- Фильм Александра Велединского.
русское антропологическое общество
Энциклопедический словарь
Ру́сское антропологи́ческое о́бщество - при Петербургском (Петроградском) университете (1888-1916). Занималось изучением этнических групп России, физического развития профессиональных и социальных групп, сбором краниологических коллекций и пропагандой антропологических знаний.
* * *
РУССКОЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - РУ́ССКОЕ АНТРОПОЛОГИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО при Санкт-Петербургском университете (1888-1916). Занималось изучением этнических групп России, физического развития профессиональных и социальных групп, сбором краниологических коллекций и пропагандой антропологических знаний.
Большой энциклопедический словарь
РУССКОЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО при Санкт-Петербургском университете (1888-1916). Занималось изучением этнических групп России - физического развития профессиональных и социальных групп, сбором краниологических коллекций и пропагандой антропологических знаний.
Полезные сервисы
русское археологическое общество
Энциклопедический словарь
Ру́сское археологи́ческое о́бщество - основано в Санкт-Петербурге в 1846, в 1924 вошло в состав Академии истории материальной культуры. Главное направление работы: нумизматика, изучение письменных источников, меньше - археологические раскопки.
* * *
РУССКОЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - РУ́ССКОЕ АРХЕОЛОГИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО, основано в Санкт-Петербурге в 1846, в 1924 вошло в состав Академии истории материальной культуры. Главные направления работы: нумизматика, изучение письменных источников, меньше - археологические раскопки.
Большой энциклопедический словарь
РУССКОЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - основано в Санкт-Петербурге в 1846, в 1924 вошло в состав Академии истории материальной культуры. Главные направления работы: нумизматика, изучение письменных источников, меньше - археологические раскопки.
Полезные сервисы
русское богатство
Энциклопедический словарь
РУССКОЕ БОГАТСТВО - «РУ́ССКОЕ БОГА́ТСТВО», ежемесячный литературный, научный и политический журнал, 1876-1918. Основан в Москве, с сер. 1876 издавался в Санкт-Петербурге. С 1880 издавался артелью писателей народнического направления: Н. Н. Златовратский, С. Н. Кривенко, Е. М. Гаршин и др. С 1893 новая редакция (Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненский) сделала журнал центром либерального народничества (см. НАРОДНИЧЕСТВО).
-----------------------------------
«Ру́сское бога́тство» - ежемесячный литературный, научный и политический журнал, 1876-1918. Основан в Москве, с середины 1876 выходил в Санкт-Петербурге. С 1880 издавался артелью писателей народнического направления (Н. Н. Златовратский, С. Н. Кривенко, Г. И. Успенский и др.). С 1893 новая редакция (Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненский) сделала журнал центром либерального народничества.
Большой энциклопедический словарь
"РУССКОЕ БОГАТСТВО" - ежемесячный литературный, научный и политический журнал, 1876-1918. Основан в Москве, с сер. 1876 издавался в Санкт-Петербурге. С 1880 издавался артелью писателей народнического направления: Н. Н. Златовратский, С. Н. Кривенко, Е. М. Гаршин и др. С 1893 новая редакция (Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненский) сделала журнал центром либерального народничества.
Полезные сервисы
русское военно-историческое общество
Энциклопедический словарь
Ру́сское вое́нно-истори́ческое о́бщество - 1907-14, Санкт-Петербург; отделения в других городах. Объединяло военных историков (профессионалов и любителей), издавало ежемесячный «Журнал...», а также «Труды...» и «Записки...».
* * *
РУССКОЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - РУ́ССКОЕ ВОЕ́ННО-ИСТОРИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО, 1907-14, Санкт-Петербург; отделения в других городах.
Большой энциклопедический словарь
РУССКОЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - 1907-14, Санкт-Петербург; отделения в других городах.
Полезные сервисы
русское географическое общество
Энциклопедический словарь
Ру́сское географи́ческое о́бщество - при РАН (в 1938-92 Географическое общество СССР), основано в 1845. Внесло крупный вклад в изучение территории России и других стран. Высший орган Русского географического общества - съезд, созываемый 1 раз в 5 лет. Руководящие органы - Учёный совет и Президиум во главе с президентом (находятся в Санкт-Петербурге). Среди руководителей - Ф. П. Литке, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Ю. М. Шокальский, Н. И. Вавилов, Л. С. Берг, Е. Н. Павловский, С. В. Калесник, А. Ф. Трешников, С. Б. Лавров. В 1991 28 тыс. членов, около 30 филиалов и 26 самостоятельных отделов.
* * *
РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - РУ́ССКОЕ ГЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО при РАН (в 1938-92 Географическое общество СССР), основано в 1845. Внесло крупный вклад в изучение территории России и других стран. Высший орган русского географического общества - съезд, созываемый раз в 5 лет. Руководящие органы - Ученый совет и Президиум во главе с президентом (находятся в Санкт-Петербурге). Среди руководителей - Ф. П. Литке (см. ЛИТКЕ Федор Петрович), П. П. Семенов-Тян-Шанский (см. СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ Петр Петрович), Ю. М. Шокальский (см. ШОКАЛЬСКИЙ Юлий Михайлович), Н. И. Вавилов (см. ВАВИЛОВ Николай Иванович), Л. С. Берг (см. БЕРГ Лев Семенович), Е. Н. Павловский (см. ПАВЛОВСКИЙ Евгений Никанорович), С. В. Калесник (см. КАЛЕСНИК Станислав Викентьевич), А. Ф. Трешников (см. ТРЕШНИКОВ Алексей Федорович) , С. Б. Лавров. В 1991 28 тыс. членов, ок. 30 филиалов и 26 самостоятельных отделов.
Гуманитарный словарь
РУ́ССКОЕ ГЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО - одно из старейших геогр. об-в в мире. Основано в 1845 в Петерб. по инициативе Ф. П. Литке и К. И. Арсеньева. Пред. об-ва был назначен вел. кн. Константин Николаевич. После его смерти этот пост занимал вел. кн. Николай Михайлович. С 1917 пред. об-ва стали избираться.
