Сасани́дская эпо́ха
картли
Энциклопедический словарь
Ка́ртли (Карталиния), историческая область в Восточной Грузии, в долине реки Кура. С IV в. до н. э. Картлийское царство (Иберия). С конца X в. н. э. ядро единого грузинского государства. Во второй половине XV - XVIII вв. Картлийское царство.
* * *
КАРТЛИ - КА́РТЛИ, историческая область и государство в Восточной Грузии, в среднем течении р. Куры.
Картлийское царство со столицей в Мцхете (см. МЦХЕТА) возникло в последние века до н. э.; в Греции и Риме было известно как Иберия. В 3 в. в результате ожесточенной борьбы между Римской империей и Сасанидским Ираном (см. САСАНИДЫ) за влияние в регионе, согласно Нисибинскому договору (298), Рим получил право даровать иберийским царям регалии, однако имперская власть на территории Грузии оставалась номинальной.
Под властью Сасанидов
Около 337 при царе Мириане Грузия приняла христианство. Это событие было связано с именем и деятельностью христианской проповедницы - св. Нины (см. НИНА (равноапостольная)). В 5 в. в условиях упадка Римской империи в Картли постепенно усиливается влияние Сасанидского Ирана, картлийские цари постепенно превращаются в вассалов персидского царя, а в новой столице Картли, Тбилиси, водворяется персидский наместник - питиахш. Сопротивление персам во 2-й половине 5 в. возглавил картлийский царь Вахтанг I (см. ВАХТАНГ I Горгасал) по прозвищу Горгасал («Волчья голова»). В 502 Вахтанг погиб, а Картли, после того как иранцы в 523 устранили наследников Вахтанга, превратилось в персидское наместничество. В Тбилиси полновластным правителем стал сасанидский чиновник, носивший титул марзпана, в наиболее крупных картлийских городах были размещены персидские гарнизоны.
Сасаниды с большим недоверием относились к христианству, считая его орудием политики Византии, оспаривавшей у Ирана Закавказье. Поэтому если в вассальной по отношению к Восточной Римской империи Лазике (Западная Грузия) христианская религия распространялась с одобрения и при прямой поддержке властей, то в Картли персидские власти поддерживали дохристианские языческие культы. Несмотря на довольно тяжелые условия персидского господства, Картли продолжало развиваться в экономическом и культурном отношении. Великолепным памятником архитектуры этой эпохи является храм в Мцхете (см. МЦХЕТА) (590-605).
С Византией
В конце 6 в. картлийская знать свергла персидских наместников, и во главе государства стал эрисмтавари («правитель народа»), власть которого, в отличие от наследственного царя, была ограничена местными феодалами (сепецулами и эриставами). После падения персидского господства Картли попало в орбиту византийской политики, а эрисмтавари признали себя вассалами императора (эта зависимость была номинальной) и носили византийские титулы куропалата, ипата, патрикия.
Под властью арабов
В середине 7 в. в Восточную Грузию вторглись арабы. В Тбилиси был посажен арабский наместник - эмир, назначавшийся халифом; население страны было обложено тяжелой данью. Впоследствии тбилисский эмир превратил свою должность в наследственную (династия Джафаридов) и при поддержке части местной знати добился фактической независимости от Халифата. Арабы поддерживали свою власть в Картли с большим трудом. На севере им приходилось вести борьбу с хазарами (см. ХАЗАРЫ), стремившимися прорваться в долину Куры через горные проходы, на короткое ґՐܑϠ(во 2-й четверти 8 в.) они даже захватили Тбилиси.
В 8 в. в условиях общего упадка Халифата (см. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ) на территории Грузии стали возникать независимые княжества. Из состава Картли выделилась Кахетия, из пределов которой арабы были уже полностью изгнаны. В Грузии возникли сильные самостоятельные государства - княжество Тао-Кларджети и Абхазия. Таокларджетские правители (династия Багратиони (см. БАГРАТИОНЫ), или Багратионов) стремились объединить все грузинские земли под своей властью: большая часть Картли на рубеже 10-11 вв. попала под их власть, и лишь Тбилисский эмират до 1122 сохранял независимость.
