ОЛИМПИЯ (в Греции) - ОЛИ́МПИЯ, древнегреческий город в Элиде (северо-западная часть Пелопоннеса), место культа Зевса и проведения Олимпийских игр. Архитектурный ансамбль Олимпии сложился в 7-4 вв. до н. э. В 426 н. э. сожжена по приказу римского императора Феодосия II. Раскопками открыты: на священном участке - остатки святилища Пелопса (с кон. 2-го тыс. до н. э.), храмов Геры (кон. 7 в. до н. э.), Зевса (468 - 456 до н. э.) и др.; за пределами участка - руины булевтерия (6-5 вв. до н. э.), стадиона классической эпохи и др.; более 130 статуй, ок. 13 тыс. бронзовых предметов, ок. 10 тыс. надписей
Возникновение святилища
Существование Олимпии уходит в глубокую древность: первые поселения здесь относятся к 3 тыс. до н. э., древнейшие архитектурные памятники - к 1-й пол. 2 тыс. до н. э. Возникновение самого святилища мифологическое предание относило к микенскому времени, когда здесь поклонялись Пелопсу (см. ПЕЛОПС), особо чтимому местному герою. После укрепления на Пелопоннесе дорийцев Олимпия становится святилищем Зевса; с этого времени здесь, по-видимому, и появился его оракул и регулярно происходили праздничные игры - состязания. Согласно мифологической традиции, эти игры у могилы Пелопса восстановил Геракл (см. ГЕРАКЛ), он же, по легенде, и наметил границы святилища с центром - рощей Альтисом.
В гомеровскую эпоху в Олимпии отсутствовали значительные постройки; поклонения совершались у алтарей, под открытым небом. Священный округ представлял собой платановую и оливковую рощу, в центре которой высился Пелопион - курган над могилой Пелопса, - и стоял пепельный алтарь Зевса. Пеплом жертвенных животных обмазывали алтарь, самый высокий в Олимпии. Пепел был так прочен, что для восхождения на вершину алтаря в нем пробивали ступени. У подножия холма в эту же эпоху определилось место, где росла «олива священных венков», из ветвей которой Геракл сплел первый венок победителю в восстановленных им священных играх.
В 8 в. до н. э. святилище становится местом проведения Олимпийских игр; отныне Олимпия выступает как центр мирного единения различных греческих племен, «священным округом мира». В 6 в. до н. э. в основном формируется олимпийский храмово-культовый комплекс - Альтис. У северо-западных ворот святилища находился пританей, который занимали ведавшие текущими делами святилища пританы, за ним - храм Геры (см. ГЕРА (в мифологии)), после которого тянулся ряд сокровищниц (в них размещались дары богам, которых уже не мог вместить храм). За пределами священной рощи, замыкая святилище с юга, располагался булевтерион -место заседания Олимпийского совета - буле (см. БУЛЕ). Крупнейшее культовое сооружение архаического времени в Олимпии - храм богини Геры, для статуи которой, помещенной в целле (см. ЦЕЛЛА) храма, элидские женщины каждые 4 года ткали новый пеплос. Здесь же хранились знаменитые реликвии: ларец тирана Кипсела, бронзовый диск Ифита с записанными на нем правилами Олимпийских игр, маленькая постель из слоновой кости - т. н. «игрушка Гипподамии».
Олимпия в классическую эпоху
После побед в греко-персидских войнах (см. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ) и торжественно проведенных Игр 476 до н. э., в Олимпии начинается активное строительство: возводятся новые и реставрируются старые сокровищницы, реконструируются пританей (см. ПРИТАНЕЙ)и булевтерион, Пелопион получает новые пропилеи. На средства из добычи, которую элидцы захватили в Писе, между 471 и 457 до н. э. южнее Пелопиона возводится храм Зевса Олимпийского (см. ЗЕВС) (архитектор Либон). У пандуса, ведущего в святыню, на 9-метровом постаменте возвышалась статуя спускающейся с Олимпа Ники (см. НИКА ПЕОНИЯ) - Победы (скульптор Пеоний). В самой целле стояла скрытая от глаз занавесом и открывающаяся в особо важные моменты грандиозная хрисоэлефантинная (см. ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА) статуя бога - творение рук Фидия и одно из Семи чудес древности (см. СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА) .
