Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

народничество

Энциклопедический словарь

НАРО́ДНИЧЕСТВО -а; ср. Общественно-политическое движение в России во второй половине 19 в., отражавшее идеологию крестьянской демократии и считавшее возможным переход России к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм.

* * *

наро́дничество - идейное течение в среде радикальной интеллигенции России во второй половине XIX в.; представители народничества выступали с позиций «крестьянского социализма» как против крепостничества, так и против развития страны по капиталистическому пути, за свержение самодержавия путём крестьянской революции (так называемые революционные народники), или за осуществление социальных преобразований (так называемые либеральные народники) на основе крестьянской общины, в которой видели зачаток социализма. Родоначальники - А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, идеологи - М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв. Основными организациями революционных народников 1860-1880-х гг. были кружки ишутинцев, «чайковцев», «москвичей», тайные общества «Земля и воля» 1870-х гг., «Чёрный передел», «Народная воля». Во второй половине 1880-х - первой половине 90-х гг. революционное народничество переживало кризис, вызванный разгромом «Народной воли». Возросло влияние либерального народничества (Н. К. Михайловский и другие публицисты журнала «Русское богатство»), но не прерывалась и революционная традиция (Группа народовольцев в Санкт-Петербурге, другие местные кружки и группы, в эмиграции - Группа старых народовольцев и др.). Возрождение революционного народничества в конце 1890-х - начале 1900-х гг. связано с деятельностью Партии социалистов-революционеров (эсеров), программа которой включала ряд переосмысленных в новых социально-политических условиях коренных народнических идей (так называемое неонародничество).

* * *

НАРОДНИЧЕСТВО - НАРО́ДНИЧЕСТВО, идеология и движение разночинной интеллигенции (см. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ) в России во второй половине 19 - начале 20 века. Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма (см. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ), была господствующей в российском революционном движении 1860-х - начала 1880-х годов; в народничестве с момента его зарождения наметилось также либеральное направление, ставшее преобладающим в 1880-1890-е годы.

Народническая идеология и идеологи

Народническая идеология представляла собой своеобразное соединение социалистических идей со славянофильскими (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) представлениями о самобытном пути развития России. Поиски особого пути России к социализму основоположником теории «русского социализма» А. И. Герценом (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович) были вызваны разочарованием в результатах революций 1848-1849 гг. в Европе, приведших, по его мнению, к господству «мещанства» (буржуазии (см. БУРЖУАЗИЯ)) и ничего не давших «работникам». Герцен считал, что в России возможен переход к социализму (см. СОЦИАЛИЗМ), минуя капитализм (см. КАПИТАЛИЗМ), благодаря крестьянской общине с ее коллективным землевладением, уравнительным землепользованием и традициями самоуправления; в сельской общине он видел возможный зародыш социализма. Идеи Герцена были развиты другим родоначальником народничества, Н. Г. Чернышевским (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович), оказавшим огромное влияние на радикально настроенную молодежь 1860-70-х гг.

К числу наиболее влиятельных идеологов народничества прямо относятся П. Л. Лавров (см. ЛАВРОВ Петр Лаврович), М. А. Бакунин (см. БАКУНИН Михаил Александрович), П. Н. Ткачев (см. ТКАЧЕВ Петр Никитич), Н. К. Михайловский (см. МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович). Лавров призвал интеллигенцию вернуть долг народу, благодаря труду которого она получила образование, и способствовать его освобождению от экономического и политического угнетения. Он считал необходимым вести пропаганду (см. ПРОПАГАНДА) среди народных масс для подготовки их к восстанию. Бакунин видел в русском крестьянине прирожденного социалиста; он призывал революционеров, опираясь на «разбойный элемент», стремиться к немедленной организации народных бунтов, которые должны вылиться во всероссийское восстание. Бунтарское и пропагандистское направления были наиболее распространенными в народническом движении 1870-х годов, однако редко встречались «в чистом виде». Взгляды и практическая деятельность революционных народников представляли, скорее, синтез теорий и практических советов идеологов движения. Главной задачей они считали осуществление крестьянской социалистической революции (см. РЕВОЛЮЦИЯ), при этом социальная революция противопоставлялась политической, плодами которой, по мнению народников, могла воспользоваться нарождающаяся буржуазия (см. БУРЖУАЗИЯ).

