашеством и т. п.).
Боевой танец. | К самым древним следует отнести охотничьи танцы и те, которые связаны с культом природы, животных и птиц.
3. Танцем называется ряд пластических и ритмических движений определённого темпа и вида, которые исполняются кем-либо под соответствующую музыку.
Классический, характерный танец. | Бальные танцы. | Индийский, английский танец. Старинный, модный танец. | Хороводный танец. | Исполнять народный танец. | Пригласить девушку на танец. | Почти у всех народов Кавказа бытует один общий круговой подвижный танец.
4. Танец живота - это вид восточного пластического искусства, во время которого танцовщица с обнажённым животом совершает телом множество круговых, вращательных движений различной сложности.
5. Белый танец - это медленные движения под музыку в паре, совершить которые дама приглашает кавалера.
Объявить белый танец.
6. Спортивные танцы на льду - это один из видов парного фигурного катания.
7. Танцем называется музыкальное произведение, которое исполняется в ускоренном ритме и темпе.
Славянский танец Дворжака. | Венгерские танцы Брамса.
8. Танцами называют вечернюю развлекательную программу, во время которой собравшиеся люди танцуют друг с другом.
Ходить на танцы, по танцам. | Организовать танцы. | Уйти с танцев. | Познакомиться с мужчиной на танцах.
9. У животных, птиц и насекомых танцем называется серия ритмических однотипных движений, которые несут какую-либо информацию.
Брачный танец стрекоз. | Танцы китов. | Журавлиный танец. | Пчелиный танец.
танцу́льки сущ., мн.
танцева́льный прил.
Танцевальные ритмы. | Танцевальный вечер.
Толковый словарь Ушакова
ТА́НЕЦ, танца, муж. (от нем. Tanz).
1. только ед. Пластические и ритмичные движения как искусство. Искусство танца. Теория танца.
2. Ряд таких движений, определенного темпа и формы, исполняемых в такт определенной музыке. Вальс и мазурка принадлежат к салонным танцам. Классические танцы. Народные танцы. Характерные танцы. Уроки танцев. Школа танцев.
3. Музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений. Танцы Брамса.
4. только мн. Действие по гл. танцевать в 1 и 2 знач. Сегодня будут танцы. Пойти на танцы.
Толковый словарь Ожегова
ТА́НЕЦ, -нца, муж.
1. Искусство пластических и ритмических движений тела. Теория танца. Мастерство танца.
2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений. Т. вальс. Классические танцы. Бальные танцы. Танцы на льду (на коньках). Школа танцев.
3. мн. Увеселительное собрание, вечер, на к-ром танцуют. Ушла на танцы. Вечером в клубе танцы.
| прил. танцевальный, -ая, -ое. Танцевальная музыка. Танцевальная площадка (танцплощадка).
Популярный словарь
Танец
та́нца, м.
1) Вид искусства, воспроизведение художественных образов с помощью выразительных движений тела.
Теория танца.
Выразительные средства танца.
Театрализация танца.
Я училась в студии пластического танца по школе Айседоры Дункан (Панова).
2) Ряд пластических и ритмических движений определенного темпа и вида, исполняемых под определенную музыку, а также музыка к этим движениям.
Учитель танцев.
Ритуальный танец.
Танец маленьких лебедей из балета "Лебединое озеро".
Синонимы:
о народном танце: пля́ска
3) Музыкальное произведение в ритме, стиле и темпе музыки к таким движениям, предназначенное для слушания.
Славянские танцы Дворжака.
Венгерские танцы Брамса.
Норвежские танцы Грига.
4) только мн. Увеселение, развлечение, во время которого собравшиеся танцуют.
Вдалеке от фабрик, вдалеке от станций, не в лесу дремучем, но и не в селе - старая плотина, на плотине танцы, в танцах поселяне, все навеселе (Северянин).
Синонимы:
танцу́льки (прост.)
5) перен. Слаженные или производящие такое впечатление движения, действия кого-л. или чего-л.
Танец пламени.
Бешеный танец волн.
Плавный танец опадающих листьев.
Пришли мы с ним к одному частнику: видим мельница на дворе стучит. Входим - идет шведская машина. Отсечка - мягкость и чистота, газ - без дыма, тянет восьмерики плавно, бесшумно, шутя... Танец, а не работа, шут ее дери! (Платонов).
Синонимы:
игра́
Родственные слова:
танцме́йстер, танцева́ть, танцкла́сс
Этимология:
От польского taniec (← нем. Tanz ← ст.-фр. dancier). В русском языке - с середины XVII в.
Энциклопедический комментарий:
Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально соединенный со словом и песней, танец со временем приобрел самостоятельное значение. На основе народного танца начал создаваться сценический танец. Народные танцы явились прообразом и бального танца. Основные средства выразительности в танце: гармоничные движения и позы, пластика и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространственный рисунок, композиция. Танец обогащается и конкретизируется костюмом, театральным реквизитом. В балете танцу придается драматургия, что усиливает его воздействие на зрителей. Большое влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности. В средневековой Европе танец подвергался гонениям со стороны духовенства как проявление бесовского начала. Тем не менее танец жил, развивался, приобретая театрализованные формы. В начале XVII в. с появлением балетных спектаклей искусство танца обогащается новой техникой. Возникает классический танец, затем романтический балет, кордебалет, характерный танец. В конце XIX в. появилось новое направление, условно именуемое танец "модерн" (свободный, пластический или ритмопластический танец), истоками связанный с методом Ф. Дельсарта и системой Э. Жак-Далькроза. На формирование танца "модерн" оказало влияние искусство Айседоры Дункан.
Бе́лый та́нец - танец, на который приглашает дама.
Бра́чный та́нец - ритуальная форма поведения у некоторых видов птиц и животных в сезон размножения перед спариванием, напоминающая танец.
Та́нцы пчел (пчели́ные та́нцы) - ритмические однотипные движения пчел-разведчиц, в которые они вовлекают других пчел семьи и таким образом указывают им направление полета за взятком.
Словарь существительных
ТА́НЕЦ, -нца, м
Вид искусства, воспроизводящий действительность в художественных образах, создаваемых средствами пластических и ритмических движений человеческого тела, сопровождаемых музыкой.
Ансамбль современного танца.
Энциклопедический словарь
ТА́НЕЦ -нца; м. [нем. Tanz]
1. только ед. Вид искусства, в котором художественный образ создаётся средствами пластических и ритмических движений человеческого тела. Классический т. Искусство танца. Теория танца. Мастерство танца. Студия пластического танца.
2. Ряд пластических и ритмических движений определённого темпа и вида, исполняемых под определённую музыку. Бальные танцы. Украинский, немецкий т. Матросский т. Старинный, модный т. Урок танцев. Учитель танцев. Исполнять народный т. Пригласить на т. кого-л. Белый т. (на который приглашает дама). Спортивные танцы на льду (один из видов парного фигурного катания).
3. Музыка к таким движениям. Сыграть т. на рояле. // Музыкальное произведение в ритме, стиле и темпе музыки к таким движениям. Славянский т. Дворжака. Венгерские танцы Брамса.
4. только мн. Увеселение, развлечение, во время которого собравшиеся танцуют. Ходить на танцы, по танцам. Организовать танцы. Прервать танцы. Уйти с танцев. Познакомиться с кем-л. на танцах. В разгар танцев сломался магнитофон.
5. Ритмические однотипные движения некоторых видов птиц, насекомых, выполняющие информативную функцию. Брачный т. бабочки. Танцы аистов. Журавлиный т. Пчелиный т.
