ПЕЛѢСЪ (1*) пр. Сероватый:
мозгъ же ѹбо иноразлично ѥсть. не ˫ако д҃ша ни ˫ако ср(д)це своѥ слогы и образъ имуще. акы бѣло и пелѣсо. своимъ видомъ и разнозрачно. и слоѥвато. Тонкою плѣвою обложено. Пал 1406, 46б.
ПЕЛА - новг. пелёва жен., олон., влад., тул., тамб. пелы мн., пермяц. плевелы, пушина, мякина, полова, южн. пелева, зап. обоина зернового хлеба, при обмолоте, лузга, шелуха и все части колоса, измельченные молотьбой, что остается за ворохом, по отвейке зерна. Пеловый хлеб, мякинный, плохо отвеянный. Пелевный корм. Пелевня, пеловня, пелевница жен., новг., твер., тамб. половня, мякинница, или сарай для мелкого скотского корму. Пелечник, пельник, пск., твер. то же. Пелега жен., калуж. часть луба, кора, сдираемая при очистке лыка. Пелеговать? тоб. меледить, перебирать пальцами, руками попусту. Пеледа жен., калуж. распушка, стреха на скирде;
| влад. стена овина, плетневая, утыканная и ухиченная соломой;
| калуж., моск., орл. свес соломеной крыши, стреха; навес гумна, крыша овина; покрышка на скирдах, одоньях. Пелед муж. яросл. Пелед вологод., костр. пеледа, стенки овина, ухичаемые соломой, и самая ухитка эта, окутка. Пеледить что, моск.-руз. ухичать, кутать, покрывать. Пора избу на зиму пеледить.
| влад. гатить, устилать хворостом и засыпать землей. Пеледь жен. рыба Salmo corregonus. Пележить что, моск. Пеледить, ухичать избу на зиму соломой и обсыпать. Пелехать? влад. вяло и неспоро идти, вперевалку. Пелька жен., новг.-бор. детская пеленка.
| новг.-тихв. передня часть рубахи, отворот косоворотки и самая застежка;
| пск. часть всякой одежды, закрывающая грудь.
| пск. деревянный совок? Пелена жен. вообще, широкая, или сшитая полотнищами ткань, для покрытия чего; ткань, для обвою, обертки чего. Стол накрыт белой пеленою, скатертью. Окна завешены цветными пеленами, занавесками. Пелены постельные, простыни. Гробные пелены, плащаница, во что в древности, а иные народы и поныне, завивали трупы.
| Убрусец, подвешиваемый под икону, нередко шитый золотом, низанный. На образ убрус, под образом пелена. Пелена младенца, пеленка, простынька, в которую кутают его, доколе он не носит одежи.
| церк. плат, с нашитым крестом, для покрытия престола и жертвенника. Какова пелена (т. е. ткань), такова ей а цена. Я еще в пеленках - а уж лень моя с теленка! Оленка в пеленках. Накитка у титьки.
| Плоскость или поверхность стены, стоячая плоскость, крутость; отвес, крутость скирда, стога;
| ряз., тул. стреха, нижний край или обрез соломенной кровли, и доска на кровельных крючьях (кокорах), поперек стрехи, для удержки соломы; пелена и пелена, орл., курск. откос, полотно кровли, или скирда, овершье; выпуск, свес кровли, стреха.
| Пелена, решетник, жердь, слега; пеленить крышу, пришивать пелены к стропилам, опеленить.
| Пелены тамб. продольные слеги на подсохах в пелевне. Пелька жен., мн., тамб. виски, пакли, патлы, космы. Потаскать за пельки. Пеленный, пеленковый, пеленочный, в разных ·знач. к пелене, пеленке относящийся. Пеленистый, пелевистый хлеб, ячмень, плевелистый, половистый, в коем много плевел, и вообще с плевелами, ·противоп. голый. Пеленистый, пеленастый, широкий и просторный пеленою. Пеленчатое покрывало, четыреугольное, почти квадратное. Пеленичный младенец, новг. который еще в пеленах. Пеленать ребенка, повивать, свивать; завертывать, сверх пелен, долгим и узким свивальником. Мы пеленаем детей, они у нас пеленаются, а многие говорят, будто пеленанье младенцев вредно, противно природе. Древние пеленали своих покойников. Пеленальная покромь, свивальник. сев. пялить ·произн. пелить и пелиться: вероятно пялить одного корня с пела, означая: шириться, тянуться вдаль и вширь.
