Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

стравинский

Грамматический словарь

Страви́нский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

СТРАВИНСКИЙ

Фамилия белорусского или польского происхождения. От географического названия Островно, или же Остров. Первоначально было Островинский, затем начальный гласный отпал, безударное о после р превратилось в я. (Ф)

Сканворды для слова стравинский

- Русский композитор, автор опер «Мавра», «Соловей».

- Рядом с центром Жоржа Помпиду в Париже находится абстракционистский фонтан с цветными подвижными скульптурами — иллюстрация к работам этого композитора.

- В швейцарской деревушке Кларан работали и Пётр Чайковский, и этот композитор, о чём напоминает название одной из местных улиц - улица Священной Весны.

- Перу этого композитора принадлежат знаменитые балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».

- Русский композитор, автор балетов «Весна священная», «Пульчинелла».

- Русский композитор, автор балетов «Агон», «Орфей».

Полезные сервисы

стравинский иг. фед

Гуманитарный словарь

СТРАВИ́НСКИЙ Иг. Фед. (1882-1971) - композитор и дирижер. С 9 лет С. учится игре на фортепиано, в 18 начинает самостоятельно изучать муз.-теоретич. предметы, одновременно занимаясь на юрид. ф-те Петерб. ун-та (1900-05). В формировании С.-музыканта большую роль сыграл Н. А. Римский-Корсаков, у которого С. в 1903-05 брал частные уроки.

После исполнения "Фантастического скерцо" (1909) С. П. Дягилев, присутствовавший на премьере, заказал композитору балет "Жар-птица". Это был решающий момент в творческой биографии композитора. Дальнейшее становление эстетических взглядов С. связано с лит.-худож. объединением "Мир искусства", а продвижение его карьеры - с "Русскими сезонами" в Париже, в ходе к-рых состоялись премьеры балетов "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913). С 1914 года С. жил за границей: в годы 1-й мир. войны - в Швейцарии, с 1920 - во Франции, с 1940 - в США, где впервые выступил как дирижер еще в 1925. Деят-ность С.-дирижера, продолжавшаяся до 1967, была масштабной; помимо собственных сочинений, он исполнял по всему миру произв. М. И. Глинки и П. И. Чайковского. Осенью 1962 С. дирижировал авторскими концертами в Москве и Ленинграде.

Три первых балета утвердили мировую славу С. и стали вехами его эволюции, обозначив первые кульминации. Уже в год премьеры импрессионистской "Жар-птицы" были задуманы "картины языческой Руси" - "Весна священная" с ее архаически-ритуальным строем музыки. Тогда же С. работал над оперой "Соловей" (по Г. Х. Андерсена) и начал создавать балет "Петрушка" как "потешные сцены". В те же годы он собирал мат-л из сборников рус. сказок А. Н. Афанасьева и песен П. В. Киреевского для "хореографических сцен с пением с музыкой" под названием "Свадебка" (1917, окончат. 1923) - одной из вершин, завершающих первый, рус. период творчества С. "Свадебке" предшествовали вокально-инструмент. ансамблевые произв., среди них "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (1915-16) и "История Солдата" (1917), соединившая интерес к рус. интонационности, жанрам и конструктивным принципам европ. музыки, а также и к американскому джазу. В обоих сочинениях, как и в "Свадебке", функции поющего и играющего актера разделяются (позднее проявление подобного решения - "Потоп", 1961-62). Расставаясь с "русским" этапом, С. написал "Мавру" - оперу-буфф по поэме Пушкина "Домик в Коломне".

