м.
1. Бальный танец, характеризующийся трёхдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар.
2. Музыка к такому танцу.
3. Музыкальное произведение в ритме такого танца.
м.
1. Бальный танец, характеризующийся трёхдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар.
2. Музыка к такому танцу.
3. Музыкальное произведение в ритме такого танца.
ВАЛЬС, вальса, муж. (франц. valse).
1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием.» Грибоедов.
2. Музыка для этого танца.
|| Род музыкального произведения с трехдольным ритмом (муз.). Вальс Шопена.
ВАЛЬС, -а, муж. Плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. Кружиться в вальсе.
| прил. вальсовый, -ая, -ое.
ВАЛЬС - муж., франц. вальц нем. известная пляска или танец, где кружатся парами;
| музыка, мерою в 3/4, для пляски этой. Вальсировать, плясать вальс, кружиться попарно. Вальц, каток, скалка, медведка;
| прокатный, плющильный, гладильный вал, стан; вальцовать, ремесленное, катать, про(рас)катывать, плющить, гладить, пропускать в плющильный вал. -ся, страд. Вальцованье, вальцовка, действие по гл.
| Вальцовка переплетное: гладилка, костяная лощилка, лощило.
Вальс
-а, м.
1) Парный танец с трехдольным ритмом, основанный на плавном кружении, а также музыка в ритме этого танца.
А там и дружный смех, и песни вечерком, и вальсы резвые, и шепот за столом, и взоры томные, и ветреные речи... (Пушкин).
2) Музыкальное произведение с трехдольным размером.
Вальс-фантазия Глинки.
Родственные слова:
вальси́ровать
Этимология:
От французского valse (← нем. Walzer ← walzen ‘кружиться в танце’). В русском языке - с начала XIX в. На рубеже XVIII-XIX вв. использовались две формы слова: вальц и вальс.
Энциклопедический комментарий:
Вальс происходит от народных крестьянских танцев Южной Германии, Австрии, Чехии. В конце XVIII в. вальс проникает в города. Непринужденность, простота и изящество движений сделали вальс самым популярным танцем среди всех слоев европейского общества XIX в. Всемирно знаменитым стал венский вальс - благодаря музыке Й. Ланнера, И. Штрауса-отца и И. Штрауса-сына.
Превращению вальса в крупное концертное инструментальное произведение способствовали композиторы И. Н. Гуммель и К. М. Вебер. Со временем вальс используют во многих видах музыки: в симфонии (Г. Берлиоз, П. И. Чайковский), в опере (Ш. Гуно, Дж. Верди, Р. Штраус), в балете (Л. Делиб, П. И. Чайковский), в оперетте (И. Штраус-сын).
ВАЛЬС, -а, м
Парный, трехдольный танец, распространенный по всему миру, лирический по характеру, исполняющийся в среднем темпе, характерное движение - кружение пар; возник в XVIII в. на основе австрийского крестьянского танца лендлера, в начале XIX в. стал бальным.
Не успела она [Кити]войти в залу… как уж ее пригласили на вальс, и пригласил лучший кавалер… (Л. Т.).
ВАЛЬС -а; м. [франц. valse]
1. Парный бальный танец, характеризующийся трёхдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар; музыка этого танца. Танцевать, исполнять в. Закружиться в вихре вальса. Свадебный в. Вальс-бостон.
2. Музыкальное произведение в размере и характере этого танца. Вальсы Шопена.
◁ Ва́льсовый, -ая, -ое. В. ритм.
* * *
вальс (франц. valse, нем. Walzer), бальный парный танец в трёхдольном размере. В 70-х годах XVIII в. Вальс - южно-германский крестьянский танец (то же, что лендлер). С начала XIX в. завоевал популярность во всех слоях европейского общества (особенно так называемый венский вальс, связанный с именами И. Штрауса-отца и И. Штрауса-сына). Жанр и жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и вокальной музыки различных композиторских школ.
