Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ислам

Энциклопедия Кольера

ИСЛАМ - монотеистическая религия. Последователи этой религии не поклоняются ее пророку Мухаммеду, считая его обычным человеком, которого Бог избрал своим посланником. Верующие называют себя "мусульманами" (араб. "муслим"). В настоящее время ислам - господствующая религия в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Мавритании, Сенегале, Гвинее, Нигерии, Чаде, Египте, Судане, Сомали, Сирии, Ираке, Саудовской Аравии и других государствах Аравийского полуострова, Турции, Албании, Иране, Азербайджане, Узбекистане, Казахстане, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Малайзии и Индонезии. Многочисленные общины мусульман имеются в России, Китае, Индии, Ливане, Боснии и Герцеговине, на Филиппинах и в США. В 1993 ислам исповедовало около 1 млрд. человек. Ислам, самая молодая из мировых религий, возник в Аравии. Мусульмане верят, что Авраам, Моисей и Христос проповедовали ислам, но их последователи исказили учение пророков, поэтому иудаизм и христианство в их современном виде являются отклонением от истинного вероисповедания. Ислам восходит к древним монотеистическим верованиям населения Аравии. Поклонение Аллаху как Творцу всего сущего было распространено среди народов пустыни. Верховный Бог охранял их стада, был Высшим судией при переходе в загробный мир, хранил их в этом мире и защищал от превратностей судьбы.

Основы вероучения. Сложная доктрина ислама нашла отражение в ряде формулировок, таких, как "Аллаху акбар" ("Аллах велик"). Великий Бог милостив, сострадателен, управляет миром и всей Вселенной ("Скажи: „Он - Аллах - един, Аллах вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!"", Коран 112). Ислам учит, что наступит Судный день, "когда солнце будет скручено и когда звезды облетят, и когда горы сдвинутся с мест, и когда десять месяцев беременные верблюдицы будут без присмотра... и когда моря перельются, и когда души соединятся... и когда Рай будет приближен - узнает душа, что она приготовила" (Коран 81:1-14). Правоверным суждена вечная услада, тогда как злонамеренные обречены на муки в огне. Мухаммед - последний пророк в истории человечества. Неграмотный сирота, человек искренно верующий, Мухаммед был избран, чтобы донести божественное Откровение до всего человечества. В отличие от поэтов, предсказателей и колдунов доисламской Аравии, он был избран судьбой, чтобы стать пророком Аллаха. "Мы не учили его стихам, и не годится это для него" (Коран, 36:69). Согласно исламскому вероучению, приход Мухаммеда был предсказан в еврейском и христианском Писании (Библии); ислам считает Библию священной книгой, текст которой по вине людей был искажен. Коран - священная книга на арабском языке - излагает Откровение, ниспосланное через Мухаммеда Аллахом. Она определяется в исламе как ясный, четкий и не допускающий вольных толкований текст. Мусульманами считаются все, кто признает Аллаха, его пророка, Писание и Судный день. В исламе отсутствуют расовые, языковые и социальные барьеры. Эти тезисы выражают общую суть ислама и составляют стержень священных текстов, богослужения, теологии и этики. Мухаммед не оставил после себя института священства или организованной церкви. Однако Коран возложил на верующих исполнение пяти основных обязанностей, называемых "столпами ислама". Во-первых, исповедовать свою веру формулой "Нет бога кроме Бога (Аллаха), и Мухаммед - пророк его". Во-вторых, пять раз в день совершать молитвы в состоянии ритуальной чистоты, обратившись лицом в сторону Мекки, а по пятницам посещать соборную мечеть. В третьих, платить ежегодную очистительную милостыню с имущества ("закат") (это относится к состоятельным верующим). В четвертых, во время рамадана, девятого месяца по мусульманскому календарю, с восхода до заката полностью воздерживаться от еды, питья и всего, что доставляет наслаждение. Рамадан почитается как месяц, когда Мухаммед получил свое первое Откровение от Господа. В пятых, по меньшей мере раз в жизни каждый мусульманин обязан совершить хаджж - паломничество в Мекку, если такое путешествие ему по силам. Коран запрещает мусульманам есть свинину, пить спиртное и играть в азартные игры.