Между тремя державами
В начале 15 в. после опустошительных набегов Тимура (см. ТИМУР) и распада единого грузинского государства царство Картли было вновь восстановлено. Разоренное набегами и ослабленное политической раздробленностью, в 16 в. оно, как и другие грузинские земли, потеряло независимость и подпало под влияние Оттоманской империи и Персии. Последняя требовала принятия правителями ислама. В 1762 кахетинский царь Ираклий II объединил Картли и Кахети в единое Картли-Кахетинское царство. В 1783 Ираклий заключил с Россией договор о покровительстве. В 1795 персидский шах совершил опустошительный набег, разграбил и разрушил Тбилиси. Сын Ираклия Георгий XII (см. ГЕОРГИЙ XII Багратиони) обратился к Павлу I с просьбой о принятии в подданство.
Полезные сервисы
ювелирное искусство
Энциклопедический словарь
Ювели́рное иску́сство - вид декоративно-прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и др. из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов (бронза, медь), выполненные с тонким мастерством.
* * *
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - ЮВЕЛИ́РНОЕ ИСКУ́ССТВО (от нем. Juwel или голл. juweel - драгоценный камень), изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения) преимущественно из драгоценных (золота, серебра, платины), а также некоторых других цветных металлов. Часто в этих изделиях металлы выступают в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, а также стеклом, перламутром, костью. Ювелирное искусство подчеркивает красоту исходного материала и ориентируется на изысканность его обработки.
В ювелирном искусстве применяется различная техника изготовления: ковка (см. КОВКА), литье (см. ЛИТЬЕ), художественная чеканка (см. ЧЕКАНКА (отделочная операция)) и канфаренье (придание металлической поверхности зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение (басма (см. БАСМА (в истории))), резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), скань (см. СКАНЬ) (филигрань), зернь (см. ЗЕРНЬ), чернь (см. ЧЕРНЬ (черные изображения)), эмали (см. ЭМАЛЬ (в прикладном искусстве)) (финифть), инкрустация, травление, полировка, а также механические приемы обработки - штамповка, вальцовка.
Ювелирное искусство - один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Поскольку оно всегда было тесно связано с меняющимися условиями быта (например, со стилями одежды), ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца; в функции амулетов они имели магический смысл (уже в древности драгоценным камням и металлам приписывалось мистическое влияние). В ходе исторического развития социально-престижное значение изделий ювелирного искусства постепенно начинает преобладать над религиозно-мистической функцией.
Ювелирное искусство в древности
В древности в ювелирном искусстве на широком пространстве обитаемых земель доминировал звериный стиль, причем наиболее распространены были изображения скачущих, борющихся животных и птиц, фантастических существ. Стиль этот существовал на протяжении нескольких тысячелетий. В России наиболее известны образцы этого стиля из сокровищ древних скифов.
В Древнем Египте первые образцы звериного стиля относят к 3 тысячелетию до н. э. Древнеегипетское ювелирное искусство находилось на высокой ступени развития. Оно отличалось любовью к ярким полихромным эффектам. В качестве материалов главным образом использовались золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды. Применялась чеканка, гравировка, а также холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками).
Пристрастие к яркой полихромии, широкое использование лазурита и техники холодной эмали особо характерно для ювелирных изделий Месопотамии (Аккад, Ассирия, Вавилония, Шумер).
Ювелирное искусство эгейской культуры (см. ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА), о чем свидетельствуют изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображением животных, найденные в Микенах и Трое, отличалось сдержанностью цветовых решений, так же можно охарактеризовать и искусство этрусков (см. ЭТРУСКИ). На раннем этапе развития древнегреческая культура находилась под влиянием восточных цивилизаций, особенно Древнего Египта. Ее образцы, в частности, представлены в коллекции сокровищ из Трои в Малой Азии, открытых Г. Шлиманом (см. ШЛИМАН Генрих) и находящихся ныне в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В коллекции имеются золотые украшения, церемониальное оружие, украшенные лазуритами, нефритами, сердоликами, янтарем и кораллами.