Балет с пением "Пульчинелла" на темы Дж. Б. Перголези (1919-20) открывает новый, неоклассицистский период творчества С.; его черты закрепились в Октете (1922-23), характеризуя к-рый, С. изложил свои взгляды на технику композиции и новую эстетику. Неоклассицистский период продолжался более 30 лет, внутри него сменились два этапа. Первый характерен интенсивным освоением различных стилевых моделей исторически далеких эпох - от раннего романтизма в глубь европейской культуры. В опере-оратории "Царь Эдип" (1926-27) на первом плане - поданные в архаич. звучании традиции музыки барокко, в "Симфонии псалмов" (1930) - строгий стиль старой полифонии. Балет "Аполлон Мусагет" (1927-28) ассоциируется с творчеством Ж. Б. Люлли, Концерт для 2-х фп. (1931-35) обращен к Бетховену. Второй этап открывается "прощанием с барокко" в мелодраме "Персефона" (1933-34) и камерном концерте "Дамбартон-Окс" (1937-38). Бурный драматизм "Симфонии в трех движениях" (1942-45), отразивший тревоги военных лет, также апеллирует к поэтике классицизма и раннего романтизма. Завершает неоклассицистский период опера "Похождения повесы" (1948-51), либретто к-рой написано У. Х. Оденом по гравюрам Дж. Хогарта. В то же время в сочинениях центрального периода творчества также воплощаются традиции рус. музыки - Чайковского (в сочинениях для струнных инструментов), Мусоргского (хоры из "Царя Эдипа"), рус. православной литургич. традиции (в "Симфонии псалмов" и хорах a cappella).

Последний период творчества С. называют поздним, иногда додекафонным, поскольку С. стал применять отдельные эл-ты и принципы 12-то-новой техники композиции в сочетании с полифонией строгого стиля. Основной же перелом произошел в тематике: С. привлекают библейские темы и устойчивые культовые жанры, в т. ч. с канонич. латинскими текстами. В таком обличье предстает в позднем периоде творчества постоянная тяга С. к ритуальности и к воплощению "вечных тем". За Мессой (1944-48) последовали Canticum sacrum ("Священное песнопение", 1955-56) для собора св. Марка в Венеции, где С. использует технику пространств, полифонии, разработанную мастерами эпохи Возрождения в их многохорных композициях, Threni ("Плач пророка Иеремии", 1957-58), Requiem canticles ("Заупокойные песнопения", 1965-66) - последнее крупное сочинение, в музыке к-рого мелькают тени произв. прошедших десятилетий. Музыка С. 50-60-х гг. сурова, аскетична. Как и в "русском", в последнем периоде роль вокальных жанров возрастает. Вокальные (сольные и хоровые) голоса смягчают терпкость звучаний и сглаживают жесткость конструкций. Вновь, 20-е гг., преобладают камерность письма и принцип ансамблевого музицирования нетрадиционных составов.

С. - один из тех рус. композиторов 20 в., к-рые оказали решающее влияние на развитие совр. музыки в целом. Его творчество разных периодов является источником вдохновения для современников и композиторов следующих поколений.

Соч.: Хроника моей жизни. Л., 1963; Диалоги. Л., 1971; И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Том. 1. 1882-1912. М., 1997.

Лит.: Асафьев Б. В. Книга о Стравинском. Л., 1977; Ярустовский Б. М. Игорь Стравинский. Л., 1982; Друскин М. С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Л., 1982.

И. Ф. Стравинский

И. Ф. Стравинский

Полезные сервисы

стравинский игорь фёдорович

Энциклопедический словарь

Страви́нский Игорь Фёдорович (1882-1971), композитор, дирижёр. Сын Ф. И. Стравинского. В России до 1914, затем жил за рубежом, с 1939 в США. Творчество Стравинского при образно-стилистическом многообразии (от языческой архаики до античных мифов, от русского современного музыкального фольклора до европейских музыкальных стилей XVII-XVIII вв. или православных песнопений) отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры. Новатор в области метроритмики, оркестровки, гармонии, Стравинский оказал огромное воздействие на развитие музыкального искусства XX в. Оперы «Соловей» (1914), «Мавра» (1922), оперы-оратории «Царь Эдип» (1927; 2-я редакция, 1948), «Похождения повесы» (1951); балет «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), «Байка про лису, петуха, кота да барана» (пантомима с пением, 1916), «История солдата» (1918), «Пульчинелла» (1920, на основе тем сочинений Дж. Б. Перголези), «Свадебка» (хореографическая кантата, 1923), «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи» (оба 1928), «Игра в карты» (1937), «Орфей» (1948), «Агон» (1957); кантаты, «Симфония псалмов» (для хора и оркестра, 1930), оркестровые и камерно-инструментальные сочинения и др.

