Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

одоев

Синонимы к слову одоев

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Грамматический словарь

Одо́ев м 1а÷ (поселок, в старину город)

Сканворды для слова одоев

- Центр древнерусского княжества.

Полезные сервисы

одоевские

Энциклопедический словарь

Одо́евские - русские князья XV-XIX вв., Рюриковичи. Служилые удельные князья в Великом княжестве Литовском до последней трети XV в., затем в России. Известны: князь Василий Семёнович (? - после 1533), воевода конца XV - первой трети XVI вв.; князь Никита Романович (? - 1573), боярин, опричник, воевода, казнён; Никита Иванович; Александр Иванович; Владимир Фёдорович.

* * *

ОДОЕВСКИЕ - ОДО́ЕВСКИЕ, русский княжеский род 15-19 веков из династии Рюриковичей (см. РЮРИКОВИЧИ). Одоевские происходили от от черниговского князя Михаила Всеволодовича, внук которого новосильский князь Роман Семенович перенес свою резиденцию из Новосиля в Одоев и стал первым удельным князем Одоева. При его сыне Одоев был подчинен литовцами (1407), до последней трети Одоевские были служилыми удельными князьями в Литовском великом княжестве, затем отложились от Литвы и признали над собой власть Ивана III Васильевича. Из рода Одоевских в 16-17 веках вышло 13 бояр, наиболее известны были князь, воевода конца 15 - первой трети 16 веков Василий Семенович Одоевский (после 1533); князь, боярин, опричник, воевода Никита Романович Одоевский (казнен 1573); боярин Никита Иванович Одоевский. В 18-19 веках Одоевские занимали высокие административные и военные должности. Из рода вышел поэт-декабрист Александр Иванович Одоевский. Род прекратился в 1869 году со смертью писателя, общественного деятеля и музыкального критика Владимира Федоровича Одоевского.

Большой энциклопедический словарь

ОДОЕВСКИЕ - русские князья 15-19 вв., Рюриковичи. Служилые удельные князья в Вел. княжестве Литовском до последней трети 15 в., затем в России. Известны: князь Василий Семенович (?- после 1533), воевода кон. 15 - 1-й трети 16 вв.; князь Никита Романович (?-1573), боярин, опричник, воевода, казнен; Никита Иванович; Александр Иванович; Владимир Федорович.

Полезные сервисы

одоевский

Грамматический словарь

Одо́евский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

ОДОЕВСКИЙ

Некогда громкая княжеская фамилия берет свое начало в городке Одоеве (ныне в Тульской области). (Ф).

Сканворды для слова одоевский

- Декабрист.

- Русский писатель, автор рассказов «Живой мертвец», «Сказки и повести для детей дедушки Иринея».

- Русский поэт, автор стихотворений «Неведомая страница», «При известии о польской революции», «Славянские девы».

- Русский поэт, автор стихотворений «Струн вещих пламенные звуки», «Элегия на смерть А.С.Грибоедова».

- Русский писатель, автор повестей «Сильфида», «Косморама», «Саламандра».

- Русский писатель, автор повестей «Беснующиеся», «Княжна Зизи», «Княжна Мими».

- Русский поэт, автор поэмы «Василько».

- Русский писатель, автор пьесы «Хорошее жалованье», романов «4338-й год», «Русские ночи».

- Русский поэт, автор стихотворений «Бал», «Утро», «Кутья», «Зосима», «Тризна».

- Русский писатель, автор сказки «Городок в табакерке».

