Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тье

Сканворды для слова тье

- Меч японских ниндзя.

Полезные сервисы

тьед

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕД * tiède adj. Теплый, тепловатый. Погода была великолепна, солнечная и tiède. Смирнова-Россет Ст. о Гоголе. // С. 403. Барометр стоит на Schôn, близехонько от 29. Волн нет, вода tiède: все это не по мне - но погода великолепная - помните, как в Булони. 2. 8. 1871. М. А. Гончаров - М. М. Стаасюлевичу. // С. 4 111. || перен. Холодный, равнодушный. Он красивый, веселый такой, говорит на трех языках. И при всем при том .. не то чтоб он был прямо-таки froid, но какой-то он tiède - в смысле том. внутри, по сути. Л. Даррел Клеа. // Волга 1997 1-2 123.

Полезные сервисы

тьен!

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕН! tiens! межд. слушай!, кстати!; каково!, скажите!, ну!; вот как!; а!, ага!; вот тебе! Ганшина. Он сказал, что он во всю свою жизнь любил и любит только одну женщину и что эта женщина не может принадлежать ему. - Tiens! - сказал капитан. Толст. Война и мир. Он обернулся на скрип двери. - Tiens! - сказал он усмехнувшись. Бобор. Китай-город. "Tiens, недурна", подумал Коко и тут же почему-то мысленно прибавил: "вот я всегда был уверен что у таких женщин есть деньги". В. Авсеенко Злой дух. // РВ 1881 4 652. Корнетов старается перенять настоящие поварские ухватки "французской кухни". - Что ж, хоть поварское дело изучу, - говорит он, - по девять лет русские, как говорится, в изгнании, а кроме "тьен" ничего у французов не переняли и замызгали русскую речь. Ремизов Учитель музыки. // Лепта 1992 3 3. - Норм. Говорить ли .. о привившихся восклицаниях <в речи эмигрантов> "тьен", "джа", "зо". Жаргон готовый. М. Осоргин Слова. // РР 1988 6 44.

Полезные сервисы

тьеполо

Грамматический словарь

Тье́поло ф. 0

Сканворды для слова тьеполо

- Крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.

Полезные сервисы

тьеполо (tiepolo) джованни баттиста

Большой энциклопедический словарь

ТЬЕПОЛО (Tiepolo) Джованни Баттиста (1696-1770) - итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Представитель венецианской школы. Динамичные, свободные по живописи, наполненные светом и воздухом праздничные декоративные росписи (в палаццо Лабиа в Венеции, ок. 1750), религиозные и жанровые картины, портреты, виртуозные рисунки и офорты.

Полезные сервисы

тьеполо джованни баттиста

Энциклопедический словарь

Тье́поло Джованни Баттиста (Tiepolo) (1696-1770), итальянский живописец, рисовальщик, гравёр. Представитель венецианской школы. Динамичные, свободные по живописи, наполненные светом и воздухом праздничные декоративные росписи (в палаццо Лабиа в Венеции, около 1750), религиозные и жанровые картины, портреты, виртуозные рисунки и офорты.

* * *

ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста - ТЬЕ́ПОЛО (Tiepolo) Джованни Баттиста (1696-1770), итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Представитель венецианской школы (см. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве)). Динамичные, свободные по живописи, наполненные светом и воздухом праздничные декоративные росписи (в палаццо Лабиа в Венеции, ок. 1750), религиозные и жанровые картины, портреты, виртуозные рисунки и офорты.* * *

ТЬЕ́ПОЛО (Tiepolo) Джованни Баттиста (5 марта 1696, Венеция - 27 марта 1770, Мадрид), итальянский живописец, рисовальщик и гравер.

Последний крупный мастер венецианской живописи (см. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве)) 18 столетия или, по словам его современника, историка искусств Л. Ланци, «последний художник-венецианец, известный в Европе». Его творчество отразило духовный потенциал, накопленный итальянской культурой в век Просвещения. Принадлежавший к кругу венецианских виртуозов, Тьеполо в силу своего исключительного дарования наиболее ярко утверждал независимость избранной им сферы деятельности - мастерства живописца. Подлинное чувство творческой свободы, огромная художественная эрудиция присутствует в его работах. Искусство Тьеполо Старшего передает размах художественных начинаний эпохи, новизну мировоззрения и тесно связанные с нею совершавшиеся перемены.

Ранний период творчества (1715-30)

Шестому сыну в семье венецианского капитана и владельца судна было суждено стать славой Венеции, главой рода известных живописцев. В 1710-е годы Тьеполо учился в мастерской Г. Лаццарини. В 1717 вступил в гильдию живописцев и получил заказы. В 1719 женился на Цецилии Гварди, сестре известного художника Ф. Гварди (см. ГВАРДИ Франческо). Влияние манеры учителя проявилось в некоторых ранних работах («Похищение сабинянок», Эрмитаж). Бурное беспорядочное движение удлиненных фигур придает искусственный драматизм сцене. В процессе поиска собственной манеры интерес Тьеполо вызвала живопись Дж. Б. Пьяццетты (см. ПЬЯЦЦЕТТА Джованни Баттиста). Под его влиянием исполнена роспись венецианской церкви Оспедалетто на сюжет «Жертвоприношение Исаака» (1715-16) и алтарный образ «Казнь св. Варфоломея» (церковь Сан Стае, Венеция). Крупные «фресковые» пятна цветов напоминают живописную манеру Пьяццетты. Желание преодолеть барочную патетику Лаццарини и найти собственную манеру заставляет художника обратиться и к живописи венецианца С. Риччи (см. РИЧЧИ Себастьяно).

Значительной работой Тьеполо в 1726-30 годах стали росписи Архиепископского дворца в Удине, заказанные патриархом Аквилеи Дионисио Дольфин, деятельность которого была связана с этим городом. Новизна подхода к приемам живописной декорации и попытка использовать в связи с этим элементы «неоверонезовского» стиля Риччи проявилась во фресках трех плафонов галереи, потолка Красного зала, плафона лестницы, фресок стен галереи. Они исполнены яркими светлыми красками. Живописный цикл Архиепископского дворца на фоне белой с позолотой лепнины выглядит празднично. Написанные в резком ракурсе перспективные архитектурные декорации в росписях плафонов, как и в произведениях С. Риччи, создают эффект вовлечения зрителей в пространство. Язык живописи Риччи и Пьяццетты художник преобразует в свой индивидуальный стиль, сохраняя и в дальнейшем независимость по отношению к самоценным элементам традиции. Не случайно современник художника, критик Ф. Альгаротти, назвал Тьеполо «великим знатоком многих манер», имея в виду именно это качество таланта Тьеполо.

