Мужское имя.
Светлый путь.
Выбранный путь; программа, план.
Мингалёв
Фамилия редка, но все же примеры ее не единичны. Триста лет назад в документе 1683 г. упомянут Осип Мингалев с реки Вымь (на территории Коми); в Ульяновске существовал в прошлом Мингалевский спуск к Волге, названный так по фамилии старожила. Первоначально, вероятно, отчество, образованное по русской модели кратких прилагательных с притяжательным суффиксом -ов от тюркоязычного мужского личного имени Мингали.
Мингалев
Фамилия редка, но все же примеры ее не единичны. Триста лет назад в документе 1683 г. упомянут Осип Мингалев с реки Вымь (на территории Коми); в Ульяновске существовал в прошлом Мингалевский спуск к Волге, названный так по фамилии старожила. Первоначально, вероятно, отчество, образованное по русской модели кратких прилагательных с притяжательным суффиксом -ов от тюркоязычного мужского личного имени Мингали. (Н).
- Британский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Девятая жизнь Луи Дракса», «Теряя и обретая», «Холодная гора».
- Английский актёр, исполнивший роль Бена в фильме «Фантом».
- Британский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Игра», «Талантливый мистер Рипли».
- Британский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Английский пациент», «Мистер Чудо», «Верно, безумно, глубоко».
Мингечау́р - город (с 1948) в Азербайджане, на р. Кура, близ плотины Мингечаурской ГЭС. Железнодорожная станция 90,9 тыс. жителей (1991). Заводы: кабельный, резинотехнических изделий, стекловолокна и др.; текстильный комбинат, пищевые и другие предприятия. Театр. Историко-краеведческий музей. В районе Мингечаура - комплекс археологических памятников от 3-го тысячелетия до н. э. до XVII в. н. э.: остатки поселений, грунтовые и курганные могильники, кувшинные погребения, гончарные печи, христианские храмы и пр.
* * *
МИНГЕЧАУР - МИНГЕЧАУ́Р, город (с 1948) в Азербайджане, на реке Кура, близ плотины Мингечаурской ГЭС. Железнодорожная станция. Население 95 тыс человек (2004). Заводы: кабельный, резинотехнических изделий, стекловолокна и др.; текстильный комбинат, пищевые и др. предприятия. Театр. Историко-краеведческий музей. В районе Мингечаура - комплекс археологических памятников от 3-го тыс. до н. э. до 17 в. н. э.: остатки поселений, грунтовые и курганные могильники, кувшинные погребения, гончарные печи, христианские храмы и пр.
МИНГЕЧАУР - город (с 1948) в Азербайджане, на р. Кура, близ плотины Мингечаурской ГЭС. Железнодорожная станция. 90,9 тыс. жителей (1991). Заводы: кабельный, резинотехнических изделий, стекловолокна и др.; текстильный комбинат, пищевые и др. предприятия. Театр. Историко-краеведческий музей. В районе Мингечаура - комплекс археологических памятников от 3-го тыс. до н. э. до 17 в. н. э.: остатки поселений, грунтовые и курганные могильники, кувшинные погребения, гончарные печи, христианские храмы и пр.
МИНГРЕ́ЛКА, мингрелки, жен. см. мегрелка.
МЕГРЕ́ЛЫ, -е́л и -е́лов, ед. -е́л, -а, м. и МИНГРЕ́ЛЫ, -е́л и -е́лов, ед. -е́л, -а, м. Этническая группа грузин, составляющих коренное население одной из территорий Западной Грузии Ч Мегрелии (Мингрелии) (в 16Ч19 вв. Мегрельского княжества).
МИНГРЕ́ЛЫ -ов; МИНГРЕ́ЛЬЦЫ, -ев; мн. = Менгре́лы.
◁ Мингре́л, -а; Мингре́лец, -льца; м. Мингре́лка, -и; мн. род. -лок, дат. -лкам; ж. Мингре́льский, -ая, -ое. М. язык. По-мингре́льски, нареч. Говорить по-мингрельски.
-ов и мингре́льцы, -ев, мн. (ед. мингре́л, -а и мингре́лец, -льца, м.; мингре́лка, -и, мн. мингре́лки, -лок, -лкам, ж.).
То же, что мегрелы.
мингре́лы, -ре́л и -ов, ед. ч. -ре́л, -а и мингре́льцы, -ев, ед. ч. -лец, -льца, твор. п. -льцем (то же, что мегрелы)
прил.
1. Относящийся к мингрельцам, связанный с ними.
2. Свойственный мингрельцам, характерный для них.
3. Принадлежащий мингрельцам.
МИНГРЕ́ЛЬСКИЙ, мингрельская, мингрельское. см. мегрельский.
