нареч. качеств.
Будучи связанным с общественно-политической жизнью нации [нация 1.], с её интересами.
нареч. качеств.
Будучи связанным с общественно-политической жизнью нации [нация 1.], с её интересами.
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОНОМИЯ - НАЦИОНА́ЛЬНО-ГОСУДА́РСТВЕННАЯ АВТОНО́МИЯ, вид территориальной автономии, способ решения национального вопроса. Национально-государственная автономия означает предоставление части унитарного государства, населенной преимущественно представителями национального меньшинства, собственной системы органов государственной власти, формируемых независимо от центра, собственных конституционных актов, собственной (установленной центром) законодательной компетенции, собственного официального языка, гражданства, а также государственных символов - герба, флага, гимна. Примером национально-государственной автономии служит статус автономных республик в бывшем СССР, статус автономной Республики Крым в составе Украины, Каракалпакской республики в составе Узбекистана.
Решение правовых вопросов в области национальных отношений в полиэтническом государстве. Наибольшую остроту приобретает в революционные периоды, в период национально-государственного размежевания народов, при определении между ними границ. Иногда важнейшая составляющая Н.-г.с. - языковое строительство - по соображениям экономического или исторического характера, игнорируется.
См. также: Национальное государство, Языковая политика, Языковое строительство
Юридический статус и вид самоуправления этнической группы, существующей в пределах государства, в котором она составляет национальное меньшинство. Предусматривает юридическое право и фактическую возможность сохранения этнокультурной идентичности:
1) право на образование на родном языке;
2) право на деятельность культурных центров;
3) проведение национальных культурных мероприятий;
4) издание национальной литературы и периодики;
5) организацию школ с преподаванием на родном языке. К.а. может предоставляться этническим группам, не имеющим государственности, крупным диаспорам.
Наличие в том или ином языке лексических единиц, выражающих специфические явления материальной и духовной культуры. В других языках, где отсутствуют слова для обозначения такого рода понятий, возникают языковые лакуны.
Наличие в том или ином языке лексических единиц, выражающих специфические явления материальной и духовной культуры. В других языках, где отсутствуют слова для обозначения такого рода понятий, возникают языковые лакуны.
Проявляется в наличии в данном языке лексических единиц, выражающих специфические явления материальной и духовной культуры народа. Доля такой лексики в русском словаре (боярин, сельсовет, гармошка, щи, воскресник и т. п.) составляют 6-7 %. Н-.к.сл. проявляется в отсутствии слов для такого рода понятий в других языках (лакуны), т. е. эта лексика не может иметь однословного перевода (однословных эквивалентов) в других языках и при заимствовании из данного языка в другой пополняет группу безэквивалентной лексики (экзотизмы) в заимствующем языке.
См. также: Безэквивалентная лексика, Экзотизмы
Вид национального билингвизма на территории РФ, при котором первым компонентом двуязычия является родной язык, а вторым - один из национальных языков (но не русский язык).
Вид национального билингвизма на территории РФ, при котором первым компонентом двуязычия является родной язык, а вторым - один из национальных языков (но не русский язык).
Вид национального билингвизма на территории РФ, при котором первым компонентом двуязычия, т. е. родным языком билингва является его этнический язык, а вторым - другой национальный язык (но не русский язык). Н.-н.б., как правило, имеет место в регионах с многонациональным населением. Напр., в Дагестане доля билингвов с таким типом двуязычия среди агулов превышает 10%. В целом в Рос-сии Н.-н.б. является наименее распространенным видом национального двуязычия.
♦ билингвизм
♦ национальный билингвизм
См. также: Национально-русский билингвизм, Национальный билингвизм, Национальный язык2, Русско-национальный билингвизм
НАЦИОНА́ЛЬНО-ОРИЕНТИ́РОВАННАЯ МЕТО́ДИКА.
Методика преподавания языка, учитывающая особенности языка и культуры носителей изучаемого языка. Предлагает сопоставление сходных и несовпадающих явлений в двух языках (родном и изучаемом), при отборе и представлении учебного материала на занятиях. Н.-о. м. позволяет повысить эффективность преподавания, т. е. уменьшить время обучения и увеличить объем изучаемого материала за счет использования межъязыкового сходства и снижения влияния интерференции. Грамматический материал при следовании такой методике вводится функционально по принципу «от содержания высказывания к его форме», а морфологические явления осваиваются в процессе обучения на синтаксической основе. Применяется главным образом в моноязычных группах (Вагнер, 1995; Гак, 1988).