Влияние приемов Риччи и Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло) проявилось и в росписи плафона венецианской церкви Санта Мария дельи Скальци «Св. Троица во славе» (середина 1720-х годов). В изображении праздничного оживленного движения всех персонажей на фоне величественной архитектуры словно воссоздана картина реального, полного особой динамической энергии венецианского театрализованного народного празднества.

В середине 1720-х годов был создан и цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять панно находятся в Эрмитаже; два - в Художественно-историческом музее Вены; два - в Метрополитен-музее). В композиционном построении панно по принципу «угловой» перспективы проявилось влияние С. Риччи и Дж. А. Пеллегрини. Яркие и насыщенные тона цветов напоминают палитру Риччи, подражавшего Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло). В серию входят исторические сцены триумфов, сражений, прославляющие победы римлян во всех частях света и, возможно, навеянные событиями венецианской современной истории - победами над турками в начале столетия. Мир античных и христианских мифов существует в воображении художника нераздельно, как некое легендарное историческое прошлое, сценам из которого он придает драматическое звучание или лирический характер сказочного волшебства. В этих героических сюжетах Тьеполо в аллегорической форме прославил гражданские доблести семейства Дольфин, сыгравшего видную роль в истории Венеции.

Творческая зрелость (1730-1740)

Этот период был чрезвычайно плодотворным для художника. Он работал в Венеции, Милане, Бергамо, снова в Милане, выполнял цикл фресковых росписей, алтарные композиции, станковые произведения, тематика которых была связана с работами в монументальной живописи.

Не религиозный экстаз, а обаяние светского духа 18 столетия исходит от эскиза «Перенесение домика Марии в Лорето» (1740-43, Галерея Академии, Венеция) для венецианской церкви Санта Мария дельи Скальци (фреска погибла в 1915) или от фрески «Путь Солнца на Олимпе» (1740, Брера, Милан) для Зеркального зала миланского палаццо Клеричи. Пятна ярких одежд небожителей мерцают в залитом светом пространстве, рождая чувство праздничной театральности.

В росписях венецианского палаццо Лабиа (1746) на сюжет из античной истории Тьеполо создает подчиненное единому декоративному замыслу убранство салона. На стенах зала в иллюзорных архитектурных обрамлениях в духе Веронезе изображены сцены «Встреча Антония и Клеопатры в Тирсе» и «Пир Антония и Клеопатры».

Потолок украшен фреской с изображениями Зефира и Флоры в плафоне овальной формы, а над ними парит фигура Пегаса. Сюжет из Плутарха художник трактует как тему победы любви, презрения ради нее власти, воплощая его в величественном ярком живописном спектакле. Представленные в венецианских костюмах 16 в. центральные персонажи дополняют эту картину традиционного венецианского празднества, уподобляясь находящимся на подиуме актерам, привнося в действие атмосферу театральной травестии. Современников Тьеполо восхищало его умение создавать грандиозные фресковые ансамбли, как любая барочная роспись, вовлекающие в действие зрителей.

В 1730-40-е годы были созданы многочисленные алтарные образы в венецианских церквах (Сан Альвизе, около 1740; деи Джезуати, 1748) и скуолах (филантропические братства: Гранде ди Сан Рокко, 1732; Гранде деи Кармине, 1740-43). Даже в наиболее драматических сюжетах происходящие события смягчены воспроизведением характерных подробностей, живой мимикой лиц персонажей, свободой поз, красочностью костюмов.

Наряду с образами легендарной истории Тьеполо создает ряд росписей, в которых проявилось новое, созвучное эстетическим идеалам века понимание аллегории. С легкой, изысканной грацией исполнены в манере венецианских виртуозов аллегории в росписях плафона центрального зала виллы Корделлина-Ломбарди в Монтеккьо Маджоре около Виченцы (1743-1744), венецианского палаццо Реццонико (1743), плафонов залов виллы Лоски Дзилери около Виченцы (1734), панно «Венеция принимает дар Нептуна» (1745-1750) для зала Четырех дверей Дворца дожей.

Поздний период творчества (1750-1770)

Писавшие о художнике современники всегда отмечали индивидуальность его личности и дарования. Известно, что это был галантный, приятный в обращении человек, обладавший ироничным умом. В 1756 он стал президентом Академии художеств в Венеции и руководил крупнейшими художественными заказами, проведением выставок, конкурсов, созданием галереи портретов дожей для Дворца дожей.

С 1750 Тьеполо работал в основном вне Италии. Фантазия, свойственный его живописи декоративный размах проявились в росписях Архиепископской резиденции дворца в Вюрцбурге (1750-53). Изображенные мифологические и аллегорические персонажи объединены в некое созданное воображением художника театрализованное действо, поражающее обилием света и красочностью. Сюжет был призван прославить королевство Франконии, мудрое правление князя-епископа К. Ф. фон Грейфенклау.

После цикла в Вюрцбурге этапным произведением явились росписи виллы Вильмарана около Виченцы (1757). Художник работал здесь вместе с сыном Дж. Доменико, сам украсил фресками атриум, четыре зала виллы и садовый павильон (форестерию), где исполнил лишь одну фреску «Олимп». Эпизоды из произведений Гомера, Тассо, Вергилия, Ариосто разворачиваются в пейзажах, словно раздвигающих пространство залов. Палладианский (см. ПАЛЛАДИАНСТВО) тип загородной виллы способствовал воплощению здесь художником эстетических представлений века Просвещения о гармонии архитектуры и природы. Мысль о превосходстве чувства над рационалистическим мышлением в подражании природе стала центральной в программе росписи виллы Вальмарана. В выборе тем и их живописном воплощении Тьеполо удалось программно выразить идеалы венецианской живописи века Просвещения с ее новаторским особым пониманием живописности, культом чувства. Сюжеты отвечали восприятию мира Тьеполо, позволяя обратиться к традиционному жанру пасторали, проявить силу воображения.