Основоположники и продолжатели. У ислама единственный основатель - Мухаммед (ок. 570-632). Убежденный в том, что действует по велению Господа, Мухаммед провозгласил рождение новой религии. В 622 он вынужден был покинуть родную Мекку и поселиться в Медине. Мусульмане ведут летосчисление с этого переселения Мухаммеда (хиджры), в результате которого была основана мусульманская община (умма). В 630 мусульмане с триумфом возвратились в Мекку. Вскоре после смерти Мухаммеда новая религия начала распространяться по Аравии и Ближнему Востоку. Мусульманское государство стало мощной теократией, противостоявшей государствам и институтам средневекового Запада. Свое блестящее воплощение ислам нашел в культурах Ирана и Индии. Халиф Омар (правил 634-644) известен в истории ислама как ревностный последователь Мухаммеда. Сперва неумолимо преследовавший мусульман, он однажды чуть не настиг самого Мухаммеда. Услышав в доме своей сестры главу из Корана, Омар внезапно раскаялся, обратился в веру и отбросил свой обнаженный меч. Так в суровые дни гонений нарождающийся ислам получил могущественного защитника, впоследствии оказавшего значительное влияние на распространение вероучения. Омар заслужил репутацию идеального правителя и основал первое исламское государство. Среди множества комментариев (араб. "тафсир") к тексту Корана в суннитской традиции выделяется принадлежащий ат-Табари (ок. 839-923). Известен также тафсир аз-Замахшари (1075-1144), мутазилитская направленность которого не мешает его высокому авторитету, и ряд других экзегетических сочинений. Большой популярностью среди шиитов пользуются комментарий, приписываемый одиннадцатому шиитскому имаму аль-Аскари (846-873) и Маджма' аль-Байан (Собрание разъяснений), составленный Амин ад-Дином ат-Табарси (ок. 1069 - ок. 1152). Исламская мысль испытала сильное влияние Аристотеля и других греческих философов, что проявилось в трудах Ибн Сины, или Авиценны (980-1037) и его последователей,

см. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ;

ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ. Среди поздних авторов особой известностью пользуется Абу Хамид аль-Газали (1058-1111). Выдающийся факих, преподававший в блестящем багдадском медресе Низамийя, известный мыслитель, принадлежавший к ашаритской школе (см. КАЛАМ), он оставил свои должности и предался в уединении размышлениям о возможности найти истину. Его искания получили отражение в автобиографическом сочинении Избавляющий от заблуждения, который иногда считают возможным источником картезианского принципа методологического сомнения. Полемика ал-Газали против арабоязычных перипатетиков собрана в сочинении Шаткость философов, где он выдвигает три основных обвинения: признание вечности, а значит, несотворенности мира; утверждение о том, что Творец знает только общее, а не единичное, а значит, не управляет судьбой отдельного человека; отрицание телесного Воскресения. В ответ Ибн Рушд (Аверроэс) напишет Шаткость "Шаткости", в котором будет стремиться последовательно опровергнуть все доводы ал-Газали. Классический период развития арабо-мусульманской философии, когда взаимодействовали и спорили представители пяти крупных направлений, см. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ;

ИСМАИЛИЗМ;

ИШРАКИЗМ;

КАЛАМ;

ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ;

СУФИЗМ,

сменяется приблизительно с 15 в. этапом, для которого характерна скорее неторопливая эклектика, нежели возникновение новых школ. Блестящее исключение составляет Ибн Халдун (1332-1406), которого по праву считают отцом принципа материалистического понимания истории и предтечей научной социологии. В теоретическом Введении (Мукаддима) к своему обширному историческому труду Ибн Халдун поставил вопрос об объективном критерии правдивости исторических сообщений и развил идею этнопсихологических истоков (принцип "'асабийя" - "сплоченности" по кровно-родственному или этническому признаку) формирования больших социальных групп.

