Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сюита

Толковый словарь

ж.

1. Музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом или программой.

отт. Музыкальная композиция, состоящая из музыки к опере, балету, кинофильму и т.п.

2. Композиция из нескольких танцев, объединенных общей темой (в балете).

Толковый словарь Ушакова

СЮИ́ТА, сюиты, жен. (франц. suite) (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; первонач. произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, обычно танцевального характера. Сюита Баха. Сюита из оперы "Снегурочка".

Толковый словарь Ожегова

СЮИ́ТА, -ы, жен. Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла. Восточная с.

| прил. сюитный, -ая, -ое. С. цикл.

Популярный словарь

Сюита

-ы, ж.

1) Инструментальное циклическое музыкальное произведение из ряда контрастирующих частей.

Оркестровая сюита.

Оперная сюита.

2) Музыкально-хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, объединенных одной темой.

Родственные слова:

сюи́тный

Этимология:

От французского suite ‘ряд’, ‘последовательность’ (← suivre ‘следовать’, ‘идти за’).

Энциклопедический комментарий:

В отличие от сонаты и симфонии сюите свойственны бо́льшая самостоятельность частей, отсутствие строгой регламентации их количества, характера и порядка, а также тесная связь с песней и танцем. Уже с XVII-XVIII вв. в сюиту включались менуэт, гавот, полонез, нетанцевальные пьесы (прелюдия, увертюра, ария, рондо) и др. Все части писались в одной тональности и предназначались для лютни, клавесина, оркестра. В XIX-XX вв. создаются оркестровые сюиты нетанцевального склада (П. И. Чайковский), программные ("Шахерезада", Н. А. Римского-Корсакова), составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам. Особые разновидности - вокальная и хоровая сюита.

Словарь существительных

СЮИ́ТА, -ы, ж

Музыкальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, инструментальное, циклическое, состоящее из нескольких контрастирующих частей; исторически тесно связано с песней и танцем.

Р. Щедрин создал замечательную сюиту на основе оперы Ж. Бизе «Кармен».

Энциклопедический словарь

СЮИ́ТА -ы; ж. [франц. suite] Музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом. С. Грига. // Балетный цикл из ряда танцевальных номеров, объединённых одной темой. Балетная с.

Сюи́тный, -ая, -ое. С-ая программа.

* * *

сюи́та (франц. suite, буквально - ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличают отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюиты разного вида существуют с XVI в., в том числе под названием партита, серенада, дивертисмент. Сюита XVII-XVIII вв. состояла из аллемандры, куранты, сарабанды, жиги и других танцев. В XIX-XX вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П. И. Чайковский), иногда программные («Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.

* * *

СЮИТА - СЮИ́ТА (франц. suite, букв. - ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты (см. СОНАТА) и симфонии (см. СИМФОНИЯ) сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллеманды (см. АЛЛЕМАНДА), куранты (см. КУРАНТА), сарабанды (см. САРАБАНДА), жиги (см. ЖИГА) и др. танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П. И. Чайковский), иногда программные («Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.

Большой энциклопедический словарь

СЮИТА (франц. suite - букв. - ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллемандры, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П. И. Чайковский), иногда программные ("Шехерезада" Н. А. Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.

Академический словарь

-ы, ж.

Музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом или программой.

Сюита Грига «Пер Гюнт». Сюита Римского-Корсакова «Шехеразада».

||

Балетный цикл из ряда танцевальных номеров.

Балетная сюита.

[франц. suite]

Энциклопедия Кольера

СЮИТА - музыкальная композиция, чаще всего инструментальная; состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев; позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы, балета или произведения другого масштабного жанра и даже собрание самостоятельных пьес, часто имеющих программную основу. Предшественником сюиты можно считать распространенное в конце эпохи Ренессанса парное сочетание танцев - медленного, важного (например, павана) и более оживленного (например, гальярда). Позже такой цикл стал четырехчастным. Немецкий композитор Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667) создал модель инструментальной танцевальной сюиты: аллеманда в умеренном темпе и двудольном размере - изысканная куранта - жига - размеренная сарабанда. Сюита как жанр развивалась под влиянием оперы и балета. В ней появились новые танцы и песенные части в духе арии; возникли сюиты, состоящие из оркестровых фрагментов музыкально-театральных произведений. Важным элементом сюиты стала французская увертюра - вступительная часть, состоящая из медленного торжественного начала и быстрого фугированного заключения. В некоторых случаях термин "увертюра" замещал термин "сюита" в заголовках произведений; другими синонимами стали термины "ордр" ("порядок") у Ф.Куперена и "партита" у И.С.Баха. В середине 1700-х годов сюита слилась с сонатой, и сам термин перестал употребляться, хотя структура сюиты продолжала жить в таких жанрах, как серенада, дивертисмент и другие. Обозначение "сюита" стало вновь появляться в конце 19 в., часто подразумевая, как и раньше, собрание инструментальных фрагментов из оперы (сюита из Кармен Ж.Бизе), из балета (сюита из Щелкунчика П. И. Чайковского), из музыки к драматической пьесе (сюита Пер Гюнт из музыки Э. Грига к драме Ибсена). Некоторые композиторы сочиняли самостоятельные программные сюиты - среди них, например, Шехеразада Н.А.Римского-Корсакова по восточным сказкам.

