м.
1. Минерал, представляющий собою окись свинца с примесью железа, алюминия и других элементов.
2. Природная минеральная краска красно-оранжевого или красно-коричневого цвета.
м.
1. Минерал, представляющий собою окись свинца с примесью железа, алюминия и других элементов.
2. Природная минеральная краска красно-оранжевого или красно-коричневого цвета.
СУ́РИК, сурика, мн. нет, муж. (см. сурьма) (спец.). Красно-оранжевая (свинцовый сурик, окисел свинца) или красно-коричневая (железный сурик, окись железа) краска.
СУ́РИК, -а (-у), муж. Минеральная красно-оранжевая или красно-коричневая краска. Свинцовый с. Железный с.
| прил. суриковый, -ая, -ое.
СУРИК - муж. свинцовая, красная окись, идущая на краску. Суриковый цвет, киноварный, с примесью желтизны.
| Сурик, растение Cnidium venosum.
СУ́РИК, -а, м
Природная минеральная краска красно-оранжевого или красно-коричневого цвета.
В качестве краски используются два вида сурика: сурик железный и сурик свинцовый.
СУ́РИК -а; м. [греч. syrikon]
1. Минерал, в состав которого входит свинец. Измельчённый с.
2. Природная минеральная краска красно-оранжевого или красно-коричневого цвета. Свинцовый с. Железный с. Добавить в краску сурика.
◁ Су́риковый, -ая. -ое.
-а, м.
1. Минерал, в состав которого входит свинец.
2. Красно-оранжевая или красно-коричневая краска.
Смотрите - красильщик! Узнаешь сейчас: Нос выпачкан охрой И суриком глаз. Н. Некрасов, Накануне светлого праздника.
[греч. συρικόν]
су́рик
(XVII в.), цслав. сϋрикъ, сурикъ "красный краситель". От греч. συρικόν "сирийский краситель" (Дюканж): Συρία "Сирия"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 195; Маценауэр 316; Горяев, ЭС 354.
СУРИК (миниум) окись с закисью свинца, встречается иногда в свинц. рудах; желтовато-красный порошок, употребл. как краска для приготовления свинцового стекла, фаянсовой глазури и т. д.
- Красно-коричневая краска.
- Какую краску можно найти в фамилии русского живописца?
- Минерал, оксид цинка.
Су́рик желе́зный - природный пигмент от жёлто-красного до вишнёвого цвета; основной компонент - оксид железа Fe2О3. Используется в лакокрасочных материалах, образующих свето-, щёлоче- и кислотостойкие покрытия.
* * *
СУРИК ЖЕЛЕЗНЫЙ - СУ́РИК ЖЕЛЕ́ЗНЫЙ, природный пигмент от желто-красного до вишневого цвета; основной компонент - оксид железа Fe2O3. Используется в лакокрасочных материалах, образующих свето-, щелоче- и кислотостойкие покрытия.
СУРИК ЖЕЛЕЗНЫЙ - природный пигмент от желто-красного до вишневого цвета; основной компонент - оксид железа Fe2O3. Используется в лакокрасочных материалах, образующих свето-, щелоче- и кислотостойкие покрытия.
Су́рик свинцо́вый - пигмент от светло-оранжевого до красного цвета; оксид свинца Pb3O4. Применяется в нижних (грунтовочных) слоях антикоррозионных лакокрасочных покрытий. Ядовит.
* * *
СУРИК СВИНЦОВЫЙ - СУ́РИК СВИНЦО́ВЫЙ, пигмент от светло-оранжевого до красного цвета; оксид свинца Pb3O4. Применяется в нижних (грунтовочных) слоях антикоррозионных лакокрасочных покрытий. Ядовит.
СУРИК СВИНЦОВЫЙ - пигмент от светло-оранжевого до красного цвета; оксид свинца Pb3O4. Применяется в нижних (грунтовочных) слоях антикоррозионных лакокрасочных покрытий. Ядовит.
