Толковый словарь
м.
Одна из наиболее распространённых монотеистических религий мира, возникшая в Аравии в VII в., получившая распространение на Ближнем и Среднем Востоке, в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и имеющая своими основными догматами поклонение единому Богу - Аллаху и признание пророка Мухаммеда его посланником (основные течения суннизм и шиизм).
Толковый словарь Ушакова
ИСЛА́М, ислама, мн. нет, муж. (араб. islam, букв. предание себя, подразумевается - воле аллаха) (книжн.). Магометанская религия, мусульманство.
Толковый словарь Ожегова
ИСЛА́М, -а, муж. Распространившаяся во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Аравии в 7 в. н. э. на основе почитания Аллаха как единого Бога. Вероучение ислама. Шиитское направление ислама (признающее право быть имамом только за потомком Мухаммеда). Суннитское направление ислама (признающее право быть имамом не только за потомком Мухаммеда).
| прил. исламский, -ая, -ое.
Толковый словарь Даля
ИСЛАМ, исламизм муж. мохамеданство, мусульманство, вера Мохамеда; в переводе: путь ко спасению.
Популярный словарь
Ислам
-а, только ед., м.
Одна из наиболее распространенных религий мира, наряду с христианством и буддизмом, в основе которой лежит культ Аллаха.
Синонимы:
магомета́нство, мусульма́нство
Родственные слова:
ислами́зм, ислами́ст, исла́мский (исламский мир), ислами́стский (исламистское движение), исламове́дение
Этимология:
Восходит к арабскому islam ‘покорность воле Бога’.
Энциклопедический комментарий:
Последователи ислама - мусульмане. Ислам возник в Аравии в VII в. Основателем считается Мухаммед. В результате арабских завоеваний ислам распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основной догмат ислама - поклонение единому богу Аллаху и признание Мухаммеда пророком его.
Словарь существительных
ИСЛА́М, -а, м
Религия, возникшая в начале VII в. в Западной Аравии, основанная пророком Мухаммедом, утвержденная на признании единственного истинного бога - Аллаха и пяти столпах веры: 1) принципе исповедания (нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его), 2) обязательной каждодневной пятикратной молитве, 3) посте (главный - Рамазан), 4) милостыне (как очистительном ритуале), 5) хадже (паломничестве в Мекку);
Син.: мусульманство, Устар. магометанство.
В исламе есть абсолютная преданность человека Богу, который является властителем Космоса и человеческой судьбы… (прот. А. Мень).
Энциклопедический словарь
ИСЛА́М -а; м. [араб. islām - покорность]. Одна из наиболее распространённых религий мира, последователями которой являются мусульмане; мусульманство.
* * *
исла́м (араб., буквально покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), её последователи - мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому всемогущему Богу - Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (столпы ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саум); 5) паломничество в Мекку (хаджж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В X в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В VIII-IX вв. возникло мистическое течение - суфизм. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.
* * *
ИСЛАМ - ИСЛА́М (араб., букв. - покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством (см. ХРИСТИАНСТВО) и буддизмом (см. БУДДИЗМ)), ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма (см. ИУДАИЗМ). В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране (см. КОРАН). Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху (см. АЛЛАХ) и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат (см. САЛАТ (обряд ислама)));
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку (см. МЕККА) (хадж (см. ХАДЖ)), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание - сунна (см. СУННА). Основные направления - суннизм (см. СУННИЗМ)и шиизм (см. ШИИЗМ). В 10 в. создана система теоретического богословия - калам (см. КАЛАМ (в мусульманстве)); правовая система ислама разработана в шариате (см. ШАРИАТ). В 8-9 вв. возникло мистическое течение - суфизм (см. СУФИЗМ). Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.
* * *
ИСЛА́М [араб. islam - предание, вверение себя (Богу)], мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (в нач. 7 в.) среди арабских племен Зап. Аравии. Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство - Халифат. Современный ислам распространен в основном в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам - государственная религия, а шариат (см. ШАРИАТ) - основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Большинство мусульман - сунниты (90 %), шииты составляют около 10%.
Основатель ислама
Основатель ислама - Мухаммад (Мухаммед (см. МУХАММЕД), Мохаммед) (570?-632) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммада арабам были известны монотеистические религии - иудаизм и христианство (последнее - преимущественно в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофиситство); в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в 610-612 началась религиозная проповедь Мухаммада, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. После переселения в 622 с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра (см. ХИДЖРА), которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммад выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.
Источники вероучения
Основной источник мусульманского вероучения - Коран (см. КОРАН), понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге - в Коране. Второй источник мусульманского вероучения - Сунна (см. СУННА), своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов (см. ХАДИС), повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры - перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.
Важнейший принцип ислама - строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры...». То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом - каждое явление, каждая вещь, каждое существо - это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. «У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним...» - говорится в Коране. Имен этих - 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный - это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена. Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну - обязанность мусульманина. Утверждение единства и единственности Бога, призывы не придавать Ему никого в «сотоварищи» часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к «религии Авраама (см. АВРААМ)», частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами. Миссия Мухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.
Важнейшие понятия мусульманской религии - «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Таков смысл и традиционного понятия «дар ал-ислам» (обитель ислама), противопоставленного «дар ал-харб» - территории войны, которая, по крайней мере, теоретически подлежит превращению в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада (см. ДЖИХАД). Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же - «ахл ал-китаб» - люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению. Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма). Умма - это прежде всего религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения людей (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма - это и форма социальной организации людей, в целом образующая своеобразное религиозно-политическое тело. Мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Прототипом ее всегда служила первоначальная мединская община пророка, которая до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения людей, сплоченных единой верой. Таким образом, принадлежность умме - основа самосознания мусульманина. В ней он осознает себя верующим, в ней же обретает социального и правового гаранта.