* * *
та́нец (польск. taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство - одно из древнейших проявлений народного творчества. Танец непосредственно связан с музыкой. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца. На этой основе сформировался сценический танец (см. Балет). Профессиональный танец, достигнув высокого развития, стал основой европейского классического танца, танцевальных систем стран Азии и Африки.
* * *
ТАНЕЦ - ТА́НЕЦ (польск. taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство - одно из древнейших проявлений народного творчества. Танец непосредственно связан с музыкой. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца. На этой основе сформировался сценический танец (см. Балет (см. БАЛЕТ) ). Профессиональный танец, достигнув высокого развития, стал основой европейского классического танца, танцевальных систем стран Азии и Африки.
Академический словарь
-нца, м.
1. Вид искусства, воспроизведение художественных образов с помощью ритмической смены выразительных положений человеческого тела.
История танца. Теория танца.
◊
- Я училась в студии пластического танца по школе Айседоры Дункан. Панова, Времена года.
2. Ряд пластических и ритмических движений определенного темпа и вида, исполняемых под определенную музыку, а также музыка к этим движениям.
Бальные танцы. Украинский танец. Уроки танцев.
◊
Матросы делали круг и в такт быстрому танцу били в ладоши, а двое выступили в середку. Танец изображал жизнь матроса во время плавания. Куприн, Гамбринус.
Варя села за рояль и стала играть танцы. Протанцевали сначала вальс, потом польку. Чехов, Учитель словесности.
3. Музыкальное произведение в ритме, стиле и темпе музыки к таким движениям.
Славянские танцы Дворжака. Венгерские танцы Брамса.
4. мн. ч. (та́нцы, -ев).
Увеселение, развлечение, во время которого собравшиеся проделывают такие движения, танцуют.
Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы, приказал давать ужин, а сам отправился спать. Пушкин, Дубровский.
После обеда открывались в бальной зале танцы. Бунин, Господин из Сан-Франциско.
◊
танцы пчел, пчелиные танцы
ритмические однотипные движения пчел-разведчиц, в которые они вовлекают других пчел семьи и таким образом указывают им направление полета за взятком.
[нем. Tanz]
Энциклопедия Кольера
ТАНЕЦ - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец - возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas - "шаг") ведут происхождение от основных форм движений человека - ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок - сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряженности движений; техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.
СЛОВАРЬ ТАНЦА
Аллеманда (фр. allemand - "немецкий"). Танец 16-18 вв., как следует из его названия - немецкого происхождения. Подобно паване, аллеманда представляет собой танец в умеренном темпе и двудольном размере. За этим спокойным танцем обычно следовала оживленная трехдольная куранта. В клавирной сюите 18 в. аллеманда стоит на первом месте; за ней следуют куранта, сарабанда и жига. В конце 18 в. аллемандой назывался "немецкий танец" в размере 3/4 или 3/8 - предшественник вальса.
Бас-данс (фр. basse danse - "низкий танец"). Обобщающее название скользящих "беспрыжковых танцев" 16 в.; впервые они появились при Бургундском дворе. "Низкий танец" - составлял контраст "высокому танцу" (danse haute), для которого типичны высокие прыжки и подпрыгивания. Бас-данс являлся церемониальным танцем, похожим на полонез, т.е. связанным более с прохаживанием, нежели с танцем как таковым. Бас-данс считается предшественником эстампи. Танец мог исполняться как в двудольном (обычно), так и в трехдольном размере. Бас-данс состоял из трех частей: собственно бас-данс, его повторение (retour de la basse danse) и тордион - танец вприпрыжку. Бас-данс исчез в 16 в., вытесненный паваной.
Бергамаска. Танец 16-17 вв. в размере 2/4 или 4/4, происходил из итальянского города Бергамо. Шекспир упоминает бергамаску в комедии Сон в летнюю ночь, так что данный танец был известен в Англии уже в 16 в. В рукописях того времени бергамаска имеет определенную мелодию, которая часто представляет собой basso ostinato (т.е. постоянно повторяющийся бас) с вариациями. Мелодия бергамаски напоминает более позднюю немецкую народную песню Kraut und Rben, которая была использована Д.Букстехуде и потом введена И.С.Бахом в его клавирные Гольдберг-вариации. Современная, никак не связанная со старинной бергамаска, исполняемая в живом темпе, в размере 6/8 и напоминающая тарантеллу, использована Альфредо Пиатти в Бергамаске для виолончели.
Болеро. Испанский национальный танец, предположительно изобретенный ок. 1780 Себастьяном Сересо из Кадиса. В фольклорной версии болеро - танец для солирующей пары, в публичном исполнении могут участвовать несколько пар. Обязателен аккомпанемент кастаньет или гитары, если мелодия танца поется. Болеро присущ двудольный, изредка трехдольный метр; танец состоит из пяти частей: пазео, траверсия, диференсия, траверсия и финал. Прекрасными образцами болеро в профессиональной музыке могут служить фортепианное Болеро (ор. 19) Ф.Шопена и оркестровое Болеро М.Равеля. У Бетховена есть Bolero a solo, а К.М. фон Вебер включил болеро в свою музыку к пьесе Прециоза. Мотивы болеро могут быть обнаружены в операх Слепые из Толедо Этьена Мегюля, Черное домино, Немая из Портичи Д.Обера, а также в опере Г.Берлиоза Бенвенуто Челлини. Убыстренным вариантом болеро является сегидилья (возможно, что именно она послужила основой для болеро). Кубинское болеро и аналогичное ему доминиканское болеро характеризуются двудольным ритмом с синкопами и образуют испано-американский вариант танца.
Бранль. Обобщающее название для танцев 16-17 вв. Свои варианты бранля имелись в разных провинциях Франции - Бургундии, Пуату, Шампани, Пикардии, Лотарингия, Обаруа, Бретани. В 15 в. бранль завершал бас-данс, в 16-17 вв. стал самостоятельным танцем, разновидности которого объединяли в сюиты. Порядок частей в бранль-сюите следующий: бранль двойной, бранль простой, бранль веселый, монтиранде и гавот; порядок может изменяться, однако гавот всегда стоит в конце. Бранль часто включался в балеты эпохи барокко, даже когда сам танец уже вышел из обихода.
Бурре. Французский танец 17-18 вв., восходящий к пантомимическому народному танцу провинции Овернь и в 17 в. ставший придворным танцем. Для танца типичны дактилический метр, быстрый темп, двудольный размер с затактом из двух восьмых. Бурре появляется в балетах Люлли и Шмельцера и в инструментальных сюитах, например И.С.Баха. Бурре встречается в сочинениях Г.Ф.Генделя, Филиппа Детуша, Андре Кампра, К.Сен-Санса (Овернская рапсодия), Э.Шабрие (Фантастическое бурре) и др.