МИНГРЕ́ЛЬЦЫ, мингрельцев, ед. мингрелец, мингрельца, муж. см. мегрелы.
МИНГРЕ́ЛЫ -ов; МИНГРЕ́ЛЬЦЫ, -ев; мн. = Менгре́лы.
◁ Мингре́л, -а; Мингре́лец, -льца; м. Мингре́лка, -и; мн. род. -лок, дат. -лкам; ж. Мингре́льский, -ая, -ое. М. язык. По-мингре́льски, нареч. Говорить по-мингрельски.
Ми́нгус (Mingus) Чарлз (19221979), американский джазовый музыкант (контрабасист), композитор, руководитель ансамбля. Один из ведущих афроамериканских джазовых музыкантов 195060-х гг., оказал значительное влияние на развитие джаза. Автобиография «Хуже собаки» (1971).
Ми́нгус Чарлз (Mingus) (1922-1979), американский джазовый музыкант (контрабасист), композитор, руководитель ансамбля. Один из ведущих афро-американских джазовых музыкантов 1950-60-х гг., оказал значительное влияние на развитие джаза. Автобиография «Хуже собаки» (1971).
МИНГУС Чарли - МИ́НГУС (Mingus) Чарли (полн. имя Чарлз) (22 апреля 1922, Ногэйлс, шт. Аризона - 5 января 1979, Кернавака, Мексика), американский джазовый (см. ДЖАЗ) контрабасист, пианист, композитор, бэндлидер (см. БЭНДЛИДЕР).
Начало профессиональной карьеры джазмена
Влечение к музыке проявил очень рано - под впечатлением от спиричуэлов (см. СПИРИЧУЭЛ) и госпел (см. ГОСПЕЛ)-сонгов, которые он слышал, регулярно посещая церковь. Детство провел в одном из негритянских кварталов Лос-Анджелеса. Джазом заинтересовался, познакомившись с грамзаписями нью-орлеанских музыкантов, а также на концертах оркестра Дюка Эллингтона. Систематические занятия музыкой начал в 8 лет, освоив игру на тромбоне и флейте. В 16 лет перешел на виолончель и контрабас, изучал академическую композицию, а кроме того брал уроки фортепиано. Свои первые музыкальные сочинения написал в 1939 (What Love) и в 1940-41 (Half-mast, Inhibitions, обе записаны в 1960-е). После дебюта в школьном ансамбле стал выступать как профессионал с оркестрами Ли Янга (см. ЯНГ Лестер) (1940), Луи Армстронга (см. АРМСТРОНГ Луи) (1941-1943), Барни Бигарда и Кида Ори (1942), с танцевальным бэндом Элвино Рея, собственным трио, биг-бэндом Лайонела Хэмптона (1946-1948, первые записи), аккомпанировал ритм-энд-блюзовым певцам. В этот период получил от джазменов прозвище «барон Мингус».
Период активного творчества
В 1951 переехал в Нью-Йорк, где играл в трио «Реда» Норво (1950-51), но решил уйти из него в знак протеста против расовой сегрегации (ему не разрешали появляться с белыми в респектабельных клубах и участвовать с ними в телепрограммах), затем сотрудничал с Билли Тэйлором (1952-53), выступал в концертах филармонического джаза. В 1952 основал студию звукозаписи Debut. В дальнейшем примкнул к лагерю молодых революционно настроенных музыкантов бопа, принял участие в их программном концерте в Торонто (Jazz at Massey Hall: Quintet of the Year, 1953). Наступил период активного и плодотворных творческих контактов с самыми яркими представителями модерн-джаза (см. МОДЕРН-ДЖАЗ) Чарли Паркером (см. ПАРКЕР Чарли Берд), Диззи Гиллеспи (см. ГИЛЛЕСПИ Диззи), Майлсом Дэвисом (см. ДЭВИС Майлз), Телониусом Монком (см. МОНК Телониус), и др.
В 1953 его пригласил в свой оркестр Дюк Эллингтон (см. ЭЛЛИНГТОН Дюк). Однако, первый значительный успех достигнут им был позднее в его самостоятельной практике как руководителя трио (Money Jungle, 1962). Первые успешные композиторские эксперименты Мингуса относятся еще к 1953-55, когда он вошел в состав неформального объединения музыкантов-новаторов Jazz Composers" Workshop. Стремление к полной самостоятельности в реализации своих замыслов побудило его к созданию собственно экспериментальной творческой мастерской - Jazz Workshop (1953-55). Здесь он мог более эффективно планировать и направлять работу с исполнителями своих произведений, апробировать новые методы композиции, сольной и коллективной импровизации (см. ИМПРОВИЗАЦИЯ). Мингус экспериментировал также в русле «Poetry & Jazz» синтеза джаза и поэзии (1959-60). В 1960-е Мингус возобновил интенсивную работу как менеджер негритянских музыкантов и организатор студийных сессий, в связи с чем создал новую фирму звукозаписи. Как инструменталист и композитор принял участие в создании ряда фильмов Фрэнка Синатры (см. СИНАТРА Фрэнк) (Higher and Higher), Боба Хоупа и Бинга Кросби (см. КРОСБИ Бинг) (Road To Zanzibar), выступал на телевидении, руководил квартетом, писал аранжировки для Ньюпортского джаз-фестиваля. Блестяще выступил в ньюйоркском Таун-Холле и на фестивале в Монтерее. В 1964 совершил европейское турне с Э .Долфи, Дж. Байардом и К. Джорданом.