Полезные сервисы

одоевский ал-др ив

Гуманитарный словарь

ОДО́ЕВСКИЙ Ал-др Ив. (1802-39) - поэт, декабрист, князь. Потомок др. дворянского рода. Получил разностороннее домашнее образование. В 1815 зачислен на службу в Кабинет Е. И. В., с 1821 - в лейб-гвардии Конном полку (1823 - корнет). Чл. Сев. об-ва (1825), в к-ром примкнул к радикальному крылу, актив. участник восст. на Сенатской площади. Приговорен в каторжную работу в Сибирь, с 1832 - на поселении. В 1837 определен рядовым в Нижегород. драгунский полк (сослуживец и друг М. Ю. Лермонтова), участвовал в воен. действиях на Кавказе. В 1825 дебютировал в "Сыне отечества" двумя лит.-критическими ст.; ранние стихотв. О. практически не сохранились. Поэтическое дарование О. раскрылось в годы каторги и ссылки. Его твор-во тесно связано с гражд. поэзией преддекабристских лет. Тема верности идеалам декабризма в стихотв. "Сон поэта" (1826); "Струн вещих пламенные звуки..." (1827-29); "Тризна" (1828) и др., характерная трактовка ист. темы с исп. аллюзий в стихотв. "Дева 1610 года" (1827-30); "Неведомая страница" (1829-30) и т. п. Вместе с тем возникающие в поэзии О. эл-ты филос. рефлексии, образный строй его соч. предвосхищают лермонтовские начала в рус. лирике - "Элегия" ("Что вы печальны, дети снов...") (1829), "Куда несетесь вы, крылатые станицы?.." (1837) и др. Наиб. крупн. произв. О. - ист. поэма "Василько" (1829-30).

А. И. Одоевский. Литография А. Скино с акварели Н. А. Бестужева

А. И. Одоевский. Литография А. Скино с акварели Н. А. Бестужева

Полезные сервисы

одоевский александр иванович

Энциклопедический словарь

Одо́евский Александр Иванович (1802-1839), князь, поэт-декабрист, корнет (1823), участник восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Приговорён к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках, с 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для гражданского течения русского романтизма: элегии, историческая поэма «Василько» (1829-30), стихотворный отклик на «Послание в Сибирь» А. С. Пушкина, содержащий крылатую строку «Из искры возгорится пламя».

* * *

ОДОЕВСКИЙ Александр Иванович - ОДО́ЕВСКИЙ Александр Иванович (1802-1839), князь, русский поэт-декабрист (см. ДЕКАБРИСТЫ), корнет, участник восстания на Сенатской пл. Приговорен к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках, с 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для гражданского течения русского романтизма (см. РОМАНТИЗМ): элегии, историческая поэма «Василько» (1829-1830), стихотворный отклик на «Послание в Сибирь» А. С Пушкина, содержащий крылатую строку «Из искры возгорится пламя».

Большой энциклопедический словарь

ОДОЕВСКИЙ Александр Иванович (1802-39) - князь, русский поэт-декабрист, корнет, участник восстания на Сенатской пл. Приговорен к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках, с 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для гражданского течения русского романтизма: элегии, историческая поэма "Василько" (1829-1830), стихотворный отклик на "Послание в Сибирь" А. С Пушкина, содержащий крылатую строку "Из искры возгорится пламя".