* * *

СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович - СТРАВИ́НСКИЙ Игорь Федорович [5 (17) июня 1882, Ораниенбаум, ныне Ломоносов - 6 апреля 1971, Нью-Йорк], композитор и дирижер. Сын Ф. И. Стравинского.

Русский по рождению, с 1914 года Игорь Стравинский жил в эмиграции, с 1939 года в США (в 1934 он принял французское, а в 1945 - американское гражданство). Говорить о Стравинском как о русском композиторе имеет смысл только в применении к раннему периоду его творчества. Ранние балеты - «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) - связаны с русским фольклором, обрядностью. Творчество Стравинского при образно-стилистической многоплановости отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры. Оперы «Соловей» (1914), «Мавра» (1922), «Похождение повесы» (1951), хореографическая кантата «Свадебка» (1923), пантомима с пением «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1916), балеты «Жар-птица» (1910, 2-я редакция 1945), «Орфей» (1947), «Агон» (1957), «Симфония псалмов» (для хора и оркестра, 1930, 2-я редакция 1948).

Русский период (до начала 1920-х годов)

Будущий композитор родился в семье оперного певца Ф. И. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Федор Игнатьевич)(1843-1902), ведущего исполнителя характерных басовых партий в Мариинском театре. В детстве брал уроки фортепиано у А. Снетковой, позднее - у Л. Кашперовой. В 1900-05 учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 1903-05 занимался композицией под руководством Н. А. Римского-Корсакова (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич), под сильным воздействием которого написаны ранние произведения - соната №1 для фортепиано (1904), симфония ми-бемоль мажор (1907), Фантастическое скерцо и Фейерверк для оркестра (оба - 1908), первые два акта оперы «Соловей» по одноименной сказке Андерсена (1908; третий акт был закончен в 1914). На смерть учителя Римского-Корсакова композитор откликнулся «Надгробной песнью» для оркестра, исполненной в 1908, но впоследствии утерянной.

На рубеже 1907 и 1908 годов на молодого композитора обратил внимание организатор «Русских сезонов» за границей С. П. Дягилев (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович) . По его заказу Стравинский сочинил музыку балета «Жар-птица» по мотивам русских народных сказок, премьера которого состоялась в Париже в 1910 и принесла композитору европейскую известность. Сотрудничество Стравинского с Дягилевым продолжалось (с перерывами) почти два десятилетия. Целую эпоху в искусстве 20 века составила триада шедевров, созданных Стравинским в расчете на возможности блистательной дягилевской балетно-оперной труппы; поставленные в Париже балеты «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) и хореографические сцены с пением и музыкой «Свадебка» (1923).

Стилизованное воспроизведение народного балаганного представления («Петрушка») и архаических обрядов, языческой мистерии плодородия («Весна священная»), русской крестьянской свадьбы («Свадебка») осуществляется средствами в высшей степени своеобразного музыкального языка, сочетающего внешнюю «грубоватость», «элементарность» ритмики и мелодики с тщательной отделкой деталей, тонко рассчитанной асимметричностью музыкальных фраз, неожиданными сдвигами метрических акцентов. Если в «Петрушке» и «Весне священной» (так же, как ранее в «Жар-птице») Стравинский пользуется всеми красками современного оркестра, оригинально разрабатывая находки французских импрессионистов (в меньшей степени - Римского-Корсакова и других русских композиторов), то в «Свадебке» он ограничивается сочетанием певческих голосов (поющих, по замыслу композитора, в характерной русской народной манере) и ансамбля ударных инструментов с четырьмя фортепиано, что придает произведению неповторимый «варварский» колорит.