Период 1762-67 годов Тьеполо провел в Испании, где по приглашению короля Карлоса III вместе с сыновьями Дж. Доменико и Лоренцо (преимущественно портретист и акварелист) украсил фресками Королевский дворец в Мадриде, исполнил семь алтарных образов для церкви св. Паскаля в Аранхуэсе (эскизы - Прадо, Мадрид; замок Аранхуэс). Сцена «Триумф Испанской монархии» во фреске плафона Тронного зала композиционно повторяла роспись потолка парадной лестницам вюрцбургского дворца. У иллюзорного карниза так же были помещены группы исторических и аллегорических персонажей. В несколько тяжеловесных фигурах, которыми перегружена композиция, ощутимы черты, предвосхищающие закат великой традиции «большого стиля». Эскизы для церкви были исполнены свободным динамичным мазком, но с ориентацией на колорит живописи испанских мастеров. Они не устроили заказчиков и были переданы другим живописцам. Эта неудача ускорила смерть Тьеполо, скончавшегося в Мадриде в 1770. Он не сумел усвоить чуждый ему язык модной живописи классицизма второй половины 18 в. С венецианским изяществом, театрализацией, декоративной энергией он передавал в своем искусстве особый колорит венецианской культуры века Просвещения.

Тьеполо был и прекрасным рисовальщиком, занимался гравюрой, создав свой неповторимый графический стиль. В рисунках и сериях офортов он открыл принципы живописности, развитые художниками 19 в. Графические серии «Vari capricci» (1743) и «Scherzi di fantasia» (ок. 1740-1770) с их загадочными сюжетами до сих пор заставляют исследователей спорить об аллюзиях мастера, заниматься расшифровкой содержания листов. В традиции венецианского каприччо Тьеполо соединяет воедино элементы аркадийского мироощущения и постепенно вытесняющих его неоклассицистических эстетических воззрений, воплощая свои мысли в персонажах, скрытых под гротескно аллегорической маской - как бы особом временном измерении, присущим видению художника века Просвещения.

Энциклопедия Кольера

ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста (Tiepolo, Giovanni Battista)

(1696-1770), венецианский живописец, рисовальщик и гравер, родился в Венеции в марте 1696. Учился у Грегорио Ладзарини. Первые произведения Тьеполо были выполнены под влиянием его старшего современника Дж.Б.Пьяццетты, в темной цветовой гамме, с резкими контрастами света и тени. Опираясь на наследие римского барокко и венецианского колоризма, Тьеполо создал свой стиль, величественный и непринужденный, декоративно-пышный и утонченно-элегантный. Росписи плафонов Богоматерь с четками (1739, Венеция, церковь Джезуати) и Перенесение дома Богоматери в Лорето (1743-1744, Венеция, церковь Санта Мария дельи Скальци) являются одними из первых творений венецианского рококо. Уходящее далеко в глубь пространство строится из многочисленных фигур, показанных в самых разнообразных ракурсах; они как будто увидены снизу и воспаряют в головокружительную высоту небес. Слава мастера быстро распространилась за пределы Венеции. Между 1726 и 1761 Тьеполо выполнил ряд заказов по украшению церквей и дворцов в Удине, Милане, Бергамо, Виченце и Вероне. В 1750 по приглашению архиепископа Вюрцбургского он приехал в Баварию, где вместе со своими сыновьями расписал тронный зал и плафон над лестницей архиепископского дворца в Вюрцбурге. По возвращении в родной город в 1758 Тьеполо был избран первым президентом венецианской Академии художеств. В 1762 Карл III пригласил художника в Мадрид, где он, снова вместе с сыновьями, работал над украшением нового королевского дворца. Тьеполо продолжал работать вплоть до самой смерти 27 марта 1770. Станковые произведения Тьеполо немногочисленны по сравнению с рисунками, собранными и сохраненными его другом графом Альгаротти. Тьеполо был также блестящим мастером офорта; наибольшую известность получили две серии его офортов: Вари Каприччи (разнообразные причуды) и Скерци ди фантазия (шутки фантазии). Один из его сыновей, Лоренцо (1736-1776), продолжал и после смерти отца работать в Мадриде, в той же рокайльной стилистике, а второй, Джованни Доменико (1727-1804), вернулся в Венецию; стиль его работ более сдержанный и близкий неоклассике.

ЛИТЕРАТУРА

Ольшанская Н.И. Тьеполо. М., 1957 Салмина Л.Н. Джованни Баттиста Тьеполо. М. - Л., 1963

Полезные сервисы

тьеполо джованни доменико

Энциклопедический словарь

ТЬЕПОЛО Джованни Доменико - ТЬЕ́ПОЛО (Tiepolo) Джованни Доменико (30 августа 1727, Венеция - 3 марта 1804, там же), итальянский живописец и график. Сын Дж. Б. Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста). Длительное время упоминался как интерпретатор манеры отца, и его большой талант не был оценен по достоинству. В 1760-70-е годы, после ряда научных публикаций итальянских исследователей и большой выставки работ отца и сына в Удине (1971), деятельность Тьеполо Младшего получила признание.

Станковая живопись

До 1750-х годов работал главным образом в станковой живописи. В 1747 исполнил цикл (из 14 панно) «Крестный путь» для оратории дель Крочефиссо венецианской церкви Сан Поло. Современникам не понравились произведения художника из-за обилия бытовых деталей, совмещения легендарных событий и персонажей, взятых из современной действительности. Художник ценил острохарактерные детали, которые смело ввел в композиции. В подобной манере трактованы и сюжеты маленьких полотен «Отдых на пути в Египет» (Музей изобразительных искусств, Будапешт) и «Мария со спящим младенцем» (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), которые он создавал, одновременно работая над графической серией «Бегство в Египет», изданной в 1759. Персонажи полотен изображены в современных и фантастических костюмах, но всегда очень конкретно, пейзаж придает сценам идиллический характер.