В сент. 1845 на собрании чл.-учредителей (адм. Ф. П. Врангель, И. Ф. Крузенштерн, Ф. П. Литке, П. И. Рикорд, этнографы академики К. М. Бэр и В. И. Даль, астроном акад. В. Я. Струве, геолог акад. Г. П. Гельмерсен, статистик акад. П. И. Кеппен, ген. Ф. Ф. Берг, геодезист М. П. Вронченко, сенатор М. Н. Муравьев, географ и статистик проф. К. И. Арсеньев, гос. деятель А. И. Левшин, изв. путешественник П. А. Чихачев, оренбургский ген.-губернатор В. А. Перовский и литератор В. Ф. Одоевский) пом. пред. об-ва был избран адм. Ф. П. Литке. Днем основания Р. Г. О. следует считать 7 (19) окт. 1845, когда в Петербурге, в помещении АН состоялось первое общее собр. действит. членов.
Наименование об-ва за время его существования неск. раз менялось. С 1845 по 1850 оно наз. Р. Г. О.; с 1850 по 1917 - "Императорское Русское Географическое общество". С 1917 по 1926 оно вновь носит назв. Р. Г. О. С 1926 по 1932 - Гос. Р. Г. О., с 1932 по 1938 - Гос. геогр. об-во РСФСР, с 1938 по 1945 - В сес. геогр. об-во, с 1945 - Геогр. об-во СССР, с 1992 - Р. Г. О. Первоначально об-во находилось в ведении МВД. После 1917 оно было передано в подч. Нар. комиссариату просвещения РСФСР; с 1938 - в системе АН СССР.
В дорев. время ср-ва Геогр. об-ва складывались из членских взносов, дотаций Гос. казначейства и пожертвований частных лиц. Одним из жертвователей был император, дававший значит. суммы на орг-цию эксп. и печатание тр. После рев-ции ср-ва Геогр. об-ва - это членские взносы, дотация АН СССР, доходы, получаемые от продажи изданий, выездных лекций и т. д., а также ассигнования по договорам с разл. учреждениями на выполнение науч. работ.
В первый год своего существования Геогр. об-во, не имея собств. помещения, собирало своих чл. в здании Рос. АН. В 1846 на Мойке, в доме Пущина, была снята квартира. В 1862 об-во получило бесплатное помещение в доме Мин-ва нар. просвещения. В 1908 была закончена постройка собств. здания Р. Г. О. (по проекту арх. Барановского) в Демидовом переулке; оно находится здесь и поныне.
С первых же лет об-во развернуло широкую экспедиц. деят-ность. Весьма значителен вклад Р. Г. О. в изуч. Ср. Азии, Вост. Сибири и Д. Востока, Урала, Кавказа, Арктики и Антарктики, Ирана, Н. Гвинеи, Индии и др. стран. Имена вел. путешественников - деятелей об-ва П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Миклухо-Маклая, Н. М. Пржевальского, А. И. Воейкова, П. К. Козлова и мн. др. присвоены разл. геогр. объектам.
На посту рук. Р. Г. О., сменившего Ф. П. Литке, на протяжении 40 лет был П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) - выдающийся географ, крупный обществ. деятель.
В России до рев-ции отсутствовали спец. науч.-иссл. геогр. учреждения, и задачи последних целиком ложились на плечи этой обществ. орг-ции. В сов. период были созданы науч.-иссл. учреждения для изучения природных богатств, в т. ч. ин-ты геогр. и смежного с географией профиля. В новых условиях от Геогр. об-ва постепенно отпали функции непо-средств. орг-ции и проведения геогр. эксп. Сейчас осн. задача Геогр. об-ва - координация науч. деят-ности, что оно успешно осуществляет с помощью действующих межведомств. к-тов, советов, комиссий, регион. конференций, изд. деят-ности. Гл. печатный орган об-ва - ж. "Известия Русского Географического общества", выходящий с 1865.
За лучшие тр. в обл. геогр. наук об-во присуждает ученым-географам медали, премии, грамоты.
В своей деят-ности об-во руководствуется собств. Уставом. Высш. орган об-ва - съезд, созываемый каждые пять лет (1-й съезд состоялся в Ленинграде в 1947); между съездами об-во управляется Ученым советом, к-рый избирается съездом, и его Президиумом во гл. с през. и вице-през. До 1991 Р. Г. О. располагало 14 респ. об-вами, 27 филиалами, 142 отд. в разных городах СССР. Центр. орг-ция об-ва в Ленинграде объединяла 10 отделений и 23 комиссии. В наст. время Геогр. об-во структурно реорганизуется.
Б-ка Геогр. об-ва - одна из лучших геогр. б-к мира. Его ученый архив - старейший и единств. в нашей стране - начал формироваться одноврем. с основанием об-ва. Выдающ. науч. ценность представляют личные фонды знаменитых рус. путешественников и ученых П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, В. А. Обручева, Ю. М. Шокальского и др. В Петербурге при об-ве работает лекторий им. Ю. М. Шокальского (осн. в 1938).
Полезные сервисы
русское географическое общество ран
Большой энциклопедический словарь
РУССКОЕ Географическое общество при РАН (в 1938-92 Географическое общество СССР) - основано в 1845. Внесло крупный вклад в изучение территории России и других стран. Высший орган русского географического общества - съезд, созываемый раз в 5 лет. Руководящие органы - Ученый совет и Президиум во главе с президентом (находятся в Санкт-Петербурге). Среди руководителей - Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Ю. М. Шокальский, Н. И. Вавилов, Л. С. Берг, Е. Н. Павловский, С. В. Калесник, А. Ф. Трешников, С. Б. Лавров. В 1991 28 тыс. членов, ок. 30 филиалов и 26 самостоятельных отделов.
Полезные сервисы
русское знамя
Энциклопедический словарь
РУССКОЕ ЗНАМЯ - «РУ́ССКОЕ ЗНА́МЯ», ежедневная черносотенная газета, орган «Союза русского народа», 1905 - март 1917, Петербург. Запрещена Петроградским советом
-----------------------------------
«Ру́сское зна́мя» - ежедневная черносотенная газета, орган «Союза русского народа», 1905 - март 1917, Санкт-Петербург (Петроград). Запрещена Петроградским советом.
