Мора́лес Луис де - прозван Божественным (El Divino) (около 1510 - 1586), испанский живописец. Экзальтированная одухотворённость образов Моралеса («Мадонна с младенцем»), идущая от традиций испанской готики, сочетается с характерными для живописи маньеризма холодной цветовой гаммой и виртуозной «эмалевой» техникой письма.
* * *
МОРАЛЕС Луис де - МОРА́ЛЕС (Morales) Луис де (1510-е или 1520, Бадахос - 9 мая 1585, там же), испанский живописец. Стал посмертно настолько знаменитым, что получил прозвище «Божественный» (Эль Дивино, El Divino). Это позднее прозвище подразумевало не только целиком религиозную тематику его произведений, но и их утонченно духовный, мистический образный строй.
О жизни Моралеса мало известно. Отсутствует точная дата его рождения, неясно формирование его как живописца (возможно в Вальядолиде или Толедо), а также обстоятельства пребывания в Севилье и Мадриде, работа в Португалии. Вместе с тем поздние биографы касаются частных занимательных деталей, как бы восполняя возросший интерес к творчеству и независимой личности художника.
Молодость в Бадахосе
Впервые имя Моралеса упоминается в 1546. Известно, что он родился в Бадахосе, в Эстремадуре, одной из самых отсталых испанских областей. Оживленная жизнь Бадахоса, знавшего владычество мавров и власть крупных феодальных семей, давно отошла в прошлое. Утихли военные стычки с португальцами на границе, проходившей между странами всего в шести километрах от города. Расположенный на берегах медленно текущей Гвадианы и увенчанный большим готическим собором, Бадахос выглядел уснувшим на века. На фоне его малоприметной художественной жизни выделялись оригинальные алтарные картины, которыми молодой Моралес украшал собор и местные церкви. Решающим событием в его провинциальной жизни стало покровительство епископа дона Хуана де Риберы. Выдающийся деятель испанского католицизма и меценат, он позже стал архиепископом Валенсии, основателем в Валенсии Коллегии Корпус Кристи, т. н. Коллегии Патриарха (Коллехио де Партиарка). До того, как Хуан де Рибера покинул Бадахос, Моралес написал его портрет (до 1564, Прадо). По своему дарованию он не был портретистом, но стремился подчинить характерные черты молодого епископа идеальному представлению о духовно богатой, мыслящей личности. По-видимому, благодаря авторитету влиятельного Х. Риберы (см. РИБЕРА Хусепе) Моралес был приглашен в 1563 для работы в Эскориал (см. ЭСКОРИАЛ).
Поездка в Эскориал
Строительство детища Филиппа II, грандиозного архитектурного комплекса в пустынной местности, у скалистых отрогов Сьерры Гвадаррамы только что начиналось. Стены и своды разнообразных помещений Эскориала украшались росписями, которые исполняли приезжие итальянские мастера, в основном представители придворно-академической линии позднего маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ). Придворная карьера Моралеса в Эскориале сложилась неудачно. Существует упоминание, что созданная им картина, изображавшая Крестный путь Христа (не сохранилась) не понравилась Филиппу II (см. ФИЛИПП II Габсбург). Несомненно, правы те исследователи, которые считают, что само творчество мастера с его неброскими алтарными композициями станкового характера не могло соответствовать задачам декоративного убранства Эскориала. Писать парадные подражательные и безликие фрески он не захотел, а, возможно, и не умел. Художник вынужден был вернуться в Бадахос, где жил и работал до самой смерти.
Расцвет творчества
Существует только предположение, что Моралес посетил Италию. Его знакомство с произведениями нидерландских и итальянских маньеристов связано с возможной поездкой в Севилью, в которой в то время процветал нидерландский живописец Педро Кемпенер (исп. Педро де Кампанья), известный своими экстатичными образами и эмалевой техникой письма. Несколько месяцев Моралес работал в Португалии (в городах Элваш и Эворе). Но основная его деятельность сосредоточивалась в небольших испанских городах, где в 1563-68 он создал несколько больших живописных алтарей. Наиболее известны и выразительны его небольшие по размеру картины, находящиеся ныне во многих европейских собраниях.
Будучи, по-видимому, активным и общительным человеком, Моралес сотрудничал в Бадахосе с городским советом, жил на широкую ногу, имел каменный дом, слуг и лошадей; многочисленные заказы выполнялись с помощью мастерской, в которой работали его сыновья Херонимо и Кристобаль.
