нескл. м.
Один из двух главных - наряду с пушту - языков Афганистана, принадлежащий к иранской группе индоевропейской семьи языков.
нескл. м.
Один из двух главных - наряду с пушту - языков Афганистана, принадлежащий к иранской группе индоевропейской семьи языков.
Дари́ (классический дари), литературный язык западных и восточных иранцев (персов, таджиков и др.), распространённый с конца IX до начала XVI вв. на территории Средней Азии, Ирана, Афганистана, Азербайджана, северо-западной части Индии. Относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. На нём писали классики персидско-таджикской литературы (Рудаки, Фирдоуси, Хафиз, Омар Хайям, Насир Хосров и др.). Со второй половины XV в. началась дифференциация дари. Лежит в основе персидского литературного языка - в Иране, таджикского литературного языка - в Таджикистане и дари - в Афганистане (название одного из двух официальных и литературных языков Афганистана, иначе - фарси-кабули).
* * *
ДАРИ - ДАРИ́ (классический дари), литературный язык западных и восточных иранцев (персов, таджиков и др.), распространенный с кон. 9 до нач. 16 вв. на территории Ср. Азии, Ирана, Афганистана, Азербайджана, северо-западной части Индии. Относится к иранской группе (см. ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ) индоевропейской семьи языков. На нем писали классики персидско-таджикской литературы (Рудаки (см. РУДАКИ Абу Абдаллах Джафар), Фирдоуси (см. ФИРДОУСИ Абулькасим), Хафиз, Омар Хайям (см. ОМАР ХАЙЯМ), Насир Хосров (см. НАСИР ХОСРОВ Абу Муин) и др.). Со 2-й пол. 15 в. началась дифференциация дари. Лежит в основе персидского литературного языка - в Иране, таджикского литературного языка - в Таджикистане и дари - в Афганистане (название одного из двух официальных и литературных языков Афганистана, иначе - фарси-кабули).
ДАРИ (классический дари) - литературный язык западных и восточных иранцев (персов, таджиков и др.), распространенный с кон. 9 до нач. 16 вв. на территории Ср. Азии, Ирана, Афганистана, Азербайджана, северо-западной части Индии. Относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. На нем писали классики персидско-таджикской литературы (Рудаки, Фирдоуси, Хафиз, Омар Хайям, Насир Хосров и др.). Со 2-й пол. 15 в. началась дифференциация дари. Лежит в основе персидского литературного языка - в Иране, таджикского литературного языка - в Таджикистане и дари - в Афганистане (название одного из двух официальных и литературных языков Афганистана, иначе - фарси-кабули).
ДАРИ (классический дари), литературный язык западных и восточных иранцев (персов, таджиков и др.), распространенный с конца 9 до начала 16 вв. на территории Средней Азии, Ирана, Афганистана, Азербайджана, северо-западной части Индии. Относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. На нем писали классики персидско-таджикской литературы (Рудаки, Фирдоуси, Хафиз, Омар Хайям, Насир Хосров и др.). Со 2-й половины 15 в. началась дифференциация дари. Лежит в основе персидского литературного языка - в Иране, таджикского литературного языка - в Таджикистане и языка дари - в Афганистане (название одного из 2 официальных и литературных языков Афганистана, ранее называвшегося фарси-кабули).
Дари́
(фарси-кабули, кабульско-персидский язык) - один из иранских языков (юго-западная подгруппа). Один из
двух главных литературных языков Афганистана
(наряду с пушту). Общее число говорящих около 4 млн. чел. Выделяются 2
группы диалектов: говоры районов Герата,
Хазараджата, Логара и Гардеза, имеющие сходные черты с диалектами
северо-восточного Ирана, и говоры Бадахшана, Панджшера, Кохистана и
района Кабула, близкие таджикским диалектам на территории СССР.
Выделяются также диалекты неавтохтонных групп населения, перешедших на
язык дари (народность предположительно монгольского происхождения -
хазарейцы и полукочевые племена аймаков). В основе литературного языка
лежит кабульский диалект (кабули).
Наиболее близки языку дари персидский и таджикский языки, с которыми его объединяет
общность происхождения: все они восходят к языку таджикско-персидской
классической литературы (или к так называемому классическому дари),
имеющему богатую письменно-литературной традицию (классическая
литература 9-16 вв.: Рудаки, Фирдоуси, Саади, Хафиз, Омар Хайям, Джами).
Исторически территория современного Афганистана вместе с территорией
Средней Азии и Северо-Западной Индии входила в восточный регион
распространения новоперсидского языка, где наблюдается ряд языковых
особенностей по сравнению с литературным языком, формировавшимся в
Иране. Отсюда отличия дари от современного персидского и большая
близость к таджикскому языку. От персидского языка отличается наличием в
системе вокализма долгих гласных ô и ê, архаичной формой дифтонгов ai и aw, более сложной системой видо-временных глагольных форм, а также отчасти словарным составом.