В картине «Совет Мальтийского Ордена» (1749-50, Городской музей, Удине) проявился интерес художника к изображению современности. Подобный исторический сюжет был неожиданным для мастерской Тьеполо Старшего. Джованни Доменико изобразил сцену заседания Большого Совета во дворце Мальтийского Ордена на Мальте в сентябре 1748, где было подтверждено аристократическое достоинство нобилей города Удине (в память об этом событии и было заказано полотно). Сцена в интерьере трактована художником со всеми историческими подробностями.

В ряде ранних станковых произведений: «Лагерь цыган» (1750-53, Картинная галерея, Магонца), «Отплытие гондолы» (1785, частное собрание, Нью-Йорк) и парной к ней «Буркьелло» (Художественно-исторический музей, Вена), «Менуэт в исполнении Коломбины и Панталоне» (середина 1750-х годов, Лувр) - Тьеполо Младший тоже обращается к современным темам, трактуя их с долей иронии и подчеркивая характерное в лицах, жестах, нарядах и ситуациях. Он изображает фрагменты повседневного венецианского быта то с предельной правдивостью, то напоминающими карнавал или театральное действо в пейзаже или в городской среде, но без жеманства рококо (см. РОКОКО). Произведения 1750-х годов позволили ему утвердиться в своей живописной манере, которая получит развитие в росписях паркового павильона («форестерии») виллы Вельмарана.

Монументальная живопись

В 1756 Джованни Доменико был избран членом венецианской Академии, что совпало с осуществлением его первой крупной работы в монументальной живописи - участием в росписи виллы Вильмарана вместе с отцом. Помимо росписей форестерии, он исполнил еще фреску в одном из залов самой виллы. Форестерия в виде небольшой одноэтажной галереи с семью залами по одной стороне была выстроена известным архитектором Дж. Массари в парке. Стены последовательно расположенных залов - Китайского, Сельских сцен, Готического, зала Олимпа, Карнавальных сцен, зала архитектуры и зала путти (см. ПУТТИ) - были украшены его росписями (за исключением зала Олимпа, где работал Тьеполо Старший). Фрески были исполнены в виде настенных панно горизонтального или вертикального форматов и фресок плафонов. Умение театрализовать изображаемые события художник унаследовал от отца, но его привлекали не приключения мифологических и исторических персонажей, а сам театрализованный быт венецианской действительности, широкий круг происходящих в ней событий. Он включает в изображения сцены крестьянского быта (зал Сельских сцен), модной восточной экзотики (Китайский зал), галантные сценки в переданном естественном освещении (Готический зал), эпизоды из городской жизни с акробатами, шарлатанами, гадалками, зеваками (зал Карнавальных сцен).

Его интересует передача характерного в лицах, жестах, антураже всей сцены. Перенесение основной декорации на стены форестерии, выходящей в парк, свидетельствует о «живописном» понимании пространства, которое благодаря изображению сцен в пейзаже или городской среде словно утрачивает свои естественные границы.

Период 1762-67 годов Джованни Доменико проводит в Испании, помогая отцу; после его смерти в 1770 возвращается в Венецию и начинает преподавать в Академии, в 1780 избирается ее президентом.

Крупной работой явился и цикл росписей виллы в Дзианиго около Митре (1791-1797), приобретенной семейством Тьеполо. Художник работает над росписями, впервые выполняя их не на заказ, а для себя. Эти росписи стали последним крупным ансамблем венецианской монументальной живописи 18 столетия. (В настоящее время фрески находятся в специальном помещении, реконструированном около виллы в Дзианиго). Тьеполо Младший окончательно отходит от создания величественных мифологических образов, ощущая их несоответствие эстетическим и художественным устремлениям времени. В зале Пульчинелл и зале Кентавров художник вводит принцип декорации - бытовые сцены в картинах-панно выглядят фрагментами современной действительности, кадр за кадром открывающейся зрителю. Впечатление временного развития действия усиливает вертикальный формат фресок в зале Пульчинелл («Будка акробатов», «Отдых Пульчинелл», «Влюбленный Пульчинелла») и фризообразная вытянутость росписей в зале Нового мира («Новый мир», «Прогулка втроем», «Менуэт на вилле»). Как декоративная вставка, а не характерный для барокко (см. БАРОККО) прорыв в пространство, выглядит написанная на потолке зала Пульчинелл фреска в виде галантной сцены 18 в. («Качели Пульчинеллы»).

Для Тьеполо образ Пульчинеллы, ведущий свое начало от маски комедии дель арте (см. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ) и часто встречающийся в его живописи и графике (серия «Развлечения для детей», частное собрание, Англия), - это скрытый под маской живой собирательный образ, полный иронии и гротеска, несущий в себе социальный смысл. Стихия постоянного превращения персонажей, как в сказках К. Гоцци (см. ГОЦЦИ Гаспаро), ценившего «важность превращений», присуща фрескам зала Кентавров и зала Сатиров виллы в Дзианиго. Наряду с фантастическими существами, здесь изображены актеры, гимнасты, акробаты, вовлекаемые в театральную травестию, заимствованную из театрализованного реального венецианского быта. Мир сказочной фантастики Тьеполо Старшего Джованни Доменико преобразует в новый мир, тоже театрализованный, но полный иронической оценки и тонкого чувства личного постижения. Он окружает себя в росписях виллы воспроизведением сцен окружающего его мира, полных личного ощущения его ритма и понимания его поэзии.

Будучи прекрасным рисовальщиком, в рисунке он все-таки зависел от манеры отца. Более индивидуальна его манера в офорте. Повествовательность, тонкая передача нюансов настроения и новое понимание постоянно изменяющегося временного развития присущи сериям офортов «Крестный путь» (1749) и «Бегство в Египет» (1750-53).

Наследник живописной традиции Тьеполо Старшего, Джованни Доменико внес новое начало в развитие монументальной живописи. Его искусство окончательно порывает с «большим стилем» и его возвышенными аллегорическими образами и вплотную подводит к искусству 19 столетия с его более индивидуальной и свободной оценкой окружающего мира.

Полезные сервисы

тьеполо, джованни баттиста

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Джованни Баттиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные искусства. Ок. 1745. Эрмитаж.

Джованни Баттиста Тьеполо. "Меценат представляет Августу свободные искусства". Ок. 1745. Эрмитаж.