Большой энциклопедический словарь
"РУССКОЕ ЗНАМЯ" - ежедневная черносотенная газета, орган "Союза русского народа", 1905 - март 1917, Петербург. Запрещена Петроградским советом РУССКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ общество (РИО) - научное общество, 1866-1917, Санкт-Петербург. Собирало и публиковало документы и материалы по отечественной истории. Издания - "Сборники Русского исторического общества" (148 т.), "Русский биографический словарь" (25 т.).
Полезные сервисы
русское искусство
Энциклопедия Кольера
История русского искусства отражает бурную историю страны и ее географическое положение между Востоком и Западом. Постоянно возникают дискуссии по поводу его сущности: является ли оно своеобразным воплощением западноевропейских традиций или представляет собой совершенно оригинальный феномен. Несмотря на частые политические изменения и периодически возникающие сомнения в национальной самобытности, русское художественное творчество имеет ряд отличительных черт, таких, как яркий колорит, асимметрия форм и склонность то к реализму, то к абстракции. В период Средневековья, когда центром политической жизни Древней Руси был Киев, образцом для подражания в искусстве и источником многих художественных влияний была Византия. Татаро-монгольское нашествие в середине 13 в. и последовавший за ним период татаро-монгольского ига отрезали Русь от Запада почти на 200 лет. Завоевание независимости в 15 в. под предводительством московских князей не положило конец культурной изоляции Руси; она не испытала влияния культуры Возрождения и светского гуманизма. Только во время правления Петра I (1682-1725) и благодаря проводимой им политике на сближение с Западом Россия вернулась в лоно европейской культуры - сначала в качестве ученика, затем равноправного участника общекультурного процесса, а накануне Первой мировой войны - активного новатора в искусстве. В начале 1930-х годов Россия вновь была отрезана от Запада, когда Сталин установил режим изоляции, для того чтобы построить "социализм в одной отдельно взятой стране". Распад СССР и крушение коммунизма как системы в 1991 дали русским художникам стимул произвести переоценку ценностей и найти свое место в новой политической, экономической и культурной ситуации.
Древнерусское искусство. В 988 Киевская Русь приняла христианство в его восточном византийском варианте. Вместе с религией Русь унаследовала от Византии и художественные традиции, одной из которых было украшение храмов росписями и иконами. Слово "икона" происходит от греческого eikon (образ). Икона является посредником между реальным миром и божественным первообразом. Стиль живописи менялся в ходе веков, но художественные традиции иконописи сохранились до настоящего времени. Использование приемов стилизации и яркий, нарядный колорит, характерные для средневековой религиозной живописи, оказали влияние на творчество многих художников конца 19 - начала 20 в. В церквах иконы помещали на стенах, столбах и алтарной преграде. В 14-15 вв. низкая алтарная преграда превратилась в высокий иконостас, отделявший прихожан от алтаря. Иконостас стал строго организованной иерархической системой священных образов, в которой иконы с изображением Христа, Богоматери, апостолов, святых и праздников располагались рядами в определенном порядке. Иконы часто украшали окладами из серебра, золота и драгоценных камней, которые могли закрывать икону почти целиком, оставляя видимыми только лики. Вначале мастеров-иконописцев приглашали из-за границы (чаще всего из Греции), а иногда привозили и сами иконы. Икона Владимирской Богоматери, привезенная из Византии в первой половине 12 в., стала образцом для огромного числа русских списков. Сохранилось очень мало домонгольских русских икон; все они в большей или меньшей степени следуют иконографии и стилю византийских образцов. Мозаики в киевском соборе Святой Софии (заложен в 1037) тоже были выполнены византийскими мастерами. В больших храмах других городов, находившихся к северу от Киева, мозаик не делали. Так, Софийский собор в Новгороде (1045-1050) был украшен гораздо менее дорогостоящими фресками. В 1240 монгольское нашествие опустошило Киев и другие русские города и сделало практически невозможными контакты с Византией. Почти полное отсутствие внешних культурных влияний способствовало развитию региональных школ живописи, среди которых особенно выделяются московская, новгородская и псковская. С конца 14 в. Московское княжество получило политическое преобладание над другими русскими землями, объединило их под своим главенством, а Москва стала культурным центром единого русского государства. Здесь работали три великих мастера древнерусской живописи: Феофан Грек (ок. 1340 - после 1405), Андрей Рублев (1360/1370 - ум. 1427/1430) и Дионисий (ок. 1440 - после 1502/1503), чьи иконы и фрески стали воплощением на русской почве идей духовного восхождения и единения с Богом через отказ от всего внешнего и суетного и обретение внутренней гармонии. В 1551 Стоглавый Собор установил строгие каноны, которым должны были следовать иконописцы при создании священных образов. В 17 в. в иконопись проникают влияния западноевропейской живописи, что нашло отражение в иконах, выполненных Симоном Ушаковым (1626-1686), и сложных миниатюрных, подобных ювелирным изделиям, произведениях иконописцев Строгановской школы. В это же время стали появляться первые портреты, получившие название парсуны (от слова "персона").
