сущ., кол-во синонимов: 1
город (2765)
ПИРАНДЕЛЛО (Pirandello) Луиджи (1867-1936) - итальянский писатель, драматург. Интеллектуально-иронические трагикомедии "Шесть персонажей в поисках автора" (1921), "Сегодня мы импровизируем" (1930), роман "Покойный Маттиа Паскаль" (1904), сборник "Новеллы на год" (т. 1-5, 1901-19, новое издание 1922) о "маленьких" людях в обществе. Нобелевская премия (1934).
Пиранде́лло Луиджи (Pirandello) (1867-1936), итальянский писатель, драматург. Интеллектуально-иронические трагикомедии «Шесть персонажей в поисках автора» (1921), «Сегодня мы импровизируем» (1930), роман «Покойный Маттиа Паскаль» (1904), сборник «Новеллы на год» (т. 1-5, 1901-19; новое издание, 1922) о «маленьких людях» в современном обществе. Нобелевская премия (1934).
* * *
ПИРАНДЕЛЛО Луиджи - ПИРАНДЕ́ЛЛО (Pirandello) Луиджи (1867-1936), итальянский писатель, драматург. Интеллектуально-иронические трагикомедии «Шесть персонажей в поисках автора» (1921), «Сегодня мы импровизируем» (1930), роман «Покойный Маттиа Паскаль» (1904), сборник «Новеллы на год» (т. 1-5, 1901-19, новое издание 1922) о «маленьких» людях в обществе. Нобелевская премия (1934).
ПИРАНДЕЛЛО Луиджи (Pirandello, Luigi)
ЛУИДЖИ ПИРАНДЕЛЛО
(1867-1936), итальянский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1934. Родился 28 июня 1867 в Джирдженти (ныне Агридженто, Сицилия) в семье преуспевающего владельца серного рудника. Закончив гимназию в Палермо, поступил в Боннский университет (Германия) и в 1891 защитил диссертацию по романской филологии. Вернувшись в Италию, женился на Антониетте Портулано, дочери компаньона отца, и поселился в окрестностях Рима. Хотя ранее он опубликовал несколько стихотворений, его профессиональная литературная деятельность началась с выходом в свет сборника новелл Любовь без любви (Amori senza amore, 1894). В 1903 отцовский рудник был разрушен наводнением, и писатель остался без средств к существованию. В том же году Антониетта серьезно заболела. Пиранделло переехал в квартал победнее и стал преподавать в женском колледже. Свободное время занимали творчество, частные уроки и уход за женой. Несмотря на трудности, его литературная деятельность в ту пору была очень плодотворной. За романом Покойный Маттиа Паскаль (Il fu Mattia Pascal, 1904) последовали еще три, в т.ч. автобиографический Старые и молодые (I vecchi e i giovani, 1909) и Снимается кино (Si gira, 1915), а также восемь книг новелл. После 1914 Пиранделло уделяет все большее внимание драматургии, в последние двадцать лет жизни основную часть его творчества составляли пьесы. В 1915 под влиянием актера А.Муско он написал пьесу Если это не так... (Se non e' cosi'), позднее названную Право для других (La ragione degli altri). Она была хорошо принята критикой, и между 1913 и 1923 Пиранделло написал еще 13 пьес, в т.ч. три самых значительных - Это так (если вам так кажется) (Cosi' e' (se vi pare), 1917), Шесть персонажей в поисках автора (Sei personaggi in cerca d'autore, 1921) и Генрих IV (Enrico IV, 1922). В 1925 Пиранделло основал театральную труппу, которая затем гастролировала с его пьесами по Европе и Америке. Умер Пиранделло в Риме 10 декабря 1936. Сюжеты Пиранделло допускают вызывающе большое количество истолкований, хотя и обращаются к одним и тем же темам: запросы общества, хрупкость личности и относительность правды. Иногда эти темы трактуются в саркастическом, иногда в трагическом ключе. Пьесы изобилуют приемами, обнажающими их игровую природу. Например, Шесть персонажей в поисках автора играются без декораций; действие пьесы Сегодня мы импровизируем (Questa sera si recita a soggetto, 1930) частично перенесено в фойе театра. Обе эти работы и пьеса Каждый по своему (Ciascuno a suo modo, 1924) используют