Толковый словарь
I ср.
Форма глагола, имеющая наряду с признаками глагола - время, залог, вид - и признаки прилагательного - изменение по родам, склонение (в лингвистике).
II ср.
1. Вино и хлеб, символизирующие кровь и тело Иисуса Христа, употребляемые верующими христианами во время церковного обряда причащения.
2. разг.
то же, что причащение
III ср. устар.
то же, что причастность
Толковый словарь Ушакова
1.
ПРИЧА́СТИЕ1, причастия, ср. (грам.). Отглагольное имя прилагательное, имеющее форму времени и залога. Поющий - причастие настоящего времени от глагола петь.
2.
ПРИЧА́СТИЕ2, причастия, мн. нет, ср. (церк.).
1. Вино и хлеб, употр. при причащении.
2. То же, что причащение (разг.). После причастия.
3.
ПРИЧА́СТИЕ3, причастия, мн. нет, ср. (книжн. устар.). То же, что причастность. Причастие его к этому делу не установлено.
Толковый словарь Ожегова
ПРИЧА́СТИЕ, -я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж). Действительное п. Страдательное п.
| прил. причастный, -ая, -ое. П. оборот.
II. ПРИЧА́СТИЕ, -я, ср.
1. То же, что причащение.
2. Символизирующее кровь и тело Иисуса Христа вино в чаше с кусочками просвиры, принимаемые верующими во время церковного обряда причащения.
Словарь существительных
ПРИЧА́СТИЕ1́, -я, ср и {{stl_8}}причаще́ние{{/stl_8}}, -я, ср То же, что и евхаристия.
К причастию бабы вынесли плачущих детей (Б.Зайцев).
В последнее время в православной церкви как бы обозначилось евхаристическое возрождение, выразившееся, в первую очередь, в желании все большим количеством мирян более частого причащения (прот. А.Шмеман).
ПРИЧА́СТИЕ2́, -я, ср То же, что дары.
Святое причастие - это дар Христа нам, священная пища, священная трапеза, которую он разделяет с нами, чтобы мы могли жить с ним (С.Куломзина).
Энциклопедический словарь
ПРИЧАСТИЕ
1. ПРИЧА́СТИЕ, -я; ср. Лингв. Форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола (время, залог, вид) и прилагательного (изменение по родам, склонение). Действительное, страдательное п.
◁ Прича́стный, -ая, -ое. П-ая форма. П. оборот.
2. ПРИЧА́СТИЕ, -я; ср. Церк.
1. = Причаще́ние. Обряд причастия. Готовиться к причастию. Участвовать в причастии.
2. Пресный хлеб и вино, олицетворяющие тело и кровь Иисуса Христа, используемые во время причащения. Святое п. Принять п.
* * *
прича́стие - глагольная форма, совмещающая свойства глагола и прилагательного; выражает окачествлённое действие или состояние как свойство лица или предмета.
* * *
ПРИЧАСТИЕ - ПРИЧА́СТИЕ, глагольная форма, совмещающая свойства глагола и прилагательного; выражает окачествленное действие или состояние как свойство лица или предмета.
Большой энциклопедический словарь
ПРИЧАСТИЕ - глагольная форма, совмещающая свойства глагола и прилагательного; выражает окачествленное действие или состояние как свойство лица или предмета.
Академический словарь
1)
-я, ср. грамм.
Форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола (время, залог, вид) и прилагательного (изменение по родам, склонение), например: читающий, читавший.
2)
-я, ср.
1. То же, что причастность.
Дружба и тесная связь его [художника Бари] с музыкантами и певцами, жившими в Риме, несомненна, и объясняется, с наибольшей вероятностью, тем, что сам он имел какое-то причастие к музыке. Шагинян, Воскрешение из мертвых.
2. церк.
Один из обрядов христианской церкви, во время которого дается вино с кусочками просвиры.