Полезные сервисы

одоевский вл. фед

Гуманитарный словарь

ОДО́ЕВСКИЙ Вл. Фед. (1804-69) - писатель, философ, журналист, лит. и муз. критик, композитор, обществ. деятель, князь. Отпрыск др. рода, ведущего начало от Рюрика. Воспитанник Моск. ун-тского Благородного пансиона (1816-22). По окончании - чиновник Моск. архива Коллегии иностр. дел. После 1826 служит в Петербурге (МВД, с 1846 - пом. дир. Публ. б-ки и зав. Румянцевским музеем). В 1826 назначен сенатором в Москву. Человек уникально широких интересов, О. наиб. полно среди своих рус. современников отвечал романтическому представлению об универсально одаренной творческой личности. Он рано заявил о себе как о видном участнике интеллектуальной жизни в России. Уже в пансионе увлекается музыкой и философией, создает первые лит. произв., дебютирует в печати. В 1823 входит в число уч-ков кружка С. Е. Раича, становится одним из организаторов и руководителей Об-ва любомудрия. В 1824-25 совместно с В. К. Кюхельбекером издает журнал-альманах "Мнемозина", позднее сотрудничает в "Моск. телеграфе", "Моск. вестнике", "Северных цветах", "Моск. наблюдателе", "Современнике", "Отеч. записках" (является соред. этого ж.) и др. Начало писательской известности О. связано с его прозаич. соч. сер. 20-х гг. Часть из них, преим. в аллегорич. форме, выражала идеалы любомудрия (сб. "Четыре аполога", 1824), др. представляли собой сатиру на современность ("Странный человек", 1822; "Елладий (картина из светской жизни)", 1824; "Старики, или Остров Панхаи (Дневник Ариста)", 1824 и др.). Уже в этих произв. проявились характерные черты писат. индивидуальности О. - рационалистичность художнической мысли, стремление к соед. поэзии и философии. Расцвет творч. деят-ности О. приходится на 1830-е - нач. 40-х гг. Его соч. той поры отличаются большим тематич. и жанровым разнообразием. Так, сб. "Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою" (1833) объединяет тесно связанные с ранним творч-вом социально-сатирические произведения ("Сказки о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту" и др.) и, с др. стороны, предвосхищающую направление будущих поисков писателя пов. "Игоша", основанную на аналитически истолкованном фольклорном сюжете и свидетельств. о внимании к психол. проблемам. К жанру "светской" пов. относятся "Княжна Мими" (1834) и "Княжна Зизи" (1839). В родственных жанрах утопии и антиутопии созданы "4338-й год" (ок. 1840, не оконч.) и "Город без имени" (1839). Интерес О. к непознанному, загадочному в природе и человеческой психике, его многолетнее увлечение мистич. идеализмом отражают фантастические пов. "Орлахская крестьянка" (1836), "Сильфида" (1837), "Косморама" (ок. 1840), дилогия "Саламандра" (1841, 1844) и др.; с позиции естествоиспытателя, уверенного в могуществе опытного знания, те же таинств. явления истолкованы в "Письмах к графине Е. П. Ростопчиной о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, магии, каббалистике, алхимии и других таинственный явлениях" (1839). Ряд произв. О. 30-х гг. ("Последний квартет Бетховена", 1830; "Себастьян Бах", 1835; "Город без имени", 1839 и др.) впоследствии вошли в состав ром. цикла "Русские ночи" (опубл. 1844) - итогового произв. всего рус. филос. романтизма. Как публицист. О. до 50-х гг. приближался к славянофилам. Загран. поездки (1856, 1859) изменили его отношение к европ. цивилизации. Он продолжал верить в рус. народ, но порицал распространенные в России "лень ума" и "рукавоспустие", высоко оценивал петровские преобразования. Горячо поддерживал отмену крепост. права и др. реформы Александра II, ежегодно праздновал "великий первый день свободного труда" 19 февр. Призывал рус. дворян способствовать устранению последствий крепостничества, участвовать в работе земских и суд. учреждений, распространять знания во всех слоях народа. "В России есть все, а нужны наука, наука и наука", - считал О. К числу его заслуг (пред. Ученого к-та Мин-ва гос. имуществ с 1838) относится создание сети нач. уч-щ в селениях гос. крестьян - самых массовых учеб. заведений дореформ. эпохи. О. - автор большого числа пед. соч., методич. пособий, "наказов" и наставлений для учителей и воспитателей, "азбук" и учебников по разл. предметам, написанных образным, доступным языком. Популяризатор естеств.-науч. и техн. знаний среди крестьян, он "писал для мужиков... один во всей русской литературе". Ред. ж. "Сельское обозрение"; вместе с А. П. Заблоцким-Десятовским выпустил 20-тыс. тиражом серию брошюр "Сельское чтение" с познават. ст. и полезными советами (первый из 4-х сб-ков выдержал 11 изданий). О. открыл читателям мир рус. нац. музыки, был первым истолкователем творчества М. И. Глинки, посвятил ряд статей и худож. произв. творчеству русских (А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, А. Н. Серов) и зап.-европ. композиторов и исполнителей, занимался изучением рус. нар. песни и др.-рус. церк. музыки. Он изобрел оригин. муз. инструмент ("энгармонический клавесин"), сочинял музыку, написал "Музыкальную грамоту..." (1868); участвовал в создании Петерб. и Моск. консерваторий, Рус. муз. об-ва. О. - один из самых изв. рус. филантропов. Он разработал Положение о детских приютах (офиц. утвержден в 1839), по его инициативе в СПб. создана Максимилиановская больница "для приходящих" и Елизаветинская дет. больница. Организовал петерб. "Общество посещения бедных просителей" (1846-55 - закрыто пр-вом, заподозрившим в его деят-ности крамолу), чл. к-рого состояло неск. сотен человек. Благотворит. учреждения об-ва оказывали матер. помощь 15 тыс. бедных семей. Центром культурной жизни СПб., а позднее Москвы были субботние салоны у О.