Легальная публицистика Н. К. Михайловского способствовала утверждению демократических традиций интеллигенции; он пропагандировал идею о ее решающей роли в общественной борьбе; в конце 1870-х годов выдвинул задачу перехода к политической борьбе и отстаивал необходимость завоевания политических свобод. Идеи Ткачева о захвате политической власти революционерами и об использовании государства для осуществления социалистических преобразований, не пользовавшиеся популярностью среди исповедовавших аполитизм народников 1870-х годов, фактически нашли свое воплощение в деятельности «Народной воли» (см. НАРОДНАЯ ВОЛЯ), хотя сами народовольцы отрицали непосредственное влияние на них идей Ткачева.

Тайные кружки и общества

Нелегальные кружки и организации народнического толка начали возникать в России в 1860-х годах (наиболее крупная - тайное общество «Земля и воля» (см. ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ (тайное общество))), однако расцвет «действенного народничества» приходится на 1870-е годы. В этот период выросло число участников движения и увеличился его размах. Ведущими народническими организациями первой половины 1870-х гг. были кружки «чайковцев» (см. ЧАЙКОВЦЫ)(1871; лидеры - М. А. Натансон (см. НАТАНСОН Марк Андреевич), П. А. Кропоткин (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич), С. Л. Перовская (см. ПЕРОВСКАЯ Софья Львовна), Н. В. Чайковский (см. ЧАЙКОВСКИЙ Николай Васильевич)и др.), «долгушинцев» (см. ДОЛГУШИНЦЫ)(1872-1873; А. В. Долгушин (см. ДОЛГУШИН Александр Васильевич), Л. А. Дмоховский и др.), «москвичей» (см. МОСКВИЧИ)(1874-1875; С. И. Бардина (см. БАРДИНА Софья Илларионовна), И. С. Джабадари (см. ДЖАБАДАРИ Иван Спиридонович) и др.). Революционеры предприняли «хождение в народ», пик которого пришелся на 1874 («безумное лето»). Народники вели социалистическую пропаганду, направленную в конечном счете на то, чтобы поднять крестьянство на восстание. Однако «хождение в народ» кончилось полным его разгромом к концу 1875; сотни пропагандистов были арестованы, а крестьянство оказалось плохо восприимчивым к революционной пропаганде.

Значительная часть народников была осуждена на процессах «50-ти» (см. ПРОЦЕСС 50-ти)(1877) и «193-х» (см. ПРОЦЕСС 193-х)(1877-1878). Разгром «хождения в народ» привел к пересмотру организационных и тактических принципов революционеров. В 1876 сложилась централизованная революционная организация, получившая в 1878 название «Земля и воля» (см. ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ (народническая организация))(М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов (см. МИХАЙЛОВ Александр Дмитриевич), Г. В. Плеханов (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович), О. В. Аптекман (см. АПТЕКМАН Осип Васильевич) и др.). Землевольцы перешли к «поселениям» в народе и пропаганде на почве ближайших интересов крестьянства. Однако преследования со стороны правительства и по-прежнему весьма слабая перспектива поднять крестьянство на восстание привели к возникновению внутри «Земли и воли» фракции политиков-террористов, считавших необходимым завоевание политической свободы.

«Народная воля»

Конфликт между «деревенщиками» (Г. В. Плеханов (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович), М. Р. Попов (см. ПОПОВ Михаил Родионович), О. В. Аптекман и др.) и «политиками» (А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов (см. МОРОЗОВ Николай Александрович), А. А. Квятковский (см. КВЯТКОВСКИЙ Александр Александрович), А. И. Желябов (см. ЖЕЛЯБОВ Андрей Иванович)и др.) привел в августе 1879 к расколу «Земли и воли» на две самостоятельные организации - «Черный передел» (см. ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ (народническая организация)), оставшийся на прежних народнических позициях и уже к концу 1880 утративший заметное влияние на революционное движение, и «Народную волю», (см. НАРОДНАЯ ВОЛЯ) перешедшую к политической борьбе.

