Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

предикация

Толковый словарь

I ж.

Раскрытие содержания субъекта предикатом [предикат I].

II ж.

Установление предикативной [предикативный II 1.] связи между членами предложения (в лингвистике).

Толковый словарь Ушакова

ПРЕДИКА́ЦИЯ, предикации, жен.

1. Определение, раскрытие содержания субъекта предикатом (филос.).

2. Установление предикативной связи между членами предложения (грам.).

Энциклопедический словарь

ПРЕДИКА́ЦИЯ -и; ж.

1. Лог. Определение, раскрытие содержания категории субъекта предикатом.

2. Лингв. Отнесение содержания высказывания к действительности, осуществляемое в предложении.

Орфографический словарь

предика́ция, -и

Формы слов для слова предикация

предика́ция, предика́ции, предика́ций, предика́циям, предика́цию, предика́цией, предика́циею, предика́циями, предика́циях

Синонимы к слову предикация

сущ., кол-во синонимов: 1

Лингвистика

Предика́ция

(от лат. praedicatio -

высказывание) - одна из трёх основных функций языковых выражений

(наряду с номинацией и локацией), акт

соединения независимых предметов мысли, выраженных

самостоятельными словами (в норме - предикатом и его актантами), с целью отразить «положение дел»,

событие, ситуацию действительности; акт создания пропозиции. Предикация разделяется на 2 этапа. 1‑й

этап (предикация в узком смысле) - создание пропозиции, соединение

смыслов более элементарных языковых выражений -

незавершённая предикация; 2‑й этап (предикация в широком

смысле) - утверждение или отрицание

(истинности или ложности) пропозиции относительно

действительности - завершённая предикация.

Незавершённая предикация находит отражение в языке как общая часть (имеющая вид предложения) нескольких связанных по смыслу

предложений - утвердительного, отрицательного, вопросительного,

побудительного, истинного или ложного, например: «Он пришёл», «Нет,

он не пришёл», «Пришёл ли он?», «Хоть бы он пришёл!», «Я хочу, чтобы он

пришёл», «Неверно, что он пришёл». Пропозиция «он пришёл» по поверхностной структуре совпадает с

утвердительным предложением «Он пришёл», которое, однако, в глубинной структуре имеет вид «Верно, что - Он

пришёл».

Завершённая предикация находит отражение в языке в виде полных

самостоятельных предложений, например каждое из вышеприведённых

предложений целиком. Для выражения незавершённой предикации в

развитых языках имеются специфические формы, такие, как оборот

винительный падеж с инфинитивом (accusativus cum

infinitivo) в индоевропейских языках,

например лат. Legem breve esse oportet ‘Подобает,

чтобы - Закон был краток (закону быть кратким)’, различные причастные обороты и т. п. Наиболее развитой формой

незавершённой предикации является придаточное предложение с союзом типа русского «что»

после глаголов полагания, веры (верю, что;

думаю, что), восприятия (вижу, что), сомнения (сомневаюсь, что, чтобы),

чувства (радуюсь, что) и т. п.

Языковые формы предикации принадлежат не какому-либо одному члену предложения, а предложению в целом.

Поэтому существуют (и, по-видимому, являются древнейшими) формы

предикации без глагола, в виде двух соположенных имён, то есть так

называемого именного предложения: др.-рус. «Грех

сладко, а человек падко», лат. Varium et mutabile semper

femina ‘Изменчиво и непостоянно всегда женщина’, где предикация

выражает вневременну́ю, «сущностную» связь понятий. В глагольном

предложении к предикации как вневременно́й связи присоединяются

показатели и смыслы двух других функций языковых выражений - номинации

(показатель способа бытия - сама лексема

глагола) и локации (показатели времени, места,

лица, наклонения и

т. д.), которые группируются вокруг глагола, образуя «глагольный

комплекс» предложения.

В теоретической лингвистике существует 2 основных подхода к

предикации: 1) предикация рассматривается как функция предложения в

целом, а её показатели, «морфемы спряжения», -

как принадлежность не глагола, а предложения (Л. Ельмслев,

Э. Бенвенист и другие). Предикация отделяется от «сказуемости». Этот

подход представляется наиболее перспективным; 2) предикация

рассматривается как функция «глагольного комплекса» и отождествляется

со «сказуемостью» (И. И. Мещанинов). В обоих подходах созданы

(различающиеся) типологии предикации.

Типология предикация при первом подходе: 1) первичная именная синтагма, соположение двух имён типа русского

«Воин-победитель», «Царь-девица», «Тур - золотые рога»; 2) именное

предложение «сущности», вневременно́е, типа древнерусского «Грех

сладко...»: 3) именное предложение «существования», локализованное

во времени, типа русского «Этот воин - победитель». Исторически

позднее в предложения 2‑го и 3‑го типов вводится глагол-связка «быть», при этом, как свидетельствуют

древние языки, например древнегреческий, в

предложениях «сущности» этот глагол является безударным,

энклитическим, а в предложениях «существования» - ударным; 4) глагольное

предложение, где вторым членом является глагол; если глагол вводится на

место связки в именное предложение, то он добавляет к значению связки

собственное значение номинации способа бытия, например русское «Воин

вышел (стал, оказался, показался и т. д.) победителем».

Типология предикации при втором подходе связывается с развитием

глагола и суммарно совпадает со строем глагольного предложения в порядке

«стадий» его развития: 1) инкорпорированная

структура, 2) аморфный строй, 3) морфологически

оформленные члены предложения.

