Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

полиграфия

Толковый словарь

ж.

1. Отрасль промышленности, охватывающая все виды производства печатной продукции.

2. Совокупность технических средств, обеспечивающих данную отрасль промышленности.

Толковый словарь Ушакова

ПОЛИГРАФИ́Я, полиграфии, мн. нет, жен. (от греч. poly - много и grapho - пишу).

1. Все отрасли производства, обслуживающего печатное дело.

2. Отдел библиотеки, в котором собраны самые разнообразные сочинения только именам авторов (спец.).

Толковый словарь Ожегова

ПОЛИГРАФИ́Я, -и, жен. Отрасль техники, промышленность, занятая производством печатной продукции; совокупность соответствующих технических средств.

| прил. полиграфический, -ая, -ое. Полиграфическая промышленность.

Толковый словарь Даля

ПОЛИГРАФИЯ - жен., греч. отдел книг о разных науках, смесь.

| Цифрованная, шифрованная, тарабарская грамата, тайнопись. Полиграфный, полиграфический, к сему относящийся. Полиграф, знающий полиграфию;

| писавший много о разных предметах и науках.

Словарь существительных

ПОЛИГРАФИ́Я, -и, ж

Отрасль промышленности, занятая производством печатной продукции (книг, журналов, альбомов, газет и т.п.).

С появлением компьютерной техники полиграфия достигла высочайшего уровня.

Большой энциклопедический словарь

ПОЛИГРАФИЯ (греч. polygraphia - букв. - многописание), 1) отрасль техники, совокупность технических средств для производства печатной продукции - книг, газет и т. п. Основные производственные процессы в полиграфии: изготовление печатной формы, собственно печатание и отделка отпечатанной продукции.

2) То же, что полиграфическая промышленность.

-----------------------------------

ПОЛИГРАФИЯ в рентгенодиагностике - производство нескольких снимков каких-либо органов на одну и ту же пленку через небольшие интервалы времени для исследования их функции (подвижности диафрагмы, перистальтики желудка и др.).

Академический словарь

-и, ж.

Отрасль техники, промышленность, охватывающая все виды производства печатной продукции.

[От греч. πολυγραφία - многописание]

Энциклопедия Кольера

ПОЛИГРАФИЯ - техника многократного получения одинаковых изображений (оттисков) путем переноса красочного слоя с печатной формы на бумагу или другой материал. Собственно процесс переноса изображения с печатной формы на бумагу называется печатанием. Но это только один из процессов изготовления печатной продукции; основные процессы полиграфии - набор, изготовление печатной формы, печатание и брошюровочно-переплетные работы. В полиграфии применяются три основных способа размножения текста и иллюстраций: высокая, глубокая и плоская печать. Высокая печать - самый старый из них. Как на то указывает само название, при таком способе печатающими являются рельефные элементы печатной формы, возвышающиеся над непечатающими (пробельными) элементами. Печатание осуществляется, когда печатающая поверхность, покрытая краской, прижимается к бумаге. При глубокой печати печатающие элементы печатной формы, наоборот, заглублены. Краска наносится на всю поверхность формы, а затем стирается так, что остается только в углублениях, соответствующих изображению. Когда к форме глубокой печати прижимается бумага, краска переходит из углублений на бумагу подобно влаге, впитываемой полотенцем. Печатающие и пробельные элементы формы плоской печати расположены на одном уровне. Этот метод, к которому относятся офсетная печать и литография, основан на различиях в смачиваемости разных участков поверхности. Поверхность формы химически обрабатывается так, что печатающие элементы смачиваются краской, а пробельные ее не принимают.

ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ

Производство всякой печатной продукции начинается с набора. Набор для высокой печати может выполняться ручным или машинным способом.

Ручной набор. Это самый старый вид набора. Для каждой буквы алфавита используется отдельная типографская литера. Литера представляет собой металлический брусок, на верхнем торце которого имеется рельефное изображение буквы. Из таких литер вручную составляют слова, фразы, абзацы и т.д. Типографский шрифт изготовляют в виде отдельных литер разных размеров и гарнитур и поставляют в виде комплектов, содержащих все прописные и строчные буквы, цифры и знаки препинания одного размера и одной гарнитуры. Высота (кегль) шрифта измеряется в неметрических единицах - типографских пунктах. В России стандартный размер пункта равен 0,376 мм. При монотипном наборе в России пользуются англо-американским пунктом, равным 0,3528 мм (1/72 дюйма).

