Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

исламский

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. ислам, связанный с ним

2. Свойственный исламу, характерный для него.

Толковый словарь Ожегова

ИСЛА́М, -а, м. Распространившаяся во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Аравии в 7 в. н. э. на основе почитания Аллаха как единого Бога. Вероучение ислама. Шиитское направление ислама (признающее право быть имамом только за потомком Мухаммеда). Суннитское направление ислама (признающее право быть имамом не только за потомком Мухаммеда).

Орфографический словарь

исла́мский

Формы слов для слова исламский

исла́мский, исла́мская, исла́мское, исла́мские, исла́мского, исла́мской, исла́мских, исла́мскому, исла́мским, исла́мскую, исла́мскою, исла́мскими, исла́мском, исла́мск, исла́мска, исла́мско, исла́мски

Синонимы к слову исламский

прил., кол-во синонимов: 3

исламистский, магометанский, мусульманский

Грамматический словарь

исла́мский п 3a✕~

Словарь галлицизмов русского языка

ИСЛАМСКИЙ ая, ое. islame m. Отн. к исламу. Ведь не секрет, что во всех христианских конфессиях есть свои борцы за "чистоту веры", которые соединяют в нерасчлененный блок веру и идеологию, человека и общину, Религию и Политику. Разница лишь в том, что в христианском мире эти зелоты все-таки остаются маргиналами, а в исламском - порой задают общий тон, во всяком случае заставляют с собой считаться. Континент 2002 2 331. Если вы хотите совсем уж стать исламским радикалом и готовы пойти на то, чтобы сделать себе обрезание, то я вас приглашаю в Москву. У нас многоконфессиональная страна, у нас есть специалисты по этому вопросу. И я порекомендую им сделать эту операцию таким образом, чтобы у вас уже больше ничего не выросло. Ответ Путина корреспонденту фр. газеты "Монд". // Континент 2003 115 198. - Лекс. БСЭ-3: исла/мский.

Полезные сервисы

исламский календарь

Словарь народов и культуры

Исламский календарь

(Islamic calendar), календарь, основанный на лунном исчислении. В отличие от григорианского солнечного календаря, в И.к. нет високосных годов, поэтому каждый мусульм. год начинается на 11-12 дней раньше предыдущего. Мусульм. летосчисление начинается с хиджры, года, когда Мухаммед отбыл из Мекки в Медину; это случилось в 622 г. н.э. Хотя невозможно точно соотнести мусульм. месяцы с месяцами григорианского календаря, существуют спец. формулы и таблицы для вычисления соответствующих друг другу лет григорианского и исламского календарей. Напр., 1976 г. григорианского календаля соответствует 1396/1397 г. исламского луннго (хиджры). Мухаррам - первый мес. нового года. День рождения Пророка приходится на 3-й мес. - раби-аль-аввал и считается у мн. мусульман важнейшей датой в истории человечества, т.к. именно через Мухаммеда проявилась воля Аллаха. Девятый мес. рамадан - мес. поста, к-рый заканчивается Праздником Ид аль-фитр. В ночь с 26 на 27 число этого мес. отмечается ночь могущества, когда Мухаммед получил первое из многочисл. откровений от архангела Джабраила (Гавриил).