* * *
ВАЛЬС - ВАЛЬС (франц. valse, от нем. Walzer), бальный танец в трехдольном размере. В 70-х гг. 18 в. вальс - южногерманский крестьянский танец (то же, что лендлер (см. ЛЕНДЛЕР)). С нач. 19 в. завоевал популярность во всех слоях европейского общества (особенно т. н. венский вальс, связанный с именами И. Штрауса-отца (см. ШТРАУС Иоганн (Штраус-отец)) и И. Штрауса-сына (см. ШТРАУС Иоганн (Штраус-сын)) ). Жанр и жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и вокальной музыки различных композиторских школ.
-а, м.
1. Танец трехдольного размера, состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар, а также музыка к этому танцу.
Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой. Пушкин, Евгений Онегин.
Уля в каком-то мгновенном озарении увидела эту девушку кружащейся в вальсе. Фадеев, Молодая гвардия.
2. Музыкальное произведение с трехдольным размером.
Вальс-фантазия Глинки.
[франц. valse]
ВАЛЬС (франц. valse, от нем. Walzer) - парный танец в трехдольном размере (3/4, 3/8) и в умеренном темпе, для к-рого характерны подчеркивание 1-й сильной доли такта и фактурная формула в аккомпанементе "бас-аккорд-аккорд". Возник в 70-е гг. 18 в. в Юж. Германии и Австрии. Ведет происхождение от нар.-бытовых танцев, в т. ч. нем. лендлера, для хореографии к-рого типичны резкие скачкообразные движения. В бальном В. они трансформировались в легкие скользящие па. Разновидности В.: венский В. (5 тематически разных вальсовых разделов, обрамленных вступлением и заключением), франц. В. (3 раздела в разном темпе). Создатели венского В. - И. Ланнер, И. Штраус-отец и признанный "король венского вальса" И. Штраус-сын ("Сказки венского леса", "На прекрасном голубом Дунае", "Прощание с Петербургом" и др.).
В 19 в. В. культивируется композиторами-романтиками как пьеса лирико-поэтич. характера, становится средством портретной характеристики, канвой программной инструмент. пьесы. Получает также широкое распространение в опере, оперетте, балете 19-20 вв. (яркий пример - "Травиата" Верди, пронизанная вальсовым ритмом). Получили мировую известность В. Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Брамса. Фп. пьеса Вебера "Приглашение к танцу" (1819) открыла линию концертных В., продолженную Шопеном, Листом ("Мефисто-вальс"), в рус. музыке - Глазуновым и Рахманиновым (сюита для двух фп.). В. как часть симфонич. цикла впервые появляется у Берлиоза во 2-й части "Фантастич. симфонии" ("Бал"), далее - в симфониях Малера (в варианте лендлера). Симфонич. В. как самостоят. произв. встречается в музыке Сибелиуса ("Грустный В.") и Равеля (хореографич. поэма "В.").
В. в жизни рус. дворянства и разночинной интеллигенции 19 в. приобретает роль "знака" культуры (ср. известные описания балов в "Евгении Онегине" Пушкина или "Войне и мире" Л. Толстого). Близкий бытовому музицированию В. - излюбленный жанр Верстовского, Гурилева, Варламова, Алябьева и мн. др. композиторов. Лирико-психологич., поэтизированный фп. В.-миниатюру встречаем у Чайковского ("Сентиментальный В.", "Ната-В.", "Декабрь" и "Апрель" из "Времен года", В. из "Дет. альбома"), Балакирева ("Меланхолический В."), Скрябина (В. соч. 10 и 38, ряд прелюдий). Изысканные образцы салонного В. создает Рахманинов в своих фп. транскрипциях В. Фр. Крейслера ("Муки любви", "Радость любви"). В., воплощающий кукольно-игрушечные образы, пишут Лядов ("Куколки", "Муз. табакерка"), П. Чайковский ("Новая кукла"), Шостакович ("Танцы кукол"); созерцательным В. является 2-я ч. Шестой фп. сонаты Прокофьева.