СУРИКАТА - СУРИКА́ТА (сурикат) (Suricata suricata), млекопитающее семейства мангустовых. Выделяется в отдельный род, представленный единственным видом. Длина тела 25-35 см. Конечности высокие, пальцы с длинными когтями. Голова с вытянутой узкой мордой. Шерстный покров высокий и мягкий, светло-серый. На спинке неясно выраженные черные поперечные полосы, голова почти белая, уши черные, вокруг глаз черные кольца. Хвост длиной 17-25 см, покрыт более короткой гладкой шерстью, желтоватый, с черным кончиком. Для сурикаты типична ориентировочная поза «столбик» (сидя на задних лапах).
Распространена на юге Африки. Встречается в засушливых безлесных районах и среди скал. Селится в норах или пустотах между камнями. Колониальное животное. Питается в значительной степени подземными частями растений (луковицами), а также насекомыми и мелкими позвоночными.
СУРИКОВ
Фамилия нашему великому художнику В.И. Сурикову досталась знаковая. Ведь сурик (с двойным ударением, в разных регионах говорят по-разному) - это свинцовая красная окись, идущая на краску. Суриковый цвет - киноварный, с примесью желтизны. Правда, использовался он не в живописи, а в лакокрасочных работах. Возможно и другое объяснение фамилий Сурков, Суров, Суриков. В тюркских языках сурка называют сур. Кое-где в России этого зверька тоже так называли, хотя более распространены два других названия - сурок и сурик.
Прозвище Сурок, по степному зверьку, было не редким. Кое-где сурка называют сур (от тюркского). К основе сур мог добавляться уменьшительный суффикс -ик, отсюда и фамилия Суриков. (Ф)
СУРИКОВ
Фамилия нашему великому художнику В.И. Сурикову досталась знаковая. Ведь сурик (с двойным ударением, в разных регионах говорят по-разному) - это свинцовая красная окись, идущая на краску. Суриковый цвет - киноварный, с примесью желтизны. Правда, использовался он не в живописи, а в лакокрасочных работах. Возможно и другое объяснение фамилий Сурков, Суров, Суриков. В тюркских языках сурка называют сур. Кое-где в России этого зверька тоже так называли, хотя более распространены два других названия - сурок и сурик.
- Русский художник, автор картины «Взятие снежного городка».
- Русский художник, автор картины «Переход Суворова через Альпы».
- Русский художник, автор картины «Боярыня Морозова».
- Его картиной в одной энциклопедической статье проиллюстрировано понятие «розвальни» - открытая повозка на полозьях, расширяющаяся в задней части.
- Художник-передвижник, написавший «Утро стрелецкой казни».
- Михаил Нестеров в Абрамцеве написал на этого коллегу дружеский шарж, одев в стрелецкий кафтан.
- Поэт Максимилиан Волошин писал о нём: «Он был действительным современником и похода Ермака, и Стеньки Разина, и боярыни Морозовой, и казни Петра».
- Русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе.
- Русский поэт, автор хрестоматийного стихотворения «Детство».
- Его стихотворение «В степи» в народной переработке стало популярнейшей песней «Степь да степь кругом».
- Автор строк «Вот моя деревня; Вот мой дом родной».
- К 150-летию этого сибиряка ему был заложен памятник на Пречистенке напротив Российской Академии художеств.
- Кроме известных исторических полотен, его кисти принадлежат росписи «первой версии» Храма Христа Спасителя.
- Русский художник, автор картин «Степан Разин», «Меншиков в Берёзове».
- Русский художник, автор картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».
- Его имя присвоено Московскому художественному институту.
- Этот русский художник является прадедушкой кинорежиссёр Никиты Михалкова.
СУ́РИКОВ Вас. Ив. (1848-1916) - живописец, академик АХ (1895). Род. в Красноярске, в казачьей семье. При поддержке енисейского губернатора П. Н. Замятина и на средства золотопромышленника-мецената П. И. Кузнецова был отправлен в Петербург, где учился в 1869-76 в АХ у П. П. Чистякова. Еще студенческие работы обратили на себя внимание неординарностью. Его композиции публиковались в журналах, он исполнил в эти годы неск. видов Петербурга и бытовых сцен, в 1870 написал первую большую картину "Вид памятника Петру I на Исаакиевской пл.", приобретенную Кузнецовым. Тогда же С. исполнил серию рисунков "Картины из деяний Петра Великого на Севере" для одноименной книги М. К. Сидорова.