Проникновение западных влияний. После воцарения Петра I в 1682 религиозная живопись не потеряла своего значения для духовной жизни, однако благодаря новой культурной политике государства в искусстве получили преобладание светские сюжеты и художественные методы, пришедшие с Запада. Снова учителя и мастера стали приезжать в Россию из-за границы, но на сей раз из Западной Европы (сначала в основном из Германии и Голландии). Перед Петром I стояла также совсем непростая задача изменения вкусов публики, приобщения к культурному наследию Европы. Некоторые его поступки, целью которых было, несомненно, просвещение народа, могли показаться современникам шокирующими, если не совершенно дикими. В стране, не знавшей античной культуры, где люди в течение более чем шести веков видели только образы религиозного искусства, воображение публики было просто поражено украшением Летнего сада статуями полуобнаженных нимф. Петр привез из Европы картины Рембрандта и других старых мастеров, заложив основу ценнейшей коллекции Эрмитажа. Крупнейшие русские художники 18 в. - Федор Рокотов (1735? -1808), Дмитрий Левицкий (1735-1822) и Владимир Боровиковский (1757-1825). Портреты Левицкого и Боровиковского можно рассматривать в русле европейской портретной живописи 18 в., они близки произведениям Т. Гейнсборо и Дж. Рейнолдса. Эти художники были связаны с Императорской академией художеств, которая была задумана еще Петром I, но основана только в 1757. Организованная по европейским образцам, Академия художеств осуществляла более строгий контроль и оказывала большее влияние на развитие искусства (вплоть до конца 19 в.), чем заведения подобного рода в других странах. Орест Кипренский (1782-1836) и Карл Брюллов (1799-1852) - крупнейшие мастера русского искусства первой половины 19 в. Брюллов был первым из русских художников, завоевавших славу за границей. Его картина Последний день Помпеи (1834) была показана по всей Европе. Со временем в России появлялись новые художественные учебные заведения; так, в 1833 было основано Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первая половина 19 в. - время сложения в русской живописи системы жанров. Алексей Венецианов (1780-1847), ученик Боровиковского, является автором идиллических сцен из крестьянской жизни и одним из основоположников бытового жанра в русском искусстве. Василия Тропинина (1776-1857) можно назвать мастером сентиментального портрета, а Павел Федотов (1815-1852) представляет бытовой жанр в его городском, более драматичном варианте. Александр Иванов (1806-1858) создал картину Явление Христа народу (1837-1857), которая является одним из ключевых памятников русского искусства 19 в.
Русский реализм. В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которые взбунтовались против насаждавшегося в академии классического стиля и историко-мифологической тематики. Эти художники в 1870 организовали Товарищество передвижных выставок, задачей которого было предоставление членам товарищества возможности выставлять свои работы. Благодаря его деятельности произведения искусства стали доступны более широкому кругу людей. Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) с 1856 собирал произведения русских художников, преимущественно передвижников, а в 1892 передал свое собрание картин вместе с коллекцией брата С.М.Третьякова в дар Москве. Передвижники работали в нескольких жанрах (бытовом, портрете, историческом жанре и пейзаже). В пейзажной живописи главной тенденцией было воспевание красоты русской природы. Среди передвижников, работавших в жанре пейзажа, наиболее известны И. И. Шишкин (1832-1898), А.И.Куинджи (1842-1910), В. Д. Поленов (1844-1927), И. И. Левитан (1860-1900). В жанре портрета передвижники создали галерею образов выдающихся деятелей культуры своего времени: портрет Федора Достоевского (1872) кисти Василия Перова (1833-1882), портрет Николая Некрасова (1877-1878) Ивана Крамского (1837-1887), портрет Модеста Мусоргского (1881), выполненный Ильей Репиным (1844-1930), портрет Льва Толстого (1884) Николая Ге (1831-1894) и ряд других. Находясь в оппозиции к Академии и проводимой ею художественной политике, передвижники обращались к т.н. "низким" темам; в их работах появляются образы крестьян и рабочих. В жанре исторической живописи работали Василий Суриков (1848-1916), Михаил Нестеров (1862-1942), Василий Верещагин (1842-1904), Илья Репин.
Искусство и революция. К 1890-м годам наметился кризис реалистического направления в искусстве. Рубеж 19-20 вв. был ознаменован в России господством стиля модерн. Это художественное направление, существовавшее под разными названиями почти во всех европейских странах, наиболее ярко проявилось в произведениях архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Михаил Врубель (1856-1910) является одним из представителей стиля модерн в русской живописи. Благодаря деятельности Сергея Дягилева (1872-1929) и Александра Бенуа (1870-1960) по организации художественных выставок и изданию журнала "Мир искусства" (изд. с 1898) русская публика получила возможность знакомиться с новыми течениями в зарубежном искусстве. В 1906 прошла первая выставка русского искусства в Париже, а начиная с 1909 там ежегодно проводились Русские балетные сезоны. Авторами декораций и костюмов для этих спектаклей были Лев Бакст (1866-1924) и Николай Рерих (1874-1947). Накануне Первой мировой войны в русском искусстве появился целый ряд художественных группировок, выступавших с разными теоретическими программами. Наталья Гончарова (1881-1962) и Михаил Ларионов (1881-1964) стали создателями русского примитивизма, а в 1912 - "лучизма". В 1910 Василий Кандинский (1866-1944) написал свою первую беспредметную композицию; Владимир Татлин (1885-1953) около 1913 приступил к созданию трехмерных абстрактных конструкций и пространственных рельефов; Казимир Малевич (1878-1935) в 1915 сформулировал концепцию супрематизма. Творческие поиски получили второе дыхание и новую энергию после революции 1917. Некоторые художники эмигрировали, в том числе Гончарова и Ларионов, но большинство деятелей авангарда приняли революцию и сыграли видную роль в "культурной революции". Искусство расценивалось как мощное средство пропаганды и существенный фактор в формировании нового общества. Императорская академия художеств была заменена децентрализованной системой автономных мастерских и теоретических институтов. Кандинский возглавил Институт художественной культуры (ИНХУК); Марк Шагал (1887-1985) и Малевич создали Экспериментальную школу искусств в Витебске, в основу которой легла теория Малевича о супрематизме. Большую роль в создании русского авангарда сыграли женщины - Варвара Степанова (1899-1958), Любовь Попова (1889-1924) и Ольга Розанова (1886-1918). Искусство вышло на улицы; художники рисовали плакаты и оформляли площади для массовых политических акций и праздников, разрабатывали новый дизайн тканей, керамики, интерьеров; на 1920-е годы пришелся расцвет графики и книжной иллюстрации. Александр Родченко (1891-1956) работал в самых разных областях, он был живописцем, кинооператором, дизайнером мебели. Чтобы представить, насколько разные стили сосуществовали в живописи 1920-х годов, достаточно вспомнить такие имена, как Павел Филонов (1883-1941), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Александр Дейнека (1899-1969). Однако некоторые художники, например Исаак Бродский (1884-1939), вернулись к традиционному реализму. Различные художественные организации и стили существовали лишь до конца 1920-х годов. В сложившихся политических условиях государство постепенно становилось абсолютным монополистом в сфере художественного заказа и финансирования.