ТЬЕПОЛО (Tiepolo) Джованни Баттиста (1696 - 1770), итальянский живописец и график венецианской школы. Автор динамичных, свободных по живописи, наполненных светом и воздухом праздничных декоративных росписей, религиозных и жанровых картин, портретов, виртуозных по технике исполнения рисунков и офортов.

Джованни Баттиста Тьеполо. Смерть Дидоны.

Джованни Баттиста Тьеполо. "Смерть Дидоны".

Полезные сервисы

тьер

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕР Thiers, Louis Adolphe, (1797-1877), политический деятель, журналист и историк. Он маленького роста, полнеющий. Этакий Тьер, Пыпин Короткий. Вл. Никифоров Зап. из подвала. // НМ 1995 12 175. Тьерист а, м. Во время заседаний < Национального собрания>в галлерее всегда есть народ. Тут вы столкнетесь со всевозможными образчиками меровингов, тьеристов, чистых республиканцев, членов так называемой малиновой партии. ОЗ 1871 199 2 106.

Сканворды для слова тьер

- Город во Франции, супрефектура в департаменте Пюи-де-Дом.

- Первый президент французской Третьей республики.

- Французский президент, руководивший жестоким подавлением Парижской коммуны.

Полезные сервисы

тьер (thiers) адольф

Большой энциклопедический словарь

Тьер (Thiers) Адольф (1797—1877), глава исполнительной власти с февраля 1871, в сентябре 1871—73 президент Франции; историк. В феврале 1871 заключил унизительный для Франции прелиминарный договор с Пруссией. После провозглашения Парижской Коммуны 1871 возглавил версальцев, подавивших Коммуну. Автор «Истории Французской революции».

Полезные сервисы

тьер (thiers) луи адольф

Большой энциклопедический словарь

ТЬЕР (Thiers) Луи Адольф (1797-1877) - французский государственный деятель, глава исполнительной власти с февраля 1871, в сентябре 1871-1873 президент Франции; историк. В феврале 1871 заключил унизительный для Франции предварительный договор с Пруссией. После провозглашения Парижской Коммуны 1871 возглавил версальцев, с жестокостью подавивших Коммуну. Автор "Истории Французской революции".

Полезные сервисы

тьер адольф

Энциклопедический словарь

Тьер Адольф (Thiers) (1797-1877), глава исполнительной власти с февраля 1871, в сентябре 1871-73 президент Франции; историк. В феврале 1871 заключил унизительный для Франции прелиминарный договор с Пруссией. После провозглашения Парижской Коммуны 1871 возглавил версальцев, с жестокостью подавивших Коммуну. Автор «Истории Французской революции» (опубликована в 1820-х гг.).

Полезные сервисы

тьер луи адольф

Энциклопедический словарь

ТЬЕР Луи Адольф - ТЬЕР (Thiers) Луи Адольф (1797-1877), французский государственный деятель, глава исполнительной власти с февраля 1871, в сентябре 1871-1873 президент Франции; историк. В феврале 1871 заключил унизительный для Франции предварительный договор с Пруссией. После провозглашения Парижской Коммуны 1871 возглавил версальцев, с жестокостью подавивших Коммуну. Автор «Истории Французской революции».

* * *

ТЬЕР (Thiers) Луи Адольф [14 апреля 1797, Марсель - 3 сентября 1877, Сен-Жермен-ан-Ле], историк и политический деятель, президент Франции (1871-73).

Детство и юность

Воспитанием он обязан матери, т.к. его отец , бывший сборщик налогов, нарушил закон и бежал за границу, бросив семью. Уже в школе Тьер отличался незаурядными способностями и получил за успехи в учебе муниципальную стипендию. В 1820 закончил юридический факультет в Экс-ан-Провансе и около года там же работал адвокатом.

Публицистическая и научная деятельность при Реставрации

В 1821, перебравшись в Париж, Тьер занялся журналистикой. Критика режима Реставрации на страницах газеты Constitutionnel принесла ему популярность в либеральных кругах. В 1823-27 он выпустил десятитомную «Историю французской революции» - первое фундаментальное исследование Великой французской революции. В 1829 Тьер - один из основателей либерально-оппозиционной газеты National.

Революция 1830 и Июльская монархия

Тьер сыграл видную роль в революции 1830 (см. Французские революции 19 в (см. ФРАНЦУЗСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 19 ВЕКА).): 26 июля он написал обращение журналистов к народу с призывом оказать сопротивление деспотическим мерам правительства, а 29 июля подготовил манифест о передаче власти Луи Филиппу (см. ЛУИ ФИЛИПП) Орлеанскому. Войдя в Палату депутатов, Тьер возглавил левый центр. Блестящий оратор, он ратовал за укрепление конституционного режима, отказ от революционных методов политической борьбы и протекционистскую поддержку национальной промышленности. Эти же принципы он проводил в жизнь, будучи министром внутренних дел (1832-33, 1834-36) и министром торговли (1833-34). В 1834 он подавил восстания республиканцев в Лионе и Париже. В 1836 и 1840 был премьер-министром, однако из-за разногласий с королем по вопросам внешней политики оба раза переходил в оппозицию. Один из инициаторов реабилитации Наполеона (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт), опубликовал о нем в 1845-61 двадцатитомный труд - «История Консульства и Империи».

Революция 1848 и Вторая республика

В ночь на 24 февраля 1848, когда в Париже уже шли баррикадные бои (см. Французские революции 19 в. (см. ФРАНЦУЗСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 19 ВЕКА)), Тьер отклонил просьбу короля сформировать новое правительство. В июне он стал депутатом Учредительного собрания. Поддерживая республиканский режим, Тьер выступал против предлагавшихся неоякобинцами и социалистами радикальных реформ. Широкую известность получила его работа «О собственности» с критикой социалистических идей. Поддержав на президентских выборах (10 декабря) Луи Наполеона, Тьер, однако, в дальнейшем боролся против установления бонапартистской диктатуры, возглавляя в Законодательном собрании (1849-51) партию монархистов. После государственного переворота 2 декабря 1851 его арестовали и выслали из страны.

