Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

палладио

Грамматический словарь

Палла́дио ф. 0

Сканворды для слова палладио

- Итальянский архитектор, 16 в.

Полезные сервисы

палладио (palladio) андреа

Большой энциклопедический словарь

ПАЛЛАДИО (Palladio) (наст. фам. ди Пьетро - di Pietro) Андреа (1508-80), итальянский архитектор. Представитель позднего Возрождения. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы ("Ротонда" близ Виченцы, 1551-67), церковного здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в 1592). Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания с городской или природной средой. Творчество Палладио и его трактат "Четыре книги об архитектуре" (1570) способствовали развитию палладианства.

Полезные сервисы

палладио андреа

Энциклопедический словарь

Палла́дио Андреа (Palladio), настоящая фамилия ди Пьетро (di Pietro) (1508-1580), итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы, 1551-67), церковные здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в 1592). Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания с городской или природной средой. Творчество Палладио и его трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570) способствовали становлению и развитию палладианства.

* * *

ПАЛЛАДИО Андреа - ПАЛЛА́ДИО (Palladio) (наст. фам. ди Пьетро, di Pietro) Андреа (1508-80), итальянский архитектор. Представитель Позднего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы, 1551-67), церковного здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в 1592). Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания с городской или природной средой. Творчество Палладио и его трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570) способствовали развитию палладианства (см. ПАЛЛАДИАНСТВО). * * *

ПАЛЛА́ДИО (Palladio) Андреа (наст. имя Андреа ди Пьетро делла Гондола, di Pietro della Gondola) (30 ноября 1508, Виченца - 19 августа 1580, там же), итальянский архитектор, теоретик архитектуры. Крупнейший мастер эпохи Высокого и Позднего Возрождения в Северной Италии.

Сын каменщика. Работал в Падуе в мастерской резчиков по камню. В 1524 переселился в Виченцу, где сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино. Под его руководством начал изучать архитектуру (принял участие в постройке его виллы Криколи) и получил разностороннее гуманистическое образование. Изучая античные памятники, выезжал в Верону (1538-1540), Рим (1541-1548; 1550-1554) и другие города. С 1558 работал в Венеции.

Базилика в Виченце

Первой серьезной работой Палладио была так называемая Базилика в Виченце (1546-1549), перестроенная из Палаццо делла Раджоне 13 в. (городская ратуша, расположенная на центральной площади города). «Базиликой» эту постройку назвал сам архитектор, в задачу которого входило придать зданию новый облик. Окружив ядро ратуши с большим центральным залом (52 х 21 м) галереями в виде двухъярусной ордерной аркады (и соединив таким образом элементы лоджии (см. ЛОДЖИЯ) и архитектуры итальянского палаццо (см. ПАЛАЦЦО)), Палладио придал ей торжественный характер монументального общественного сооружения. Мотив трехпролетной арки повторяется во всех четырех фасадах. Широкая полуциркульная арка покоится на малых сдвоенных (парных) колоннах у арочного основания и обрамлена с двух сторон большими колоннами дорического ордера в первом этаже и ионического - во втором. Мотив соотношения верхнего и нижнего ордеров, а также широкий разлет арок повторяются в обоих этажах и придают базилике римскую монументальность. В этой постройке формируется одна из основных особенностей творческого метода Палладио - он создает новую систему пропорций ордеров и на ее основе придает особую конструктивную роль стене, которая словно пронизана ордером, придающим ей пластическую объемность и тектоническую ясность.

Дворцовые постройки

Зодчий создал новый тип дворца, развив идею атриумно-перистильного дома Витрувия (см. ВИТРУВИЙ), в котором пространство развито по глубинной оси. Сложившемуся в 15 в. строгому и замкнутому пространству флорентийского палаццо с четким плоскостным решением фасада Палладио придал более динамичное композиционное решение. Ранние дворцы в Виченце (палаццо Тьене, 155О-1551; Изеппо да Порто, 1552; Вальмарано, 1566) еще связаны с типом флорентийского палаццо 15 в. Ордерное решение фасадов плоскостное, а центральные, симметричные входу неперистильные дворы обстроены монументальным аркадами, в разнообразных решениях которых уже можно предугадать свободное и новаторское отношение к использованию ордерных элементов, которое будет присуще зрелым работам мастера. Индивидуально и самостоятельно в конструктивном решении палаццо Кьерикати, начатое в 1550. После Базилики это одно из самых монументальных сооружений Виченцы. В нем соединены черты небольшого дворца и общественного сооружения, применен тот же прием соединения элементов лоджии и палаццо. Два яруса больших дорических колонн в первом этаже и ионических во втором окружают в виде галерей анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже, выходящем стеной на фасад. Благодаря глубоким лоджиям в первом и втором этажах стена фасада приобретает объемность и рациональную тектонику, в которой ощущается предвосхищение принципов классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ).