Машинный набор. Машинный набор выполняется, конечно, быстрее ручного. Существуют три основных вида наборных машин для высокой печати: строкоотливные, буквоотливные и крупнокегельные строкоотливные. Все они на самом деле не производят набор типографского шрифта, а отливают шрифт из расплавленного металла. Строкоотливные наборные машины (линотипы и интертипы) набирают текст в виде монолитных металлических строк с рельефной печатающей поверхностью. Каждая такая машина состоит из клавиатуры, магазина и отливного и разборочного аппаратов. При нажатии клавиши с обозначением буквы из магазина выбирается металлическая матрица, которая служит литьевой формой соответствующей буквы. Из матриц составляются целые строки, которые затем механически переносятся в отливной аппарат. Здесь матрицы заливаются расплавленным металлом, и он быстро остужается. Отлитая строка выталкивается из машины, после чего разборочный механизм возвращает матрицы в магазин. Перед отливанием строки механически выполняется ее выключка, т.е. приведение к заданной длине при помощи пробельных пластинок - шпаций. Буквоотливная наборная машина (монотип) состоит из клавиатурного и отливного аппаратов. При нажатии клавиши на бумажной ленте пробивается кодовая комбинация отверстий, соответствующая данной букве. В отливном аппарате, где имеются матрицы для всех букв, по бумажной ленте автоматически отливается набор. В крупнокегельных строкоотливных машинах машинный набор сочетается с ручным. Собранные вручную строки из матриц вводятся в отливной аппарат, в котором отливается набор. Быстрота выполнения - не единственное преимущество машинного набора перед ручным. Он еще и проще во многих отношениях. Например, набор, осуществленный машинным способом, и разбирается механически, а не вручную. Кроме того, поскольку при машинном наборе шрифт каждый раз отливается заново, отпадают трудности, связанные с постепенным износом шрифта.

ПОЛИГРАФИЯ

ПОЛИГРАФИЯ

ПОЛИГРАФИЯ

Клише. Кроме текста, печать имеет дело с иллюстрациями. При высокой печати иллюстрации воспроизводятся с помощью специальных форм высокой печати - клише. Это твердые печатные формы, которые могут изготавливаться вручную, но чаще выполняются фотомеханическими и электромеханическими методами. В зависимости от характера изображения клише могут быть штриховыми, полутоновыми и комбинированными. Штриховые клише, как на то указывает их название, применяются для воспроизведения рисунков, выполненных пером, рукописного текста, чертежей, графиков и других аналогичных оригиналов. При фотомеханическом методе изготовления воспроизводимую иллюстрацию фотографируют и полученный негатив помещают на металлическую пластину, покрытую растворимым в воде фоточувствительным материалом. Свет от мощной лампы, проходя через прозрачные участки негатива, вызывает задубление (затвердевание) покрытия. Покрытие же под непрозрачными участками негатива сохраняет растворимость в воде и вымывается, оставляя чистую металлическую поверхность. После этого всю поверхность пластины подвергают воздействию кислоты, но травление происходит только на участках, не защищенных задубленным покрытием, в результате чего и возникает необходимый рельеф. Штриховые клише проще и дешевле других, но они пригодны только для воспроизведения иллюстраций, состоящих из линий и сплошных темных участков. Для передачи же фотоснимков, рисунков и других изображений, содержащих разные уровни серого цвета, применяются полутоновые клише. Поскольку печатная машина может наносить лишь ровный слой краски, для передачи полутонов изображение на иллюстрации фотографическим методом разбивают на отдельные точки. Для этого на фотографическом этапе процесса на оригинал иллюстрации накладывается растр - оптический прибор с сеткой из непрозрачных черных линий. Растр разделяет изображение на точки, размер которых изменяется в зависимости от интенсивности воспроизводимого тона в том или ином месте. На темном участке изображения растр дает крупные темные точки, а на светлом - мелкие, более удаленные друг от друга. На основе полученного негатива изготовляется клише таким же способом, как и штриховые клише. Комбинированные клише необходимы для воспроизведения иллюстраций, подобных, например, рисунку пером с наведенными тенями. В таких случаях используются элементы обоих указанных выше способов изготовления клише.

Верстка, спуск полос и заключка. После того как набраны текст и заголовки и изготовлены клише, все это должно быть скомпоновано в виде страницы. Эта операция, называемая версткой, состоит в том, что отдельные элементы набора устанавливают в положение, в котором они должны быть на оттиске. Затем вся печатная форма "заключается" (закрепляется) в массивной стальной раме, которая будет удерживать ее в нужном положении в процессе печатания. Размеры рамы для заключки определяются числом и размером печатных форм, которые будут в ней закреплены. Если, например, для одной тетради нужно восемь полос (страниц), то печатник заключит четыре из восьми однополосных печатных форм в одной раме, а остальные четыре - в другой. С каждой из двух четырехполосных печатных форм будет сделан оттиск на разных сторонах одного листа бумаги. После однократного фальцевания (складывания) запечатанного листа по горизонтали и вертикали будет получено восемь полос. При многополосном печатании необходимо располагать отдельные печатные формы полос так, чтобы после печатания и фальцевания оттиски полос шли в тетради в нужном порядке. Такое расположение называется схемой спуска полос.