Идеальная форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия. Эгалитарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом; светская, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства - людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между Богом и человеком, имам (см. ИМАМ)или мулла (см. МУЛЛА) - лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран); теократия, поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только Коран, а исполнительная власть (хукм) - одновременно религиозная и светская - принадлежит только Богу и осуществляется через халифа (см. ХАЛИФ) - предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания Богу. Отсутствие в исламе «земного законодателя» на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций правоведами (улемами (см. УЛЕМЫ) и факихами).
Вероучение
Понятие «дин» неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, - божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, «дин» - это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных утверждений: вера в единого и единственного Бога, вера в ангелов, вера в Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада), вера в Божьих пророков и посланников, вера в Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание. Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождения) - вера в предопределение (все происходящее в мире - как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего).
Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, - это прежде всего «пять столпов ислама»: 1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад - раб Его и Посланник Бога»; 2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день; 3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся; 4) пост в месяц рамадан (см. Рамазан (см. РАМАЗАН)), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток; 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне - Каабе (см. КААБА). Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий. После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник - ид ал-адха или курбан-байрам (см. КУРБАН-БАЙРАМ), праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама. Второй по значимости мусульманский праздник - ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. Очень кратко свод основных и обязательных вероисповедных истин и религиозных обязанностей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате (стихе): «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие - кто уверовал в Бога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные» (Коран 2:177).
В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева», что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что «ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал», или в известном девизе современных Братьев мусульман: «Ислам есть религия и государство»).
Мусульманская культура
Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме (см. СУННИЗМ) складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения. Т. е. в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое.
Несколько позже - отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, - развивается мусульманское спекулятивное богословие (калам (см. КАЛАМ (в мусульманстве))), внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного философского наследия (аристотелизм (см. АРИСТОТЕЛИЗМ), неоплатонизм (см. НЕОПЛАТОНИЗМ)) способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в 9-12 вв. возникновению и расцвету арабской философии [ал-Кинди (см. Кинди (см. КИНДИ Абу Юсуф Якуб бен Исхак)), ал-Фараби (см. Фараби (см. ФАРАБИ)), Ибн Сина (см. ИБН СИНА), Ибн Рушд (см. ИБН РУШД)]. В то же время получает развитие суфизм (см. СУФИЗМ) - мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения. Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия. Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм.
Шиизм
Уже после битвы при Сиффине в 657 между сторонниками 4-го праведного халифа Али (зятя и двоюродного брата Мухаммада) и Муавии (основателя первой мусульманской династии омейядов (см. ОМЕЙЯДЫ)) ислам распался на три основных направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. Большинство, впоследствии получившие название «ахл ас-сунна» (люди традиции), сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, т. е. быть выходцем из племени курейш; шииты (от «ши"ат Али» - партия Али) утверждали, что власть может принадлежать только прямым потомкам Али и его жены Фатимы (любимой дочери Мухаммада) - единственных продолжателей мужской линии пророка; наконец, хариджиты (см. ХАРИДЖИТЫ), отделившиеся от Али, считали, что главой мусульманской общины может быть любой ее член. После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. Центральной догмой шиитов стал культ имама - авторитетного учителя из «дома Али», безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения. Имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы - присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов, эзотерический смысл откровения (батин), доступный только «посвященным», - экзотерическому (захир). Своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении о «скрытом имаме»: последний из «видимых имамов» (разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов - 7-й, у имамитов - 12-й) не умер, а перешел в состояние гайба, т. е. по воле Бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом сокрытом состоянии управлять жизнью верующих и долженствующий в конце времен явиться в роли своего рода мессии - махди (см. МАХДИ), наполнив мир правдой и справедливостью. Миросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический характер. В целом - это своеобразная попытка ввести в ислам персонофицированного посредника между Богом и человеком (тенденция, особенно характерная для крайних шиитских сект, в той или иной мере обожествлявших Али и его потомков и развивавших чуждые суннитскому исламу идеи воплощения и метемпсихозы (см. МЕТЕМПСИХОЗ)). Вероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов (см. ДРУЗЫ), али-илахи, карматов (см. КАРМАТЫ), хуруфитов) носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма (см. ЗОРОАСТРИЗМ), манихейства (см. МАНИХЕЙСТВО).
Своеобразное развитие некоторые шиитские идеи получили в новое время у шейхи, бабитов (см. Бабизм (см. БАБИЗМ)) и бехаитов (см. Бехаизм (см. БЕХАИЗМ)) - течений, возникших в 19 в. в Иране. Основатель последнего - Мирза Хусейн Али (Бахаулла), верный махдистским традициям шиизма, в то же время попытался выступить в качестве основоположника нового вероучения, призванного сплотить все человечество.
Реформаторские движения
В лоне суннитского ислама в сер. 18 в. возникает религиозно-политическое движение ваххабитов (см. ВАХХАБИТЫ) (по имени основателя - Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба), отвергавших «новшества», которые появились в исламе в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т. д.). Ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. (ал-Афгани, Мухаммед Абдо (см. АБДО Мухаммед), Рашид Рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу (см. ЭТОС)ранней мусульманской общины. В 20 в., во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада, в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм (см. ПАНИСЛАМИЗМ), фундаментализм (см. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ)).
Ислам в России
Ислам в истории России играл и продолжает играть гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. Одна статистика показывает, насколько необоснованно это официальное непризнание. В шести республиках «ближнего зарубежья» проживает сегодня 54 млн. мусульман. В самой России ислам является второй по численности религией, 12 млн. мусульман довольно компактно расселены в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Северном Кавказе. В России сегодня действуют более 4 тыс. мечетей.