«Народная воля» стремилась к захвату власти силами революционного меньшинства; народовольцы вели пропаганду среди рабочих, военных, студентов с целью обеспечить партии поддержку. Однако в условиях крайней ограниченности сил партии террор, не игравший в программе главной роли, постепенно стал ее основным методом борьбы. Совершив ряд дерзких покушений на Александра II (см. АЛЕКСАНДР II Николаевич), завершившихся цареубийством 1 марта 1881, народовольцы не сломили самодержавия и не получили ожидаемой поддержки в обществе.

Либеральное народничество и эсеры

После разгрома «Народной воли» на первый план выдвигается либеральное народничество, идеологи которого рассчитывали достичь социализма и избежать капиталистического развития страны путем постепенного улучшения быта и экономического положения крестьянства (Н. Ф. Даниельсон (см. ДАНИЕЛЬСОН Николай Францевич), В. П. Воронцов (см. ВОРОНЦОВ Василий Павлович), С. Н. Кривенко (см. КРИВЕНКО Сергей Николаевич), С. Н. Южаков (см. ЮЖАКОВ Сергей Николаевич) и др.).

В 1901-02 разрозненные кружки и организации последователей революционного народничества, существовавшие в России и за границей, объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры (см. ЭСЕРЫ)). Идейная платформа новой народнической партии была дополнена некоторыми марксистскими положениями - признанием значения рабочего класса (см. РАБОЧИЙ КЛАСС) и др. Главную роль в идейном перевооружении народничества сыграл В. М. Чернов (см. ЧЕРНОВ Виктор Михайлович). Партия эсеров, самая массовая народническая партия, была окончательно разгромлена в России большевиками в начале 1920-х гг. Сколько-нибудь значительные эмигрантские народнические группировки прекратили свое существование к концу 1930-х годов.

Полезные сервисы

фонвизин денис ив

Гуманитарный словарь

ФОНВИ́ЗИН Денис Ив. (1744/45-92) - драматург. С 1755 обучался в дворян, г-зии при Моск. ун-те. По окончании гимназич. курса в 1762 был переведен в студенты, но в том же году оставил ун-т и поступил на службу в Коллегию иностр. дел переводчиком. Со следующего года переходит в канцелярию кабинет-министра И. Елагина, к-рый управлял т-ром. Тогда же Ф. сблизился с кругом лит. друзей своего начальника, в к-рый входили драматурги В. Лукин, Б. Ельчанинов и др., что в значит, степени определило его интерес к драме. Первые лит. опыты Ф. относятся к 1761, когда он перевел "Басни нравоучительные" датского сатирика Л. Голберга. В 1762-68 Ф. выпускает пер. многотомного ром. Террасона "Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского". Первым драматич. опытом Ф. была комедия "Корион" (1764), к-рая появилась как результат "склонения на наши нравы" комедии франц. поэта Грессе "Сидней". Вторая комедия писателя - "Бригадир" (между 1766 и 1769), о к-рой Н. Новиков писал, что "сочинена она точно в наших нравах", сделала имя писателя известным. Комедия обличала невежество дворян, сословия, но гл. предметом осмеяния становились у Ф. нарождающаяся в России щегольская культура и петиметры, слепо копирующие наимоднейшие европ. образцы. С 1769 Ф. становится секр. рук. Коллегии иностр. дел - Н. Панина, воспитателя наследника престола, человека, оппозиционно настроенного по отношению к Екатерине П. В 1777-78 Ф. путешествует по Германии, а затем и Франции, где знакомится с писателями Мармонтелем и Тома, философом Ж. Д’Аламбером, американским политич. деятелем Б. Франклином, становится свидетелем триумфа, устроенного по случаю приезда Вольтера. Ко всему увиденному Ф. относится крайне скептически. Предрев. Франция увидена писателем как "хаос", в "пределах" к-рого не могут возникать произв. "высоких" жанров. Именно поэтому французам лучше всего удаются комедии.

