I м.
Спортивное сооружение для вело- и мотогонок, имеющее круговую трассу с односторонним поперечным уклоном дорожного покрытия.
II м.
След, который заряженная частица оставляет в веществе.
I м.
Спортивное сооружение для вело- и мотогонок, имеющее круговую трассу с односторонним поперечным уклоном дорожного покрытия.
II м.
След, который заряженная частица оставляет в веществе.
ТРЕК [трэк], трека, муж. (англ. track) (спорт.). Овальная дорожка для велосипедных гонок или состязаний в беге.
ТРЕК, -а, муж. Круговая дорожка с виражами 1 (во 2 знач.) для вело- и мотогонок, а также спортивное сооружение, имеющее такую дорожку.
| прил. трековый, -ая, -ое. Трековые гонки.
ТРЕК, -а, м
Сооружение в виде круговой дорожки с виражами (наклонами внутрь, приспособленными для криволинейного движения велосипедов, мотоциклов) для тренировок и соревнований по вело- и мотоспорту, а также сама такая дорожка.
Олимпийский трек в Москве был изготовлен из редких пород кедра.
ТРЕК [рэ́ и ре́], -а; м. [англ. track]
1. Овальная дорожка с виражами для вело- и мотогонок; спортивное сооружение, имеющее такую дорожку. Мотоциклетный т. Тренироваться на треке.
2. Спец. След, оставляемый на экранах приборов, фотобумаге и т.п. частицами атомов, электрическими разрядами и т.п.
◁ Тре́ковый, -ая, -ое. Т-ые гонки.
* * *
трек (англ. track), 1) спортивное сооружение для тренировок и соревнований по вело- и мотоспорту. Дорожка трека (из дерева, бетона, асфальта) состоит из двух прямых отрезков, соединённых наклонными поворотами - виражами.
2) След, оставляемый заряженной частицей в веществе, регистрируемый так называемыми трековыми детекторами.
* * *
ТРЕК - ТРЕК (англ. traсk), спортивное сооружение для тренировок и соревнований по вело (см. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ)- и мотоспорту (см. МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ) . Дорожка трека (из дерева, бетона, асфальта) состоит из двух прямых отрезков, соединенных наклонными поворотами - виражами.
ТРЕК (англ. traсk) - спортивное сооружение для тренировок и соревнований по вело- и мотоспорту. Дорожка трека (из дерева, бетона, асфальта) состоит из двух прямых отрезков, соединенных наклонными поворотами - виражами.
-а, м.
Сооружение для тренировок и соревнований по велосипедному и мотоциклетному спорту.
[англ. track]
- Спортивная дорожка, по которой не бегают, а колесят.
- Кривая дорожка в спорте.
- Велосипедная дорожка.
- «Овал» для веловиражей.
- Стадион, где жмут на все педали.
- Дорожка для записи музыки.
- Велостадион.
- MIDI-дорожка.
- Название этого спортивного сооружения переводится на русский как «след» или «путь».
- След заряженной частицы.
ТРЕК (в музыке) - ТРЕК (англ. track - дорожка), дорожка фонограммы (см. ФОНОГРАММА), а также сама фонограмма.
ТШКА жен., пенз., симб. трехдневная работа крестьян на помещика, барщина или панщина. Троянда? Тровянда? курск. куст и цветок розы, розан. Трижды церк. трищи; третижды, трою, троично сев. трожды южн. троичи и тридчи вят. трёхма, три раза, три краты, троекратно или тройственно. Про одни дрожди не говорят трожды. Хорошего трижды не сказывают. Хоть трижды подой, все тот же удой! Про одни дрожди посылай трожды. Стары дрожди перебираешь трожды. Мера добра, тридчи побоку ударить! Трие (триех) церк. трое (троих), три. Трие суть свидетельствующий на небеси, Иоан. Их было трое братьев, осталось двое. Трое говорят б.ч. о живом, а затем и о неживом, если слово употр. только во мн., с род. Трое щипцов, кресел, ворот, саней. Троими вожжами связали. У меня детей троечко было. Трои, три, говорят только о предметах, у которых нет единственного числа, с им. Трои двери, щипцы, воробы, гусли. Слова: кресло, дверь и пр. имеют ед., но мн. нередко означает один предмет, почему они и подходят под общее правило. Один осудит, а трое рассудят. Трое осудят, а десятеро рассудят. Трое пошло, двое не дошло, третий воротился. Трое пошли, пять рублей нашли - пятеро пойдут, много ли найдут? В лес идут, а на троих один топор берут! Один на троих не рать. Он под троих подлезет, хитер, льстив.