Полезные сервисы

исламский модернизм

Словарь народов и культуры

Исламский модернизм

(Islamic modernism), движение в исламе, стремящееся пересмотреть его с позиций изменившихся условий совр. жизни. В отличие от исламского фундаментализма И.м. представляет собой реакцию на империалистическую политику и эконом, господство Запада, попытку реформировать правовые и обществ, структуры, а также систему образования. Начиная с 19 в. ведущие мусульм. мыслители, такие, как Джамаль аль-Дин аль-Афгани (1838-97), и его последователи в Египте - Мухаммед Абду (1849-1905) и Рашид Рида (1865-1935), выражали озабоченность застоем в мусульм. интеллектуальной, полит, и обществ, жизни. Они выступали за реформу шариата, вновь открыв возможность иджтихада, или переосмысления, к-рое ортодоксальные мусульмане-сунниты считали недопустимым начиная с 9 в. Не следует отвергать науч. достижения Запада как несовместимые с исламом, считали эти мыслители, их следует интегрировать в религию, к-рая, в сущности, является наукой. Абду проводил различия между внутр. неизменной основой веры и практики ислама и внеш. слоями правил, способных меняться по мере изменений в обществ, жизни. Такое переосмысление права было продолжено Ридой, к-рый, формулируя новые законы, исходил из традиц. правового принципа обществ, интереса. Стремление егип. модернистов к созданию совр. мусульм. госва получило отклик в Индии, особенно в деят-ти поэта, философа, юриста и политика Мухаммада Икбала (1875-1938). Под влиянием зап. философов Гегеля, Фихте и Ницше, Икбал по-своему синтезировал и истолковывал ислам. Его взгляд на человеческое сооб-во как религ.-полит, гос-во, основанное на главенстве шариата, нашел свое практич. воплощение при образовании в 1947 г. гос-ва Пакистан. Как и егип. модернисты, Икбал различал неизменную природу шариата и разного рода построения, являющиеся рез-том интерпретации, и призывал к возобновлению иджтихада, опираясь скорее на законодат. власть, чем на улемов. Подобно мн. исламским модернистам, Икбал был привержен панисламизму и идеалу транснац. мусульм. сооб-ва, преодолевшего узкий национализм, что, по его мнению, могло бы воплотиться в создании Мусульманской лиги наций. И.м. оказал сильное влияние на большинство мусульм. стран, но, несмотря на значение, придаваемое им пересмотру шариата, последовательные реформы так и не были проведены.

Полезные сервисы

исламский фундаментализм

Словарь народов и культуры

Исламский фундаментализм

(Islamic fundamentalism), система убеждений, согласно к-рой возрождение исламского об-ва возможно только на пути возвращения к основополагающим принципам и практике раннего ислама. Фундаменталистские движения нередко возникают как реакция на полит, и эконом, упадок, крый, в свою очередь, объясняют упадком духовным и нравственным. Напр., в 18 и 19 вв. полит, и эконом, раздробленность мусульм. мира и рост влияния Запада привели к возникновению целого ряда разл. движений за возрождение ислама. Несмотря на значит, различия, эти движения были едины в том, что религия является общим стержнем гос-ва и об-ва в противоположность светскому подходу Запада, согласно к-рому необходимо отделение религии от политики. Представители И.ф. выступали за возврат к тем нормам жизни, к-рые были установлены в созданном Мухаммедом в 7 в. в Медине полит, сооб-ве - общине правоверных, управлявшейся шариатом (исламским законом) и поддерживаемой в случае необходимости джихадом (свящ. войной). В 20 в. приобрели влияние такие оргции, как: Мусульманское братство, основанное в Египте в 1928 г. и имеющее независимые нац. орг-ции в Иордании, Кувейте, Палестине, Судане и Сирии, а также значит, вес в Афганистане, Индии и Пакистане; и более радикальная Хезболлах (Партия Бога). Для подобных движений характерна абсолютизация буквального понимания Корана и шариата. В отличие от исламских модернистов, фундаменталисты придают особое значение содержащимся в шариате своду наказаний и нормам, регламентирующим поведение женщин, - во всяком случае, в той мере, в какой эти предписания стали символами самобытности мусульм. культуры и борьбы с европеизацией. Мусульманское братство выступает за президентское правление с выборным консультативным советом, устроенным по образцу шуры времен Мухаммеда. Мн. фундаменталисты считают, что многопартийная система вносит раскол в мусульм. об-во. Нек-рые из них являются приверженцами исламского социализма, отрицают материализм и атеизм марксизма, сокрушаясь вместе с тем о несправедливостях капитализма и особенно осуждая ростовщичество, запрещенное Кораном. Нек-рые зап. аналитики считают возрождение в последние годы исламской религ. практики и Иранскую революцию 1979 г. очередными проявлениями И.ф. Однако вряд ли корректно относить к И.ф. всю религ. практику мусульманства (какой бы суровой она ни была), а непредвзятое изучение конституц. строя Исламской Республики Иран выявляет радикальные новшества, к-рые не носят фундаменталистский характер. Вместе с тем Иранская революция, несомненно, послужила вдохновляющим примером для мн. мусульман самых разл. убеждений во всем мире.

Полезные сервисы