Первые контакты русичей с мусульманами восходят к 8-9 вв. Они носили характер и военного противоборства и культурного, политического, экономического взаимодействия. Хазары, которые исповедовали не только иудаизм, но и ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых Древняя Русь узнала мир ислама. Достаточно оснований предполагать, что восточные славяне уже в начале 8 в. знали и арабов. Об этом говорят и многочисленные клады арабских серебряных монет в районе Днепра и свидетельство раннего мусульманского географа перса Ибн Хардадбеха, современника Рюрика и Аскольда, о славянских купцах «ар-рус», которые возили свои товары к ЧՑݐސܑàи Каспийскому морям.
После падения в 10 в. Хазарского каганата практически все Поволжье стало мусульманским вследствие хорезмийской оккупации. В ходе татаро-монгольских завоеваний (1237-40) Владимиро-Суздальская и отчасти Киевская Русь были включены в Монгольскую империю, а после ее распада - в Золотую Орду. В 1256 (через 16 лет после завоевания Руси) на ханский трон в Золотой Орде воссел первый мусульманин - Берке (см. БЕРКЕ). Однако окончательно ислам восторжествовал в Орде в 1312 , когда хан Узбек обратил всех своих подданных в мусульманство. С этих пор между «православной Русью» и Ордой складывается определенный симбиоз. Русь, оставаясь вассалом Орды, сохраняет религиозную самостоятельность. Более того, многие знатные монголо-татары, не желавшие принять ислам, перебрались на Русь и стали основателями будущих родов русской знати. Так, в 1329 на службу к великому московскому князю Ивану Калите прибыл мурза Чета, потомком которого через 200 лет был, по преданию, Борис Годунов.
В Москве мусульмане-татары постоянно поселились в начале 15 в. Число их неизменно возрастало. Для них в Москве строились специальные слободы: на Сретенке, Мещанке, в Кукуй-городе, Марьиной роще. Главная татарская слобода находилась в Замоскворечье, где ныне вновь стала действовать историческая мечеть.
В 1480 Золотая Орда окончательно распалась. Однако Русь, обретя независимость, оставалась в окружении мусульманских государств. Соотношение сил начинает принципиально меняться с завоеванием в 16 в. Казанского, Астраханского, Сибирского ханств. С той поры отношения Руси, впоследствии России, складываются в основном в военно-дипломатическом плане: русско-турецкие, русско-иранские, русско-кавказские войны - это вехи колонизаторского расширения России и вехи новых контактов с миром ислама. Вехи, которые поставили перед Россией трудную проблему соотнесения русской культуры с миром мусульманства.
Большой энциклопедический словарь
ИСЛАМ (араб. - букв. - покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - Мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.
Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);..2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);..3) милостыня в пользу бедных (закат);..4) пост в месяце рамадан (саун);..5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическое течение - суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.ИСЛАМ ИСЛАМАБАД - столица Пакистана, центр Федерального столичного округа с населением 359 тыс. жителей (1983). Международный аэропорт. Пищевая, легкая промышленность. Университет, научно-исследовательские институты атомной энергии, исламоведения и др. Построен в 1960-70 как столица.
Академический словарь
-а, м.
Одна из наиболее распространенных религий мира, последователями которой являются мусульмане; мусульманство.
[От араб. islām - предание себя (воле аллаха)]
Энциклопедия Кольера
ИСЛАМ - монотеистическая религия. Последователи этой религии не поклоняются ее пророку Мухаммеду, считая его обычным человеком, которого Бог избрал своим посланником. Верующие называют себя "мусульманами" (араб. "муслим"). В настоящее время ислам - господствующая религия в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Мавритании, Сенегале, Гвинее, Нигерии, Чаде, Египте, Судане, Сомали, Сирии, Ираке, Саудовской Аравии и других государствах Аравийского полуострова, Турции, Албании, Иране, Азербайджане, Узбекистане, Казахстане, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Малайзии и Индонезии. Многочисленные общины мусульман имеются в России, Китае, Индии, Ливане, Боснии и Герцеговине, на Филиппинах и в США. В 1993 ислам исповедовало около 1 млрд. человек. Ислам, самая молодая из мировых религий, возник в Аравии. Мусульмане верят, что Авраам, Моисей и Христос проповедовали ислам, но их последователи исказили учение пророков, поэтому иудаизм и христианство в их современном виде являются отклонением от истинного вероисповедания. Ислам восходит к древним монотеистическим верованиям населения Аравии. Поклонение Аллаху как Творцу всего сущего было распространено среди народов пустыни. Верховный Бог охранял их стада, был Высшим судией при переходе в загробный мир, хранил их в этом мире и защищал от превратностей судьбы.