Виллы

Созданные Палладио сельские резиденции - виллы - были приспособлены для ведения сельского хозяйства и отвечали потребностям аристократии области Венето (Венеции), вкладывавшей денежные капиталы в земельные угодья. Виллы Палладио чрезвычайно разнообразны в композиционном решении - от роскошных (Бадоэр во Фратта Полезина, 1565; Корнаро в Пьомбино, 1564; Фоскари в Мальконтента, 1560-е годы; Барбаро в Мазер, близ Виченцы, 1560-1570-е годы) до более скромных (Эмо в Фанцоло; Дзено в Чессальто, Сарачено в Финале, Пойяна в Пойяна, Маджоре, все 1560-е годы).

В ориентации самого здания виллы, являющегося главным композиционным ядром по отношению к наиболее красивым местам окружающего ландшафта, всегда присутствует тонкий расчет. Постройка разворачивается фронтально к дороге, воде или долине. Фасад зданий дополнен портиком и окружен глубокими лоджиями, связь с садом осуществлена при помощи широких лестниц и пандусов. Композиция ансамбля строго симметрична - от парадного сада и подъездов через главный портик или аркаду, предшествующую парадным залам, к лоджии или портику противоположной стороны дома, выходящей во второй сад. Служебные постройки часто в виде боковых флигелей, в которых тоже используются элементы ордера, примыкают к центральному объему здания, составляя с ним единое целое в конструктивном и декоративном решениях. Подлинным шедевром Палладио является вилла Ротонда в Виченце (начата в 1561, достроена В. Скамоцци). Это первая центрическая купольная постройка светского назначения. Здание выстроено в пропорциях золотого сечения (см. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ) по типу бельведера (см. БЕЛЬВЕДЕР) с круглым, перекрытым куполом залом со световым фонарем и расположенными вокруг него по сторонам фасадов легкими ионическими шестиколонными портиками с лестницами. Выстроенная на холме изящная вилла доминирует в окружающем пространстве. Хозяйственные помещения заглублены в холм по сторонам главного подъездного пути. Композиционные приемы Палладио были восприняты европейской архитектурой и определили характер загородных резиденций неопалладианского типа в 17 и 18 столетиях.

Культовые постройки

Принципиально новое решение было присуще и трем культовым постройкам в Венеции - церквам Сан-Франческо делла Винья (проект Фасада 1562), Сан-Джорджо Маджоре на острове того же названия (проект 1565, завершена В. Скамоцци к 1610), Иль Реденторе (1576-1592) на острове Джудекка. Палладио трактует фасад, как бы налагая более узкий четырехколонный высокий портик, соответствующий центральному нефу базилики, на более широкий и низкий портик, охватывающий габариты боковых нефов. Подобное совмещение на фасаде как бы двух объемных портиков, разнообразное использование большого и малого ордеров четко выражает тектоническую структуру церквей, графический рисунок портиков четко читается с отдаленного расстояния. Пространство интерьеров имеет развитие за алтарем в виде длинного сводчатого хора, отделенного от алтарного пролета колоннадой: прямой и двухъярусной (Сан Джорджо Маджоре) или полукруглой (Иль Реденторе), напоминающей театральную кулису. Светский характер интерьерам церквей Палладио придает классическое спокойствие отделки из белого мрамора, сдержанность скульптурного и живописного декора.

Поздние общественные постройки

Строительство Лоджии дель Капитанио (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто. Здание имеет триумфальный характер, композиционно напоминая римскую триумфальную арку, в скульптурном рельефе боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи. Плоскость стены здесь утверждается иными средствами, чем в Базилике. Два этажа объединены мощными полуколоннами коринфского (см. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР) ордера. Арки первого этажа, прямоугольные окна второго и маленькие квадратные третьего (аттикового (см. АТТИК)) разделены на фасаде горизонтальными линиями балконов. Сильно вынесенный карниз дополняет подчеркнутые горизонтальные членения стены, которые совершенно погашаются колоссальным ордером лоджии. Благодаря экспрессивному сочетанию вертикальных и горизонтальных членений пластическое решение фасада обретает почти барочную напряженность.

Подлинным шедевром Палладио явился театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580-1585, окончен В. Скамоцци).

Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания. Небольшой высокий амфитеатр, вмещающий 100 тысяч человек, с каменными скамьями-ступенями обнесен сверху колоннадой, увенчанной скульптурными статуями. Амфитеатр примыкает к сцене, приподнятой над полом зала и обнесенной стенами с трех сторон. Но в отличие от античного театра пространство сцены развито в глубину, сцена имеет постоянную богатую архитектурную декорацию (колоннады двух ордеров, пилястры, ниши, сандрики (см. САНДРИК), скульптурный декор из стукко (см. СТУККО)), зрительный зал и сцена перекрыты общим плоским потолком. Сквозь центральный проем в виде арки и четыре боковых проема, сделанных в заднике оптически-иллюзорной сцены, видны расходящиеся улицы города (или сходящиеся в искусственно усиленной перспективе). Элементы иллюзорной барочной перспективы, включенные в композиционное решение сцены, явились оригинальным нововведением зодчего, предвосхитив решения архитекторов и сценографов барокко (см. БАРОККО).

