Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

субстанция

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Популярный словарь

Субстанция

, ж.

1) филос. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений.

Материальная (духовная) субстанция.

2) книжн. Основа, сущность чего.

Минеральная субстанция почвы.

Каждая самобытная эпоха разрабатывает свою субстанцию в художественных произведениях (Герцен).

Родственные слова:

субстанциа́льный (субстанциальная основа бытия), субстанциона́льный (субстанциональная основа бытия)

Этимология:

От латинского substantia ‘сущность’, ‘нечто лежащее в основе’.

Энциклопедический комментарий:

В истории философии первоначально субстанция понимается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшем, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение Бога (схоластика), что ведет к дуализму души и тела. Декарт признавал две самостоятельные субстанции: субстанцию духовную и субстанцию телесную. Агностики считали субстанции вещей непознаваемыми. Диалектический материализм отрицал субстанцию вещей как нечто неизменное. Для марксистского философского материализма субстанцией, т. е. сущностью, основой мира, являлась движущаяся и вечно развивающаяся материя. При этом диалектический материализм исходил из единства сущности и явления, т. е. материи и форм ее проявления.

Словарь существительных

Переводоведческий словарь

Энциклопедический словарь

СУБСТА́НЦИЯ ; ж. [лат. substantia - сущность]

1. Филос. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений. Материальная с. Духовная с. Абсолютная, всеобщая с. Познаваемость субстанции вещей.

2. Книжн. Основа, сущность чего. Минеральная с. почвы. С. человека. У каждого народа своя с. С. художественного творчества.

* * *

субста́нция (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе), нечто относительно устойчивое: то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Аристотель различал в понятии субстанции (греческое «усия») так называемую первую субстанцию - конкретно существующую единичную вещь («эта лошадь»), а также вторую субстанцию, характеризующую сущность отдельных вещей, их принадлежность к определенному виду и роду («лошадь», «живое существо» и т. п.).

* * *

СУБСТАНЦИЯ - СУБСТА́НЦИЯ (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Евразийская мудрость от А до Я.

Словарь народов и культуры

Субстанция

(substance), филос. понятие, обозначающее вещь вообще или вещь, самостоятельно существующую. С т.зр. филос. осмысления понятия С. особое значение имеет вопрос о том, какие вещи или виды вещей действительно обладают св-вом существования. Аристотель определял С. грамматически - то, что не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем. Так, напр., в предложении Сэм бежит бежит говорится о Сэме или объявляется св-вом Сэма, но под словом Сэм подразумевается лишь данный человек и никакой иной. В свою очередь, кое-что можно сказать и о слове бегать, напр., бегать полезно, но при этом ясно, что в конечном счете имеются в виду люди, т.е. конкретные С., к-рые бегают, - люди, занимающиеся бегом, заботятся о своем здоровье. С др. стороны, Сэм является чем-то самостоятельно существующим в том смысле, в каком бегать им не является: Сэм может существовать и без бегать, в то время как бегать не может существовать отдельно от бегущего человека. Наряду с таким - первым - значением С. Аристотель выделял и второе, отвечающее на вопрос о природе вещей: предложение Сэм бежит говорит нам о том, чем занимается Сэм, а предложение Сэм - человек - о том, что представляет собой Сэм по своей сущности. Первичные С. - это самостоятельные вещи, из к-рых реально состоит мир, а вторичные - это осн. сущности, к к-рым относятся конкретные вещи. За долгую историю существования трактовка понятия С. много раз менялась. Рационалист (рационализм) Декарт превратил его в основу своей эпистемологии: истинное знание о мире должно базироваться на проникновении в сущность осн. видов вещей, т.е., согласно дуалистической философии (дуализм) Декарта, умопостигаемых и материальных. Начиная с Локка, эмпирики (эмпиризм), подвергавшие сомнению возможность такого постижения, с большим недоверием относились к понятию С.. Но даже и при таком отношении философия Локка отводит С. (пусть и неохотно) самые разнообразные роли: С. есть либо нечто обладающее разнообразными св-вами, о к-рых мы говорим, описывая мир, либо нечто лежащее по ту сторону явлений и вызывающее разл. восприятие одних и тех же вещей. Тем не менее невозможно добиться того, чтобы понятие С. адекватно выполняло все приписываемые ему функции; вероятно, по этой причине оно нередко пользовалось дурной славой среди философов (Лейбниц).

Орфографический словарь

Формы слов для слова субстанция

Синонимы к слову субстанция

1. см. вещество.

2. см. суть

Тезаурус русской деловой лексики

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова субстанция

Полезные сервисы