прил., кол-во синонимов: 11
заколачивавший (7)
колотивший (50)
нагаливший (2)
понимавший (132)
разбиравшийся (108)
соображавший (96)
стучавший (61)
трекивавший (2)
трехавший (5)
трёкавший (1)
ухавший (46)
Памятник Ленину у Финляндского вокзала. < От жарг. трекало - болтун, человек, которому нельзя доверять.
Ср.: ВЕЧНЫЙ ЖИД ЛЕНИН, ТОРГУЮЩИЙ ПИДЖАЧКОМ; ФИНБАНСКОЕ ЧУДО; ЭКСПОНАТ С КЛЕШНЕЙ.
ТШКАТЬ, трёкнуть, трёкивать, мор. разить, ухать, нагалить, петь дубинушку, кричать в лад, в меру, для дружной работы. Не трекай, берите ходом, навались! не дергай, а тяни. У нас ночью корову со двора увели, верно матросы! "Кабы матросы, так бы услышали: они бы трекали!"
| вор. кряхтеть и стонать.
| вологод. бить, колотить, вбивать, заколачивать; стучать. Не мог вчера дотрекаться у вас, достучаться. Гвоздь такзатрекан, что не добудешь, вбит.
| Натрекался, наелся.
| Трекнуться сиб. отречься, отказаться, отступиться, отпереться. Трекание, действие по гл. Трёкать, мор., голланд.; есть ли подобное у нас, или оно перешло из флота? Трекальщик муж. трекала ·об. кто трекает, нагальщик. Трека жен., вологод. большая деревянная колотушка, молотом. Колья трекой вбивают; это слово указывает на русский корень.
| Трека, см. также три.
"петь в ритм при перетаскивании и поднятии корабельных грузов", морск. Из нидерл., нж.-нем. trekken "тащить" (о котором см. Клюге-Гётце 627).
ТШКАТЬ, -аю, -аешь, ТШХАТЬ, -аю, -аешь; несов., что, в чем и без доп.
Понимать, разбираться, соображать.
Ср. устар. диал. «трёкать», «трекнуть» - разить, ухать, налегать, кричать хором во время работы, тянуть, кряхтеть, стонать, бить, стучать, вколачивать, «трекнуться» - отречься, отказаться, отступиться; уг. «трекать» - спохватиться.
м.; = трэкбо́л
Вспомогательное устройство в ЭВМ, предназначенное для ручного ввода графических данных, представляющее собою встроенный в клавиатуру портативных компьютеров шарик, вращением которого вокруг центра контролируется положение курсора на мониторе, или так называемую мышь.
ТРЕКБОЛ - ТРЕ́КБОЛ (англ. TrackBall, BallPoint), разновидность координатных и манипуляторных устройств (см. МАНИПУЛЯТОР (в компьютере)), заменяющих мышь (см. МЫШЬ компьютерная) в ноутбуках (см. НОУТБУК) и других портативных персональных компьютерах (см. ПОРТАТИВНЫЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР). Конструкция трекбола характеризуется тем, что в отличие от мыши он крепится неподвижно (например, к клавиатуре (см. КЛАВИАТУРА (компьютерная))), поэтому его иногда называют стационарной мышью. Манипулирование позицией курсора на экране монитора производится шариком, обращенным не вниз, как у мыши, а вверх. Трекбол имеет шарик большего размера, чем мышь, что позволяет существенно повысить точность управления курсором.
Первый трекбол был разработан фирмой Atari в 1978 специально для компьютерной игры в футбол. Работал он на тех же принципах, что и механическая мышь, то есть за движениями шарика следили два механических ролика. Почти сразу эти устройства нашли применение в портативных компьютерах, в которых использование мыши было не всегда удобно, и оставались основной альтернативой мыши до середины 1990-х, когда были почти полностью вытеснены трекпойнтами и тачпадами. В 1995 Logitech выпустила новый вид трекболов, в которых вращение шарика фиксировалось не механическими роликами, а оптическими датчиками. Это делало трекбол более надёжным, так как уменьшало число движущихся и загрязняющихся деталей.
Трекболы выходят как отдельными устройствами, так и встроенными во внешнюю клавиатуру, или клавиатуру ноутбука. Кроме того, трекболы часто используются во встроенных системах (см. ВСТРОЕННАЯ СИСТЕМА), таких, как терминалы общего доступа в Интернет, радарные установки кораблей или подводных лодок, системы контроля авиаперевозок и др.