Если для классического древнегреческого ювелирного искусства (5-4 века до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, то в эллинистическом и древнеримском искусстве возобновился интерес к звучной полихромии. Особо славятся эллинистические изделия из серебра. Ювелирное искусство сасанидского Ирана (3-7 века) характеризуется широким распространением сосудов из золота и серебра с чеканными, литыми и гравированными изображениями.
Ювелирное искусство Средневековья
Раннемусульманская культура сначала отличалась сдержанным отношением к предметам роскоши, что сдерживало широкое распространение ювелирных изделий. Но постепенно, впитав в себя традиции древнеиранского и византийского искусства, оно достигло высокого расцвета. Средневековый опыт обработки драгоценных металлов и камней, техника филиграни, инкрустации, черни нашли свое продолжение в народном творчестве Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Любимый камень мусульманского Востока, о котором сложено немало легенд, - бирюза.
Ювелирные украшения средневековой Индии отличает мастерство в огранке алмазов. Индия была основным источников поступления драгоценных камней на рынки большинства стран. Главным центром торговли драгоценностями была Голконда. В Европу алмазы поступали до 16 века через Венецию, позднее через Амстердам, который и доныне сохранил первенствующее положение на рынке ювелирных алмазов.
Для мастеров средневекового Китая характерна более сдержанная обработка материалов. Они, кроме драгоценных металлов, использовали кораллы, нефрит, янтарь и др. Китайские ювелиры стремились подчеркнуть в них не столько игру света, сколько окраску и природную фактуру, свойственную тому или иному камню.
Большое количество первоклассных образцов ювелирного искусства - литых и чеканных золотых украшений с мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и других камней - было найдено при археологическом изучении культур древней Америки. Кроме золота, древними индейцами использовались серебро и платина. Наиболее богатой в этом отношении была Колумбия, где были открыты крупнейшие месторождения изумрудов. Очень высоко ценилась яшма.
Типичными чертами раннесредневекового европейского ювелирного искусства являлось применение техники холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неограненных драгоценных камней), которые контрастно соединялись с золотом; а также преобладание в орнаменте мотивов звериного стиля. Причудливые по форме подвески, фибулы (застежки), поясные пряжки времен правления Меровингов (см. МЕРОВИНГИ) (5-8 века) украшены альмандинами и гранатами и сохраняют отпечаток присущей варварским народам любви к многоцветности. В романский период в Европе начинает развиваться производство эмалей.
Византийское ювелирное искусство славилось своими распятиями, чеканными литургическими сосудами, окладами и другими предметами культа, которые часто украшались тончайшей перегородчатой эмалью. В работах византийских ювелиров широкое распространение получило сочетание золота или позолоченного серебра с алмазами, бирюзой, рубинами, изумрудами, жемчугом. С этой гаммой прекрасно сочетались эмали, благородство и точность отделки рисунка которых сближают их с книжными миниатюрами.
В работах византийских мастеров 4-8 веков традиции античного искусства органично сплетаются с орнаментальностью и обилием цвета, характерным для художественных традиций Востока. Эмали, чернение, золотая насечка оправ дополняют роскошные тонкостенные сосуды из резного камня, предметы культа и украшения, изобилующие кабошонами цветных камней и жемчугом. Известны превосходные камеи на поделочных камнях, выполненные византийскими резчиками.
В произведениях романского и готического ювелирного искусства величественная пышность цветовых созвучий всегда сочеталась со строгой архитектонической композицией, которая иногда повторяла формы церковного зодчества. Часто применялись редкие породы дерева и горный хрусталь. Самоцветы из месторождений Саксонии, Богемии и Моравии служили материалом для развивающихся художественных промыслов в Идар-Оберштайне (Германия) и Среднечешских горах.
Эпоха Возрождения
Мастерами эпохи Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) были созданы великолепные изделия: серебряные сосуды с рельефными многофигурными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни. В этих произведениях ювелирного искусства исходные свойства драгоценных материалов отступают на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки.
Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены завершенностью композиций, фантазией, их отделка - тщательностью проработки. К созданию ювелирных украшений в конце 15 - 16 веках обращались А. Дюрер (см. ДЮРЕР Альбрехт), Х. Хольбейн-младший (см. ХОЛЬБЕЙН Ханс Младший), Бенвенуто Челлини (см. ЧЕЛЛИНИ Бенвенуто). Среди излюбленных типов ювелирных изделий Возрождения - нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них служил кабошон неправильной формы или причудливая жемчужина. В эпоху правления Медичи (см. МЕДИЧИ) расцветает камнерезное искусство и искусство флорентийской мозаики. Во Франции прославилась школа лиможской эмали (см. ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ).
В Германии в этот период в ювелирных изделиях применяются, помимо драгоценных камней, скорлупа кокосового и других экзотических орехов, страусовые яйца, раковины наутилусов (см. НАУТИЛУСЫ). Большой любовью в Германии пользовались жемчуг и кораллы с перламутром.
Ювелирное искусство 17-20 веков
В 17-18 веках возрастает интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим сочетаниям эмалей, золота и драгоценных камней, которые нередко покрывают металлическую основу сплошным мерцающим слоем. К шедеврам европейского ювелирного искусства 15-18 веков относятся немецкие серебряные изделия (мастера семейства Ямницер) и эмали (И. М. Динглингер), а также английские серебряные изделия.
Особенно славятся своим мастерством немецкие мастера из Аугсбурга, Нюрнберга и Гамбурга.
С конца 17 века лидирующие позиции в Европе занимает французское ювелирное искусство. В эпоху барокко (см. БАРОККО) в моду входят изделия с высоким чеканным рельефом, изысканной резьбой, с яркими самоцветами и жемчугом. В это время начинается производство часов.
Рококо (см. РОКОКО) с его стремлением к утонченности придает особое значение ювелирным украшениям в мужском и женском обиходе. В это время складывается ассортимент украшений, в целом не изменившийся до настоящего времени. Модными становятся броши и эгретки в виде букетов, каскадов. Создавая цельный ансамбль, ювелиры изготовляют комплекты украшений - большие и малые парюры (см. ПАРЮРА). В это время появляется классическая бриллиантовая огранка, и любимым камнем становится бриллиант, который подсвечивают фольгой. В моде были бриллианты с лиловатым, желтоватым и розоватым оттенками. В мужском костюме бриллианты использовались так же широко, как и в женском. В России в это время работают многие иностранные мастера, крупнейший из них - И. Позье - автор императорских корон.
Прихотливая изысканность форм рококо в начале 19 века уступает место строгости классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) (чеканные изделия Ж. Б. Одио, М. Г. Бьенне - придворных мастеров Наполеона I (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт)). Из мужского гардероба практически исчезают украшения с камнями, расцветает производство дорогих табакерок, набалдашников для тростей. На первый план выходит тщательность отделки материала. Некоторое время в моде украшения из мозаики, из поделочных уральских камней.
В середине 19 века производство ювелирных изделий начало механизироваться и стало более массовым. Стали использоваться менее ценные материалы, например, накладное серебро, а вместо драгоценных камней - горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, искусственные бриллианты (стразы (см. СТРАЗ)). Большинство изделий ювелирного искусства 19 века тяготеет к эклектичности стиля, против чего в конце 19 - начале 20 веков выступили мастера стиля модерн (см. МОДЕРН) (например, Р. Лалик (см. ЛАЛИК Рене) во Франции).
Некоторые из мастеров модерна сумели превратить недостатки дешевых материалов в их достоинства, подчеркивающие мастерство и вкус мастера («Тиффани (см. ТИФФАНИ (фирма))»). Во многих странах модерн дал начало возрождению национальных традиций в искусстве.
Двадцатый век ввел в ювелирное искусство невероятное разнообразие направлений. Огромную роль сыграла модельер-новатор Коко Шанель, смело пропагандировавшая бижутерию. Осваивалось много новых материалов - платина, палладий, анодированный алюминий. Самые пуристические стремления к «дизайнерским» формам без орнамента сосуществуют в двадцатом веке с тенденциями создания ювелирных изделий, которые воскрешают динамику и «текучесть» форм модерна или традиции народного и средневекового искусства. К середине двадцатого века, наряду с орнаментами, имитирующими различные исторические стили, появляются образные решения, отражающие проблематику современной культуры (например, ювелирные композиции на космическую тему).