Первая большая работа С. в жанре ист. живописи - "Княжий суд" (1874), отличавшаяся смелым для того времени колористич. решением, свободной композицией, введением бытовых деталей и конкретной историчностью в изображении. В том же году художник написал на евангельский сюжет картину "Милосердный самарянин", решенную полемически заостренно по отношению к знаменитой гравюре Рембрандта и отличающуюся той яркостью и полнотою красок, к-рые выделяют С. среди всех русских художников его времени. Эту картину, принесшую С. малую золотую медаль АХ, он подарил П. И. Кузнецову, передавшему ее позже в Красноярский музей. Завершением академич. периода его творчества стала картина "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом-Агриппой, сестрой его Береникой и проконсулом Фестом" (1875). Сюжет был решен смело, свободно, художник создал сложную многофигурную композицию. Эти историч. полотна на традиционные для Академии сюжеты подготовили рождение С. как рус. историч. живописца.
С 1877 до конца жизни С. жил в Москве, в первые годы исполнил 4 фрески "Вселенские соборы" для храма Христа Спасителя (сохр. одна фреска и неск. эскизов), близко сошелся с И. Е. Репиным и Л. Н. Толстым. С 1881 участник выставок Т-ва передвижных худож. выставок, чл. к-рого состоял до 1907. Много путешествовал по России и за границей, регулярно ездил на родину. Поездки отразились в многочисл. картинах и еще более в эскизах, рисунках, акварелях, запечатлевших пейзажи Сибири, Италии, Испании, Швейцарии, их архитектурные памятники и жанровые сцены. На творчество С. оказало влияние глубокое изучение зап.-европ. живописи, прежде всего венецианских мастеров (Веронезе, Тициана, Тинто-ретто) и особенно Веласкеса; из совр. зап. художников его особенно привлекали Э. Делакруа, К. Коро. Национальное и реалистич. по своему мироощущению иск-во С. выделяется необычным для рус. художников его времени вниманием к решению сложных живописных и композиц. задач. Наряду с ист. полотнами С. писал пейзажи, среди к-рых виды природы и архитектуры Сибири, едва ли не впервые запечатленные им, писал и многочисл. портреты, особенно своих сибирских знакомых, и этнографич. зарисовки разл. сибирских народов. Но для истории культуры он - создатель всего нескольких картин, между к-рыми были в осн. подготовит. работы.
Все эти картины, за искл. "Взятия снежного городка" - исторические: С. целиком связал свою жизнь с историч. жанром, по складу дарования был историч. художником, и его иск-во - вершина рус. историч. живописи.
Уже первое крупное полотно "Утро стрелецкой казни" (1878-81) показало рождение новой живописи. Вслед за тем С. создает "Меншикова в Березове" (1881-83), затем совершает поездку в Зап. Европу, где в музеях Германии, Франции, Австрии и особенно Италии изучает творчество старых мастеров, более всего венецианцев, оказавших большое влияние на его колорит. Кроме множества этюдов и акварельных пейзажей итал. достопримечательностей, в Риме С. написал искрящуюся радостью большую картину "Из римского карнавала", показанную на выставке передвижников в 1885. По возвращении С. пишет свою третью историч. картину - "Боярыню Морозову" (1884-87), задуманную еще в 1881. Все эти картины, посвященные самым трагич. моментам рус. истории, были приобретены П. М. Третьяковым; следующие полотна С. приобретались для имп. собраний и вошли в коллекцию Русского музея.