НАЦИОНА́ЛЬНО-ОСВОБОДИ́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое. Направленный на борьбу за независимость своего народа, нации. Национально-освободительная борьба.
{{национа́льно-освобод{}и{}тельный}} -ая, -ое. Относящийся к национальной борьбе за освобождение страны, народа от иностранного гнёта. Н-ая борьба.
-ая, -ое.
Относящийся к национальной борьбе за освобождение страны, народа от иностранного гнета.
Национально-освободительная борьба.
Часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры.
В процесс обучения вводятся такие предметы, как:
1) родной язык;
2) литература;
3) история;
4) география региона.
Часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры.
В процесс обучения вводятся такие предметы, как:
1) родной язык;
2) литература;
3) исторя;
4) география региона.
Часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное или региональное и своеобразие культуры, особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации (закон «Об образовании», в ред. от 13.03.2002). Напр., это такие учебные предметы, как родной язык, литература, история, география региона и т. п.
Национально-русский, ая, ое.
* Национально-русское двуязычие.
Владение родным и русским языком (о нерусских гражданах СССР).
• Исследователи различных языков народов СССР подтверждают благотворное влияние русского языка и его большую роль в развитии национально-русского двуязычия. Протченко, 1975, 52.
Вид билингвизма на территории РФ, при котором первым компонентом двуязычия является родной язык, а вторым - русский. Н.-р.б. признается наиболее эффективным средством языковой интеграции многоэтнического сообщества при сохранении языкового многообразия страны.
Вид билингвизма на территории РФ, при котором первым компонентом двуязычия является родной язык, а вторым - русский. Н.-р.б. признается наиболее эффективным средством языковой интеграции многоэтнического сообщества при сохранении языкового многообразия страны.
Вид билингвизма на территории РФ (ранее - СССР), при котором первым компонентом двуязычия, т. е. родным языком билингва, является так называемый национальный язык (любой язык автохтонного населения страны, кроме русского), а втором компонентом - русский язык. Н. -р. б. является массовым социально значимым типом национального двуязычия и признается наиболее эффективным средством языковой интеграции многоэтнического сообщества при сохранении языкового многообразия страны, поскольку билингвы, владея средством межнационального общения всей страны (русским языком), владеют родным языком. Доля билингвов, для которых второй язык - русский, различается в разных регионах РФ, однако в целом по стране она составляет более 90%.
<=> русско-национальный билингвизм
♦ билингвизм
См.
также: Билингвизм, Национально-национальный билингвизм, Национальный билингвизм, Национальный язык2, Русско-национальный билингвизм
НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ - НАЦИОНА́ЛЬНО-ТЕРРИТОРИА́ЛЬНАЯ АВТОНО́МИЯ, вид территориальной автономии (см. АВТОНОМИЯ (в праве)), способ решения национального вопроса. Национально-территориальная автономия означает предоставление части унитарного государства, населенной преимущественно представителями национального меньшинства, самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Статус субъектов национально-территориальной автономии, как правило, выше, чем статус субъектов административно-территориальной (региональной) автономии, и ниже, чем у субъектов национально-государственной автономии. Национально-территориальная автономия распространяется не только на административную, но и на культурно-языковую сферу.
Субъекты национально-территориальной автономии имеют свою систему самостоятельно формируемых государственных органов (исполнительных и законодательных), действующих под надзором центральных органов власти, могут издавать по установленному центром кругу вопросов свои законодательные акты. На территории национально-территориальной автономии наряду с общегосударственным официально используется язык национального меньшинства. Примерами национально-территориальной автономии является статус Страны Басков, Каталонии и Галисии в Испании, Аландских островов в Финляндии, Гренландии и Фарерских островов в Дании. Существовавшие ранее в РСФСР автономные национально-территориальные образования, равно как края и области, получили по Конституции Российской Федерации 1993 года статус субъектов Российской Федерации и имеют более широкие права, чем те, которые дает автономия.