Батюшка с тетеньками-сестрицами каждый день ездили в церковь, готовясь к причастию. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
3. церк.
Вино с кусочками просвиры, употребляемое при причащении.
Гуманитарный словарь
ПРИЧА́СТИЕ - важный термин слав.-рус. религ. традиции, имеющий два осн. значения. 1) Участие, прикосновенность к ч.-л., удел, жребий. "Ко́е бо причастие правде к беззаконию, или ко́е общение свету и тме?" (2 Кор 6:14). 2) Вкушение к.-л. пищи (здесь сущ. "причастие" и гл. "причащаться" требуют после себя род. пад.). "Но поведено, по отпущений Литургии, нечто мало причясти́тись, скудно, от пищи..." (из "Исповедания Ростовского архиеп. Феодосия"). В том случае, когда вкушают не обыкновенную пищу, но "Хлеб жизни" (Иоанн 6.48), являемый христианам в установленном Спасителем Таинстве Евхаристии (Лука 22.19-20), употребляются словосочетания: "причащение Тела и Крови Господних", "приобщение евхаристических даров", "принятие Св. Тайн". Слово "П." (причащение) обозначает как сами св. Дары, так и действие причащающего и причащающегося. Обиходное выражение "таинство причащения" является литургически неоправданным. Готовящийся к принятию и только что принявший св. Дары именуется "причастником", или "общником". "Ве́чери Твоея́ Тайныя́ днесь, Сы́не Божий прича́стника мя приими́... "Благодарю Тя, Господи Бо́же мой, я́ко не отри́нул мя еси́ грешнаго, но о́бщника мя бы́ти святынь Твоих сподо́бил еси́..." (из молитв до и после П.). Процесс приготовления к П. называется "гове́ньем" и состоит в посте, посещении богослужений и исполнении особого чина, именуемого "Последование перед св. причащением" (помещается в Молитвослове). Причащение клириков и мирян является конечной целью совершения таинства Евхаристии, составляющего смысловой центр Божественной Литургии. Верующий принимает св. Дары "во оставление грехов и в жизнь вечную" (слова, произносимые архиереем или священником, преподающим П.). "Отцы Церкви считали грехом, если человек был на Литургии и ушел, не причастившись. Но постепенно обычай частого П. стали забывать. Кончилось тем, что до рев-ции люди принимали св. Тайны раз в год (постом) или перед смертью. [...] В наши дни Русская Православная Церковь постепенно возвращается к практике частого П." (Мень А., прот. Таинство, Слово и Образ. Брюссель, 1980. С. 67-69). Верующие причащатся в храме (церкви, молитвенном доме), во время Литургии (больных дозволено приобщать на дому т. н. "запасными Дарами"), по окончании евхаристического канона (анафоры) и общего пения молитвы "Отче наш..." Священнослужители в алтаре (как апостолы на Тайной вечере) причащаются так, как причащались все христиане др. Церкви: принимая в ладонь прав. руки св. Тело, испивают затем св. Крови непосредственно из чаши. В это время поется "причастный стих" или "причастен" ("киноник"). Мирян ради удобства уже давно причащают из "лжицы". (В Католич. Церкви мирянам преподается только св. Тело - т. н. "облатка".) Младенцы в правосл. храме причащаются одной св. Кровью. По окончании П. священнослужителей Царские врата отверзаются и звучит обращенный к молящимся в храме возглас диакона: "Со страхом Божиим и верою приступите!" Стоя на амвоне со св. Чашей в руках, священник громко читает молитву св. Иоанна Златоуста ("Верую, Господи, и исповедую..."), повторяемую вслед за ним верующими. "И прочитав сие исповедание, уже не так, как к иерею, но как к самому огенному серафиму, приступает каждый, готовясь раскрытыми устами принять с святой ложки тот огнепальный угль Святого Тела и Крови Господа, к-рый долженствует в нем попалить, как тленный хворост, весь черный дрязг его прегрешений, изгнав вечную ночь из души его, превратив его самого в просветленного серафима" (Гоголь Н. Размышления о Божественной Литургии). После принятия св. Тайн, в воспоминание др.-христ. братских трапез, причастникам дают "теплоту", или "запивку" (вино, разбавленное водой) и частичку просфоры.
