ср.
То, что обнаруживает общее, типичное [типичный 1.] в частном, индивидуальном.
Типи́ческое (типичное), нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы (см. Тип). В эстетике понятие типического получило развитие в литературных теориях XIX в. в связи с осмыслением специфических черт искусства этой эпохи.
* * *
ТИПИЧЕСКОЕ - ТИПИ́ЧЕСКОЕ (типичное) (от лат. type фигура), в эстетике (см. ЭСТЕТИКА) - созданные творческим воображением автора художественные персонажи, обладающие обобщенными чертами характера и обстоятельства, отражающие существенные жизненные процессы; индивидуализированное обобщение, раскрывающее в конкретно-чувственной форме существенное для ряда явлений.
Диалектика всеобщего (типического) и единичного (индивидуального) в мышлении соответствует их диалектическому взаимопроникновению в действительности. В искусстве это единство выражено в своей единичности: общее проявляется в индивидуальном и через индивидуальное. Стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил» адресовано возлюбленной поэта и говорит о самом сокровенном, интимном. Все неповторимо индивидуально. Так чувствовал только Пушкин. Однако сама индивидуальность художника несет в себе всеобщее. «Великий поэт, - писал В. Г. Белинский, - говоря о себе самом, о своем «я» говорит об общем - о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество; и поэтому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству.
Искусству классицизма присуща генерализация (см. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ) - художественное обобщение путем выделения и абсолютизации характерной черты героя. Романтизму свойственна идеализация (см. ИДЕАЛИЗАЦИЯ) - обобщение путем прямого воплощения идеалов, наложения их на реальный материал. Реализму присуща типизация (см. ТИПИЗАЦИЯ) - обобщение через индивидуализацию путем отбора существенных черт личности. Древнеиндийская притча рассказывает о слепцах, решивших узнать, что такое слон, для этого они стали ощупывать его. Один из них охватил ногу и сказал: слон - столб; другой ощупал брюхо великана и решил, что слон - жбан; третий коснулся хвоста и понял, слон - корабельный канат; четвертый взял в руки хобот и заявил, что слон - это змея. Их попытки понять, что такое слон были безуспешны, ибо они познавали не сущность явления, а его случайные свойства. Художник, возводящий в типическое случайные черты действительности, поступает как слепец, принимающий слона за веревку только потому, что ему не удалось ухватить ничего другого, кроме хвоста. Истинный художник схватывает характерное, существенное в явлениях. Искусство способно, не отрываясь от конкретно-чувственной природы явлений, делать широкие обобщения и создавать концепцию мира.
ТИПИЧЕСКОЕ (типичное) - нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы (см. Тип). В эстетике понятие типического получило развитие в литературных теориях 19 в. в связи с осмыслением специфических черт искусства этой эпохи.