нареч. качеств.
Основываясь на каких-либо научных принципах.
Научно
В составе сложного слова употребляется в значении ‘научный’: научно-исследовательский, научно-экспериментальный, научно-фантастический.
Этимология:
см. наука
Культура речи:
С последующей частью сложного слова пишется через дефис и всегда имеет на себе побочное ударение: нау́чно-познава́тельный, нау́чно-популя́рный.
нареч. к научный (во 2 знач.).
- В отличие от всех социалистов, которые были до Маркса, он к вопросу о социализме подошел научно. Либединский, Воспитание души.
Одна из разновидностей научного стиля, включающая следующие жанры: рефераты, аннотацию, патентное описание.
Нау́чно-иссле́довательские институ́ты (НИИ), учреждения для проведения научных исследований и разработок. Первые НИИ возникли в конце XIX - начале XX вв. К середине XX в. НИИ стали основной формой организации коллективной научной деятельности в большинстве стран. Необходимость решения сложных междисциплинарных научных задач привела к созданию комплексов НИИ и научных центров, международных НИИ и т. п.
* * *
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ - НАУ́ЧНО-ИССЛЕ́ДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУ́ТЫ (НИИ), учреждения для проведения научных исследований и разработок. Первые НИИ возникли в кон. 19 - нач. 20 вв. К сер. 20 в. НИИ стали основной формой организации коллективной научной деятельности в большинстве стран. Необходимость решения сложных междисциплинарных научных задач привела к созданию комплексов НИИ и научных центров, международных НИИ и т. п.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ (НИИ) - учреждения для проведения научных исследований и разработок. Первые НИИ возникли в кон. 19 - нач. 20 вв. К сер. 20 в. НИИ стали основной формой организации коллективной научной деятельности в большинстве стран. Необходимость решения сложных междисциплинарных научных задач привела к созданию комплексов НИИ и научных центров, международных НИИ и т. п.
НАУ́ЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, научно-исследовательская, научно-исследовательское (книжн.). Занимающийся научными исследованиями. Научно-исследовательский институт.
|| Относящийся к области научных исследований. Научно-исследовательская работа.
{{нау́чно-иссл{}е{}довательский}} -ая, -ое. Относящийся к научным исследованиям. Н-ая работа. Н. институт.
-ая, -ое.
Относящийся к научным исследованиям.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательский институт. Научно-исследовательские учреждения.
нау́чно-иссле́довательский, нау́чно-иссле́довательская, нау́чно-иссле́довательское, нау́чно-иссле́довательские, нау́чно-иссле́довательского, нау́чно-иссле́довательской, нау́чно-иссле́довательских, нау́чно-иссле́довательскому, нау́чно-иссле́довательским, нау́чно-иссле́довательскую, нау́чно-иссле́довательскою, нау́чно-иссле́довательскими, нау́чно-иссле́довательском, нау́чно-иссле́довательск, нау́чно-иссле́довательска, нау́чно-иссле́довательско, нау́чно-иссле́довательски
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ - НАУ́ЧНО-ИССЛЕ́ДОВАТЕЛЬСКИЙ СОВЕ́Т Великобритании, государственное ведомство, одна из крупнейших научных организаций страны. Основан в 1965. Координирует и финансирует фундаментальные исследования в области естественных наук. Ведает рядом научных учреждений, в т. ч. Гринвичской и Эдинбургской обсерваториями, лабораторией высоких энергий им. Э. Резерфорда (открыта в 1964) и др.
Нау́чно-иссле́довательский сове́т Великобритании - государственное ведомство, одна из крупнейших научных организаций страны. Основан в 1965. Координирует и финансирует фундаментальные исследования в области естественных наук. Ведает рядом научных учреждений, в том числе Гринвичской и Эдинбургской обсерваториями, Лабораторией высоких энергий им. Э. Резерфорда (открыта в 1964) и др.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ Великобритании - государственное ведомство, одна из крупнейших научных организаций страны. Основан в 1965. Координирует и финансирует фундаментальные исследования в области естественных наук. Ведает рядом научных учреждений, в т. ч. Гринвичской и Эдинбургской обсерваториями, лабораторией высоких энергий им. Э. Резерфорда (открыта в 1964) и др.
