письменная коммуникация - процесс порождения, передачи и восприятия письменных высказываний.
письменная работа
Методические термины
ПИ́СЬМЕННАЯ РАБО́ТА.
Вид самостоятельной работы, выполняемой учащимися по заданию и под руководством преподавателя или самостоятельно. Наиболее простым видом П. р. является списывание, которое позволяет овладеть навыками письма. Большую группу П. р. составляют тренировочные работы, например, упражнения на применение грамматических форм или употребление лексических единиц. Воспитанию культуры умственного труда способствуют конспектирование, аннотирование. Эффективность П. р. зависит от того, насколько ясно сформулирована цель задания и в какой мере оно посильно учащемуся.
Полезные сервисы
письменная речь
Переводоведческий словарь
письменная речь
1. Речь в письменной форме.
2. Стилистическая разновидность речи, характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы данного языка.
Стилистический словарь
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - речь, изображенная на бумаге (пергамене, бересте, камне, полотне или какой-либо др. поверхности) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности). Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание постепенно, исправлять и совершенствовать текст. Это способствует появлению более сложных синтаксических конструкций, чем в устной речи (см.), большей логичности, последовательности, связности изложения, высокой нормативности речи.
П. р. необходима для коммуникации во всех функц. сферах: научной (произведения, относящиеся к жанрам монографии, статьи, учебника и др.), официально-деловой (законы, указы, постановления, договоры, заявления и т.д.), публицистической (статьи в газетах, журналах), художественной (литературные произведения), разговорной (записки, частные письма). Научные, публицистические, официально-деловые тексты формируются преимущественно на базе письменной реализации лит. языка. Не случайно эти функц. стили называют книжными. В форме П. р. существует и худож. литература. В этой области лишь устное народное творчество имеет в качестве первичной формы существования устную, записи фольклора являются вторичной формой его реализации.
Для русского (древнерусского) языка первые фиксации П. р. относятся к X-XI вв. Появление письменности у восточных славян стало основной предпосылкой формирования лит. языка, который возник именно как письменный (лат. littera - буква, письмо). Под древнерус. лит. языком понимается тот язык, который дошел до нас в письменных памятниках XI-XIII вв., принадлежащих к различным жанрам, а именно: жанрам светской повествовательной литературы (литературно-художественное произведение "Слово о полку Игореве", летописные повествования и др.), деловой письменности (свод законов "Русская правда", договорные, купчие, жалованные и другие грамоты), церковно-религиозной литературы (проповеди, жития), где был широко представлен старославянский язык, но употреблялись и восточнославянские элементы. Рус. лит. язык существовал только как письменный на протяжении всего донационального периода.
Для развития письменного лит. языка огромное значение имеет деятельность выдающихся мастеров слова. Писателям принадлежит важная роль в эволюции стилей худож. прозы и поэзии, в литературной обработке общенародного языка. Так, А.С. Пушкин, руководствуясь принципами соразмерности и сообразности, достиг в своем худож. творчестве смелого синтеза всех жизнеспособных элементов лит. языка с элементами живой народной речи. Велика роль крупных ученых (среди отечественных - прежде всего М.В. Ломоносова и других деятелей науки периода формирования науч. стиля рус. лит. языка) в создании специальной терминологии, в становлении речевой системности функционального стиля, в совершенствовании способов выражения рассуждения как логического построения текстового характера, формирующегося и используемого прежде всего именно в письменной науч. речи. Значителен вклад В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева в формирование стиля литературно-критических работ.
Лит.: Соболевский А.И. История рус. лит. языка. - М., 1980; Виноградов В.В. Очерки по истории рус. лит. языка XVII-XIX вв. - 3-е изд. - М., 1982; Его же: Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. - М., 1967; Винокур Г.О. Рус. язык. Исторический очерк // Избр. работы по рус. языку. - М., 1959; Ефимов А.И. История рус. лит. языка. - М., 1971; Мещерский Н.А. История рус. лит. языка. - Л., 1981; Горшков А.И. Теория и история рус. лит. языка. - М., 1984; Земская Е.А. Письменная речь // Рус. язык: Энц. - М., 1998.