Литературный дари в феодальном Афганистане как язык социальных верхов
был оторван от народно-разговорной речи. После
завоевания Афганистаном независимости в 1919 и особенно после Апрельской
революции 1978 в связи с усилением демократических тенденций в
общественной жизни происходит расширение социальной базы и функций
литературного языка, приближение его к народно-разговорному.
Литературный дари функционирует в условиях двуязычия (дари и пушту).
Развивается художественная литература, на обоих
языках выходят основные периодические издания, работают средства
массовой информации.
Негхат Саиди М.-Н., Грамматика современного языка дари,
Кабул, 1969 (на языке дари);
Киселёва Л. Н., Очерки по лексикологии языка дари, М.,
1973;
её же, Основные черты развития языка дари в современном
Афганистане, в кн.: Социолингвистические проблемы развивающихся стран,
М., 1975;
Фархади Раван, Разговорный фарси в Афганистане, пер. с
франц., М., 1974.
Киселёва Л. Н., Миколайчик В. И.,
Дари-русский словарь, М., 1978.
Л. Н. Киселёва.
дари
- нескл., м. (< перс. darā король, монарх).
Один из двух (наряду с пушту) главных литературных языков Афганистана, принадлежащий к иранской группе индоевропейской семьи языков.
|| Ср. пехлеви, фарси.
- Один из двух главных языков Афганистана.
- Литературный язык западных и восточных иранцев.
- Язык, на котором говорили при дворе при Сасанидах.
прил., кол-во синонимов: 22
вознаграждавший (12)
дававший (73)
даривавший (1)
даровавший (23)
жаловавший (34)
кланявшийся (29)
награждавший (15)
надаривавший (1)
наделявший (15)
не забывавший (17)
не обижавший (8)
одаривавший (14)
одарявший (10)
оделявший (7)
отдаривавший (5)
передаривавший (1)
подносивший (15)
презентовавший (15)
преподносивший (11)
раздававший (11)
раздаривавший (3)
прил., кол-во синонимов: 7
даровавшийся (9)
передаривавшийся (1)
подносившийся (9)
презентовавшийся (8)
преподносившийся (10)
раздававшийся (66)
раздаривавшийся (3)
ДАРИЕВ ДАРЬЕВ ДАРЬИН ДАРЮСИН ДАШИН ДАШКО ДАШКОВСКИЙ ДАРИЙ ДАШКИН ДАШКЕВИЧ ДАШУК
Фамилии от имени Дарья, и его краткой формы Даша. Фамилии образованые от женского имени встречаются реже, чем от мужских. Чаще всего отчества от имени матери давались детям, рожденным вне брака. От мужского имени Дарие образовались фамилии Дарьев, Дариев. (Э) Дашковский, Дашко - украинские фамилии. Женское имя Дарья является формой мужского имени Дарий, с греч. Dareios - имя трех царей древней Персии). Изветная также карткая форма Даша у мужских имен Богдан, Дассий. (П)
Дарие́нко Пётр (1923-1976), молдавский поэт. Сборники лирических стихов «Песни советской весны» (1948), «Следы человека» (1964), «Судьба любви» (опубл. в 1977); пьесы «Когда зреет виноград» (1961), «Перед отпуском» (1973).
* * *
ДАРИЕНКО Петр - ДАРИЕ́НКО Петр (1923-76), молдавский поэт. Сборник лирических стихов «Песни советской весны» (1948), «Следы человека» (1964), «Судьба любви» (опубликован 1977); пьесы «Когда зреет виноград» (1961), «Перед отпуском» (1973).
ДАРИЙ I - царь государства Ахеменидов в 522-486 до н. э. Провел административные, налоговые и другие реформы; осуществил значительное строительство. Время царствования Дария I - период наивысшего могущества Ахеменидов.
ДАРИЙ (др.-перс. Дараявауш),
имя трех царей государства Ахеменидов.