Один из видов административных образований, в которых учитывается этнический фактор.
Н.-т.о. создаются:
1) в местах компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения в данной административной единице;
2) в местах традиционного расселения малочисленных народов, не составляющих большинства населения.
Н.-т.о. формируются с целью создания благоприятных условий для:
1) развития национальной культуры и языка;
2) сохранения среды обитания;
3) развития традиционных промыслов и ремесел национальных меньшинств.
Один из видов административных образований, в которых учитывается этнический фактор. Н.-т.о. создаются:
1) в местах компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения в данной административной единице;
2) в местах традиционного расселения малочисленных народов, не составляющих большинства населения.
Н.-т.о. формируются с целью создания благоприятных условия для:
1) развития национальной культуры и языка;
2) сохранения среды обитания;
3) развития традиционных промыслов и ремесел национальных меньшинств.
Один из видов административных образований, в которых учитывается этнический фактор. Н.-т.о. образуются в местах компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения в данной административно-территориальной единице. В местах традиционного расселения малочисленных народов национальные административно-территориальные единицы могут также образовываться и в тех случаях, когда национальные группы не составляют большинства населения. Н.-т.о. создаются с целью создания благоприятных условий для развития национальной культуры и языка, сохранения среды обитания, традиционных промыслов и ремесел национальных меньшинств. Н.-т.о. могут обладать большими или меньшими административными полномочиями. На территории России иерархия Н.-т.о. представлена национальными республиками, автономными округами, областями.
См. также: Субъекты Российской Федерации
{{национа́льно-территори{}а{}льный}} -ая, -ое. Связанный с территориальным расселением нации. Н. конфликт. Н-ая автономия. Н-ое размежевание. Н. округ (выделяемый по принципу национальной принадлежности коренного населения).
Регулирование национальных отношений, сознательное воздействие различных ветвей власти и общества на язык, что выражается в особой языковой политике.
В многонациональном государстве Н.-я.п. имеет разные цели:
1) поддержание и развитие разных этнических сообществ и языков, законодательная защита и материальная поддержка языков малочисленных народов и этнических меньшинств;
2) поддержка только доминирующего в социально-политическом отношении этноса и соответствующего языка, который зачастую является государственным в данной стране.
Регулирование национальных отношений, сознательное воздействие различных ветвей власти и общества на язык, что выражается в особой языковой политике.
В многонациональном государстве Н.-я.п. имеет разные цели:
1) поддержание и развитие разных этнических сообществ и языков, законодательная защита и материальная поддержка языков малочисленных народов и этнических меньшинств;
2) поддержка только доминирующего в социально-политическом отношении этноса и соответствующего языка, который зачастую является государственным в данной стране.
Регулирование национальных отношений, сознательное воздействие общества на язык. Составной частью Н.-я.п. является языковая политика. Вопросы Н-я.п. изучает макросоциолингвистика.
В многонациональном государстве Н.-я.п. может иметь различные цели:
1) поддержание и развитие разных этнических сообществ и языков: выражается в законодательной защите и материальной поддержке языков, прежде всего языков малочисленных народов и этнических меньшинств;
2) поддержка только доминирующего в социально-политическом отношении этноса и соответствующего языка, который, как правило, является государственным в данной стране.
Н.-я.п., безразличная или даже враждебная по отношению к иноэтническим и иноязычным сообществам, выражается в отсутствии финансирования программ культурного и языкового развития, отсутствии законодательных актов, защищающих социальные и языковые права, в прямых законодательных актах, направленных на сокращение функций языков, прежде всего в сфере образования и др.
См. также: Правовой статус языка, Языковое законодательство
Взаимные поведенческие и оценочные установки носителей языков или форм существования языка по отношению к чужим и собственным языкам и языковым вариантам; использование оценок языка типа богатый, бедный, красивый; отношение к использованию языка, к языковой политике и т.п.
