пи́нда
"нежный слой древесины непосредственно под корой дерева", олонецк. (Кулик.). Из карельск. pinda "поверхность", фин. pinta, род. п. pinnan - то же (Калима 185; Лесков, ЖСт., 1892, вып. 4, стр. 101).
пи́нда
"нежный слой древесины непосредственно под корой дерева", олонецк. (Кулик.). Из карельск. pinda "поверхность", фин. pinta, род. п. pinnan - то же (Калима 185; Лесков, ЖСт., 1892, вып. 4, стр. 101).
ПИНДА (санскр.). Большие шары, изготовленные из риса, меда и масла, котор. индусы приносят в жертву предкам при их поминовении - самая церемония наз. Пинда-питръяджня.
Пи́ндар (около 518 - 442 или 438 до н э.), древнегреческий поэт-лирик. Торжественные хоровые песнопения, культовые гимны, эпиникии - похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх. Поэзия Пиндара отличается сложностью строфической структуры, торжественной величавостью языка и прихотливостью ассоциативных переходов (Сравни «пиндарическое парение» в поэтике классицизма).
* * *
ПИНДАР - ПИ́НДАР (ок. 518-442 или 438 до н. э.), древнегреческий поэт-лирик. Торжественные хоровые песнопения, культовые гимны, эпиникии - похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и др. спортивных играх. Поэзия Пиндара отличается сложностью строфической структуры, торжественной величавостью языка и прихотливостью ассоциативных переходов (ср. «пиндарическое парение» в поэтике классицизма).
ПИНДАР (ок. 518-442 или 438 до н. э.) - древнегреческий поэт-лирик. Торжественные хоровые песнопения, культовые гимны, эпиникии - похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и др. спортивных играх. Поэзия Пиндара отличается сложностью строфической структуры, торжественной величавостью языка и прихотливостью ассоциативных переходов (ср. "пиндарическое парение" в поэтике классицизма).
ПИНДАР (518-438 до н.э.), греческий лирический поэт. Родился в Беотии, в местечке Киноскефалы близ Фив, принадлежал к знатной семье, состоявшей в родстве с аристократами Спарты и Кирены, а также острова Феры. Пиндар учился игре на флейте у своего дяди Скопелина и продолжал образование в Афинах под руководством Агафокла и Аполлодора. Самое раннее произведение Пиндара, которое поддается датировке, - 10-я Пифийская песнь (498 до н.э.), самое позднее - 8-я Пифийская песнь (446 до н.э.). Во время греко-персидских войн Пиндар, вероятно, испытывал мучительную неловкость в связи с переходом Фив на сторону Персии, тем более что его род восходил к древнейшей знати этого города и прослеживался вплоть до времен его основателя Кадма. Сохранились четыре полных книги эпиникиев (хоровых победных гимнов) Пиндара - Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских, - написанных по заказу победителей общегреческих игр. Однако сохранившееся составляет едва ли четверть того, что было создано поэтом, поскольку издание Пиндара, подготовленное александрийскими учеными, включало 17 книг. Здесь имелись гимны, пеаны (молитвы о покровительстве богов), дифирамбы (гимны Дионису), песни для торжественных процессий, энкомии, плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии. Представление об утраченных 13 книгах мы получаем теперь лишь по случайным фрагментам, в том числе папирусным. Эпиникии Пиндара имеют определенное композиционное строение, однако следуют ему достаточно вольно. Во вступлении обычно упоминается одержанная победа, но без какого-либо конкретного описания происходившего состязания. От славного настоящего поэт перебрасывает подходящий к случаю условный мостик к славному прошлому, к какому-нибудь мифу, который и составляет основную часть стихотворения. В конце стихотворения нередко содержится прямое обращение к победителю, причем нередко это бывает наставление вести себя достойно. Стихотворения состоят из отдельных метрически выстроенных строф, которые иногда бывают одинаковыми, но чаще собраны в триады (за двумя идентичными по метрике строфами следует третья, отличающаяся от них, но метрически с ними связанная). Стихотворения Пиндара принято считать своеобразным эталоном загадочности. Сложность поэзии Пиндара отчасти обусловлена неестественным порядком слов: полагаясь на то, что окончания помогут связать слова друг с другом, Пиндар жертвовал простотой синтаксиса, чтобы выстроить желательную последовательность образов. Сам принятый им метод изложения далек от простоты: он не пересказывает миф, как в эпосе, но выхватывает из него лишь те эпизоды, которые представляются ему наиболее важными. Образы Пиндара великолепны и подвижны, он пользуется поэтической инверсией и гиперболой, метафорой и неологизмом.