ЛИТЕРАТУРА

Попова Т. В. Сюита. М., 1963

Гуманитарный словарь

СЮИ́ТА (от франц. suite - ряд, последовательность) - инструмент. или - реже - вокально-инструмент. жанр в форме нерегламентированного многочастного цикла. Целостная худож. композиция С. образуется на основе чередования танцевальных или нетанцевальных частей, функционально самостоятельных в цикле, контрастирующих по характеру музыки, темпу, метроритму, но объединенных общей тональностью и нередким родством начальных мотивов. От сонатно-симфонич. цикла С. отличается большей структурной свободой в количестве и порядке частей, непосредств. связью с жанрово-танцевальными прообразами, отсутствием качеств. роста и преобразования. Истоки С. - в др.-вост. традиции сопоставления медленного танца с быстрым прыжковым. История С. в Зап. Европе начинается с появления во 2-й пол. 15 в. торжеств. двухдольной паваны в чередовании с подвижной трехдольной гальярдой и подобных им пар танцев, часто исполнявшихся на лютне. Первонач. в 16 в. во Франции С. называлось сопоставление медленных и быстрых бранлей. В 18 в. типичная С. (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель) открывалась прелюдией, токкатой или увертюрой, за к-рой следовали 4 основных танца: аллеманда, куранта, сарабанда, жига; перед финалом или в конце цикла часто вставлялись другие танцы (менуэт, гавот, бурре, паспье, мюзет) и части без определенной танцевальной основы (ария, рондо, каприччио, пассакалия, фуга). Иногда О, особ, в Германии и Италии, в 17-18 вв. называлась партитой. Танцы в С. эпохи барокко потеряли прикладное значение и преобразовались в музыку для слушания. Подобные С. зап.-европ. авторов звучали на концертах в России во 2-й пол. 18 в. Иск-во классицизма (И. Гайдн, В. А. Моцарт) вытеснило С. с роли ведущего инструмент. жанра, сохранив ее в разновидностях бытового назначения - серенаде и дивертисменте. Новый тип программной С. выдвинулся в 19 в. в соответствии с эстетикой романтизма ("Антар" и "Шехеразада" для симфонич. оркестра Н. А. Римского-Корсакова, "Картинки с выставки" для фп. М. П. Мусоргского, "В Аржанто" для фп. Ц. А. Кюи, Маленькая С. для фп. А. П. Бородина, "Мила и Номи" для фп. В. И. Ребикова; позднее появились "Скифская С." ("Ала и Лоллий") и "1941 год" для симфонич. оркестра С. С. Прокофьева. Другой тип С., также инициированный романтич. эстетикой, основан на претворении нац. песенно-танцевальных традиций. Его становление в России обозначилось в нач. 19 в. (С. из русских песен для фп. И. В. Прача), далее представлено немногочисл. образцами (С. для виолы д’амур и фп. Н. Я. Афанасьева), но засверкала в кон. 19 и на протяжении 20 в., преимуществ. в симфонич. музыке: "Кавказские эскизы", "Иверия", "Тюркские фрагменты" М. М. Ипполитова-Иванова; "Туркменские картины", 2-я Китайская О, "Украина" С. Н. Василенко; "Узбекская С." и "Кабардинская С." А. В. Мосолова; две "Грузинских С." А. Н. Черепнина; "Польские напевы" М. С. Вайнберга. Порой С. сближалась с концертом (Концертная С. для скрипки с оркестром Кюи), в 20 в. - с симфонией (Симфония-С. № 23 Н. Я. Мясковского).

На протяжении 19-20 вв. распространились С. из оперы ("Снегурочка" и "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, "Добрыня Никитич" А. Т. Гречанинова, "Любовь к трем апельсинам" и "Семен Котко" Прокофьева и "Нос" Д. Д. Шостаковича, "Кола Брюньон" Д. Б. Кабалевского) и балета ("Спящая красавица" и "Щелкунчик" П. И. Чайковского, "Египетские ночи" А. С. Аренского, "Раймонда" А. К. Глазунова, "Жар-птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского, "Гаянэ" и "Спартак" А. Н. Хачатуряна). В 20 в. утвердилась С. из музыки к драматич. спектаклям ("Египетские ночи" Прокофьева, "Много шума из ничего", "Дон Кихот" Т. Н. Хренникова, "Маскарад" и "Лермонтов" Хачатуряна, "Гоголь" А. Г. Шнитке) и к/ф ("Поручик Киже" Прокофьева, "Златые горы", "Овод", "Гамлет" Д. Д. Шостаковича, "Время, вперед!" и "Воскресение" Г. В. Свиридова). Реже встречается С. из музыки другого композитора ("Моцартиана" Чайковского, "Шопениана" Глазунова), вокально-инструмент. О, близкая либо вокальному циклу ("Фавн и пастушка" И. Ф. Стравинского, С.-вокализ Н. К. Метнера, С. Шостаковича на стихи Микельанджело), либо кантате ("Песни наших дней" Прокофьева). Стремление возродить в нек-рых С. старинные танцы и забытые жанры, выраженное впервые в рус. музыке А. Г. Рубинштейном (С. для фортепиано, оп. 38), в дальнейшем отразилось в эстетике неоклассицизма (Оркестровая С. № 1 Чайковского, Концертная С. для скрипки с оркестром С. И. Танеева, "Мадригал" для голоса и фп. Н. Я. Мясковского, С. в старинном стиле для скрипки и фп. Шнитке). В музыке 19-20 вв. сохраняется и непрограммная музыка (для фп. в 4 руки М. А. Балакирева, С. для двух фп. С. В. Рахманинова, Шостаковича).