В истории испанской живописи Моралес стоит особняком. Изолированная жизнь в провинции наложила отпечаток архаизма на его изобразительный репертуар и вместе с тем создала возможность оригинального творческого самовыражения. В религиозной экзальтации образов Моралеса подчас проглядывает нечто средневековое. Его живопись сплавляет воедино произведения испанской мистики, народной набожности и спиритуалистическую эстетику маньеризма, экспрессию северных мастеров и возвышенную идеальность итальянцев. Виртуозная, словно эмалевая, техника письма близка к приемам нидерландской школы 15 века.
Моралес - художник отдельных героев, а не событий, художник одной темы - темы страдания, исполненного чувства христианской жертвенности и покорности. Чаще всего это страдающий, кроткий Христос («Се человек», Мадрид, Академия Сан Фернандо, Прадо, Малага, Музей изящных искусств, Бадахос, Музей собора, Дрезден, картинная галерея, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства, Москва, Музей изобразительных искусств; «Христос, несущий крест», Валенсия, Коллегия Корпус Кристи; «Христос между палачей», Мадрид, Академия Сан Фернандо; «Христос у колонны», Толедо, Музей Санта Крус). Полны сдержанного драматизма картины «Оплакивание Христа» (Прадо, Севилья, Музей собора, Мадрид, Академия Сан Фернандо), «Скорбящая Богоматерь», т. н. «Долороса» (Санкт-Петербург, Эрмитаж, Малага, Музей изящных искусств). Мастер обычно писал удлиненные полуфигуры в статичных скорбных позах, с горестным выражением тонких, мертвенного оттенка лиц, с внутренне напряженными, но внешне очень скупыми, словно оцепенелыми жестами. Преобладают темные фоны, гамма холодных зеленоватых тонов, лица озарены внутренним светом. Картины Моралеса могут показаться однообразными, но они покоряют душевной чистотой, искренностью чувства. Самые сильные особенности его творчества отличают образ юной Марии, ласкающей младенца, но уже охваченной трагическим предчувствием его будущей судьбы. С темы божественного материнства, заключающей глубокий подтекст, художник начал свой творческий путь.
Ранняя картина 1546 «Мадонна с птичкой» в церкви Сан-Августин в Мадриде, самая непосредственная и живая, была написана под влиянием «Мадонны» Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), а прекрасная золотоволосая Богоматерь с младенцем и Иоанном Крестителем на фоне красного занавеса, помещенная в одном из алтарей Нового собора в Саламанке, напоминает композицииЛеонардо (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ). Характерный для Моралеса тип идеальной женской красоты с нежным овалом удлиненного лица и опущенным взором приобретает трогательную хрупкость в одухотворенном изображении «Мадонна с младенцем» (около 157?, Прадо). Одна из версий поэтичного, насыщенного мистической символикой образа включает в композицию увенчанную крестом прялку, которую Мария держит в руке («Мадонна с младенцем», Эрмитаж). Вечный образ судьбы сочетается здесь с символом крестных мук и воскресения.
Поздние годы
Пребывание Моралеса в глухой испанской провинции не приносило больших доходов. По своей натуре непрактичный и склонный к расточительству, он постоянно нуждался в деньгах. Согласно рассказу испанского художника 18 века и биографа живописцев Антонио Паламино, Филипп II в 1581, возвращаясь из покоренной Португалии через Бадахос. сказал: «Ты сильно постарел, Моралес!». «И обеднел», - ответил слепнущий мастер. Король приказал установить ему небольшую пенсию, «чтобы обедать». «А ужинать?» - воскликнул старый художник, на что Филипп II добавил еще сто дукатов. Но последние годы жизни Моралеса прошли в бедности.
Исследователи испанского искусства склонны сближать творческие и жизненные судьбы Луиса Моралеса и его младшего современника Эль Греко (см. ЭЛЬ ГРЕКО). При несоразмерности масштабов их художественных дарований, черты общности угадываются и в неудачной придворной карьере в Эскориале, и в том, что творчество обоих развивалось в замкнутой среде старых испанских центров, и в использовании различных, в том числе итальянских классических и позднеманьеристских влияний, но главное - в необычном, стоящем особняком характере самого искусства. Возврат к повышенной спиритуализации образов в условиях Позднего Возрождения решался Эль Греко в общемировом масштабе, Луисом Моралесом - в местных, гораздо более скромных формах.