Социалистический реализм и его последствия. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 положило конец плюрализму художественных направлений. Все художественные объединения были распущены, вместо них введены союзные и республиканские профессиональные союзы писателей, художников и композиторов. В 1934 социалистический реализм, суть которого определялась как "правдивое и исторически верное изображение действительности в ее революционном развитии", был провозглашен официальным стилем советского искусства. Произведения передвижников 19 в. было настоятельно "рекомендовано" взять за образец для подражания. Многие художники стали жертвами политических репрессий, потому что их творческие концепции не вписывались в узкие рамки государственной идеологии. В музеях значительно уменьшились экспозиции, посвященные западному искусству 20 в. Чтобы осуществлять контроль над обучением, была восстановлена Академия художеств. Цензура обеспечивала нужное направление развития истории искусств и критики. Примером официально ангажированного искусства может служить картина Александра Герасимова (1881-1963) Сталин и Ворошилов в Кремле. Во время хрущевской "оттепели" наряду с теми, кто продолжал прославлять успехи советской промышленности, небывалые урожаи и передовиков производства, появилась целая плеяда мастеров, которые стали обращаться к личным, общечеловеческим темам. Некоторые произведения авангарда 1920-х годов, находившиеся под запретом, стали появляться в залах музеев. Цензура была ослаблена, отдельные художники и направления в искусстве прошлого были реабилитированы. СССР стал более открытым для остального мира обществом. В 1957, во время Международного фестиваля молодежи и студентов, и в 1959, на первой американской выставке в Москве, было показано новое, неизвестное ранее искусство. Как результат большей творческой свободы наступил расцвет неофициального искусства, существовавшего параллельно с государственным заказом. Годы пребывания у власти Л. И. Брежнева (1964-1982) были связаны с экономическим застоем и продолжением политики государственного контроля над искусством. Выставка, устроенная под открытым небом художниками-нонконформистами в Москве осенью 1974, была сметена бульдозерами; после этого некоторые крупнейшие мастера современного искусства, в т.ч. скульптор Эрнст Неизвестный (р. 1926), решили эмигрировать. Истинный плюрализм в искусстве наступил только с приходом к власти М. С. Горбачева (1985-1991). Его попытка оживить социализм при помощи гласности и перестройки принесла свободу художественного творчества и пробила железный занавес. Вместе с проведением реформ, направленных на создание свободного рынка, закончилась эпоха государственного контроля в сфере искусства. Начиная с персональных выставок Малевича и Филонова, проходивших в 1988, музеи стали постепенно доставать из своих запасников произведения, находившиеся под запретом с начала 1930-х годов. Не контролируемые более цензурой, начали появляться статьи и художественные издания, посвященные культурной жизни России 20 в. и первых лет революции. Проведение в июле 1988 в Москве международного аукциона произведений русского искусства 20 в. под эгидой Министерства культуры СССР положило конец эпохе государственной монополии в области культуры. После распада СССР в 1991 и крушения коммунизма перед российскими художниками открылись новые возможности. Государственный контроль над преподаванием искусства в школах, над профессиональным образованием и идеологическим содержанием уступил место полной свободе объединений и творческого самовыражения. Появились художественные группировки и частные галереи, многие из которых пользуются спонсорской поддержкой банков и коммерческих предприятий. Что касается стиля, то в современном искусстве можно найти все: от неопримитивизма и стилизаций под народные промыслы до сюрреализма и абстракционизма. Кардинальное изменение системы ценностей привело к глубокому кризису в умах людей. Многих сейчас занимает вопрос, не исказит ли новый дух коммерции то высокое призвание, на которое в культурной и политической жизни России всегда претендовало искусство.
ЛИТЕРАТУРА
Грабарь И.Э. (ред.) История русского искусства, тт. 1-13. М., 1953-1969
Полезные сервисы
русское историческое общество
Энциклопедический словарь
Ру́сское истори́ческое о́бщество (РИО), научное общество, 1866-1917, Санкт-Петербург (Петроград). Собирало и публиковало документы и материалы по отечественной истории. Изданы «Сборники Русского исторического общества» (т. 1-148), «Русский биографический словарь» (т. 1-25).
Гуманитарный словарь
РУ́ССКОЕ ИСТОРИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО (1866-1917) - основано в Петербурге; находилось в ведении Мин-ва иностр. дел; состояло под личным почетным председательством императора. Задача Р. И. О. согласно уставу - "собирать, обрабатывать и распространять в России материалы и документы, до отечественной истории относящиеся, как хранящиеся в правительственных и частных архивах, и библиотеках, так равно и находящиеся у частных людей". Для выполнения этой задачи с 1867 Р. И. О. выпускало "Сборники" (всего было издано 148 сб.). Большинство публиковавшихся мат-лов касалось рус. истории 18 в. В работе Р. И. О. принимали участие многие известные отеч. иссл. - С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Н. Н. Костомаров и др.
Серьезная работа была проведена об-вом по изучению дипл. истории России: при помощи мин. иностр. дел и рус. дипл. представительств в Лондоне, Берлине, Дрездене, Париже и Вене оно собрало обширные материалы (донесения послов, различные диплом. документы и др.), относящиеся к 17-18 вв.
В кон. 19 в. Р. И. О. начало издавать "Русский Биографический Словарь" (вышло 25 томов, последний - в 1918). По инициативе об-ва в 1914 был созван съезд губернских ученых архивных комиссий. Отчеты Р. И. О., в основном касавшиеся его изд. деят-ности, регулярно публиковались в "Правительственном вестнике". Рук-во Р. И. О. осуществлял специальный Совет, первым пред. к-рого был избран кн. П. А. Вяземский, а секретарем - А. А. Половцов, организатор Р. И. О., с 1879 по 1909 состоявший его председателем.
