Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

универсальные грамматики

Лингвистика

Универса́льные грамма́тики

(«всеобщие», «общие», «рациональные», «философские», «аналитические»

грамматики) - грамматики, в которых грамматические категории

объясняются через категории мышления. В У. г. рассматривается

номенклатура понятий и принципов, предположительно общих для всех

людей в области восприятия и осмысления действительности, и,

соответственно, необходимый набор грамматических категорий для выражения мысли в

речи. У. г. восходят к «всеобщим» и «философским» грамматикам 16-17 вв.

Первым фундаментальным грамматическим сочинением, основанным на «новых

началах», а именно на «анализе мысли» с точки зрения «операций

рассудка», на анализе общих смысловых категорий восприятия человеком

действительности, является изданная в 1660 во Франции и многократно

переиздававшаяся как во Франции, так и за её пределами «Grammaire générale et raisonnée de Port-Royal»

(«Всеобщая и рациональная грамматика Пор-Рояля»), авторы которой -

аббаты монастыря Пор-Рояль (или Пор-Руаяль) А. Арно и К. Лансло. В этой

грамматике соединилась тонкость методического подхода к анализу фактов

языка с философским осмыслением основных грамматических категорий и

понятий. Традиционные, восходящие к античности методы описания языка по частям

речи и грамматическим категориям, применявшиеся зачастую без учёта

специфики материала языков и без осмысления основных значений

грамматических категорий, делали грамматику 17 в. наукой запутанной и во

многом непоследовательной, вели к процветанию в обучении грамматике

схоластических принципов и различных мнемонических приёмов в ущерб

постижению «разумных» начал языка. Авторы грамматики Пор-Рояля

полагали, что их метод поможет постичь основы «рационального» подхода к

изучению языка, базирующегося на «анализе мысли» с позиций способностей

разума. Поэтому центральным звеном теории Пор-Рояля стало описание

«операций рассудка», при помощи которых человек воспринимает,

анализирует и осмысляет окружающую действительность. Операции рассудка

постижимы и выразимы только через язык и на языке. Таким образом,

сформировалось одно из ключевых понятий У. г.: язык является «средством

анализа мысли», а слова - это «звуки отчётливые и членораздельные, из

которых люди составили знаки для обозначения

своих мыслей».

Грамматика Пор-Рояля разделена на 2 части: «Слова как звуки» и «Слова

как средства выражения и передачи мысли», состоящие соответственно из

6 и 24 глав. Во 2‑й части содержатся положения об «основных операциях

рассудка» и соответствующих им языковых категориях. «Операции

рассудка» - «представление», «суждение»,

«умозаключение». Соответственно им языковые категории реализуются в

принципиальных функциональных различиях между частями речи. Имена (существительные и прилагательные), местоимения, артикли

соотносятся с операцией «представления», глаголы, отглагольные части речи, а также союзы и междометия являются

языковой реализацией способности к «суждению». Способность к

«умозаключению» реализуется на уровне связного текста (особенно в так

называемых периодах). Для определения частей речи применение лишь

логико-семантических критериев

признавалось недостаточным, учитывалась роль слова в предложении.

В грамматике Пор-Рояля последовательно решается проблема «общего» и

«частного»: набор логико-смысловых категорий, находящих то или иное

выражение в языках на грамматическом или лексическом уровнях,

составляет «общее», а эмпирическое постижение свойств «языка вообще»

через изучение грамматической организации отдельных языков -

«частное». «Общее» постижимо через «частное», а «частное» - через

«общее». Например, понять, является ли та или иная грамматическая

категория «общей», можно лишь через «частное» изучение фактов языков,

которое показывает, что на самом деле нет «общих» грамматических

категорий, а есть лишь более или менее распространённые способы

реализации логико-смысловых категорий, которые считались

действительно универсальными. Категории же, являющиеся

формальными, например категория рода, не могут

выступать в виде «общих» категорий (см. также Универсалии языковые, Логическое направление в языкознании).

Существенным шагом вперед в описании имени явился принцип отделения

«субстанции» от «акциденции» в области именования с учётом специфики

реализации логических категорий в языке (в частности, на

синтаксическом уровне).