Со смертью жены в 1888 С. впал в депрессию, бросил живопись, полтора года жил в Красноярске, обратившись к чтению священных книг. Затем, написав "для себя" "Исцеление слепорожденного" (1889, показана публике в 1893) и серию портретов сибирских знакомых, создал один из своих шедевров - "Взятие снежного городка" (1889-91), с ее звонкими цветовыми пятнами, динамичной картиной нар. веселья. В этой картине впервые нет трагедии, и в последующих историч. полотнах, хотя и посвященных роковым эпизодам и персонажам, народ станет представать как единое целое, без противоборства сил. В поздних ист. полотнах С. продолжает тему народа как творца истории. Для "Покорения Сибири Ермаком" (1891-95) С. объехал более 4 тыс. км по Сибири, прошел путем войск Ермака, работал в моск. и сибирск. музеях. В 1895 художник начинает работать над "Переходом Суворова через Альпы" (ок. 1899), в 1897 в Швейцарии прошел весь суворовский маршрут.
В 1899 С. посетил Кавказ, в последнее десятилетие жизни трижды был в Крыму, создав рисунки и акварели с видами морских берегов и гор, в 1900 вновь был в Италии, а в 1910 посетил Испанию, где много работал, изучал картины старых мастеров, особенно Тинторетто, писал этюды на исп. темы. В теч. многих лет он работал над картиной "Степан Разин" (1887-88, 1901-06; в 1909-11 картина была переработана и отправлена на международную выставку в Рим). Последней законченной историч. работой стало "Посещение царевной женского монастыря" (1912, местонахожд. неизвестно). Картина "Благовещение" (1915), не удовлетворявшая самого художника, стала последней в его творчестве. Сохранились эскизы к картинам "Красноярский бунт 1695-98" (1900-е гг.), "Княгиня Ольга встречает тело Игоря, убитого древлянами" (1909-15), несколько подготовит. работ о Е. Пугачеве (1909-11). Неск. раз художника привлекали к иллюстрированию книг; в том числе он выполнил неск. рисунков для "Царской охоты" И. И. Кутепова. К 1900-м гг. относятся также многочисл. автопортреты. В последние годы жизни С. особенно часто бывал в Красноярске, в 1909 там в здании Купеч. об-ва по его инициативе была открыта рисовальная школа.
С. ставили в ряд с Шекспиром и Пушкиным. А более всего он в ряду с М. И. Мусоргским - у обоих одинаковое по своей глубине видение прошлого, высота трагич. подъема, одинаковая трагич. напряженность развития темы. Наряду с этим, С. может быть поставлен рядом с Л. Н. Толстым, создавшим специфически русский тип историч. романа-эпопеи.
В. И. Суриков. Взятие снежного городка
Су́риков Василий Иванович (1848-1916), живописец. Член Товарищества передвижников. В монументальных полотнах, посвященных переломным моментам, напряжённым конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Меншиков в Берёзове», 1883; «Боярыня Морозова», 1887; «Покорение Сибири Ермаком», 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита.
* * *
СУРИКОВ Василий Иванович - СУ́РИКОВ Василий Иванович (1848-1916), русский живописец. Передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Меншиков в Березове», 1883; «Боярыня Морозова», 1887; «Покорение Сибири Ермаком», 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. Портреты, акварели.
* * *
СУ́РИКОВ Василий Иванович [12 (24) января 1848, Красноярск - 6 (19) марта 1916, Москва], русский художник. Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством.
Родился в семье канцелярского служащего. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду; будущий мастер привык с детства воспринимать окружающий сибирский быт с его живописной архаикой и преданиями старины как живую историю. В 1869-75 учится в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова (см. ЧИСТЯКОВ Павел Петрович). Жил в Петербурге, а с 1877 в Москве. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК) и Союза русских художников (см. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ).
Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901-03), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения, прежде всего Д. Веласкес (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)) и художники венецианской школы (см. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве)) , такие, как П. Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло). В своих письмах о западноевропейских музеях и выставках выше всего ставит «картины с затрагивающим смыслом» и «моготу форм», - и в его собственном творчестве идейность естественно рождалась из чисто художественного впечатления, из формы, не перерождаясь в сухую тенденциозность, которой порой грешили передвижники.
Итогом учебы в Академии стала картина «Апостол Петр объясняет догматы веры» (1870, Русский музей). Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного («Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, там же). Важной школой для него были работы по декоративному оформлению храма Христа Спасителя (см. ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ) в Москве, создание композиций для росписей на тему 4-х Вселенских Соборов (см. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ) (эскизы 1876-77 - там же).