Нау́чно-популя́рное кино́ - один из видов кино. Излагает в доступной широкому кругу зрителей форме основы различных наук, популяризирует достижения во всех областях знания. Впервые появилось в 1897.
* * *
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО - НАУ́ЧНО-ПОПУЛЯ́РНОЕ КИНО́, один из видов кино. Излагает в доступной широкому кругу зрителей форме основы различных наук, популяризирует достижения во всех областях знания. Впервые появилось в 1897.
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ кино - один из видов кино. Излагает в доступной широкому кругу зрителей форме основы различных наук, популяризирует достижения во всех областях знания. Впервые появилось в 1897.
НАУ́ЧНО-ПОПУЛЯ́РНОЕ КИНО́ - один из видов науч. кино, в общедоступной форме распространяющего знания. Н.-П. ф. рассказывают о развитии науки и техники, знакомят с их новейшими достижениями и проблемами, редкими явлениями природы и т. д. К Н.-П. К. принято относить кинопутешествия, ф. по иск-ву, о значит. событиях культурной жизни. Форма изложения многообразна: очерк, лекция, интервью, науч. публицистика и др.
Первые Н.-П. ф. в России возникли в 1910-х гг. и носили конкретно-науч. характер ("Динамомашина", "Инфузории" и др.). Они вызвали большой интерес, и решено было делать их для широкой публики. Н.-П. К. - специфич. явление культуры, возникшее на стыке науки и иск-ва. Оно служит целям воспитания и образования, активно влияет на мировоззрение. В СССР Н.-П. ф. приобрел особое значение в 1920-е гг. когда перед об-вом встали задачи ликвидации неграмотности, проф. обучения, роста общего образования. В это время значит. развитие получили т. н. "культурфильмы", дающие популярные знания по основам наук, культуры. В частности, эксп.-геогр. и этногр. ф. ("К берегам Тихого океана", "Вокруг Азии", "Камчатка", "В дебрях Уссурийского края" и др.), ф. на мед. темы ("Жизнь как она есть", "Аборт"), ф. о достижениях авиации, химии, станкостроения. Следует выделить ф. реж. В. Пудовкина и оператора А. Головни "Механика головного мозга" (1926), строго фиксировавший науч. эксперимент и знакомивший с теорией усл. и безусл. рефлексов.
В 1930-е гг. продолжается развитие Н.-П. биол. ф. ("В глубине моря", 1938; "Сила жизни", 1941, реж. А. Згуриди), ф., популяризировавших лит-ру и иск-во ("Государственная Третьяковская галерея", 1939; "Чайковский", 1940, реж. Я. Миримов).
В годы Вел. Отеч. войны Н.-П. К. было подчинено требованиям и нуждам фронта и тыла ("Грозное оружие", "Как бороться с зажигательной бомбой", "Как обеспечить светомаскировку жилого дома" и др.). Послевоен. Н.-П. К. разнообразно по тематике: наука, лит-ра, иск-во - и метражу: одно-двухчастевые, полнометр. и т. д. ("Повесть о жизни растений", 1947, реж. М. Каростин; "Они видят вновь", 1947, реж. Н. Грачев; "В. И. Суриков", 1947, реж. Ю. Желябужский; "Художник Федотов", 1950, реж. М. Клигман; "Искусство актера", 1948, реж. Ю. Юренев). Геогр. ф. продолжает выпускать реж. В. Шнейдеров ("В зарослях Волжской дельты", 1950), биол. - реж. А. Згуриди ("Лесная быль", 1950, позднее "Тропою джунглей", 1959, "Зачарованные острова", 1965), реж. Б. Долин ("Звериной тропой", 1947).
Основой Н.-П. К. все больше становится док., архив. материал, а не ср-ва игрового кино. В связи с освоением звука, цвета, усовершенствованием оптики перед Н.-П. К. открываются новые иссл. и эстетич. возможности. Крупнейшим науч. открытиям 1950-х гг. посв. ф. "Меченые атомы" (1955, реж. Шнейдеров), "Тайна вещества" (1956, реж. П. Клушанцев); освоению космоса - "Четвероногие астронавты" (1959, реж. В. Тихонов), "Человек вышел в космос" (1965, реж. Н. Косенко).