В. Ф. Одоевский. Акварель А. Покровского

В. Ф. Одоевский. Акварель А. Покровского

Полезные сервисы

одоевский владимир фёдорович

Энциклопедический словарь

Одо́евский Владимир Фёдорович (1803/1804 - 1869), князь, писатель, музыкальный критик, один из зачинателей русского классического музыковедения. Председатель «Общества любомудрия». Сборник новелл и философских бесед «Русские ночи» (1844). Повести из светской жизни («Княжна Зизи», 1839), а также романтические и философско-фантастические. Работы по эстетике. Труды о русской и западноевропейской музыке.

* * *

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович - ОДО́ЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803 или 1804?-1869), князь, русский писатель, музыкальный критик, один из зачинателей русского классического музыковедения. Председатель «Общества любомудрия». Сборник новелл и философских бесед «Русские ночи» (1844). Повести из светской жизни («Княжна Зизи», 1839), а также романтические и философско-фантастические. Работы по эстетике.

Полезные сервисы

одоевский владимир федорович

Большой энциклопедический словарь

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803 или 1804?-1869) - князь, русский писатель, музыкальный критик, один из зачинателей русского классического музыковедения. Председатель "Общества любомудрия". Сборник новелл и философских бесед "Русские ночи" (1844). Повести из светской жизни ("Княжна Зизи", 1839), а также романтические и философско-фантастические. Работы по эстетике.