-я, м.; прост. Палаге́й, -я; стар. Пелаги́й, -я.
Отч.: Пелаге́евич, Пелаге́евна; разг. Пелаге́ич.
Производные: Пелаге́йка; Пела́га
Палаге́йка; Пала́га.
[Греч. pelagios - морской.]
-я, муж.; прост. к Палагей, -я; стар. Пелагий, -я.
Отч.: Пелагеевич, Пелагеевна; разг. Пелагеич.
Производные: Пелагейка; Пелага; Палагейка; Палага.
Происхождение: (Греч. pelagios - морской.)
морская; Палагея; Пелагия; Пелагейка, Пелага, Пелагуша, Поля, Полина, Полюся, Пуся, Полюха, Полюша, Палагейка, Палага, Паланя, Палаша
Пелаге́я
народн. Пала́дья, Пала́ша, Пола́дья, с ХVI в. (Соболевский, Лекции 132). Из греч. Πελαγία - имя христианской мученицы, день памяти которой - 4 марта.
-и, ж.; прост. Палаге́я, -и; стар. Пелаги́я, -и.
Производные: Пелаге́йка; Пела́га; Пелагу́ша; По́ля; Поли́на; Полю́ся; Пу́ся; Полю́ха; Полю́ша
Палаге́йка; Пала́га; Пала́ня; Пала́ша.
[Женск. к Пелагей (см.).]
† 17 мая, 20 окт., 21 окт.
-и, жен.; прост. к Палагея, -и; стар. Пелагия, -и.
Производные: Пелагейка; Пелага; Пелагуша; Поля; Полина; Полюся; Пуся; Полюха; Полюша; Палагейка; Палага; Паланя; Палаша.
Происхождение: (Женск. к (см. Пелагей))
Именины: 17 мая, 20 окт., 21 окт.
См. Палагея.
- Российская фолк-рок-певица, наставница в шоу «Голос».
- Российская певица по фамилии Телегина.
- Женское имя.
- Имя главной героини романа Максима Горького «Мать».
- Русская царевна, дочь Михаила Фёдоровича.
- «Марина» по-латыни - «морская», а как это звучит по-гречески?
- Персонаж оперы Вано Мурадели «Великая дружба».
- Горничная из рассказа Антона Чехова «О любви».
Пелагиа́ль (от греч. pélagos - море), толща воды океанов, морей и озёр как среда обитания пелагических организмов (планктон, нектон).
* * *
ПЕЛАГИАЛЬ - ПЕЛАГИА́ЛЬ (от греч. pelagos - море), толща воды океанов, морей и озер как среда обитания пелагических организмов (см. ПЕЛАГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗМЫ) (планктон (см. ПЛАНКТОН), нектон (см. НЕКТОН)).
ПЕЛАГИАЛЬ (от греч. pelagos - море) - толща воды океанов, морей и озер как среда обитания пелагических организмов (планктон, нектон).
Пелагиа́нство - учение христианского монаха Пелагия (Pelagius, около 360 - после 418), распространившееся в странах Средиземноморья в начале V в.; в противовес концепции благодати и предопределения Августина ставило спасение человека в зависимость от его собственных нравственно-аскетических усилий, отрицая наследственную силу первородного греха. Осуждено как ересь на 3-м Вселенском соборе (431).