Создаются ф., посвящ. истории рев-ции, В. И. Ленину. Среди них - изв. трилогия сценариста Г. Фрадкина и реж. Ф. Тяпкина ("Рукописи В. И. Ленина", 1960; "Знамя партии", 1961; "Ленин. Последние страницы", 1963); "Александр Ульянов" (1963) и "Кровавое воскресенье" (1964, реж. Н. Левицкий). Авторы стремятся сочетать серьезную исслед. работу с образным осмыслением фактов истории.
Эстетика Н.-П. К. тесно связана с общим процессом развития киноиск-ва. Кинематогр. язык обогащается новыми выразит, средствами, широко используются не только ист. хроника и иконогр. мат-л, но и синхронная запись звука, скрытая камера. Информац.-лекц. тон текста уступает место острой публицистике и ярко выраженному авторскому отношению. С усилением влияния науки на жизнь об-ва как в материальной, так и в духовной сферах усилилось и внимание кинематографистов к науке, к процессам науч. творчества. Увеличился выпуск ф. для широкой аудитории, включающий обл. космонавтики, кибернетики, использование атомной энергии и т. д. С помощью Н.-П. К. зритель мог познакомиться с генной инженерией ("На пути к конструированию клетки", 1975, реж. В. Читинский), проследить за уникальными экспериментами с животными ("Язык животных", 1967, "Думают ли животные", 1970, реж. Ф. Соболев), за их естеств. жизнью и поведением ("Портрет казаха с беркутом", 1991, реж. Ю. Климов), заглянуть в тайны чел. психики ("Толкование сновидений", 1989, реж. А. Загаданский).
Н.-П. К. активно включается в экологич. воспитание, показывает результаты насилия человека над природой, нарушение экологич. равновесия в природе. Катастрофич. размеры загрязнения биоатмосферы требуют от нас принципиально иного отношения к живому миру, осознание острой необходимости борьбы за его спасение ("Синие атакуют планету", 1970, реж. А. Соколов; "Мираж", 1987, реж. Д. Дедов; "Жоктау. Хроника мертвого моря", 1989, реж. С. Азимов). Проблемы охраны природы оказываются также в центре ф. о геогр. путешествиях. Этногр. ф. становятся своеобразным средством изучения и сохранения культурного наследия, традиций, обрядов, ремесел и т. д. ("За северным ветром", 1970, реж. Л. Мери).
В 1970-80-е гг. Н.-П. К. ищет свое место в процессах науч.-техн. рев-ции. Кинематографисты расматривают науку, технику в соц. и филос. аспектах, соотнося то новое, что создается эпохой науч.-техн. рев-ции, с нравств. традициями и культурными ценностями ("Дорогами НТР", 1976, реж. В. Когай; "Генетика и мы", 1978, реж. Е. Саканян; "Компьютерные игры", 1989, реж. А. Сидельников).
Развивается Н.-П. К. для детей ("Удивительная история, похожая на сказку", 1966, реж. Б. Долин, и др.), выходит киножурнал "Хочу все знать". Цикл ф. исследует, как среда формирует детей и подростков, влияет на их нравств. чувства и представления ("Чужие в городе", 1970, реж. В. Пидпалый; "Добрый и злой", 1972, реж. Ф. Соболев). Н.-П. ф. выпускаются как на специализир. к/ст, так и на мн. др. студиях страны.
Лит.: Згуриди А. М., Васильков И. А. Науч. кино в СССР. М., 1959; Васильков И. А. Науч.-попул. ф., его предмет и функции // Науч. кино. М., 1960; Его же. Экран рассказывает о науке. М., 1977; Гурова Л. Л. Кино о науке. М., 1980.
Кадр из научно-популярного фильма «Знание и незнание». 1974. Реж. В. Когай
прил.
Изложенный так, что доступен читателям-неспециалистам в данной области науки и техники с изложением их основ и популяризацией современных достижений.
{{нау́чно-попул{}я{}рный}} -ая, -ое. Знакомящий в общедоступной форме с достижениями науки и техники. Н-ая литература. Н-ые кинофильмы.