ТРЕКБОЛ [англ. trackball < track - тропа, путь + ball - шар, мяч] - инф. манипулятор в виде шара на подставке, используемый вместо мыши или джойстика (ДЖОЙСТИК).
ТРЕКИНГ [англ. tracking < track - прокладывать путь, намечать курс] - поход по горным тропам в сопровождении гида-инструктора.
- Определение местоположения движущихся объектов во времени с помощью камеры.
- Пешеходный туризм.
- Пропорциональное изменение междусловных и межбуквенных пробелов при неизменном формате набора.
ТРЕККАНИ Эрнесто - ТРЕККА́НИ (Treccani) Эрнесто (1920, Милан - 1974, там же), итальянский живописец, представитель неореализма (см. НЕОРЕАЛИЗМ).
Окончил миланский Политехнический институт, получив диплом инженера, но увлекся искусством. В 1938 основал журнал «Вита джованиле» («Жизнь молодежи»), который позднее стал называться «Корренте делла вита джованиле». В конце 1930-х при журнале была создана художественная группировка «Корренте (Э. Треккани, Р. Биролли, Р. Гуттузо (см. ГУТТУЗО Ренато), А. Сассу, Дж. Миньеко, Дж. Манцу (см. МАНЦУ Джакомо) и др.). После вступления Италии в войну в 1940 журнал был ликвидирован. Треккани принимал активное участие в подпольной борьбе. Как реквием павшим в борьбе с рухнувшей фашистской диктатурой прозвучало раннее полотно «Расстрел» (1942-43), получившее большой общественный резонанс. Лицо рабочего перед нацеленными на него дулами пушек потрясало правдивостью рассказа о современности, образностью художественного языка. О мире простых вещей, окружающих человека, повествовало полотно «Рукомойник» (1940), показанное на выставке мастеров «Корренте» в 1940. Искренние раздумья молодого художника, твердо избравшего свой путь в искусстве, выразил и «Автопортрет» (1943). «Корренте» стало началом возрождения живописи в Италии, школой для художественной молодежи.
В послевоенный период начался поиск нового изобразительного языка, способного выразить идеалы нового искусства, в котором звучала ответственность его создателей за жизнь своего народа. В 1946 Треккани становится членом группировки «Новый фронт искусств». Полотна Треккани «Митинг после освобождения» (1949), «Мир идет вперед с песней» (1951), «Арлекинада у Порта» (1953) выразили настроение художника-антифашиста после войны, надежду на создание живописи (как назовет ее сам художник), «с которой водружают знамена».
В 1950-е в искусство Треккани входит тема борьбы народа отсталого аграрного юга Италии за свои права. В полотнах «Возвращение во Фрагала» (1949); «Земля Мелиссы» (1955), «Долгая дорога» (1957), как и многие другие мастера неореализма, он обращается к этой актуальной для современной Италии теме. Полотно «Возвращение во Фрагала» повествовало о событии в калабрайском селении, где произошел ресстрел безоружных крестьян, решившихся обрабатывать пустующие земли хозяина. Лаконичный, напоминающий кадр документальной хроники, язык живописи Треккани придает образам значительность.
В 1960-х гг. тематика его произведений обогащается: он пишет пейзажи рабочих городских окраин, марины, натюрморты. В полотнах этих лет всегда сильно лирическое начало в восприятии сельской природы или урбанистического пейзажа. Большую свободу и живописность обретает его манера работы экспрессивным мазком, звучными тонами красок. В полотнах «Старик и холмы» (1965), «Прекрасный сад» (1972), «Морской пейзаж» (1970), «Дерево в цвету» (1973), «Ионическое море» (1974) программно выражено стремление к красоте, желание изображать все ее проявления в противовес злу и насилию, существующим в мире. Созданная в 1969-1974 серия портретов крестьян Калабрии («Старик из Вальяно», 1970), - стала поэтическим возвратом в прошлое, рассказом о годах юности. Единство природы и человека - лейтмотив творчества Э. Треккани в 1960-1970 гг. В серии картин «Чайки в полете» (1974), изображениях цветов («Бутон розы», 1970; «Ласточки и цветы», 1973; «Полет ласточек», 1974) художник стремится показать гармонию и красоту природы, ее облагораживающее воздействие на мир человеческих чувств.