ДАРИЙ I
Великий
царь государства Ахеменидов
(годы правления 522-486 до н.э.), считается величайшим из Ахеменидов. Родился ок. 550 до н.э. Сын Гистаспа (Виштаспы), сатрапа Парфии и Гиркании в восточной Персии, потомок по младшей линии основателя персидской царской династии Ахемена. Обстоятельства его прихода к власти туманны. В возрасте 28 лет он служил копьеносцем при своем дальнем родственнике царе Камбисе, когда тот умер или, не исключено, был убит, направляясь из Египта, чтобы подавить мятеж некоего Гауматы, объявившего себя Бардием (или Смердисом), братом Камбиса. Дарий сразу же принял царский титул и поспешил в очаг волнений Мидию. Гаумата и его сторонники погибли, до этого потерпев поражение в нескольких кровопролитных битвах. Дарий наградил шестерых вельмож, поддержавших его претензию на трон, предоставив им и их детям привилегированное положение при дворе и в администрации. Прежде чем удалось восстановить порядок, пришлось подавлять волнения почти во всех провинциях. Дарий расширил пределы своего государства до северо-западных районов Индии, сделав р.Инд его границей, а на севере - до Кавказа, подчинив Армению. Честолюбивые планы царя распространились и на Европу. Через Фракию он дошел до Дуная, но был разбит скифами и в 512 до н.э. повернул назад. Через 13 лет требовавшие независимости города Ионии подняли восстание, в ходе которого азиатские греки, подданные персидского монарха, получили помощь из материковой Греции. В 492 до н.э. Дарий принял решение захватить Грецию и собрал большую армию. Его первый поход завершился во Фракии после гибели персидского флота во время бури у побережья Галлипольского полуострова. Вторая военная экспедиция тоже закончилась неудачей. В 490 до н.э. персидское войско потерпело сокрушительное поражение в Марафонской битве. Дарий умер в ноябре 486 до н.э., так и не успев завершить подготовку к следующему походу. Создание Персидского государства началось еще при Кире Великом (годы правления 559-529 до н.э.), но стало главным делом жизни Дария I. Основные сведения о размерах подвластных ему земель сообщает трехъязычная надпись, высеченная высоко на скале в Бехистуне (Бисутуне), деревне недалеко от Хамадана, на западе Ирана. Дарий изображен стоящим перед девятью закованными в цепи мятежными вождями, а в тексте на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках рассказывается о его победах и преданности богу Ахурамазде и перечислены 25 покорных царю народов. Их посланцы показаны также в виде данников на рельефах в Персеполе и Сузах, где по приказу монарха были возведены великолепные дворцы, для украшения которых привлекались все богатства государства. Как правитель Дарий отличался великодушием и прозорливостью. Местным главам сатрапий была предоставлена значительная самостоятельность, но они несли тяжелое бремя ответственности за сбор дани, платившейся как деньгами, так и натурой. При этом каждая область поставляла свою продукцию: благовония шли из Аравии, мулы из Каппадокии, зерно и рыба из Египта и т.д. В стране всемерно поощрялась торговля. Была введена единая для всего государства золотая монета дарик, что активизировало хождение денег; подверглись стандартизации меры и веса; функцию единого торгового языка начал выполнять арамейский; строились дороги и каналы, в частности великий царский путь от Сард, в западной части Малой Азии, до Суз, к востоку от Тигра, и канал, соединивший Нил с Красным морем.. Дарий скончался в возрасте шестидесяти четырех лет, его преемником стал сын - Ксеркс I.
ДАРИЙ II
Ох
царь государства Ахеменидов
(годы правления 423-404 до н.э.), по прозвищу Нот, т.е. "незаконнорожденный", сын Артаксеркса I (годы правления 464-424 до н.э.) и его вавилонской наложницы Космартидены. Отец сделал Оха сатрапом Гиркании - провинции в юго-восточном Прикаспии. В 423 до н.э. был убит сводный брат Оха Ксеркс II, который пробыл на троне всего сорок пять дней. Ох (Вахоука) при поддержке армии был провозглашен царем и немедленно приступил к поголовному уничтожению своих потенциальных соперников. В 409 до н.э. он сумел справиться с мятежом в Мидии. Ох находился под сильным влиянием своей жестокой жены Парисатиды. В конце своего правления царь оказался причастным к Пелопоннесской войне в Греции, приказав своим сатрапам в Малой Азии Тиссаферну и Фарнабазу заключить союз со Спартой и объявить войну Афинам. Находясь в Мидии, Дарий II заболел и умер в Вавилоне в марте 404 до н.э..
ДАРИЙ III
царь государства Ахеменидов
(годы правления 336-330 до н.э.), прозванный Кодоманом, последний из Ахеменидов. Сын Арсеса, племянника Артаксеркса II, был посажен на трон в 336 до н.э. в возрасте сорока пяти лет евнухом-цареубийцей Багоем. Однако Дарий III оказался вовсе не правителем-марионеткой и вскоре избавился от Багоя, заставив его выпить чашу с ядом, которую тот приготовил для своего монарха. На следующий год он подавил восстание в Египте. В 336 до н.э. Филипп II, царь Македонии, собрал войско и вторгся в Малую Азию, а уже через два года на землю Персии вступил сын Филиппа - Александр. В 333 до н.э. Дарий потерпел поражение в битве при Иссе, в области Киликия (на юго-востоке Малой Азии), а его жена и дочери попали в плен к Александру. В 331 до н.э., в сражении при Гавгамелах, около Арбела (ныне Эрбиль в северном Ираке), Дарий был вновь разбит и, оставив Вавилон, Сузы и Персеполь грекам, бежал на восток. В 330 до н.э. он был предательски убит одним из своих сатрапов - Бессом.
ДАРИЕВ ДАРЬЕВ ДАРЬИН ДАРЮСИН ДАШИН ДАШКО ДАШКОВСКИЙ ДАРИЙ ДАШКИН ДАШКЕВИЧ ДАШУК
Фамилии от имени Дарья, и его краткой формы Даша. Фамилии образованые от женского имени встречаются реже, чем от мужских. Чаще всего отчества от имени матери давались детям, рожденным вне брака. От мужского имени Дарие образовались фамилии Дарьев, Дариев. (Э) Дашковский, Дашко - украинские фамилии. Женское имя Дарья является формой мужского имени Дарий, с греч. Dareios - имя трех царей древней Персии). Изветная также карткая форма Даша у мужских имен Богдан, Дассий. (П)
-я, м. Стар. редк.