Основы вероучения. Сложная доктрина ислама нашла отражение в ряде формулировок, таких, как "Аллаху акбар" ("Аллах велик"). Великий Бог милостив, сострадателен, управляет миром и всей Вселенной ("Скажи: „Он - Аллах - един, Аллах вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!"", Коран 112). Ислам учит, что наступит Судный день, "когда солнце будет скручено и когда звезды облетят, и когда горы сдвинутся с мест, и когда десять месяцев беременные верблюдицы будут без присмотра... и когда моря перельются, и когда души соединятся... и когда Рай будет приближен - узнает душа, что она приготовила" (Коран 81:1-14). Правоверным суждена вечная услада, тогда как злонамеренные обречены на муки в огне. Мухаммед - последний пророк в истории человечества. Неграмотный сирота, человек искренно верующий, Мухаммед был избран, чтобы донести божественное Откровение до всего человечества. В отличие от поэтов, предсказателей и колдунов доисламской Аравии, он был избран судьбой, чтобы стать пророком Аллаха. "Мы не учили его стихам, и не годится это для него" (Коран, 36:69). Согласно исламскому вероучению, приход Мухаммеда был предсказан в еврейском и христианском Писании (Библии); ислам считает Библию священной книгой, текст которой по вине людей был искажен. Коран - священная книга на арабском языке - излагает Откровение, ниспосланное через Мухаммеда Аллахом. Она определяется в исламе как ясный, четкий и не допускающий вольных толкований текст. Мусульманами считаются все, кто признает Аллаха, его пророка, Писание и Судный день. В исламе отсутствуют расовые, языковые и социальные барьеры. Эти тезисы выражают общую суть ислама и составляют стержень священных текстов, богослужения, теологии и этики. Мухаммед не оставил после себя института священства или организованной церкви. Однако Коран возложил на верующих исполнение пяти основных обязанностей, называемых "столпами ислама". Во-первых, исповедовать свою веру формулой "Нет бога кроме Бога (Аллаха), и Мухаммед - пророк его". Во-вторых, пять раз в день совершать молитвы в состоянии ритуальной чистоты, обратившись лицом в сторону Мекки, а по пятницам посещать соборную мечеть. В третьих, платить ежегодную очистительную милостыню с имущества ("закат") (это относится к состоятельным верующим). В четвертых, во время рамадана, девятого месяца по мусульманскому календарю, с восхода до заката полностью воздерживаться от еды, питья и всего, что доставляет наслаждение. Рамадан почитается как месяц, когда Мухаммед получил свое первое Откровение от Господа. В пятых, по меньшей мере раз в жизни каждый мусульманин обязан совершить хаджж - паломничество в Мекку, если такое путешествие ему по силам. Коран запрещает мусульманам есть свинину, пить спиртное и играть в азартные игры.
Основоположники и продолжатели. У ислама единственный основатель - Мухаммед (ок. 570-632). Убежденный в том, что действует по велению Господа, Мухаммед провозгласил рождение новой религии. В 622 он вынужден был покинуть родную Мекку и поселиться в Медине. Мусульмане ведут летосчисление с этого переселения Мухаммеда (хиджры), в результате которого была основана мусульманская община (умма). В 630 мусульмане с триумфом возвратились в Мекку. Вскоре после смерти Мухаммеда новая религия начала распространяться по Аравии и Ближнему Востоку. Мусульманское государство стало мощной теократией, противостоявшей государствам и институтам средневекового Запада. Свое блестящее воплощение ислам нашел в культурах Ирана и Индии. Халиф Омар (правил 634-644) известен в истории ислама как ревностный последователь Мухаммеда. Сперва неумолимо преследовавший мусульман, он однажды чуть не настиг самого Мухаммеда. Услышав в доме своей сестры главу из Корана, Омар внезапно раскаялся, обратился в веру и отбросил свой обнаженный меч. Так в суровые дни гонений нарождающийся ислам получил могущественного защитника, впоследствии оказавшего значительное влияние на распространение вероучения. Омар заслужил репутацию идеального правителя и основал первое исламское государство. Среди множества комментариев (араб. "тафсир") к тексту Корана в суннитской традиции выделяется принадлежащий ат-Табари (ок. 839-923). Известен также тафсир аз-Замахшари (1075-1144), мутазилитская направленность которого не мешает его высокому авторитету, и ряд других экзегетических сочинений. Большой популярностью среди шиитов пользуются комментарий, приписываемый одиннадцатому шиитскому имаму аль-Аскари (846-873) и Маджма' аль-Байан (Собрание разъяснений), составленный Амин ад-Дином ат-Табарси (ок. 1069 - ок. 1152). Исламская мысль испытала сильное влияние Аристотеля и других греческих философов, что проявилось в трудах Ибн Сины, или Авиценны (980-1037) и его последователей,
см. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ;
ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ. Среди поздних авторов особой известностью пользуется Абу Хамид аль-Газали (1058-1111). Выдающийся факих, преподававший в блестящем багдадском медресе Низамийя, известный мыслитель, принадлежавший к ашаритской школе (см. КАЛАМ), он оставил свои должности и предался в уединении размышлениям о возможности найти истину. Его искания получили отражение в автобиографическом сочинении Избавляющий от заблуждения, который иногда считают возможным источником картезианского принципа методологического сомнения. Полемика ал-Газали против арабоязычных перипатетиков собрана в сочинении Шаткость философов, где он выдвигает три основных обвинения: признание вечности, а значит, несотворенности мира; утверждение о том, что Творец знает только общее, а не единичное, а значит, не управляет судьбой отдельного человека; отрицание телесного Воскресения. В ответ Ибн Рушд (Аверроэс) напишет Шаткость "Шаткости", в котором будет стремиться последовательно опровергнуть все доводы ал-Газали. Классический период развития арабо-мусульманской философии, когда взаимодействовали и спорили представители пяти крупных направлений, см. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ;
ИСМАИЛИЗМ;
ИШРАКИЗМ;
КАЛАМ;
ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ;
СУФИЗМ,
сменяется приблизительно с 15 в. этапом, для которого характерна скорее неторопливая эклектика, нежели возникновение новых школ. Блестящее исключение составляет Ибн Халдун (1332-1406), которого по праву считают отцом принципа материалистического понимания истории и предтечей научной социологии. В теоретическом Введении (Мукаддима) к своему обширному историческому труду Ибн Халдун поставил вопрос об объективном критерии правдивости исторических сообщений и развил идею этнопсихологических истоков (принцип "'асабийя" - "сплоченности" по кровно-родственному или этническому признаку) формирования больших социальных групп.
Ислам как мировая религия. Ислам сыграл важную роль в истории человечества. В 9-11 вв. исламская цивилизация была самой активной в мире. Арабская культура дала миру философов, астрономов, математиков, мистиков, поэтов и историков. Арабский, наряду с романскими языками, был средством общения множества людей независимо от расы и вероисповедания. В Индии ислам достиг своего наивысшего расцвета во времена династии Великих Моголов (1526-1857), основателем которой был образованный и энергичный Бабур - потомок Чингисхана и Тамерлана. Немалую лепту в процветание ислама в Индии внесли и арабские купцы, которые с 8 в. активно проповедовали там эту религию. В начале 19 в. под влиянием ваххабитов ислам возродился в Бенгалии. Независимо от него несколько десятилетий спустя мусульмане Индии были охвачены мощным духовным движением. В политическом и военном плане после заката и падения Османской империи в 1918 Турция пошла по пути, который впоследствии был повторен многими странами мусульманского мира. Пакистанское мусульманское движение, завершилось разделом Индии (1947).