Ислам как мировая религия. Ислам сыграл важную роль в истории человечества. В 9-11 вв. исламская цивилизация была самой активной в мире. Арабская культура дала миру философов, астрономов, математиков, мистиков, поэтов и историков. Арабский, наряду с романскими языками, был средством общения множества людей независимо от расы и вероисповедания. В Индии ислам достиг своего наивысшего расцвета во времена династии Великих Моголов (1526-1857), основателем которой был образованный и энергичный Бабур - потомок Чингисхана и Тамерлана. Немалую лепту в процветание ислама в Индии внесли и арабские купцы, которые с 8 в. активно проповедовали там эту религию. В начале 19 в. под влиянием ваххабитов ислам возродился в Бенгалии. Независимо от него несколько десятилетий спустя мусульмане Индии были охвачены мощным духовным движением. В политическом и военном плане после заката и падения Османской империи в 1918 Турция пошла по пути, который впоследствии был повторен многими странами мусульманского мира. Пакистанское мусульманское движение, завершилось разделом Индии (1947).

Направления в исламе. По преданию, Мухаммед предсказал, что религия, которую он основал, разделится на 73 секты (варианты: на 71 или 72), но лишь одна из них будет владеть истиной.

Сунниты. Самое многочисленное течение в исламе, объединяющее ок. 90% общего числа верующих. Сунниты считают Коран и хадисы (араб. "хадис" - "рассказ" о поступках или словах Мухаммеда, иногда также его родственников и ближайших сподвижников, собрание которых составляет сунну - "закон", образец для подражания мусульман) основными авторитетными источниками для выработки положений права, теологии, морали и этики. Они признают также иджма' ("единогласное решение") всей мусульманской общины (впоследствии это требование было заменено на единогласие правоведов-факихов), равно как кияс ("соизмерение") не описанных в Коране и сунне казусов. Халифы в их представлении - обычные люди, не отмеченные божественной милостью. В эпоху Средневековья полностью сформировались четыре официальные суннитские мазхаба фикха (религиозно-правовые школы), сохранившиеся до настоящего времени: маликиты, ханафиты, шафииты и ханбалиты.

См. ШАРИАТ.

Шииты. Второе из двух основных направлений в исламе - шиизм. Шииты (от араб. "ши'а", полностью "ши'ат 'Али" - "приверженцы Али") появились на заре исламской истории. Представители этого течения считали Али, зятя Мухаммеда, своим духовным вождем и в династических войнах поддерживали его потомков, полагая, что их осеняет божественная благодать. Рассматривая суннитских халифов как узурпаторов политической и религиозной власти, они считали, что шиитские имамы призваны восстановить истинное учение и этические нормы первоначального ислама. Число их духовных вождей, потомков Али, равняется двенадцати (у шиитов-имамитов, или двенадцатеричников). Последний из них, Мухаммед, "исчез" примерно в 873 в мечети в Самарре; ожидается, что он появится вновь, станет богоизбранным вождем, мессией (махди) и очистит ислам от искажений. Учение о "скрытых имамах" является ключевой частью шиитской доктрины, отличающей ее от суннитского учения. Шиизм распространился во многих странах и дал начало множеству сект. "Двенадцатеричники", или исна-ашариты признают имамат двенадцати потомков Али. "Семеричники", или исмаилиты, полагают, что имамат правильно передавался только до седьмого имама. В дальнейшем исмаилитские правители действовали и разворачивали свой "призыв" (араб. "да'ва") от имени скрытого имама. В настоящее время исмаилиты активны во многих странах, в том числе в Таджикистане. Их всемирным главой является Ага-Хан IV. К числу исмаилитов принадлежали карматы, названные так, возможно, по имени руководителя секты Хамдана Кармата. Они основывали свою идеологию на принципах социальной справедливости, считали, что общество должно владеть основными средствами производства. Государство карматов просуществовало на Бахрейне с конца 9 по 11 в. В Ираке и Сирии карматы подняли восстания, которые были с трудом подавлены. Известностью пользуется факт захвата ими Мекки, когда был увезен Черный камень, впоследствии возвращенный на свое место в Каабе. Карматы враждовали с другой исмаилитской династией - Фатимидами, основавшими собственный халифат в Египте. Замкнутая секта нусайритов, или алавитов (от имени Али) исповедует исмаилитское учение, в котором имеются элементы гностицизма, христианства и астральных культов. В настоящее время нусайриты распространены в Сирии, Северном Ливане и Турции. Они относятся к числу т.н. крайних шиитов. К последним принадлежат также друзы (по имени основателя секты ад-Дарази, ум. ок. 1019), проживающие в основном в Ливане, учение которых выделилось из исмаилитской доктрины в результате обожествления фатимидского имама аль-Хакима (правил 996-1021) и в дальнейшем развивалось самостоятельно. В европейских странах известны ассасины (искаженное араб. "хашишиййун" "употребляющие гашиш"), как, вероятно, именовали исмаилитов, занимавшихся террором в период острой политической борьбы 12-13 вв.

