прил.
1. соотн. с сущ. севр, связанный с ним
2. Свойственный севру, характерный для него.
3. Сделанный на фарфоровом заводе в городе Севре (во Франции).
прил.
1. соотн. с сущ. севр, связанный с ним
2. Свойственный севру, характерный для него.
3. Сделанный на фарфоровом заводе в городе Севре (во Франции).
СЕ́ВРСКИЙ [сэ], севрская, севрское. прил. к севр. Севрский фарфор. Севрская ваза.
се́врский, се́врская, се́врское, се́врские, се́врского, се́врской, се́врских, се́врскому, се́врским, се́врскую, се́врскою, се́врскими, се́врском, се́врск, се́врска, се́врско, се́врски
СЕВРСКИЙ ая, ое. Sèvre. Отн. к севру; сделанный на фарворовом заводе в г. Севре. БАС-1. После бульона .. подан был кофе в настоящих севрских чашках. РВ 1872 5 77. Каждая вещь в гостиной, начиная от лампы и кончая крошечной севрской вазочкой, отличались изяществом и тонким вкусом. Станюкович Жрецы. // РБ 1897 5 1 76. В залах стояли большие круглые столы, отлично сервированные историческим севрским сервизом, так называемым наполеоновским, приобретенным с аукциона бывшим хозяином "Эрмитажа" французом Оливье. Варенцов 113. - Лекс. Толль 1864: севрский фарфор; СИС 1937: се/врские изделия; Уш. 1940: се/врский.
севрский
- ая, ое (< фр. Sèvres - назв. города во Франции).
В сочетании: севрский фарфор - высококачественные изящные фарфоровые изделия, производимые в г. Севре с 1756 г.
СЕВРСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1920 - один из империалистических договоров Версальско-Вашингтонской системы, завершивших 1-ю мировую войну. Подписан 10 августа 1920 в г. Севр странами Антанты и присоединившимися к ним государствами, с одной стороны, и султанской Турцией - с другой. Оформил раздел территории Османской империи, в т. ч. собственно турецкой. Отменен на Лозаннской мирной конференции 1923.
Се́врский ми́рный догово́р 1920 - один из договоров Версальско-Вашингтонской системы, завершивших 1-ю мировую войну. Подписан 10 августа 1920 в г. Севр странами Антанты и присоединившимися к ним государствами, с одной стороны, и Турцией - с другой. Оформил раздел территории Османской империи, в том числе собственно турецкой. Отменён на Лозаннской мирной конференции 1923.
* * *
СЕВРСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1920 - СЕ́ВРСКИЙ МИ́РНЫЙ ДОГОВО́Р 1920, один из договоров Версальско-Вашингтонской системы, завершивших 1-ю мировую войну. Подписан 10 августа 1920 в г. Севр странами Антанты (см. АНТАНТА) и присоединившимися к ним государствами, с одной стороны, и султанской Турцией - с другой. Оформил раздел территории Османской империи, в т. ч. собственно турецкой. Отменен на Лозаннской конференции (см. ЛОЗАННСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ) 1923.
Се́врский фарфо́р - художественные изделия фарфорового завода в Севре, близ Парижа (основан в 1756). Посуда с яркой, сочной росписью, скульптура (обычно бисквит) из мягкого (с 1780-х гг. из твёрдого) фарфора в стиле рококо, с 1770-х гг. в стиле классицизма (по моделям Э. М. Фальконе и др.). В XX в. Севр остаётся центром производства французского фарфора.
* * *
СЕВРСКИЙ ФАРФОР - СЕ́ВРСКИЙ ФАРФО́Р, художественные изделия фарфорового завода в Севре, близ Парижа. Первоначально фарфоровая мануфактура была основана в 1738 в замке в Венсене и выпускала главным образом изделия из мягкого фарфора. Венсенский фарфор начального периода отличался мастерством отливки разнообразных цветов, покрытых позолотой. С 1745 мануфактуре принадлежало монопольное право в производстве фарфора, туда стремились лучшие художники, дизайнеры-модельеры, ювелиры. Широко известны украшенные позолотой сосуды ювелира К. Дюплесси.
Покровителем Венсенской мануфактуры, а затем и Севрской был Людовик XV. Мадам де Помпадур (см. ПОМПАДУР Жанна) проявляла живейший интерес к делам фабрики, которая стала называться Королевской фарфоровой мануфактурой. С 1756 мануфактура была переведена в Севр. После смерти фаворитки короля в 1764 ее место заняла мадам Дюбарри (см. ДЮБАРРИ Мари Жанна), которая также стала влиятельной патронессой севрского фарфора.
В середине 1750-х годов был освоен выпуск статуэток в стиле рококо (см. РОКОКО) из неглазурованного фарфора - бисквита (см. БИСКВИТ). Фигурки и группы из бисквита, многие из которых создавались по моделям Фальконе (см. ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис), Буазо и др. скульпторов, отличались совершенством линий и необыкновенной пластичностью материала. Огромного прогресса севрские мастера достигли в получении химическим путем специальных фоновых красителей нежных тонов: небесно-голубого, желтого, зеленого, бирюзового.
Классический розовый фарфор получил название «роз Помпадур». Не заполненные красителем пространства изделий расписывались цветами, птицами с яркими оперением, щедро покрывались позолотой.
С 1760-х годов Королевская фарфоровая мануфактура становится бесспорным лидером в производстве роскошного фарфора, превосходя лучшие мейсенские (см. МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР) образцы. Проводятся ежегодные выставки.
К работе в Севре был привлечен талантливый художник и скульптор Франсуа Буше (см. БУШЕ Франсуа (живописец)), который создавал детские фигурки из бисквита.
Севрские гончары, начав с 1768 выпускать твердый фарфор, разработали новые фоновые цвета: синий, черепаховый, коричневый, черный. Стилевые предпочтения стали отдаваться классицизму (см. КЛАССИЦИЗМ).
После Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) Севрский завод перешел в государственную собственность, производство начало хиреть, но с приходом А. Броньяра (см. БРОНЬЯР), который стал с 1800 директором фабрики, оживилось. Он разработал оригинальные красители, имитирующие роспись масляными красками. В правление Наполеона создавались специально для императора огромные вазы, столовые сервизы с изображением сцен его военных побед в стиле ампир (см. АМПИР). Позднее были выпущены серии тарелок с индустриальными изображениями, включая цеха самой севрской фабрики, эти работы считаются шедеврами керамической росписи.
В 20 веке в создании изделий Севрского завода участвуют многие видные французские художники, в том числе Ж. Люрса (см. ЛЮРСА Жан).
СЕВРСКИЙ ФАРФОР - художественные изделия фарфорового завода в Севре, близ Парижа (основан в 1756). Посуда с яркой, сочной росписью, скульптура (обычно бисквит) из мягкого (с 1780-х гг. из твердого) фарфора в стиле рококо, с 1770-х гг. в стиле классицизма (по моделям Э. М. Фальконе и др.). В 20 в. г. Севр остается центром производства французского фарфора.
Севрский фарфор. Э.М. Фальконе. "Охота". 1758. Эрмитаж.
СЕВРСКИЙ ФАРФОР, художественные изделия фарфорового завода (основан в 1756) в Севре, близ Парижа. Посуда с яркой, сочной росписью, скульптура (обычно бисквит) в стиле рококо, с 1770-х гг. в стиле классицизма (по моделям Э.М. Фальконе и др.). В 20 в. город Севр остается центром производства французского фарфора.