Стереотипия. При изготовлении многотиражной продукции формы высокой печати изнашиваются и их приходится восстанавливать. Кроме того, при одновременном печатании одного заказа на нескольких печатных машинах пришлось бы несколько раз выполнять один и тот же набор. Поэтому широко применяются копии печатных форм, так называемые стереотипы. Они дешевле, легче и быстрее изготавливаются, дольше служат и могут быть изогнуты для наложения на цилиндры ротационных печатных машин. Копии форм высокой печати изготавливают методами гальванопластики, литья и прессования. При изготовлении гальваностереотипов под прессом делают отпечаток оригинальной формы на листе воска, пластика или свинца. Затем на отпечаток пульверизацией раствора наносят соединение серебра и помещают его в электролитическую ванну, где на поверхности отпечатка наращивается слой меди. Этот слой меди, закрепленный на толстой свинцовой подложке, и образует долговечную печатающую поверхность. Литейный способ дает самые дешевые стереотипы. На оригинальную печатную форму накладывают тонкий (1 мм) лист многослойного картона и на прессе получают с нее матрицу. Затем матрицу металлизируют с поверхности путем пульверизации расплавленным металлом, который по остывании и образует копию печатающей поверхности. Пластмассовые стереотипы можно изготавливать фотографическим методом или прессованием. В первом случае техника такая же, как и при фотомеханическом изготовлении клише, причем фоторепродукционным оригиналом служит оттиск оригинальной формы. Во втором - стереотип получают с матрицы (из материала с полимерной пропиткой) оригинальной формы методом прессования термопластичной пластмассы или резины.

Печатные машины. Машины для высокой печати делятся на три категории: тигельные, плоскопечатные и ротационные.

МАШИНЫ ДЛЯ ВЫСОКОЙ ПЕЧАТИ

МАШИНЫ ДЛЯ ВЫСОКОЙ ПЕЧАТИ

Тигельная машина. Тигельная машина имеет две щеки: талер, на котором закрепляется печатная форма, и тигель, удерживающий бумагу. Когда щеки раздвинуты, красочные валики накатывают краску на всю открытую поверхность формы. Затем щеки сдвигаются и тигель подается так, что бумага плотно прижимается к форме. При таком "натиске" краска переносится с формы на бумагу. Далее щеки раздвигаются и все повторяется с новым листом бумаги. У грейферной тигельной машины движутся и тигель, и талер, но такое устройство применяется только на машинах малого размера. У крупных тигельных машин талер неподвижен.

Плоскопечатная машина. Плоскопечатная машина (изобретенная раньше тигельной) названа так потому, что печатная форма в ней устанавливается на плоский талер. Тигель же, на который накладывается бумага, представляет собой печатный цилиндр. В процессе печатания талер перемещается в своей плоскости под действием вращающегося печатного цилиндра, а бумага зажимается между талером и цилиндром. По завершении печатания печатный цилиндр поднимается, запечатанный лист отделяется и красочные валики заново наносят краску на печатную форму. Плоскопечатная машина может быть не только однокрасочной (описанной выше), но и двухкрасочной или двухсторонней. Двухкрасочная плоскопечатная машина действует так же, как и однокрасочная, с той разницей, что она агрегатирована из двух отдельных печатных секций, каждая со своими печатным цилиндром и красочным аппаратом. После того как напечатана одна форма, бумага переносится передаточным цилиндром ко второму печатному цилиндру для печатания со второй формы. Таким образом, бумага запечатывается дважды с одной стороны. Двухсторонняя плоскопечатная машина, в отличие от описанных выше, запечатывает обе стороны бумаги за один проход. В конструктивном отношении она сходна с двухкрасочной плоскопечатной машиной, но не имеет передаточного цилиндра. После первого печатания бумага освобождается от захватов печатного цилиндра, переворачивается и захватывается вторым печатным цилиндром для печатания второй формы на другой стороне.

