Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

портретный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. портрет, связанный с ним

2. Свойственный портрету, характерный для него.

отт. перен. разг. Точно соответствующий внешнему облику кого-либо.

3. Предназначенный для портрета.

Толковый словарь Ушакова

ПОРТРЕ́ТНЫЙ, портретная, портретное.

1. прил. к портрет. Портретная живопись. Портретная галерея. Портретное сходство.

2. в знач. сущ. портретная, ой, жен. В дворянских домах - комната, где висят портреты, преим. предков (ист.). «А я забился там, в портретной.» Грибоедов.

Толковый словарь Ожегова

ПОРТРЕ́Т, -а, м.

Энциклопедический словарь

ПОРТРЕ́ТНЫЙ -ая, -ое. к Портре́т. П. набросок. П-ая живопись. П-ая галерея. П-ые зарисовки. // Такой, как на портрете, соответствующий внешнему облику кого-л. П-ое сходство. П-ая точность.

Академический словарь

-ая, -ое.

1. прил. к портрет.

Портретный набросок. Портретная живопись.

||

Такой, как на портрете, соответствующий внешнему облику кого-л.

Ведь нам нужна большая группа талантливых артистов, помимо дарования и опыта имеющих портретное сходство с героями фильма. Гардин, Воспоминания.

2. в знач. сущ. портре́тная, -ой, ж.

Комната, обычно в дворянских домах, где висели портреты.

[Фамусов:] Ждем князя Пётра Ильича. А князь уж здесь! А я забился там, в портретной. Грибоедов, Горе от ума.

В ненастные дни, Когда мы в портретной садились И ты начинала рассказывать нам, Так весело было! Н. Некрасов, Русские женщины.

Орфографический словарь

портре́тный

Формы слов для слова портретный

портре́тный, портре́тная, портре́тное, портре́тные, портре́тного, портре́тной, портре́тных, портре́тному, портре́тным, портре́тную, портре́тною, портре́тными, портре́тном, портре́тен, портре́тна, портре́тно, портре́тны, портре́тнее, попортре́тнее, портре́тней, попортре́тней

Синонимы к слову портретный

прил., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

портре́т/н/ый.

Грамматический словарь

портре́тный п 1*a

Словарь галлицизмов русского языка

ПОРТРЕТНЫЙ ая, ое. portrait m.

1. Отн. к портрету. Портретные зарисовки. Портретный рисунок. БАС-1. Оне <певчие> в бытность при мне в науке с крайним прилежанием и охотою обучались как рисовать красками писать в копировании с картин портретных и историчных, причем могут и с натуры портреты изображать. 1753. Аттестат Лосенко. // Каганович А. Лосенко 31. Портретная модель. ЭМС 264. ♦ Портретная съемка. || Точно соответствующий внешнему облику кого-л. БАС-1. Ученик и племянник его Досифей в своем надгробном слове Иосифу изображает его с портретной точностью и детальностью. Ключевский Курс рус. ист. || Описывающий характерные черты кого-л. Говоря об Александре <I > и о его способности пристращаться (s'engouer), указывая на лица, которые были предметами такого пристрастия, я не мог выключить, утаить из этой портретной выставки имя, которое более и долее других было у всех на виду. П. Вяземский. // РА 1876 1 480.

2. разг., проф. Сейчас вместо понятия "визитная карточка" употребляется термин "портретная песня". Радиопередача "Малая Невка". 3. 10. 1996. - Лекс. САР 1822: портре/тный.

Полезные сервисы

портретный очерк учителя

Педагогическое речеведение

Портретный очерк учителя - жанровая разновидность публицистического портретного очерка, в центре которого яркая творческая индивидуальность учителя. В основе создания жанра лежит анализ-исследование и изображение профессионального мастерства педагога, профессиональных секретов, отражающих его личностные особенности, с целью распространения его опыта работы, оказания социально-психологического воздействия на аудиторию, включающего убеждение и эмоциональное вовлечение («заражение»). В П. о. у. автор исследует профессиональный успех конкретного учителя, показывает его неординарный, творческий подход к преподаванию своего предмета, к решению важных педагогических (социально значимых) проблем, его психолого-педагогические приемы, стиль педагогической деятельности, методические открытия, индивидуальную технологию обучения и дает им свою оценку, которая имеет социально обусловленный характер. Цель данного жанра - дать эмоционально-образное представление об учителе, вызывающем интерес прежде всего в плане его высоких профессиональных качеств, показать человека в профессии, привлечь внимание к неординарной личности педагога, эмоционально воздействовать на читателя, пробудить у него определенные мысли, стремления. П. о. у. является одновременно и проблемным: анализ, авторская интерпретация личности педагога, его деятельности проводятся в аспекте тех или иных актуальных для современных школы, вуза педагогических проблем.