Вальс. Свое начало в старых народных танцах Австрии и Южной Германии. Название происходит от немецкого слова walzen - "вращаться", "кружиться". Ближайшими предшественниками вальса можно считать быстрый "немецкий танец" и медленные вальсы - лендлеры, которые вошли в моду ок. 1800. Немецкие танцы встречаются у Й.Гайдна, В.А.Моцарта и Л. ван Бетховена. Первое упоминание о собственно вальсе относится примерно к 1770. Сначала этот танец вызвал сильное сопротивление как блюстителей нравственности, так и танцмейстеров. В течение некоторого времени вальс существовал в рамках английского кантри-данс (контрданс), но вскоре обрел независимость и вышел на первое место среди бальных танцев, популярных в Вене, Париже, Нью-Йорке. Классиками вальса были Йозеф Ланнер (1801-1843), который ввел в употребление циклическую форму вальса, состоявшую из интродукции, нескольких разделов и коды, а также И.Штраус-отец и И.Штраус-сын. В творчестве последнего вальс достиг вершин своего развития (Прекрасный голубой Дунай, Южные розы, Сказки Венского леса и др.). Среди прочих мастеров вальса - Эмиль Вальдтойфель, Ф.Легар, Оскар Штраус и Роберт Штольц. Есть существенная разница между вальсом как танцевальной музыкой и вальсом как концертной пьесой - во втором случае вальс может быть свободнее по темпу и сложнее по форме. Г.Берлиоз и П.И.Чайковский вводили вальс в свои симфонические циклы; Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Й.Брамс и другие композиторы создали превосходные циклы инструментальных вальсов. В начале эпохи вальса появилось Приглашение к танцу К.М. фон Вебера (1819); в конце эпохи - пронизанная вальсами опера Р.Штрауса Кавалер розы (1911) и симфоническая поэма Вальс М.Равеля (1920). Для настоящего венского вальса типичен не только обычный вальсовый ритмический рисунок (бас на первую долю каждого такта, а потом две более легкие, как отзвуки, доли), но также и трудно поддающийся описанию ритмический сдвиг, образующийся в результате исполнения второй четверти в аккомпанементе чуть раньше, чем следует. Медленные вальсы типа бостон или вальсы hesitation (т.е. с задержкой, паузой), отличающейся менее четким ритмическим рисунком и более сложным аккомпанементом, получили распространение в Америке ок. 1915, а после Первой мировой войны также в Германии; здесь они нередко использовались в профессиональных произведениях псевдо-джазового стиля.
Гавот. Танец в спокойном темпе и трехдольном размере, берущий (от провансальского слова gavoto - "житель области Овернь"). Изящный и радостный французский танец 16-18 вв., исполнявшийся в умеренном темпе. Размер 2/2 или 4/4, начинается с затакта 2/4 или 2/8. Гавот состоит из двух частей по 8 тактов. Первоначально был частью бранля. В 17 в. был хороводным танцем, в 18 в. превратился в парный танец с разными фигурами. Популярности гавота способствовал Ж.Б.Люлли. Гавот встречается в сюитах Куперена, Пахельбеля и особенно И.С.Баха.
Галоп (от фр. galoper - "скакать"). Быстрый круговой танец 19 в. в двудольном размере, состоит из стремительных скачкообразных движений вперед и назад, близких по типу к польке. После 1825 галоп вошел в моду в Германии, где его называли ручер или хюпфер. Галоп часто встречается в профессиональной музыке; примером может служить Большой хроматический галоп Ф.Листа.
Гальярда. Веселый, оживленный танец 16-17 вв., сначала довольно быстрый, позже исполнявшийся в более сдержанном темпе, в трехдольном размере. Первоначально двудольная, гальярда затем изменила свой метр и стала "парой" к паване или пассамеццо (исполнялась после них). Гальярда была одним из любимых европейских танцев 17 в., она неоднократно упоминается у Шекспира обычно под названием "cinque-pace".
Гопак. Быстрый украинский танец в двудольном размере. Яркий пример - гопак в опере М.П.Мусоргского Сорочинская ярмарка.
Джиттербаг (линди). Американский танец, появившийся между 1935 и 1940 и состоявший из подпрыгивания, подскакивания и вибрирования - в виде чистой импровизации под музыку стиля свинг, особенно буги-вуги. Обычный ритмический рисунок - сплошными восьмыми или перемежающимися пунктированными восьмыми и шестнадцатыми. Развитием джиттербага стал линди-хоп, где танцующие считают на шесть при четырехдольном размере музыки. Типичная черта этого танца - вращение партнерши вокруг оси, когда партнер держит руку за ее спиной. Ритм - подчеркнуто синкопированный с акцентами на второй и четвертой долях.
Жига. Английский танец, распространенный в 16 в. Название происходит либо от старофранцузского слова giguer ("танцевать"), либо от древнеанглийского слова giga (народная скрипка). Сначала жига имела размер 4/4, позже жиги стали сочиняться в размере 6/8 с пунктированными восьмыми. В 17 и 18 в. жига (с названием по-французски - gigue) попала в инструментальную сюиту и стала финалом в последовательности четырех основных танцев т.н. французской сюиты. Часто такие жиги сочинялись в полифонической форме, причем во втором разделе разрабатывалась тема, представляющая собой обращение темы первого раздела.
Кадриль. Французский танец, возникший в конце 18 в. и весьма популярный до конца 19 в. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику (quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями: Le Pantalon (Штаны, название популярной французской песенки), Et (Лето), La Poule (Курица, наверное, самая ранняя мелодия, в которой имитируется куриное кудахтанье), La Pastourelle (Пастораль) и Finale (Финал): к нему танцмейстер Трениц добавил шестую фигуру, которая стала носить его имя. В кадрили часто используются известные мелодии на 2/4 или 6/8; нередко они заимствованы из опер или оперетт.
Канкан. Неистовый и не слишком приличный французский танец 19 в., в быстром темпе и двудольном размере (по типу похож на испанское фанданго), возник в Париже 1830-х годах. Оффенбах ввел канкан в свою оперетту Орфей в аду; ныне большей популярностью пользуется сюита из этой оперетты под названием Парижское веселье (аранжировка Мануэля Розенталя, 1938).
Конга. Современный кубинский танец, исполняющийся шеренгой танцующих и ведущий свое происхождение от так называемых "компарсас" - парадов. Ритм конги маршеобразный, но в каждом такте второму удару предшествует синкопа (длительностью в 1/16). Подобно румбе, конга часто служит на Кубе основой для песен политической направленности; в США этот танец популяризовал латиноамериканский музыкант Х авьер Кугат.
Контрданс. Старинный английский танец фольклорного типа. В контрдансе танцующие образуют две линии, лицом друг к другу - мужскую и женскую; используются самые разнообразные движения, часто из других танцев. Слово country (деревня) во Франции преобразилось в слово contre ("противоположный"); отсюда немецкое название Contretanz, Kontertanz, в котором первоначальное значение было также утеряно. Около 1685 контрданс распространился из Англии в Нидерланды и Францию и вскоре стал одним из самых любимых европейских танцев. Сначала музыка контрданса напоминала английские жиги (что доказывает сборник Георга Муффата Florilegium secundum, 1698), но в 18-19 вв. для контрданса стал характерен пунктирный ритм. В контрдансе часто использовались народные наигрыши и другие популярные мелодии. Наилучшее собрание таких мелодий - сборник Джона Плейфорда Английский учитель танцев (The English Dancing Master, 1651), за которым последовали многочисленные сборники того же типа. Известностью пользуются контрдансы из опер Зороастр Рамо и Дон Жуан Моцарта. Популярная песня времен Французской революции a ira имеет в основе мелодию контрданса.
Котильон (от фр. слова cotillon - "нижняя юбка", встречающегося в популярной в те времена песне). Танец, распространенный в конце 18 и начале 19 вв. Из Франции котильон попал в Англию и Америку, где его стали исполнять как заключительный раздел контрдансов или, позже, кадрилей. Разнообразные па и фигуры котильона исполняются первой парой практически под любую музыку, а затем повторяются всеми танцующими.
Куранта. Танец в двудольном размере, первоначально пантомимический, известный с 16 в. О нем упоминает Туано Арбо в своей Орхезографии (1588), а также несколько раз Шекспир (в частности, в Генрихе V). Постепенно куранта приобрела трехдольный метр и в 17 в. стала исполняться в паре с аллемандой (после нее). Характерной чертой куранты 17 в. являются частые перемены метра с 3/2 на 6/4 и обратно, что соответствовало чередованию двух основных фигур танца - pas de courante и pas de coupe. В музыкальном аспекте различаются две разновидности курант: итальянская corrente с быстрым движением мелкими длительностями и более спокойная французская courante с прозрачной фактурой, связанной с техникой французских лютнистов 17 в. Баховские куранты следуют французскому типу. Около 1700 куранта стала торжественным, полным достоинства танцем, который предварял менуэт, но после 1720 куранта исчезает как танец, сохранившись лишь как жанровая модель в профессиональной музыке.