Ювелирное искусство России
Ювелирное искусство на территории стран бывшего Советского Союза известно с глубокой древности. Об этом свидетельствуют многочисленные находки археологов в Закавказье, Средней Азии, на Алтае. Золотые украшения и художественные сосуды скифов и сарматов из погребений Причерноморья, Прикубанья, Нижнего Поволжья принадлежат к вершинам мирового искусства.
Древнерусское ювелирное искусство отличалось богатством форм. Для киевских ювелиров характерны изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода 11-12 веков - серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон; изделия Владимиро-Суздальской школы (12-13 века) отличались чередованием серебряных и золотых частей. Москва и Суздаль 14-15 веков славились окладами икон и Евангелий, складнями со сканью, чеканкой, басмой, эмалью и литыми изображениями.
В 16 веке, когда Москва стала общерусским центром, стали популярны чернь и эмаль, в 17 веке - эмаль (И. Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба по металлу (В. Андреев, А. Трухменский) чернь (М. Агеев, П. Иванов). В 17 веке получили развитие и многочисленные школы древнерусского ювелирного искусства: усольская (мастерские Строгановых), ярославская.
Русское ювелирное искусство 18 века, центром которого стал Петербург, начало развиваться в русле общеевропейских художественных стилей. Однако сохранялись и национальные русские особенности. В 18 веке появляется великоустюжское чернение по серебру (см. ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ).
В 19 веке в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела. Особо славились предприятия П. Ф. Сазикова (см. САЗИКОВ (фирма))(серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (см. ОВЧИННИКОВ Павел Акимович) (эмали в древнерусском стиле), И. И. Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ (фирма)) (эмали, чеканные изделия), а в начале 20 века - фирма Оловянишниковых (см. ОЛОВЯНИШНИКОВ (фабрикант)). Мировую известность получила фирма Фаберже (см. ФАБЕРЖЕ), которая изготавливала высококачественные ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней), а также мастерские, работавшие по ее заказам (М. Перхина). Для русского двора работают мастера фирмы «Болин (см. БОЛИН (фирма))».
В советское время предприятия России выпускали массовую продукцию, но некоторые мастера работали над штучными произведениями, поступавшими на государственное хранение в Алмазный фонд (см. АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации). Ученые Физического института им. П. Н. Лебедева (см. ФИЗИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИАН)) осуществили синтез кристаллов фианита (см. ФИАНИТЫ). После долгого перерыва в России появились крупные мастера, поставившие перед собой цель - вернуть русскому ювелирному искусству мировую славу. В результате конверсии предприятий военно-промышленного комплекса в ювелирное дело пришли новые материалы, например цирконий, чей серебристый цвет создает впечатление неземного в коллекциях на космическую тему. Начинает издаваться журнал «Ювелирный мир».
Полезные сервисы
иранистика
Лингвистика
Ирани́стика -
1) комплекс научных дисциплин, связанных с изучением языков,
литературы, истории, материальной и духовной культуры ираноязычных
народов; 2) область языкознания, занимающаяся исследованием иранских языков. Изучение отдельных
иранских языков с практическими целями началось в Европе в 17-18 вв.
В России первые переводчики с персидского языка
появились в начале 18 в., в 1732 началось преподавание персидского языка
в Коллегии иностранных дел, с 1804 было введено в университетах. Сбор
материалов по иранским языкам (осетинскому,
афганскому, курдскому, персидскому) с
лингвистическими целями впервые был предпринят И. А. Гюльденштедтом в
70‑е гг. 18 в. в связи с подготовкой труда «Сравнительные словари всех
языков и наречий», изданного в 1787 П. С. Палласом. В конце 18 в.
С. Г. Гмелиным были сделаны первые записи материалов по гилянскому
языку.