Свою новую комедию "Недоросль" (1781) драматург создает в жестких рамках требований классицистич. поэтик. Комедия направлена не против крепостничества, но против "злонравия" крепостников, к-рые не используют благ просвещения и поэтому не в состоянии "правильно" построить свое поведение. Имена героев комедии: Простаковой, Скотинина, Митрофанушки - надолго стали нарицательными в рус. культуре. Пафосом борьбы против произвола был наполнен и следующий труд писателя - "Рассуждение о непременных государственных законах", предназначавшийся для наследника рус. престола. Многое в этом произв. перекликалось с идейной направленностью "Недоросля". В 1782 Ф. вышел в отставку, в 1783 опубл. ряд сатирич. произв., к-рые вызвали раздражение имп. Екатерины II ("Опыт российского сословника", "Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание"). В дальнейшем все попытки Ф. опубл. свои соч. пресекались пр-вом. Последнее произв. Ф. - "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (начато в 1789 и не завершено) - написано в жанре "исповеди" и прямо ориентировано на "Исповедь" Ж.-Ж. Руссо.

Д. И. Фонвизин

Д. И. Фонвизин

Полезные сервисы

галльский язык

Лингвистика

Га́лльский язы́к -

один из кельтских языков

(континентальная ветвь); в реальности существовал как группа диалектов кельтских племён, населявших начиная с

6-5 вв. до н. э. территорию Западной и Центральной Европы (исключая

Пиренейский полуостров и часть Северной Италии), а также центральные

области Малой Азии (галатские племена). Фрагментарный характер

памятников Г. я., относящихся к 4 в. до н. э. - первым векам н. э. и

представленных несколькими десятками посвятительных надписей и эпитафий,

граффити и монетных легенд, почти не

даёт возможности установить специфические диалектные различия.

Г. я. сохранил много архаичных черт, не свойственных островным

кельтским языкам: отсутствуют синкопа и апокопа гласных, перегласовки, чётко противопоставлены

старые долгие и краткие; мутации согласных,

по-видимому, существовали лишь как нарождающаяся фонетическая тенденция; судя по рефлексам во

французской и итальянской топонимике, ударение было нефиксированным. В именном

склонении выявляется общеиндоевропейская восьмипадежная парадигма; в глаголе

отмечаются специфические инновации; 3-е лицо

единственного числа претерита на ‑tu, ‑ru (множественное число ‑tus,

‑rus). В синтаксисе характерен свободный порядок слов в предложении. Диалектные особенности можно

усмотреть в некоторых отражениях индоевропейских *kʷ, *kw как qu и как p, в

окончании винительного падежа единственного числа ‑m вместо ‑n.

В античных источниках сохранилось несколько тысяч имён собственных и топонимов, а также глоссы и отдельные фразы на Г. я. Некоторые слова

отложились в качестве субстратных в современных

французском и итальянском литературных

языках и диалектах. Обнаружено также несколько более пространных текстов

Г. я., находящихся в стадии изучения.

Памятники Г. я. зафиксированы при помощи различных систем письма:

этрусской (4-1 вв. до н. э.), греческой (3 в. до

н. э. - 1 в. н. э.) и латинской (1 в. до н. э. -

4 в. н. э.). На территории собственно Галлии Г. я. исчез к концу 5 в.,

уступив место латинскому, в других районах

Европы это произошло несколько ранее; язык галатов был вытеснен греческим языком к 3-4 вв.

Holder A., Altceltischer Sprachschatz, Bd 1-3,

Lpz., 1891-1913;

Evans D. E., Gaulish personal names, Oxf.,

1967;

его же, Continental Celtic, в кн.:

Indogermanisch und Keltisch, Wiesbaden,

1977;

Whatmough J., The dialects of ancient Gaul, Camb.

(Mass.), 1970.

А. А. Королёв.

Полезные сервисы