В период между «Весной священной» и «Свадебкой» силами дягилевской труппы в Париже были поставлены также оперы «Соловей» (1914) и «Мавра» (по поэме Пушкина «Домик в Коломне», 1922), балет «Песнь соловья» (на фрагменты из оперы «Соловей», 1920), балеты с пением «Пульчинелла» (1920; музыка Стравинского к этому балету представляет собой обработку инструментальных пьес, приписываемых итальянскому композитору 18 в. Дж.-Б. Перголези), «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (1922). Параллельно создавался ряд произведений, не предназначенных для театра - кантата «Звездоликий (1912), «Три стихотворения из японской лирики» (1913), «Прибаутки» (1914), «Кошачьи колыбельные» (1916) для голоса и инструментального ансамбля, Три пьесы для струнного квартета (1914), Симфонии духовых памяти К. Дебюсси (1920) и др. Особняком стоит единственное театральное произведение этого периода, не предназначенное для дягилевской антрепризы - балет-пантомима «История солдата» на универсальный для всей европейской культуры сюжет о сделке человека с дьяволом (либретто швейцарского поэта Ш.-Ф. Рамю). Впервые поставленная в Лозанне в 1918, «История солдата» ознаменовала собой отход Стравинского от специфически русской тематики.

Период неоклассицизма (от начала 1920-х до начала 1950-х годов)

Будучи с юных лет тесно связан с Францией, Стравинский фактически обосновался там еще до Первой мировой войны. Отрыв от России стал важнейшей причиной радикального сдвига в его творческой ориентации. В 1923 создан Октет для духовых, начиная с которого обычно ведется отсчет так называемого «неоклассицистского» периода в творчестве Стравинского. Под неоклассицизмом понимается направление в музыке 20 века (и шире в современном искусстве вообще), для которого характерно обращение к принципам эстетики 17-18 (реже 19) веков и стремление адаптировать формы европейского искусства прошлого к социально-психологической атмосфере современной жизни; неоклассицизм возник в качестве «отрезвляющей» (термин Ф. Бузони (см. БУЗОНИ Ферруччо)) реакции на такие течения искусства 19 - начала 20 века, как романтизм, символизм, импрессионизм, экспрессионизм.

Среди образцов музыки прошлого, служивших «стилистическими моделями» для неоклассицизма Стравинского, - оратория эпохи барокко (опера-оратория «Царь Эдип», 1927), опера конца 18 в. («Похождения повесы», 1951), в этом произведении Стравинский вновь обратился к сюжету о сделке человека с дьяволом, придворный балет эпохи Людовика XIV (балет «Аполлон Мусагет», 1928), английская духовная музыка 16-17 вв. (кантата на тексты староанглийских поэтов, 1952), музыка Чайковского (балет «Поцелуй феи», 1928), жанры симфонии и концерта для солирующего инструмента с оркестром в их разнообразных исторически сложившихся разновидностях (концерты для фортепиано и духовых, 1924, для скрипки с оркестром, 1931, «Каприччио» для фортепиано с оркестром, 1928, Симфония in C, 1940), жанровая форма concerto grosso (концерт для камерного оркестра Dumbarton Oaks, 1937, «Базельский концерт» для струнного оркестра, 1946) и т. д. Дух язвительной пародии, неотъемлемо присущий неоклассицизму Стравинского, особенно ярко выражен в балете «Игра в карты» (1937). Кроме того, Стравинский отдал дань джазу («Черный концерт» для кларнета и джаз-бэнда, 1945) и цирковой музыке («Цирковая полька» для оркестра, 1942). В наиболее значительных образцах, таких, как «Симфония псалмов» для хора и оркестра на латинский текст (1930), симфония в трех частях для оркестра (1945), балет «Орфей» (1948), месса для хора и духовых (1947) элемент игры с моделями музыки прошлого отходит на второй план; тем самым полнее выявляется глубинный философский смысл этой музыки, воплощенная в ней тоска по высшим, вневременным духовным ценностям.