Ротационная машина. На ротационной печатной машине запечатываемая бумага проходит между цилиндрической печатной формой (формным цилиндром) и печатным цилиндром. Для такой машины требуется стереотип, которому можно было бы придать форму, соответствующую форме поверхности печатного цилиндра. Ротационные печатные машины делятся на секционные и планетарные (с одним общим печатным цилиндром), а также на листовые и рулонные. Рулонные машины печатают на непрерывно подаваемом бумажном полотне, которое уже после печатания разрезается на отдельные листы. Производительность ротационных машин, как правило, выше, чем у плоскопечатных. В секционной ротационной машине для каждого печатаемого цвета предусматриваются свои красочный аппарат, формный цилиндр и печатный цилиндр. Если, например, машина четырехкрасочная, то в нее входят четыре такие печатные секции. Бумага проходит все четыре секции последовательно. В планетарной же ротационной машине вокруг одного общего печатного цилиндра расположено до пяти (по числу печатаемых цветов) красочных аппаратов и столько же формных цилиндров. Бумажное полотно, протягиваемое вращающимся печатным цилиндром, проходит от одного формного цилиндра к другому, и каждый из них дает свой оттиск до полного завершения цикла печатания.

ОФСЕТНАЯ ПЕЧАТЬ

Процессы офсетной печати существенно отличаются от описанных выше процессов высокой печати. Если при высокой печати печатание осуществляется непосредственно с типографского шрифта и клише, то при офсетной печати необходимо фотографическое преобразование изображения набранного материала в прозрачное изображение на пленке. Выполненный шрифтовой набор сначала фотографируется. Затем полученный пленочный негатив используется как диапозитив для переноса изображения набора на формный материал, покрытый светочувствительным слоем. Существуют три основных вида набора для офсетной печати: металлический набор, набор на наборно-пишущих машинках и фотонабор. Набор металлический и на наборно-пишущих машинках. После того как машинным методом выполнен металлический набор текста, для получения фоторепродуцируемого оригинал-макета чаще всего используют репродуцируемый оттиск набора. Набор после постраничной верстки помещают на талер пробопечатного плоскопечатного станка. Полученный оттиск можно фотографировать как фоторепродуцируемый оригинал-макет. Наборно-пишущие машинки - наиболее распространенная (из разработанных в прежние годы) техника получения фоторепродуцируемого оригинал-макета без металлического набора. Электрические пишущие машинки с типографским рисунком шрифта, в которых краска с красящей ленты переносится литерой на бумагу, дают оригиналы для репродуцирования в отраженном свете. Набор на наборно-пишущих машинках может сочетаться с фотонабором.

Фотонабор. Установки для фотонабора прошли путь от простейших ручных приборов для набора текстов полиграфического качества до автоматически управляемых устройств, обеспечивающих очень быструю переработку текстовых массивов. Фотонабор основан на фотографическом процессе (с очень коротким временем экспонирования), при котором знаки по одному экспонируются на фотопленке или стабилизирующейся фотобумаге. Он может быть компьютеризован и требует оборудования двух видов: ленточного перфоратора с клавиатурой и фотонаборной машины, управляемой перфолентой. Одна фотонаборная машина может работать с несколькими перфораторами. При нажатии клавиши перфоратор набивает на бумажной ленте кодовую комбинацию отверстий соответствующего типографского знака. На фотонаборных установках с ручным обслуживанием выключку строк, т.е. подгонку их к заданной длине, выполняет оператор. Для этого он следит за показаниями счетчика, который регистрирует занятую и свободную части длины строки. Компьютеризованные же установки не требуют такой построчной выключки. Оператор полностью концентрирует свое внимание на непрерывно набираемом тексте, а информация с перфоленты вводится в компьютер с установленной в нем программой автоматической выключки до стандартного формата. Современные фотонаборные машины - это скоростные устройства, конструкция которых позволяет использовать сразу несколько операторов, работающих параллельно на клавиатуре ленточных перфораторов. Принято разделять их на машины трех "поколений". Машины первого поколения представляют собой простые фотомеханические устройства. Вводимая перфолента задает положение матричной рамки, конструктивно схожей с матричной рамкой магазина буквоотливной наборной машины. Основное различие в том, что здесь матричная рамка содержит не матрицы для отливки литер из металла, а фотонегативы типографских знаков. Когда перфолента вызывает ту или иную букву, матричная рамка механически устанавливается в положение, при котором эта буква может быть экспонирована в нужном месте фотобумаги или фотопленки. Кегль шрифта изменяется перемещением оптической увеличительной системы. В машинах второго поколения, наиболее распространенных в настоящее время, имеется дисковый или барабанный шрифтоноситель, по окружности которого напечатаны прозрачные буквы алфавита. При вращении шрифтоносителя вводимая перфолента запускает экспонирующее устройство, которое дает световую вспышку в тот момент, когда нужная буква оказывается на пути света. При экспонировании свет, несущий изображение буквы, проходит через увеличительную систему, положением которой определяется кегль шрифта. В ходе экспонирования шаговый механизм определяет ширину буквы и передвигает фотопленку или фотобумагу в положение для экспонирования следующей буквы. Производительность фотонаборных машин второго поколения намного выше, чем первого, и составляет от 20 до 600 знаков в секунду и более.