Вторая империя

Вернувшись во Францию (август 1852), Тьер занимался научной деятельностью до 1863, пока не был избран депутатом Законодательного корпуса, где повел кампанию за восстановление демократических свобод. В июле 1870 он единственный из депутатов протестовал против объявления войны Пруссии (см. Франко-прусская война (см. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА)).

Третья республика

После революции 4 сентября 1870 (см. Французские революции 19 в (см. ФРАНЦУЗСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 19 ВЕКА).) Тьер по поручению Правительства национальной обороны посетил ведущие державы Европы, добиваясь их вступления в войну на стороне Франции, а затем вел переговоры о мире с Бисмарком. 8 февраля 1871 Тьер был избран в Национальное собрание, которое 17 февраля назначило его главой исполнительной власти. 26 февраля он подписал мирный договор с Германией, а в мае подавил революционное движение Парижской Коммуны (см. Французские революции 19 в. (см. ФРАНЦУЗСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 19 ВЕКА)). Став 31 августа Президентом республики, Тьер сумел добиться политического перемирия между партиями и организовать досрочную выплату контрибуции Германии, освободив Францию от оккупации. Уйдя в отставку 24 мая 1873, он не прекращал активной политической деятельности до самой смерти.

Энциклопедия Кольера

ТЬЕР Луи Адольф (Thiers, Louis Adolphe)

(1797-1877), французский государственный деятель и историк, родился в Марселе 14 апреля 1797. Окончил университет Экса, где изучал право, в 1822 начал заниматься политической деятельностью в Париже, сотрудничал с газетой "Конститьюсьонель" ("Constitutionnel"). Завоевал репутацию трудом История французской революции (Histoire de la rvolution franaise, 10 tt., 1823-1827). В 1830 выступил одним из основателей радикальной оппозиционной газеты "Насьональ" ("National"), после июльской революции того же года стал членом Государственного совета и устремился вверх по лестнице политической карьеры. Будучи министром иностранных дел, подал в отставку в 1836, ибо король Луи Филипп не одобрял его "вдохновенной" внешней политики. В 1840 на короткое время стал премьер-министром, продолжив все ту же политическую линию в ходе Египетского кризиса, что чуть не ввергло страну в войну с Англией. Королю вновь пришлось вмешаться, и последующие восемь лет Тьер находился в оппозиции. В этот период он вновь занялся историческими исследованиями, работал над Историей консульства и империи (Histoire du Consulat et de l'Empire, 21 tt., 1845-1861). Революция 1848 застала Тьера врасплох и крайне его обеспокоила, теперь он рассматривал церковь как бастион общественного порядка. Он оставался приверженцем Луи Филиппа, относился со скептицизмом ко Второй республике. Поддержал кандидатуру Луи Наполеона на пост президента, однако его иллюзии рассеялись с государственным переворотом 1851, превратившим Луи Наполеона в императора, после чего Тьер был арестован и выслан из Франции. Тьер вернулся к активной политической деятельности в 1863, когда вновь был избран депутатом Законодательного корпуса. Он резко критиковал неуклюжую дипломатию Наполеона III, поддерживал Эмиля Оливье и сохранял присутствие духа в хаосе июля 1870, когда правительство, поддержанное законодателями, ввергло страну в войну. Война дала Тьеру возможность вновь заняться государственной деятельностью. Он отправился в заранее обреченную на неудачу поездку по европейским дворам для переговоров о поддержке Франции, однако проявил настоящий дипломатический талант, заключив мирный договор с Бисмарком. Избранный 20 департаментами в новое Национальное собрание, Тьер был затем назначен "главой исполнительной власти" - по сути дела, президентом. Он заморозил вопрос о реставрации монархии, заключив Бордоский пакт, а затем совершил самую большую ошибку в своей карьере, неверно отреагировав на взрывоопасную ситуацию в Париже. Тьер фактически содействовал Коммуне, сначала попытавшись малыми силами вывезти с Монмартра пушки, а затем оставив город на произвол повстанцев. Тьер не обнаружил понимания причин недовольства парижских ремесленников и мелких лавочников. Жестокость, с которой была подавлена Коммуна, оставила глубокий шрам на теле политической истории Франции. Гораздо более плодотворна роль Тьера в восстановлении французского государственного аппарата и экономики. На практике Тьер отказался от монархических взглядов, ему нравилось быть президентом необъявленной республики, и он стал уже препятствием для осуществления планов монархистов, которые вынудили его подать в отставку в 1873. Умер Тьер в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа 3 сентября 1877.

ЛИТЕРАТУРА

Тьер А. История консульства и империи, тт. 1-4. СПб, 1846-1849 Тьер А. История французской революции, тт. 1-5. СПб - М., 1873-1877

Полезные сервисы

тьер, адольф

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ТЬЕР (Thiers) Адольф (1797 - 1877), глава исполнительной власти с февраля 1871, в сентябре 1871 - 73 президент Франции; историк. С исключительной жестокостью подавил Парижскую Коммуну. Тьер - один из создателей теории классовой борьбы. Автор опубликованной в 1820-х гг. "Истории Французской революции".

Полезные сервисы

тьер-парти

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕР-ПАРТИ После нескольких месяцев молчания и бездействия. Дюфор принял участие в основании органа средней партии (tiers-parti). ОЗ 1881 7 2 71.

Полезные сервисы

тьерзета

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕРЗЕТА * tiers état. Третье сословие.

1. Во Франции до революции 1789 г. - непривелигированная, преимущественно городская часть населения. БИШ. Получено известие, что tiers état самовольно составило из себя Собрание Национальное. 1789. Храповицкий Дн. 296. Собрание государственных чинов или сословий состояло во Франции из представителей дворянства, духовенства и третьего сословия (tiers état) или городских общин. Писарев Истор. эскизы. Молодой помещик принял их с той учтивостью, которую французское tiers-état прошлаго столетия не прощало аристократии. Толычева Предсмертная исповедь. // РВ 1882 4 543.