Несмотря на испытания
После участия в кинофильмах Shadows и All Night Long о нем самом был снят в 1968 документальный фильм на материале концертов в Бостоне. В 1969 Мингус дал в Нью-Йорке концерт с флейтистом Дж. Стейгом и валторнистом Д. Амрамом. Затем из-за финансовых затруднений и ухудшения здоровья вынужден был прервать музыкальную деятельность. В 1971 при поддержке фонда Гуггенхейма смог опубликовать свою автобиографическую книгу Beneath The Underdog (полную психоаналитических самооценок и драматичных пророчеств), после чего вернулся к творческой практике. Во время одного из турне с ним случился частичный паралич (связанный с болезнью крови), надолго нарушивший его планы. В 1978 Мингус участвовал в концерте звезд джаза в Белом доме (по приглашению президента Дж. Картера). Сотрудничал с поп-певицей Джони Митчелл. Последние его записи были сделаны в январе 1978. В том же году состоялось исполнение его крупной композиции Revelations оркестром нью-йоркской филармонии под управлением Гюнтера Шуллера. Премьера еще одного произведения Epitaph была осуществлена Шуллером уже через 10 лет после смерти автора (1990, в 1991 в Москве).
Новатор и классик
Чарли Мингус - весьма сложный и противоречивый феномен в истории джаза. Его жизненный и творческий путь полон психологических и мировоззренческих изломов. Он не избалован славой и популярностью, подобно другим джазовым звездам, и не желал угождать общественному мнению во имя наград и титулов. Его всегда отличали углубленная серьезность и склонность к драматической экспрессии в своей музыке. Несмотря на некоторый оттенок мистицизма в его взглядах, он по натуре реалист, желающий достичь правды выражения эмоций, отразить внутреннюю сущность человека в мире, разделенном политическими и расовыми барьерами, оторванном от природной почвы, ослепленном иллюзией технического и финансового могущества. Вот почему произведения Мингуса в большинстве своем лишены безмятежности, легкости, развлекательности.
В своих инновациях Мингус опередил и предвосхитил многие революционные идеи бибопа (см. БИБОП), кул (см. КУЛ-ДЖАЗ)- и фри-джаза, симфо-джаза, оказав влияние на развитие всех основных современных джазовых стилей и направлений. Он создал новые типы композиции и многочастных оркестровых форм, ввел в практику нетрадиционные ладовые структуры, инструментально-тембровые комбинации, , использовал приемы полистилистики, контрапункта, реформировал технику игры на контрабасе (в русле мелодического солирования). Однако, при этом он всегда был далек от авангардистских экспериментов с «чистой» звуковой формой. Его главный метод работы как бэндлидера-композитора напоминает эллингтоновскую практику коллективного сочинения музыки в процессе предварительного отбора индивидуальных идей, предлагаемых участниками оркестра. Но есть и отличия: Мингус заранее создавал план композиции и в виде нотированных эскизов предлагал весь исходный материал оркестрантам для дальнейшей импровизационной разработки,. За этим стоит принцип главенства композиторского замысла над личной инициативой и свободой отдельных музыкантов оркестра. Импровизацию в ансамбле Мингус приблизил к живому диалогу, дискуссионному обмену мнениями. Сам он определял данную манеру игры термином conversational improvising («диалогическая импровизация»). Стилистика произведений Мингуса отнюдь не абстрактна при всей ее неординарности. Он сохраняет, как и Эллингтон, верность фольклорным истокам, традициям негритянской евангелической музыки и блюза, раннего нью-орлеанского джаза и свинга, обнаруживает коренные связи с европейской академической классикой, идеями Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд) и Штокхаузена (см. ШТОКХАУЗЕН Карлхайнц), этническими культурами Латинской Америки, Азии и Африки. Значительна фигура Мингуса и как педагога, воспитавшего многочисленных учеников и преемников. Наиболее велики заслуги Мингуса в сфере композиции и развития джазового оркестра, и, несмотря на то, что он не реализовал всех своих возможностей и не достиг вершин славы, его роль в эволюции джаза трудно переоценить.