Поздний период

В 1939 Стравинский перебрался из Франции в США и поселился в Голливуде. В конце 1940-х годов он познакомился с молодым американским дирижером Р. Крафтом, который впоследствии стал его душеприказчиком. Возможно, под влиянием Крафта Стравинский в эти годы начал проявлять живой интерес к «новой венской школе» (Шенберг - Берг - Веберн) и к молодому европейскому «авангарду». В итоге после чисто неоклассических «Похождений повесы» и кантаты на староанглийские тексты в творчестве Стравинского наступил очередной стилистический поворот, отмеченный воздействием так называемой серийной (додекафонной) техники, открытой в начале 20 века А. Шенбергом (см. ШЕНБЕРГ Арнольд) и впоследствии развитой его учениками. В той или иной форме серийная техника использована почти во всех произведениях Стравинского, начиная с септета (1954). Музыка позднего Стравинского - это прежде всего сочинения для для солистов, хора и оркестра на тексты духовного содержания: «Священное песнопение» (1955), «Плач пророка Иеремии» (1958), «Заупокойные песнопения» (1967) (все - на латинские тексты), музыкальное представление «Потоп» (на английский текст, 1962), священная баллада «Авраам и Исаак» (на древнееврейский текст, 1963). Среди других произведений этого периода - «Памяти Дилана Томаса» для тенора и инструментального ансамбля (1954), балет «Агон» (1957), «Движения» для фортепиано с оркестром (1960) Вариации для оркестра памяти Олдоса Хаксли (1964).

Благодаря разносторонности своих интересов, необычайной изменчивости творческого облика Стравинский заслужил репутацию «музыкального Протея». Вместе с тем, в его музыке, написанной в разные периоды, можно выделить ряд достаточно устойчивых общих признаков. Среди них - преобладание нерегулярных ритмов и кратких мелодических формул (мелодии широкого дыхания у Стравинского редки; тем более сильное впечатление производят немногие исключения из этого правила в «Царе Эдипе», «Симфонии псалмов», «Похождениях повесы» и др.), сухое, «графическое» инструментальное письмо (в произведениях, созданных после «Весны священной»), предпочтение «театра представления» (часто - с элементами стилизованного ритуального действа) «театру переживания».

С конца 1910-х годов Стравинский регулярно выступал как дирижер (реже - как пианист) с исполнением собственных произведений. Важным событием в жизни Стравинского был его приезд в СССР осенью 1962 после 48-летнего отсутствия. Он дал концерты в Москве и Ленинграде, дирижируя (по очереди с Р. Крафтом) ведущими симфоническими оркестрами, провел несколько встреч в Союзе композиторов СССР, был принят Н. С. Хрущевым.

Полезные сервисы

стравинский игорь федорович

Большой энциклопедический словарь

СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович (1882-1971) - российский композитор и дирижер. Сын Ф. И. Стравинского. В России до 1914, затем постоянно жил за рубежом, с 1939 в США (с 1945 гражданин США). Ранние балеты - "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913) - связаны с русским фольклором, обрядностью. Творчество Стравинского при образно-стилистической многоплановости отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры. Оперы "Соловей" (1914), "Мавра" (1922), "Похождение повесы" (1951), хореографическая кантата "Свадебка" (1923), пантомима с пением "Байка про лису, петуха, кота да барана" (1916), балеты "Жар-птица" (1910, 2-я редакция 1945), "Орфей" (1947), "Агон" (1957), "Симфония псалмов" (для хора и оркестра, 1930, 2-я редакция 1948) и др.