-ая, -ое.
Знакомящий в общедоступной форме с достижениями науки и техники.
Научно-популярная литература. Научно-популярные кинофильмы.
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ПОДСТИЛЬ - одна из стилистико-речевых разновидностей науч. функц. стиля, выделяемая (по сравнению с собственно научным) на основании реализации "дополнительных" задач коммуникации - необходимости "перевода" специальной науч. информации на язык неспециального знания, а именно - задач популяризации науч. знаний для широкой аудитории.
В совр. лингвостилистике вопрос о статусе науч.-популярного типа речи в системе функц. стилей рус. языка не решен окончательно. Одни лингвисты (Р.А. Будагов, И.Р. Гальперин, М.Н. Кожина, М.П. Сенкевич, Т.А. Тимофеева, Н.М. Разинкина, Л.А. Баташева и др.) рассматривают сферу научной популяризации в рамках науч. функц. стиля как его вариантную разновидность - подстиль. Науч. функц. стиль и науч.-популярный подстиль, находясь в близких родо-видовых отношениях, имеют в своей основе как общее (единая целевая установка, общая коммуникативная задача - передача суммы науч. знаний), так и различающее их (частные коммуникативные задачи, различные сферы функционирования).
Другая позиция по этому вопросу принадлежит М.К. Милых, Н.Н. Маевскому, Н.Я. Сердобинцеву, Г.А. Васюченко и др., которые рассматривают науч.-популярный тип речи как самостоятельный функц. стиль. При этом в основание классификации стилей кладутся такие экстралингвистические факторы, как задачи и цель общения, характер взаимоотношения между автором и читателем, а также содержание сообщения (см.: Н.Н. Маевский, с. 5). Для подобной модели функц. стиля в качестве базовых экстралингвистических факторов избраны, таким образом, весьма значимые и стилеобразующие, однако либо не все базовые факторы функц. стилей, либо вторичные (см. Функциональный стиль; Научный стиль).
Как подстилевая разновидность науч. функц. стиля, Н.-п. п. сохраняет основные специфические особенности, характерные для науч. стиля: в науч.-популярной литературе излагаются знания, добытые в сфере науч. деятельности; содержание науч.-популярной литературы (в основном, в главном) то же, что и в собственно науч. литературе. Основные стилеобразующие экстралингвистические факторы, которые определяют закономерности функционирования в речи языковых средств Н.-п. п., те же, что и в собственно науч. стиле. Отличие Н.-п. п. от собственно науч. стиля - в указанных "дополнительных", частных задачах коммуникации: для науч.-популярной литературы это задача донесения до неспециалиста в доступной форме достоверных науч. знаний.
Учитывая наличие вышеуказанных признаков науч.-популярной литературы, общих с собственно научной, и несколько видоизмененных вторичных экстралингвистических факторов ("осложненность" целей и задач общения, упрощенность, облегченность содержания), целесообразно стилевой аспект науч.-популярной литературы определять как подстиль единого науч. функц. стиля (М.Н. Кожина).
Науч.-популярная литература, как правило, имеет своим читателем неспециалиста, однако в совр. науч. коммуникации можно отметить тенденцию к расширению адресации науч.-популярных произведений. Так, выделяют три формы популяризации: общеобразовательную, интранаучную (удовлетворяющую профессиональные запросы специалистов, стремящихся выйти за пределы узкой специализации в рамках своей науки) и интернаучную (восполняющую междисциплинарные интересы ученых).
В текстах, рассчитанных на массового читателя, каковой и является науч.-популярная литература, ярко проявляется их прагматический аспект - направленность на определенный тип читателя. Фактор дифференцированной адресации науч.-популярных произведений усиливает их роль "связующего звена" между специалистами разных областей знаний, а также различных возрастных групп читателей. Поэтому известные классификации науч.-популярной литературы построены на учете типа адресата. У Н.Н. Маевского это классификация по возрастному принципу; существуют также классификации, учитывающие другие особенности читателей, напр. подготовленность аудитории к восприятию науч. знания (Э.А. Лазаревич).