Лендлер. Обобщающее название медленных австро-баварских танцев в трехчетвертном размере. Название восходит, возможно, к названию местечка в Верхней Австрии - Ландль. Мелодии лендлеров существовали уже в 17 в. (например, Aire Viennesi Шмельцера). Лендлер можно считать предшественником дойча ("немецкого [[танца]]") и вальса, но лендлер исполнялся медленнее вальса и имел несколько иное построение. Для лендлера типично чередование восьмитактовых и шеститактовых фраз. Его вариантами являются штайерише (штирийский [[танец]]) и шуплаттлер (тирольский танец в деревянных башмаках). Мелодии, напоминающие лендлер, встречаются у Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и И. Штрауса-отца.
Мазурка. Польский народный танец, а также пьеса в ритме мазурки, обычно на 3/4 или на 3/8, в темпе несколько медленнее вальса. По происхождению народный танец, мазурка в 18 в., во время правления короля Августа III, стала танцем городским и придворным. Для трехдольного ритма мазурки типичен акцент на второй доле. Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами. Особенно типичны удары каблуком о каблук и резкое движение ступней ног (т.н. ключ) в конце каждой фигуры. Хотя мазурка появляется уже в музыкальной литературе 18 в., только Ф.Шопену было суждено сделать ее важным жанром профессионального искусства. М.И.Глинка, П.И.Чайковский, К.Шимановский последовали его примеру. Вариантами мазурки являются польские танцы куявяк и оберек.
Мамба. Американский танец, ведущий происхождение от румбы. Танец начинается с покачиваниями бедрами на счет "раз", первый шаг делается на счет "два".
Менуэт. Танец 16-17 вв., в умеренном темпе и трехдольном размере; название происходит от французского слова menu (pas menu - "шажок", "маленький шаг") или от аменера (amener) - старофранцузского танца, разновидности бранля. Менуэт занял место куранты и был основным придворным танцем с середины 17 по середину 18 в. Изначально это был сельский танец, но затем менуэт превратился в образец французского придворного балета. Ж.Б.Люлли первым из великих композиторов использовал менуэт, и считается, что король Людовик XIV первым танцевал менуэт на одном из своих балов. Характерные черты менуэта - церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные шаги и легкое скольжение. Из Франции менуэт распространился по всей Европе. В 18 в. он включался в клавирные сюиты (в трехчастной форме: менуэт - трио, собственно второй менуэт - менуэт), занимая место между сарабандой и жигой. Составляя контраст к аллеманде и куранте, менуэт в сюите толковался как подвижный танец в простой фактуре. В отличие от большинства танцев эпохи барокко, менуэт в последующие эпохи не исчез, а стал частью циклической формы в классических сонатах и симфониях 18 и 19 вв. Авторы предклассического периода, такие, как Я.Стамиц, Георг Монн и Йозеф Штарцер, а также классики Й. Гайдн, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен и Ф.Шуберт отвели менуэту третью позицию в четырехчастном сонатно-симфоническом цикле; у Бетховена менуэт перерос в скерцо. Менуэт классического периода испытал сильное влияние австрийского крестьянского лендлера, в результате чего в менуэте появились характерные широкие мелодические ходы, скачки. В Дон Жуане Моцарта менуэт, символизирующий аристократическое общество, написан в медленном темпе, но менуэт в симфониях и сонатах всегда отличался большей подвижностью.
Меренга. Латиноамериканский танец доминиканского происхождения, принятый также в США. Двигаясь в двудольном метре, танцующие подчеркивают первую долю прогулочным шагом, а на счет "два" делают движение вовнутрь прижатыми друг к другу коленями. Веселая, слегка синкопированная мелодия танца состоит из двух периодов по 16 тактов в каждом. Типичный меренга состоит из вступлению (jaseo) и интерлюдий (jaleo).
Мореска (мориско). Пантомимический танец, по-видимому, мавританского происхождения, известный со времен раннего Средневековья. Танцовщики, в соответствии с сильно романтизированными представлениями о маврах, носили гротескные костюмы с колокольчиками у щиколотки; в музыке преобладали пунктирные ритмы и экзотические тембры. Часто лица одного или нескольких танцующих были выкрашены в черный цвет. В Европе танец распространялся в тех регионах, где имели место контакты между мусульманами и христианами. Европейская мореска берет начало в Испании, где о ней упоминается уже в 15 в. Мореской часто называли музыкально-танцевальную сцену и иногда финальную балетную сцену - как, например, в опере К.Монтеверди Орфей (1607). В Англии мореску (morris dance) исполняли во время майских игр: здесь шесть танцоров образовывали два противостоящих ряда. Около 1900 в Англии наблюдалось возрождение морески, связанное с общим интересом к старинному искусству.
Павана. Открывавший балы танец 16-17 вв., в двудольном (иногда в трехдольном) размере, представлявший собой медленное, величавое шествие. Павана происходит из Испании, ее название связано со словом pavo ("павлин"); возможно, павана является поздней формой бас-данса. В 17 в. за паваной обычно следовала быстрая, с прыжками, гальярда. В Италии и Германии синонимом паваны часто выступала падована (от названия итальянского города Падуи). Немецкие композиторы в период после 1600 (например, И.Г.Шейн) писали торжественные, пышные композиции, которые называли "паванами". Паваны сочиняли также английские мадригалисты У.Берд, Дж.Булль, О.Гиббонс и Дж.Дауленд; среди современных композиторов павану возрождали М.Равель и Мортон Гулд.
Паспье. Живой французский танец 17-18 вв., возник в Северной Бретани. Для паспье характерны быстрый темп, размер 3/8 или 6/8; много движений, построенных на перекрещивании ног. Образцы паспье можно найти в сочинениях И.С.Баха, И.К.Ф.Фишера и в балетах венских композиторов 17 в., а также во французской опере начала 18 в.
Полонез (польский). Польский национальный танец в умеренном темпе, в размере 3/4. В отличие от других польских народных танцев, мелодии которых поются, полонез всегда был инструментальным жанром. Происхождение танца обычно относят к эпохе, когда Генрих Валуа (будущий французский король Генрих III) был избран на польский трон (1573); польские придворные дамы при представлении королю образовывали процессию, которую сопровождала величественная музыка; такая процессия вошла в традицию и стала открывать все государственные церемонии, а само шествие переросло в танец. В результате тесных связей между Польшей и Саксонией (саксонский курфюрст Август стал королем Польши в 1697) полонез вошел в моду в Германии и оттуда распространился по всей Европе. Г.Ф.Гендель и И.С.Бах включали полонез в свои сюиты, В.А.Моцарт однажды использовал этот танец в фортепианной сонате; полонезы можно найти в творчестве Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Листа, К.М.Вебера, Р.Вагнера. Но величайшим мастером полонеза был, конечно, Ф.Шопен.
Полька. Танец чешского происхождения, в быстром темпе, двудольном размере. Возник ок. 1830. Полька обычно начинается с сильной доли, и для ее ритма особенно характерна отрывистость. Танец быстро распространился из Чехии по всей Европе, с триумфальным успехом был принят в бальных залах Нью-Йорка. Б.Сметана ввел этот танец в профессиональную музыку, сочинив несколько известных фортепианных полек. Полька широко использована также в опере Сметаны Проданная невеста и опере Шванда-волынщик Яромира Вейнбергера. Польки писали А.Дворжак, Йозеф Лабицкий, И.Штраус и др.