Рус. симфонический В. ведет свою родословную от "В.-фантазии" и танцев из оп. "Руслан и Людмила" Глинки. У Чайковского В. - лирич. вершина балетов "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик" (В. цветов); в жанре В. написаны отд. части симфоний № 3, 5, 6 (оригинальный В. на 5/4), сюит № 2 и 3; вальсовый характер присущ гл. теме 1-й ч. симфонии № 4 и побочной партии 1-й симфонии № 5; В. - ритмич. основа мн. его романсов ("Средь шумного бала", "Растворил я окно", "День ли царит", "Песнь цыганки" и др.); В. объединяет драматургически разноплановую сцену бала в доме Лариных в опере "Евгений Онегин". Большое место занимает В. в симфониях, сюитах и балетах Глазунова, в музыке Прокофьева (Пушкинские В., 2-я ч. симфонии № 7, В. в балетах "Ромео и Джульетта", "Золушка", в опере "Война и мир"). Прекрасные В. создали Хачатурян (музыка к драме Лермонтова "Маскарад") и Свиридов (музыка к к/ф "Метель"). Трагич. трактовку В. находим во 2-й ч. "Симфонич. танцев" Рахманинова; пародийное использование В. дают Стравинский ("Петрушка", "История солдата") и Шостакович (В.-бостон во 2-й ч. фп. концерта № 1). Ритм В. характерен для многих популярных сов. песен, особенно воен. лет ("Играй, мой баян" Соловьева-Седого, "В землянке" Листова, "В лесу прифронтовом" Блантера, "Случайный В." Фрадкина и др.). Замечательные образцы песен-В. создал Дунаевский ("Лунный В.", "Заздравная", "Школьный В."). Значит. место занимает В. в отечественной киномузыке, в т. ч. в экранизациях произв. рус. классики (киномузыка И. Шварца, В. Овчинникова).
Лит.: Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. Л., 1936; Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX вв. М.; Л., 1948; Ауэрбах Л. Рассказы о Вальсе. М., 1980.
ВАЛЬС (французское valse, немецкое Walzer, от walzen - кружиться в танце), 3-дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и южно-немецкий крестьянский танец ( смотри Лендлер). С начала 19 века один из самых популярных в Европе. Наибольшим успехом пользовался так называемый венский вальс (Й Ланнер, И. Штраус-отец, И. Штраус-сын). Разновидность вальса - медленный вальс - бостон. Как инструментальная пьеса встречается в творчестве Ф. Шопена, Ф. Листа, П.И. Чайковского; черты жанра - в сочинениях М.И. Глинки, А.К. Глазунова, Я. Сибелиуса, М. Равеля, С.С. Прокофьева.
Большой вальс. Жарг. угол. Обыск. Балдаев 1, 42; ББИ, 39.
Дамен (дамский) вальс. Жарг. арест. Разрешённый администрацией ИТУ в качестве поощрения (за трудовую деятельность) половой акт между заключённым и заключённой. Мокиенко, Никитина 2003, 93.
заманчивый (Гофман); зовущий (Гофман); минорно-печальный (Бунин); мятежный (Ростопчина); призывный (Гофман); певучий (Гофман); увлекательный (Маркевич); упоительно-чудный (Гофман); упоительный (Гофман, Ростопчииа); чудесный (Гофман)
Восходит к немецкому Walzer, которое образовалось от глагола walzen, имеющего значение "катать", "вращать". Таким образом, в названии этого старинного танца отражено и главное его свойство - танцующие пары вращаются под музыку.
Французское - valse.
Немецкое - Walzer (катающийся).
Английское - waltz.
В русский язык слово пришло на рубеже XVIII-XIX вв. Но использовалось лишь избранными - представителями высшего света и людьми искусства (например, музыкантами, балетмейстерами и др.).
Во французский язык, откуда слово попало в русский, оно пришло в начале XIX в. из австро-немецкого: Walzer - «катушка», позднее - «танец с поворотами».