Т.Б. Трошева
Лингвистические термины
1. Речь, изображенная на бумаге, бересте, камне, полотне, на какой-л. другой поверхности с помощью знаков письменности - графических знаков. Использование П.р. позволяет обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание в соответствии с направленностью темы, исправлять и совершенствовать текст, что способствует появлению более сложных синтаксических конструкций, соблюдению логичности, последовательности, связности изложения, поддержанию нормативности речи.
П.р. используется во всех коммуникативных сферах:
1) научной (монография, статья, учебник и т.п.);
2) официально-деловой (законы, указы, постановления, договоры, заявления и т.п.);
3) публицистической (статьи в газетах, журналах);
4) художественной (литературные произведения);
5) разговорной (записки, частные письма).
Древнерусский литературный язык XI-XIII вв. был дифференцирован в форме различных жанров:
1) светская повествовательная литература;
2) деловая письменность: свод законов "Русская правда", договорные, купчие, жалованные и др. грамоты;
3) церковно-религиозная литература: проповеди, жития. В национальный период письменная форма русского литературного языка развивалась под воздействием выдающихся мастеров слова: писателей, деятелей искусства, науки и др.
2. Одна из форм существования языка, наряду с устной речью. Литературный язык буквально означает письменный язык [ < лат. littera - буква, письмо]. Но это не означает, что письменная речь присуща только литературному языку. Письменно фиксироваться может и нелитературная форма языка в научных, художественных и др. целях.
3. в риторике: ораторская проза или публицистика, за которыми стоит документ; влияние ритора определяется тем, насколько он овладел документом; П.р. не несет непосредственной эмоции создателя, на зато она влиятельна, может быть использована в узкой и влиятельной аудитории.
письменная речь - см. формы речи.
Синтаксис
Речь, изображенная на бумаге, бересте, камне, полотне, на какой-л. другой поверхности с помощью знаков письменности - графических знаков. Использование П.р. позволяет обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание в соответствии с направленностью темы, исправлять и совершенствовать текст, что способствует появлению более сложных синтаксических конструкций, соблюдению логичности, последовательности, связности изложения, поддержанию нормативности речи. П.р. используется во всех коммуникативных сферах:
1) научной (монография, статья, учебник и т.п.);
2) официально-деловой (законы, указы, постановления, договоры, заявления и т.п.);
3) публицистической (статьи в газетах, журналах);
4) художественной (литературные произведения);
5) разговорной (записки, частные письма).
Древнерусский литературный язык XI-XIII вв. был дифференцирован в форме различных жанров:
1) светская повествовательная литература;
2) деловая письменность: свод законов «Русская правда», договорные, купчие, жалованные и др. грамоты;
3) церковно-религиозная литература: проповеди, жития. В национальный период письменная форма русского литературного языка развивалась под воздействием выдающихся мастеров слова: писателей, деятелей искусства, науки и др.
Риторика
в риторике: ораторская проза или публицистика, за которыми стоит документ; влияние ритора определяется тем, насколько он овладел документом; П.р. не несет непосредственной эмоции создателя, на зато она влиятельна, может быть использована в узкой и влиятельной аудитории.
Методические термины
ПИ́СЬМЕННАЯ РЕЧЬ.
Форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. П. р. включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). П. р. может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).