Ранние исламские секты и течения. В 657 возникла секста хариджитов (от араб. "хаваридж" - "вышедшие"). Так называли мусульман, не согласившихся на решение тяжбы о власти между Али и Абу Талибом на третейском суде и выступивших против обоих. В дальнейшем название распространили также на всех, кто боролся против считавшихся законными мусульманских правителей. Хариджиты выступали за выборность халифа его общиной и против наследования власти, не соглашаясь в этом вопросе ни с суннитами, ни с шиитами. Другим принципом было твердое следование Корану и сунне. Хариджиты разделились на секты (до 20), а в дальнейшем были почти полностью истреблены. К числу умеренных хариджитов принадлежат ибадиты (или абадиты), названные так по имени своего предводителя Абдаллы бен Ибада (или Абада). Ибадиты вели активную пропаганду и в 8 в. подняли восстание в Южной Аравии. В Омане до конца 9 в. существовало независимое государство ибадитов. Ибадиты имели успех в Восточной и особенно Северной Африке, где некоторое время существовал независимый халифат. До настоящего времени в этих районах сохранились ибадитские общины.

См. также

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ;

КОРАН;

МУСУЛЬМАНЕ;

МУХАММЕД.

ЛИТЕРАТУРА

Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики. М. - Л., 1950 Крачковский И.Ю. Сочинения, тт. 1-16. М., 1955-1960 Массэ А. Ислам. М., 1962 Бартольд В.В. Сочинения, тт. 1-9. М. - Л., 1963-1977 Данциг Б.М. Ближний Восток в русской науке и литературе. М., 1973 Роузентал Ф. Торжество знания (концепция знания в средневековом исламе). М., 1978 Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981 Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982 Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1985 Бертельс Е.Э. История литературы и культуры Ирана: Избранные труды. М., 1988 Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991 Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и новое время. М., 1993 Ибрагим Т., Ефремова Н. Мусульманская священная история. От Адама до Иисуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих. М., 1996

Полезные сервисы

замфиреску дуилиу

Энциклопедический словарь

Замфире́ску Дуилиу (Zamfirescu) (1858-1922), румынский писатель. В цикле романов («Жизнь в деревне», 1894; «Тэнасе Скатиу», 1895) в элегических тонах рисует распад боярской семьи и сатирически обличает нарождающийся тип дельца.

* * *

ЗАМФИРЕСКУ Дуилиу - ЗАМФИРЕ́СКУ (Zamfirescu) Дуилиу (1858-1922), румынский писатель. В цикле романов («Жизнь в деревне», 1894; «Тэнасе Скатиу», 1895) в элегических тонах рисует распад боярской семьи и сатирически обличает нарождающийся тип дельца.