Направления в исламе. По преданию, Мухаммед предсказал, что религия, которую он основал, разделится на 73 секты (варианты: на 71 или 72), но лишь одна из них будет владеть истиной.
Сунниты. Самое многочисленное течение в исламе, объединяющее ок. 90% общего числа верующих. Сунниты считают Коран и хадисы (араб. "хадис" - "рассказ" о поступках или словах Мухаммеда, иногда также его родственников и ближайших сподвижников, собрание которых составляет сунну - "закон", образец для подражания мусульман) основными авторитетными источниками для выработки положений права, теологии, морали и этики. Они признают также иджма' ("единогласное решение") всей мусульманской общины (впоследствии это требование было заменено на единогласие правоведов-факихов), равно как кияс ("соизмерение") не описанных в Коране и сунне казусов. Халифы в их представлении - обычные люди, не отмеченные божественной милостью. В эпоху Средневековья полностью сформировались четыре официальные суннитские мазхаба фикха (религиозно-правовые школы), сохранившиеся до настоящего времени: маликиты, ханафиты, шафииты и ханбалиты.
См. ШАРИАТ.
Шииты. Второе из двух основных направлений в исламе - шиизм. Шииты (от араб. "ши'а", полностью "ши'ат 'Али" - "приверженцы Али") появились на заре исламской истории. Представители этого течения считали Али, зятя Мухаммеда, своим духовным вождем и в династических войнах поддерживали его потомков, полагая, что их осеняет божественная благодать. Рассматривая суннитских халифов как узурпаторов политической и религиозной власти, они считали, что шиитские имамы призваны восстановить истинное учение и этические нормы первоначального ислама. Число их духовных вождей, потомков Али, равняется двенадцати (у шиитов-имамитов, или двенадцатеричников). Последний из них, Мухаммед, "исчез" примерно в 873 в мечети в Самарре; ожидается, что он появится вновь, станет богоизбранным вождем, мессией (махди) и очистит ислам от искажений. Учение о "скрытых имамах" является ключевой частью шиитской доктрины, отличающей ее от суннитского учения. Шиизм распространился во многих странах и дал начало множеству сект. "Двенадцатеричники", или исна-ашариты признают имамат двенадцати потомков Али. "Семеричники", или исмаилиты, полагают, что имамат правильно передавался только до седьмого имама. В дальнейшем исмаилитские правители действовали и разворачивали свой "призыв" (араб. "да'ва") от имени скрытого имама. В настоящее время исмаилиты активны во многих странах, в том числе в Таджикистане. Их всемирным главой является Ага-Хан IV. К числу исмаилитов принадлежали карматы, названные так, возможно, по имени руководителя секты Хамдана Кармата. Они основывали свою идеологию на принципах социальной справедливости, считали, что общество должно владеть основными средствами производства. Государство карматов просуществовало на Бахрейне с конца 9 по 11 в. В Ираке и Сирии карматы подняли восстания, которые были с трудом подавлены. Известностью пользуется факт захвата ими Мекки, когда был увезен Черный камень, впоследствии возвращенный на свое место в Каабе. Карматы враждовали с другой исмаилитской династией - Фатимидами, основавшими собственный халифат в Египте. Замкнутая секта нусайритов, или алавитов (от имени Али) исповедует исмаилитское учение, в котором имеются элементы гностицизма, христианства и астральных культов. В настоящее время нусайриты распространены в Сирии, Северном Ливане и Турции. Они относятся к числу т.н. крайних шиитов. К последним принадлежат также друзы (по имени основателя секты ад-Дарази, ум. ок. 1019), проживающие в основном в Ливане, учение которых выделилось из исмаилитской доктрины в результате обожествления фатимидского имама аль-Хакима (правил 996-1021) и в дальнейшем развивалось самостоятельно. В европейских странах известны ассасины (искаженное араб. "хашишиййун" "употребляющие гашиш"), как, вероятно, именовали исмаилитов, занимавшихся террором в период острой политической борьбы 12-13 вв.
Ранние исламские секты и течения. В 657 возникла секста хариджитов (от араб. "хаваридж" - "вышедшие"). Так называли мусульман, не согласившихся на решение тяжбы о власти между Али и Абу Талибом на третейском суде и выступивших против обоих. В дальнейшем название распространили также на всех, кто боролся против считавшихся законными мусульманских правителей. Хариджиты выступали за выборность халифа его общиной и против наследования власти, не соглашаясь в этом вопросе ни с суннитами, ни с шиитами. Другим принципом было твердое следование Корану и сунне. Хариджиты разделились на секты (до 20), а в дальнейшем были почти полностью истреблены. К числу умеренных хариджитов принадлежат ибадиты (или абадиты), названные так по имени своего предводителя Абдаллы бен Ибада (или Абада). Ибадиты вели активную пропаганду и в 8 в. подняли восстание в Южной Аравии. В Омане до конца 9 в. существовало независимое государство ибадитов. Ибадиты имели успех в Восточной и особенно Северной Африке, где некоторое время существовал независимый халифат. До настоящего времени в этих районах сохранились ибадитские общины.
См. также
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ;
КОРАН;
МУСУЛЬМАНЕ;
МУХАММЕД.