ЛИТЕРАТУРА
Гринбаум Н.С. Язык древнегреческой хоровой лирики (Пиндар). Кишинев, 1973 Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980 Гринбаум Н.С. Художественный мир античной поэзии. Творческий поиск Пиндара: к 2500-летию со дня рождения поэта. М., 1990
ПИНДАР (около 518 - 442 или 438 до нашей эры), древнегреческий поэт-лирик. Хоровые песнопения, культовые гимны, похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх. Поэзия Пиндара отличается сложностью строфической структуры, торжественной величавостью языка и прихотливостью ассоциативных переходов.
Пиндар
(ок. 518-442 или 438 гг. до н.э.) поэт-лирик
Непоколебимое основание государства - справедливость.
Склонность к ссоре, поношению и зависти - спутник пустых людей.
Пиндар (ок. 518-ок. 438 до н. э.)
Греческий лирический поэт, родившийся в Беотии и получивший образование в Афинах, аристократ по рождению и духу. В античности было известно семнадцать томов лирики Пиндара, из которых, не считая фрагментов, до нас дошли только четыре книги «Од». «Оды» Пиндара написаны в традиционном жанре хвалебных песен, исполняемых хором на спортивных состязаниях в честь чемпионов, однако этот традиционный жанр Пиндар трактует очень своеобразно: для него значительны не столько достижения спортсменов и их воля к победе, сколько сама даруемая богами Слава, выводящая героя за рамки морали и ставящая его в один ряд с мифологическими персонажами. Вообще надо иметь в виду, что жанр оды обязательно предполагал принесение благодарения богам и был включен в религиозную сферу. Сами греки считали Пиндара своим величайшим поэтом, а среди римлян им особенно восхищался Гораций, полагавший, что его собственные оды не идут ни в какое сравнение с одами Пиндара. Существует предание, согласно которому Александр Македонский, разрушая Фивы, пощадил дом Пиндара (кстати, существует аналогичная легенда про дом Еврипида).
«Оды» Пиндара существенно повлияли на развитие жанра оды в европейской литературе. Широко известны переводы Гёльдерлина.
ПИНДАР а, м. Pindare < Pindaros древнегреческий поэт, стихам которого была свойственна высокопарность. перен. Высопарный воспеватель чего-л. Что же сказать о присяжных защитниках современного капитализма. Эти господа в окончательном восторге. Обращаюсь к одному из таких пиндаров крупного капитала. РБ 1896 4 2 100.
- Древнегреческий поэт-лирик, автор торжественных хоровых песен.
- Взяв Фивы, Александр Македонский стер город с лица земли, за исключением одного дома - дома этого поэта.
ПИНДАРИЗИРОВАНИЕ я, ср. pindariser. Действие от гл. пиндаризировать. Пиндаризирование .. превращается у Тредьяковского в теоретический маневр, позволяющий, не порывая с классицистической установкой, связать оду с церковнославянской литературной традицией. Живов 1996 255.
ПИНДАРИЗИРОВАТЬ pindariser.
1. Глагол пиндаризировать соответствует фр. pindariser. Первоначально этот глагол означал "писать, подражая Пиндару; писать возвышенно, как Пиндар".
2. Писать или говорить высокопарно, с аффектацией. Живов 1996 255.
ПИНДАРИЗМ а, м. pindarisme m. Высопарность лирического стиля. Римскими элегиями и некоторыми пиндарическими одами, в которых деланный пиндаризм подозревается только - sauf le respest - сумбуром, он <Гете> подал соблазнительный пример другим поэтам к неестественным потрясениям. Ап. Григорьев О переводе и искренности в иск. Пиндаризм Хотинской оды. // Живов 1996 261.
ПИНДАРИЗОВАТЬ pindariser. То же, что пиндаризировать. Уже в 1739 г. Ломоносов "пиндаризует" вслед за Тредиаковским, и, как у Тредиаковского результатом этого "пиндаризирования" оказывается легализация для высоких жанров элементов, восходящих к церковно-славянской литературной традиции. Живов 1996 261.
ПИНДАРИЧЕСКИЙ ая, ое. pindarique adj. Высопарный, в стиле Пиндара. Свершилось торжественное обручение <Лжедимитрия с Мариной>, воспетое в стихах пиндарических иезуитом Гроховским. Карамз. ИГР 1995 4 267. В пример высокой одической бессмыслицы, то есть пиндарического беспорядка, привожу некоторые стишки. Лицейский мудрец 1815 г. // Грот Лицей 330. Чем пиндарических похвал высокопарные страницы. Пушк. Примите новую тетрадь. Однако я и сам начинаю что-то впадать в пиндарическое парение .. и рисую деятельность больших магазинов исключительно в розовом свете. РБ 1896 4 2 105. Из сопоставления видно, что "пиндарическими дерзостями" Тредиаковский пользуется для того, чтобы ввести в свою оду оксюморон (отсутствующий у Буало); оксюморон при этом является одной из отрицательных черт барочной поэтики, решительно чуждых классицизму, в частности и в его буалоистской версии. Живов 1996 252. Необдуманные порывы и пиндарические излишества. ВЛ 2002 4 114.