Толковый словарь
м.
1. Общий вид какой-либо местности.
2. Картина или рисунок, изображающие природу.
отт. Вид природы в жанровых произведениях живописи.
3. Жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы; пейзажная живопись.
4. Описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.
ПЕЙЗА́Ж - сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? пейза́жа, чему? пейза́жу, (вижу) что? пейза́ж, чем? пейза́жем, о чём? о пейза́же; мн. что? пейза́жи, (нет) чего? пейза́жей, чему? пейза́жам, (вижу) что? пейза́жи, чем? пейза́жами, о чём? о пейза́жах
1. Пейзажем называют вид, картину природы.
Лесной пейзаж. | Южный пейзаж. | Уезжая из России, я уже через неделю начинаю тосковать по её пейзажам - бесконечным полям, кривым речушкам, просторным рощам.
2. Пейзажем называют картину, на которой изображена природа.
Пейзаж известного художника. | Акварельные пейзажи.
3. Пейзажем называют описание природы в тексте.
В стихотворении «На холмах Грузии» А. С. Пушкина печаль сквозит в самом пейзаже.
пейза́жный прил.
Пейзажный парк.
Энциклопедический словарь
ПЕЙЗА́Ж -а; м. [франц. paysage]
1. Общий вид какой-л. местности, картина природы; ландшафт. Горный п. Лесной п. Северный п. Индустриальный п. Сельский п. П. моря, гор, полей. Унылый п.
2. Жанр и произведение изобразительного искусства, изображающие виды природы. Акварельный п. Пейзажи Левитана. Вечерний п.
3. Описание природы в литературном произведении. П. в романах Тургенева.
◁ Пейза́жный, -ая, -ое. П-ые особенности. П-ая выставка. П-ая живопись. П-ая лирика. П. парк (парк со свободной планировкой, как бы воспроизводящий естественный ландшафт).
* * *
пейза́ж (франц. paysage, от pays - местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения - природа, виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
* * *
ПЕЙЗАЖ - ПЕЙЗА́Ж (франц. paysage, от pays местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения - природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Большой энциклопедический словарь
Академический словарь
-а, м.
1. Общий вид какой-л. местности, картина природы; ландшафт.
Горный пейзаж. Лесной пейзаж. Северный пейзаж. Индустриальный пейзаж.
◊
Ослепительно роскошный пейзаж предстал во всей своей красоте, когда --- солнце залило светом и блеском остров. Станюкович, Василий Иванович.
Трогательно хорош тихий сельский пейзаж: небыстрая речка, а за ней золотое пшеничное поле. Горбатов, Донбасс.
2. Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение природы.
Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи. Чехов, Три года.
[Карцева] задержалась у пейзажей Левитана. Серенькое небо, серая река и яркие пятна последнего снега на берегах, поросших рыжим кустарником, - ранняя весна. Кетлинская, Дни нашей жизни.
||
Описание природы в литературном произведении.
Пейзаж в романах Тургенева.
[франц. paysage]
Гуманитарный словарь
ПЕЙЗА́Ж (франц. paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобр. иск-ва (или отд. произв. этого жанра), в к-ром осн. предметом изображения является природа. К осн. видам П. относятся: гор. арх. П. (ведута), мор. П. (марина) и др. П. воспроизводят реальные или воображаемые виды местностей, арх. построек и т. д. П. может являться как самостоят. целью художника, так и служить фоном для картин религ., ист., бытового содержания, живоп., графич. И скульпт. работ. П. как худож. произв. непременно передает определ. настроение, будучи результатом творч. переосмысления мира художником. В России П. как самостоят. жанр сложился в 18 в. Успешно работали в этом жанре как графики (А. Зубов, М. Махаев и др.), так и живописцы (Ф. Алексеев, С. Щедрин, М. Лебедев). Романтич. направление П. 19 в. представлено творчеством М. Воробьева, А. Айвазовского, реалистич. - А. Венецианова, А. Иванова, иск-вом передвижников, в т. ч. И. Шишкина, А. Саврасова, А. Куинджи. Вершиной эмоц.-лирич. рус. П. стали работы В. Поленова и И. Левитана. На рубеже 20 в. на П. большое влияние оказали традиции импрессионизма, иск-во "модерна" (творчество В. Серова, П. Петровичева, Л. Туржанского, К. Коровина, К. Сомова, Л. Бакста, А. Бенуа, Е. Лансере и др.). Элементами фольклора проникнуты П. А. Васнецова, мистико-символистич. восприятием мира - П. Н. Рериха, М. Нестерова, зыбкость, условность реальности передают П. В. Борисова-Мусатова, художников "Голубой розы", ориентализм, смелость композиц. и колористич. решения выделяют П. П. Кузнецова, М. Сарьяна, лубочность, свобода живописной манеры характеризуют П. художников "Бубнового валета".