2. перен. О мещанстве, буржуазии. Здешние дамы dans le tiers état, т. е. наша братья - профессорши весьма, весьма не просвещенны. Знают свою кухню, свою расходную книгу - и только. 12. 8. 1815. М. Я. Моер - А. П. Киреевской. // Утк. сб. 1 153. Мне жаль, что .. исторические звуки Нам стали чужды, что спроста Из бар мы лезем в tiers-état, Что нищи будут наши внуки И что спасибо нам за то Не скажет, кажется, никто. Пушк. Езерский. Итак мы имеем уже павперизм, пролетариев и тьерс-эта, все гибельные семена неустройств, отчаянной решимости на самоуправство и готовность к междоусобиям. 1848. ЧОИДР 1865 1 5 231. Промышленность оживала. Tiers-état, это основа народного благоденствия и развития для вигов, плодился день ото дня. ОЗ 1871 197 1 445. Путь лучше будем азиаты, Чем это будет тьерзэта? Вс. Н. Иванов Ваши дороги. // И. Имп. Фике 524. | перен. Пресловутые шметтерлингбухи < Schmetterlingbuch атлас бабочек>, спутники моего детства, отводили главное место красочному tiers-état в государстве бабочек. В. Набоков Втор. добавление к "Дару". // Звезда 2001 1 87.

Полезные сервисы

тьеризм

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕРИЗМ а, м. Thierrs, Louis Adolphe (1797-1877), государственный деятель, журналист и историк, подавил Парижскую коммуну, был президентом республики. Бельгийская конституция в Тырново есть не что иное, как орлеанизм, тьеризм в самом гнезде славянства. 1. 3.1879. К. Леонтьев - Вс. С. Соловьеву. // Л. Избр. 231.

Полезные сервисы

тьермондизация

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕРМОНДИЗАЦИЯ и,ж. tiers monde. "Третий мир". Превращение в "третий мир". Сегодня Россия перед выбором: либо постепенная (а возможно, и весьма быстрая) "тьермондизация" - закрепление продовольственной зависимости, односторонней сырьевой привязки к мировому рынку, утрата научно-технического потенциала. ВФ 1993 5 110. В колыбели европейской цивилизации - средиземноморской - оказалось возможным то, что прежде представлялось допустимым только в третьем ире? Бомбежка мирных городов и экологически уязвимых объектов. Сотни тысяч беженцев .. США, таким образом активно осуществляли "тьермондизацию" Европы. Москва 1996 6 12.

Полезные сервисы

тьермондизм

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕРМОНДИЗМ а, м. tiers monde третий мир. Об идеологии так называемых развивающихся стран. Параллельно новые элиты (бывшие диссиденты и бюрократы "сталинизма" ), приобщившиеся к деликатесам экономического либерализма и культивирующие слепое воспевание его предполагаемых ценностей, .. новое разделение труда, в подобных обстоятельствах в сущности - новая форма тьер-мондизма. Э. Лимонов. // Росс. газ. 13. 6. 1991. Вместе с тем в тьермондизме изначально заложено непреодолимое внутренне противоречие: он лихорадочно мечется между жаждой утолить пагубные соблазны <"золотого миллиарда"> и завладеть ими. ДН 2000 8 139.

Полезные сервисы

тьермондист

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕРМОНДИСТ а, м. tiers mond. Сторонник тьермондизма. Тьермондисты, более обеспеченные, но все равно деморализованные неотвязными социальными контрастами - прежде всего из нефтедобывающих стран, - в свою очередь притязают еще и на то. чтобы нести миру "некий свет духовности". ДН 2000 8 138.

Полезные сервисы

тьермондистский

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕРМОНДИСТСКИЙ ая, ое. Отн. к тьермондизму и тьермондистам. Похоже в чем и впрямь рвались "просветить" ближних угрюмые бородачи. так это в самом агрессивном из всех возможных применений тьермондистской, как выражаются западные социологи, или. по-русски говоря, третьемирской веры. ДН 2000 8 138.

Полезные сервисы

тьерри

Сканворды для слова тьерри

- Имя футболиста Анри.

Полезные сервисы

тьерри (thierry)

Большой энциклопедический словарь

ТЬЕРРИ (Thierry) Огюстен (1795-1856) - французский историк, один из основателей романтического направления во французской историографии. Труды о нормандском завоевании Англии, о Меровингах. К. Маркс высоко оценил работу Тьерри по истории третьего сословия.

Полезные сервисы

тьерри (thierry) огюстен

Большой энциклопедический словарь

Тьерри́ (Thierry) Огюстен (1795—1856), историк, один из основателей романтического направления во французской историографии. Труды о нормандском завоевании Англии, о Меровингах, по истории третьего сословия.

Полезные сервисы

тьерри (теодорик) шартрский

Энциклопедический словарь

Тьерри́ (Теодорик) Шартрский - Бретонец (Theodoricus Carnotensis, Theodoricus Brito) (? - между 1149 и 1155), христианский философ и богослов, виднейший представитель шартрской школы. Младший брат Бернарда Шартрского. Комментарии к Боэцию и логическим сочинениям Аристотеля, трактат «О семи днях и шести различиях творения».

Полезные сервисы

тьерри (теодорик) шартрский, бретонец (theodoricus carnotensis, theodoricus brito)

Большой энциклопедический словарь

Тьерри́ (Теодорик) Шартрский, Бретонец (Theodoricus Carnotensis, Theodoricus Brito) (умер между 1149—1155), христианский философ и богослов, виднейший представитель шартрской школы. Младший брат Бернарда Шартрского, в 1121 магистр и в 1141—50 канцлер школы в Шартре. Комментарии к Боэцию и логическим сочинениям Аристотеля, трактат «О семи днях и шести различиях творения».

Полезные сервисы

тьерри огюстен

Энциклопедический словарь

Тьерри́ Огюстен (Thierry) (1795-1856), французский историк, один из основателей романтического направления во французской историографии. Труды о нормандском завоевании Англии, о Меровингах, по истории третьего сословия.

* * *

ТЬЕРРИ Огюстен - ТЬЕРРИ́ (Thierry) Огюстен (1795-1856), французский историк, один из основателей романтического направления во французской историографии. Труды о нормандском завоевании Англии, о Меровингах. К. Маркс высоко оценил работу Тьерри по истории третьего сословия.