ФОТОНАБОРНАЯ МАШИНА дает изображения букв на светочувствительной бумаге или фотопленке для офсетной печати.

ФОТОНАБОРНАЯ МАШИНА дает изображения букв на светочувствительной бумаге или фотопленке для офсетной печати.

Машины третьего поколения - это высокоскоростные установки с электронно-лучевой трубкой, не имеющие деталей, которые совершали бы механическое движение во время набора. В таких установках все знаки хранятся в форме шрифтовых комплектов в памяти компьютера. Когда они вызываются вводимой перфолентой или магнитной лентой, компьютер выводит их на экран монитора. С помощью оптической системы знаки моментально регистрируются на фотоматериале. Кегль шрифта регулируется электронными средствами, производительность может составлять от 100 до 10 000 знаков в секунду в зависимости от требуемого качества печати.

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАБОР. Текст, записанный на магнитной ленте или дискете, вводится в компьютер с накопителем и передается на АРМ (автоматизированное рабочее место) верстальщика. Текст может также обрабатываться процессором текста на персональном компьютере и на дискете вводиться в компьютер с накопителем или непосредственно на АРМ. На мониторе АРМ можно выполнять верстку и вводить иллюстрации. Электронная наборная машина дает фотографическое изображение, которое можно использовать для изготовления фотоформы, а затем и печатной продукции. Можно также выводить изображение на лазерный принтер и затем изготавливать электронный эквивалент распечатки (обычно на компакт-диске).

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАБОР. Текст, записанный на магнитной ленте или дискете, вводится в компьютер с накопителем и передается на АРМ (автоматизированное рабочее место) верстальщика. Текст может также обрабатываться процессором текста на персональном компьютере и на дискете вводиться в компьютер с накопителем или непосредственно на АРМ. На мониторе АРМ можно выполнять верстку и вводить иллюстрации. Электронная наборная машина дает фотографическое изображение, которое можно использовать для изготовления фотоформы, а затем и печатной продукции. Можно также выводить изображение на лазерный принтер и затем изготавливать электронный эквивалент распечатки (обычно на компакт-диске).

По завершении набора экспонированный фотоматериал (пленка или бумага) остается в светонепроницаемой кассете. Фотопленка проходит химическую обработку в темном помещении, и полученный негатив непосредственно используется для изготовления печатной формы. На фотобумаге же после обработки получаются гранки текста, подобные пробному оттиску.

Репродукционные установки. Оригиналами для копирования при изготовлении печатных форм офсетной печати служат прозрачные фотографические изображения (на фотопленке) текста, набранного рассмотренными выше методами, репродуцируемых оттисков, фотоснимков, иллюстраций и всех других материалов, которые требуется представить в печатном виде. Для получения таких промежуточных оригиналов применяются репродукционные фотоаппараты. При изготовлении печатных форм используются репродукционные оригиналы трех видов: штриховые, полутоновые и цветные. Штриховые оригиналы, подобно штриховым клише для высокой печати, содержат лишь линии и темные участки без полутоновых градаций. Они служат для воспроизведения репродуцируемых оттисков, фотонаборных гранок на бумаге, графиков, рисунков пером и пр. Полутоновые же офсетные оригиналы, как и полутоновые клише высокой печати, содержат до 30-45 переходов тона от насыщенного до нулевой плотности. При изготовлении штрихового или полутонового репродуцируемого оригинал-макета обычно выполняется фотомонтаж. Все штриховые оригиналы наклеиваются на листы плотной бумаги в том положении, в каком они должны быть на окончательно запечатанном листе. Результатом такой операции, аналогичной постраничной верстке текста в случае металлического набора, является смонтированный оригинал-макет всего типографского заказа. Этот оригинал-макет фотографируется как единое целое. После экспонирования в репродукционном фотоаппарате штрихового оригинал-макета в фотоаппарат помещается полутоновый оригинал, и фотоаппарат устанавливается на размер. Чтобы воспроизвести полутоновый оригинал, его необходимо преобразовать в изображение из полутоновых точек. Это осуществляется с помощью полутонового растра, как описывалось выше. Затем штриховые и полутоновые негативы совмещают по соответствующей схеме спуска так, чтобы впоследствии они оказались в правильном положении на запечатанном листе бумаги. После этого негативы переносятся на монтажный лист, который становится носителем всех негативов, используемых при изготовлении офсетных печатных форм.