В предельно ясных и лаконичных композициях построек Палладио проявилось творческое отношение выдающегося зодчего к античности. В них воплотился гармонический сплав рационального и эмоционального начал. Архитектуре и литературному наследию Палладио («Римские древности», 1554; комментарии с рисунками к Витрувию, изданные Д. Барбаро, 1556; «Четыре книги об архитектуре», 1570 и др.) суждено было сыграть исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в 17 и 18 столетиях и вызвать к жизни направление в архитектуре классицизма - палладианство (см. ПАЛЛАДИАНСТВО).

Энциклопедия Кольера

ПАЛЛАДИО Андреа (Palladio, Andrea)

(1508-1580), выдающийся итальянский архитектор позднего Возрождения. На примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения (преимущественно в римском варианте) могут быть творчески переработаны и использованы, т.е. сделал классический язык архитектуры общедоступным и универсальным. Его опыт оказался особенно ценным для зодчих 17-18 вв. Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название палладианства. Палладио родился 30 ноября 1508 в Падуе; вскоре семья переехала в Виченцу, где в основном и протекала его творческая деятельность. Гуманист Джанджорджо Триссино (1478-1550) стал его покровителем и убедил сменить имя архитектора Андреа ди Пьетро (Andrea di Pietro) на псевдоним Палладио (от греч. Палладион: так называлась статуя богини Афины Паллады, которая, согласно верованиям афинян, защищала город от врагов). Именно по совету Триссино будущий архитектор отправился учиться в Рим, а по возвращении знаменитый гуманист стал его первым заказчиком. В 1545 Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (т.н. палаццо, или дворцов) и загородных резиденций (вилл). К раннему периоду творчества Палладио относятся проекты вилл Годи в Лонедо (1540) и Пизани в Баньоло (1544). В обоих случаях он создал прекрасные образцы сочетания архитектуры и природного ландшафта. Умение подчеркнуть гармоничность постройки, искусно разместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в дальнейшем при сооружении вилл Мальконтента (1558), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560-1570), Корнаро (1566) и, наконец, виллы "Ротонда" (или Капра) в Виченце (1551-1567). Последняя по праву считается самой совершенной постройкой архитектора. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде. Все четыре портика ведут к круглому центральному залу, перекрытому невысоким куполом под черепичной кровлей. В оформлении фасадов вилл и городских домов Палладио обычно применял большой ордер, как это можно видеть на примере палаццо Кьерикати в Виченце (1550). Огромные колонны возвышаются на стилобатах (каменных плитах под колоннами) - обычных, как в палаццо Вальмарана (начато в 1566) и в незаконченной Лоджии дель Капитанио (1571), или очень высоких, целиком поглощающих первый этаж, как в палаццо Тьене (1556). В конце своего творческого пути Палладио обратился к церковной архитектуре. Ему принадлежат церковь Сан Пьетро в Кастелло (1558), а также Сан Джорджо Маджоре (1565-1580) и Иль Реденторе (1577-1592) в Венеции. Незадолго до смерти архитектор создал проект театра Олимпико, который был впоследствии построен Виченцо Скамоцци. Умер Палладио в Виченце 19 августа 1580. Палладио завоевал огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата Четыре книги об архитектуре (1570), который был переведен на многие языки. В этом сочинении, представляющем собой ренессансную интерпретацию трактата Витрувия Десять книг об архитектуре, наряду с обмерами античных памятников Италии и Франции он поместил рисунки и схемы, иллюстрирующие разработанные им самим принципы архитектурной композиции. Его творчество оказало влияние на развитие классицистического направления в европейском зодчестве 17-18 вв. В Англии последователями Палладио стали И.Джонс и К.Рен, во Франции - архитекторы, работавшие по заказам французских королей Людовика XIV и Людовика XV, в Италии - В.Скамоцци.

ЛИТЕРАТУРА

Палладио А. Четыре книги об архитектуре. М., 1936 Всеобщая история ахритектуры, т. 5. М., 1967

Полезные сервисы

палладио, андреа

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Андреа Палладио. Вилла Капpа (Ротонда) близ Виченцы.

Андреа Палладио. Вилла Капpа ("Ротонда") близ Виченцы.

ПАЛЛАДИО (Palladio) (настоящая фамилия ди Пьетро) Андреа (1508 - 80), итальянский архитектор. Представитель Позднего Возрождения. На основе античных и ренессансных традиций разработал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы ("Ротонда" близ Виченцы, 1551 - 67), церковные здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в 1592), театра. Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания с городской или природной средой. Творчество Палладио и его трактат "Четыре книги об архитектуре" (1570) способствовали развитию палладианства.

Полезные сервисы

палладион

Словарь иностранных слов

То же, что Палладиум.

Полезные сервисы