Систематические исследования иранских языковых материалов и
формирование иранистики как особой отрасли языкознания началось в
19 в. и связано в первую очередь с открытием и дешифровкой древнеиранских (авестийских и древнеперсидских) письменных памятников. В 1761
А. Анкетиль-Дюперрон привез из Индии рукопись Авесты и в 1771
опубликовал её первый, хотя и несовершенный перевод. Р. К. Раск в 1826
доказал древность языка Авесты и его близкое родство с санскритом. В 30‑е гг. 19 в. санскритолог
Э. Бюрнуф, опираясь на закономерные соответствия
между авестийским языком и санскритом, выявил основные черты
грамматического строя авестийского языка, уточнил чтение и перевод
некоторых частей Авесты. Благодаря своей близости с санскритом
авестийский язык привлёк внимание компаративистов. Систематическое его
сравнение с санскритом, греческим, латинским и другими индоевропейскими языками
проведено Ф. Боппом (1833). В течение 19 в. осуществлено несколько
изданий Авесты с переводом, комментариями, грамматическими очерками,
глоссариями (К. Бартоломе, В. Гайгер,
К. Ф. Гельднер, Ф. Шпигель, Н. Л. Вестергард, Ж. Дармстетер и
другие).
Начало изучения древнеперсидского языка было положено в 1802
Г. Ф. Гротефендом, осуществившим дешифровку двух коротких клинописных надписей Дария I и Ксеркса. Усилиями
Раска, Бюрнуфа, К. Лассена и других к 40‑м гг. 19 в. был установлен
почти весь древнеперсидский алфавит. В 1846 Г. К. Роулинсон опубликовал
перевод скопированной им Бехистунской надписи, что подтвердило
дешифровку древнеперсидских текстов. Одно из первых полных изданий
древнеперсидских надписей (с латинским переводом и словарём)
осуществлено в Петербурге в 1872 К. А. Коссовичем. Им же издано
несколько важных авестийских текстов (1871). В 1904 в Германии издан
фундаментальный словарь авестийского и древнеперсидского языков «Altiranisches Wörterbuch» Бартоломе, сохраняющий свое
значение до нашего времени.
В конце 18 в. А. И. Сильвестр де Саси дешифровал несколько надписей
на среднеперсидском языке. В течение 19 в.,
главным образом в Индии, был издан ряд среднеперсидских (пехлевийских)
письменных памятников с переводом, комментариями и глоссариями. Важное
открытие было сделано русским учёным К. Г. Залеманом, который установил,
что арамейские элементы в пехлевийских текстах
являются идеограммами (гетерограммами) и в живой речи не употреблялись.
В 19 в. всё более активно вовлекаются в орбиту научного исследования
живые иранские языки. В 1842 в Иран был послан магистр Казанского
университета И. Н. Березин для изучения персидского и других иранских
языков. В 1853 в Казани им изданы «Грамматика персидского языка» и книга
«Recherches sur les dialectes persans»,
содержащая грамматические очерки татского, талышского, гилянского, мазандеранского, курдского
языков. В 1895 в Петербурге вышла в свет «Краткая грамматика
новоперсидского языка» Залемана и В. А. Жуковского, не потерявшая своего
значения до нашего времени. Большой вклад внесли учёные 19 в. и в
исследование других иранских языков: курдского (А. Жаба, Ф. Юсти,
С. А. Егиазаров, П. И. Лерх), осетинского (А. М. Шёгрен, В. Ф. Миллер),
мазандеранского (Б. А. Дорн), памирских
(Залеман, В. Томашек, Р. Б. Шоу). Изучением белуджского языка занимались М. Л. Деймс,
В. Марстон, Э. А. Моклер, Гайгер, пушту - Дорн,
Г. У. Белью, Г. Дж. Раверти, Гайгер, Э. Трумп и другие, татского -
В. Ф. Миллер.
К концу 19 в. были накоплены значительные материалы по иранским
языкам, что позволило издать сводный, обобщающий труд «Grundriss der iranischen Philologie», созданный
усилиями крупнейших иранистов разных стран (Бартоломе, Гайгер, П. Хорн
и другие), в т. ч. русских учёных (Залеман и В. Ф. Миллер).