Лит.: Попова Т. В. Сюита. М., 1963.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СЮИТА (французское suite, буквально - последование, ряд),

1) разновидность циклических форм; ее части основаны на танцевальных и песенных жанрах, а их количество, порядок и характер относительно свободны. Сюиты разного вида существуют с 16 в., в том числе под названием партита, серенада, дивертисмент.

2) Ряд пьес из музыки к балету, драматическому спектаклю, кинофильму.

3) Музыкально-хореографическая композиция из нескольких характерных танцев (также дивертисмент).

Орфографический словарь

сюи́та, -ы

Словарь ударений

сюи́та

Формы слов для слова сюита

сюи́та, сюи́ты, сюи́т, сюи́те, сюи́там, сюи́ту, сюи́той, сюи́тою, сюи́тами, сюи́тах

Синонимы к слову сюита

сущ., кол-во синонимов: 1

партита

Морфемно-орфографический словарь

сюи́т/а.

Грамматический словарь

сюи́та ж 1a

Словарь галлицизмов русского языка

СЮИТА ы, ж. suite f.

1. муз. Произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом, напр., сюита из музыки к кинофильмам. СИС 1985. В 22 линии, в Горном училище, продается .. несколько нот, а именно .. концерт и аккомпанирование Диттера, симфония и аккомпанирование Едельмана, 6 сюитов Баха. Спб. вед. 1788. // Столпянский Музыка 110-111.

2. В хореографии - композиция, состоящая из нескольких танцев, объединенных общей темой. СИС 1985.

3. Ряд гравюр, картин, рисунков на одну тему. Альм. библиофила 1983 57. Графические сюиты Ветрогонского словно бы озвучивали эпоху. Нева 1998 11 224. Небо висело в раме окна и было расписано в манере лирической сюиты Кандинского. А. Белинков Черновик чувств. // Звезда 1996 8 63. Утром забегал Зилоти, осмотрел картины, взял краски для приготовления моей новой сюиты. 20. 11. 1918. К. А. Сомов Дн. // С. 190. В дело идут <для библиофильских изданий 19 в.> японская и китайская бумаги. К части тиража могут прилагаться не только отдельные сюиты иллюстраций, но даже рисунки автора и т. д. КО 2. 10. 1992.

4. геол. То же, что свита. Теперь у меня целая suite из верхнего мела Альп. 27. 2. 1870. В. О. Ковалевский - А. О. Ковалевскому. // К. Переп. 74. - Лекс. Брокг. сюита; СИС 1937: сюи/та.

Словарь иностранных слов

СЮИТА (фр.). инструментальные пьесы, бывшие в употреблении в XVII столетии и состоявшие из ряда старинных танцев, расположенных в известном порядке.

Сканворды для слова сюита

- «Винегрет» из пьес.

- Музыкальное произведение для танца.

- Музыкальное произведение из нескольких пьес.

Полезные сервисы

сюита балетная

Гуманитарный словарь

СЮИ́ТА БАЛЕ́ТНАЯ (от франц. suite ряд, последовательность) - последовательность танцевальных номеров, объединенных одной темой, но в то же время контрастирующих по темпу и характеру. С. Б. порой представляет собой дивертисмент, составленный из танцев виртуозного, национального или сюжетного характера, иногда в нем чередуются номера всех перечисленных характеров, как, напр., во 2-м акте балета Л. Минкуса "Баядерка" (постановка М. Петипа, В. Чабукиани). С. Б. может составлять целую картину балета, напр., сюита фей в "Спящей красавице" П. Чайковского (постановка Петипа, К. Сергеева) или 2-я и 4-я картины балета "Лебединое озеро" Чайковского (Л. Иванов, А. Ваганова, Сергеев). Опираясь на музыку симфонич. С., хореографы сочиняли одноактные балеты: "Шопениана", "Карнавал" Р. Шумана, "Шехерезада" Н. Римского-Корсакова, "Арагонская хота" М. Глинки (М. Фокин), "С. в белом" Э. Лало (С. Лифарь), "Эпизоды" А. Веберна (М. Грэм и Дж. Баланчин), "Кармен-С." Ж. Бизе - Р. Щедрина.

Полезные сервисы

сюита-триптих

Слитно. Раздельно. Через дефис

сюи/та-три/птих, сюи/ты-три/птиха, ж.

Полезные сервисы