Редова (рядовая). Чешский (и вообще славянский) танец крестьянского происхождения в умеренном темпе и трехдольном размере. В середине 19 в. он вошел в моду в парижских танцевальных залах и оттуда распространился по Европе. Один из вариантов редовы исполняется на 2/4, как полька. Редова использована Римским-Корсаковым в опере-балете Млада.
Ригодон. Танец 17-18 вв., происхождением из французского Прованса, в быстром темпе и двудольном размере, с одной восьмой затакта. Ригодон как серьезный танец появляется в опере Глюка Ифигения в Тавриде (1779), а потом и в других операх; как комический танец ригодон присутствует в балетах и сюитах 17 в., в том числе у Ж.Б.Люлли, Андре Кампра и Ж.Ф.Рамо. Перселл сочинил свой ригодон уже в середине 17 в.; среди более поздних авторов ригодоны писали Э.Григ и М.Равель. В Испании ригодоном часто называют кадриль.
Рил (англ. reel - "катушка"). Старинный танец неясного происхождения, напоминающий норвежский халлинг и другие скандинавские танцы. Название связано с готическим словом rulla - "смерч". В Шотландии рил обычно исполняется двумя парами, в Англии - тремя. Особенностью рила является круговой рисунок: танцующие располагаются лицом друг к другу и исполняют серию фигур, напоминающих по очертаниям восьмерку; для рила характерно также постоянное повторение движений и мелодии. Музыка состоит из восьмитактовых фраз, преимущественно в двудольном размере. В Америке наиболее распространен вариант рила под названием виргинский рил.
Румба. Современный кубинский танец афроамериканского происхождения. Румба исполняется в четырехдольном размере, причем ритмический рисунок изменяется чуть ли не в каждом такте; в целом же для ритмики румбы характерны синкопирование и повторы. В кабаках Гаваны румба часто исполняется под аккомпанемент ансамблей, использующих подручные материалы - например бутылки, ложки, горшки. Основная тема румбы обычно восьмитактовая, в ней преобладает ритмическое начало, в то время как текст и мелодия находятся на втором плане. Румба вошла в эстрадную американскую музыку ок. 1930.
Сальтарелло. Энергичный итальянский танец в быстром темпе, трехдольном, иногда двудольном размере. Название происходит от saltare - "прыгать". Сальтарелло был особенно распространен в 16-17 вв., но в английских и итальянских рукописях он встречается уже в 14 в. В 16 в. сальтарелло исполнялся в паре с бас-дансом и пассамеццо (после них). Сегодня сальтарелло танцуют в Италии и Испании так же, как тарантеллу.
Самба. Бразильский танец в двудольном размере; в расширенном значении слово "самба" прилагается ко всем танцам бразильского происхождения. Существует два разных типа самбы: деревенская самба, для которой типично острое синкопирование, и городская самба в более сглаженном ритме. Самба кариока (carioca - одно из наименований жителя Рио-де-Жанейро) является стилизованным городским танцем. В профессиональную музыку самба была введена Э.Вила-Лобосом и Камарго Гуарньеро.
Сарабанда. Танец 17-18 вв. в медленном темпе, трехдольном размере. Название, возможно, происходит от персидского слова "сарбанд" - "лента, развевающаяся вокруг головы"; подобное название носили также песни определенного жанра. По мнению исследователей 20 в., сарабанда, вместе с чаконой, попала в Испанию из американских колоний. Первоначально это был озорной, буйный танец, но потом, попав во Францию в начале 17 в., сарабанда превратилась в танец медленный и важный. В операх сарабанда обычно выступала как символ величия Испании. В сюитах Жака Шампьона де Шамбоньера, Иоганна Якоба Фробергера, И.С.Баха и Г.Ф.Генделя сарабанда помещается между курантой и жигой, создавая темповый контраст.
Сегидилья. Испанский танец в быстром темпе, трехдольном размере, возможно, происходящий из провинции Ламанча, откуда он впоследствии распространился в другие области Испании. Название означает "продолжение" и связано с тем, что за инструментальным разделом сегидильи следует раздел для голоса с аккомпанементом гитары и кастаньет. Вариантами сегидильи являются манчега, севильяна и мурсиана. Сегидилья манчега - оживленный, веселый танец; сегедилья болерас - более размеренная и сдержанная; сегидилья гитана ("цыганская", иногда ее пишут - сигуирия (siguiriya) - танец медленный и чувствительный, с переменным размером (3/4 и 6/8). Шутливые поэтические куплеты сегидильи - коплас состоят каждая из четырех коротких строк, за которыми следует рефрен из трех строк - эстребильо. Наибольшей известностью пользуется сегидилья из оперы Бизе Кармен, хотя эта музыка и не является сегидильей в точном значении слова.
Сицилиана. Танец или основанная на нем музыкальная форма, происхождением из Южной Италии или из Сицилии. В ритмическом отношении сицилиана напоминает жигу; размер 12/8 или 6/8. Название "сицилиана" чаще применяется не к танцу, а к ариям da capo (с репризой). Среди самых известных - сицилиана из скрипичной сюиты соль минор И.С.Баха, а также ария "Erbarme dich" из его Страстей по Матфею.
Танго. Бальный танец свободного характера и умеренного темпа, в двудольном метре, исполняемый парами. Для танго характерен постоянный ритмический рисунок аккомпанемента, на фоне которого разворачивается прихотливо синкопированная мелодия. Аргентинское танго зародилось ок. 1900 в портовых кабачках и других развлекательных заведениях Буэнос-Айреса и прочих поселений, расположенных в устье Ла Платы. Население этих мест составляли выходцы из Вест-Индии и негры из Центральной Америки; отсюда следует, что танго имело своим предшественником более ранние и более примитивные танцы Вест-Индии, такие, как хабанера и тангано (от последнего танго могло заимствовать и свое название). Около 1910 танго стало любимым танцем аргентинского высшего общества, спустя десятилетие оно получило популярность в Европе, а также, в меньшей степени, в Северной Америке, - несмотря на возражения церковных деятелей и блюстителей нравственности, которые считали танго неприличным танцем. В Европе меланхолические мелодии и неторопливая элегантность танго, пришедшего в Старый Свет уже в облагороженном и стилизованном виде, сделали этот танец фаворитом всех танцевальных залов; в Северной Америке, однако, танго сохраняло свой экзотический колорит и исполнялось в основном профессионалами. В 1920-х годах европейские композиторы неоднократно использовали мотивы танго. Испанское (цыганское) танго - страстный сольный танец типа фламенко - исполняется главным образом испанскими цыганами и, по сути, имеет мало общего с описанным выше аргентинским танго, хотя и носит то же имя.
Тарантелла. Очень живой танец в размере 6/8; его название связано либо с городом Таранто в Южной Италии, либо с пауком тарантулом, который встречается в этом районе. Легенда гласит, что укушенный тарантулом заболевает болезнью ("тарантизм"), которую можно исцелить только безудержной пляской. Для музыки тарантеллы, во многом похожей на сальтарелло, типично движение сплошными триолями. Хорошо известные образцы тарантеллы в профессиональной музыке можно найти у Ф.Листа, Ф.Шопена, К.М. фон Вебера, Д.Обера; финал Итальянской симфонии Ф.Мендельсона также напоминает по стилю тарантеллу.
Трепак. Русский одиночный мужской танец в быстром темпе и двудольном размере. Широко известный пример - трепак из Щелкунчика Чайковского.