Энциклопедия Кольера

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803-1869), русский философ, писатель, литературный и музыкальный критик. Родился 30 июля 1803 в Москве. Принадлежал к ветви рода Рюриковичей. В 1822 окончил Московский университетский благородный пансион. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета, философы-шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. В начале 1820-х годов Одоевский публикует свои первые литературные произведения в журнале "Вестник Европы". В 1823 вместе с Д.В.Веневитиновым создает в Москве "Общество любомудров" - первое российское философское общество. В 1824-1825 вместе с В.Кюхельбекером издает литературно-философский альманах "Мнемозина". Одоевский - крупнейший представитель русского романтизма. Русские ночи (1844), главная книга Одоевского, содержит исключительно высокую оценку творчества Шеллинга: "В начале ХIХ века Шеллинг был тем же, чем Христофор Колумб в ХV, он открыл человеку неизвестную часть его мира... его душу". Уже в 1820-х годах, переживая увлечение философией искусства Шеллинга, Одоевский написал ряд статей, посвященных проблемам эстетики. Но увлечение Шеллингом в духовной биографии Одоевского далеко не единственное. В 1830-е годы он находился под сильным влиянием идей новоевропейских мистиков Сен-Мартена, Арндта, Портриджа, Баадера и др. В дальнейшем Одоевский изучал патристику, проявляя, в частности, особый интерес к традиции исихазма. Результатом многолетних размышлений о судьбах культуры и смысле истории, о прошлом и будущем Запада и России стали Русские ночи. "Односторонность есть яд нынешних обществ и причина всех жалоб, смут и недоумений", - утверждал Одоевский в Русских ночах. Эта универсальная односторонность, считал он, есть следствие рационалистического схематизма, не способного предложить сколько-нибудь полное и целостное понимание природы, истории и человека. По Одоевскому, только познание символическое может приблизить познающего к постижению "таинственных стихий, образующих и связующих жизнь духовную и жизнь вещественную". Для этого, пишет он, "естествоиспытатель воспринимает произведения вещественного мира, эти символы вещественной жизни, историк - живые символы, внесенные в летописи народов, поэт - живые символы души своей". Мысли Одоевского о символическом характере познания близки общей традиции европейского романтизма, в частности теории символа Шеллинга (в его философии искусства) и учению Ф.Шлегеля и Ф.Шлейермахера об особой роли в познании герменевтики - искусства понимания и интерпретации. Человек, по Одоевскому, в буквальном смысле живет в мире символов, причем это относится не только к культурно-исторической, но и к природной жизни: "В природе все есть метафора одно другого". Сущностно символичен и сам человек. В человеке, утверждал мыслитель-романтик, "слиты три стихии - верующая, познающая и эстетическая". Эти начала могут и должны образовывать гармоническое единство не только в человеческой душе, но и в общественной жизни. Именно подобной цельности не обнаруживал Одоевский в современной цивилизации. Считая, что США олицетворяют вполне возможное будущее человечества, Одоевский с тревогой писал о том, что на этом "передовом" рубеже происходит уже "полное погружение в вещественные выгоды и полное забвение других, так называемых бесполезных порывов души". В то же время он никогда не был противником научного и технического прогресса. На склоне лет он писал: "То, что называют судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка, который изобретается каким-то голодным оборвышем на каком-то чердаке в Европе или в Америке и которым решается вопрос об управлении аэростатами". Бесспорным фактом для него было и то, что "с каждым открытием науки одним из страданий человеческих делается меньше". Однако в целом, несмотря на постоянный рост цивилизационных благ и мощь технического прогресса, западная цивилизация, по убеждению Одоевского, из-за "одностороннего погружения в материальную природу" может предоставить человеку лишь иллюзию полноты жизни. За бегство от бытия в "мир грез" современной цивилизации человеку рано или поздно приходится расплачиваться. Неизбежно наступает пробуждение, которое приносит с собой "невыносимую тоску". Отстаивая свои общественные и философские взгляды, Одоевский нередко вступал в полемику как с западниками, так и со славянофилами. В письме лидеру славянофилов А.С.Хомякову (1845) он так характеризовал собственную позицию: "Странная моя судьба, для вас я западный прогрессист, для Петербурга - отъявленный старовер-мистик; это меня радует, ибо служит признаком, что я именно на том узком пути, который один ведет к истине". Действительно, Одоевский, замечательный писатель-романтик и своеобразный мыслитель, не может быть безоговорочно отнесен ни к одному из двух важнейших направлений русской мысли первой половины 19 в. - славянофильству или западничеству. В то же время он никогда не стоял в стороне от этого русского спора и, следуя своим самостоятельным ("узким") путем, был его непосредственным участником. Умер Одоевский в Москве 27 февраля 1869.