Внешними, формальными показателями предикации выступают обычно

иконические знаки, «изображающие» самой своей

формой идею соединения понятий: интонация

законченного высказывания; повторы показателей субъекта или объекта или

того и другого при глаголе (см. Спряжение); повторы классных показателей,

например в языках банту; в частном случае -

повторы родовых показателей, как в

индоевропейских языках, например рус. «Этот стакан - голубой», «Эта

чашка - голубая», «Небо - голубое»; повторы превербов (префиксов

глагола) - предлогов, как в древнейшем строе

индоевропейского предложения, ср. также рус. «Он отъехал от крыльца»,

«Он подъехал под арку», в архаическом типе индоевропейского предложения

преверб способен сам по себе быть носителем предикации, ср. литовское Ar pa-žįsti jį -

Pa, букв. - ‘Ты познакомился с ним? - По’ (в значении

утверждения); повторы соотносительных частиц

типа рус. «кто... тот и», «куда... туда» и т. п.

Понятие предикации было известно ещё античным

логикам, но они рассматривали её в аспекте не столько акта, сколько

результата, в виде десяти категорий (у Аристотеля), или предикаментов

(лат. praedicamentum); позже - в виде пяти

классов, или типов, предикатов, «предикабилий» (praedicabilium), у Порфирия. Стоики создали понятие «лекто́н», которое с

современной точки зрения можно охарактеризовать как

«пропозициональный концепт», «пропозициональное понятие», сложное

понятие, соответствующее содержанию пропозиции, в отличие от простых

понятий, выражающихся отдельными словами: «лектон» (как и пропозиция)

не является ни истиной, ни ложью, может соответствовать и тому и

другому, в зависимости от соотнесения с действительностью. К понятию

«лектон» стоиков имеется аналог в учениях древнеиндийских логиков в виде понятия jñānāni

‘знание’, которое, участвуя в логическом выводе (силлогизме), отражает

то, что есть в мире, но не является ни утверждением, ни отрицанием, ни

истиной, ни ложью.

В средневековой схоластической логике уже оформляется понятие

предикации как акта познания (apprehensio

complex, или complexio ‘соединение,

сложение’), в отличие от понятия предикации как акта простого усмотрения

вещи (apprehensio simplex). «Соединение» отражает

то, что во внешнем мире выступает соединённым и не может быть

представлено простым понятием. Результат акта предикации

характеризовался как «внутреннее слово», «слово сердца» (verbum mentale, verbum cordis).

После длительного перерыва традиции учения схоластов нашли различное

продолжение в логике Ч. С. Пирса и логической системе Б. Рассела. По

Расселу, «вещи» именуются отдельными словами, а «факты», или «события»,

не могут быть вообще поименованы, они выражаются особой языковой

формой - пропозицией, т. е. предикацией.

Хотя в средневековой логике были разработаны детально виды предикации

(деноминативная, прямая, сущностная, формальная, естественная и другие,

которые использовал впоследствии Пирс), однако предикация в целом

понималась только как утверждение или отрицание признака (предиката)

относительно субстанции (субъекта), по формуле «S есть P». С современной

точки зрения она расчленяется на три основных типа: 1) множество

включается в множество (⊂); 2) элемент включается в множество (∈);

3) устанавливается эквивалентность (≡), т. е. предикация сводится к

значениям глагола-связки «быть». В узком смысле только эти операции

называются в логике предикацией.

В современной логике понятие предикации (часто уже без применения

термина «предикация») расширено, в него включаются многоместные

предикатные отношения типа «быть родственником», «быть ближе к..., чем

к...» и т. п., которые гораздо полнее отвечают предикации в естественных

языках.

Берка К., Функции глагола «быть» с точки зрения современной

формальной логики, в кн.: Логико-грамматические очерки, М., 1961;

Панфилов В. З., Грамматика и логика, М.-Л., 1963;

Степанов Ю. С., Семиотическая структура языка. (Три функции

и три формальных аппарата языка), Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1973. т. 32,

в. 4;

Бенвенист Э., Именное предложение, в его кн.: Общая

лингвистика, пер. с франц., М., 1974;

Категории бытия и обладания в языке М., 1977;

Арутюнова Н. Д., Сокровенная связка (к проблеме

предикативного отношения), Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1980,

т. 39, в. 4;

Мещанинов И. И., Глагол, Л., 1982;

Лосев А. Ф., Учение о словесной предметности [лектон] в

языкознании античных стоиков, в его кн.: Знак. Символ. Миф, М.,

1982;

Семантические типы предикатов, М., 1982;

Hjelmslev L., Le verbe et la phrase

nominale, в кн.: Mélanges de philologie, de

littérature et d’histoire anciennes offerts à J. Marouzeau..., P.,

1948;

Guiraud Ch., Nouvelles réflexions sur la

phrase nominale, «Zeitschrift für vergleichende

Sprachforschung», 1976, Bd 90, H. 1-2;

Nuchelmans G., Late-Scholastic and humanist

theories of the proposition, Amst. - Oxf. -N. Y., 1980;

его же, Judgment and proposition. From

Descartes to Kant, Amst. - Oxf. - N. Y., 1983.

Ю. С. Степанов.

Лингвистические термины

предикация (лат. praedicatio-высказывание). Отнесение содержания высказывания к действительности, осуществляемое в предложении. В предикации логический субъект раскрывается логическим предикатом (что-то о чем-то утверждается или отрицается).

Морфемно-орфографический словарь

предика́ц/и/я [й/а].

Грамматический словарь

предика́ция ж 7a

Словарь иностранных слов

ПРЕДИКАЦИЯ (лат.). Предсказание.

Сканворды для слова предикация

- Отнесение содержания высказывания к действительности, осуществляемое в предложении.

Полезные сервисы