Треккани - художник разностороннего дарования: его привлекает не только живопись, но и работа в скульптуре, в технике мозаики, изготовление произведений из керамики. Тема знаменитых «Подсолнухов» Ван Гога увлекала его в живописи в 1960-е гг. («Большой подсолнух», 1968) и в керамике, позволяя показать огромные пластические возможности цвета, которые он ценил в творчестве Ван Гога, экспрессию лепки объемов. Его всегда увлекала не холодная демонстрация приемов определенной техники, а выявление с помощью средств того или иного вида искусства поэтической одухотворенности образов природы и человека, их нерасторжимой поэзии. Это прекрасно выразили его работы в бронзе («Портрет матери в саду», 1970) и в мозаике («Нарцисс», 1970-е).
Свой взгляд на мир, искусство, творчество Э. Треккани выразил в книге «Искусство для любви» (1973).
сущ. окаянный, достойный проклятия (Прол. февр. 19).
ТРЕКЛЯ́ТЫЙ, треклятая, треклятое (прост.). Очень дурной, достойный проклятия, то же, что проклятый, но с большей выразительностью. «Зима - треклятое время.» Максим Горький.
-ая, -ое. прост.
То же, что проклятый, но с большей выразительностью.
- Жизнь треклятая! - проговорил Прокопий, бросая свою шапку о пол. - Очумел я с бабами, Яша. Мамин-Сибиряк, Золото.
- Зима - треклятое время. М. Горький, Коновалов.
прил. пребеззаконный, достойный проклятия; (κατάρατος) проклятый (Прол. февр. 18, 2). (2 Макк. 8, 34).
трекля́тый, трекля́тая, трекля́тое, трекля́тые, трекля́того, трекля́той, трекля́тых, трекля́тому, трекля́тым, трекля́тую, трекля́тою, трекля́тыми, трекля́том, трекля́т, трекля́та, трекля́то, трекля́ты, трекля́тее, потрекля́тее, трекля́тей, потрекля́тей
прил., кол-во синонимов: 8
анафемский (19)
дьявольский (44)
клятый (8)
окаянный (25)
проклятущий (8)
проклятый (19)
распроклятый (8)
чертов (17)
см. проклятый
прил., кол-во синонимов: 6
отказавшийся (69)
отрекшийся (18)
отступившийся (21)
сошедший с ума (126)
трехнувшийся (10)
трёкнувшийся (1)
ТШКНУТЬСЯ, -нусь, -нешься, ТШХНУТЬСЯ, -нусь, -нешься; сов., на чем, с чем и без доп.
Сойти с ума, помешаться на чем-л.
См. трёкать.
прил.
1. соотн. с сущ. трек I, связанный с ним
2. Свойственный треку [трек I], характерный для него.
3. Принадлежащий треку [трек I].
4. Происходящий на треке [трек I].
ТРЕ́КОВЫЙ [трэковый], трековая, трековое (спорт.). прил. к трек.
ТРЕК, -а, м. Круговая дорожка с виражами 1 (во 2 знач.) для вело- и мотогонок, а также спортивное сооружение, имеющее такую дорожку.
тре́ковый, тре́ковая, тре́ковое, тре́ковые, тре́кового, тре́ковой, тре́ковых, тре́ковому, тре́ковым, тре́ковую, тре́ковою, тре́ковыми, тре́ковом, тре́ков, тре́кова, тре́ково, тре́ковы, тре́ковее, потре́ковее, тре́ковей, потре́ковей
ТРЕКПОЙНТ - ТРЕКПОЙНТ (TrackPoint), манипулятор (см. МАНИПУЛЯТОР (в компьютере)), представляющий собой миниатюрный джойстик с шершавой вершиной диаметром 5-8 мм. Был разработан IBM (см. АЙ-БИ-ЭМ) в 1992 в качестве замены трекбола (см. ТРЕКБОЛ) и с 1994 устанавливается во всех ноутбуках компании. Расположен на клавиатуре между клавишами G, H и B и управляется нажатием пальца. Кнопки, аналогичные кнопкам мыши, расположены ниже клавиши пробела.
Позже появились аналогичные устройства от других производителей (например, Toshiba Accupoint), однако они не получили большого распространения в связи с появлением тачпада (см. ТАЧПАД). На современных ноутбуках часто устанавливают как трекпойнт (или его аналоги), так и тачпад для наиболее комфортной работы. Также существуют клавиатуры с двумя трекпойнтами, для каждой руки.