ЛИТЕРАТУРА

Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма: Князь В.Ф.Одоевский. Мыслитель. Писатель. М., 1913 Одоевский В.Ф. Сочинения, тт. 1-2. М., 1981

Полезные сервисы

одоевский никита ив

Гуманитарный словарь

ОДО́ЕВСКИЙ Никита Ив. (ум. 1689) - гос. и воен. деятель, князь, сын участника событий Смутного времени И. Н. Одоевского Большого. 1618 - стольник. В 1622 женился на дочери боярина Ф. И. Шереметева Евдокии и стал одним из крупнейших феод. собственников. 1633 - мл. воевода во Ржеве, 1635 - большой стольник, 1640 - боярин, 1640-43 - воевода в Астрахани. При вступлении на престол царя Алексея Михайловича приводил к присяге боярскую думу, двор и всех москвичей, а в день венчания на царство пожалован им в ближние бояре. В 1646-47 - на почетной должности гл. воеводы в Ливнах, руководил обороной юж. границ рус. гос-ва. Во время восст. 1648 в Москве двор О. был разграблен. В 1648 руководил комиссией из 5 лиц, менее чем за полгода подготовившей Соборное уложение 1649. Н. П. Загоскин называл его "Сперанским 17 в.". 1651-53 - первый воевода в Калуге, затем в Казани. В 1654-55 командовал передовым полком в польск. походах. В 50-70-е гг. не раз стоял во гл. рус. посольств на переговорах с польск. и швед. представителями. При Алексее Михайловиче возглавлял приказы Большой казны, Земский и Рейтарский. В 1663 руководил следств. комиссией по делу патриарха Никона, пристрастно вел следствие. На суде (1666) был гл. обвинителем Никона, заслужив от него титул "врага всякой истины". В кон. 70-х гг. боярами были представители трех поколений семьи О. При царе Федоре Алексеевиче он фактически возглавлял внеш. политику России, был нач. Аптекарского приказа, пред. Расправной палаты (с 1681). Руководил уничтожением местничества (Собор 1682). В годы правления царевны Софьи роль О. резко уменьшилась. С юных лет он исполнял также придворные обязанности: "смотрел в большой стол", "наряжал вина", участвовал в ритуале царских свадеб, в последние годы жизни Алексея Михайловича "держал государя под руку". Иностр. современники отзывались об О. как о чел. энергичном, умном, просвещ., сочувственно относившимся к новым веяниям.

Полезные сервисы

одоевский никита иванович

Энциклопедический словарь

Одо́евский Никита Иванович (? - 1689), князь, государственный и военный деятель, боярин (1640). В 1646-47 главный воевода южных границ Русского государства. Руководил составлением Соборного уложения 1649. Участвовал в русско-польской войне 1654-67. В 50- 60-х гг. глава посольств на переговорах со Швецией и Речью Посполитой. Руководил внешней политикой России в конце 70-х - начала 80-х гг. Возглавлял мероприятия по ликвидации местничества.

* * *

ОДОЕВСКИЙ Никита Иванович - ОДО́ЕВСКИЙ Никита Иванович (умер 12 (22) февраля 1689, Москва), князь, русский государственный и военный деятель, дипломат, влиятельный член русского правительства в 1650-1680-х годах, один из крупнейших землевладельцев России конца 17 века. Впервые Никита Одоевский был упомянут как стольник (см. СТОЛЬНИК) в 1618 году, с 1640 года - боярин. В 1646-1647 годах он был главным воеводой южных границ Русского государства; после Московского восстания (1648) руководил приказом, подготовлявшим Соборное уложение (1649). Одоевский участвовал в русско-польской войне (1654-1667). В 1650-1660-е годы он неоднократно возглавлял русских посольства, которые вели переговоры с польскими и шведскими представителями. При царе Федоре Алексеевиче князь Одоевский фактически руководил внешней политикой России, а такде возглавил мероприятия по ликвидации местничества.

Большой энциклопедический словарь

ОДОЕВСКИЙ Никита Иванович (?-1689) - князь, боярин, воевода, дипломат, влиятельный член русского правительства в 50-60-е гг. 17 в. Участник русско-польской войны 1654-67. Руководил составлением Соборного уложения 1649, внешней политикой России в кон. 70-х - нач. 80-х гг.