Многокрасочная печать. Цветной оригинал труднее воспроизвести, чем штриховой и полутоновый, т.к. для этого требуется цветоделение. Цвета субтрактивного смешения - синий, зеленый и красный - образуются при наложении друг на друга соответственно голубого и пурпурного, голубого и желтого, пурпурного и желтого. Чтобы точно воспроизвести требуемый цвет, например зеленый или оранжевый, нужно точно воспроизвести соотношение в нем трех цветовых составляющих - желтого, голубого и пурпурного. Это достигается при помощи трех цветоделительных светофильтров, каждый из которых пропускает на черно-белую фотопленку только свет, соответствующий его цвету. Затем уже нетрудно воспроизвести такую же смесь цветов на бумаге путем последовательного наложения желтой, синей и красной красок с трех разных печатных форм. Как правило, добавляют еще и четвертую форму - для черного цвета, что позволяет увеличить диапазон плотности и повысить четкость на участках тени. Цветоделение осуществляется в репродукционном фотоаппарате, но существует и более современный метод электронного цветоделения, о котором подробнее будет сказано ниже.

ЭЛЕКТРОННОЕ ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ. позволяет получать цветоделенные негативы непосредственно с цветного оригинала. Свет сканирующей лампы проходит сквозь оригинал-диапозитив, закрепленный на вращающемся барабане. Прошедший свет регистрируется фотоэлементами, электрические сигналы которых поступают на компьютер. По этим сигналам компьютер определяет количество краски каждого цвета, необходимое для воспроизведения каждой сканируемой точки, и вырабатывает команды управления яркостью лампы, освещающей выходную фотопленку.

ЭЛЕКТРОННОЕ ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ. позволяет получать цветоделенные негативы непосредственно с цветного оригинала. Свет сканирующей лампы проходит сквозь оригинал-диапозитив, закрепленный на вращающемся барабане. Прошедший свет регистрируется фотоэлементами, электрические сигналы которых поступают на компьютер. По этим сигналам компьютер определяет количество краски каждого цвета, необходимое для воспроизведения каждой сканируемой точки, и вырабатывает команды управления яркостью лампы, освещающей выходную фотопленку.

Цветоделительная съемка требует четырехкратного экспонирования оригинала на отдельные фотопленки. Первая экспозиция делается через красный светофильтр, который пропускает только голубой, или синий, свет от оригинала. Вторая экспозиция делается через зеленый светофильтр, и регистрируется только красный, или пурпурный, свет. При третьей экспозиции регистрируется только желтый свет через синий светофильтр. Четвертая экспозиция, для черного цвета, состоит из трех частичных экспозиций: одной - через красный светофильтр, другой - через зеленый и третьей - через синий. По четырем цветоделительным негативам изготавливаются офсетные формы, по одной для каждой краски. При последовательном печатании эти формы точно воспроизводят цветовой состав оригинала.

Изготовление печатных форм. Офсетные печатные формы обычно изготовляются из металлической фольги толщиной 0,01-0,05 мм. Два основных типа таких форм - поверхностные и "глубокий офсет", причем к последним относятся и биметаллические. Поверхностные формы - это действительные формы плоской печати: их печатающие участки расположены на одном уровне с непечатающими. Защитное светочувствительное покрытие может наноситься наливанием в центре формы с последующим вращением для выравнивания либо накатыванием. Выпускаются также формные материалы с заранее нанесенным светочувствительным защитным слоем. Поверхностные формы обычно применяются в тех случаях, когда тираж не превышает 45 000. Формы глубокого офсета обрабатываются так же, как и поверхностные, но их непечатающие участки заглубляются химическим травлением. Благодаря этому такие формы более тиражестойки, чем поверхностные, и выдерживают до 500 000 оттисков. Биметаллические формы состоят из двух слоев разных металлов, одного - очень хорошо смачиваемого краской (например, меди) и образующего печатающие участки, а другого - плохо смачиваемого краской (например, неполированного хрома) и образующего пробельные участки. Биметаллические формы четко воспроизводят высококачественные изображения и выдерживают до 3-5 млн. оттисков.

Офсетные машины. Машины плоской офсетной печати делятся на плоскопечатные и ротационные. Ротационные машины по виду запечатываемого материала (бумаги) подразделяются на листовые и рулонные. По конструкции многих узлов, красочных аппаратов и др. офсетные машины аналогичны машинам высокой печати. Основная же их отличительная особенность - наличие офсетных передаточных цилиндров и увлажняющих аппаратов.