Энциклопедия Кольера

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ

(1882-1971), один из крупнейших композиторов 20 в. Родился 18 июня 1882 в Ораниенбауме близ Санкт-Петербурга. Вырос в музыкальной семье - отец его был оперным певцом. Пробовал сочинять музыку, не имея специального образования, и лишь в двадцатилетнем возрасте начал брать уроки композиции у Римского-Корсакова. В 1905 опубликовал симфонию, написанную в академическом стиле. Под влиянием Римского-Корсакова обратился к русскому музыкальному фольклору. Его первое крупное произведение, пронизанное национальными мотивами, появилось после встречи с Сергеем Дягилевым - прославленным балетным импресарио, готовившим ряд спектаклей русского балета в Париже. По его заказу Стравинский написал одну из самых блестящих своих партитур - балет по русской сказке Жар-птица (1910). В следующем году был завершен еще один балет - Петрушка, где в живых и достоверных образах воссозданы картины русской масленицы. Музыкальный язык Жар-птицы и Петрушки еще сохраняет связь с прежней традицией, но уже в третьем балете - Весна священная (1913), действие которого происходит в древней языческой Руси, Стравинский порывает с музыкальной традицией, свободно используя неразрешенные диссонансы и постоянно меняющиеся ритмы невероятной сложности. Премьера Весны священной, поставленной "Русским балетом" Дягилева в Париже 29 мая 1913, сопровождалась бурным выражением негодования со стороны части публики. С тех пор имя Стравинского стало символом ультрасовременных тенденций в музыке. Перед началом Первой мировой войны композитор покинул Россию. До 1939 жил во Франции, затем поселился в США. Добровольное изгнание стало причиной постепенного исчезновения из музыки Стравинского элементов русского фольклора. Русские темы еще присутствуют в партитуре Истории солдата (L'Histoire du soldat) для семи инструментов, созданной в годы Первой мировой войны, а также в кантате Свадебка (Les Noces, 1920) - стилизации деревенского свадебного гулянья - для солистов, 4 роялей и 17 ударных. Но в более поздних сочинениях уже прослеживается поворот к классицизму и религиозной тематике. Сюда относятся Концерт для фортепиано с оркестром (1924), балет Аполлон Мусагет (Apollon Musagete, 1927) и в особенности кантата Симфония псалмов (A Symphony of Psalms, 1930). В этот же период композитор создает балеты Пульчинелла (Pulcinella, 1920, на темы Перголези) и Поцелуй феи (Le Baiser de la fe, 1928, на темы Чайковского). Его Симфония в трех частях (Symphony in Three Movements, 1945) - синтез неоклассицистской манеры и революционного стиля Весны священной. Наиболее полно художественный аскетизм Стравинского проявился в Царе Эдипе (Oedipus Rex, 1927), опере-оратории на латинский текст; скупыми техническими средствами композитор достигает необычайного драматизма. В 1951 Стравинский написал оперу Похождения повесы (The Rake's Progress, по серии нравоучительных гравюр Уильяма Хогарта) - сочинение, которое знаменует еще одну стилистическую линию его творчества: элементы комедии, моралите и мелодрамы сливаются в шутливо-назидательное целое. Возможно, наиболее примечательным этапом творческой эволюции Стравинского (уже перешагнувшего 70-летний рубеж) стало освоение им 12-тоновой (додекафонной) системы композиции, которую использовали Арнольд Шенберг и Антон Веберн. В этом стиле созданы балет Агон (Agon, 1957) для 12 танцовщиков и духовная кантата на библейский текст Плач пророка Иеремии (Threni, 1958) для солистов, хора и оркестра. Неповторимая манера Стравинского отчетливо проявилась в ритмике, полифонии и тембровой палитре этих додекафонных сочинений. Умер Стравинский в Нью-Йорке 6 апреля 1971. Его влияние на музыку 20 в. огромно. Такие шедевры, как Весна священная, вошли в основной репертуар оркестров многих стран мира.

