Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

трансцендентальная философия

Энциклопедический словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНАЯ ФИЛОСО́ФИЯ (нем. Transzendental-Philosophie), самоназвание кантовской (см. КАНТ Иммануил) метафизики. Главная задача трансцендентальной философии - исследование возможности, объема и границ априорных синтетических познаний. Таким образом, трансцендентальная философия имеет дело не столько с вещами, сколько со способами нашего познания вещей.

Кант различает трансцендентальную философию и критику чистого разума. Критика, не углубляясь в детали, излагает принципы априорных синтетических познаний и, таким образом, содержит остов и «идею» трансцендентальной философии. Впрочем, это различие остается весьма условным. Основным результатом трансцендентальной философии является вывод о том, что априорное синтетическое познание простирается не далее предметов возможного опыта. Необходимость подобного вывода обусловлена методом разрешения Кантом вопроса о возможности синтетических суждений a priori. Они возможны лишь в том случае, если наши субъективные познавательные принципы содержат условия возможности предметов. Такими предметами могут быть только явления, так как они по определению тоже имеют субъективный характер. То, что рассудок действительно содержит принципы возможности связи явлений в сознании, Кант доказывает в «трансцендентальной дедукции категорий», составляющей сердцевину всей трансцендентальной философии. Третий главный подвопрос трансцендентальной философии - об объеме априорного синтетического познания - решается Кантом в «метафизической дедукции» категорий, представляющей собой систематизацию последних на основе их принципиального отождествления с логическими функциями суждений. Построенная в результате этой систематизации таблица категорий служит Канту путеводной нитью для определения главных принципов синтетического познания, непосредственно вытекающих из категорий. Все перечисленные задачи решаются уже в рамках критики чистого разума. Трансцендентальная философия, поскольку она отличается от критики чистого разума, должна идти еще дальше и дополнять эти принципы их аналитическими экспликациями (напр. таблицу категорий - списком «предикабилий», т. е. чистых, но производных понятий).

Литературу см. при ст. Кант (см. КАНТ Иммануил).

Полезные сервисы

предикация

Лингвистика

Предика́ция

(от лат. praedicatio -

высказывание) - одна из трёх основных функций языковых выражений

(наряду с номинацией и локацией), акт

соединения независимых предметов мысли, выраженных

самостоятельными словаминорме - предикатом и его актантами), с целью отразить «положение дел»,

событие, ситуацию действительности; акт создания пропозиции. Предикация разделяется на 2 этапа. 1‑й

этап (предикация в узком смысле) - создание пропозиции, соединение

смыслов более элементарных языковых выражений -

незавершённая предикация; 2‑й этап (предикация в широком

смысле) - утверждение или отрицание

(истинности или ложности) пропозиции относительно

действительности - завершённая предикация.

Незавершённая предикация находит отражение в языке как общая часть (имеющая вид предложения) нескольких связанных по смыслу

предложений - утвердительного, отрицательного, вопросительного,

побудительного, истинного или ложного, например: «Он пришёл», «Нет,

он не пришёл», «Пришёл ли он?», «Хоть бы он пришёл, «Я хочу, чтобы он

пришёл», «Неверно, что он пришёл». Пропозиция «он пришёл» по поверхностной структуре совпадает с

утвердительным предложением «Он пришёл», которое, однако, в глубинной структуре имеет вид «Верно, что - Он

пришёл».

Завершённая предикация находит отражение в языке в виде полных

самостоятельных предложений, например каждое из вышеприведённых

предложений целиком. Для выражения незавершённой предикации в

развитых языках имеются специфические формы, такие, как оборот

винительный падеж с инфинитивом (accusativus cum

infinitivo) в индоевропейских языках,

например лат. Legem breve esse oportet ‘Подобает,

чтобы - Закон был краток (закону быть кратким)’, различные причастные обороты и т. п. Наиболее развитой формой

незавершённой предикации является придаточное предложение с союзом типа русского «что»

после глаголов полагания, веры (верю, что;

думаю, что), восприятия (вижу, что), сомнения (сомневаюсь, что, чтобы),

чувства (радуюсь, что) и т. п.