Наибольшего развития иранистика достигла в 20 в. Пополнились и
углубились сведения о древнеиранских языках, найдены новые, хотя и
немногочисленные памятники на древнеперсидском языке, осуществлена их
дешифровка (В. Шейль, Э. Херцфельд, В. И. Абаев и другие). Созданы более
полные и совершенные грамматики древнеперсидского языка (Э. Л. Джонсон,
А. Мейе и Э. Бенвенист, Р. Г. Кент, В. Бранденштайн и М. Майрхофер,
С. Н. Соколов). Внесены значительные поправки в фонетическую интерпретацию древнеперсидских
текстов (В. Хинц). Изданы многочисленные исследования по авестийскому
языку (Х. Р. Рейхельт, Ж. Келленс, Ж. Дюшен-Гийемен, Соколов и другие),
разработана и введена в практику фонологическая
(нормализованная) транскрипция авестийских
текстов (Г. Моргенстьерне, Бенвенист). Советский учёный Абаев путём
анализа скифских собственных имён, топонимов, названий племён и пр., зафиксированных в
эпиграфических памятниках и произведениях древнегреческих историков,
установил некоторые характерные черты фонетики и грамматики скифского языка, выявил около 250 лексических
единиц. По материалам побочных источников («мидизмы» в древнеперсидских
и эламских текстах) Майрхофер предпринял попытку
языка.
Крупным событием для иранистики явилось открытие и дешифровка в 20 в.
многочисленных письменных памятников ранее неизвестных иранских
языков среднего периода - парфянского, хорезмийского, согдийского,
сакских языков (диалектов), бактрийского.
Исследования по этим языкам осуществили: М. Н. Боголюбов,
Л. Г. Герценберг, М. М. Дьяконов, И. М. Дьяконов, Залеман, В. А. Лившиц,
Е. К. Молчанова, В. С. Расторгуева, О. И. Смирнова,
И. М. Стеблин-Каменский, А. А. Фрейман и другие, за рубежом - Бенвенист,
Х. У. Бейли, М. Бойс, И. Гершевич, А. Гилен, Р. Готьо, М. Й. Дресден,
Ф. Жинью, С. Конов, Э. Лейман, Д. Н. Макензи, Ф. В. К. Мюллер,
Х. С. Нюберг, П. Тедеско, Я. Харматта, В. Б. Хеннинг, Х. Хумбах и
другие.
В начале 20 в. в Турфане были найдены манихейские памятники на
среднеперсидском языке, в отличие от книжного пехлеви написанные
фонетически, т. е. без исторической орфографии и
без идеограмм. Это позволило с большой точностью установить фонетическую
систему среднеперсидского языка сасанидского периода. Основные
заслуги по исследованию среднеперсидских манихейских памятников
принадлежат Залеману, Мюллеру, Хеннингу, Бойс, Макензи. Продолжалось
изучение среднеперсидских надписей (Херцфельд, Жинью, М. Бакк, Боголюбов
и другие), исследование грамматического строя среднеперсидского языка
(Хеннинг, Нюберг, К. Бруннер, Расторгуева, Молчанова, А. Каримов),
составление словарей и глоссариев (Нюберг, Макензи, Бойс).