ЛИТЕРАТУРА

Стравинский И. Ф. Хроника моей жизни. Л., 1963 Стравинский И. Ф. Диалоги. Воспоминания... Л., 1971 Стравинский И. Ф. Переписка с русскими корреспондентами: Материалы к биографии, т. 1: 1882-1912. М., 1998

Полезные сервисы

стравинский фед. игн

Гуманитарный словарь

СТРАВИ́НСКИЙ Фед. Игн. (1843-1902) - певец (бас). Отец композитора И. Ф. Стравинского. В 1869 окончил Нежинский юрид. лицей, в 1873 - Петерб. конс. (кл. К. Эверари). В 1873-76 пел на Киевской сцене. С 1876 солист петерб. Мариинского т-ра. Обладал достаточно сильным голосом, но тембр его был сухой. Диапазон чуть больше двух октав, т. е. наст. бас-кантанте. Блестящая школа позволяла ему справиться с любыми вок.-техн. трудностями. Уделял большое внимание драм. стороне исполнения (мимике, жесту, сценическому поведению, гриму, костюму). Мастерски исполнял характерные эпизодич. роли. Обладал талантом художника. Лучшие партии: Еремка, Олоферн ("Вражья сила", "Юдифь" А. И. Серова), Мельник ("Русалка" А. С. Даргомыжского), Фарлаф ("Руслан и Людмила" М. И. Глинки). Постоянно выступал в концертах. Как актер-певец С. предвосхитил своим творчеством рус. оперных певцов "золотого века" рус. оперы и в первую очередь - гениального Ф. Шаляпина. Похоронен в Некрополе мастеров иск-в в Пб.

Полезные сервисы

стравинский фёдор игнатьевич

Энциклопедический словарь

Страви́нский Фёдор Игнатьевич (1843-1902), певец (бас). С 1876 в Мариинском театре. Создатель разнохарактерных образов; способствовал развитию отечественного оперного искусства.

* * *

СТРАВИНСКИЙ Федор Игнатьевич - СТРАВИ́НСКИЙ Федор Игнатьевич (1843-1902), русский певец (бас), С 1876 в Мариинском театре. Представитель реалистического исполнительского искусства, создатель разнохарактерных образов.

Полезные сервисы

стравинский федор игнатьевич

Большой энциклопедический словарь

СТРАВИНСКИЙ Федор Игнатьевич (1843-1902) - российский певец (бас), С 1876 в Мариинском театре. Представитель реалистического исполнительского искусства, создатель разнохарактерных образов.

Полезные сервисы

стравинский, игорь фёдорович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Игорь Фёдорович Стравинский.

Игорь Фёдорович Стравинский.

Стравинский,Игорь Федорович

СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович (1882 - 1971), композитор и дирижер. В России - до 1914, с 1945 гражданин США. Творчество Стравинского отличается, с одной стороны, образным и стилистическим многообразием (от языческой архаики до античных мифов; от русского современного музыкального фольклора до европейских музыкальных стилей 17 - 18 вв. или православных литургических песнопений и т.п.), с другой - единством, обусловленным органической связью с традициями русской музыкальной культуры. В разные периоды Стравинский  обращался к различным музыкальным направлениям (от неофольклоризма к неоклассицизму и старинной полифонии, к технике новой венской школы - додекафонии). Один из новаторов в области метроритмики, оркестровки, гармонии, Стравинский  оказал значительное воздействие на развитие музыки 20 в. Автор опер "Соловей" (1914), "Мавра" (1922), оперы-оратории "Царь Эдип" (1927, 2-я редакция - 1948), "Похождения повесы" (1951); балетов "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913), "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (1916), "История солдата" (1918), "Пульчинелла" (1920, на основе тем сочинений Дж. Б. Перголези), "Свадебка" (1923), "Аполлон Мусагет" (1928), "Поцелуй феи" (1928), "Агон" (1957) и др.; кантат, "Симфонии псалмов" для хора и оркестра (1930), симфоний, концертов для оркестра и для инструментов с оркестром, камерно-инструментальных и вокальных сочинений.

Полезные сервисы