Полезные сервисы

манн генрих

Энциклопедический словарь

Манн Генрих (Mann) (1871-1950), немецкий писатель. Брат Т. Манна. С 1933 в антифашистской эмиграции, с 1940 в США. Социально-нравственный роман о Германии «бюргерской» эпохи, в том числе, «Учитель Гнус» (1905) и «Верноподданный» (1914), с экспрессионистическим гротеском и сарказмом обличающие кайзеровский милитаризм и буржуазный стиль жизни. Культ ницшеански-свободной личности в трилогии «Богини» (1903). Образ искомого героя - носителя разума и идеи прогресса, «гуманиста с мечом в руке», в дилогии «Юность и зрелость короля Генриха IV» (1935-1938). Демократические и социалистические симпатии, решительный антифашизм в литературной критике и публицистике. Новеллы, пьесы. Мемуары «Обзор века» (1946).

* * *

МАНН Генрих - МАНН (Mann) Генрих (1871-1950), немецкий писатель. Брат Т. Манна (см. МАНН Томас). С 1933 в антифашистской эмиграции, с 1940 в США. Социально-нравственные романы о Германии «бюргерской» (1914) эпохи, в т. ч. «Учитель Гнус» (1905) и «Верноподданный» (1914), с экспрессионистическим гротеском и сарказмом обличающие кайзеровский милитаризм и буржуазный стиль жизни. Культ ницшеански-свободной личности в трилогии «Богини» (1903). Образ искомого героя - носителя разума и идеи прогресса, «гуманиста с мечтой в руке», в дилогии «Юность и зрелость короля Генриха IV» (1935-38). Демократические и социалистические симпатии, решительный антифашизм в литературной критике и публицистике. Новеллы, пьесы.

* * *

МАНН (Mann) Генрих (27 марта 1871, Любек - 12 марта 1950, Санта-Моника, шт. Калифорния), немецкий романист, эссеист, автор рассказов и пьес. Брат Т. Манна (см. МАНН Томас).

Свидетель и критик своей эпохи

Жизнь Генриха Манна обрамляют два важных события национальной истории - объединение Германии, произошедшее в год его рождения, и разделение Германии на два государства, произошедшее за год до его смерти. Генрих Манн, как никто другой из его коллег, исполнил роль свидетеля, хрониста и критика своей эпохи. Еще до Первой мировой войны, страстным противником которой он стал, Генрих Манн выступил с идеей политической ответственности людей интеллектуального туда (эссе «Дух и действие», 1910). В 1915 он публиковал в выходившем в Швейцарии антимилитаристском журнале «Die weissen Blaetter» эссе «Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль)», в котором высоко оценил французского писателя как борца против шовинизма («дело Дрейфуса (см. ДРЕЙФУСА ДЕЛО)») и всесилия государственной власти. Эссе стало поводом для продолжавшегося годы расхождения его с Томасом Манном, который вплоть до начала 1920-х годов занимал консервативную позицию. Ясно сознавая опасность приближавшегося фашизма, писатель неоднократно призывал к объединению левых сил. В феврале 1933 он эмигрировал во Францию, а после ее оккупации - в США.

Сатирик

Этой нелегкой драматичной жизни предшествовало мирное детство в доме любекского сенатора и главы торговой фирмы, запечатленное впоследствии Томасом Манном в романе «Будденброки» (1901). Если изображение бюргерства в его достоинстве и деградации занимало Томаса Манна по преимуществу в этом романе, то для Генриха Манна интерес к породившему его классу не иссякал всю жизнь. В своих романах он создал сатирический портрет немецкой буржуазии - от средних буржуа до «акул» капитализма. Но и спас достоинство старого бюргерства, распознав его возрождение в деятельной гражданственности.