Наиболее активно в течение 20 в. велась работа по изучению живых
иранских языков и диалектов: персидского - в России и СССР А. К. Арендс,
Е. Э. Бертельс, Боголюбов, Л. И. Жирков, Б. В. Миллер, Л. С. Пейсиков,
Расторгуева, Ю. А. Рубинчик, Е. Н. Шарова, за рубежом - Ж. Лазар,
А. К. Ламтон, Д. Филлот и другие; дари
(фарси-кабули) - в СССР Л. Н. Дорофеева-Киселёва, В. И. Миколайчик;
пушту - в СССР М. Г. Асланов, Бертельс, Н. А. Дворянков, А. Г. Ганиев,
П. Б. Зудин, З. М. Калинина, К. А. Лебедев, Лившиц, за рубежом -
Дж. А. Грирсон, Дж. Лоример, Х. Пенцль; курдского - в СССР И. А. Орбели,
Ю. Ю. Авалиани, Ч. Х. Бакаев, О. В. Вильчевский, К. К. Курдоев,
И. А. Смирнова, И. И. Цукерман, Р. Л. Цаболов, К. Р. Эйюби и другие, за
рубежом - Макензи, А. Бадырхан; белуджского - в СССР И. И. Зарубин,
С. Н. Соколов, В. С. Соколова, В. А. Фролова, Расторгуева, за рубежом -
Г. В. Джилбертсон, Дж. Х. Элфенбейн, М. А. Баркер и Менгал;
прикаспийских - в СССР В. И. Завьялова, А. А. Керимова, А. Мамедзаде,
Т. Н. Пахалина, Расторгуева, Д. И. Эдельман, за рубежом - А. Кристенсен;
памирских - в СССР М. С. Андреев, А. Л. Грюнберг, Р. Х. Додыхудоев,
Зарубин, Д. К. Карамшоев, Пахалина, Соколова, И. М. Стеблин-Каменский,
Эдельман, за рубежом - Готьо, Грирсон, В. Ленц, Моргенстьерне; ормури и
парачи - Моргенстьерне, Ш. М. Кифер, В. А. Ефимов; диалектов
Центрального Ирана, Фарса - в России и СССР Жуковский, А. А. Ромаскевич,
за рубежом - О. Манн и К. Хаданк, В. Эйлере, Кристенсен, диалектов
южного тати - Э. Яр-Шатер (Иран), диалекта хазара - Ефимов (СССР).
Преимущественно силами русских и советских учёных велось исследование
языков: таджикского - С. Д. Арзуманов,
А. Г. Гаффаров, Зарубин, Я. И. Калонтаров, Керимова, Р. Л. Неменова,
Н. Масуми, Ш. Ниёзи, Б. Ниязмухамедов, Расторгуева, А. З. Розенфельд,
А. А. Семёнов, Соколова, О. И. Сухарева, Д. Т. Таджиев, Л. В. Успенская,
М. Ф. Фазылов, А. Л. Хромов и другие, за рубежом - Лазар, М. Лоренц;
осетинского - Абаев, Б. В. Алборов, Г. С. Ахвледиани, М. И. Исаев,
Фрейман; ягнобского - М. С. Андреев, Боголюбов,
С. И. Климчицкий, А. К. Писарчик, Хромов, Бенвенист; талышского -
Б. В. Миллер, Л. А. Пирейко; татского - Грюнберг.
В течение 20 в. издан ряд важных обобщающих трудов по иранистике.
Разработана классификация иранских языков
(Бартоломе, П. Тедеско, Фрейман, И. М. Оранский). Группа
западноевропейских учёных (К. Хофман, Ленц, Хеннинг, Бейли,
Моргенстьерне) подготовила и издала в ФРГ книгу «Iranistik», пополняющую новыми данными «Grundriss...». В СССР выпущен двухтомный
коллективный труд «Опыт историко-типологического исследования иранских
языков», начато издание 5‑томного обобщающего труда «Основы иранского
языкознания» (вышли в свет 4 книги - по древнеиранским, среднеиранским и
новоиранским языкам западной группы и восточной группы).
Оранский И. М., Введение в иранскую филологию, М.,
1960;
его же, Иранские языки в историческом освещении, М.,
1979;
Очерки по истории изучения иранских языков, М., 1962;
Расторгуева В. С., Иранские языки, в кн.: Языки народов СССР, т. 1,
М., 1966;
Опыт историко-типологического исследования иранских языков, т. 1-2,
М., 1975;
Основы иранского языкознания, кн. 1, Древнеиранские языки, кн. 2,
Среднеиранские языки, кн. 3, Новоиранские языки: западная группа,
прикаспийские языки, кн. 4, Новоиранские языки: восточная группа, М.,
1979-1987;
Grundriss der iranischen Philologie, hrsg. von W. Geiger
und E. Kuhn, Bd 1, Abt. 1-2, Stras., 1895-1904;
Iranistik. Abt. 1-3, Leiden - Köln, 1958-68;
«Current trends in linguistics», 1970, v. 6.
В. С. Расторгуева.