технику "театра в театре". В пьесе Это так (если вам так кажется) сталкиваются две иллюзии: мужа и матери. Их жертва - молодая женщина, которая вынуждена принять обе предлагаемые роли, но сама в итоге считает себя "ничем", воплощением чужих представлений. Пьеса Шесть персонажей в поисках автора ставит вопрос "Что есть реальность?" - и не дает на него ответа. Спектакль начинается без декораций, на сцене директор готовит к постановке пьесу Пиранделло. Из пустого зрительного зала появляются шесть "персонажей", заявляющих, что их историю следовало бы рассказать. Персонажи распределяются между актерами как "роли". По ходу действия персонажи, все более недовольные игрой актеров, постепенно переходят на сцену. Там они играют свою собственную драму с жестоким, трагическим концом. Таким образом они выходят из вымысла в реальность, или, наоборот, их "вымысел" вытесняет "реальную" сцену - директора, актеров и всех прочих. В Генрихе IV герой, сойдя с ума, выстраивает вокруг себя иллюзорный мир. Но даже излечившись от сумасшествия, он вынужден до конца дней притворяться больным, поскольку обстоятельства препятствуют его возвращению в мир реальный. Пиранделло написал шесть романов. Кроме уже названных, это Отвергнутая (L'esclusa, 1901), По очереди (Il turno, 1902) и Один, ни одного, сто тысяч (Uno, nessuno e centomila, 1926). Самый известный роман - Покойный Маттиа Паскаль. В нем молодой человек, пользуясь тем, что официально его признали мертвым, пытается начать новую жизнь, но вскоре устает от двусмысленности своего положения и возвращается домой - где его никто не ждет. Ему остается единственная роль - "покойного Маттиа Паскаля". Более 300 новелл Пиранделло составили цикл Новеллы на год, многие из них - о жизни на родной Сицилии. Он выпустил также сборник стихов Радостная боль (Mal giocondo, 1889), писал критические работы, среди которых статья Искусство и сознание сегодня (Arte e coscienza d'oggi, 1893) и трактат О юморизме (L'Umorismo, 1908).
ЛИТЕРАТУРА
Пиранделло Л. Пьесы. М., 1960 Пиранделло Л. Покойный Маттиа Паскаль. Л., 1967 Реизов Б.Г. Роман Луиджи Пиранделло "Покойный Маттиа Паскаль"; Луиджи Пиранделло в России. - В кн.: Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур. Л., 1970 Пиранделло Л. Старые и молодые. Л., 1975 Молодцова М.М. Луиджи Пиранделло. Л., 1982 Пиранделло Л. Избранная проза, тт. 1-2. Л., 1983 Пиранделло Л. Новеллы. М., 1986 Пиранделло Л. Избранные произведения. М., 1994
Пиранделло (Pirandello), Луиджи (1867 - 1936)
Итальянский писатель, драматург. Среди произведений - трагикомедии, новеллы: "Новеллы на год" (1901 - 15; 5 томов; сборник новелл), "Шесть персонажей в поисках автора" (1921; трагикомедия), "Сегодня мы импровизируем" (1930; трагикомедия).
Афоризмы, цитаты
Женщины, как и сны, никогда не бывают такими, какими хочешь их видеть.
ПИРАНЕЗИ (Piranesi) Джованни Баттиста (1720-78) - итальянский гравер. Графические "архитектурные фантазии" Пиранези поражают грандиозностью пространственных построений, драматическими светотеневыми контрастами (цикл "Виды Рима", издан в 1748-88).
Пиране́зи Джованни Баттиста (Piranesi) (1720-1778), итальянский гравёр. Графические «архитектурные фантазии» Пиранези поражают грандиозностью пространственных построений, драматическими светотеневыми контрастами (цикл «Виды Рима», издан в 1748-1788).
* * *
ПИРАНЕЗИ Джованни Баттиста - ПИРАНЕ́ЗИ (Piranesi) Джованни Баттиста (1720-78), итальянский гравер. Графические «архитектурные фантазии» Пиранези поражают грандиозностью пространственных построений, драматическими светотеневыми контрастами (цикл «Виды Рима», издан в 1748-88).
* * *
ПИРАНЕ́ЗИ (Piranesi) Джованни Баттиста (4 октября1720, Мольяно, Венето - 9 ноября 1778, Рим), итальянский художник, гравер и архитектор.