Родственными являются:
Болгарское - валс.
Чешское - vals.
Польское - walc.
Производные: вальсовый, вальсировать.
Из фр. яз. в нач. XIX'b. Фр. valse< нем. Walzer, суффиксального производного от walzen - «катать, вращать».
Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где valse < нем. Walzer, суф. производного от walzen «вращать». Танец назван по характерным для него вращательным движениям.
из франц. valse, которое происходит от нем. Walzer, букв. "катающий"; ср. walzen "выкручивать ногами в танце, вальсировать"; см. Клюге-Гётце 670.
ВАЛЬС valse f. <, нем. Walzer.
1. Парный танец трехдольного размера. Сл. 18.Танцовали и кадрили, и экосезы, и вальцы - нет нужды, как: в селе и в Малороссии не льзя требовать Парижских, или Московских зефиров. ММ 4 29. По-иностранному мы в вальсах закружились, Но не совсем еще с Веселостью простились. Шаховской 89. Приедешь нА вечер и места не найдешь: Шум в зале, пляшут вальс, Чуть ноги унесешь. Катенин Сплетни. // К. 471. Увидеть во сне танцующих вальс предвещает что у Вас будут приятные отношения с веселым, но склонным к авантюрам человеком. Во сне 82. Метр д'отеля, официанты вертелись в вальсе лучше инаго бальнаго дансера. СО 1829 125 256.
2. Музыка к этому танцу. Сл. 18.<он> смотрел на проходящих, насвистывая меланхолически один вальс, которой, вероятно, был в употреблении на его родине <германии>. ММ 1 83. Ляпунов прислал Беляеву 3 фортепианных пьесы для печати .. Etude и valse особенно не выдаются. 23. 7. 1887. Глазунов - Н. А. Римскому-Корсакову. Из повести Кокорева мы узнаем о тех музыкальных пьесах, которые входили в репертуар шарманщиков: "Тройка удалая", "Ты не поверишь", "Соловей", "Барыня", "Полька", Валец". РР 1985 5 143. - Только под гармонью <пою>, когда тоска ... люблю мечтать под звуки вальца ... - стеснялся Карих. И. Шмелев История любовная. // Москва 1994 8 102. - Лекс. Ян. 1803: вальц; Энц. Лекс. 1837: вальс; Сл. 18: вальс 1799, вальсен 1806.
ВАЛЬС (франц. valse, от нем. Walzer). Род танца и музыка, написанная для этого танца, медленный (старинный) и скорый, венский.
- Это когда ноги оттоптаны на три четверти.
- Старинный способ кружить друг другу голову.
- Штраусиный танец.
- Танец-бостон.
- Танец, который хорошо танцуют те, кто умеет считать до трёх.
- Один из предшественников этого танца - австрийский народный танец лендлер, тоже имеющий размер 3/4.
- Бальный танец.
- Танец, напоминающий ритм нашего сердца.
- Песня военных лет «Случайный ...».
- Танец под «амурские волны».
- Собачий танец.
- Какой танец был ведущим в XIX веке?
- Свадебный танец.
- Первый танец Наташи Ростовой на балу.
- Танец, от которого кружится голова.
- Предком этого танца была традиционная пляска австрийских сельчан – лендлер.
- Этот танец для Наташи Ростовой Прокофьев написал по просьбе первого постановщика «Войны и мира» Бориса Покровского.
- Танец, чьи фрагменты попали в французский котильон.
- Фильм режиссёров Алёны Семёновой и Александра Смирнова «Рябиновый ...».
- Фильм Билли Уайлдера «Императорский ...».
- Роман чешского писателя Милана Кундеры «... на прощание».
- Фильм Мартина Скорсезе «Последний ...».
- Песня Леонида Утёсова «Случайный ...».
- Фильм Виктора Титова.
- Повесть российской писательницы Марии Прилежаевой «Пушкинский ...».
- Оперетта русского композитора Константина Листова «Севастопольский ...».