Науч.-популярная речь имеет стилистически контаминированную природу. С одной стороны, будучи разновидностью науч. стиля, она излагает науч. информацию, то есть содержание науч.-популярной литературы то же, что и собственно научной. Отсюда - некоторые конституенты собственно науч. речи наличествуют и в науч.-популярном произведении. Это прежде всего общенаучная лексика и термины (правда, последние функционируют здесь несколько иначе, чем в науч. речи) - (Л.А. Баташева). Рассказывая о науч. поиске, совр. автор науч.-популярного текста, как правило, показывает готовый его результат, при этом намеренно опускается большая часть логических доказательств и аргументации, поскольку популяризатор старается сделать текст и доступным, и увлекательным.
Приемы подачи терминов в науч.-популярном произведении, сравнительно с собственно научным, имеют свои особенности. Так, наряду с характерными для науч. стиля дефинициями типа "родовой признак + видовое отличие", в науч.-популярном произведении обнаруживается целый ряд приемов введения терминов, используемых лишь в науч.-популярной литературе: краткая расшифровка значения только в скобках (Атомы, несущие на себе положительный заряд (катионы), откладываются на катоде); в сноске; при помощи образных средств (Ген, который берет верх, называется доминантным, а который уступает - рецессивным) и т.п.
С другой стороны, прагматика науч.-популярного произведения, "фактор адресата" (Н.Д. Арутюнова) определяет его специфику, своеобразие его построения как текста "нежесткого типа" (Н.М. Разинкина, 1989, с. 125) по сравнению с текстами иного типа. Языковая антиномия отправителя и получателя речи имеет здесь свое специфическое выражение: для достижения адекватного прагматического эффекта в науч.-популярном произведении (любой адресации) необходима максимально открытая выраженность в нем установки на ответную реакцию читателя, построение такой языковой стратегии субъекта речи, которая обеспечивала бы потенциальную обратную связь, т.е. реализацию диалогических отношений (М.Н. Кожина).
Экспрессивность (выразительность) науч. речи как средство оптимальной коммуникации в данной сфере является одним из сущностных ее признаков (М.Н. Кожина, Н.Я. Милованова, Н.М. Разинкина). Для науч.-популярного произведения наличие признака "экспрессивность" тем более обязательно. Особого внимания заслуживают экспрессивные синтаксические показатели стилевой организации науч.-популярного текста, т.к. именно в синтаксической структуре особенно ярко проявляются наиболее характерные черты стиля.
В науч.-популярном произведении экспрессивные синтаксические средства играют важную роль в выполнении коммуникативной задачи науч.-популярного текста, они организованы в нем на уровне всего текста: выступают как средства выражения и компоновки событийных, предметных и эмоционально-оценочных компонентов текста. Они располагаются в "узловых" местах науч.-попул. произведения: в заголовках, в абсолютном начале и конце текста, в местах, где формулируется основная тема, ставится проблема, решаются гипотезы и т.п. При этом они служат как для образования коммуникативно-дискурсной рамки произведения (включающей элементы, определяющие вступление в речь, выход из речи, членение речи), так и эмоционально-оценочной рамки (мобилизующей внимание и интерес адресата, выражающей авторскую оценку и т.п.). Таким образом, средства экспрессивного синтаксиса в науч.-популярном произведении помогают переходу от замысла к готовому науч.-популярному тексту, подчиняются при этом стилеобразующему принципу науч.-популярного изложения - принципу доступности и наглядности.
Это прежде всего вопросо-ответные комплексы (ВОК) и парцеллированные конструкции (ПК). ВОК - своеобразный способ создания плана адресата; с помощью ВОК реализуется коммуникативная ориентация автора на управление вниманием читателя: это имитация диалога между автором и читателем, способ установления обратной связи с читателем путем активизации его внимания. Можно выделить также информативную функцию ВОК: они способствуют расчлененному усвоению мысли; вводят термины, дефинируют их. В оценочной функции выступают риторические вопросы: обычно они заключают в себе экспрессивно окрашенное отрицание (напр.: А какой же он, если разобраться, новый?). Можно назвать также функцию композиционной связности: ВОК создают композиционный каркас науч.-популярного произведения. Это группа вопросов, функционирующих в заглавиях, подзаголовках и внутренних заглавиях. При этом ответом на заглавие-вопрос может быть вся статья или ее часть (см., напр., Н.В. Кириченко, 1990, с. 52-53).
