ж.
1. Круглая с загнутыми краями металлическая посуда для жарения.
2. Количество пищи, находящееся в такой посуде.
ж.
1. Круглая с загнутыми краями металлическая посуда для жарения.
2. Количество пищи, находящееся в такой посуде.
СКОВОРОДА́, сковороды, мн. сковороды, сковород, сковородам, жен.
1. Кухонная посуда для жаренья в виде круглого, вылитого из чугуна или толстого железа листа с загнутыми краями.
2. Чугунный сосуд для выпуска отходов из плавильной печи (тех.).
3. Ящик, в котором смывают набор (тип.).
4. только мн. Род цимбал, медные тарелки в духовом оркестре (муз.).
СКОВОРОДА́, -ы, вин. сковороду и (устар.) сковороду, мн. сковороды, сковород, сковородам, жен. и (разг.) СКОВОРОДКА, -и, жен. Мелкая, с загнутыми краями, круглая металлическая посуда для жаренья. Жарить на сковороде. Как на раскалённой сковороде чувствовать себя (о состоянии крайнего беспокойства, стыда, волнения; разг.).
| прил. сковородный, -ая, -ое и сковородочный, -ая, -ое.
СКОВОРОДА - или сковородка жен. сковрада церк. (см. сквара), кухонная посуда, для жарения, пряжения; железная и чугунная тарелка. Долгая сковорода, противень; глиняная, латка, ладка; соловарная, черен; без закрайков, гладкая, на печенье: лист. Сковородушка яичницы. Прогорелая сковородишка. Пудовая сквородища. Сковородочка серебряная. В лесу и сковорода звонка. Либо со сковороды отведать, либо (не то) сковородника.
| ·заводск. чугунный сосуд, для выпуска из плавильной печи лишка роштейна.
| ·типогр. смывальный ящик, в чем смывают набор.
| Сковороды, муз. род цимбал, медных тарелок.
| Сковорода, рыба камбала, Pleuronectes solea.
| Сковорода, яросл. свод руской печи (опрокинутая сковорода).
| Первый ряд снопов, первая выстилка под одонье.
| архан. плоский подводный камень. Сковородка, яичница с ветчиной, выпускная, глазунья. Сковородная трубка, в которую вставляется рукоятка. Сковородная селянка. Сковородный сметанный заяц, жаркое. Сковородник муж. чапела, чапельник, железная трубка, в которую вставляется черен, с лопаточкою и крюком над нею; сковородником сажают и достают сковороду из печи. Причину найду; сковородником хвачу! обычное оружие бабы.
| ·заводск. рычаг, для подъема ставня у вешняка.
| вологод. род яичницы на молоке.
| смол. и курск. ржаная сковородная лепешка. Сковородница жен. яичница.
| шутл. хозяйка или стряпуха. Сковородень муж. сковородник.
| Сковородни, лепешки, испеченные на сковороде.
| Сковородень, сковородня, ·плотницк. поперечная скрепа, запуск конца бревна в вырубку, почти то же, что рубка в лапу, в охряпку, но и вырубка, и лапа делаются сковородником, у корня уже, к концу шире, и потому держат крепче.
| москворец. толстое бревно, лежащее в воде у самого борта барки и предохраняющее ее от столкновения с другою (Шейн). Сковородить ·плотницк. высковородить в бревне сковородень, вырубить; засковородить, скрепить сковороднем, вязкою в лапу, в охряпку. -ся, страд.
СКОВОРОДА́, -ы́, вин. сковороду́ и ско́вороду, мн ско́вороды, сковоро́д, сковорода́м, ж
Предмет посуды, представляющий собой вместилище из металла с широким дном, невысокими стенками, длинной ручкой, предназначенный для жаренья пищи.
Касьяшкам муки хватает на неделю-две: дымятся лепешки на плите,… оладьи, блины на сковороде шкворчат в рыбьем жире… (В. Аст.).
СКОВОРОДА́ -ы́, вин. ско́вороду; мн. ско́вороды, сковоро́д, -а́м; ж. Кухонная посуда круглой формы с загнутыми краями для жаренья. Чугунная, алюминиевая с. С. для цыплят табака. Жарить, тушить на сковороде. Смазать сковороду жиром. // чего. Количество жареного, тушёного. Съесть сковороду картошки. Приготовить сковороду котлет.