ВАЛЬС А ТРУА ГРАС * valse à trois grâces. Русские любители танцев исполняли его <алеман> на семейных балах. Упоминание о нем имеется в книге Л. Петровского "Правила для благородных общественных танцев", где он назван Valse à trois grâces. Иностранцы имеют его allemande en trois. Васильева-Рожд. 181.
ВАЛЬС БРИЙАНТ * valse brillante. "Блестящий вальс". Музыкальная пьеса, требующая превосходного и одущевленного исполнения. Дягилев поручил мне инструментовать две вещи Шопена для балета "Сильфиды".. Это были "ноктюрн", которым начинается балет, и "Valse brillante" - финал балета. И. Стравинский Хроника моей жизни.
ВАЛЬС ТРИСТ * valse triste. "Печальный вальс". Из балерин нельзя не отметить, нельзя не посоветовать - всем - посмотреть, Ирину (люсю) Арцыбушеву - характерная танцовщица, особенно en valse triste .. Не меньшего внимания заслуживает Ольга кедрова - "классичка" .. отметим <ее> "кокетку" в костюме времен Директории. Шаховская Отражения 119. И наконец, последняя метаморфоза, последнее превращение - бело черный вальс последнего акта, самый грустный вальс в истории балетного театра valse triste "Лебединого озера" и даже valse funèbre, неоконченный вальс, остановившийся на полдороге. НН 2000 52 128.
ВАЛЬС ФЛЁРИ * valse fleurie. "Цветущий вальс". Вальс цветов, с цветами. Репетицию начинаю с valse fleurie из "Волшебного зеркала". М. Петипа 83.
ВАЛЬС ЭНФЕРНАЛЬ * valse infernale. муз. Адский вальс. Сцена на берегу Днепра. Ночь. Раздается хор русалок, напоминающий своим фантастическим пафосом оргии valse infernale из "Роберта Дьявола. Бел. Соч. А. Пушкина.
ВАЛЬС-БОСТО́Н, ва́льса-босто́на, м
Американский, парный, трехдольный танец, исполняющийся в среднем темпе, характерное движение - кружение пар и широкий шаг партнеров на первую долю такта.
В разгар выпускного бала объявили вальс-бостон.
Вальс-босто́н (бостон), американский бальный танец; разновидность медленного вальса с характерным широким шагом на первую долю такта. Был популярен в Европе и Америке в 1920-х гг.
* * *
ВАЛЬС-БОСТОН - ВАЛЬС-БОСТО́Н, американский бальный танец свободной композиции, с характерным широким шагом на первую долю такта. Музыкальный размер 3/4.
ВАЛЬС-БОСТОН - американский бальный танец свободной композиции, с характерным широким шагом на первую долю такта. Музыкальный размер 3/4.
ВАЛЬС-БОСТОН valse-boston Разновидность медленного вальса. СИС 1954. Неповоротливые Голландцы грузно кружились в медленном темпе вальса-бостона и танцевали вычурно, но тяжело pas de quatre под звук прекрасного бального оркестра. М. Бакунин В тропич. Голландии. // РВ 1897 6 259. Великий князь Дмитрий Павлович танцевал вальс-бостон, т. е. вальс с фигурами, со своей сестрой Марией Павловной. 1913. КГ 2001 168. Тогда недавно вошли в моду фокстроты, танго и вальс-бостон. Мелодии были красивые, то грустно-лирические, то бравурные. 1922. Чегодаева 201. - Лекс. СЭС 1979: вальс-босто/н.
вальс-бостон
- вальса-бостона, м. (англ. waltz-boston букв. бостонский вальс).
Парный танец в медленном темпе, то же, что бостон.
|| Ср. вальс.
ВАЛЬС-КАЗАК valse casaque. устар.-"Ну, вальс-казак-то мы с вами, Катерина Евграфовна, уж протанцуем" - говаривал он до обеда или во время обеда или ужина. Вересаев Пушкин в жизни 137. Вальс-казак. Он делается па дебаской <па де баск>. 1839. Максин 15.