Многообразна роль парцеллированных конструкций (ПК) в науч.-популярном произведении. Они детализируют сообщение, как бы упрощая структуру высказывания, в то же время делают его более обозримым. В описании при конкретизации изображаемого ПК выделяют детали общей картины, наиболее существенные моменты, напр.: Термин "биосфера" включает в себя все части нашей планеты. И атмосферу, и океан, и все части земной поверхности. Нередко ПК выступают как средство выражения точки зрения автора, создавая иронический план повествования, напр.: Впрочем, довольно эмоций. Нас просили написать. Мы написали. Мы написали бы сдержаннее, если бы не пробовали сам продукт. Но мы пробовали. А вы, уважаемый читатель, скорее всего, и не видали его.
Широко используются в науч.-популярном произведении средства словесной образности, в том числе метафоры. Причина широкого распространения стилистического приема метафоры в науч.-популярном изложении прежде всего в том, что метафора - способ стимулирования творческого восприятия читателем науч.-популярного текста. Неожиданность, непредсказуемость, оригинальность метафоры позволяют выходить за пределы привычных представлений (в то же время метафора обусловливает ассоциативное обращение к вещам, явлениям обыденного мира), пробуждает творческую активность читателя, стимулирует возникновение у него нового знания.
Ведущей функцией метафоры в науч.-популярном произведении, является раскрытие сущности науч. понятия - познавательная, эвристическая функция. Указывают, что метафора часто вводит науч. термин. Однако функции метафоры в науч.-популярном изложении гораздо многообразнее: к метафоре прибегают при введении нового знания, а также для трактовки старых, известных науч. положений, напр.: …для охоты за бозонами специально переоборудован ускоритель. Ср.: охота за бизонами. Особый, оценочный характер приобретает метафора в тех частях науч.-популярного текста, где речь идет об изложении каких-либо новых концепций, теорий.
В целом науч.-популярном тексте метафоры могут выполнять роль конструктивного элемента: метафоры, не создавая худож. образа, могут перекликаться даже на расстоянии, образуя некую систему. Весьма частотны такие примеры, когда метафора размещается на уровне целого текста, главы или части текста, участвуя в объяснении сложного процесса, помогая автору развить науч. мысль, объяснить сложную проблему (см., напр.: Н.В. Кириченко, 1991, с. 70-73).
Таким образом, в структуре конкретного науч.-популярного текста маркированные экспрессивные синтаксические средства (и не только синтаксические) играют важную роль в выполнении коммуникативной задачи науч.-популярного текста, помогают реализации стилеобразующего принципа науч.-популярного изложения - принципа доступности и наглядности.
Решению общей коммуникативной задачи науч.-популярного произведения подчинены и элементы композиционно-смысловой структуры науч.-популярных текстов: особого рода интродуктивный предтекст, характерный для жанра современной науч.-популярной статьи, так называемый заголовочный комплекс, эпиграф.
Таким образом, специфика науч.-популярного произведения обусловлена прежде всего ориентацией на особый тип читателя и необходимостью наиболее оптимального выполнения основной задачи науч.-популярного текста - задачи популяризации науч. знания. Вместе с тем стилистико-речевые средства и особенности Н.-п. п. и науч. стиля во многом совпадают, различаясь лишь частотностью употребления, большей функц.-стилевой вариативностью и коммуникативными задачами.
Рассматривая полевую модель науч. стиля, следует учесть, что помимо "чистых" форм науч. речи и подстилевых, периферийных, характеризующихся дополнительными, сравнительно с собственно научными, задачами существуют синкретичные образования, находящиеся на пересечении нескольких стилей, соответственно - вмещающие в себе их черты. Так, напр., существуют научно-художественные тексты, представляющие собой своеобразный гибрид двух соответствующих стилей. Сложно квалифицировать подобные образования: они представляют собой переходную стилевую сферу, находясь именно на пересечении двух стилей.
Принципы изложения науч.-популярного произведения были разработаны еще в ХIХ в. Д.И. Писаревым, а позже также другими исследователями (см. - М.Н. Кожина, 1966, с. 180-185, 196-206).