См.: Языковые отношения
национальное
- собрание 1) наименование ряда представительных собраний во время буржуазных революций во Франции, Германии, Австрии; 2) соединённое заседание обеих палат французского парламента, созывавшееся в Версале для выбора президента и в случае пересмотра конституции; 3) название парламента в ряде стран
Национа́льное бога́тство - важнейший показатель экономического состояния страны, характеризующий экономический потенциал общества. В составе национального богатства выделяются 2 основные части: общественное (созданное трудом) и естественное (природные и интеллектуальные ресурсы) богатство. Национальное богатство включает: производственные мощности общества; товарные запасы, в том числе государственные резервы; природные богатства; интеллектуальный фонд общества (накопленный производственный опыт людей, их образовательный потенциал, достижения научно-технической мысли, информационные ресурсы); социальную инфраструктуру; личное имущество граждан.
* * *
НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО - НАЦИОНА́ЛЬНОЕ БОГА́ТСТВО, важнейший показатель экономического состояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности. В более широком смысле включает и нематериальные, духовные ценности, которыми располагает общество.
НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО - важнейший показатель экономического состояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности. В более широком смысле включает и нематериальные, духовные ценности, которыми располагает общество.
НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО, важнейший показатель экономического состояния страны, характеризующий экономический потенциал общества. В составе национального богатства выделяются 2 основные части: общественное (созданное трудом) и естественное (природные и интеллектуальные ресурсы) богатство. Национальное богатство включает: производственные мощности общества; товарные запасы, в том числе государственные резервы; природные богатства; интеллектуальный фонд общества (накопленный производственный опыт людей, их образовательный потенциал, достижения научно-технической мысли, информационные ресурсы); социальную инфраструктуру; личное имущество граждан.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - НАЦИОНА́ЛЬНОЕ ГОСУДА́РСТВО, конституционно-правовой статус государства (см. ГОСУДАРСТВО), политическая форма самоопределения нации. Национальное государство образовывается нацией, которая компактно проживает на определенной территории, в результате осуществления ею права на политическое самоопределение. В идеальном виде такое государство создается по формуле «одно государство - одна нация». Положение о национальном характере государства содержится в Конституции Румынии.
Национальное государство
(nation-state), обществ.террит. образование, имеющее статус гос-ва с соответствующим образом оформленными границами (самоопределение), а проживающие в нем люди едины в самоидентификации на основе общности культуры, истории, расы, религии и языка и считают себя нацией. Н.г. образует единое и суверенное полит, сооб-во, органы власти к-рого большинством нас. признаются легитимными (легитимность). Почти все гос-ва в целях воспитания чувства нац. сопричастности используют, хотя и не всегда успешно, символику, ритуалы, святыни, систему образования, средства массовой информации и вооруж. силы. Н.г. являются субъектом международного права на основе взаимного признания и членства в междунар. орг-циях, напр. ООН. Однако после распада колон, системы границы мн. гос-в были проведены искусственно, без учета этнич. и религ, особенностей, что привело к неизбежному разделению нас. на осн. и меньшинства. В таких образованиях весьма высока вероятность конфликтов.
Государство, в котором становление нации шло одновременно с образованием государства, в связи с чем политические границы государства совпадают с этническими.
Существуют два типа Н.г.:
1) государства с национально однородным или почти однородным составом населения (Япония, Италия, Исландия);
2) государства с многонациональным составом населения, но образованные на территории исторического расселения "титульной нации" (Болгария, Австралия, Швеция, Ирак).
Государство, в котором становление нации шло одновременно с образованием государства, в связи с чем политические границы государства совпадают с этническими.
Существуют два типа Н.г.:
1) государства с национально однородным или почти однородным составом населения (Япония, Италия, Исландия);
2) государства с многонациональным составом населения, но образованные на территории исторического расселения «титульной нации» (Болгария, Австралия, Швеция, Ирак).
Обычно складывается там, где начало становления нации шло одновременно с образованием государства, в связи с чем политические границы государства практически совпадают с этническими. Это характерно, главным образом, для стран Западной Европы и Латинской Америки. Термин применяется в двух случаях: а) для обозначения государства с национально однородным или почти однородным составом населения (Япония, Италия, Исландия и др.); б) для обозначения государства с более или менее многонациональным составом населения, но образованного на территории исторического расселения «титульной нации» (Болгария, Австралия, Швеция, Ирак и др.). В любом случае лингвокультурные вопросы малочисленных народов национальных государств требуют своего научного и практического решения.
См. также: Многонациональное государство, Однонациональное государство