Письменная монологическая форма общения имеет те же характеристики, что и устная (См. монологическая речь). Однако по сравнению с устным монологом П. р. более развернута, структурно сложна, организованна, логически связна. П. р. не имеет средств звукового и интонационного выделения характерных для устной речи. Благодаря дистантному характеру (См. дистантная речь), П. р. может сохранять информацию в теч. длительного времени. В обучении П. р. можно выделить три этапа: овладение графикой и орфографией; усвоение структурных моделей предложений; овладение П. р. как средством общения. Обучение графике включает овладение двумя навыками: правильного изображения букв и правильного соединения их в слове (см. каллиграфия). Усвоение правописания тесно связано с общим процессом выработки навыков и умений и в значительной степени происходит непроизвольно в ходе обучения письменной форме речи. К упражнениям, формирующим орфографические навыки, относятся и разные виды диктантов. По сложности упражнения могут распределяться в следующем порядке: списывание предложений, запись их на слух и по памяти, запись предложений с трансформациями, расширение и сужение предложений, подстановки, составление предложений по образцу и др. В овладении П. р. как средством общения самой распространенной формой работы является сочинение. В трудовой деятельности человека наиболее частотными являются следующие виды письменных сообщений: заметки, план, тезисы, конспект, аннотация, резюме, реферат, объявление, заявление, статья, доклад, отчет, которые являются объектом изучения на занятиях по языку. Ср. устная речь.
Полезные сервисы
письменная речь (письмо)
Педагогическое речеведение
Письменная речь (письмо) - продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков.
Как и все виды речевой деятельности, П. р. имеет следующую структуру:
Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать.
Планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи. Он часто
пользуется долгосрочным планированием своей речи: при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства.
Осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент и промежуточная обратная связь. Пишущий не видит непосредственную реакцию читающего на каждую фразу (он может эту реакцию лишь предугадать). Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты, мимику. Час
то пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе он может быть неверно понят.
Контроль деятельности. Пишущий во времени практически не ограничен, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания.
Механизмы П. р. базируются на механизмах говорения, в процессе П. р. участвуют все речевые анализаторы в их взаимосвязи. Большую, чем в говорении, роль играет планирование и контроль своего высказывания.
Результатом П. р. как вида речевой деятельности является письменное высказывание. В учебной деятельности используются подвиды П. р. - слушание-П. р., чтение-П. р., т. е. ученик слушает и пишет (диктанты, изложения, планы, тезисы, конспекты лекций) или читает и пишет (планы, тезисы, конспекты, аннотации, рефераты). Записи не только сохраняют прочитанный или прослушанный материал, но и помогают его усвоить. Поэтому в учебных целях широко используются такие виды записей, как план, тезисы, конспект и др., и задача преподавателя - научить своих учеников составлять их.
В жизни функционируют различные виды письменных речевых произведений.
Лит.: Методика / Под редакцией А.А. Леонтьева. - М., 1988; Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989.
Л.Е. Тумина
Полезные сервисы
письменная речь коммуникативная
Методические термины
ПИ́СЬМЕННАЯ РЕЧЬ КОММУНИКАТИ́ВНАЯ (англ. free writing).
Вид письменной речи, заключающийся в умении выразить в письменной форме на изучаемом языке свои мысли на основе сформированных графических, орфографических и каллиграфических навыков, а также техники письма. Целью обучения П. р. к. является развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений - текстов, которые используются в учебной и профессиональной деятельности. Выделяются разные типы и жанры письменной речи, которые являются объектом изучения и практического применения на занятиях по практике языка, стилистики, риторики:
1) письменная речь, используемая в учебных целях (конспект, заметка, изложение, эссе, сочинение, план);
2) письменная речь, используемая в профессиональных целях (деловое письмо, контракт, объявление, реклама, отчет, протокол, деловая записка статья);
3) письменная речь, используемая для поддержания общения в форме записок, частных писем, открыток, электронных посланий, телефонных сообщений;
4) письменная речь, используемая в личных целях в виде дневниковых записей, заметок на память, записи адресов;
5) творческая письменная речь (стихи, рассказы, сценарии и др.).
Перечисленные виды коммуникативной письменной речи могут быть вторичными, создаваемыми на основе другой речи, и первичными, создаваемыми на основе личных переживаний и потребностей (Горшков, 2006; Морозов, 2008; Hedge, 1993).