Языковые формы предикации принадлежат не какому-либо одному члену предложения, а предложению в целом.

Поэтому существуют (и, по-видимому, являются древнейшими) формы

предикации без глагола, в виде двух соположенных имён, то есть так

называемого именного предложения: др.-рус. «Грех

сладко, а человек падко», лат. Varium et mutabile semper

femina ‘Изменчиво и непостоянно всегда женщина’, где предикация

выражает вневременну́ю, «сущностную» связь понятий. В глагольном

предложении к предикации как вневременно́й связи присоединяются

показатели и смыслы двух других функций языковых выражений - номинации

(показатель способа бытия - сама лексема

глагола) и локации (показатели времени, места,

лица, наклонения и

т. д.), которые группируются вокруг глагола, образуя «глагольный

комплекс» предложения.

В теоретической лингвистике существует 2 основных подхода к

предикации: 1) предикация рассматривается как функция предложения в

целом, а её показатели, «морфемы спряжения», -

как принадлежность не глагола, а предложения (Л. Ельмслев,

Э. Бенвенист и другие). Предикация отделяется от «сказуемости». Этот

подход представляется наиболее перспективным; 2) предикация

рассматривается как функция «глагольного комплекса» и отождествляется

со «сказуемостью» (И. И. Мещанинов). В обоих подходах созданы

(различающиеся) типологии предикации.

Типология предикация при первом подходе: 1) первичная именная синтагма, соположение двух имён типа русского

«Воин-победитель», «Царь-девица», «Тур - золотые рога»; 2) именное

предложение «сущности», вневременно́е, типа древнерусского «Грех

сладко...»: 3) именное предложение «существования», локализованное

во времени, типа русского «Этот воин - победитель». Исторически

позднее в предложения 2‑го и 3‑го типов вводится глагол-связка «быть», при этом, как свидетельствуют

древние языки, например древнегреческий, в

предложениях «сущности» этот глагол является безударным,

энклитическим, а в предложениях «существования» - ударным; 4) глагольное

предложение, где вторым членом является глагол; если глагол вводится на

место связки в именное предложение, то он добавляет к значению связки

собственное значение номинации способа бытия, например русское «Воин

вышел (стал, оказался, показался и т. д.) победителем».

Типология предикации при втором подходе связывается с развитием

глагола и суммарно совпадает со строем глагольного предложения в порядке

«стадий» его развития: 1) инкорпорированная

структура, 2) аморфный строй, 3) морфологически

оформленные члены предложения.

Внешними, формальными показателями предикации выступают обычно

иконические знаки, «изображающие» самой своей

формой идею соединения понятий: интонация

законченного высказывания; повторы показателей субъекта или объекта или

того и другого при глаголе (см. Спряжение); повторы классных показателей,

например в языках банту; в частном случае -

повторы родовых показателей, как в

индоевропейских языках, например рус. «Этот стакан - голубой», «Эта

чашка - голубая», «Небо - голубое»; повторы превербов (префиксов

глагола) - предлогов, как в древнейшем строе

индоевропейского предложения, ср. также рус. «Он отъехал от крыльца»,

«Он подъехал под арку», в архаическом типе индоевропейского предложения

преверб способен сам по себе быть носителем предикации, ср. литовское Ar pa-žįsti jį -

Pa, букв. - ‘Ты познакомился с ним? - По’ (в значении

утверждения); повторы соотносительных частиц

типа рус. «кто... тот и», «куда... туда» и т. п.