ЛИТЕРАТУРА
Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики. М. - Л., 1950 Крачковский И.Ю. Сочинения, тт. 1-16. М., 1955-1960 Массэ А. Ислам. М., 1962 Бартольд В.В. Сочинения, тт. 1-9. М. - Л., 1963-1977 Данциг Б.М. Ближний Восток в русской науке и литературе. М., 1973 Роузентал Ф. Торжество знания (концепция знания в средневековом исламе). М., 1978 Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981 Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982 Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1985 Бертельс Е.Э. История литературы и культуры Ирана: Избранные труды. М., 1988 Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991 Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и новое время. М., 1993 Ибрагим Т., Ефремова Н. Мусульманская священная история. От Адама до Иисуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих. М., 1996
Гуманитарный словарь
ИСЛА́М (от араб. "покорность") - одна из мировых религий, сыгравшая наряду с православием важную роль в истории России. В качестве синонима используется слово "мусульманство" (в прошлом также и "магометанство"). И. представляет собой последовательный монотеизм. Мусульмане почитают единого, единственного и всемогущего Аллаха, промысел к-рого был доведен до смертных через пророков, первым из к-рых был Ибрахим (библейский Авраам), а предпоследним Иса (Иисус). Особое место среди пророков занимает Мухаммед (570-632) - основатель религии ислама и первой общины мусульман. Согласно мусульманским представлениям Мухаммед - пророк Аллаха и его посланник, через к-рого был передан людям текст Корана - священной книги, рассматриваемой как прямая речь Аллаха, непосредств. или через ангелов обращенная к Мухаммеду. Коран был записан при ближайших преемниках Мухаммеда. По преданию, спец. коллегия по приказу халифа Османа подготовила список Корана, признанный впоследствии каноническим. Орфография, структура текста и правила чтения были окончат. канонизированы в Каире в 1914-28.
Исламский символ веры - шахада - выражается формулой "Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха (Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи)". Троекратное повторение этой формулы перед официальным лицом рассматривается как принятие ислама.
Уже в ранней мусульманской традиции определились "пять столпов" вероучения: шахада, молитва, пост. налог в пользу бедных и паломничество. С течением времени И. сформировался в кач-ве своеобразной религиозно-правовой системы, охватывающей не только религию в узком смысле слова, но и буквально все формы социальной активности. Важнейшей формой этой активности является джихад (араб. усилие) - борьба за веру. Сложное и многоаспектное понятие джихада включает в себя как борьбу с собств. дурными наклонностями, за достойное поведение, так и борьбу с нарушителями норм нравственности и борьбу с неверными. (Вооруженная форма последней известна под названием "газават".) Духовное совершенствование при этом рассматривается как "великий джихад", а война с неверными - как "малый джихад".
Согласно доктрине И. население мира делится на три части: 1) истинно верующие (мусульмане), 2) неверные язычники, 3) "люди Писания" - христиане, иудеи, сабии, частично зороастрийцы.
Общие для различных народов правила, определяющие их принадлежность к исламу, позволяют говорить об особой мусульманской цивилизации.
Стержнем поведения мусульманина является соблюдение ритуальной чистоты. Оно обеспечивается омовениями, обязательными перед молитвой и после совершения проступков, избеганием соприкосновения с нечистыми предметами, соблюдением запретов (харам). Запреты эти очень разнообразны: брак с родственниками, азартные игры, некоторые виды одежды и украшений, некоторые виды пищи (общеизвестны запреты на употребление вина и свинины). Мужчины-мусульмане должны ходить с покрытой головой, женщины - закрывать лицо и тело от посторонних взглядов. Следует, однако, иметь в виду, что, будучи мировой религией, ислам накладывается на национальные традиции, что порождает многообразие конкретных бытовых форм. Так, закрывающая женское лицо волосяная сетка чачван практически не встречается у кочевых народов, а негативное отношение к реалистическому изображению животных и человека (вытекающее из основной мировоззренческой установки отрицания идолопоклонства) не исключает (в шиитской традиции) знаменитых персидских миниатюр.
По данным переписи 1989, мусульманские народы России составляли 8,2% ее населения, а мусульманские общины - 14% религиозных общин. Наиболее значительно влияние И. в регионах его традиционного бытования: в Поволжье и Западной Сибири и на Северном Кавказе. При изучении конкретных особенностей И. в России иногда используется термин "северный И.".
Распространение И. на территории совр. России проходило одновременно с его превращением в мировую религию. Уже в начале 8 в. арабские войска принесли его в Южный Дагестан. Ко времени монгольского нашествия (13 в.) границы распространения И. на Кавказе продвинулись до Восточной Чечни. Вторая волна исламизации Кавказа приходится на 18-19 вв. После утверждения турецкого господства на Черном море мусульманство постепенно принимают народы Сев.-Зап. Кавказа от Абхазии до Зап. Осетии. Посредническую роль в этом процессе сыграло Крымское ханство, а позднее адыгские феодалы, сменившие православие на И. В горной Ингушетии И. утверждается только в начале 19 в.
Продвижение И. на север Евразии было связано с основными транспортными путями континента. Этот процесс начался с появления арабских купцов и миссионеров. Различие между Балтийско-Черноморской и Волжской магистралями и противоречия между раннефеодальными гос. образованиями, лежащими на них, привело к разному религиозному выбору: др.-рус. гос-во приняло православие, а Великий Булгар, находящийся на территории совр. Татарстана, - ислам.
В Золотоордынском гос-ве мусульманство постепенно стало религией господствующего слоя, расширило представительство в Поволжье, укрепилось на юге Вост. Европы, проникло в Зап. Сибирь. С распадом Золотой Орды возникают тюркско-мусульманские гос-ва, ставшие геополитическими противниками Москвы в борьбе за наследие монгольской империи. Первым итогом соперничества было завоевание Москвой Казани (1552) и Астрахани (1556) и утверждение России на Волжском пути. В высказываниях Ивана Грозного, митр. Макария, Ивана Пересветова звучат идеи "священной войны", "отмщения безбожникам", призывы "крестить крепко" население Поволжья. Православная церковь ведет в Поволжье активную деятельность, особенно монастыри, которые фактич. осуществляют земельную колонизацию. На протяжении 17 в. урезаются права мусульман-землевладельцев, указы Петра I инспирировали принудительное крещение на местах.