Полезные сервисы

тьерри шартрский

Энциклопедический словарь

ТЬЕРРИ Шартрский - ТЬЕРРИ́ (Теодорик) Шартрский, Бретонец (Theodoricus Carnotensis, Theodoricus Brito) (ум. между 1149-1155), христианский философ и богослов, виднейший представитель шартрской школы. Младший брат Бернарда Шартрского (см. БЕРНАРД ШАРТРСКИЙ) , в 1121 магистр и в 1141-50 канцлер школы в Шартре. Комментарии к Боэцию и логическим сочинениям Аристотеля, трактат «О семи днях и шести различиях творения».

Большой энциклопедический словарь

ТЬЕРРИ (Теодорик) Шартрский - Бретонец (Theodoricus Carnotensis, Theodoricus Brito) (ум. между 1149-1155), христианский философ и богослов, виднейший представитель шартрской школы. Младший брат Бернарда Шартрского, в 1121 магистр и в 1141-50 канцлер школы в Шартре. Комментарии к Боэцию и логическим сочинениям Аристотеля, трактат "О семи днях и шести различиях творения".

Полезные сервисы

тьерс

Словарь галлицизмов русского языка

I.

ТЬЕРС I а м. tierce f.

1. фехт. Можно также рипостировать секундою или тиерсом, отбивши тиерсом же. 1796. Фишер Фехт. 37. Октавою .. отбиваться так же часто после тиерса, тогда противник хочет колоть секундою или финтом. 1796. Фишер Фехт. 15. О финте раз-два (feinte un-deux). Финт раз два есть два переноса из кварта в тиерс, а из тиерса в кварт, или из тиерса в кварт а из кварт тиерс, не оборачивая руки. 1796. Фишер Фехт. 16. Сделать финт, значит обмануть противника, сделав двойное движение шпагою, то есть показывая намерение колоть в одну сторону, - нанесть удар в другую .. Финт-тьерс, финт-карт, финт -сегонд, финт-фланконад. Сивербрук Фехт. 45.

II.

ТЬЕРС II tierce, je de tierce. муз. Звуковой колорит <фр. органа> определяется использованием строго регламентированной комбинацией регистров, включающей в себя регистр Терцию. Это регистры ( Bourdon, Flute, Quarte de Nasard, Tierce, Larigot),.. имела <комбинация> название "Jeu de Tierce", или "Cornet decomposé (разложенный корнет), так как имитировала звучание корнета. Стар. муз. 1999 2 24.

Полезные сервисы

тьерс-мажор

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕРС-МАЖОР tierce major. карт. Большой тьерс. - Пять карт и тьерс-мажор восемь, три короля - одиннадцать и три десятки четырнадцать ... Вот как третьего дня коротали мы на пароходе пять скучных часов переезда. Авдеев Письма из-за границы. // А. 2 303.

Полезные сервисы

тьерсе

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕРСЕ tierce ? Скачки. По правилам "тьерсе" <ставок тотализатора на скачках> необходимо угадать номера трех лошадей, которые займут в данном заезде соответственно первое, второе и третье места. Вайкс 141. "Тьерсе" требует угадать три первые лошади, более трудное, но зато сулящее более крупный выигрыш "карте" - четыре (больший <выигрыш> полагается угадавшему лошадь в порядке прихода на финиш, в противном случае выигрыш гораздо меньше). Рубиснкий 1989 202.

Полезные сервисы

тьерсерон

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕРСЕРОН а, м. tierceron m. архит. Промежуточная нервюра поддерживающая лиерну в ее середине. Плужников. В архитектуре фр. Готики 13-15 вв. <лиерна>- нервюра (ребро свода), соединяющая шелыги (верхние точки) боковых, щековых арок. В крестовом готическом своде это хорошо видно при взгляде снизу (лиерны пересекаются под прямым углом) диагонально расположенные нервюры называются ожива. Пересечение диагональных ожив и перпендикулярных лиерн создает характерный звездчатый рисунок .., в центре которого находится крестоцвет. В поздней готике такая конструкция дополняется малыми контрлиернами (у четырех шелыг щековых арок). В этом случае, лиерны доходящие только до пересечения с контрлиернами, именуются неполными. Картина дополняется малыми диагональными нервюрами (доходящими до середины лиерн), они называются тьерсеронами. Вначале лиерны применялись строителями для того, чтобы скрыть неровные швы кладки свода. В 14-15 вв. они, как и прочие элементы приобретают декоративное значение, а свод, причудливо украшенный столь сложным переплетением, называется "звездчатым". Власов 2001 4 137. Дополнительные нервюры, идущие от опоры и поддерживающие посередине лиерны. Партина.Гигантский купол собора с многочисленными тьерсеронами опирается на мощную центральную колонну. Готика 2000 143. Тьерсеронный ая, ое. В центральном нефе каждый свод кончается как тьерсеронный, но к вершине расходится на несколько больших ромбов, образованных льернами. Готика 2000 143.

Сканворды для слова тьерсерон

- Звездчатый свод.

Полезные сервисы

тьерсы

Словарь галлицизмов русского языка

ТЬЕРСЫ ов, мн. tiers третий. Помощники секундантов на дуэлях. Брокг. 47 143.

Полезные сервисы

тьете

Энциклопедический словарь

Тьете́ - Тиете (Tietê), река на юго-востоке Бразилии, левый приток Параны. Около 1130 км, площадь бассейна 72 тыс. км2. Средний расход воды около 620 м3/с. ГЭС; водохранилище.

* * *

ТЬЕТЕ - ТЬЕТЕ́ (Тиете) (Tiete), река на юго-востоке Бразилии, левый приток Параны. Ок. 1130 км, площадь бассейна 72 тыс. км2. Средний расход воды ок. 620 м3/с. ГЭС; водохранилище.

Синонимы к слову тьете

сущ., кол-во синонимов: 1

река (2073)

Сканворды для слова тьете

- Река на юго-востоке Бразилии, левый приток Параны.

Полезные сервисы

тьете (tiete)

Большой энциклопедический словарь

ТЬЕТЕ (Тиете) (Tiete) - река на юго-востоке Бразилии, левый приток Параны. Ок. 1130 км, площадь бассейна 72 тыс. км². Средний расход воды ок. 620 м³/с. ГЭС; водохранилище.

Полезные сервисы