* * *
ПЕЛАГИАНСТВО - ПЕЛАГИА́НСТВО, учение христианского монаха Пелагия (Pelagius, ок. 360 - после 418), распространившееся в странах Средиземноморья в нач. 5 в.; в противовес концепции благодати и предопределения Августина (см. АВГУСТИН Блаженный) ставило «спасение» человека в зависимость от его собственных нравственно-аскетических усилий, отрицая наследственную силу «первородного» греха. Осуждено как ересь на 3-м Вселенском соборе (431).
ПЕЛАГИАНСТВО - учение христианского монаха Пелагия (Pelagius, ок. 360 - после 418), распространившееся в странах Средиземноморья в нач. 5 в.; в противовес концепции благодати и предопределения Августина ставило "спасение" человека в зависимость от его собственных нравственно-аскетических усилий, отрицая наследственную силу "первородного" греха. Осуждено как ересь на 3-м Вселенском соборе (431).
ПЕЛАГИАНСТВО - течение в христианстве, основанное раннехристианским автором Пелагием, утверждавшее полную свободу человеческой воли и способность человека собственными силами достичь совершенства, приводившее к отрицанию учения о первородном грехе и божественном предопределении. Пелагианские споры начала 5 в. были первым великим богословским кризисом, возникшим среди западных латиноязычных христиан. Эти споры побудили Августина написать ряд антипелагианских сочинений, занимающих важное место в его наследии. После осуждения пелагианства как ереси оно прекратило существование как общественное течение, однако конфликт между пелагианскими и антипелагианскими идеями продолжал оставаться одной из важнейших проблем западного богословия. Пелагий прибыл в Рим ок. 380. Его высокие моральные принципы и ясность стиля его сочинений привлекали к нему многих почитателей из среды римской знати и высшего духовенства. Будучи мирянином, он тем не менее сделался духовным наставником для многих состоятельных аристократов, имевших склонность к аскетизму. В высшем римском обществе аскеза считалась тогда весьма престижным занятием, и теоретические вопросы аскетики вызывали широкий интерес. Пелагий отстаивал учение о полной свободе человека подчиняться заповедям Бога и вытекающей отсюда обязанности ответственно осуществлять эту свободу. В Риме Пелагий написал Толкования на послания апостола Павла и трактат Об ожесточении сердца Фараонова, где отвергал как языческий фатализм учение о том, что Бог создал одних людей предрасположенными к добру, а других - к злу. Когда вестготы Алариха в 408-410 разграбили в Рим, многие римляне бежали в Северную Африку. Среди них были Пелагий и его ученик Целестий - блестящий полемист, в большей степени, чем его учитель, интересовавшийся разными теориями и системами. Вскоре Пелагий отправился в Иерусалим. Однако пелагианские споры первоначально захватили лишь Африку, где Карфагенский собор (411) осудил Целестия как еретика. В частности, его осудили за учение о том, что Адам умер бы даже в том случае, если бы не согрешил, что грех Адама причинил зло только ему самому, что новорожденные появляются на свет в состоянии невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения, и что люди умирают вовсе не по причине грехопадения Адама, равно как и воскресают не по причине воскресения Христа. После осуждения Целестий удалился в Эфес, где стал пресвитером. В Палестине Пелагий написал Послание к Димитриаде - увещание к молодой римской аристократке, стремившейся к аскетической жизни. В нем Пелагий говорит, что "благо человеческой природы должно выявить себя тем полнее, чем совершеннее жизнь той, которую следует наставлять. Ведь тем меньше станет дух склоняться к добродетели, тем более будет он вялым, чем меньше уверует в свои силы..." И далее прибавляет: "Ты не должна думать, будто человек не создан благим, так как он творит также и зло, оттого что сама природа не вынуждает его к необходимости неизменно творить добро... Бог даровал своему разумному творению добровольный выбор и свободную волю. Наделив человека той и другой возможностью, он сделал так, что тот поступает как хочет, дабы, способный к добру и злу, он имел обе возможности и своей волей склонялся бы к тому или этому". Пелагий был обвинен в ереси другими выходцами с Запада, жившими в Палестине, и его вызвали для разбирательства на