Полезные сервисы
русское историческое общество (рио)
Энциклопедический словарь
РУССКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (РИО) - РУ́ССКОЕ ИСТОРИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО (РИО), научное общество, 1866-1917, Санкт-Петербург. Собирало и публиковало документы и материалы по отечественной истории. Издания - «Сборники Русского исторического общества» (148 т.), «Русский биографический словарь» (25 т.).
Полезные сервисы
русское месторождение
Энциклопедический словарь
Ру́сское месторожде́ние - газонефтяное, в России, на севере Тюменской области (Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция). Открыто в 1968. Залежи на глубине 0,8-0,9 км. Плотность нефти 0,94 г/см3. Начальный дебит нефти в скважинах до 9 т/сут, газа до 2 млн. м3/сут.
* * *
РУССКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ - РУ́ССКОЕ МЕСТОРОЖДЕ́НИЕ газонефтяное, в Российской Федерации, на севере Тюменской обл. (Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция (см. ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ НЕФТЕГАЗОНОСНАЯ ПРОВИНЦИЯ)). Открыто в 1968. Залежи на глубине 0,8-0,9 км. Плотность нефти 0,94 г/см3. Начальный дебит нефти в скважинах до 9 т/сут, газа до 2 млн. м3/сут.
Большой энциклопедический словарь
РУССКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ газонефтяное - в Российской Федерации, на севере Тюменской обл. (Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция). Открыто в 1968. Залежи на глубине 0,8-0,9 км. Плотность нефти 0,94 г/см³. Начальный дебит нефти в скважинах до 9 т/сут, газа до 2 млн. м³/сут.
Полезные сервисы
русское море
Энциклопедический словарь
Ру́сское мо́ре - название Чёрного моря в древнерусских и арабских источниках.
* * *
РУССКОЕ МОРЕ - РУ́ССКОЕ МО́РЕ, название Черного моря в русских летописях (см. ЛЕТОПИСИ) при изложении событий 9-15 веков, а также в арабских источниках 10 века.
Гуманитарный словарь
РУ́ССКОЕ МО́РЕ - ист. назв. Черного м., встречающееся в рус. летописях (858-1485) и в араб. источниках. Араб. и др. вост. географы именовали Р. М. также и Азовское м. В Софийской первой летописи (1471) Р. М. обозначено оз. Ильмень.
Полезные сервисы
русское музыкальное общество
Энциклопедический словарь
Ру́сское музыка́льное о́бщество - Императорское (ИРМО), организовано в Санкт-Петербурге в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Основная цель - развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Киеве и других городах. Способствовало развитию профессиональной музыкальной культуры. Существовало до 1917.
Большой энциклопедический словарь
РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО) - организовано в Санкт-Петербурге в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Основная цель - развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Киеве и других городах. Способствовало развитию профессиональной музыкальной культуры. Существовало до 1917.
Гуманитарный словарь
РУ́ССКОЕ МУЗЫКА́ЛЬНОЕ О́БЩЕСТВО (РМО, с 1869 - Императорское РМО, ИРМО) - об-во, созданное в 1859 в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна с целью "развития музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов". В 1860 Н. Г. Рубинштейн возглавил Р. М. О. в Москве. С 1865 работу местных отделений, создававшихся во многих городах России, координировала Гл. дирекция Р. М. О. Формально возглавляли Р. М. О. члены императорской фамилии.
Р. М. О. изначально решало две взаимосвязанные задачи: организацию концертной деят-ности и проф. муз. образования. Первый симфонический концерт (собрание) состоялось под управлением А. Г. Рубинштейна 23 нояб. 1859 в зале Благородного собрания (ныне Большой зал Петербургской филармонии). Оркестрами Р. М. О. дирижировали М. А. Балакирев, Э. Ф. Направник, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, СИ. Танеев, Л. Ауэр, В. И. Сафонов, из зарубежных музыкантов - Г. Берлиоз, Г. Бюлов, Г. Малер, Р. Штраус, солистами выступали крупнейшие отечеств. и мировые исполнители. В симфонических и камерных, "регулярных" (абонементных) и "экстренных" концертах исполнялась преимущественно классическая музыка от И. С. Баха до Л. Бетховена, сочинения Ф. Мендельсона, Р. Шумана; впервые в России прозвучали произведения современных композиторов - Ф. Листа, Р. Вагнера, Г. Берлиоза, позднее И. Брамса, Р. Штрауса, К. Дебюсси. Большое внимание уделялось рус. музыке, начиная с М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского.
Историч. значение имела пед. деят-ность РМО. Создание - на базе открытых в 1860 в Петербурге и Москве муз. классов - Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий не только резко повысило уровень муз. образования, но и полностью изменило соц. статус музыканта в России, т. к. дало право получить диплом "свободного художника" (первый такой диплом был присужден самому А. Г. Рубинштейну). Муз. классы, созданные при многих отделенияхР. М. О., часто перерастали в училища, в ряде случаев - консерватории. Мощный расцвет муз. культуры России связан с деят-ностью не только столичных, но и провинциальных отделений Р. М. О.
Несмотря на определенный консерватизм Гл. дирекции, зависимость от двора, появление новых, более демократич. муз. орг-ций, Р. М. О. до конца своего существования (1917) играло ведущую роль в муз. жизни России.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО), существовало в 1859 - 1917. Организовано по инициативе А.Г. Рубинштейна. Основная цель - развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и других городах.
Полезные сервисы
русское музыкальное общество (рмо)
Энциклопедический словарь
РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО) - РУ́ССКОЕ МУЗЫКА́ЛЬНОЕ О́БЩЕСТВО (РМО), организовано в Санкт-Петербурге в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Основная цель - развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Киеве и других городах. Способствовало развитию профессиональной музыкальной культуры. Существовало до 1917.
Полезные сервисы
русское слово
Энциклопедический словарь
Русское слово - I
ежемесячный журнал, 1859-66, Санкт-Петербург. Основан Г. А. Кушелёвым-Безбородко. С 1860 (редактор - Г. Е. Благосветлов) благодаря участию Д. И. Писарева приобрёл острозлободневный характер (с 1863 вёл полемику с «Современником» - «раскол в нигилистах»), выступал за гражданское и реалистическое искусство.