Поворотным моментом в рос. политике по отношению к И. были годы правления Екатерины II. К этому времени была решена задача выхода России к Черному морю. В числе необходимых мероприятий по организации империи были стабилизация в Поволжье, где с сер. 16 в. по кон. 18 в. постоянно происходили сепаратистские восстания, и адаптация Крымского п-ова с его миллионным мусульманским населением.
17 июня 1773 издается Указ "О терпимости всех вероисповеданий...", в 1789 создается Оренбургское мусульманское духовное собрание, и с этого момента начинается новый этап истории отношений Российской империи и И.
В 1-й пол. 19 в. шла законотворческая деят-ность, направленная не на борьбу с И., а на определение места в империи ее исламских подданных. В воинских частях вводятся должности мулл, строятся мечети при гарнизонах для мусульман-военнослужащих, в 1845 вводятся должности имамов в Кронштадской и Севастопольской гаванях, в 1844-46 вырабатываются особые знаки для отличившихся мусульман с заменой христианской символики на изображения императорского орла. С 1849 запрещалось использовать арестантов-мусульман на принудительных работах по пятницам. Шел процесс превращения служителей мусульманского культа в особую чиновничью прослойку. По закону 1836 духовную должность должен был занимать отличающийся "надежностью, верностью и добрым поведением" мулла.
В 19 в. при адаптации Рос. империей мусульманского населения Поволжья и Крыма ей пришлось иметь дело с особой формой ислама на Сев. Кавказе и в Дагестане. При их завоевании царизм столкнулся с мощным сопротивлением горцев, одной из форм к-рого стал газават. На западе произошло ускоренное усвоение исламских норм, усиление влияния Турции и после поражения в Кавказской войне иммиграция на ее территорию. На Сев.-Вост. Кавказе были подстегнуты процессы государствообразования и возникло гос-во в форме имамата, т. е. наднациональное, фундаменталистское, построенное на принципах суфийского братства с привлечением экономич. и военного потенциала крестьянских общин и устранением всех прочих элит (феодалов, отчасти старейшин, знахарей и пр.). Для имамата Чечни и Дагестана было характерно принятие положений ордена "Накшбанди" (названного по имени бухарского суфия), ориентированного на политич. активность. Расцвет и разгром имамата пришелся на время 3-го имама - Шамиля. После этого произошло усиление др. суфийского братства - Кадири, ориентированного на партизанские действия. Его наиболее известным шейхом являлся чеченец Кунта-хаджи.
В результате историч. процессов образования и стабилизации Рос. империи северный ислам приобрел локальные различия в регионах европ. части страны и Сибири (казанские, крымские татары, башкиры, татарские этносы Поволжья и Сибири), с одной стороны, и Сев. Кавказа и Дагестана, с др. стороны. На кавказский ислам сильное влияние оказала военизированная составляющая региональной культуры, в восточной части региона в общине мусульман центром явилась не только мечеть, но и святилище суфийского братства, чаще могила его шейха. Главной особенностью ислама на Кавказе в предреволюционный период было то, что он не являлся этнической детерминантой в отличие от Поволжья. В Поволжье еще с сер. 18 в. мусульманское вероисповедание стало фактором этногенеза казанских татар, сказалось на этногенетических процессах у башкир. Поволжский ислам преимущественно строился на связи семейного воспитания с мектебом (начальной мусульманской школой) и медресе (следующей ступенью исламского образования). Казань сделалась важнейшим центром распространения мусульманской лит-ры.
В первые послерев. годы колоссальное пропагандистское значение имел один из первых документов сов. пр-ва - "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока", где мусульманам предлагалось "свободно и беспрепятственно" устраивать свою жизнь. Союз большевиков с мусульманами мог быть движущей силой мировой рев-ции. Были отработаны различные теоретические формы такого союза: договоры с соседними державами и военная и экономич. помощь им, создание в Кр. Армии особых мусульманских частей, временные союзы с мусульманскими гос. образованиями, такими, как, например, Северокавказский эмират в Чечне и Дагестане, развитие идеологич. концепции "мусульманского коммунизма", вплоть до пропагандистской эксплуатации совпадения мусульманских и советских символов. В первом сов. пр-ве при Наркомнаце был создан особый "Мусульманский комиссариат", в губерниях существовали местные "мусульманские комиссариаты". Часть мусульманского духовенства по собственной инициативе выдвинула лозунг "За советскую власть, за шариат" (мусульманское право).
С эволюцией сов. строя от революционного к бюрократическому произошел поворот в подходе к И. С кон. 20-х гг. начинается преследование мусульманского духовенства, закрываются мечети. Частью этого наступления на И. стал перевод письменности мусульманских народов с арабской на латинскую графику (в начале 1940-х гг. - на русскую). В 1930-е гг. были репрессированы многие представители нац. интеллигенции, практически истреблены кадры мусульман-коммунистов.
Модернизация общества в сочетании с атеистической политикой гос-ва привели к сокращению процента верующих. Так, в 1980 в Татарстане ок. 60% сельского населения заявили о религиозной индифферентности и только 15% признали себя верующими.
С сер. 1970-х гг. стало, однако, заметно увеличение числа приверженцев И. в России. И. начинает все более последовательно осознаваться в качестве нац. традиции и части культуры. Начиная со 2-й пол. 1990-х гг. в районах с преимущественно мусульманским населением возвращение к нормам шариата и к ценностям И. провозглашается существенным условием сохранения и возрождения наций. Складываются региональные и республиканские политические движения исламской ориентации.