На отбор фактов информации об учителе, придание им социальной значимости, их оценку и средства ее языкового воплощения влияют два фактора: общая социально-коммуникативная установка периодического издания и состав и интересы читательской аудитории. В зависимости от коммуникативной целеустановки, на выбор которой влияет адресат, различаются две разновидности П. о. у. Так, в очерке может доминировать одна коммуникативная интенция: «создание образа учителя, эмоционально-образного представления о нем». В таком очерке преобладает изобразительная, лирическая манера построения образа героя. Образ автора в нем можно определить как «повествователь-рассказчик». Как правило, такая разновидность очерка является публикацией в неотраслевых изданиях, адресатом которых является широкая, массовая аудитория. В основе создания другого типа П. о. у. лежат две коммуникативные интенции: «создание образа творчески работающего учителя» и «пропаганда его профессионального мастерства». В таком очерке преобладает аналитическая манера построения образа героя. Образ автора представлен в нем как «повествователь-исследователь». Этот очерк чаще встречается на страницах специализированных, отраслевых изданий, профессионально-ориентированных, имеющих более узкую читательскую аудиторию - специалистов. Одним из средств создания образа учителя в очерке является композиция, которая включает в себя следующие компоненты: описание внешности учителя; «биографический экскурс»; характеристика; эпизоды, раскрывающие те или иные стороны личности педагога, иллюстрирующие его профессиональные качества; оценка учителя со стороны его коллег, учеников; изложение автором сути методики учителя, ее характеристика; изложение своих педагогических взглядов, концепции, принципов самим героем; интервью с героем очерка - учителем (диалог); фрагменты уроков; описание специфических психолого-педагогических приемов учителя; отражение его увлечений, интересов в профессиональной деятельности, в работе с детьми; описание обстановки, в которой работает учитель; рассуждения-размышления автора «по ходу» повествования на педагогические, социально значимые темы; комментарий автора; открыто выраженную авторскую оценку и др. Порядок следования этих композиционных единиц зависит от развития мысли автора, его идейного замысла. Одни из этих компонентов представляют изобразительную часть в композиции жанра, другие - публицистическую, каждая из них выполняет определенную функцию. Назначение первой - служить наглядному показу, изображению профессионального мастерства учителя, его педагогического творчества, назначение второй - осмысление его деятельности, которое выражается через рассуждения-размышления автора, его комментарий, оценку, различного рода обобщения, выводы, которые выступают в качестве скреп. Смена, чередование публицистических и изобразительных частей - важная особенность композиций П. о. у. Данный жанр относится к субъективно-информативным текстам: информация в нем исходит непосредственно от субъекта как в плане эмоционально-оценочном, так и в плане содержательно-тематическом, поскольку автор преподносит читателю свое видение, свою «социализированную» оценку личности учителя. Прямое «вмешательство» автора в материал и анализ увиденного усиливают воздействие данного публицистического текста. Образ автора в П. о. у. - это обобщенный образ автора-гражданина, свое личное отношение он соотносит с определенным общественным отношением и утверждает это отношение как определенную модель для читательской массы. Важная стилевая черта жанра- «интимизация изложения», под которой понимается выражение эмоционально-экспрессивного и интеллектуального содержания, которое связано с созданием эффекта общения, личного контакта автора с читателем, с воспроизведением непринужденного разговора, беседы между ними. Речевой строй П. о. у. носит эмоционально-личностный характер, в нем много языковых средств с экспрессивно-эмоциональной окраской, что обусловлено коммуникативной задачей жанра.

Лит.: Беневоленская ТА. Портрет современника: Очерк в газете.- М., 1983; Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики: Учебно-методическое пособие. - МГУ, 1984.

А. В. Ильина

Полезные сервисы