ОФСЕТНЫЕ МАШИНЫ

ОФСЕТНЫЕ МАШИНЫ

Листовые офсетные машины. В листовой ротационной офсетной машине печатаемое изображение переносится с формы на бумагу с помощью трех цилиндров - формного, передаточного и печатного. Форма плоской печати закрепляется на формном цилиндре. Увлажняющий аппарат наносит на ее пробельные элементы тонкий слой увлажняющего раствора, после чего красочный аппарат накатывает на нее краску. При вращении формного цилиндра красочное изображение переносится на гладкую резино-тканевую пластину, закрепленную на передаточном цилиндре. Эта пластина переносит изображение на бумажный лист, удерживаемый захватами на печатном цилиндре. Листовая офсетная машина может быть однокрасочной и многокрасочной. Многокрасочные машины агрегатируются из отдельных печатных секций (содержащих формный, передаточный и печатный цилиндры) с отдельными красочными и увлажняющими аппаратами - по числу печатаемых красок. Бумага переходит из одной секции в другую, и полный оттиск получается последовательным наложением красок. Порядок наложения красок определяется конкретной спецификацией заказа. Чаще всего они накладываются в таком порядке: желтая, красная, синяя, черная. Одной из типичных разновидностей ротационной офсетной машины является двухсторонняя листовая машина. В ней имеются два формных и два передаточных цилиндра. На обоих формных цилиндрах закрепляется по печатной форме, и красочные изображения переносятся с форм на соответствующие передаточные цилиндры. Бумага зажимается между передаточными цилиндрами, и красочные изображения переносятся с них на разные стороны бумажного листа. При этом один передаточный цилиндр играет роль печатного цилиндра для другого. Еще один вид листовой офсетной машины - плоскопечатная машина. Здесь форма плоской печати и бумага располагаются на талере машины. Над талером движется каретка с передаточным цилиндром, увлажняющим и красочным аппаратами, которая за один проход увлажняет поверхность формы, накатывает на нее краску и переносит красочное изображение на передаточный цилиндр, а с него - на бумагу.

Рулонные офсетные машины. Рулонные офсетные машины, как и рулонные ротационные машины высокой печати, печатают на непрерывном бумажном полотне. Запечатанное полотно либо снова сматывается в рулон, либо разрезается на листы, фальцуется, брошюруется и переплетается в соответствии со спецификацией заказа. Рулонные офсетные машины разделяются на секционные, двухсторонние и планетарные. Секционные, подобно многокрасочной листовой машине, состоят из нескольких секций (по числу печатаемых красок), печатающих каждая свою краску на одной стороне бумажного полотна. В двухсторонней машине передаточный цилиндр одной секции служит печатным цилиндром для передаточного цилиндра другой, так что за один прогон бумажное полотно запечатывается с обеих сторон. В планетарной машине красочные секции группируются вокруг общего печатного цилиндра. Печатание осуществляется при прохождении бумажного полотна между ним и передаточными цилиндрами отдельных секций.

ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ

Глубокая печать - это процесс печатания с сотовых красочных ячеек, химически вытравленных вглубь от поверхности медного, чугунного, стального или алюминиевого цилиндра. На один квадратный сантиметр площади цилиндрической поверхности металлической печатной формы приходятся тысячи таких ячеек. Процесс начинается в репродукционном фотоаппарате с переноса на фотопленку изображения репродукционного оттиска, гранок набранного текстового материала, штриховых и полутоновых фотоиллюстраций. Перенос фотографического изображения с фотопленки на формный цилиндр осуществляется с использованием светочувствительного промежуточного слоя так называемого резиста. Один из самых обычных резистов - сенсибилизированная желатиновая "пигментная бумага". Свет мощной лампы направляется через фотопленку на кислотостойкую пигментную бумагу. Под действием света желатиновое покрытие задубливается. Там, где света меньше, т.е. на темных участках, желатина задубливается в меньшей степени, чем на светлых. После экспонирования пигментная бумага накладывается на формный цилиндр и незадубленный резист вымывается. Цилиндр помещают в кислотную ванну, в которой печатающие участки вытравливаются на глубину, зависящую от количества задубленного резиста, оставшегося на цилиндре. В результате получается цилиндрическая форма глубокой печати с вытравленными ячейками разной глубины. От глубины ячейки зависит количество заполняющей ее краски, а следовательно, и тон (градация серого) на данном участке печатаемого изображения.

Электронное гравирование. Электронное гравирование, в отличие от подготовки формного цилиндра глубокой печати, состоит только из двух этапов: фотографирования и гравирования. Оригинал фотографируется, а изображение, полученное на фотопленке, сканируется фотоэлектронным устройством. Электронные импульсы, возникающие при сканировании, управляют резцом, который создает на поверхности цилиндра ячейки разной глубины.