Лит.: Туницкий Н. Древние сказания о чудесных явлениях Младенца Христа в Евхаристии // Богосл. Вестн. 1900. № 5; Соколов П. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире. Сергиев Посад, 1906; Сове Б. Евхаристия в древней Церкви и современная практика // Живое предание. Париж, 1937; Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. Париж, 1952.
Причастие
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПРИЧАСТИЕ, глагольная форма, совмещающая свойства глагола и прилагательного и обозначающая признак имени (лица, предмета), связанный с действием (например, бегущий мальчик, сломанный велосипед).
Словарь церковнославянского языка
(κληρονομιά) наследие, наследство (Лк. 20, 14).
Словарь слов из произведений русской литературы
Причастие, я, ср.
Один из обрядов христианской церкви, во время которого дается вино с кусочками просвиры.
► Батюшка с тетеньками-сестрицами каждый день ездили в церковь, готовясь к причастию. // Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина //*
ПРИЧАСТИТЬ, ПРИЧАСТИТЬСЯ.
Орфографический словарь
Формы слов для слова причастие
прича́стие, прича́стия, прича́стий, прича́стию, прича́стиям, прича́стием, прича́стиями, прича́стии, прича́стиях
Синонимы к слову причастие
сущ., кол-во синонимов: 6
герундив; причащение, евхаристия, таинство
Омонимы к слову причастие
причастие I
христианский обряд причащения
Пошли мы на следующий день в собор; исповедался мой Яков, и так перед тем молился усердно! - а там и к причастию приступил.
вино с кусочками просвиры, употребляемое в христианском таинстве причащения
На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления.
принадлежность к числу участвовавших в чём-либо
причастие II
знаменательная часть речи обозначающая признак предмета по действию (т.е. процессуальный признак) и выражающая это значение в грамматических категориях залога, рода и падежа
Иногда причастия настоящие страдательные употребляются как будущие страдательные.
Лингвистика
Прича́стие
(калька лат. participium) - нефинитная форма глагола (вербоид), обозначающая признак имени
(лица, предмета), связанный с действием, и употребляемая атрибутивно
(«пылающий костёр», «разбитый кувшин»). В причастии совмещаются свойства
глагола и прилагательного. Грамматически
глагольность причастия в ряде языков проявляется в наличии категории залога («подписавший -
подписанный»), вида
(«подписавший - подписывавший»), времени («подписывающий - подписывавший»),
в сохранении моделей управления и примыкания. Причастие может выражать
также значения таксиса (одновременность или
предшествование обозначаемого им признака по отношению к действию,
выраженному сказуемым); причастия будущего времени в ряде языков имеют
некоторые модальные оттенки: намерения (лат. laudaturus
‘намеревающийся хвалить’), долженствования (балк. окур-лук ‘долженствующий читать’). В тюркских языках известны отрицательные формы причастий (узб. ишлар ‘работающий’ -
ишламас ‘не работающий’). В русском языке различаются полные и краткие формы
страдательных причастий («хранимый - храним», «закрытый - закрыт»),
употребляемые в разных синтаксических
позициях. Краткие причастия не склоняются, изменяются лишь по родам и
числам и в соединении с личными формами глагола «быть» образуют
аналитические формы страдательного залога («Собрание было открыто»);
выступают в роли сказуемого («Он смущён»).
Близость причастия к прилагательному проявляется в наличии у
причастий в ряде языков согласовательных
категорий рода, числа, падежа.
Как и прилагательное, причастие выполняет синтаксические функции определения или, реже, именной части сказуемого.