Фанданго. Испанский танец 18 в. в размере 3/8, под характерный ритмический аккомпанемент кастаньет и гитары, возник в Южной Испании. Первоначально фанданго был вокально-танцевальной формой, с текстом любовного содержания. Варианты этого танца известны в Испании под разными именами (например, в Малаге фанданго называется малагеньей). Самый ранний образец использования танца в профессиональной музыке - балет Глюка Дон Жуан; эта мелодия процитирована В.А.Моцартом в Свадьбе Фигаро. Фанданго встречается в творчестве Р.Шумана, Н.А.Римского-Корсакова, И.Альбениса и Э.Гранадоса.
Фарандола. Французский танец в размере 6/8, возник в Провансе. Танцующие держат друг друга за руки, образуя цепочку, и, следуя за ведущим, движутся по улицам, исполняя самые разнообразные движения под аккомпанемент флейты и тамбурина. Примеры танца можно найти у Ш.Гуно в опере Мирейль, у Ж.Бизе в сюите из музыке к Арлезианке. Испанская фарандула - тоже народный танец, причем его название применялось к содержащим танец дивертисментам, которые исполнялись между вторым и третьим актами испанской традиционной драмы.
Фокстрот. По происхождению быстрый танец в двудольном размере, исполнявшийся несколько медленнее, чем уан-степ, вслед за которым фокстрот и приобрел популярность в США ок. 1912. После Первой мировой войны, в связи с распространением в танцевальной музыке "джазового стиля", термин "фокстрот" стали относить к любой похожей на джаз танцевальной музыке в двудольном размере (кроме латиноамериканских танго и конги). В 1920-е годы были популярны разные, быстро сменявшие друг друга, виды фокстрота, среди которых можно выделить чарлстон и блэк-боттом. В начале 1930-х годов появился более спокойный слоу-фокс ("медленный фокстрот"), но затем, примерно с 1936, все большей популярностью пользовался стиль свинг, с его страстной одержимостью танцем, когда танцующий ориентировался всего на несколько основных движений и практически имел полную свободу для импровизации. Очень простой медленный фокстрот оставался в ходу в течение 1960-х годов.
Хабанера. Кубинский танец (название - от столицы Кубы Гаваны) в двудольном размере, по ритму схожий с танго. Разница между хабанерой и танго - в темпе: хабанера вдвое быстрее танго. Хабанера появилась на Кубе благодаря испанскому композитору Себастьяну Ирадьеру, чья пьеса El Arreglito, опубликованная в 1840 с подзаголовком Гаванская песня (Chanson havanaise), является первым известным образцом хабанеры. Эта мелодия была использована Жоржем Бизе для хабанеры в его опере Кармен. Другая известнейшая хабанера Ирадьера - Голубка (La Paloma). Хабанеры писали также И.Альбенис, Э.Шабрие и К.Дебюсси.
Хорнпайп. Английский и шотландский танец, известный на протяжении 16-19 вв. и взявший свое имя от старинного духового инструмента, который сопровождал этот танец. Хорнпайп исполнялся в размерах 3/2 или 4/4 и имел характерный пунктирный ритм. Поскольку танец не требовал много места, он был популярен у матросов, которые плясали со сложенными руками и быстро двигая ногами, при прямом корпусе. Примеры музыки хорнпайпа, которая казалась "странной" авторам 18 в., можно найти в сочинениях Г.Перселла и Г.Ф.Генделя. Самый ранний дошедший до нас образец - Хорнпайп для вирджинала, сочиненный Хью Астоном (ум. ок. 1525).
Чакона. Испанский танец 16-18 вв., близкий к пассакалье. По описаниям авторов 16 и 17 вв., танец пришел в Испанию из Вест-Индии. В первоначальном виде чувственная и темпераментная, чакона в 17 в. превратилась в медленный величавый танец, в музыкальном отношении - с вариационным развитием на основе basso ostinato. В 17-18 вв. она часто становилась заключительной частью балета, включаемого в оперное представление, и исполнялась под музыку трехдольного размера. Как чисто инструментальная форма чакона представляет собой вариации на basso ostinato. Известнейшие образцы чаконы: финал партиты ре минор для скрипки соло И.С.Баха, в клавирных сюитах Генделя и в финалах опер Глюка Орфей и Ифигения в Авлиде.
Чардаш. Венгерский народный танец в двудольном размере, состоящий из двух контрастных частей - медленной меланхолической интродукции (lass) и собственно танца, быстрого и зажигательного (frisska). Известные образцы чардаша содержатся в Венгерских танцах Листа и Цыганских напевах Сарасате.
Чарлстон (чарльстон). Танец в характере быстрого фокстрота, возникший в городе Чарлстон (шт. Южная Каролина) и в ок. 1925 завоевавший танцевальные площадки всего мира. Танец отличается остро акцентированным ритмом, причем при исполнении танца особое ударение делается на синкопу. Танцующие производят резкие движения, поворачиваясь на подушечке стопы вовнутрь и вовне, причем исполняемые рискованные боковые па слегка похожи на старинную гальярду. Самыми ранними авторами чарлстона были североамериканские негры (Сесил Мак, Джеймс П.Джонсон и др.). Эрвин Шульгоф в своих Джазовых этюдах для фортепиано (Etudes de Jazz, 1927) ввел чарлстон в профессиональное музыкальное искусство.
Ча-ча-ча. Танец, использующий ритмическую структуру мамбо или румбы, впервые был исполнен Кубинским оркестром "Америка" в 1953. Основная тактовая схема - медленно, медленно, быстро, быстро, медленно и три последних ритмических доли, соответствующих слогам "ча-ча-ча". В первых записях танца на пластинки он назывался мамбой. Ритмический раздел постепенно разрастался, и танцовщики приспособились к новому медленному ритму, удваивая размер на счет 4 и 1 и заменив легкие движения бедер тремя па; по прошествии четырех лет первоначальная жесткость модели была преодолена, и три па стали исполнять с типично кубинским покачиванием бедер. Как и в большинстве латиноамериканских танец, обаяние ча-ча-ча - не в замысловатости движений, а в их изяществе и естественности.
Шоттиш (шотландский танец). Танец 19 в., напоминающий польку. Происходит от шотландского кругового танца, который пользовался известностью в Германии. Иногда его путают с экосезом (тоже шотландским танцем); сначала шоттиш имел размер 3/4, а после 1800 - 2/4.
Эстампи (estampie), или эстампида. Средневековая инструментальная форма и танец из Прованса. Средневековый автор Иоганнес де Грохео упоминает о стантипе - возможно, латинизированном названии эстампиды. Каждая стантипа состояла из ряда "точек" (puncti): каждый punctum (точка) - термин, заимствованный из риторики) состоял из двух частей с одинаковыми началами (apertum) и разными завершениями (clausum). Дополнением к стантипе, по Грохео, была дуктия (ductia), тоже состоявшая из "точек", под которую танцевали. Самый известный образец эстампи - Kalenda Maya Рамбауца де Вакейраса, очаровательная мелодия, заимствованная из более раннего эстампи. Поскольку большинство сохранившихся эстампи представляют собой танцевальные образцы, эстампи может считаться одним из главных танцев Средневековья. См. далее
ТАНЕЦ ЗАПАДНЫЙ
ТАНЕЦ ВОСТОЧНЫЙ
ТАНЕЦ ФОЛЬКЛОРНЫЙ
ТАНЕЦ ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ
ХОРЕОГРАФИЯ
Поговорки
Танец белых лебедей. Жарг. шк. Шутл. Женская раздевалка в спортзале. ВМН 2003, 131.
Танец боро. Жарг. угол. Шутл. Вино. Балдаев 2, 74; ББИ, 241; Мильяненков, 245.
Танец на воде. Жарг. мол. Шутл.-ирон. О походке пьяного человека. Максимов, 65, 415.