Реалистич. тенденции рус. П. 2-й пол. 19-го и рубежа веков составили основу фундамента дальнейшего развития жанра и определили его ведущую линию в последующие десятилетия; продолжают успешно работать мастера, чье творчество сложилось до 1917: К. Юон, И. Грабарь, Нестеров, А. Рылов, В. Бакшеев, К. Богаевский и др. В иск-ве мн. из них заметно стремление связать пейзажный образ с современностью (Юон "Новая планета", 1921; Богаевский "Биби-Эйбат. Нефтяные вышки", 1932 и др.). В 30-е гг. получает развитие индустр. П. (Богаевский, А. Куприн, А. Кравченко, Н. Дормидонтов и др.), пионером к-рого стал Б. Яковлев ("Транспорт налаживается", 1932). Приметы нового в жизни 30-50-х гг. характеризуют работы А. Дейнеки, Г. Нисского, Ю. Пименова и др. В 1940-е гг. жанр П. неразрывно связан с Вел. Отеч. войной. Певцом рос. П. явился А. Пластов, глубоко раскрывший его нац. характер. Его разнообр. стороны успешно раскрывают С. Герасимов, Н. Ромадин, А. Грицай и мн. др. Рост нац. самосознания, усилившийся интерес к истории в 60-е гг. способствуют появлению новых мотивов, к-рые напоминают о нар. укладе жизни, традиц. "корнях" бытия России, ее архитектуры (В. Стожаров, Н. Андронов, А. Бурзянцов, В. Сидоров, В. Зверев и др.). Особенно важным становится творч. осмысление традиций иск-ва "Союза русских художников", фолькл. линий нар. иск-ва и т. д. В 60-80-е гг. развиваются разл. виды П.: камерные и монументальные, лирич., романтич. и документальные, сельские и городские, архитектурные; широко используются разл. худож. пластич. средства, важное значение приобретают символика, метафора, аллегория. Поиски и жажда красоты приводят ряд мастеров к П. идеальным, эстетич. ценность к-рых первостепенна и извечна (А. Мыльников и др.). С 70-х гг. усиливается интерес к гор. П., широко используемому в др. жанрах (Т. Назаренко, Н. Нестерова и др.). Становится очевидной социологизация П. Расширение диапазона жанра П. в 70-80-х гг. связано с глобальной проблемой - чел. и окружающая среда в многообразии ее проявлений.
Лит.: Федоров-Давыдов А. Рус. пейзаж 18 - нач. 19 в. М., 1953; Мальцева Ф. Мастера рус. реалистического пейзажа. М., 1953-59. Вып. 1-2; Федоров-Давыдов А. Советский пейзаж. М., 1958; Мастера советского иск-ва о пейзаже. М., 1963; Федоров-Давыдов А. Рус. пейзаж конца 19 - нач. 20 в. М., 1974; Никулина О. Р. Природа глазами художника. М., 1982.
Пейзаж с мельницей. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Пейзаж. Ван Гог, "Звездная ночь".
ПЕЙЗАЖ (французское paysage, от pays - местность), вид, изображение какой-либо местности; жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения - природа, в том числе виды городов (архитектурный пейзаж, ведута), моря (марина).
Пейзаж. Томас Гейнсборо, "Вид Дедхема".
Сканворды для слова пейзаж
- Леса на картине.
- Вид местности в изобразительном искусстве.
- Какой термин живописи произошёл от французского «пейс» - местность?
- «Если видишь: на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется ...».
- Ведута - это городской ...
- Картина Карела Фабрициуса «Делфтский ...».
- Фильм Анджея Вайды «... после битвы».
- Пьеса американского драматурга Эдуарда Олби «Морской ...».
- Картина Рембрандта «Зимний ...».
- Стихотворение русского поэта Аполлона Майкова.
Полезные сервисы