Отч.: Да́риевич, Да́риевна и Да́рьевич, Да́рьевна.
Производные: Да́ря; Да́ня; Да́ша.
[Греч. Dareios - имя трех царей древней Персии VI-IV вв. до н. э.]
-я, муж. Стар. редк.
Отч.: Дариевич, Дариевна и Дарьевич, Дарьевна.
Производные: Даря; Даня; Даша.
Происхождение: (Греч. Dareios - имя трех царей древней Персии VI-IV вв. до н. э.)
Имя трех царей Персии; наиболее известный из них Дарий I, отец Ксеркса, правил с 521 по 486 до н. э. Он дважды пересекал Босфор, первый раз - чтобы захватить Скифию, а второй - ограбить Грецию как возмездие за помощь, которую Греция оказывала греческим гражданам Малой Азии, поднявшимся против господства Персии. Эти события и поражение Дария в битве у Марафона в 490 до н. э. от греков описаны в «Истории» Геродота.. Победа греков над Дарием стала темой поэмы «Персы» Эсхила. Широко известны надписи и скульптурные рельефы в Бехистуне (Беситун), описывающие подвиги Дария, и огромная ваза конца четвертого столетия до н. э., на которой он изображен в храме перед походом в Грецию. Дарий III (336-330 до н. э.) был царем, свергнутым Александром Великим.
- Персидский царь.
- Отец Ксеркса.
- Царь, приказавший высечь клинописный текст на горе Бехистун.
- В Библии - третий и последний царь Персидский, разбитый Александром Македонским.
- Персидский царь-реформатор, самый могущественный правитель династии Ахеменидов.
- Как звали основателя Персеполя - столицы Персии?
Да́рий I - царь государства Ахеменидов в 522-486 до н. э. Пришёл к власти после убийства им Гауматы. Провёл административные, налоговые и другие реформы; осуществил значительное строительство. Время царствования Дария I - период наивысшего могущества Ахеменидов.
* * *
ДАРИЙ I - ДА́РИЙ I Гистасп (др.-перс. Дараявауш), персидский царь в 522-486 до н. э., из династии Ахеменидов (см. АХЕМЕНИДЫ).
Пришел к власти в период бунтов и смут, последовавших за неожиданной смертью Камбиса. О воцарении Дария I повествует торжественная Бехистунская надпись, которая в 516 до н. э. была высечена по его приказу на скале, расположенной над дорогой, ведущей ныне из Керманшаха в Хамадан.
Бехистунская надпись Дария I
Текст надписи, составленный на древнеперсидском, эламском и аккадском языках, излагает официальную версию событий дворцового переворота 522 до н. э.: «Говорит царь Дарий: некто, именем Камбис, сын Кира, из нашего рода, был здесь царем. Этот Камбис имел брата, по имени Бардию, от одного отца и одной матери. Камбис убил этого Бардию. Когда Камбис убил этого Бардию, народу было неизвестно, что Бардия убит. Затем Камбис пошел в Египет. Когда Камбис пошел в Египет, народ возмутился, ложь распространилась в стране, как в Персии, так и в Мидии, равно как и в прочих странах. Был человек, маг по имени Гаумата, возмутившийся в Пишиявада, у горы Аркадриш; оттуда он начал бунт. В месяце виякне 14 числа (11 марта 522 до н. э.) он возмутился. Народу он лгал, говоря: «я - Бардия, сын Кира, брат Камбиса». Тогда весь народ отпал от Камбиса к нему, и Персия, и Мидия, и прочие страны. Он захватил власть; это было 9 гармапада (2 апреля 522 до н. э.). Тогда Камбис умер, умертвив себя… Не было ни одного человека, ни перса, ни мидянина, ни из нашего рода, который отнял бы власть у этого мага Гауматы. Люди весьма боялись его: он мог казнить многих людей, которые некогда знали Бардию, «чтобы они не узнали, что я не Бардия, сын Кира». Никто не осмеливался что-либо сказать о Гаумате-маге, пока я не прибыл. Тогда я помолился Ахурамазде о помощи. Ахурамазда послал мне помощь. В месяце багаядише 10 числа (29 сентября 522 до н. э.) я с немногими людьми погубил этого Гаумату и его знатнейших приверженцев. Есть крепость Сикаяуватиш, в области, именуемой Нисая, в Мидии, - там погубил я его и исторг у него власть. Волей Ахурамазды я стал царем; Ахурамазда вручил мне царство».