II
ежедневная либеральная газета, 1895-1918, Москва. С 1897 издатель - И. Д. Сытин. Сотрудники - А. В. Амфитеатров, В. М. Дорошевич и др. Закрыта советской властью в ноябре 1917. В январе - июне 1918 выходила под названием «Новое слово» и «Наше слово».
Большой энциклопедический словарь
"РУССКОЕ СЛОВО" - ежедневная либеральная газета, 1895-1918, Москва. С 1897 издавал И. Д. Сытин. Сотрудники - А. В. Амфитеатров, В. М. Дорошевич и др. Закрыта советской властью в ноябре 1917. В январе - июне 1918 выходила под названиями "Новое слово" и "Наше слово".
-----------------------------------
"РУССКОЕ СЛОВО" - ежемесячный журнал, 1859-66, Санкт-Петербург. Основан Г. А. Кушелевым-Безбородко. С 1860 (редактор - Г. Е. Благосветлов) благодаря участию Д. И. Писарева приобрел острозлободневный характер, с 1863 вел полемику с "Современником" - "раскол в нигилистах", выступал за гражданское и реалистическое искусство.
Полезные сервисы
русское слово (газета)
Энциклопедический словарь
РУССКОЕ СЛОВО (газета) - «РУ́ССКОЕ СЛО́ВО», ежедневная либеральная газета, 1895-1918, Москва. С 1897 издавал И. Д. Сытин. Сотрудники - А. В. Амфитеатров, В. М. Дорошевич и др. Закрыта советской властью в ноябре 1917. В январе - июне 1918 выходила под названиями «Новое слово» и «Наше слово».
Полезные сервисы
русское слово (журнал)
Энциклопедический словарь
РУССКОЕ СЛОВО (журнал) - «РУ́ССКОЕ СЛО́ВО», ежемесячный журнал, 1859-66, Санкт-Петербург. Основан Г. А. Кушелевым-Безбородко. С 1860 (редактор - Г. Е. Благосветлов) благодаря участию Д. И. Писарева приобрел острозлободневный характер, с 1863 вел полемику с «Современником» - «раскол в нигилистах», выступал за гражданское и реалистическое искусство.
Полезные сервисы
русское спасибо!
Сборник слов и иносказаний
русское спасибо! - сердечное
Ср. Посмотрите - что/ за рыба!
Еле внес ее лакей.
Слышно русское "спасибо"
Из отворенных дверей.
Некрасов. Современники! Юбиляры.
См. лакей.
Полезные сервисы
русское студенческое христианское движение
Гуманитарный словарь
РУ́ССКОЕ СТУДЕ́НЧЕСКОЕ ХРИСТИА́НСКОЕ ДВИЖЕ́НИЕ - просветительское движение. Развилось из органи-зов. в 1900 в СПб. "Комитета для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития" (об-во "Маяк"). Работу Комитета финансировал гражд. США Д. Стокс, чл. Христианского Союза Молодых Людей (ХСМЛ или ИМКА). Устав об-ва "Маяк" был утвержден в 1903. Гл. формами деят-ности "Маяка" стали орг-ция лекций, клубов для молодежи и развитие нек-рых видов спорта, особенно футбола и баскетбола. После рев-ции РСХД было упразднено.
Американцы, входившие в правление "Маяка", в 1920-22 активно вели работу в зарубежье. В 1921 при "Маяке" в Константинополе был организован отряд рус. скаутов. На средства, поступающие из США, "Маяк" финансировал скаутские лагеря Старшего Русского Скаута полковника О. Пантюхова на Принцевых о-вах. Секретарь ХСМЛ в Таллинне Н. Федоров основал рус. таллиннскую скаутскую дружину. На те же средства существовала рус. г-зия в Харбине, а при доме ХСМЛ там же работали два рус. скаутских отряда. В 1923 в Пшерове (Чехословакия) основной контингент студентов-эмигрантов, с к-рыми ИМКА вела работу, вновь объединились в РСХД. От рус. студенческих кружков прислали своих делегатов Белград, Берлин, Париж и т. д. В 1921 в Праге чл. ИМКА было основано знаменитое изд-во "ИМКА-ПРЕСС", переехавшее в 1923 в Берлин, а затем в Париж. В конце 20-х гг. центр РСХД из Праги был переведен в Париж, а сама орг-ция объединилась с американским ХСМЛ. В Париже при РСХД активно работал юношеский отдел. Нацисты в 1940 запретили РСХД, но четыре т. н. дружины витязей РСХД продолжали свою деят-ность нелегально. В 1945-46 РСХД начала активную работу в лагерях "Ди-Пи" по орг-ции досуга их обитателей. В лагерях чл. РСХД - ИМКА создавали клубы, курсы яз. и т. п. Осенью 1948 в Гибельштадте (Германия) рус. служащими ИМКА было решено официально создать рус. отдел ХСМЛ. В авг. 1949 в Прине (Германия) состоялась учредительная конференция. Председателем рус. ХСМЛ избрали Н. Арцюк-Гончарова. Деят-ность РСХД поддерживалась митр. Анастасием, перво-иерархом РПЦ за границей.
В наст. время РСХД работает с молодежью только в Париже при храме Введения Пресвятой Богородицы, устраивая летние и зимние лагеря.
Полезные сервисы
русское телеграфное агентство
Энциклопедический словарь
Ру́сское телегра́фное аге́нтство (РТА), первое информационное агентство печати в России. Основано в 1866 в Санкт-Петербурге, существовало (с перерывами) до 1878.
Большой энциклопедический словарь
РУССКОЕ ТЕЛЕГРАФНОЕ агентство (РТА) - первое информационное агентство печати в России, основано в 1866 в Санкт-Петербурге, существовало (с перерывами) до 1878.