Ислам. Мечеть
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Правоверный мусульманин у мечети.
ИСЛАМ (арабское, буквально покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому всемогущему Богу - Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамазан (саум);
5) паломничество в Мекку (хаджж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное Предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8 - 9 вв. возникло мистическое течение - суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.
Мечеть в Бурсе, Турция. Ниша для совершения намаза.
Словарь народов и культуры
Ислам
(Islam), или мусульманство, - религия, заповеди к-рой были ниспосланы в виде откровения Мухаммеду, пророку Аллаха. Само слово ислам в араб, яз. означает покорность Богу. Основополагающим принципом И. является таухид (единый) - абс. единство Бога - всемогущего Аллаха, создателя всего сущего. Этот принцип выражен в шахаде (исповедание веры): Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его. Среди людей высшим авторитетом являются пророки; гл. из них считаются Ной, Авраам (мусульмане называют его отцом И.), Моисей и Иисус; завершает этот ряд Мухаммед, печать пророков. В И. существуют два осн. направления - суннизм (сунниты) и шиизм (шииты). Шииты почитают Али, зятя Мухаммеда, как первого преемника пророка. Осн. свящ. кн. И., к-рой приписывается божественный авторитет, - Коран, изложение божественных глаголов и Божьей воли, открытых Мухаммеду архангелом Джабраилом (Гавриил); Коран превосходит и дополняет все прочие религ. тексты. Религ. практика в мусульманстве основана на соблюдении пяти столпов ислама. Богослужение происходит в мечети, где молитвой руководит имам. От женщин посещения мечети не требуется, для мужчин оно считается похвальным во все дни, а по пятницам и в дни гл. праздников - обязательным. Моральные нормы и религ. законы И. закреплены в шариате, основанном на Коране, и хадисах - своде религ. наставлений и социальных предписаний. В суннитском И. существуют четыре школы толкования закона; разногласия традиционно разрешаются путем иджмы - консенсуса. И. не признает особого сословия священнослужителей в кач-ве посредников между отдельно взятым верующим и Богом. Однако - в первую очередь это относится к шиитской ветви И. - имеются офиц. духовенство и судьи, знатоки шариата, толкующие вопросы вероучения. Наряду с обычной практикой И. существует также суфизм - мистическое течение, признающее возможность интуитивного богопознания посредством личного религ. опыта. Суфийские братства, напр. дервиши, представляют собой важный элемент мусульм. об-ва и его духовной жизни. И. является офиц. религией 45 стран мира, насчитывая ок. 800 млн. верующих, сосредоточенных на Бл. Востоке, в Сев. Африке и отд. рнах Центр., Юж. и Вост. Азии.
Сборник слов и иносказаний
ислам (иноск.) - поклонники (страна) ислама, магометанства (последователи Магомета)
Ср. Islam (арабск.) - путь к спасению (покорность воле Божьей), aslama - покоряться.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова ислам
исла́м, исла́мы, исла́ма, исла́мов, исла́му, исла́мам, исла́мом, исла́мами, исла́ме, исла́мах
Синонимы к слову ислам
сущ., кол-во синонимов: 11
сущ.
мусульманство
магометанство
ИСЛАМ
ИСЛАМ, мусульманство, устар. магометанство
ИСЛАМСКИЙ, мусульманский, устар. магометанский
Тезаурус русской деловой лексики
‘религия’
Syn: мусульманство, магометанство (кн.)
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Глагольная сочетаемость
принять ислам => начало, вера / доверие
Этимологический словарь
Заимств. в XVIII в. из тюрк. яз., где оно - из араб. islām «покорность», производного от глагола salama «покоряться» (воле бога).
Словарь галлицизмов русского языка
ИСЛАМ а, м. islame m. <араб. aslama. Магометанская религия; мусульманство. БАС-1. Ислам или исламизм. Ян. 1803. Религиозное учение Магомета, возникшее в 622 г. по Р. Х. и изложенное в коране. Представляет собой смесь христианства, иудейства и язычества; принимает единого Бога, будущую жизнь; предписывает воздержание в пище, молитву, добрыя дела и в особенности помощь бедным; запрещает употребление вина и свинины. Павленков 1911. Зачем на Ислам ополчаться? Ослам Понятно, что это давно - не ислам. Н. Матвеева Ислам. // Знамя 2002 5 116. Ислам разрешает иметь каждому мусульманину четырех тещ. А. Редькин. // ЛГ 6. 12. 2000. - Лекс. Ян. 1803: ислам; Даль-1: исла/м.
Словарь иностранных слов
ИСЛАМ [арабск.] - одна из мировых религий наряду с христианством (ХРИСТИАНСТВО) и буддизмом (БУДДИЗМ); религия мусульман, вера в Аллаха как единого Бога и в его пророка Мухаммада. То же, что МУСУЛЬМАНСТВО (МАГОМЕТАНСТВО).
Сканворды для слова ислам
- Религия, осуждающая изображение плоти.
- Религия посещающих медресе.
- Религия зелёного цвета.
- Чтобы принять эту религию, необходимо в присутствии мусульманина произнести «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его».
- Главные принципы этой религии изложены в Коране.
- Эмблемой какой религии является лунный серп?
- Религия, требующая от женщины ношения хиджаба.
- Вера в мечети.
- Какую религию принял боксёр Майк Тайсон?
- Религия, объединяющая шиитов с суннитами.
- Религия, запрещающая выпивку в обмен на многожёнство.
- Какой религии служит мулла?
- Мировая религия, название которой переводится с арабского как «послушание».
- Религия, основанная Мухаммедом.
- Мусульманская религия.
- Вера Аллаха.
- Какая религия запрещает есть свинину?
- В какой религии даже водки выпить нельзя?
- Только эта мировая религия считает собак «чистыми животными».
- Имя президента Узбекистана Каримова.
Полезные сервисы