Имя, определяемое причастием, может обозначать субъект действия («убежавший мальчик»), объект действия («написанное письмо»). В языках с
причастиями, нейтральными в залоговом отношении, эти формы могут
определять также: а) орудие действия (каб. зэры-птхыр ‘(перо), которым
пишешь’): б) цель (каб. зы-хо-кӀуа ‘дело, для
которого он пошёл’); в) место (адыг.
зы-дэ-кӀо-гьэ чӀыпӀэр ‘место, куда он пошёл’) и др.
Лицо субъекта или объекта действия может быть
выражено в языках с полиперсональным спряжением с помощью специальных морфологических показателей в форме причастия: абх. сара й-с-фаз ‘то, что я съел’ - уара й-у-фаз
‘то, что ты съел’, где сара - ‘я’, уара - ‘ты’ (муж. род), с- -
лично-классный показатель 1‑го лица ед. ч., у- - лично-классный
показатель 2‑го лица ед. ч. мужского рода.
Определительные конструкции с причастием, которые могут быть обособленными (обособленный причастный оборот),
близки по значению определительным и некоторым другим типам придаточных
предложений («Он видел играющих детей» - «Он видел детей, которые
играли» - «Он видел, как дети играли» - «Он видел, что дети
играли»).
Во многих языках причастие входит в состав видо-временных аналитических глагольных форм, например англ. is reading, has done и
др.
Утрачивая глагольные признаки, некоторые причастия могут
адъективироваться («ужасающий», «предвзятый») или
субстантивироваться («ведущий», «мороженое»),
В алтайских языках субстантивированное
причастие в различных падежных формах употребляется для выражения
дополнительного действия, находящегося в том или ином отношении к
главному действию, обозначенному глаголом-сказуемым. Так, в узбекском языке причастие в форме винительного
падежа, выступающее объектом глагола чувственного восприятия, обозначает
подчинённое действие или состояние: узб. кел-ган-и-ни
кўр-дим ‘Я увидел, что он пришёл’ (букв. - ‘его приход’). В этом
же языке причастие в форме местного падежа обозначает сопутствующее
одновременное действие: ёз-ган-им-да у кел-ди
‘Когда я писал, он пришел’.
Среди языковедов нет единого мнения о семантико-грамматическом
статусе причастия. В русистике причастие
рассматривалось как «смешанная часть речи»
(А. М. Пешковский), как категория «гибридных глагольно-прилагательных
форм» (В. В. Виноградов), как одна из форм словоизменительной транспозиции глагола; всё большее число
языковедов относят причастие к формам глагола («Русская грамматика»,
т. 1-2, 1980). Термин «Причастие» (μετοχή) был введен основателями школы стоиков (3 в. до н. э.); как особая часть речи
причастие было выделено в грамматике Дионисия Фракийского (170-190 до
н. э.).
Потебня А. А., Из записок по русской грамматике, т. 1-2,
Хар., 1874; т. 1-4, М., 1958-77;
Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении,
М., 1914; 7 изд., М., 1956;
Виноградов В. В., Русский язык, М.-Л., 1947; 2 изд., М.,
1972;
Бондарко А. В., Буланин Л. Л., Русский глагол, Л.,
1967;
Щербак А. М., Очерки по сравнительной морфологии тюркских
языков (имя), Л., 1977;
Керашева З. И., Классификация причастий в адыгских языках,
в кн.: Вопросы синтаксического строя иберийско-кавказских языков,
Нальчик, 1977;
Русская грамматика, т. 1, Прага, 1979;
Русская грамматика, т. 1-2, М., 1980;
Семантика и синтаксис конструкций с предикатными актантами, Л.,
1981;
Кузьмина И. Б., Немченко Е. В., История причастий,
в кн.: Историческая грамматика русского языка, М., 1982;
Hrabě V., Polovětné vazby a kondenzace «druhého
sdělení» v ruštině a v češtině, Praha, 1964.