Увлечение архитектурой. Первые гравюры
Родился в местечке Мольяно, недалеко от Венеции, в семье каменщика Анджело Пиранези. Благодаря своему брату Анджело, который был монахом картезианского монастыря и очень образованным человеком, рано познакомился с историей Древнего Рима и увлекся его архитектурой. Отец отдал его в обучение Маттео Луккези - инженеру водного магистрата и брату матери Джованни. В круг обязанностей юного Пиранези входило наблюдение за работами в окрестностях Венеции, зарисовки и обмеры. Здесь он познакомился с монументальным зодчеством, полюбил ритмы мощных инженерных конструкций, грандиозных мостов и увлекся творчеством Андреа Палладио (см. ПАЛЛАДИО Андреа) - гениального архитектора позднего итальянского Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Рисованию и законам перспективы его учил известный венецианский архитектор Карло Дзукки. В 1743 Пиранези частично издает свой первый цикл гравюр под названием «Первая часть архитектурных и перспективных рисунков, составленных и гравированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором».
Римский период
В 1740 Венецианская республика решила отправить посольство к папе, и Пиранези был зачислен в свиту посла в качестве рисовальщика. В Риме он вошел в круг художников и архитекторов - пансионеров Французской академии, научился у них, по словам Леграна, одного из биографов Пиранези, «широкому легкому рисунку и головокружительному искусству схватывать глазом и передавать с чувством то биение жизни, без которого все вокруг нас холодно и бесплодно». В течение трех лет, проведенных в Риме, Пиранези работал как театральный декоратор и одновременно изучал архитектуру древности, Ренессанса и барокко (см. БАРОККО), штудируя теоретические труды и делая бесчисленные зарисовки памятников. К концу этого периода относятся его первые опыты в гравюре.
Это был век так называемого «бумажного зодчества»: иллюзорных пейзажей, воздушных замков, фантастических перспективных композиций. Безграничные пространства с нереальной архитектурой, поражающей воображение монументальностью и невероятными ракурсами, увлекли молодого Пиранези. С этого времени в его работах появляются особые приемы гипертрофии форм и светотени, которые станут отличительной особенностью его зрелого стиля. Пиранези часто изображает пышные интерьеры, насыщенные световыми контрастами, сильные ракурсы пространства, немыслимые архитектурные формы и конструкции.
«Тюрьмы»
В конце 1743 Пиранези возвращается на родину и по дороге, проезжая через Венецию, берет несколько уроков рисунка и гравирования у Дж. Б. Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста), по рекомендации которого был приглашен для исполнения декоративных работ в один из венецианских дворцов. В это время он делает первые наброски своих будущих знаменитых серий «Тюрьмы» и «Фантазии» («Каприччи»). «Фантастические композиции тюрем» были впервые изданы в 1745 и переизданы в 1760 с 16 переработанными композициями под названием «Тюрьмы, сочиненные Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором». Эта серия отражает зрелый почерк мастера. Офорты поразительны свободным и виртуозным штрихом, изощренностью и композиционным мастерством: фантастические переплетения сводов, арок, лестниц, колонн, кронштейнов, карнизов, рустов; мрачные машины, рычаги и цепи, заполняющие это пространство, создают ощущение чудовищного леса, в котором затеряны ничтожные фигурки людей, бессильные перед мощью грозного, обрушивающегося на них пространства. Необычайный размах архитектурного воображения позволяет назвать Пиранези предшественником романтизма (см. РОМАНТИЗМ). Черты, характерные для романтического мировоззрения можно обнаружить также в интересе Пиранези к эффектам лунного освещения и мотивам таинственных, бесформенных необычных руин, которые столь часто привлекали внимание художника.
Живописная сила тона и монументальность форм - отличительные черты офортов Пиранези. В больших по размеру листах, требующих рассмотрения на расстоянии, Пиранези располагает площади, уголки города, здания, арки, мосты, развалины, гробницы, лестницы, вазы, канделябры, фрагменты колонн и статуй, орнаменты. С особенной любовью изучает Пиранези камень, его поверхность, окраску, различие пород, следы времени на нем. Графические приемы Пиранези необычайно разнообразны. Мастерски используя многоступенчатое травление, он работает линиями, струящимися во всю глубину листа, сменяя их точками, царапинами, крючками, захлестывающимися петлями, извивами, создавая широкие теневые зоны и сильные световые эффекты.