Из указов периода правления Лже-Бардии следует, что самозванец стремился завоевать популярность у народа, отменив на три года все подати и военную повинность. Приверженцы Лже-Бардии выступали против господства в государстве персидской знати. Геродот (см. ГЕРОДОТ) рассказывает о том, что заговор против мага Гауматы составили семь знатных персов. Один из заговорщиков, 28-летний Дарий Гистасп из рода Ахеменидов, стал царем и восстановил привилегии персидской знати, которые отменил Гаумата. Дарий взял в жены дочь Кира Атоссу: этот брак призван был подчеркнуть единство династии Ахеменидов и законность унаследованного им царского достоинства.
Войны Дария I
Сразу после прихода к власти Дарий возглавил поход против восставшего Вавилона (см. ВАВИЛОН), который в декабре 522 до н. э. был захвачен персидскими войсками. Бехистунская надпись сообщает, что, в то время как царь вел военные действия в Вавилонии, от его державы «отпали Персия, Сузиана, Лидия, Ассирия, Армения, Парфия, Маргиана, Саттагидия, Скифия». Дарию вновь пришлось усмирять силой оружия земли, некогда завоеванные Киром. К концу 521 до н. э., после того как войска Дария подавили последнее восстание в Вавилоне, держава Кира и Камбиса была вновь восстановлена в прежних границах.
В дальнейшем, в 519-512 до н. э., персы захватили Фракию, Македонию и северо-западную часть Индии, раздвинув пределы государства от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, Армянского нагорья на севере и первого порога Нила на юге.
Управление державой Ахеменидов при Дарии I
Управление огромным и состоящим из разнородных областей государством потребовало ряда серьезных преобразований, которые Дарий провел в течение своего царствования. Государство Ахеменидов было разделено на сатрапии, территории которых намного превышали размеры прежних провинций и охватывали земли целых государств, единых по языку и культуре.
Административной столицей империи при Дарии стал город Сузы, где располагалась царская канцелярия, контролировавшая многочисленных чиновников на всей территории страны. Дарий установил новую податную систему, при которой все сатрапии должны были платить определенную сумму денежного налога, взимаемого в зависимости от количества обрабатываемой земли и степени ее плодородия. Персы были освобождены от денежного налога, в то время как подчиненные им народы ежегодно вносили в царскую казну около 7740 вавилонских серебряных талантов, что составляло 232 200 кг серебра.
После 217 до н. э. Дарий ввел в стране единую монетную систему, в основе которой лежал золотой дарик (см. ДАРИК). Правом чеканки монеты обладал только монетный двор персидского царя; благодаря неизменно высокому содержанию золота в течение многих веков дарик считался наиболее надежной денежной единицей Востока.
Греко-персидские войны
На время правления Дария I падает начало Греко-персидских войн (см. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ), история которых подробно изложена у Геродота. В 500 до н. э. против персов восстали торговые греческие города малоазийского побережья и островов Эгейского моря. Пришедший им на помощь военный отряд из Афин совершил неожиданный рейд на Сарды и сжег богатейший из городов Малой Азии. Геродот рассказывает, что в гневе Дарий пустил стрелу в сторону Афин и повелел виночерпию каждое утро перед трапезой повторять ему: «Царь, помни об афинянах».
Персы жестоко подавили Ионийское восстание и до основания разрушили город Милет. В 492 до н. э. Дарий послал своего родственника военачальника Мардония на завоевание материковой Греции. Первый поход Мардония не увенчался успехом: у мыса Афон персидский флот попал в бурю и погиб; сухопутное войско персов было атаковано фракийскими племенами и вынуждено было вернуться в Малую Азию.
Новая морская экспедиция Мардония направилась через острова Эгейского моря в сторону Аттики, где в сентябре 590 до н. э. 10 тысяч афинских воинов и 1 тысяча их союзников из города Платеи разбили персидское войско в битве на Марафонской равнине (см. МАРАФОН).
Известие о поражении дотоле непобедимой армии персов вызвало во владениях Дария ряд новых волнений. Эти события омрачили последние годы его долгого и блистательного правления. Дарий I скончался в 485 до н. э., передав престол своему сыну Ксерксу, внуку Кира Великого.
Да́рий I, царь государства Ахеменидов в 522-486 до н. э. Пришёл к власти после убийства им Гауматы. Провёл административные, налоговые и другие реформы; осуществил значительное строительство. Время царствования Дария I - период наивысшего могущества Ахеменидов.
ДАРИЙ I, царь древнеперсидского государства Ахеменидов в 522 - 486 до нашей эры. Провел административные, налоговые и другие реформы; осуществил значительное строительство. Около 519 до нашей эры совершил военный поход в Среднюю Азию. Летом 515 до нашей эры во главе 20-тысячного войска прошел почти всю южную часть Восточной Европы, в том числе междуречье Днепра и Северского Донца. Дарий I оставил также сведения о черноморских и эгейских берегах Малой Азии и части южных склонов Большого Кавказа. Время царствования Дария I - период наивысшего могущества Ахеменидов.
ДАРИЙ II - ДА́РИЙ II Нот (др.-перс. Дараявауш), персидский царь в 423-404 гг. до н. э., из династии Ахеменидов (см. АХЕМЕНИДЫ).