Полезные сервисы

одоевский, владимир фёдорович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (1803 или 1804? - 1869), князь, русский писатель, музыкальный критик, один из основоположников русского классического музыковедения. Председатель "Общества любомудрия". Сборник новелл и философских бесед "Русские ночи" (1844). Повести из светской жизни ("Княжна Зизи", 1839), а также романтические и философско-фантастические. Работы по эстетике.

Полезные сервисы

одоевцева

Сканворды для слова одоевцева

- Эта поэтесса озаглавила свои мемуары очень просто: «На берегах Невы» и «На берегах Сены».

Полезные сервисы

одоевцева ир. вл

Гуманитарный словарь

ОДО́ЕВЦЕВА Ир. Вл. (наст. имя Гейнике Ираида Густавовна) (1895-1990) - поэт, прозаик, мемуарист. В 1918 поступила в Ин-т Живого Слова. Была чл. второго "Цеха поэтов". В 1922 вышла кн. стихов О. "Двор чудес"; в том же году О. выходит замуж за Г. В. Иванова и вместе с ним покидает Россию. В эмиграции О. писала стихи и прозу (роман "Изольда" и др.); известностью пользуются ее мемуары "На берегах Невы" (1967) и "На берегах Сены" (1983) подробно рассказывающие о культурной жизни Петрограда кон. 10-х - нач. 20-х гг. и о жизни рус. эмиграции во Франции. В 1987, пережив смерть второго мужа - Я. Н. Горбова, болезнь, О. возвратилась в Ленинград, где работала над третьей, неоконч. кн. мемуаров. Наиб. известность О. принесли ее ранние стихи, в особенности ее "баллады", в к-рых фантастика органически соединялась с картинами жизни и Пг. времени "военного коммунизма" ("Баллада о толченом стекле", "Баллада об извозчике").

И. В. Одоевцева

И. В. Одоевцева

Полезные сервисы

одоевцева ирина владимировна

Энциклопедический словарь

Одо́евцева Ирина Владимировна - настоящее имя Ираида Густавовна, урождённая Гейнике (1901, по другим сведениям, 1895 - 1990), русская писательница. В 1922-1987 в эмиграции. Лирические стихи (сборники «Двор чудес», 1922, «Контрапункт», 1950, «Десять лет», 1961, «Златая цепь», 1975; три последних опубликованы за рубежом). Романы, в том числе «Зеркало» (1939), «Оставь надежду навсегда» (1954, о жизни в СССР в 1930-х гг.). Литературно-художественные мемуары «На берегах Невы» (1967), «На берегах Сены» (1978-81).

* * *

ОДОЕВЦЕВА Ирина Владимировна - ОДО́ЕВЦЕВА Ирина Владимировна (наст. имя и фам. Ираида Густавовна Иванова) (1895-1990), русская писательница. В 1922-1987 в эмиграции. Лирические стихи (сборники «Двор чудес», 1923, «Контрапункт», 1950, «Златая цепь», 1975; два последних опубликованы за рубежом). Романы (в т. ч. «Оставь надежду навсегда», 1954,- о жизни в СССР в 1930-х гг.); книги воспоминаний «На берегах Невы» (1967), «На берегах Сены» (1978-81).

Большой энциклопедический словарь

ОДОЕВЦЕВА Ирина Владимировна (наст. имя и фам. Ираида Густавовна Иванова) (1895-1990) - русская писательница. В 1922-87 в эмиграции. Лирические стихи (сборники "Двор чудес", 1923, "Контрапункт", 1950, "Златая цепь", 1975; два последних опубликованы за рубежом). Романы (в т. ч. "Оставь надежду навсегда", 1954,- о жизни в СССР в 1930-х гг.); книги воспоминаний "На берегах Невы" (1967), "На берегах Сены" (1978-81).

Полезные сервисы

одоевцы: молодеч, а молодеч! продай за грош постных яиц

Пословицы и поговорки Даль

Одоевцы: Молодеч, а молодеч! Продай за грош постных яиц (огурцов. Тульская губерния).

См. РУСЬ - РОДИНА

Полезные сервисы