Машина глубокой печати. После травления или гравирования поверхность формного цилиндра глубокой печати для увеличения его срока службы покрывается слоем хрома. Затем цилиндр монтируется в печатной машине. Машина глубокой печати не имеет краскоподающей, накатной и раскатной систем. Ее формный цилиндр при вращении частично погружен в резервуар с жидкой краской. Избыток краски удаляется с его поверхности ракельным механизмом, так что краска остается только на заглубленных участках изображения. После этого цилиндр приводится в контакт с бумагой для печатания.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПЕЧАТИ

Наряду с тремя основными способами (высокая, офсетная и глубокая печать) в полиграфии применяется ряд других видов печати. Почти все они носят специальный характер. Некоторые из них рассматриваются ниже.

Трафаретная печать. Трафаретная печать широко известна не только в полиграфии. Изготовленный вручную или фотомеханическим способом трафарет накладывается на густую сетку из шелка, найлона или нержавеющей стали, натянутую на деревянной рамке. На плоскую поверхность помещают бумагу или другой материал для запечатывания, а сверху устанавливают деревянную рамку с сеткой так, чтобы сетка и трафарет вплотную прилегали к запечатываемому материалу. Затем по трафарету резиновым валиком прокатывают густую краску. Там, где в соответствии с печатаемым изображением краска проходит через трафарет, она просачивается и сквозь сетку на запечатываемый материал. Трафаретная печать отличается универсальностью. Она пригодна для печатания на самых разнообразных материалах, от стекла и металлов до дерева и тканей. К тому же такой процесс позволяет наносить толстые слои краски. Описанный выше ручной процесс трафаретной печати может быть механизирован с использованием плоскопечатных листовых или рулонных машин, которые дают от 200 до 6000 оттисков в час.

Фототипия. Фототипия обеспечивает воспроизведение оригинала с высокой верностью, но пригодна она в основном для малотиражной продукции. Существуют два варианта фото

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПОЛИГРАФИЯ (от поли... и греческого grapho - писать; В переносном смысле - печатать; буквально - многопечатание), отрасль техники, совокупность технических средств для производства печатной продукции (книг, газет и т.п.), а также отрасль промышленности, объединяющая промышленные предприятия, производящие печатную продукцию.

Орфографический словарь

полигра́фи́я, -и

Словарь ударений

полиграфи́я, -фи́и

Á сущ; 222 иск см. Приложение II

Сведения о происхождении слова:

Слово пришло в наш язык из немецкого языка, при этом в немецком Polygraphíe ударение также падает на четвертый слог.

Сведения о старой норме ударения:

Старой нормой было ударение полигра́фия.

Трудности произношения и ударения

полигра́фия и допустимо полиграфи́я.

Формы слов для слова полиграфия

полиграфи́я, полиграфи́и, полиграфи́й, полиграфи́ям, полиграфи́ю, полиграфи́ей, полиграфи́ею, полиграфи́ями, полиграфи́ях

Синонимы к слову полиграфия

сущ., кол-во синонимов: 4

Идеография

копирование

текст, посредством, отпечаток (рельефа)

полиграфия - технология печати, основанная на получении механических отпечатков текста.

полиграфист.

печатник. печатный (# труды. # издание. # цех).

печатание. печатать, -ся.

напечатать. отпечатать.

оттиск.

тиснение. тисненый.

шрифт: бриллиант - 3 пункта, диамант, перл, нонпарель, миньон, петит, боргес, корпус - 10, цицеро - 12, миттель - 14, терция - 16, текст - 20

шрифт - комплект символов, оформленный в едином художественном стиле.

клише.

политипаж.

матрица. матрицировать.

рейбер. ракель. шмуцроль. плюр.

тангир. декель.

... типия.

типография

Морфемно-орфографический словарь

полигра́ф/и́/я [й/а].

Грамматический словарь

полиграфи́я ж 7a [//устар. полигра́фия ж 7a]

Этимология

Заимствовано из французского, где polygraphie образовано путем сложения греческих слов poly ("много") и graphein ("писать").

Этимологический словарь

Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где polygraphie < греч. polygraphia (сложения poly «много» и graphein «писать»).

Словарь иностранных слов

ПОЛИГРАФИЯ (греч., от polys - многий, и grapho - пишу). 1) искусство писать секретным способом, попятным только для посвященных. См. ШИФРЫ. 2) искусство разбирать секретные шрифты. 3) отделение библиотеки, где хранятся полиграфы. 4) шрифт, который годен для нескольких языков.

Сканворды для слова полиграфия

- Отрасль промышленности.

Полезные сервисы

полиграфия (в рентгенодиагностике)

Энциклопедический словарь

ПОЛИГРАФИЯ (в рентгенодиагностике) - ПОЛИГРАФИ́Я в рентгенодиагностике, производство нескольких снимков каких-либо органов на одну и ту же пленку через небольшие интервалы времени для исследования их функции (подвижности диафрагмы, перистальтики желудка и др.).

Полезные сервисы