м.
1. Один из видов русской народной миниатюрной живописи яркой темперой и золотом на черных лаковых изделиях из папье-маше.
2. разг.
Изделия, выполненные в такой манере исполнения.
м.
1. Один из видов русской народной миниатюрной живописи яркой темперой и золотом на черных лаковых изделиях из папье-маше.
2. разг.
Изделия, выполненные в такой манере исполнения.
ПА́ЛЕХ, -а, муж. То же, что палехская миниатюра, а также (собир.) соответствующие художественные изделия. Коллекционировать п.
| прил. палехский, -ая, -ое. Палехская шкатулка.
ПА́ЛЕХ -а; м. Искусство росписи лаковых изделий из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). / собир. Украшенные таким способом предметы, производящиеся в городе Палех.
◁ Па́лехский, -ая, -ое. П-ие краски. П-ая манера рисунка. П-ая миниатюра (вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше).
* * *
Па́лех - поселок городского типа в России, Ивановская область, в 32 км от железнодорожной станции Шуя. 6,1 тыс. жителей (1998). Центр русского народного искусства - миниатюрной живописи (так называемая палехская лаковая миниатюра). Художественные мастерские по росписи лаковых изделий из папье-маше; лёгкая, пищевая промышленность. Художественное училище. Музей палехского искусства. Крестовоздвиженская церковь (XVIII в.) с росписями и иконами палехских мастеров (XVIII-XX вв.).
* * *
ПАЛЕХ - ПА́ЛЕХ, поселок городского типа в Российской Федерации, Ивановская обл., в 32 км от железнодорожной станции Шуя. 6,4 тыс. жителей (2003). Центр русского народного искусства - миниатюрной живописи (т. н. палехская лаковая миниатюра (см. ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА)). Художественно-производственные мастерские по росписи лаковых изделий из папье-маше; легкая, пищевая промышленность. Художественное училище. Музей палехского искусства. Крестовоздвиженская церковь (18 в.) с росписями и иконами палехских мастеров (18-20 вв.).
ПАЛЕХ - поселок городского типа в Российской Федерации, Ивановская обл., в 32 км от ж.-д. ст. Шуя. 6,3 тыс. жителей (1993). Центр русского народного искусства - миниатюрной живописи (т.н. палехская лаковая миниатюра). Художественно-производственные мастерские по росписи лаковых изделий из папье-маше; легкая, пищевая промышленность. Художественное училище. Музей палехского искусства. Крестовоздвиженская церковь (18 в.) с росписями и иконами палехских мастеров (18-20 вв.).
ПА́ЛЕХ - палехская миниатюра - один из традиц. рус. худож. промыслов, вид лаковой живописи. Назв. происходит от пос. Палех Ивановской обл., где в нач. 1920-х гг. на основе иконописного промысла возникло произ-во небольших лаковых изделий из папье-маше (коробок, шкатулок, портсигаров), украш. декор. росписью темперой в стиле др.-рус. живописи. Работы мастеров П. отличаются тонкостью рис., композиц. разнообразием, яркостью красок на черном фоне, обилием золота. В многофигурных композициях П. чаще всего используются мотивы рус. нар. сказок и былин. Крупнейшие мастера палехской миниатюры - И. Маркичев, И. Вакуров, И. Голиков, П. Баженов и др.
Палех. Поднос
- Шкатулочная «столица» России.
- Посёлок, входящий в Золотое кольцо России.
- Как называлось село Нижегородской губернии, куда по базарным дням свозили из окрестных сел на продажу мелкие деревянные изделия?
Па́лехская миниатю́ра - вид миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех на основе местного иконописного промысла, известного с конца XVII в. Для палехских миниатюр (бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты), выполненных яркими локальными красками по чёрному фону, характерны тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящество удлинённых фигур (художники И. И. Голиков, И. В. Маркичев и др.).
* * *
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА - ПА́ЛЕХСКАЯ МИНИАТЮ́РА, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х гг. в поселке Палех на основе местного иконописного промысла.
Иконописный промысел
Иконописный промысел в Палехе возник в 17 в. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в 18 - начале 19 вв. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное, то есть всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела - их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер - подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик.