собор в Диосполе в 415. Его оппоненты рассчитывали распространить на Пелагия осуждение, которому Целестий был подвергнут на Карфагенском соборе. Однако Пелагий постарался отмежеваться от Целестия, объяснив, что рассматривал свой тезис о том, что "человек может, если захочет, быть безгрешным", только как теоретическую возможность, а свое учение о том, что "в Судный день никакой пощады не будет безбожникам и грешникам, но все они будут ввергнуты в вечный огонь", он защищал, ссылаясь на то, что отрицание этого есть оригенистская ересь. В результате ему удалось избежать осуждения. Приблизительно в это же время в полемику с Пелагием включились Августин в Северной Африке и Иероним в Палестине. Августин считал, что человек по природе своей слаб в силу повреждения его воли первородным грехом и что от Адама все люди унаследовали наклонность к пороку, вожделение же (т.е. неупорядоченные желания, и прежде всего сладострастие) есть наиболее очевидный признак последствий первородного греха. Согласно Августину, Бог преображает людей, ниспосылая им свою благодать, т.е. дает им не только руководящие принципы, выраженные в его заповедях, и не только добрый пример, воплотившийся в жизни Христа, но и некий внутренний дар, освобождающий волю от оков греха. Он рассматривал церковь как сообщество нравственно слабых людей, которые постепенно приближаются к совершенству, достичь которого они надеются лишь после смерти. Спасение он понимал как дар Бога своим избранникам (т.е. предопределенным к спасению), и, даже если считать этот дар наградой за человеческие заслуги, следует признать, что сами эти заслуги представляют собою свободный дар Бога человеку. Это учение Августин развивал во множестве своих антипелагианских трактатов, написанных после 411. Однако в борьбе с Пелагием Августин опирался не только на доводы разума. В сложном мире церковной политики 5 в. он мог рассчитывать на поддержку хорошо организованного африканского епископата. Своим влиянием африканские епископы добились осуждения Пелагия и Целестия папой Иннокентием I незадолго до его смерти в 417. В том же году Пелагий и Целестий были реабилитированы новым папой Зосимом. Однако африканские епископы продолжали свою борьбу и в 418 добились осуждения Пелагия и Целестия римскими властями. Пелагий и Целестий сошли со сцены, и следы их теряются где-то на Востоке. Однако вскоре споры разгорелись с новой силой, поскольку молодой италийский епископ Юлиан Экланский отказался признать осуждение 418. Он отправился в ссылку, но не прекратил обмениваться полемическими сочинениями с Августином. Юлиан выдвинул обвинение против самого Августина, заявив, что рассуждения Августина о плотском вожделении воскрешают чисто манихейские представления о принципиальной порочности половой жизни. Августин умер в 430, и его последний ответ Юлиану остался незавершенным. Юлиан был последним настоящим пелагианцем, однако отголоски пелагианских споров звучали еще очень долго. В 5-6 вв. в Галлии возникло т.н. полупелагианство. Его сторонники пытались примирить учение Пелагия и учение Августина, подчеркивая необходимость взаимодействия человеческой воли и божественной благодати, однако и это учение было осуждено на соборе в Оронте (529). В эпоху Реформации многие протестантские лидеры обвиняли в пелагианстве Римско-католическую церковь на том основании, что она преувеличивала роль человеческих заслуг и человеческого содействия благодати. Джон Уэсли, напротив, всячески превозносил Пелагия как предтечу собственного арминианства. Не затихавшая с 18 в. полемика в западной философии о способности человека достичь нравственного совершенства рассматривала - хотя и в ином ключе - вопросы, впервые поставленные Пелагием.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
ПЕЛАГИАНСТВО, учение христианского аскета Пелагия (около 360 - после 418), распространившееся в странах Средиземноморья в начале 5 в. В противовес учению Августина о божественной благодати и предопределении пелагианство ставило "спасение" человека в зависимость только от его собственных нравственно-аскетических усилий, отрицая наследственную передачу "первородного" греха. Осуждено как ересь на Карфагенском соборе (418), затем на 3-м Вселенском соборе (431).