ВАЛЬС-МАЗУРКА вальса-мазурки. Бальный танец в темпе и размере мазурки с характерным для нее пунктирным ритмом. Вальс-мазурка - бальный танец в размере мазурки с характерным для нее пунктирным ритмом. Среди разновидностей популярен русский вариант: каждые 4 такта танцуются поочередно то движениями вальса, то мазурки. Булучевский 1998. Когда нас подводили к ней <перед мазуркой> и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась, и говорила мне "Encore". 1903. Толст. После бала.
ВАЛЬС-МИНЬОН valse mignon. Из всех видов вальса - вальс в три па (valse à trois temps), вальс в два па ( à deux temps), вальс-миньон, вальс в левую сторону (au rebours),- наиболее любимым был и остался вальс в три па. Вальс в два па, который, кстати, сказать, во Франции называли "Русский вальс", не был долговечен, - вероятно потому, что не требовал большого танцевального искусства. Ивановский 140-141.
Вальсамо́н Феодор (около 1140 - после 1195), византийский канонист. Автор толкования на номоканон Фотия, ставшего одним из важнейших документов канонического права православной церкви.
* * *
ВАЛЬСАМОН Феодор - ВАЛЬСАМО́Н Феодор (ок. 1140 - после 1195), византийский канонист. Автор толкования на номоканон Фотия (см. ФОТИЙ (патриарх)), вошедшего в состав Пидалиона - греческой Кормчей - и ставшего одним из важнейших документов канонического права Православной церкви.
ВАЛЬСАМОН Феодор (ок. 1140 - после 1195) - византийский канонист. Автор толкования на номоканон Фотия, вошедшего в состав Пидалиона - греческой Кормчей - и ставшего одним из важнейших документов канонического права Православной церкви.
ВАЛЬСЁР а, м. valseur m. Танцор вальса. Вот почему это письмо тебе передаст тебе князь Галицкий, первый полькер и вальсер в русском царстве. Дружинин Поленька Сакс. <Шарлотта> упомянула о нескольких вечерах, на которых она танцевала, и на которых всегда чувствовала отсутствие приятного вальсера. Бромбеус Прожитое. // БДЧ 1851 105 209. На расчищенном месте уже завертелись вальсеры. Л. Добычин Город Эн.
ВАЛЬСЁРКА и, ж. valseur m. Танцорка вальса. Выбор вальсерки, большее или меньшее достоинство каждого вальсера, организация мазурки, ход котильона, некогда безразличные, столь важные ныне. 1848. Целлариус 2. Теперь уже стали возможны увещания, обращенные на женщин: подарите вашим детям на праздник не игрушку, а самих себя ... Это, пожалуй, к клубным вальсеркам, мушкатеркам и кабинетным пионеркам, - прекрасное воззвание. Дьяков Наши дамы 59.
ВАЛЬСЁРЫ ов, мн. valseur m. Название механической игрушки. В числе такого рода игрушек <для взрослых и детей> первое место занимают так называемые "вальсеры" .. Легкость, с которою вальсеры совершают свои эволюции, заставляет зрителя забывать, что они сделаны из тяжелого свинца. Душою движения , как это обыкновенно бывает в жизни, служит дама. Ее голубая, отделанная звездами юпка есть ничто иное, как тяжелое маховое колесо, приводимое в движение точно также, как обыкновенный волчек. Для этой цели держат кавалера между большим и указательным пальцем левой руки, обвивают бичевку вокруг талии дамы и резким движением приводят всю систему в быстрое вращение. пара, пущенная по гладкому полу, продолжает вальсировать до тех пор, пока маховое колесо, - т. е. юпка танцовщицы,- сохраняет хоть какой-нибудь остаток сообщенной ей силы. До тех пор, пока дама прикасается своими высокими каблуками к полу, кавалер описывает вокруг нея тур, как вокруг временной оси. Но так как совершенно вертикально установить эту пару нельзя, то при следующем обороте кавалер касается земли (и тогда дама, в свою очередь, описывает вокруг него тур. Эти перемены совершаются последовательно и быстро; общее впечатление получается такое же, как при наблюдении быстрого кружения живой пары вальсеров. Новь 1886 11 282.