«Римские древности»
Динамическая насыщенность «Тюрем» - дань увлечению барочными мотивами - постепенно уступает в его работах место спокойно-монументальным композициям «Римских ведут» - обширного собрания офортов, над которым Пиранези работал в течение многих лет. В 1753 Пиранези издает серию «Трофеи Октавиана Августа», и уже с 1752 начинает работу над большим проектом «Римские древности» (полностью вышел в свет в 1756). Издание состояло из четырех томов, каждый из которых содержал большое количество до того не исследованных материалов. Эти гравюры Пиранези стали серьезным вкладом в историю архитектуры античного Рима. Весь этот грандиозный труд был выгравирован на 224 досках и выполнен мастером за неполных пять лет. Успех «Римских древностей» был необычайно велик, хотя критики усмотрели в них отступление от норм классической гравюры. Пиранези даже издал в Риме так называемые «Оправдательные письма», в которых отстаивал правоту своих взглядов и метода воспроизведения античных памятников.
Почти сразу после выхода «Римских древностей» Пиранези издает еще два обширных труда: «О великолепии архитектуры римлян», законченный после 1758, и «Марсово поле античного Рима», вышедший в 1762. Следующей крупной работой Пиранези стала серия «Вазы, канделябры, надгробия, саркофаги, треножники, светильники и античные орнаменты», опубликованная лишь в 1778. В этих офортах Пиранези превращается в ученого исследователя предметов античного быта. Впоследствии листы этой серии широко использовались в классицистических композициях.
Одним из лучших творений Пиранези является серия видов храмов Пестума (см. ПЕСТУМ) , законченная им незадолго до смерти. В этих офортах завораживает не только отточенность техники, но и разнообразие точек зрения на архитектуру, эффектные светотеневые решения, и та особая тщательность, с которой выгравирована каждая деталь.
Наследие Пиранези
Значительным в творчестве художника является его теоретическое наследие: сочинения, посвященные архитектуре, и полемика с противниками. Решительный сторонник Витрувия (см. ВИТРУВИЙ), определявшего архитектуру как синтез «прочности, полезности и красоты», Пиранези является одним из родоначальников классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). Возражая против слепого следования канонам, он поддерживал принципы гармонии функционального и эстетического, которые устанавливались им путем тщательнейшего изучения истории и конструкции древних памятников.
Офорты Пиранези составили 28 томов, 1733 доски (Рим, Королевская калькография), вышедшие из его мастерской. Отличаясь грандиозной работоспособностью, он заполнил за свою жизнь больше медных листов, чем все итальянские граверы 18 в. вместе взятые. В тесном сотрудничестве с Пиранези работал его брат Франческо.
В 1765 Пиранези исполнил единственный в своей жизни реальный строительный заказ: декорировал фасад маленькой церкви Санта-Мария на Авентинском холме в Риме. В этой церкви он был погребен в 1778.
ПИРАНЕЗИ Джованни Баттиста (Piranesi, Giovanni Battista)
(1720-1778), итальянский гравер и архитектор. Родился 4 октября 1720 в Мольяно близ Местре. Учился в Венеции у своего отца, который был каменщиком, у дяди - инженера и архитектора, и у некоторых других мастеров. С 1740 по 1744 изучал технику гравюры у Джузеппе Вази и Феличе Поланцани в Риме; там в 1743 он опубликовал свою первую серию гравюр Первая часть архитектурных и перспективных построений (La parte prima di Architetture e Prospettive). Затем он ненадолго вернулся в Венецию, а с 1745 навсегда поселился в Риме. К концу жизни (он умер 9 ноября 1778) Пиранези стал одним из самых знаменитых граждан Рима. Первый успех пришел к нему после создания четырех больших гравюр Гротески (1745) и серии из четырнадцати листов Фантазии на темы темниц (1745; 1761). Они были исполнены с той артистической непринужденностью и блеском, которые составили славу венецианской гравюры 18 в. Произведения Пиранези всегда ценились коллекционерами как проявление удивительной творческой фантазии и высочайшего художественного мастерства. В конце 1740-х годов художник начал работать над своей самой известной серией гравюр Виды Рима. Им опубликованы несколько томов с исследованиями и реконструкциями практически всех знаменитых построек в Риме и его окрестностях. В последние годы жизни Пиранези выполнил обмеры и сделал зарисовки и гравюры храмов Пестума; они были опубликованы посмертно его сыном Франческо. Главной работой Пиранези в области архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764-1765).
пирано́граф
(см. ...граф) прибор для регистрации (записи) солнечной радиации - суммарной (прямой и рассеянной) или только рассеянной, представляющий собой пиранометр, соединенный с пишущим гальванометром.