Вертеть танцы. Кар. Танцевать. СРГК 1, 178.
Играть танцы. Одесск. Танцевать с задором. КСРГО.
Идти на танцы. Жарг. арм. Шутл. Маршировать по плацу. Максимов, 161.
Афоризмы
Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия
Танец -
По-настоящему танцевать любят лишь те, кто танцует голыми ногами на колючей траве. -
Фуллер Томас (Fuller) (1654 - 1734)
Достаточно заткнуть себе уши в зале, где танцуют, чтобы вообразить себя в доме умалишенных. -
Амиель Анри
В пятнадцать лет танцы - удовольствие, в двадцать - предлог, в сорок - тягость. -
Рикар
Танцы для женщин то же, что игра в карты для мужчин: прекрасное свободное время для языка, которое часто полезно и часто вредно. -
Рихтер Пауль (Richter) (Жан Поль)
Танец. Разве он не то, что мы видим?.. Что, по-твоему, может объяснить танец лучше самого танца?
Валери Поль. Paul Valery ("Душа и танец")
Нежные линии, божественные прыжки, изящные неподвижные стойки призваны рождать в танце такое универсальное существо, у которого нет ни лица, ни тела, но которое обладает силой, временем и уделом, которому даны жизнь и смерть; которое, собственно, и есть не что иное, как жизнь и смерть, ибо желание, если оно разгорелось, не знает ни сна, ни минуты покоя.
Валери Поль. Paul Valery ("Душа и танец")
Представьте себе совсем крохотного младенца: в этом ребенке, каким были мы все, заложена поначалу масса возможностей. [...] Научившись владеть ногами, он обнаружит, что умеет не только ходить, но и бегать; и не только бегать, но и танцевать. Это - событие капитальной важности. Он одновременно открыл и выявил своего рода производную функцию своих конечностей, некую обобщенную формулу своего двигательного принципа. И действительно, если ходьба есть, в сущности, действие достаточно однообразное и почти неспособное к совершенствованию, это новое действие, танец, несет в себе сонмы каких угодно фантазий и вариаций.
Валери Поль. Paul Valery ("Поэзия и абстрактная мысль")
Ходьба подразумевает определенную цель. Это - действие, обращенное к некоему объекту, которого мы стремимся достичь. [...] Совсем иное дело - танец. Разумеется, он тоже представляет собой определенную систему действий, но назначение этих действий - в них же самих. Он ни к чему не направлен. И ежели он преследует какую-то цель, то это лишь цель идеальная, некое состояние, некий восторг, - призрак цветка, кульминация жизни, улыбка, которая наконец проступает на лице у того, кто заклинал о ней пустое пространство. Следовательно, задача танца отнюдь не в том, чтобы осуществить какое-то законченное действие, которое завершается в некой точке нашего окружения, но в том, чтобы создать и, возбуждая, поддерживать определенное состояние посредством периодического движения, совершаемого подчас и на месте, - движения, которое почти полностью безучастно к зримому и которое порождается и регулируется слуховыми ритмами.
Валери Поль. Paul Valery ("Поэзия и абстрактная мысль")
Заметили ли вы, - прибавил он, обратясь ко мне, - вблизи иной вальс никуда не годится - пошлые, грубые звуки, - а в отдаленье, - чудо! так и шевелит в вас все романтические струны.
Тургенев И.С. ("Ася"; Гагин)
Тургенев И.С., "Ася"
- Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели ... Так бы и утонули в этой синеве ... Но мы не птицы. - (Ася)
- А крылья могут у нас вырасти. - (Н.Н.)
- Как?
- Поживите - узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.
- А у вас были?
- Как вам сказать... Кажется, до сих пор я еще не летал.
- Умеете вы вальсировать?
- Умею.- Так пойдемте, пойдемте ... Я попрошу брата сыграть нам вальс ... Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья. - (Ася)
Она побежала к дому. Я побежал вслед за нею - и несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера. Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что-то мягкое, женское проступило вдруг сквозь ее девически строгий облик. Долго потом рука моя чувствовала прикосновение ее нежного стана, долго слышалось мне ее ускоренное, близкое дыхание, долго мерещились темные, неподвижные, почти закрытые глаза на бледном, но оживленном лице, резво обвеянном кудрями.
Варвара Павловна внезапно заиграла шумный штраусовский вальс, начинавшийся такой сильной и быстрой трелью, что Гедеоновский даже вздрогнул [...] Сыгранный ею самою вальс звенел у ней в голове, волновал ее; где бы она ни находилась, стоило ей только представить себе огни, бальную залу, быстрое круженье под звуки музыки - и душа в ней так и загоралась, глаза странно меркли, улыбка блуждала на губах, что-то грациозно-вакхическое разливалось по всему телу
Тургенев И.С. ("Дворянское гнездо")
Быть маляром или шить платье,
Вот это - низкое занятье,
Но сам державный наш король
Обязан знать искусство танцев,
И не ремесленник же тот,
Кто грацию преподает -
Любимый, лучший дар испанцев!
Вега Карпьо, Лопе (Vega). ("Учитель танцев"; Альдемаро, "учитель танцев")
Что, право, может быть глупей:
Никак не обойтись без танцев
На свадьбах жалких оборванцев,
Как и на свадьбах королей!
Давно уж гости надоели,
Томят и шум и суета,
И новобрачная чета
Мечтает сладко о постели.
Нет! Ждать извольте до тех пор,
Пока на небе солнце встанет
И пятки отбивать устанет
Последний ревностный танцор.
Нелепый, варварский обычай! [...]
На танцы я бы сам глядел,
Забава славная, но надо,
Чтоб не была она преградой
Для более приятных дел.
Вега Карпьо, Лопе (Vega). ("Учитель танцев"; Тевано, муж Фелисьяны)
Без танцев что за торжество?
Так требует закон приличий.
Вега Карпьо, Лопе (Vega). ("Учитель танцев"; Альбериго)
Ныне убедился я,
Что воспитанье там с изъянцем,
Где дамы не учились танцам.
Да, дочки, тут вина моя.
Сегодня видел я, как танец
Невольно украшает дам,
Как блеск он придает глазам,
А щечкам придает румянец.
Вега Карпьо, Лопе (Vega). ("Учитель танцев"; Альбериго)
Конечно, отрицать нельзя,
Что несравненные сеньоры
На бале восхищают взоры,
Легко порхая и скользя.
Движений музыка живая
Без слов о чувствах говорит,
Огонь любви, что в сердце скрыт,
Подчас невольно выдавая.
Вега Карпьо, Лопе (Vega). ("Учитель танцев"; Тевано, муж Фелисьяны)
Да, танцы прелестью своей
В полете, в радостном порыве
Красавиц делают красивей,
Дурнушек делают милей.
Мне жаль, что пляске грациозной
Мы не учились до сих пор.
Вега Карпьо, Лопе (Vega). ("Учитель танцев"; Фелисьяна, дочь Альбериго)
Без танцев развлеченья нет:
Быть неподвижной, как портрет,
Храня молчанье гробовое!
Коль не танцуя мы сидим
Среди танцующих на бале,
Нам остается только - в зале
Быть украшением стенным.
Вега Карпьо, Лопе (Vega). ("Учитель танцев"; Флорела, дочь Альбериго)
Добро пожаловать! И пусть те дамы,
Чьи ножки не страдают от мозолей,
Попляшут с вами! Готов поклясться,
Что кто начнет жеманиться, у тех
Мозоли есть! [...]
Привет мой вам! - Играйте, музыканты. -
Эй, места, места! - Ну же, в пляс, девицы!
Эй вы, побольше света! Прочь столы!
Камин гасите: стало слишком жарко.