Лит.: Разинкина Н.М. О преломлении эмоциональных явлений в стиле научной прозы // Особенности языка научной литературы. - М., 1965; Ее же: Функциональная стилистика. - М., 1989, ч. 2, гл. 3; Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. - Пермь, 1966; Ее же: О диалогичности письменной научной речи. - Пермь, 1979; Ее же: Стилистика русского языка. - 3-е изд. - М., 1993; Степанов А.В. Проблемы стиля научно-популярной литературы // Вопросы стилистики, МГУ, 1966; Сердобинцев Н.Я. Выразительность как средство становления научно-популярного стиля литературного языка // Проблемы лингвистической стилистики. - М., 1969; Его же. К истории научно-популярного стиля // Вопросы стилистики, в. 2. - Саратов, 1976; Тимофеева Т.А. Некоторые речевые приемы популяризации в научно-популярной литературе: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Саратов, 1969; Иваницкий В.Ю. Наука и ее популяризация. - М., 1972; Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973; Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений. - М., 1976; Полищук Г.Г. Приемы научно-популярного изложения. - М., 1977; Лазаревич Э.А. Искусство популяризации науки. - М., 1978; Медведев А.Р. К вопросу о микрокомпозиции научно-технических текстов // Стиль научной речи. - М., 1978; Маевский Н.Н. Особенности научно-популярного стиля: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 1979; Сорокин Ю.А. Смысловое восприятие текста и библиопсихология // Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, А.М. Шахнарович. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - М., 1979; Кажан В.И. Об особенностях определений терминов в учебной, научной и научно-популярной литературе (на материале наименований сплавов) // Языковые средства дифференциации функциональных стилей современного русского языка. - Днепропетровск, 1982; Милованова Н.Я. Экспрессивность в стиле научной прозы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Баку, 1982; Одинцов В.В. Речевые формы популяризации. - М., 1982; Кислицына С.В. Лингвостилистические средства научно-популярного изложения: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 1984; Сковородников А.П. Экспрессивные стилистические конструкции современного русского литературного языка. - Томск, 1984; Милевская Т.Е. Средства выражения речевого контакта в русском языке (Вопросно-ответный комплекс в научно-популярных произведениях): Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Л., 1985; Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. - М., 1985; Нистратова С.Л. Коммуникативная направленность и стилевая дифференциация синтаксических средств выражения адресованности речи в письменных и устных сферах коммуникации на научные темы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 1985; Баташева Л.А. Варианты толкования терминов в разных типах научной речи // Вопросы стилистики. Межстилевая и внутристилевая вариантность языковой системы, Изд-во Саратовского ун-та, 1986; Ее же: Приемы популяризации в разных типах научной речи: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Л., 1986; Ее же: Некоторые принципы подачи терминов в научно-популярной литературе (на материале лингвистических работ) // Вопросы стилистики. Стилистика художественной речи, Изд-во Саратовского ун-та, 1988; Славгородская Л.В. Научный диалог. - Л., 1986; Кириченко Н.В. Специфика выражения коммуникативной задачи предтекстов в композиционно-смысловой структуре научно-популярной статьи // Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте. - Пермь, 1988; Ее же: Функционирование средств экспрессивного синтаксиса в текстовой структуре научно-популярного произведения // Типология текста в функционально-стилевом аспекте. - Пермь, 1990; Ее же: Роль метафоры в организации текстовой структуры научно-популярного произведения // Функционально-стилевые аспекты различных типов текста. - Пермь, 1991; Харченко Н.П. Функционально-стилевая дифференциация языка и статус научно-публицистического текста // Статус стилистики в современном языкознании. - Пермь, 1990.
Н.В. Кириченко
Одна из разновидностей научного стиля, включающая следующие жанры: очерк, книгу, научно-популярную лекцию, статью и др.
Одна из разновидностей научного стиля, включающая следующие жанры: словарь, справочник, каталог.