Сын Артаксеркса I (см. АРТАКСЕРКС I Долгорукий) от наложницы Космартидены из Вавилона; его греческое прозвище Нот (Nothos) означает «незаконнорожденный». Дарий - тронное имя, первоначально известен как Ох, в правление отца был сатрапом Гиркании. На престол взошел с помощью заговора, в результате которого был убит его старший брат Согдиан (который, в свою очередь, участвовал в заговоре против прямого наследника Ксеркса II, убитого через 45 дней после воцарения). Как и его отец, пытался сохранить власть персов в тех же пределах, жестоко пресекая различные восстания; однако к концу его царствования все более отчетливо начинают проявляются кризисные тенденции в персидском государстве.
В начале его царствования в Сирии восстал его брат Арсит, в Сардах - сатрап Писсуфн; оба восстания были подавлены, Арсит и Писсуфн были казнены. Несмотря на то, что по отношению к Египту царь следовал политике Дария I, в 411 г. до н. э. здесь произошло новое восстание под руководством Амиртея, Египет получил фактическую независимость, а в 404 г. до н. э. Амиртей был провозглашен фараоном. До 413 г. до н. э., пока Афины не стали активно поддерживать противников Дария (в частности, сатрапа Аморга), персы предпочитали не вмешиваться в греческие дела. Персы стали активно влиять на греческую политическую жизнь, пытаясь ослабить позиции Афин, им удалось снова сделать ионийцев своими данниками. Сатрапы Тиссаферн и Фарнабаз, а потом сын царя, Кир младший, поддерживали спартанцев в войне против афинян (главным образом, финансами) и были косвенными виновниками разгрома Афин (см. АФИНЫ Древние) в 404 г. до н. э. При Дарии II огромным влиянием пользовались царедворцы, женщины и особенно его сводная сестра (по отцу) и одновременно жена Парисатида, известная своей порочностью. Его наследником стал Артаксеркс II (см. АРТАКСЕРКС II Мнемон).
ДАРИЙ III Кодоман - ДА́РИЙ III Кодоман, последний персидский царь в 336-330 до н. э., из династии Ахеменидов (см. АХЕМЕНИДЫ).
Дарий III был потомком Кира Великого (см. КИР II Великий), но происходил из боковой ветви. Кодоман - его первоначальное имя. Он взошел на трон благодаря тому, что не осталось прямых наследников престола, так как все они были отравлены царским евнухом, египтянином Багоем (см. БАГОЙ), мстившим персам за покорение Египта и убийство священного быка Аписа (см. АПИС). Багой хотел возвести Кодомана как марионеточного царя, при котором полнотой власти обладал бы именно он. Однако Дарий сумел избавиться от своего благодетеля, став таким образом полноценным правителем.
Когда молодой царь Македонии Александр Великий (см. АЛЕКСАНДР Македонский) высадился в Малой Азии, Дарий не сумел противостоять его планам. В двух решающих сражениях он не осмелился лично вступить в бой с Александром и бежал, что и предопределило исход битв. После разгрома при Иссе вся царская семья (мать, жены и дети) оказались в плену у Александра. Царь написал Александру, предлагая мир и дружбу в обмен на возможность выкупить свою семью. Однако тот потребовал, чтобы Дарий признал его своим господином и передал ему Персию. Тогда Дарий предложил Александру половину империи - от берегов Эгейского моря до Тигра и Евфрата. После отказа Александра и поражения персов при Гавгамелах (см. ГАВГАМЕЛЫ) в 331 до н.э. преследуемый Александром Дарий бежал с частью войск, которыми командовал сатрап Бактрии и дальний родственник царя Бесс. Бесс требовал от Дария организовать борьбу с захватчиками, однако царь был готов отказаться от сопротивления. Бесс объявил себя царем Персии, захватил Дария в плен и попытался скрыться в восточных провинциях царства. Однако, Александр нагнал отряд Бесса. Тогда тот заколол Дария копьем, бросил обоз и скрылся с верными ему воинами.
Впоследствии Александр говорил, что персидский царь умер у него на руках, и считал себя его преемником. Когда Бесса поймали, Александр велел бичевать его как преступника, совершившего тягчайшее преступление - убийство царя, а потом голого, в ошейнике, его направили в Бактры и казнили. Тело Дария Александр распорядился похоронить в усыпальнице персидских царей со всеми почестями. Дети Дария получили содержание соответственно их царскому происхождению, а Александр взял в жены его дочь Статиру. Со смертью Дария III прекратилась царская династия Ахеменидов.
Да́рик - древнеперсидская золотая монета, начала чеканиться при Дарии I (около 516 до н. э.). Первая известная монета из золота (8,4 г).
* * *
ДАРИК - ДА́РИК, древнеперсидская золотая монета, начала чеканиться при Дарии I (ок. 516 до н. э.). Первая известная монета из золота (8,4 г).