Из крайности в крайность

Наименее самостоятельно раннее творчество Генриха Манна. Но уже в первом его романе «Страна кисельных берегов» (1900) действующие лица - биржевые дельцы, знатные дамы, продажные журналисты и прочие - всецело зависят от банкира Тюркхеймера. Манна интересовала не только эта среда, но - это тоже постоянный для него аспект - стереотипные механизмы, управляющие поведением человека. Ф. Берто, один и первых исследователей творчества Манна, с основанием назвал его стиль «геометрическим»: писателя занимала типология поступков, стереотипность реакций. В трилогии «Богини, или Три романа герцогини Асси» (1903), написанной в ином стиле, под явным влиянием модернизма (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) рубежа веков и некоторых идей Фридриха Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), героиня, стремящаяся к свободному проявлению своей личности в политике (роман «Диана»), искусстве (роман «Минерва»), чувственной любви («Венера»), терпит в итоге крах. Но автора не в меньшей мере занимает неустойчивость и нервная реактивность других персонажей, постоянно готовых переходить из одной крайности в другую. В романе «Маленький город» (1909) адвокат Белотти, возглавивший в городе борьбу за демократию и прогресс, а, точнее говоря, за постановку оперы «Бедная Тоньетта» заезжей труппой, то вызывающе самоуверен, то тушуется и сникает, за что его насмешливо называют балаболкой. А в романе «Большое дело» (1930) та же неустойчивость показана в связях с реальной ситуацией в Германии. Умирающего инженера Бирка тревожит потенциальная готовность его взрослых детей к любым поступкам.

«Верноподданный»

Генрих Манн полагал, что одним из главных пробных камней в жизни его современников был страх. В двух лучших своих романах - «Верноподданный» (окончен в 1914 и тогда же опубликован в России, в Германии вышел по окончании Первой мировой войны в 1918) и дилогии «Юность и зрелые годы короля Генриха IV» (1935-1938) - он прояснил течение и механизмы возможных социально-психологических реакций на давление жизни.

Роман «Верноподданный» - первый в трилогии «Империя». Два следующих романа - «Бедные» (1917) и «Голова» (1925) - оказались значительно слабее. Действие «Верноподданного» происходит до начала Первой мировой войны в провинциальном Нециге, частично в Берлине и Италии, а начинается с детства Дитриха Геслинга, слабого, мечтательного мальчика. Но вялость, пугливость, любовь к сказочной жути соединяются у ребенка с раболепной покорностью отцу и стремлением отыграться, взять верх над кем-то, еще более слабым. Каждый из следующих эпизодов: Дитрих Геслинг, подобострастничающий перед учителем и издевающийся над одноклассником-евреем, позже вступающий в националистическую студенческую организацию «Новая Тевтония»; Дитрих Геслинг в армии, восхищающийся порядком, но увиливающий от тягот службы; Дитрих Геслинг, не без успеха старающийся очистить родной Нециг от демократических веяний и утвердить дух воинствующего патриотизма - все это ненароком возвращает читателя к до странности одинаковым реакциям героя на силу и слабость. Манн рисует социальный тип своей эпохи - эпохи, которая породила людей-дергунчиков, способных перед лицом опасности переходить от одного порыва к другому, от одних убеждений к диаметрально противоположным. Манна занимает политическое и социальное. Дитрих Геслинг с чередованием в нем страха и наглости - это, как говорится о нем в романе, собирательный образ, «соединяющий в своем лице все, что есть отвратительного во всех». Свою внутреннюю ущербность Геслинг старается затушевать любовью к кайзеру. Как угорелый мчится он вслед за Вильгельмом, повторяя его путь, и это дважды в небольшом романе. Если бы содержание романа сводилось только к тому, что автор раскрыл через героя укорененность верноподданничества в немецкой действительности 20 века, что он сумел показать в своем верноподданном нарождающийся тип, который через несколько десятилетий составил большинство нации, то и тогда значение этой книги было бы огромно. Но Генрих Манн сделал больше. С отточенным мастерством он показал в любом эпизоде, в любой проходной ситуации, в портрете и жестах механизм социальных реакций у людей образца Дитриха Геслинга. За самоуверенностью в нем скрывается пустота, за целеустремленностью - отсутствие самостоятельных знаний. Жизнь превращается тогда в последовательный ряд действий, зависящих от предложенных обстоятельств. Во всех своих действиях герой исходит из того, что подсказывает ему внешняя сила. Верноподданный не знает. Он лишь чует и ощущает. В какой-то мере близкий социальный тип был нарисован писателем еще в 1905 в романе «Учитель Гнус, или Конец одного тирана».