Сазонова И. К., Русский глагол и его
причастные формы. Толково-грамматический словарь, М., 1989.
Н. А. Козинцева.
Лингвистические термины
1. Знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета по действию (т.е. процессуальный признак) и выражающая это значение в грамматических категориях залога, времени, рода, числа и падежа. Причастие - синкретичная часть речи, объединяющая признаки глагола и прилагательного.
2. Неспрягаемая форма глагола (любящий, любимый), обладающая признаками:
1) прилагательного (изменяемость по родам, числам, падежам; наличие категории полноты/краткости; согласование с существительным; синтаксическая роль определения или именной части сказуемого);
2) глагола (категория вида, залога и времени, лексико-грамматические признаки переходности и возвратности, сохранение глагольного управления). Причастие в предложении обозначает побочное действие.
Причастия подразделяются на:
1) действительные (действие исходит от предмета, названного существительным (любящий отец);
2) страдательные (действие направлено на предмет, названный определяемым существительным: любимый отец). Страдательные причастия могут быть полными или краткими: любимый - любим.
Глагольная форма, сочетающая в себе признаки глагола с признаками имени прилагательного.
К признакам глагола относятся:
1) переходность - непереходность. Ученик, читающий книгу - ученик, интересующийся книгой;
2) действительное и страдательное значение (залоги). Ученик, прочитавший книгу - книга, прочитанная учеником;
3) наличие возвратной формы. Умывающий - умывающийся;
4) значение времени. Читающий - читавший;
5) значение вида. Читавший - прочитавший.
К признакам имени прилагательного относятся:
1) формы изменения (формы рода, падежные формы, формы числа). Читающий ученик, читающая ученица, читающего ученика, читающую ученицу, читающие ученики и ученицы;
2) синтаксическая функция определения. Читающий ученик;
3) стилистическая роль эпитета. Трепещущие листья осины, улыбающаяся природа. Причастия действительные настоящего времени. Образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-, -ющ- (глаголы I спряжения) и -ащ-, -ящ- (глаголы II спряжения). Берущий, читающий, держащий, сидящий.
Причастия действительные прошедшего времени. Образуются от основы неопределенной формы или от основы прошедшего времени при помощи суффиксов -вш- или -ш-. Читавший, принесший, легший, заперший, замерзший, упавший, ушедший.
Причастия страдательные настоящего времени. Образуются от основы настоящего времени переходных глаголов при помощи суффикса -ем- (глаголы I спряжения) и -им- (глаголы II спряжения). Читаемый, гонимый. Причастия страдательные прошедшего времени. Образуются, как правило, от основы неопределенной формы переходных глаголов (в основном совершенного вида) при помощи суффиксов -нн-, -енн-, -т-. Читанный, виденный, проведенный, сплетенный, взятый, молотый.
Пятиязычный словарь лингвистических терминов
Морфемно-орфографический словарь
1. прича́ст/и/е¹ [й/э] (от причаст/и́/ть).
2. прича́сти/е² (форма глагола).
Грамматический словарь
Этимология
Это слово образовано по методу кальки с латинского participium; названо так, потому что причастно как к свойствам глагола, так и прилагательного.
Этимологический словарь
Заимств. из ст.-сл. яз., где является словообразоват. калькой греч. metochē «причастие» < «причастность». В греч. яз. причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» (как имени, так и глаголу).
прича́стие
калька лат. participium, которое калькирует греч. μετοχή - то же: μέτοχος "участвующий", μετέχω "принимаю участие", потому что причастие имеет отчасти особенности имени, отчасти глагола (Томсен, Gesch. 19).
Сканворды для слова причастие
- Часть речи.
- Как называется обряд, когда после окончания молитвы, прославляющей Бога, священник даёт каждому верующему кусочек просфоры и немного вина - часть святых даров?
- Фильм Ингмара Бергмана.
- Христианское таинство.
Полезные сервисы