ДАРИК - древнеперсидская золотая монета, начала чеканиться при Дарии I (ок. 516 до н. э.). Первая известная монета из золота (8,4 г).
ДАРИК (греч., от dareikos, от им. Дария, царя персидского). Древне-персидская серебряная монета стоимостью около 4 р. 50 коп.
ДАРИО (Dario) Рубен (наст. имя Феликс Гарсия Сармьенто) (1867-1916) - никарагуанский поэт. Основоположник испано-американского модернизма. Сборник "Лазурь" (1888), "Языческие псалмы" (1896), "Песни жизни и надежды" (1905). Реформатор поэтического языка, Дарио оказал значительное влияние на испаноязычную поэзию.
Дари́о Рубен (Darío), настоящие имя и фамилия Феликс Гарсия Сармьенто (García Sarmiento) (1867-1916), никарагуанский поэт. В лирике (сборники «Лазурь», 1888, «Языческие псалмы», 1896, «Песни жизни и надежды», 1905, «Поэма осени и другие стихи», 1910), отмеченной влиянием французского символизма, - изысканно-экзотическая образность, пантеистическое восприятие мира, призывы к духовному единению народов Латинской Америки и Испании. Реформатор стиха, обогативший испаноязычную поэзию новыми формами. Сказки, эссе.
* * *
ДАРИО Рубен - ДАРИ́О (Dario) Рубен (наст. имя Феликс Гарсия Сармьенто) (1867-1916), никарагуанский поэт. Основоположник испано-американского модернизма. Сборник «Лазурь» (1888), «Языческие псалмы» (1896), «Песни жизни и надежды» (1905). Реформатор поэтического языка, Дарио оказал значительное влияние на испаноязычную поэзию.
ДАРИО Рубен (Dario, Ruben) (1867-1916), никарагуанский поэт, один из величайших поэтов испаноязычного мира. Родился 18 января 1867 в городе Метапа в Никарагуа и при крещении получил имя Феликс Рубен Гарсиа Сармьенто. Юность провел в Никарагуа, Сальвадоре и других центральноамериканских странах. В 1886 уехал в Чили, где опубликовал сборник стихов Лазурь (Azul, 1888), имевший огромный успех. В 1893 Дарио был назначен консулом Колумбии в Буэнос-Айресе, где прожил пять лет, сотрудничая с ведущими аргентинскими писателями. На страницах газеты "Насьон" он знакомил читателей с новейшими французскими литературными течениями, парнасской школой и символизмом, а также пропагандировал созданную им эстетику модернизма - направления, которое вскоре стало ведущим в испаноамериканской поэзии. Следующая книга Дарио, Языческие псалмы (Prosas Profanas, 1896), ознаменовала окончательное разрушение классицистско-романтических стереотипов. В 1898, сразу после окончания Испано-американской войны, Дарио отбыл в Испанию в качестве корреспондента "Насьон". Последующие 17 лет он жил в Европе, большей частью в Париже и Мадриде, изредка приезжая в Америку. С началом Первой мировой войны поэт вернулся в Америку. Рубен Дарио считается величайшим поэтом Латинской Америки. Стихотворения книги Лазурь, возвестившей начало модернистского движения, отличаются изысканным языком, музыкальностью, пластичностью. Дарио оказал огромное влияние не только на современных ему латиноамериканских поэтов, но и на так называемое испанское "поколение 1898 года". Если в Языческих псалмах сильно ощутимо воздействие французской поэзии конца века, то Песни жизни и надежды (Cantos de vida y esperanza, 1905) - это самобытная зрелая книга, в которой искусственные изыски предшествующих сборников уступили место социальной проблематике, трагическому мироощущению и страху перед небытием. Лирическую силу и глубину поэзии Дарио подтвердили последующие сборники: Бродячая песнь (El canto errante, 1907), Осенняя поэма (El poema del otono, 1910), Песнь Аргентине (Canto a la Argentina, 1910). Декоративный барочный стиль ранней поэзии Дарио окончательно распался под напором искреннего поэтического чувства и стал абсолютно прозрачным. Значение творчества Дарио для развития испаноязычной поэзии состоит в том, что он создал новое литературное направление, охватившее весь испаноязычный мир, радикально обновил поэтический словарь и утвердил в поэзии чистые эстетические критерии. Умер Дарио в Леоне 6 февраля 1916.
ЛИТЕРАТУРА
Торрес-Риосеко А. Модернизм: Рубен Дарио. - В кн.: Торрес-Риосеко А. Большая латиноамериканская литература. М., 1972 Царик Д.К. Рубен Дарио и романтизм. - В кн.: Проблемы романтизма в зарубежных литературах ХVIII-ХХ веков. Кишинев, 1972 Дарио Р. Избранное. М., 1981
ДАРИО (Dario) Рубен (настоящее имя Феликс Гарсия Сармьенто) (1867 - 1916), никарагуанский поэт. В лирике (сборники "Лазурь", 1888, "Языческие псалмы", 1896, "Песни жизни и надежды", 1905, "Поэма осени и другие стихи", 1910), отмеченной влиянием французского символизма, - изысканно-экзотическая образность, пантеистическое восприятие мира; призывы к духовному единению народов Латинской Америки и Испании. Реформатор стиха, обогативший испаноязычную поэзию 20 в. новыми формами. Сказки, эссе.