◁ Сковоро́дка, -и; мн. род. -док, дат. -дкам; ж. Уменьш. Отведайте картошечки, только со сковородки (горячая, только что поджаренная). Блины со сковородку (такого размера). Сковоро́дный, -ая, -ое. С-ая ручка.
-ы́, вин. сковороду́ и ско́вороду, мн. ско́вороды, сковоро́д, -а́м, ж.
Кухонная посуда круглой формы с загнутыми краями для жаренья.
СКОВОРОДА́ - кухонная посуда для жаренья и пряженья. С. были глиняные и металлич. Глиняная С. напоминала кастрюлю, несколько расширяющуюся кверху, имевшую полую глиняную ручку, в отверстие к-рой вставлялась деревянная. В богатых домах были и металлич. (жел. или чугунные) С., к-рые сажали и доставали из печи сковородником. Сковородник считался орудием баб: "Сковородником хвачу!" Широко были распространены С. большого диам. На стол С. подавалась только с яичницей. На свадьбе совершали обычай, по к-рому жених, невеста или поезжане должны были становиться на С. - остаток первобытной формы присяги, когда в подтверждение своих слов клянущиеся должны стать на раскаленную С. или камень. В Твер. губ. так поступает жених, отправляясь в дом невесты. В Пенз. губ. С. брала сваха, когда ехала в дом невесты. Обрядовое битье в сковороды, чтобы отогнать грозу, отразилось в стихах Б. Пастернака "Бабочка-буря": "Напрасно в сковороды били".
Сковорода, склонение этого слова, имеющего ударение на последнем слоге, может вызвать трудности. И в самом деле: вижу сковороду/ (не ско/вороду), но во множественном числе мы говорим: три ско/вороды (не на последнем слоге) и трем сковорода/м (не ско/вородам).
F́ сущ см. Приложение II
сковороды́
сковороде́
сковороду́
сковородо́й́
о сковороде́
мн.
ско́вороды
сковоро́д́
сковорода́м́
ско́вороды
сковорода́ми
о сковорода́х́
Волоса́ - как хвост селедки,
Бюста нет - сковорода́,
И растет на подбородке -
Гнусно молвить - борода.
Саша Черный, Панургова муза
Я видел двух, спина к спине сидевших,
Как две сковороды́ поверх огня,
И от ступней по темя острупевших.
Данте Алигьери, Божественная комедия (перевод М. Лозинского)
Напрасно в ско́вороды били,
И огорчалась кочерга.
Питается пальбой и пылью
Окуклившийся ураган.
Б. Л. Пастернак, Бабочка-буря
Сведения о старой норме ударения:
Делая ударение ско́вороду, вы следуете старой норме.
сковорода́, род. сковороды́, вин. ско́вороду и устарелое сковороду́; мн. ско́вороды, род. сковоро́д, дат. сковорода́м (не рекомендуется ско́вород, ско́вородам).
1. сковорода́, ско́вороды, сковороды́, сковоро́д, сковороде́, сковорода́м, ско́вороду, ско́вороды, сковородо́й, сковородо́ю, сковорода́ми, сковороде́, сковорода́х
2. сковорода́, ско́вороды, сковороды́, сковоро́д, сковороде́, сковорода́м, сковороду́, ско́вороды, сковородо́й, сковородо́ю, сковорода́ми, сковороде́, сковорода́х
сущ., кол-во синонимов: 14
вок (1)
кеци (1)
латка (6)
паэлья (2)
сковородка (7)
сковородочка (2)
сотейник (3)
тапа (2)
црен (2)
цырен (2)
электросковорода (3)
У этого слова нет общепринятой этимологии. Возможно, оно восходит к звукоподражательной основе сквар (напоминает звук масла на раскаленной сковороде) и родственно слову шкварки.
Общесл. Происхождение неясное. Скорее всего, является суффиксальным производным от звукоподражательной по происхождению основы сквар- (ср. сг.-сл. скварь- «жар, огонь»). Ср. шкварки.
Общеслав. Происхождение неясно. Скорее всего, является суф. производным от звукоподражат. основы сквар- (ср. ст.-сл. скваръ «жар, огонь», польск. skwarzyć «жарить» и т. д.).
сковорода́
укр. сковорода́, др.-русск. сковорода, ст.-слав. сковрада ἐσχάρα, τήγανον (Супр.), др.-чеш. skravada, skrovada (*skovrada), польск. skowroda, в.-луж. škorodej, н.-луж. škórodej, škórodwej, род. п. škórodwe.
