Спи́лберг Стивен (Spielberg) (р. 1947), американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Работая в разных жанрах (мелодрама, «фильм ужасов», приключенческий фильм и др.), наряду со строгими, лаконичными по выразительным средствам фильмами «Дуэль» (1971), «Шугарлэнд-экспресс» (1974), «Цвет лиловый» (1985), создал суперзрелищные, насыщенные аттракционами ленты со сложными трюковыми съёмками, макетами: «Челюсти» (1975), «Инопланетянин» (1982), «Индиана Джонс и Храм рока» (1984), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), «Парк Юрского периода» (1993) и др. Достиг в своих работах высокого профессионального уровня и исключительного коммерческого успеха. В 1993 снял фильм о геноциде евреев во время 2-й мировой войны «Список Шиндлера», получивший широкий резонанс в мире, в 1998 - военную драму «Спасти рядового Райана».
* * *
СПИЛБЕРГ Стивен - СПИ́ЛБЕРГ (Spielberg) Стивен (р. 18 декабря 1947), американский кинорежиссер, продюсер, сценарист.
С детства снимал любительские фильмы. Первую сюжетную ленту с актерами снял в 12 лет в Финиксе. В 13 лет получил первый приз за 40-минутный фильм о войне «Побег в никуда» (1960).
Первый профессиональный короткометражный фильм «Эмблин» (1969) обеспечил ему контракт с компанией «Юниверсал». Спилберг - основная фигура нового американского кино: его художественная система послужила стартовой площадкой для творчества многих режиссеров «постшестидесятников». Мощнейший программный заряд и эзотеричность, которыми отмечены его фильмы, впервые проявились - еще несколько неуверенно - в финансовом рекордсмене 1975, ленте «Челюсти». Формально определив ее в рубрику «фильмы катастроф», критики не заметили новаторских элементов. Но по-настоящему новые идеи развернулись только в картине «Близкие контакты третьего вида» (1977). В этом фильме была найдена новая формула: фантастический элемент (в данном случае НЛО и их воздействие на Америку конца 1970-х годов) «вставляется» в гиперреалистически (и одновременно - трепетно романтически) показанную действительность, причем абсолютно без шва - как действующий фактор этой реальности.
Открытием стал получивший колоссальный успех фильм «E. T., Инопланетянин» (1982), в котором эта парадигма получила развитие и подтверждение. Не желая заниматься самоповторами в режиссуре, Спилберг создал фирму «Эмблин энтертейнмент». С точки зрения кинотеории, течение, которое возглавил Спилберг в Голливуде, принято называть «синефильством»: его представители снимают фильмы, опираясь на другие фильмы, а не на жизненный опыт, как было принято в традиционном кинематографе. Спилберг «провел ревизию» классического Голливуда и воссоздал на новом уровне гуманистическую традицию лент Ф. Капры (см. КАПРА Фрэнк)(недаром одной из любимых картин Спилберга является капровская «Жизнь прекрасна»). В каждом фильме Спилберга можно найти ссылки на классическое голливудское кино: в «Империи солнца» (1987) - на «Унесенных ветром» В. Флеминга; в «Близких контактах третьего вида» - на «Десять заповедей» С. Б. Де Милля (см. ДЕ МИЛЛЬ Сесиль Блаунт)и «Пиноккио»; в «E. T.» - на «Тихого человека» Дж. Форда (см. ФОРД Джон (кинорежиссер)) и «Волшебника из страны Оз» Флеминга; в «Списке Шиндлера» (1993) - на «Гражданина Кейна» О. Уэллса. При этом Спилберга можно считать адекватным представителем интересов, психологии и чаяний американского среднего класса - он очень хорошо знает жизнь современных пригородов, где, как он однажды выразился, «взрослеют с тремя родителями - матерью, отцом и телевизором».