ПЕЛАГИЙ - ПЕЛА́ГИЙ (Pelagius) (ок. 360 - после 418), христианский монах кельтского происхождения. В кон. 4 в. прибыл в Рим, после его взятия Аларихом в 410 отправился в Африку и затем в Палестину. Считал спасение человека всецело результатом его собственного нравственно-аскетического усилия, отрицая наследственную силу первородного греха. Учение Пелагия противостояло концепции Августина о непреодолимой благодати и о предопределении. Пелагианство, получившее распространение в странах Средиземноморья в нач. 5 в., осуждено как ересь на 3-ем Вселенском соборе (431).
ПЕЛАГИЙ (Pelagius) (ок. 360 - после 418) - христианский монах кельтского происхождения. В кон. 4 в. прибыл в Рим, после его взятия Аларихом в 410 отправился в Африку и затем в Палестину. Считал спасение человека всецело результатом его собственного нравственно-аскетического усилия, отрицая наследственную силу первородного греха. Учение Пелагия противостояло концепции Августина о непреодолимой благодати и о предопределении. Пелагианство, получившее распространение в странах Средиземноморья в нач. 5 в., осуждено как ересь на 3-ем Вселенском соборе (431).
ПЕЛАГИЧ Васо - ПЕ́ЛАГИЧ Васо (1838-99), сербский революционный демократ; участник Герцеговинско-боснийского восстания 1875-78. В 90-х гг. в Сербии организатор ремесленных и рабочих обществ, газеты «Социал-демократ» (1895). В трудах отстаивал идеи социализма, атеизм.
ПЕЛАГИЧ Васо (1838-99) - сербский революционный демократ; участник Герцеговинско-боснийского восстания 1875-78. В 90-х гг. в Сербии организатор ремесленных и рабочих обществ, газеты "Социал-демократ" (1895). В трудах отстаивал идеи социализма, атеизм.
Пелаги́ческие органи́змы - растения и животные, обитающие в толще воды и на её поверхности. Среди пелагических организмов различают пассивно плавающих на поверхности воды (плейстон) или в толще воды (планктон) и активно плавающих (нектон). Для пелагических организмов характерны приспособления, обеспечивающие им плавучесть, например газовые пузыри саргассума, плавательный пузырь рыб. См. Бентос.
* * *
ПЕЛАГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗМЫ - ПЕЛАГИ́ЧЕСКИЕ ОРГА́НИЗМЫ, растения и животные, обитающие в толще воды и на ее поверхности. Среди пелагических организмов различают пассивно плавающих на поверхности воды (плейстон) или в толще воды (планктон) и активно плавающих (нектон (см. НЕКТОН)). Для пелагических организмов характерны приспособления, обеспечивающие им плавучесть, напр. газовые пузыри саргассума, плавательный пузырь рыб. Ср. Бентос (см. БЕНТОС).
ПЕЛАГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗМЫ - растения и животные, обитающие в толще воды и на ее поверхности. Среди пелагических организмов различают пассивно плавающих на поверхности воды (плейстон) или в толще воды (планктон) и активно плавающих (нектон). Для пелагических организмов характерны приспособления, обеспечивающие им плавучесть, напр. газовые пузыри саргассума, плавательный пузырь рыб. Ср. Бентос.
Пелаги́ческие отложе́ния - осадки открытого моря и ложа океанов, состоящие из остатков планктонных организмов, тончайших минеральных частиц, приносимых с суши, космической пыли, а также продуктов химических процессов, протекающих в море.
* * *
ПЕЛАГИЧЕСКИЕ ОТЛОЖЕНИЯ - ПЕЛАГИ́ЧЕСКИЕ ОТЛОЖЕ́НИЯ, осадки открытого моря и ложа океанов (см. ЛОЖЕ ОКЕАНА), состоящие из остатков планктонных (см. ПЛАНКТОН) организмов, тончайших минеральных частиц, приносимых с суши, космической пыли, а также продуктов химических процессов, протекающих в море.