Праслав. *skovorda, *skovordy, -ъvе. Дальнейшее родство неясно (Мi. ЕW 305; Торбьёрнссон 2, 80 и сл.). Сравнивают с д.-в.-н. scart-îsan "котелок, сковорода", ср.-в.-н. scharte ж., schart м., ср. р. (Клюге-Гётце 509; Торп 456; Брандт, РФВ 24, 176). Согласный -в- объясняют из ст.-слав. сквара и близких (см. сква́ра) по Бернару (RЕS 27, 39), Ильинскому (ИОРЯС 24, 1, 119 и сл.). Не более удачно сравнение с че́рен (Остен-Сакен, IF 22, 320) и предположение о приставке *sko- + к. *ver-, ср. лит. vérdu, vìrti "варить" (Маценауэр, LF 20, 17). [Семереньи (ВЯ, 1967, No 4, стр. 14-15) производит слав. слово из формы, близкой арм. skavaṙak < *skavaridak "миска", ир. происхождения. - Т.]
СКОВОРОДИН СКОВОРОДА СКОВОРОДНИК СКОВОРОДНИКОВ
В старину были известн имена образованные от названий посуды, кухонной утвари. Сковорода, Сковородник - имена из этой группы. (Э) Но имеют различное значение сковорда - кроме того что, кухонная приндлежность, еще и амбала, плоский камень, часть русской печи; сковородник - длинный шест с приспосбление для удержания сковороды, им работают около печи. ПОлучается, что люди с похожими фамилиями, могли быть потомками совершенно противоположных по внешнему облику (если имя давалось по внешнему виду) людей. Фамилии без специальных суффиксов - Сковорода, Сковородник - могут быть и русскими но чаще они всетречаются в украинском языке.
- Полная - кормит, а пустая - воспитывает.
- Если жена взяла её в руки, значит, скоро запахнет жареным.
- Рассеянный с улицы Бассейной надел её вместо шапки.
- Адская посуда.
- Металлическая посуда для жаренья.
- Блинная посуда.
- Сотейник.
- Японская макиякинабэ бывает и квадратной, и круглой, и прямоугольной, однако по сути является именно этим.
- Обиходное название Калужской площади в Москве в XIX - первой половине XX веков.
- Малая планета.
СКОВОРОДА́ Григ. Саввич (1722-94) - рус.-укр. философ и религ. мыслитель. Писал по-русски. Род. в Полтавской губ., в семье казака. Учился в Киевской акад., по окончании ее три года странствовал по Европе (Венгрия, Австрия, Польша, Германия, Италия), посещал лекции в ун-тах. Изучал нем., греч., лат. и др.-евр. языки, хорошо знал античных авторов и Отцов Ц. По возвращении на родину неск. лет служил учителем у богатого помещика, в основном в это время создал свои философско-поэтич. произв. ("Сад божественных песней"). С 1759 - учитель в Харьковском Коллегиуме. В 1765 из-за неортодоксальности взглядов подвергается преследованиям, вынужден оставить службу и принять до конца своих дней образ жизни странника, пользующегося гостеприимством своих многочисл. друзей и почитателей. В этот период создал все свои прозаич. филос. диалоги. Мистич. опыт диктует С. идею гносеологического дуализма: познанию, скользящему по поверхности бытия, противостоит познание "в Боге". В антропологии у С. соответственно двойст. оказывается и чел. природа: за "внешней наружностью", "телом земляным" скрыто "тело духовное", "истинный человек. один из всех нас и в каждом целый", тождественный Логосу-Христу. Метафизич. воззрения С. порой приближаются к пантеизму ("две натуры во всем - божественная и телесная"). Этика, занимающая важное место в творчестве О, направлена прежде всего на освобождение от лжи эмпирич. бытия и преображение души, переход ее "от тленного мира в мир первородный". Основываясь наличном мистич. опыте и символической интерпретации Библии, С. определенно испытал и нек-рые внеш. филос. влияния - прежде всего неоплатонизма (Филон, Отцы Ц.) и нем. мистиков 16-17 вв.
Сковорода́ Григорий Саввич (1722-1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вёл жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования - подвиг самопознания. Автор стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.
* * *
СКОВОРОДА Григорий Саввич - СКОВОРОДА́ Григорий Саввич (1722-94), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования - подвиг самопознания. Автор стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.
СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-94) - украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования - подвиг самопознания. Автор стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.
СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794), русский и украинский философ, поэт, педагог. Родился в с.Чернухи Полтавской губернии 22 ноября 1722. Сын простого казака. Учился в Киево-Могилянской академии, много путешествовал (побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Италии, Германии), овладел несколькими языками (в том числе греческим и древнееврейским), знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В 1759-1769 преподавал в Харьковском коллегиуме. При жизни Сковороды его сочинения были известны только в списках. Он был автором философских диалогов: Асхань, Наркисс, Беседа, нареченная двое, Разглагол о древнем мире, Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни, Кольцо и др., а также трактатов и разнообразных поэтических сочинений, переводов греческих и латинских текстов (в том числе трудов Плутарха, Теренция, Цицерона). Большая часть жизни философа прошла в странничестве. Широко известна эпитафия на могиле мыслителя-странника, написанная им самим: "Мир ловил меня, но не поймал". В.В.Зеньковский в своей Истории русской философии писал о религиозном чувстве отчуждения от мира как важнейшем в мироощущении Сковороды. Речь шла о мистическом переживании двойственности мирового бытия и об отчуждении именно от того, что воспринималось религиозным мыслителем как внешняя, "суетная", не-бытийственная сторона жизни. Этим "миром" Сковорода и не желал быть "пойманным". В то же время ему было присуще переживание реальности иного, высшего уровня бытия, к познанию которого, по его убеждению, человек может и должен стремиться: "Если хочешь что-либо узнать в истине, усмотри сначала во плоти, т.е. в наружности, и увидишь в ней следы Божии, обличающие безвестную и тайную премудрость". К познанию "следов Божиих" в мире можно придти, только храня верность древнему философскому завету: познай самого себя. "Не измерив себя прежде всего, - писал мыслитель, - какую пользу извлечешь из знания меры в прочих существах?" В обосновании исключительного значения философской рефлексии Сковорода не останавливался и перед отождествлением процесса самопознания с богопознанием: "Познать себя и уразуметь Бога - один труд". В антропологии Сковороды присутствуют мотивы, характерные для русской средневековой мысли. Это, в частности, относится к его учению о сердце как средоточии духовного и телесного бытия человека. Влияние платонизма проявляется в обосновании им роли эроса в эстетических переживаниях человека и в том, что сама любовь предполагает определенное "сродство" с ее предметом - изначальную, метафизическую предрасположенность сердца. В учении о "таящемся в человеке Духе Божием", о том, что каждый человек в своем земном существовании есть лишь "сон и тень истинного человека", Сковорода близок к построениям европейских мистиков, в частности к Майстеру Экхарту с его учением о "сокровенной глубине" в Боге и человеке. Присутствуют у мыслителя и мистико-пантеистические мотивы: "Бог всю тварь проницает и содержит...", "Бог есть основание и вечный план нашей плоти...", "Тайна пружина всему..." и т.п. "О, Отче мой! Трудно вырвать сердце из клейкой стихийности мира!" - восклицает Сковорода уже в конце жизни. В его понимании этическая задача человека состоит в том, чтобы осознать и обрести мистическое начало в себе, и в этом смысле стать наконец самим собой. Но превращению эмпирического субъекта в "истинного человека" препятствует воля, влекущая личность в мир борьбы и страданий. "Всяк обоживший свою волю, враг есть Божией воле, не может войти в Царствие Божие", - писал Сковорода. Мотив "безвольности" в самых разнообразных вариантах характерен для мистических традиций как Запада, так и Востока. Присутствует он и в творчестве Сковороды: отчасти как результат определенных идейных влияний, но в гораздо большей мере как отражение личного духовного опыта, опыта постоянной и мучительной борьбы с "клейкой стихийностью мира", с "эмпирическим человеком" в себе самом. В конце жизни Сковорода, как и многие мистики до него, склонялся к тому, чтобы признать эмпирическую действительность уже непосредственным воплощением зла. Уходя в мистических прозрениях из этого мира в "мир первородный", человек тем самым оказывается и "по ту сторону добра и зла". Умер Сковорода в с. Ивановка Харьковской губернии 29 октября 1794.
ЛИТЕРАТУРА
Эрн В.Ф. Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912 Сковорода Г.С. Сочинения, тт. 1-2. М., 1973
СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722 - 1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования - подвиг самопознания. Автор стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.