ДАРИОЛИ ей, мн. darioles pl., f. <провансальское dariola < daurar золотить.
1. Род сдобного пирожного. Мак. 1908. Дриоль. Взяв яиц сколько угодно, выпусти оныя, на каждую ложку яиц, считая две ложки сливок, взбей. вылей на сковороду, приправь сахаром, корицею и мушкатным цветом, поставь в печь, чтобы пропеклось и вздулось. Сл. пов. 1795. Дариоли из рису, с горохом. Darioles du rix garnies aux petits pois. 1855. Радецкий 3 14. Ср. Sorte de flan, qui consiste en un petit feuilletage creux, rempli d'un crème cuite aromatisée. Лексис.
2. Сливочный крем для начинки или промазки пирожных. Приготовляется из сливок, яиц, сахара с добавлением ванилина или другого ароматизатора и щепотки соли. Похлебкин О кулинарии.
ДАРИ́ТЕЛЬ, -я, муж. (книжн. и спец.). Тот, кто приносит что-н. в дар, совершает дарение. Поступления в музеи от дарителей.
| жен. дарительница, -ы.
ДАРИТЕЛ|Ь (1*), ·Ѧ с. Даритель, податель:
дару˫а семенѣ сѣющему ты и мнѣ даруи. дарителю бл҃гыхъ. МинПр XIII-XIV, 68.
дари́тель, дари́тели, дари́теля, дари́телей, дари́телю, дари́телям, дари́телем, дари́телями, дари́теле, дари́телях
сущ., кол-во синонимов: 11
грантор (1)
даватель (6)
давательница (6)
дарильщик (5)
дарователь (5)
даровщик (5)
дародатель (5)
дарщик (5)
датель (5)
жалователь (1)
цедент (3)
жертвователь; даватель, датель, дародатель, даровщик, дарщик, дарователь, дарильщик, давательница, жалователь, цедент
ДАРИ́ТЕЛЬНИЦА, дарительницы (офиц.). женск. к даритель.
ДАРИ́ТЕЛЬ, -я, м. (книжн. и спец.). Тот, кто приносит что-н. в дар, совершает дарение. Поступления в музеи от дарителей.
дари́тельница, дари́тельницы, дари́тельниц, дари́тельнице, дари́тельницам, дари́тельницу, дари́тельницей, дари́тельницею, дари́тельницами, дари́тельницах
сущ., кол-во синонимов: 7
дарильщица (5)
даровательница (5)
даровщица (5)
дародательница (5)
дарщица (5)
дательница (2)
жаловательница (1)
ДАРИ́ТЕЛЬНЫЙ, дарительная, дарительное (канц. устар.). То же, что дарственный.
дари́тельный, дари́тельная, дари́тельное, дари́тельные, дари́тельного, дари́тельной, дари́тельных, дари́тельному, дари́тельным, дари́тельную, дари́тельною, дари́тельными, дари́тельном, дари́телен, дари́тельна, дари́тельно, дари́тельны, дари́тельнее, подари́тельнее, дари́тельней, подари́тельней
ДАР|ИТИ (14), -Ю, -ИТЬ гл.
1.Одаривать, жаловать (кого-л.):
и присла к неи ц҃рь Гречьскии гл=ѩ. ˫ак(о) много дарихъ тѩ. ЛЛ 1377, 18 (955); да аще хощеть дарити ѿ своѥ˫а части. жену си вѣщную то дарить. достоиною частью. ЗС XIV, 40 об.; и даривъ дары многимі и ѿпусти и. ЛИ ок. 1425, 235 об. (1195); како тѩ имѣлъ братъ мои. и ч(с)тилъ и дарилъ. а мнѣ даи Б҃ъ тако же имѣти тѩ. и ч(с)тити. и дарити. и сто˫ати за тобою. Там же, 300 об. (1287).
2. Даровать, ниспосылать:
се же свѣ(т) иже в на(с)… видѣ(н)е же зраку дае(т). первѣе же зрако(м) ѹзритсѩ. и видимыми міну˫а дерзованье дарить. (χαρίζεται) ГБ XIV, 78б; елма же и недугъ податі боле. неже ли сдравье дарити. (χαρίσασθαι) Там же, 150г;
|| воздавать:
˫ако добро е(с) оц҃ю покарѩтисѩ. аще и тобѣ ничто же быти хоче(т). се са(м) мьзда еже оц҃ю дарити. (χαρίζεσθαι) ГБ XIV, 30в.
3. В соч. с инф. Предоставлять возможность что-л. сделать:
и ими же прослависѩ тѣми и с собою прославитисѩ дарить. (τὸ συνδοξασθῆναι χαρίζεται) ГБ XIV, 69г.