«Юность и зрелые годы короля Генриха IV»

Но Генрих Манн видел и другие возможности человека. Наиболее ярко он воплотил их в герое своей дилогии из истории Франции 16 века, в образе короля Генриха IV (см. ГЕНРИХ IV Бурбон). Как и для многих других немецких писателей-эмигрантов, жанр исторического романа был для Манна возможностью увидеть в прошлом параллели в настоящем, пример сопротивления реакции и террору. Герой Манна, оставивший по себе память как справедливый, добрый король, важен для автора и как активный борец и деятель, гуманист на коне и с мечом в руке. В первой части дилогии описано, как выросший на юге Франции в близости к народу герой познает затем при дворе Екатерины Медичи (см. МЕДИЧИ) интриги и коварство. Став во главе гугенотов, он принимает участие в борьбе, кончившейся в Варфоломеевскую ночь (см. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ) кровавой расправой над его партией. Генрих живет заложником при дворе Екатерины, женится - «кровавая свадьба» - на ее дочери Марго, бежит после долгих лет обучения несчастьем к своим друзьям-гугенотам, ведет беседы с Мишелем де Монтенем (см. МОНТЕНЬ Мишель де), мысли которого близки автору (герой запомнил его фразу о том, что насилие сильно, но добро сильнее).

В романе нет той широкой исторической жизни, главное в романе - его герой. Именно через героя сказано все, что хотел сказать автор о событиях прошлого, а косвенно и о настоящем и будущем. При этом все частное, биографическое и психологическое намечено скупо. Дилогия о Генрихе IV так же «геометрична», как «Верноподданный»: в ней так же прочерчены соотношения хода истории и реакций на нее простых людей и выдающихся личностей. Но различить эти закономерности в дилогии труднее, ибо достоверность и жизнеподобие неизмеримо выросли. Вся история жгучих отношений Генриха с дочерью Екатерины Медичи, а потом королевой Марго, к примеру, содержит еще и сигналы о том, что, выражаясь современным языком, можно было бы назвать расстановкой исторических сил: обнимая, король Наварры помнит, что держит в объятиях дочь отравительницы, посланной ему враждебным лагерем.

Действия Генриха в романе имеют дальнюю цель. Они не сводятся к военным победам. Как говорится однажды в романе, «огромное значение имеет доверие незнакомых людей. Конечная цель - объединение Франции в руках разумного правителя - достигается в цепи нанизанных на единую нить ситуаций, в которых будущий король разными путями достигает доверия своего народа». Генрих в романе не принимает тех «установок», которые предлагает ему его окружение, начиная с главной «установки» эпохи - междоусобной войны между гугенотами и католиками. В трудные минуты он не заражается эмоциями. Не принимает предложенных ему условий. На зло он отвечает не тем, что ожидают от него. Не мечется от одной спасительной возможности к другой. Долгое время он не принимает даже престола Франции, уступая его другому. Он неколебимо стоит на своей позиции, следует собственной линии поведения, ибо опирается на собственный разум. Генрих в романе почти что герой из сказки. На протяжении всего его пути, на протяжении двухтомного романа автор не может исчерпать в себе радостного восхищения героем. Все наоборот по отношению к «Верноподданному» и жизненным реакциям Дитриха Геслинга. Своим современникам автор представил иную модель поведения.

Последние годы

Генрих Манн написал много романов. В книгах, созданных им в последние годы жизни в американском прибежище, была продолжена критика верноподданничества (оставшийся незаконченным роман «Печальная история Фридриха Великого», 1960). «Стариковским авангардизмом» назвал два последних его романа - «Дыхание» и «Прием в свете» - высоко оценивший их Томас Манн. Книга его мемуаров «Обзор века» (1945) воздавала должное разгромившим фашизм союзникам и их вождям, причем именно тут писателю не хватило политической прозорливости для оценки Сталина.

Полезные сервисы