ВАЛЬСЕТ а, м. valcette?
1. Элемент акробатический упражнений - подскок, при котором корпус исполнителя несколько наклонен вперед. Цирк. Энц.
2. Темповый наскок при прыжках в воду с вышки с толчком попеременно обеими ногами. Используется при выполнении прыжков с разбега с вращением назад. Спорт 1993.
ВАЛЬСИРОВАНИЕ я, ср. valser.
1. Кружение в вальсе. См. Галопированье. Черн.
2. Движение, напоминающее вращение вальса. Скоро первая цель (обучение вальсированию) будет достигнута: цыпленок начнет поворачиваться налево гораздо чаще, а вследствие вариабельности поведения эти повороты будут то меньшими, то большими. НИЖ 1988 4 137.
-рую, -руешь и (устар.) вальсирова́ть, -ру́ю, -ру́ешь; несов.
Танцевать вальс, кружиться в танце.
Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею. Л. Толстой, После бала.
вальси́ровать, вальси́рую, вальси́руем, вальси́руешь, вальси́руете, вальси́рует, вальси́руют, вальси́руя, вальси́ровал, вальси́ровала, вальси́ровало, вальси́ровали, вальси́руй, вальси́руйте, вальси́рующий, вальси́рующая, вальси́рующее, вальси́рующие, вальси́рующего, вальси́рующей, вальси́рующих, вальси́рующему, вальси́рующим, вальси́рующую, вальси́рующею, вальси́рующими, вальси́рующем, вальси́ровавший, вальси́ровавшая, вальси́ровавшее, вальси́ровавшие, вальси́ровавшего, вальси́ровавшей, вальси́ровавших, вальси́ровавшему, вальси́ровавшим, вальси́ровавшую, вальси́ровавшею, вальси́ровавшими, вальси́ровавшем
См. плясать...
ВАЛЬСИРОВАТЬ valser, нем. walzen.
1. Танцевать вальс; кружиться в вальсе. БАС-2. Умножайте свои познания, и вы далеко позади оставите тех пригоженьких куколок, которыя тогда только и живут, когда они вальсируют. Крылов ПСС 3 344. В мое время женщины хвалили Вертера, который сказал, что жена его не будет вальсировать. ВЕ 2 255. Вальцировать, значит танцевать вальц. Ян. 1803 1 451. И гусары в модном свете, В вицмундирах, в башмаках, вальсируют на паркете. Давыдов Песня стар. гусара. || устар. Быстро скользить, порхать. Со стула и на стул красотки вальсируют И свежих на-прокат прыгунчиков вербуют. Долгорукий 1 191. | - Вы на каком <фронте> были? - На разных, - Савинов вальсирует головой под музыку, - практически на всех. бакланов 1987 22.
2. устар., авиа. О машине и о летчике. Непроизвольно описывать кривые в воздухе; не выдерживать направления. Успенский. - Лекс. Ян. 1803: вальцировать; САН 1847: вальсирова/ть; Уш. 1935: вальси/ровать и вальсирова/ть; Ож. 1949: вальсИровать; Сл. 18: вальсировать 1801.
ВАЛЬСОВОСТЬ и, ж. valse f. Имеющий характер вальса. Даже сквозь вальсовость . . ощутить их скрытый психологический подтекст. ЛО 1998 2 60.
ВАЛЬСОВЫЙ ая, ое. valse f. Отн. к вальсу. БАС-2. Приезжать на бал и уезжать домой, не сделавши даже вальсового круга? Одоевский Княхна Мими. В бульварной спирали, в Лютеции вальсовой, - Куда тебе деться - в застенках забавы. А. Найман В Париже. // Звезда 1997 12 5. - Лекс. САН 1891: ва/льсовый.