В середине 19 в. в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых. К концу века в Палехе и окрестных деревнях насчитывалось 418 человек, занимавшихся иконописанием, 270 из них (200 мастеров и 70 учеников) работали у Н. М. Сафонова.
Многие иконописцы работали в Москве, в мастерских, владельцами которых были выходцы из Палеха. Кроме иконописания, палешане занимались поновлением монументальной живописи, участвуя в реставрации соборов и Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и др.
Палехские артели
После революции 1917 перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. В 1918 мастера объединяются в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 они были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом - папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина (см. ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА). При поддержке известного искусствоведа А. В. Бакушинского (см. БАКУШИНСКИЙ Анатолий Васильевич), уроженца Палеха, мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924.
5 декабря 1924 семь палехских художников - И. И. Голиков (см. ГОЛИКОВ Иван Иванович (мастер декоративного искусства)), И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин - объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились и другие художники - И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже.
В 1932 артель была преобразована в Палехское товарищество художников, в 1953 - в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время в Палехе работает ряд авторских мастерских художников-палешан.
Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства (П. Д. Баженов, эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре, 1940; И. П. Вакуров, эскизы к постановке «Снегурочки» в Московском художественном театре, 1936; Н. М. Парилов, эскизы к ряду постановок в Ленинградском Малом академическом театре оперы и балета, Куйбышевском государственном театре оперы и балета, Саратовском театре им Н. Г. Чернышевского и др.), книжной графике (Голиков И. И., «Слово о полку Игореве», 1934; и др.), монументальной живописи (Д. Буторин и др., росписи интерьеров Ленинградского дворца пионеров), росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи.
Особенности палехской живописи
Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.
В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них - Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков, А. М. Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и др.
Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 на базе профтехшколы, открытой в 1930.
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х гг. в поселке Палех на основе местного иконописного промысла. Иконописный промысел Иконописный промысел в Палехе возник в 17 в. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в 18 - начале 19 вв. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Иконы "палехского пошиба" славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное, то есть всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела - их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер - подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик. В середине 19 в. в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых. К концу века в Палехе и окрестных деревнях насчитывалось 418 человек, занимавшихся иконописанием, 270 из них (200 мастеров и 70 учеников) работали у Н. М. Сафонова. Многие иконописцы работали в Москве, в мастерских, владельцами которых были выходцы из Палеха. Кроме иконописания, палешане занимались поновлением монументальной живописи, участвуя в реставрации соборов и Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и др. Палехские артели После революции 1917 перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. В 1918 мастера объединяются в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью.
В 1923 они были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом - папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. При поддержке известного искусствоведа А. В. Бакушинского, уроженца Палеха, мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924. 5 декабря 1924 семь палехских художников - И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин - объединились в "Артель древней живописи". Позднее к ним присоединились и другие художники - И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже. В 1932 артель была преобразована в Палехское товарищество художников, в 1953 - в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время в Палехе работает ряд авторских мастерских художников-палешан. Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства (П. Д. Баженов, эскизы декораций к неосуществленному спектаклю "Сказка о попе и его работнике Балде" в Большом театре, 1940; И. П. Вакуров, эскизы к постановке "Снегурочки" в Московском художественном театре, 1936; Н. М. Парилов, эскизы к ряду постановок в Ленинградском Малом академическом театре оперы и балета, Куйбышевском государственном театре оперы и балета, Саратовском театре им Н. Г. Чернышевского и др.), книжной графике (Голиков И. И., "Слово о полку Игореве", 1934; и др.), монументальной живописи (Д. Буторин и др., росписи интерьеров Ленинградского дворца пионеров), росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи. Особенности палехской живописи Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них - Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков, А. М. Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и др. Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 на базе профтехшколы, открытой в 1930.
Палехская миниатюра. А.В. Борунов. "Конек-Горбунок". Шкатулка. 1971. Папье-маше. Темпера, золото, лак.
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА, вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.
ПА́ЛЕХСКИЙ, -ая, -ое.
1. см. палех.
2. палехская миниатюра вид народной миниатюрной живописи яркой темперой и золотом на чёрных лаковых изделиях из папье-маше [по названию посёлка Палех, где в начале 20 в. на основе иконописного промысла возник соответствующий вид росписи].