«Утро стрелецкой казни»
Переезд молодого художника в «первопрестольную», впечатления от старинной московской архитектуры (на памятники которой он, как впоследствии говорил М. А. Волошину (см. ВОЛОШИН Максимилиан Александрович), смотрел «как на живых людей») явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру - картине «Утро стрелецкой казни». Художник, по словам того же Волошина, «осознавал из форм», писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости. Поэтому, когда он рассказывал, что «Стрельцы» родились из впечатления от «горящей свечи на белой рубахе», а «Боярыня Морозова» - из «вороны на снегу», то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера.
«Утро стрелецкой казни» - грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), - производит фурор. И дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, с крепнущим социальным противостоянием монархии - хотя этот момент, конечно, сыграл свою роль. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года - казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I - Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя - или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории - явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. С невиданной силой Суриков воплощает в своих образах нелинейный, полифонический характер исторического процесса. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его «хоровой картины» (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). Правда деталей, - тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества «нервных клеток» картины) - не как-нибудь поверхностно «осовременивает» образ, но, напротив, укрепляет его «древний дух» (метко подмеченный И. Н. Крамским (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич) в письме Стасову (см. МОРОЗОВА Феодосия Прокопиевна) , 1884). И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации. Поминая старую Москву, Суриков говорит о «черной грязи» и серебристом блеске «чистого железа» тележных колес. Подобные «грязь» и «блеск» составляют в картине органическое единство.
Живописец-историк
Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887; обе - Третьяковская галерея). Обе композиции - об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола - тоже «читаются» как визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, - суровой и красочной - разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове...» воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца).
«Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.
Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899; «Степан Разин», 1903-07, все - Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон).
В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Он создает и целый ряд самостоятельных портретов, обычно близких ему людей, - простых по композиции, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке [«П. Ф. Сурикова» (мать художника), 1887, Русский музей]. Его замечательный дар колориста, который не красит, а строит форму цветом, пользуясь открытыми, звучными тонами, с особой непосредственностью проявляется в акварельных этюдах. Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 в Испанию (вместе с зятем П. П. Кончаловским (см. КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович)), откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели. Широта его эстетических взглядов проявляется в одобрительном отзыве о кубизме (см. КУБИЗМ) П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), а также в дружеском общении с представителем совсем другого поколения, символистом и поэтом-«декадентом» М. Волошиным, создавшим большой очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в 1916 в журнале «Аполлон»), который М. В. Нестеров (см. НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич) назвал «быть может лучшим, что когда-либо было написано о русских художниках» (в письме А. А. Турыгину, 1927).
Среди поздних картин Сурикова следует в первую очередь отметить «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Русский музей) и «Благовещение» (1914, Красноярская художественная галерея), где он стремится к более емкой выразительности форм и цвета. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма («Автопортрет», 1913, Третьяковская галерея; «Человек с больной рукой», 1913, Русский музей).
Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка (например, художников круга «Бубнового валета» (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ)).
СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916) - российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Меншиков в Березове", 1883; "Боярыня Морозова", 1887; "Покорение Сибири Ермаком", 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. Портреты, акварели.
СУ́РИКОВ Ив. Зах. (1841-80) - поэт-самоучка. Род. в крест. семье. В 1849 привезен в Москву, где у отца была мелочная лавка; помогал отцу, потом был младшим приказчиком в лавке дяди. Стихи начал писать рано. В литру его ввел А. Н. Плещеев (1860). Печатался в ж. "Дело", "Отечеств. записки" и др. Первый сб. стихов вышел в 1871. В нач. 1870-х гг. ведет переписку с поэтами из народа ив 1872 издает сб. "Рассвет", положивший начало "Суриковскому лит.-муз. кружку", просуществовавшему до 1933. Начав с перепевов нар. песен и подражаний Кольцову, С. создает затем оригин. поэзию, основу к-рой составляет повествование о нар. жизни, о житейских историях бедняков. Явился одним из создателей "городского романса". На стихи С. писали музыку А. П. Бородин, А. Т. Гречанинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский ("Я ли в поле да не травушкой была."). Многие его стихотв. стали нар. песнями ("Рябина", "Степь да степь кругом.").