Шекспир (Shakespeare) ("Ромео и Джульетта", перевод Щепкиной-Куперник; Капулетти)
Привет, синьоры! Дамам без мозолей
У нас работы хватит до утра.
Что скажете, красавицы? Какая
Не станет после этого плясать?
Сейчас и заподозрим, что мозоли. [...]
Привет, друзья! Играйте, музыканты!
С дороги все! Танцоры, дамы - в круг!
Побольше света! Отодвиньте стулья!
Залейте жар в камине: духота.
Глядишь на танцы, так и разбирает.
Шекспир (Shakespeare) ("Ромео и Джульетта", перевод Б.Пастернака; Капулетти)
Прошу! Добро пожаловать сюда...
Какие леди ждут вас, господа!
Танцуйте, веселитесь, в добрый час!
Ну, девушки, которая из вас
Плясать для нас не станет, - та, ей-богу,
Мозолями себе натерла ногу.
Про гордость, недотрога, позабудь, -
И я когда-то маску надевал,
С красавицами жигу танцевал
И нежные признанья им шептал.
Но все прошло... Былого не вернуть.
Входите! Громче музыка играй!
Танцуйте, молодые! Старцы, пейте!
Залей огонь в камине, шалопай...
Прекрасней этой ночи нет на свете!
Шекспир (Shakespeare) ("Ромео и Джульетта", перевод Е.Савич; Капулетти)
Словарь русского арго
см.: Бросать тело в танец
Орфографический словарь
та́нец, та́нца, твор. п. та́нцем, род. п. мн. ч. та́нцев
Формы слов для слова танец
та́нец, та́нцы, та́нца, та́нцев, та́нцу, та́нцам, та́нцем, та́нцами, та́нце, та́нцах
Синонимы к слову танец
сущ., кол-во синонимов: 264
/ обычно о народном: пляска)
ТАНЕЦ
ТАНЕЦ1, хореография
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ, хореографический
ТАНЕЦ2, перепляс, пляска, разг. пляс, жарг. дрыгалка
ТАЦЕВАЛЬНЫЙ, плясовой
ПРИТАНЦОВЫВАТЬ, приплясывать
ТАНЦЕВАТЬ/СТАНЦЕВАТЬ, вальсировать, плясать/сплясать, разг. откалывать/отколоть, разг. отплясывать, разг. отхватывать/отхватить, разг.-сниж. бацать/ сбацать, разг.-сниж. выкаблучивать, разг.-сниж. выкаблучиваться, жарг. дрыгаться/ подрыгаться
Пляска, вертеж.
Пуститься в пляс, вприсядку...
Эпитеты
вдохновенный (Полонский); дикий (Городецкий); необузданный (Серафимович); радостный (Серафимович); размеренно-радостный (Брюсов)
Эпитеты русского языка
Беззаботный, безыскусственный, бесстрастный, бодрый, бойкий, бравый, буйный, быстрый, вдохновенный, великолепный, веселый, выразительный, вялый, головокружительный, горячий, грациозный, грубый, дивный, дикий, жизнерадостный, задорный, задушевный, залихватский (разг.), замедленный, замысловатый, захватывающий, знойный, изящный, интересный, красивый, легкий, ликующий, лирический, лихой, медленный, медлительный, меланхолический, меланхоличный, мерный, модный, мягкий, нежный, неистовый, необузданный, непринужденный, нестройный, неторопливый, огневой, однообразный, отчетливый, очаровательный, печальный, плавный, пленительный, подвижный, покойный, прекрасный, простой, радостный, развеселый (разг.), раздольный (разг.), размашистый, размеренный, раскованный, резвый, резкий, ритмичный, самобытный, самозабвенный, сказочный, сладострастный, сложный, сонный, спокойный, старинный, стильный, страстный, стремительный, стройный, сумбурный, тихий, торжественный, торопливый, трогательный, увлекательный, удалой, удивительный, унылый, упоительный, устарелый, ухарский (простореч.), хаотический, хаотичный, церемонный, чопорный, чувственный, чудесный, чудный, эластичный, энергичный. Балетный, бальный, грузинский, групповой, женский, испанский, классический, массовый, матросский, мужской, народный, национальный, обрядовый, парный, пасторальный, пластический, польский, религиозный, ритмический, ритуальный, русский, сольный, сценический, украинский, церемониальный и т. п.
Идеография
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
та́нец м 5*a (вид искусства и др.)
Глагольная сочетаемость
начались танцы => действие, субъект, начало
Этимология
Заимствование из немецкого, где находим Tanz - "танец".
Этимологический словарь
Франкское - dancon (тянуть, выстраиваться в линию, вытягиваться).
Старофранцузское - dander (танцевать).
Французское - danser (танцевать).
Немецкое - tanzen (танцевать), Tanz (танец).
Польское - tanc (танец).
В русском языке слово начало употребляться с XVII в. Оно было заимствовано из западноевропейских языков через польский.
Изначально существительное употреблялось с суффиксами -ок и -ей. Постепенно «танец» выделилось как литературная форма, «танок» осталось диалектным словом.
В современном русском языке слово «танец» означает «пластические и ритмические движения».
Производные: танцевать, танцевальный, танцор, танцовщица.
Этимологический словарь русского языка
Из нем. через посредство польск. яз. в XVII в. Нем. Tanz- «танец» преобразовано по образцу слов с суф. -ец.
Этимологический словарь
Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где taniec < ср.-в.-нем. tanz «танец».
та́нец
род. п. -нца, уже у Котошихина (Христиани 50), диал. тано́к, род п. -нка́ "хоровод", южн., зап., моск. (Даль), курск., орл., тульск., калужск. (РФВ 49, 335; ИОРЯС 3, 891), укр. та́нець, блр. та́нец. Через польск. tаniес, род. п. -ńса из ср.-в.-н. tanz "танец" с введением суф. -ец в плане народн. этимологии. Что касается -ок, ср. польск. диал. tan, tanek; см. Брандт, РФВ 24, 194; Клюге-Гётце 611; Брюкнер 565.
Словарь иностранных слов
ТАНЕЦ (нем. Tanz). Род, вид пляски.
Сканворды для слова танец
- Поэзия ног.
- Повод безнаказанно обнимать чужую жену на глазах её мужа.
- Вертикальное выражение горизонтального желания.
- Искусство убирать ногу до того, как на неё наступит партнёр.
- Коронный номер «маленьких лебедей».
- «Музыкальные движения».
- Полька чешского происхождения.
- ... маленьких утят.
- Бальный ...
- Он - белый, когда дамы приглашают кавалеров.
- Чему покровительствовала муза Терпсихора?
- Вальс.
- Танго.
- Фокстрот.
- Искусство пластических и ритмических движений.
- Вид искусства.
- На какую картину похож логотип Олимпийских игр 2016 года?
- Картина Вильяма Адольфа Бугро.
- Картина Питера Брейгеля Старшего «Свадебный ... на свежем воздухе».
- Картина Эдварда Мунка «... жизни».
- Роман эстонского писателя Матса Траата «... вокруг парового котла».
- Мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Песня и ...».
- Оперетта Франца Легара «... стрекоз».
- Фильм Эдриана Лайна «...-вспышка».
- Сборник венгерского поэта Аттила Йожефа «Медвежий ...».
- Роман алжирского писателя Мухаммеда Диба «... короля».
- Фильм Тоуба Хупера «... мёртвых».
- Картина французского художника Пабло Пикассо.
- Картина французского живописца Николы Ланкре.
- Картина французского живописца Клода Лоррена «Сельский ...».
- Картина французского художника Анри Матисса.
- Картина французского художника Антуана Ватто.
- Картина французского художника Огюста Ренуара «... в городе».
Полезные сервисы