научно-техническая информация - подразделяется на три потока: (1) патентную литературу, являющуюся основной формой обмена, т.к. все новое в области науки и техники официально оформляется в виде патента и его производных форм; (2) периодику, специально предназначенную для обмена научно-технической информацией, например: отраслевые бюллетени, содержащие рефераты, аннотации и названия; отраслевые научно-технические журналы, содержащие дискуссионные, проблематичные и отчетные статьи специального характера; библиографические указатели с названием тем, изобретений и предметов промышленной продукции, также иногда содержащие аннотации и тематические обзоры работ по данной отрасли; (3) различные периодические и непериодические издания и другие источники информации, не предназначенные специально для научно-технического обмена, но могущие использоваться для этой цели, например: специальные журналы и книги, рекламные материалы, инструкции и другие подобные источники специальной информации.
Нау́чно-техни́ческая револю́ция (НТР), качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Началась с середины XX в. Резко ускоряет научно-технический прогресс; оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников.
* * *
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - НАУ́ЧНО-ТЕХНИ́ЧЕСКАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ (НТР), коренное, качественное преобразование производительных сил (см. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ) на основе превращения науки (см. НАУКА (сфера деятельности)) в ведущий фактор (см. ФЕДЕРАЛИЗМ) развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Началась с сер. 20 в. Резко ускоряет научно-технический прогресс (см. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС); оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования (см. ОБРАЗОВАНИЕ (процесс развития)), квалификации (см. КВАЛИФИКАЦИЯ), культуры (см. КУЛЬТУРА), организованности, ответственности работников. Возникла под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР) - коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Началась с сер. 20 в. Резко ускоряет научно-технический прогресс; оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. Возникла под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР), коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась с середины 20 в. Резко ускоряет научно-технический прогресс, оказывает воздействие на все стороны жизни общества. В ходе НТР возникают проблемы ликвидации и ограничения некоторых ее отрицательных последствий. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. Главные направления НТР: комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ; открытие и использование новых видов энергии; развитие биотехнологии; создание и применение новых видов конструкционных материалов.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - кардинальное качественное изменение роли человека, науки и техники в развитии общества, происшедшее во второй половине 20 в. Основные направления в развитии НТР: а) качественное изменение роли человека и его образа жизни, его образования, квалификации; б) всеобщая электронизация и автоматизация технологических процессов производства и управления; в) вовлечение в жизнь, в производство нетрадиционных видов энергии; г) создание новых материалов и высоких технологий; д) стремительное развитие современной биотехнологии. Таким образом, НТР - это процесс превращения с помощью науки и технологии сил материального мира в инструменты человеческой свободы. По мнению составителя словаря, увеличение полноты и качества свободы человека, его мудрости, то есть становление человека нового типа (хомо анимабилис: человека духовного) - сущность научно-технической революции (скоре, должна стать ею в перспективе).. В результате произойдет переход к информационному обществу с софийно-экологическим, комплексно-автоматизированным технологическим способом производства, коренным изменением сфер занятости работников, их духовных качеств, порождаемых софийным сознанием и софийным бытием людей.
Нау́чно-техни́ческие о́бщества СНГ (НТО СНГ), объединения учёных, специалистов и рабочих, организованные по отраслям производства и специальностям. Ведут историю от Русского технического общества (основано в 1866). В 1988 объединились в Союз научных и инженерных обществ СССР; с 1991 - СНГ. В начале 1992 в Союз входило 35 НТО с 11,5 млн. членов (свыше 45 тыс. первичных организаций). Организуют научно-практические конференции, общественные научно-исследовательские лаборатории, народные университеты, школы передового опыта и т. п. Правление в Москве.
* * *
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА СНГ - НАУ́ЧНО-ТЕХНИ́ЧЕСКИЕ О́БЩЕСТВА СНГ (НТО СНГ), объединения ученых, специалистов и рабочих, организованные по отраслям производства и специальностям. Ведут историю от Русского технического общества (основано в 1866). В 1988 объединились в Союз научных и инженерных обществ СССР; с 1991 - Союз независимых государств. В начале 1992 в Союз входило 35 научно-технических обществ с 11,5 млн. членов (св. 45 тыс. первичных организаций). Организуют научно-практические конференции, общественные научно-исследовательские лаборатории, народные университеты, школы передового опыта и т. п. Правление в Москве.