Полезные сервисы
русское телеграфное агентство (рта)
русское техническое общество
Энциклопедический словарь
Ру́сское техни́ческое о́бщество (РТО), ведущее научно-техническое общество России в 1866-1917. К началу 1917 свыше 10 тыс. членов, свыше 40 территориальных отделений, 16 отраслевых отделов. Вело коллективные исследования, организовывало лекции, курсы, выставки и т. п. В обществе работали Д. И. Менделеев, В. В. Марковников, С. О. Макаров, А. Н. Крылов, А. С. Попов, П. Н. Яблочков, Н. Е. Жуковский, М. Н. Герсеванов, Д. К. Чернов и др.
Большой энциклопедический словарь
РУССКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ общество (РТО) - ведущее научно-техническое общество России в 1866-1917. К нач. 1917 св. 10 тыс. членов, св. 40 территориальных отделений, несколько отраслевых отделов. Вело коллективные исследования, организовывало лекции, курсы, выставки и т. п. В обществе работали Д. И. Менделеев, В. В. Марковников, С. О. Макаров, А. Н. Крылов, А. С. Попов, П. Н. Яблочков, Н. Е. Жуковский, М. Н. Герсеванов, Д. К. Чернов и др.
Полезные сервисы
русское техническое общество (рто)
Энциклопедический словарь
РУССКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (РТО) - РУ́ССКОЕ ТЕХНИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО (РТО), ведущее научно-техническое общество России в 1866-1917. К нач. 1917 св. 10 тыс. членов, св. 40 территориальных отделений, несколько отраслевых отделов. Вело коллективные исследования, организовывало лекции, курсы, выставки и т. п. В обществе работали Д. И. Менделеев, В. В. Марковников, С. О. Макаров, А. Н. Крылов, А. С. Попов, П. Н. Яблочков, Н. Е. Жуковский, М. Н. Герсеванов, Д. К. Чернов и др.
Полезные сервисы
русское физико-химическое общество
Энциклопедический словарь
Ру́сское фи́зико-хими́ческое о́бщество - создано в 1878 объединением Русских физических (1872) и Русских химических (1868) обществ. Съезды и публикации общества были важной формой организации научной деятельности в России до 1917. Среди членов - Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Н. А. Умов, А. С. Попов, Н. Е. Жуковский. Реорганизовано в 1930. Преемником химического отделения общества стало Всесоюзное химическое общество имени Д. И. Менделеева, с 1992 Российское химическое общество имени Д. И. Менделеева.
* * *
РУССКОЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - РУ́ССКОЕ ФИ́ЗИКО-ХИМИ́ЧЕСКОЕ О́БЩЕСТВО, создано в 1878 объединением Русского физического (1872) и Русского химического (1868) обществ. Съезды и публикации общества были важной формой организации научной деятельности в России до 1917. Среди членов - Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Н. А. Умов, А. С. Попов, Н. Е. Жуковский. Реорганизовано в 1930. Преемником химического отделения общества стало Всесоюзное химическое общество им. Д. И. Менделеева.
Большой энциклопедический словарь
РУССКОЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ общество - создано в 1878 объединением Русского физического (1872) и Русского химического (1868) обществ. Съезды и публикации общества были важной формой организации научной деятельности в России до 1917. Среди членов - Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Н. А. Умов, А. С. Попов, Н. Е. Жуковский. Реорганизовано в 1930. Преемником химического отделения общества стало Всесоюзное химическое общество им. Д. И. Менделеева.
Полезные сервисы
русское хоровое общество
Гуманитарный словарь
РУ́ССКОЕ ХОРО́ВОЕ О́БЩЕСТВО - объединение любителей хорового пения (1878-1917). Организовано в Москве К. К. Альбрехтом и И. П. Поповым. Первоначально хор был мужским, в 1887-88 введены женские голоса. Численность хора доходила до 150 и более чел. Наряду с самостоят. концертами хор участвовал в концертах Рус. муз. об-ва (РМО). Деят-ность об-ва благодаря высокому профессионализму коллектива - дирижеры К. К. Альбрехт (1878-88), А. С. Аренский (1888-95), М. М. Ипполитов-Иванов (1895-1901), В. И. Сафонов (1901-05), вновь Ипполитов-Иванов (1905-15), П. Г. Чесноков (1915-17) - и популяризации новых хоровых соч. отеч. авторов и рус. хоровой классики способствовала оживлению интереса к традициям рус. хоровой культуры. С 1881 при Р. Х. О. существовали классы хорового пения, в 1882-88 - духовная капелла (регенты В. С. Орлов и Ф. А. Иванов).
Полезные сервисы
русское централизованное государство
Энциклопедический словарь
Ру́сское централизо́ванное госуда́рство - сложившееся в отечественной историографии определение одного из важнейших этапов формирования Российского государства (труды С. В. Бахрушина, К. В. Базилевича, Л. В. Черепнина и др.). Используется также название - единое Российское государство (А. М. Сахаров, А. А. Зимин). По мнению ряда учёных, Русское централизованное государство сложилось в конце XIV - середине XVI вв. в процессе усиления Московского великого княжества и объединения вокруг него русских земель. К середине XVI в. приняло форму сословно-представительской монархии. Переход к абсолютной монархии (см. Самодержавие) в основном завершился в первой четверти XVIII в.
* * *
РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО - РУ́ССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗО́ВАННОЕ ГОСУДА́РСТВО, сложившееся в отечественной историографии определение одного из этапов истории России (см. РОССИЯ (государство)) (труды С.В. Бахрушина, К.В. Базилевича, Л.В. Черепнина). В трудах А.М. Сахарова и А.А. Зимина используется название единое Российское государство. Русское централизованное государство сложилось в конце 14 - середине 16 веков в процессе усиления Московского великого княжества и объединения вокруг него русских земель. К середине 16 века оно приняло форму сословно-представительной монархии. В первой четверти 18 века в России завершился переход к абсолютной монархии.
Большой энциклопедический словарь
РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ государство (Российское государство) - складывалось с кон. 14 в. в результате объединения к кон. 15 - нач. 16 вв. русских земель вокруг Московского великого княжества. К сер. 16 в. приняло форму сословно-представительной монархии. Переход к абсолютной монархии в основном завершился в 1-й четв. 18 в.