Пирано́метр (от греч. pýr - огонь, ánō - наверху и ...метр), прибор (обычно термоэлектрический) для измерения интенсивности солнечной радиации, суммарной или рассеянной.
* * *
ПИРАНОМЕТР - ПИРАНО́МЕТР (от греч. pyr - огонь, ano - наверху и греч. metron - мера, metreo - измеряю), прибор (обычно термоэлектрический) для измерения интенсивности солнечной радиации, суммарной или рассеянной.
ПИРАНОМЕТР (от греч. pyr - огонь - ano - наверху и ...метр), прибор (обычно термоэлектрический) для измерения интенсивности солнечной радиации, суммарной или рассеянной.
пирано́метр, пирано́метры, пирано́метра, пирано́метров, пирано́метру, пирано́метрам, пирано́метром, пирано́метрами, пирано́метре, пирано́метрах
пирано́метр
(гр. pyr огонь + аno наверху + ...метр) прибор для измерения рассеянной (идущей от небесного свода) или суммарной (прямой и рассеянной) солнечной радиации (см. также пиргелиометр).
- Прибор (обычно термоэлектрический) для измерения интенсивности солнечной радиации, суммарной или рассеянной.
Пира́ньи (пираньевые), семейство рыб отряда карпообразных. Тело сжато с боков, высокое, длина до 60 см. Мощные челюсти несут острые, клиновидные зубы. Свыше 50 видов, в пресных водах Южной Америки. Преимущественно стайные хищники, нападают на рыб и других животных, опасны для человека (стая обыкновенных пираний за нескольких минут может уничтожить крупное животное). Растительноядные виды очищают водоёмы от водной растительности. Мелкие виды содержатся в аквариумах, где они теряют свою агрессивность.
* * *
ПИРАНЬИ - ПИРА́НЬИ (пираньевые; Serrasalmidae), семейство рыб отряда карпообразных (см. КАРПООБРАЗНЫЕ), включает три рода, более 50 видов. Тело сжато с боков, высокое, длина до 60 см. Мощные челюсти несут острые, клиновидные зубы. Молодые пираньи очень красивы: голубое в темных пятнах тело, пунцовая грудь и парные плавники, черный хвостовой плавник с вертикальной голубой полосой. Взрослые особи окрашены мрачно: либо сплошь черные, либо усеяны золотыми пятнами.
Пираньи распространены в пресных водах Южной Америки. Эти знаменитые своим свирепым нравом преимущественно стайные хищники могут нападать на рыб и других животных. Стая обыкновенных пираний за несколько минут может уничтожить крупное животное. Эти рыбы опасны для человека. Растительноядные виды очищают водоемы от водной растительности.
Ориентироваться в пространстве пираньям помогают острые зрение и обоняние. Капля крови, попавшая в 250-литровый бассейн, через 30-40 секунд приводит рыб в неистовство. Однако пираньи уничтожают не всех рыб, а в основном больных или раненных. С некоторыми видами южноамериканских сомиков они могут мирно сосуществовать. В стае между пираньями часто возникают конфликты. В драках рыбы часто откусывают часть плавника, губы, куски тела на боку. Такие раны заживают за 4-6 дней. Мелкие виды содержатся в аквариумах, где они теряют свою агрессивность.
ПИРАНЬИ (пираньевые) - семейство рыб отряда карпообразных. Тело сжато с боков, высокое, длина до 60 см. Мощные челюсти несут острые, клиновидные зубы. Св. 50 видов, в пресных водах Юж. Америки. Преимущественно стайные хищники, нападают на рыб и других животных, опасны для человека (стая обыкновенных пираний за несколько минут может уничтожить крупное животное). Растительноядные виды очищают водоемы от водной растительности. Мелкие виды содержат в аквариумах, где они теряют свою агрессивность.
пира́нья, пира́ньи, пира́ний, пира́нье, пира́ньям, пира́нью, пира́ньей, пира́ньею, пира́ньями, пира́ньях
пиранья
- и, ж., одуш. (порт. piranja < яз. амер. индейцев).
Хищная прожорливая рыба с необычайно острыми зубами, обитающая в реках Юж. и Центр. Америки. Поймали двух пираний.
- Самая опасная пресноводная рыба.
- Хищная рыба.
- Скажите на языке индейцев тупи «рыба» и «зуб».
- Фильм Джо Данте.
- Прозвище Кирилла Мазура из серии книг Александра Бушкова.
- Аквариумная рыбка.