Понятие предикации было известно ещё античным

логикам, но они рассматривали её в аспекте не столько акта, сколько

результата, в виде десяти категорийАристотеля), или предикаментов

(лат. praedicamentum); позже - в виде пяти

классов, или типов, предикатов, «предикабилий» (praedicabilium), у Порфирия. Стоики создали понятие «лекто́н», которое с

современной точки зрения можно охарактеризовать как

«пропозициональный концепт», «пропозициональное понятие», сложное

понятие, соответствующее содержанию пропозиции, в отличие от простых

понятий, выражающихся отдельными словами: «лектон» (как и пропозиция)

не является ни истиной, ни ложью, может соответствовать и тому и

другому, в зависимости от соотнесения с действительностью. К понятию

«лектон» стоиков имеется аналог в учениях древнеиндийских логиков в виде понятия jñānāni

знание’, которое, участвуя в логическом выводе (силлогизме), отражает

то, что есть в мире, но не является ни утверждением, ни отрицанием, ни

истиной, ни ложью.

В средневековой схоластической логике уже оформляется понятие

предикации как акта познания (apprehensio

complex, или complexio ‘соединение,

сложение’), в отличие от понятия предикации как акта простого усмотрения

вещи (apprehensio simplex). «Соединение» отражает

то, что во внешнем мире выступает соединённым и не может быть

представлено простым понятием. Результат акта предикации

характеризовался как «внутреннее слово», «слово сердца» (verbum mentale, verbum cordis).

После длительного перерыва традиции учения схоластов нашли различное

продолжение в логике Ч. С. Пирса и логической системе Б. Рассела. По

Расселу, «вещи» именуются отдельными словами, а «факты», или «события»,

не могут быть вообще поименованы, они выражаются особой языковой

формой - пропозицией, т. е. предикацией.

Хотя в средневековой логике были разработаны детально виды предикации

(деноминативная, прямая, сущностная, формальная, естественная и другие,

которые использовал впоследствии Пирс), однако предикация в целом

понималась только как утверждение или отрицание признака (предиката)

относительно субстанции (субъекта), по формуле «S есть. С современной

точки зрения она расчленяется на три основных типа: 1) множество

включается в множество (⊂); 2) элемент включается в множество (∈);

3) устанавливается эквивалентность (≡), т. е. предикация сводится к

значениям глагола-связки «быть». В узком смысле только эти операции

называются в логике предикацией.

В современной логике понятие предикации (часто уже без применения

термина «предикация») расширено, в него включаются многоместные

предикатные отношения типа «быть родственником», «быть ближе к..., чем

к...» и т. п., которые гораздо полнее отвечают предикации в естественных

языках.

Берка К., Функции глагола «быть» с точки зрения современной

формальной логики, в кн.: Логико-грамматические очерки, М., 1961;

Панфилов В. З., Грамматика и логика, М.-Л., 1963;

Степанов Ю. С., Семиотическая структура языка. (Три функции

и три формальных аппарата языка), Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1973. т. 32,

в. 4;

Бенвенист Э., Именное предложение, в его кн.: Общая

лингвистика, пер. с франц., М., 1974;

Категории бытия и обладания в языке М., 1977;

Арутюнова Н. Д., Сокровенная связкапроблеме

предикативного отношения), Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1980,

т. 39, в. 4;

Мещанинов И. И., Глагол, Л., 1982;

Лосев А. Ф., Учение о словесной предметности [лектон] в

языкознании античных стоиков, в его кн.: Знак. Символ. Миф, М.,

1982;

Семантические типы предикатов, М., 1982;

Hjelmslev L., Le verbe et la phrase

nominale, в кн.: Mélanges de philologie, de

littérature et d’histoire anciennes offerts à J. Marouzeau..., P.,

1948;

Guiraud Ch., Nouvelles réflexions sur la

phrase nominale, «Zeitschrift für vergleichende

Sprachforschung», 1976, Bd 90, H. 1-2;

Nuchelmans G., Late-Scholastic and humanist

theories of the proposition, Amst. - Oxf. -N. Y., 1980;

его же, Judgment and proposition. From

Descartes to Kant, Amst. - Oxf. - N. Y., 1983.

Ю. С. Степанов.

Полезные сервисы