Су́риков Иван Захарович (1841-1880), русский поэт. В лирике - любовное отношение к крестьянину, его труду, поэтизация природы, сочувствие нелёгкой доле женщины, порой бунтарские настроения. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь...»), «В степи» (в народной обработке «Степь да степь кругом...») и др.
* * *
СУРИКОВ Иван Захарович - СУ́РИКОВ Иван Захарович (1841-80), русский поэт. Основные темы лирики - жизнь крестьянства, городской бедноты, картины природы, тяжелое положение женщины. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь...»), «В степи» (в народной обработке «Степь да степь кругом...») и др.
СУРИКОВ Иван Захарович (1841-80) - русский поэт. Основные темы лирики - жизнь крестьянства, городской бедноты, картины природы, тяжелое положение женщины. Многие его стихи стали народными песнями: "Рябина" ("Что шумишь, качаясь..."), "В степи" (в народной обработке "Степь да степь кругом...") и др.
В.И. Суриков. "Боярыня Морозова". 1887. Третьяковская галерея.
СУРИКОВ Василий Иванович (1848 - 1916), российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломным моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народные массы, выделяя вместе с тем яркие, сильные личности. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Меншиков в Березове", 1883; "Покорение Сибири Ермаком", 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита.
В.И. Суриков. "Утро стрелецкой казни".
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Искренне Ваш».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Человек с бульвара Капуцинов», «Две стрелы. Детектив каменного века».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Чокнутые», «Казус импроверзус», «Московские каникулы».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Дети понедельника», «Хочу в тюрьму», «Идеальаня пара».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Только раз», «Если завтра в поход», «О любви в любую погоду».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Вы не оставите меня», «Человек с бульвара Капуцинок».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Солнечный зайчик», «Живая шляпа», «Суета сует».
Су́рикова Алла Илларионовна (р. 1940), кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992). В кино с 1973. Фильмы: «Суета сует» (1978), «Будьте моим мужем...» (1981), «Ищите женщину» (1982, телефильм), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Две стрелы» (1989), «Чокнутая» (1991), «Московские каникулы» (1995), «Дети понедельника» (1998), «Хочу в тюрьму» (1999) и др.
Су́рикова Алла Ильинична (р. 1940), кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992). В кино с 1973, работает на «Мосфильме»: «Суета сует» (1978), «Будьте моим мужем» (1981), «Ищите женщину» (1982, т/ф), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Две стрелы» (1989), «Чокнутая» (1991), «Московские каникулы» (1995) и др.
Су́риковский литерату́рно-музыка́льный кружо́к - литературное объединение писателей-самоучек из народа, созданное в 1872 в Москве по инициативе поэта И. З. Сурикова. Существовал до 1933.
* * *
СУРИКОВСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУЖОК - СУ́РИКОВСКИЙ ЛИТЕРАТУ́РНО-МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ КРУЖО́К, литературное объединение писателей-самоучек из народа, созданное в 1872 в Москве по инциативе поэта И. З. Сурикова. Существовал до 1933.
СУРИКОВСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУЖОК - литературное объединение писателей-самоучек из народа, созданное в 1872 в Москве по инциативе поэта И. З. Сурикова. Существовал до 1933.
прил.
1. соотн. с сущ. сурик, связанный с ним
2. Свойственный сурику, характерный для него.
3. Содержащий в себе сурик.
4. Имеющий цвет сурика; красно-оранжевый или красно-коричневый.
СУ́РИКОВЫЙ, суриковая, суриковое (спец.). прил. к сурик. Суриковый цвет.
СУ́РИК, -а (-у), м. Минеральная красно-оранжевая или красно-коричневая краска. Свинцовый с. Железный с.
су́риковый, су́риковая, су́риковое, су́риковые, су́рикового, су́риковой, су́риковых, су́риковому, су́риковым, су́риковую, су́риковою, су́риковыми, су́риковом, су́риков, су́рикова, су́риково, су́риковы, су́риковее, посу́риковее, су́риковей, посу́риковей