сущ., кол-во синонимов: 2
песнопения (42)
полиелей (3)
ПСАЛМОДИРОВАТЬ psalmodier. един. Читать молитвы. <свечи> постепенно гаснут, и когда последняя погаснет, в мраке <остается>священник, псалмодирующий miserere. 16. 4. 1897. М. Кузмин - Г. В. Чичерину. // Пам. культ. 1992 45.
ж.
1. Манера пения псалмов и других церковных песнопений в форме речитатива, мелодической декламации.
2. Церковное песнопение в форме диалога двух хоров или певца-солиста (обычно священника) и хора.
ПСАЛМО́ДИЯ -и; ж. [от греч. psalmos - псалом и ōdē - пение, песнь] Церк.
1. Манера исполнения псалмов и других песнопений в форме речитатива, мелодической декламации.
2. Песнопение в форме диалога двух хоров или певца-солиста (священника) и хора.
* * *
псалмо́дия (греч. psalmōdía, буквально - псалмопение), 1) пение псалмов, а также характерный для них тип речитативной мелодики. Для ранних форм псалмодии, восходящих к иудейскому богослужению, характерно респонсорное пение, позднее также антифонное пение. Типы псалмодий различных христианских вероисповеданий имеют мелодическое сходство. Мелодическая структура псалмодии, скоординированная с синтаксическим, иногда и с акцентным строением стиха, в римско-католическом богослужении письменно зафиксирована значительно ранее, чем в византийском. Традиция одноголосной псалмодии существовала до 1500-х гг. С конца XV в. появились многоголосные псалмовые композиции.
2) Музыка английской и американской протестантской церкви XVII - начала XIX вв.
* * *
ПСАЛМОДИЯ - ПСАЛМО́ДИЯ (греч. psalmodia, от psalmos - псалом и ode - песнь, пение), способ пения псалмов (см. ПСАЛМЫ) в форме мелодической декламации, ритмика которой определяется грамматическими и логическими акцентами текста; псалмодия может быть хоровой, сольной, в виде диалога двух хоров (антифонной (см. АНТИФОННОЕ ПЕНИЕ)) или солиста и хора (респонсорной (см. РЕСПОНСОРНОЕ ПЕНИЕ)).
Псалмодия (протяженный, в очень узком диапазоне, речитатив латинских молитвенных текстов) - один из древнейших видов григорианского пения. Слоги в словах стали растягивать до такой степени, что текст почти полностью потерял свое смысловое значение.
ПСАЛМОДИЯ (греч. psalmodia - от psalmos - псалом и ode - песнь, пение), способ пения псалмов в форме мелодической декламации, ритмика которой определяется грамматическими и логическими акцентами текста; псалмодия может быть хоровой, сольной, в виде диалога двух хоров (антифонной) или солиста и хора (респонсорной).
ПСАЛМО́ДИЯ (от греч. ψάλλω- бряцать по струнам, играть) - 1) Пение псалмов, а также тип мелодии, характерный для псалмов и основанных на них церк. песнопений. Ранние формы псалмов восходят к древнеевр. литургии. По типу исполнения различают респонсориальную П. (чередование солиста, интонирующего стих, и ответствующего ему хора - древнейшая разновидность), антифонную П. (чередование двух хоров), П. in directum, исполняемую одним хором. Общим для всех историч. и региональных разновидностей П. является принцип мелодич. декламации, обусловливающий первостеп. значение акцентной и синтаксич. структуры стиха. Различия касаются типов мелодики и принципов упорядочения мелодич. моделей - псалмовых тонов, более или менее сходных во всех христианских литургиях. Римская церковь вносит в этот общий интонационный фонд дополнит. регламентацию, приурочивая псалмовый тон к одному из 8 церк. модусов. В соответствии со строением стиха в псалмовых тонах оффиция дифференцируются начальные, срединные (речитация на одном звуке) и заключит. мелодич. формулы, служащие для перехода к антифону.
2) Общее обозначение музыки в англ. и амер. протестантской церкви в 17 - нач. 19 в.
ПСАЛМОДИЯ (греческое psalmoidia, буквально - псалмопение),
1) пение псалмов, а также характерный для них тип речитативной мелодики. Для ранних форм псалмодий, восходящих к иудейскому богослужению, характерно респонсорное пение, позднее также антифонное пение. Типы псалмодий различных христианских культов имеют мелодическое сходство. Мелодичная структура псалмодий, скоординированная с синтаксическим, иногда и с акцентным строением стиха, в римско-католическом богослужении письменность фиксирована значительно ранее, чем в византийском. Традиция одноголосной псалмодии существовала до середины 2-го тысячелетия. С конца 15 в. появились многоголосные псалмовые композиции.
2) Музыка английской и американской протестантской церкви 17 - начала 19 вв.
псалмо́дия, псалмо́дии, псалмо́дий, псалмо́диям, псалмо́дию, псалмо́дией, псалмо́диею, псалмо́диями, псалмо́диях
м.
1. Певец псалмов.
2. Употребляется как эпитет древнееврейского царя Давида, которому богословской традицией приписывалось сочинение псалмов.
ПСАЛМОПЕ́ВЕЦ -вца; м.
1. Церк. Певец псалмов.
2. Эпитет древнееврейского царя Давида, которому богословской традицией приписывалось сочинение псалмов.
псалмопе́вец, псалмопе́вцы, псалмопе́вца, псалмопе́вцев, псалмопе́вцу, псалмопе́вцам, псалмопе́вцем, псалмопе́вцами, псалмопе́вце, псалмопе́вцах
ПСАЛМОПЕ́НИЕ -я; ср.
1. Церк. Пение псалмов.
2. О стихотворных переложениях из Библии. / О торжественных стихах.
(ψαλμῳδός) 1) поющий псалмы; 2) взятый из псалмов.
Псалмы́ (греч. psalmói - хвалебная песня), песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики, восходят к царю Давиду (около 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к конце V - начале IV вв. до н. э. Вместе с речитативной традицией исполнения (см. Псалмодия) перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращённость человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке XVI-XX вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины, Г. Шютца, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И. Ф. Стравинского, К. Пендерецкого).
* * *
ПСАЛМЫ - ПСАЛМЫ́ (греч. psalmoi - хвалебная песня), песнопения, составляющие Псалтырь (см. ПСАЛТИРЬ); произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. 5 - нач. 4 в. до н. э. Вместе с речитативной традицией (см. ПСАЛМОДИЯ) исполнения перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16-20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины (см. ПАЛЕСТРИНА), Г. Шютца (см. ШЮТЦ Генрих), И. С. Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян), Ф. Шуберта (см. ШУБЕРТ Франц), Ф. Листа (см. ЛИСТ Ференц), И. Брамса (см. БРАМС Иоганнес), И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), К. Пендерецкого (см. ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф) ).
ПСАЛМЫ (греч. psalmoi - хвалебная песня) - песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. 5 - нач. 4 в. до н. э. Вместе с речитативной традицией исполнения (см. Псалмодия) перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16-20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины, Г. Шютца, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И. Ф. Стравинского, К. Пендерецкого).
ПСАЛМЫ (греческое psalmoi - хвалебная песнь), песнопения, составляющие Псалтырь; произведение религиозной иудейской лирики. Восходят к царю Давиду (около 1000 до нашей эры), в самостоятельную книгу окончательно сложились к концу 5 - началу 4 вв. до нашей эры. Вместе с речитативной традицией исполнения (смотри Псалмодия) перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, обращение к истории народа, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16 - 20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Палестрины, Г. Шютца, И.С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И.Ф. Стравинского, К. Пендерецкого).