Во 2-й пол. 5 в. до н. э. с восточной стороны протянулся портик Эхо (см. ЭХО (в мифологии)) (98 м в длину, 12,5 м в ширину), семь раз отражавший звук. Павсаний называет его «Картинной галереей Пойкиле» - вероятно, именно здесь выставлялись живописные произведения знаменитейших художников Греции. Надписи на сохранившихся постаментах статуй свидетельствуют, что в Олимпии были собраны работы знаменитых мастеров - Поликлета (см. ПОЛИКЛЕТ из Аргоса), Пифагора Самосского (см. ПИФАГОР Самосский), Мирона (см. МИРОН), Каламиса (см. КАЛАМИС), Пеония, Фидия (см. ФИДИЙ) и др. Священную рощу украшали как одиночные, так и многофигурные памятники.
В 4 в. до н. э. Альтис окружается стеной, перестраиваются и расширяются спортивные сооружения и площадки для состязаний, достраиваются Пелопион и булевтерион. В начале 4 в. до н. э. построен Метроон - храм Матери всех богов. Царь Македонии Филипп II (см. ФИЛИПП II Македонский) в честь своей победы над греками при Херонее (338 до н. э.) выстроил Филиппейон (закончен Александром Македонским (см. АЛЕКСАНДР Македонский)), совмещающий в себе сокровищницу и героон (см. ГЕРООН). При Александре Македонском реконструируется стадион и возводится Леонидайон (архитектор Леонид, 330-320-е гг. до н. э.), гостиница для знатных посетителей, где стояла прославленная статуя Афродиты работы Праксителя (см. ПРАКСИТЕЛЬ Младший).
Олимпия в эпоху эллинизма
В эпоху эллинизма (см. ЭЛЛИНИЗМ) (3-1 вв. до н. э.) жизнь в Олимпии замирает, строительная деятельность оживляется лишь к концу 3 в. до н. э. в связи с новым расцветом олимпийских состязаний и реконструкцией спортивного комплекса. Крупнейшие спортивные сооружения этого времени - палестра (см. ПАЛЕСТРА) для тренировок атлетов (кон. 3 в. до н. э.), с крытыми помещениями, душевыми и бассейном, и гимнасион (2 в. до н. э.), превосходивший своими размерами все остальные постройки Олимпии: размеры гимнасиона (ок. 120 м) позволяли атлетам упражняться на поле, равном олимпийскому стадиону. В гимнасионе хранились также списки Олимпиад и победителей Игр.
После завоевания Греции в 146 до н. э. внимание к Олимпии проявляют римляне. Надпись на Метрооне, превращенном в храм Августа, провозглашает императора сыном богов и спасителем Греции - новый расцвет святилища связан с политикой внедрения в Греции императорского культа. В века римского владычества из Олимпии было вывезено в Рим гигантское количество произведений искусства, святилище становится больше похоже на музей, священные игры превращаются исключительно в помпезные спортивные состязания, все большую роль начинают играть в делах святилища негреки и прихоть монархов. Среди немногочисленных построек римского времени - триумфальная арка Нерона (см. НЕРОН)на месте стены, проломленной для проезда его колесницы, термы (см. ТЕРМЫ (в Риме)), нимфей (см. НИМФЕЙ (в античной архитектуре)) богача и философа Герода Аттика (2 в.).
Покровительство императора Адриана (см. АДРИАН (император)) , влюбленного в греческую культуру и даровавшего Греции независимость, как и попытки возрождения древнейшего оракула и языческих культов при Диоклетиане (см. ДИОКЛЕТИАН) (кон. 3 - нач. 4 вв.) и в период краткой реставрации язычества при Юлиане Отступнике (см. ЮЛИАН Отступник) (361-363), уже не могли остановить упадка священного города. Запрет язычества в 394, нашествие готов Алариха (см. АЛАРИХ I) в 395, землетрясение, во время которого был разрушен храм Геры и западные стены Альтиса, защищавшие его от вод Кладея, и, наконец, эдикт Феодосия II об уничтожении языческих храмов и разрушение храма Зевса (статуя бога была вывезена в Константинополь, где погибла во время пожара) привели к полному упадку святилища.
После столетий забвения в 18 в. произошло «открытие» Олимпии: в 1787 французский ученый Фавель составил первое описание руин храма Зевса Олимпийского, в следующем году в «Описании античной Греции» Бартелеми впервые появляется план Олимпии. После провозглашения независимости Греции на волне возросшего интереса к археологии и древней истории начинаются раскопки на территории комплекса (1829, археолог Дюбуа; 1875-1881, когда в целом был раскрыт почти весь комплекс - археологи Э. Курциус (см. КУРЦИУС), Ф. Адлер, В. Дерпфельд (см. ДЕРПФЕЛЬД Вильгельм), А. Фуртвенглер (см. ФУРТВЕНГЛЕР Адольф); 1906-1929 - Дерпфельд; раскопки продолжаются до настоящего времени). В 1887 образован музей Олимпии, представляющий собой одно из ценнейших в мире собраний античного искусства.