ПЕЛАГИЧЕСКИЕ ОТЛОЖЕНИЯ - осадки открытого моря и ложа океанов, состоящие из остатков планктонных организмов, тончайших минеральных частиц, приносимых с суши, космической пыли, а также продуктов химических процессов, протекающих в море.
ПЕЛАГИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. [греч. pelagikos] Спец. Живущий, обитающий в толще воды или на её поверхности. П-ие рыбы. П-ие организмы.
-ая, -ое. спец.
Живущий, обитающий в толще воды или на ее поверхности.
Пелагические рыбы. Пелагические организмы.
[греч. πελαγικός]
пелаги́ческий, пелаги́ческая, пелаги́ческое, пелаги́ческие, пелаги́ческого, пелаги́ческой, пелаги́ческих, пелаги́ческому, пелаги́ческим, пелаги́ческую, пелаги́ческою, пелаги́ческими, пелаги́ческом, пелаги́ческ, пелаги́ческа, пелаги́ческо, пелаги́чески
ПЕЛАГИЧЕСКИЙ ая, ое. pélagique <гр. pelagikos морской. Морской, образовавшийся от действия моря. СИС 1954. Результаты дневного улова при помощи драг и пелагических сеток мы привозили на <биологическую> станцию, и там, в укромной лаборатории, разбирали добычу. Д. К. Заболотный Восп. // Природа 1926 7-8 24. - Лекс. 1954: пелаги/ческий.
ПЕЛАГИЧЕСКИЙ (от греч. pelagos - море). Морской, относящийся к морю. В геологии: формация, образовавшаяся при посредстве моря.
ПЕЛАДА pelade f. Шерсть овечья или пелад. Называется та, которую сбивают с кож овечьих и бараньих овчинники и замшенники посредством извести. Сл. комм. 1790 7 456. Пелада. Овечья шкура, с которой снята шерсть, вытравленная крепкой водкой. Михельсон 1877.
ПЕЛАДА (фр.). 1) болезнь, при которой выпадают волосы и шерсть животн., также линянье волос. 2) шерсть, вытравленная крепкою водкою. 3) волос, снятый с убитых или павших животных; идет на войлоки.
Пела́йо (Pelayo) (? - 737), первый король Астурии (с 718). Положил начало Реконкисте. Королевство образовал после того, как разгромил арабов в долине Ковадонга (718).
* * *
ПЕЛАЙО - ПЕЛА́ЙО (Pelayo) (?-737), первый король Астурии (с 718). Положил начало Реконкисте (см. РЕКОНКИСТА). Королевство образовал после того, как разгромил арабов в долине Ковадонга (718).
пелами́да, пелами́ды, пелами́д, пелами́де, пелами́дам, пелами́ду, пелами́дой, пелами́дою, пелами́дами, пелами́дах
ПЕЛАМИДА ы, ж. pélamide <гр. pelamys (pelamidis) тунец + eidos вид. Морская промысловая рыба. Крысин 1998. - Лекс. БАС-1: пелами/да.
ПЕЛАМИДА - ядовитая змея, сем. ужеподобных, подсемейства морских змей - плоскохвостых, водится в Индийск. океане и тропич. частях Тихого океана, вблизи берегов.
Пелами́ды - 1) род рыб отряда окунеобразных. Длина до 85 см, масса до 7 кг. 4 вида, в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах; 1 вид в Чёрном море. Объект промысла.
2) Род пресмыкающихся семейства морских змей.
* * *
ПЕЛАМИДЫ - ПЕЛАМИ́ДЫ,
1) род рыб отряда окунеобразных. Длина до 85 см, весят до 7 кг. 4 вида, в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах; 1 вид, в Черном м. Объект промысла.
2) Род пресмыкающихся семейства морских змей.
ПЕЛАМИДЫ - 1) Род рыб отряда окунеобразных. Длина до 85 см, весят до 7 кг. 4 вида, в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах; 1 вид, в Черном м. Объект промысла.
2) Род пресмыкающихся семейства морских змей.