Универсальной грамматике Пор-Рояля предшествовала длительная

традиция, изучение которой началось лишь в последнее время

[грамматические трактаты средневековых «модистов»; «Минерва, или

О причинах латинского языка» Ф. Санчеса (Санкция; 16 в.) в Испании и

др.], однако название именно грамматики Пор-Рояля стало родовым и

послужило источником наименования многих других грамматических

сочинений, созданных в традициях грамматики Пор-Рояля. Как правило,

«общие и рациональные» грамматики дополнялись трактатами по «логике, или

искусству мышления». Наиболее полно идеи «общей и рациональной»

грамматики были развиты в 18 в. во Франции в трудах С. Ш. Дюмарсе

(1769), Н. Бозе (1767), Э. Б. де Кондильяка (1775) и в Англии, особенно

в работах Дж. Харриса («Hermes or philosophical inquiry

concerning language and universal grammar», 1751), Дж. Битти

(«The theory of language», 1788), лорда Монбоддо,

Дж. Пристли. Идеи У. г. получили развитие в большинстве

западноевропейских стран, а также в России, особенно в конце 18 -

начале 19 вв. (см. Языкознание в

России).

Развитие идей «общей и рациональной» грамматики привело к тому, что к

середине 18 в. единый ранее предмет грамматики разделился на 2 области:

«грамматической науки» и «грамматического искусства». «Грамматика может

изучать два вида принципов строения языков. Первые присущи всем языкам,

а истинность их неизменна; они относятся к природе самой мысли и служат

анализу мысли... Истинность вторых лишь гипотетична и зависит от

соглашений свободных и изменчивых... В соответствии с этим могут

существовать „общая" и „частная", грамматики, причём первая является

„наукой", а вторая - „искусством"» (Бозе). Выделение «грамматической

науки», созданной на базе «общих и рациональных» грамматик, в отдельную

область знания о языке послужило основой формирования

общелингвистического знания (общего языкознания) в отличие от

частнолингвистического знания. Таким образом, в У. г. 18 в. зародилось

представление о двойственности предмета лингвистики и начала

формироваться «парадигма» (см. Историография лингвистики)

общелингвистического знания.

Философской основой У. г. являлась не только философия рационализма

(картезианство), но и философия эмпиризма и сенсуализма, сама процедура

обоснования всеобщности мыслительных (понятийных)

категорий не играет в методе «общих и рациональных» грамматик особой

роли. В У. г. отсутствовало диалектическое осмысление развития

грамматического строя языков, им был чужд сам принцип историзма.

Ограниченность методов и исходных принципов «общих» грамматик

объясняется также тем, что в 17 - начале 19 вв. многие языки ещё не были

известны и описаны, что вело к европоцентризму номенклатуры исходных

категорий описания языков. Сравнительно-историческое языкознание утверждало

свои методы и принципы в борьбе с «общей» грамматикой, объявив её

антинаучной. Негативное отношение к этим грамматикам господствовало в

истории языкознания с 19 в. до 60‑х гг. 20 в.

Современная мировая и в особенности советская историография

лингвистики, рассматривающая У. г. с учетом исторических условий их

возникновения и развития, отмечает прогрессивную роль У. г. в эпоху

формирования основных европейских национальных литературных языков. Именно в У. г. была

разработана методология и даны

логико-философские обоснования принципов описания любого языка по

частям речи и грамматическим категориям. Давая общую номенклатуру

значений грамматических и лексико-грамматических категорий, У. г.

исходили из того, что эти значения могут быть так или иначе выражены в

любом языке, но разными языковыми средствами. У. г. создали базу для

типологического и сопоставительного

языкознания. Идеи У. г. находят применение в преподавании языков, типологии лингвистической, в работах по

универсалиям лингвистическим, в генеративной лингвистике.

Амирова Т. А., Ольховиков Б. А.,

Рождественский Ю. В., Очерки по истории лингвистики, М.,

1975;

Бокадорова Н. Ю., «Общая грамматика» XVIII в. и современное

общее языкознание, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1982, т. 41, № 2;

её же, Французская лингвистическая традиция XVIII - начала

XIX в., М., 1987;

Малявина Л. А., У истоков языкознания нового времени.

(Универсальная грамматика Ф. Санчеса «Минерва» 1587 г.), М., 1985;

Chomsky N., Cartesian linguistics, N. Y. - L.,

1966;

Donzé R., La grammaire générale et raisonnée de

Port-Royal, Berne, 1967;

Chevalier J.‑Cl., Histoire de la syntaxe, Gen.,

1968;

La grammaire générale des modistes aux idéologues,

Lille, 1977 (лит.);

Ricken U., Grammaire et philosophie au siècle des

Lumières, Lille, 1978.

Н. Ю. Бокадорова.

Полезные сервисы

универсальные квантификаторы

Практический толковый словарь

нлп Лингвистические термины для обозначения таких слов, как каждый, все и др., которые не допускают исключений. Одна из категорий метамодели. (Смотри также:Метамодель).

Полезные сервисы

универсальные смыслы в художественных текстах

Лингвистические термины

универсальные смыслы в художественных текстах - художественное время, художественное пространство, художественное состояние, художественное событие.

Аанализа текста

художественное время, художественное пространство, художественное состояние, художественное событие.

Полезные сервисы