СИНАЙ (монастырь) - СИНА́Й, греческий православный монастырь, расположенный на горном плато горы Синай к северу от горы Муза, где, согласно Библии, Господь явился Моисею (см. МОИСЕЙ (пророк)), чтобы даровать еврейскому народу скрижали Закона (Исход 20, Второзаконие 50).
Первое свидетельство о монахах, живших на этом месте, относится к кон. 4 в. В 6 в. монахи-отшельники, изнуренные частыми разбойничьими набегами местных бедуинов, обратились к императору Юстиниану (см. ЮСТИНИАН I Великий) с просьбой построить для них защищенный монастырь (530). Как пишет Прокопий (см. ПРОКОПИЙ Кесарийский), там была построена также церковь в честь Богоматери, которой и был первоначально посвящен монастырь. Когда в 640 мусульмане захватили Египет, а вместе с ним и Синай, и связи с Константинополем были временно затруднены, монастырь перешел под юрисдикцию иерусалимского патриарха, который и поныне совершает рукоположение аббата монастыря, являющегося одновременно архиепископом автокефальной Синаитской церкви.
Примерно в 10-11 вв. в обитель были перенесены мощи св. Екатерины Александрийской, хранившиеся прежде в капелле на вершине горы Джебель Кэтрин; именно тогда монастырь получил свое нынешнее посвящение. В эпоху Крестовых походов (см. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ) обитель снова оказалась отрезанной от Константинополя; в 13 в. здесь обосновалась целая колония латинских монахов. Они построили капеллу св. Екатерины франкской и украсили ее иконами. Монастырь вошел в состав Латинского патриархата Иерусалима. Контакты с латинским Западом продолжались и после гибели Латинской империи (см. ЛАТИНСКАЯ ИМПЕРИЯ) крестоносцев, т. к. автокефальная церковь Синая не принимала участия в схизме (см. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ) 1054 и поддерживала связи с Римом. Многие паломники с Запада приходили в обитель, а синайские монахи, продававшие реликвии и собиравшие деньги для монастыря, дошли до Франции; поэтому большинство реликвий св. Екатерины хранится ныне в Руанском соборе. После падения государства крестоносцев в 1261 и вплоть до завоевания Константинополя турками в 1453 на Синае было особенно ощутимо влияние утонченной палеологовской (см. ПАЛЕОЛОГИ) культуры.
В поствизантийскую эпоху монастырю св. Екатерины наряду с островами Критом и Кипром суждено было стать одним из главных центров продолжения и сохранения традиций византийского искусства. На Синай и в монастыри Афона и Иерусалима начали поступать в качестве даров спасенные и вывезенные из Константинополя иконы, манускрипты, литургические предметы. Большие вклады - в основном иконы и драгоценные оклады - поступали от русских царей.
Во время египетских походов (см. ЕГИПЕТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ) Наполеона в монастырь был направлен маршал Клебер, чтобы организовать восстановление частично разрушенных стен; сохранился подписанный Бонапартом документ о даровании обители особых привилегий.
Монастырь св. Екатерины обладает одной из самых больших коллекций произведений христианского искусства. Ко времени основания монастыря относятся апсидная мозаика церкви с изображением Преображения Господня, деревянные двери, украшенные рельефами и потолочные балки. Собрание икон, ведущих свое происхождение из разных концов православного мира, от самых древних - энкаустических (см. ЭНКАУСТИКА) 6 в. (Христос Пантократор, Богоматерь на троне со свв. Феодором и Георгием, св. Петр и др.) до современных, по подсчетам К. Вайцманна, насчитывает 2044. Большая их часть была получена монастырем в дар или создана художниками, пришедшими туда из других мест и уже владевшими основами мастерства. Особый интерес представляют иконы, написанные итальянскими, французскими и немецкими мастерами - участниками Крестовых походов (см. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ).
В библиотеке монастыря хранится огромное собрание рукописей - греческих, арабских, сирийских, грузинских, славянских. По-видимому, вскоре после основания монастыря в нем был устроен скрипторий для переписывания книг, в первую очередь, литургических. В 1840-х К. Тишендорф (см. ТИШЕНДОРФ Константин) обнаружил на Синае старейший (4 в.) и наиболее полный список Библии, получивший название Синайский кодекс (см. СИНАЙСКИЙ КОДЕКС). В 1975 при ликвидации последствий пожара на месте монастырской башни св. Георгия было найдено еще 3000 манускриптов и отдельных фрагментов, в том числе ранние папирусы и 8 страниц синайского списка Библии.