Спилберг проложил Голливуду дорогу в современность, а сам некоторое время снимал не очень прибыльные фильмы («Цвет лиловый», 1985; «Всегда», 1989). Но уже в ленте «Капитан Крюк» (1991), грандиозном римейке полнометражного диснеевского мультфильма «Питер Пэн» (1953), Спилберг как бы собрал все мотивы и сюжеты своих картин и вывел инвариантный характер, в том или ином обличье присутствовавший во всех его фильмах, нестареющего мальчика-мужчину, почти что alter ego автора. В 1993 появился блокбастер «Парк юрского периода» (кассовые сборы составили 356, 8 миллионов долларов) - история динозавров, восстановленных в наши дни по генетическому коду. Причина грандиозного успеха лежит не столько в художественных достоинствах ленты (если не считать парада аттракционов, это не такое уж интересное кино, хотя бы в сравнении с «E. T.»), сколько точном продюсерском расчете, понимании того, чего в данный момент хочет зритель. В «Списке Шиндлера» (1993, 7 премий «Оскар», в том числе за фильм и режиссуру), снятом в прямо противоположной «Парку» аскетической черно-белой палитре, Спилберг отдал дань своей многострадальной нации. После почти четырехлетнего перерыва режиссер выпустил «Затерянный мир» - сиквел (см. СИКВЕЛ) «Парка юрского периода», собравший 230 миллионов долларов. Спилберг-продюсер громко заявил о себе, создав совместно с двумя другими магнатами - Джефри Катценбергом и Дейвидом Геффеном - киностудию «Dream Works». В 1998 вышел фильм «Спасение рядового Райана», где патриотический сюжет снят в стилизованной под документалистику манере. Едва ли не впервые на американском экране так натуралистично показаны ужасы войны.
СПИЛБЕРГ Стивен (Spielberg, Steven)
(р. 1947), американский кинорежиссер и продюсер. Родился 18 декабря 1947 в Цинциннати, школьные годы провел в Споттсдэйле (шт. Аризона), где начал снимать фильмы любительской кинокамерой. В середине 1960-х годов снял свой первый фильм на 35-миллиметровой пленке - Иноходец (Amblin), короткометражку о путешественниках автостопом, которая в 1969 была показана на кинофестивале в Атланте. Ее успех помог Спилбергу получить работу на студии "Юниверсал", где ему предложили заниматься постановкой эпизодов популярных телесериалов. Его полнометражным дебютом, снятым также для телевидения, стал фильм Дуэль (Duel, 1971). Зритель настолько хорошо принял картину, что она была выпущена в коммерческий прокат за пределами США. Дебютным фильмом Спилберга для проката в кинотеатрах стал Шугарленд-экспресс (The Sugarland Express, 1974). Следующая картина, Челюсти (Jaws, 1975), многократно окупила вложенные в ее постановку средства (8,5 млн. долл.), и в дальнейшем Спилберг не раз ставил фильмы, входившие в список кассовых лидеров мирового кинематографа. Среди них полная приключений трилогия об Индиане Джонсе (В поисках утраченного ковчега - Raiders of the Lost Ark, 1981; Индиана Джонс и Храм Судьбы - Indiana Jones and the Temple of Doom, 1984; Индиана Джонс и последний крестовый поход - Indiana Jones and the Last Crusade, 1989), Е.Т.Инопланетянин (E.T.The Extra-Terrestrial, 1982), трогательная история о подростке и спасенном им забавном космическом пришельце, Парк юрского периода (Jurassic Park, 1993), где на волю вырываются выведенные с помощью генной инженерии динозавры (второй фильм из цикла Парк юрского периода вышел в 1997). Хотя имя Спилберга привычно связывать с увлекательным кинозрелищем, где сочетаются динамичное действие, ошеломляющие спецэффекты и крепкий повествовательный сюжет, он работал в самых различных жанрах, в т.ч. научной фантастики (Тесные контакты третьего вида - Close Encounters of the Third Kind, 1977), экранизации современного романа (Цвет лиловый - The Color Purple), любовной мелодраме (Всегда - Always, 1989). Жанровая разносторонность Спилберга хорошо видна на примере его фильмов о Второй мировой войне: 1941 (1979) - фарсовая комедия, Империя солнца (Empire of the Sun) - тонкая экранизация, Список Шиндлера (Schindler's List, 1993) - драматичный рассказ о Холокосте. За последний фильм Спилберг был удостоен премии "Оскар" как лучший режиссер. Эту награду он вновь получил в 1999 за фильм Спасем рядового Райана. Возглавляемая Спилбергом кинокомпания "Эмблин энтертейнмент" с 1984 выпустила ряд популярных фильмов, среди которых Гремлины (Gremlins, 1984), Назад в будущее (Back to the Future, 1985), Американский хвост (An American Tail, 1986), Кто подставил кролика Роджера? (Who Framed Roger Rabbit?, 1988), Арахнофобия (Arachnophobia, 1990).
ЛИТЕРАТУРА
Капралов Г. "Челюсти": миф, политика, бизнес. - В кн.: Мифы и реальность, вып. 6. М., 1978