Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

успение

Толковый словарь

I ср.

Один из двунадесятых православных церковных праздников, установленный, согласно евангельскому преданию, в день скорби по поводу кончины Матери Божией (отмечающийся 28 августа - по новому стилю или 15 августа - по старому); Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

II ср.

Иконографический сюжет.

Толковый словарь Ушакова

УСПЕ́НИЕ, успения, мн. нет, ср. (церк.).

1. Смерть (первонач. действие по гл. успнуть - уснуть, умереть). «В простых и трогательных выражениях представил он (архиерей) мирное успение праведницы.» Пушкин.

2. Христианский праздник - день смерти богородицы (15 августа).

Толковый словарь Ожегова

УСПЕ́НИЕ, -я, ср.

1. Смерть, кончина (устар. высок.).

2. (У прописное). Один из двенадцати основных православных праздников (15/28 августа) в память смерти Богородицы. У. Божьей матери.

Словарь существительных

УСПЕ́НИЕ, -я, ср (У прописное).

Праздник (один из двенадцати основных православных), отмечаемый 15 (28 по новому стилю) августа как день кончины Божией Матери.

Первую литургию в новом храме отслужили в праздник Успения Богородицы.

Энциклопедический словарь

УСПЕ́НИЕ, УСПЕ́НЬЕ, -я; ср.

1. Церк. Смерть, кончина. У. преподобного Иосифа Волоцкого. У. митрополита.

2. [с прописной буквы] В православной церкви: один из двунадесятых праздников (Успение Пресвятой Богородицы), отмечаемый 15 (28) августа как день памяти Божьей Матери. Родиться в Успение. Пойти в церковь в Успенье.

Успе́нский, -ая, -ое (2 зн.). У. собор. У-ие молитвы.

Академический словарь

-я, ср.

1. церк.

Смерть, кончина.

Все ожидали чего-то немедленного и великого тотчас по успении старца. Достоевский, Братья Карамазовы.

2. Церковный праздник в память смерти богородицы.

Словарь церковнославянского языка

 =  сущ. погружение в сон, мирная кончина, подобная сну; (ὕπνος), сон; (κηδεία) погребение.           (Сир. 46, 22).

Словарь слов из произведений русской литературы

Успение - и УСПЕНЬЕ, я, ср.

1. Смерть, кончина.

Все ожидали чего-то немедленного и великого тотчас по успении старца. // Достоевский. Братья Карамазовы //*

2. Церковный праздник в память о смерти Богородицы.

УСПЕНЬЕВ ДЕНЬ.

В первых числах августа начались у него переэкзаменовки и приемные экзамены, а после успеньева дня - классные занятия. // Чехов. Учитель словесности //

Орфографический словарь

успе́ние, -я (кончина, церк.) и Успе́ние, -я (праздник; иконографический сюжет)

Словарь ударений

успе́ние (церк. кончина, смерть); Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы (праздник)

Трудности произношения и ударения

успе́ние (не рекомендуется успе́нье).

Формы слов для слова успение

успе́ние, успе́ния, успе́ний, успе́нию, успе́ниям, успе́нием, успе́ниями, успе́нии, успе́ниях

Синонимы к слову успение

сущ., кол-во синонимов: 3

См. смерть...

Архаизмы

Успение - смерть, кончина

Морфемно-орфографический словарь

успе́ни/е [й/э].

Грамматический словарь

успе́ние с 7a

Этимологический словарь

успе́ние

церк., успе́ние богоро́дицы (15 авг.), др.-русск. усъпениɪе "засыпание, сон; смерть, кончина; церк. праздник", усъплениɪе (Сказ. о Борисе и Глебе, Нестор, Жит. Феодос., Новгор. I летоп.; см. Срезн. III, 1295 и сл.). От у- и спать, калькирует греч. κοίμησις τῆς Θεοτόκου. От церкви успения происходит распространенное местн. н. Успе́нское, а от последнего - фам. Успе́нский (Унбегаун, RЕS 16, 66).

Сканворды для слова успение

- Икона праздника 28 августа («Конец земной жизни»).

- Православный праздник.

- Картина Питера Брейгеля Старшего «... Богородицы».

- Кончина святого.

Полезные сервисы

успение богородицы

Популярный словарь

Успение Богородицы

Успе́ния Богоро́дицы, только ед.

Один из двунадесятых праздников православной церкви, установленный в память смерти Девы Марии, матери Иисуса Христа.

Этимология:

Калька греческого словосочетания, в которой успение- приставочное образование от глагола спать.

Энциклопедический комментарий:

Праздник Успения Богородицы отмечается 15 (28) августа как день памяти Божьей Матери, завершения ее жизненного пути. Он оформился в конце V - начале VI вв., когда сложилась "земная биография" Богородицы, написанная церковными авторами. В праздничный культ Успения Богородицы в России вошли многие древние обряды, в том числе обычаи древних славян, отмечавших в августе окончание жатвы хлебов. Успение отмечается девять дней, в течение которых с церковных амвонов звучат проповеди, прославляющие Богоматерь как Царицу Небесную. В них восхваляются также добродетели Богородицы, ее непорочная жизнь.

Энциклопедический словарь

Успе́ние Богоро́дицы - один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в память смерти Девы Марии - матери Иисуса Христа. Отмечается верующими 15(28) августа. На Руси совпадал по времени с народными праздниками окончания жатвы. Один из самых почитаемых праздников, накануне верующие соблюдают Успенский пост.

* * *

УСПЕНИЕ Богородицы - УСПЕ́НИЕ Богородицы, христианский праздник, последний в годичном круге великих праздников; посвящен окончанию земной жизни Богородицы, празднуется 15 (28) августа. В Православной церкви - Богородичный двунадесятый праздник (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ).

История праздника

Самые ранние из дошедших до нас памятников, повествующих о кончине Богоматери, датируются 4 в. и содержат различные данные о том, где, как и как долго жила Пресвятая Дева после окончания земной жизни Спасителя. Неодинаковы также повествования о кончине и погребении Богородицы. Однако в большинстве своем эти тексты сходятся в том, что Пресвятая Дева Мария была телесно восхищена (взята) от земли на небо. Согласно преданию, нашедшему отражение в богослужебных текстах, после Вознесения (см. ВОЗНЕСЕНИЕ) на небо Господа Иисуса Христа Пресвятая Дева, оставаясь, согласно повелению своего Сына, на попечении святого апостола Иоанна Богослова (см. ИОАНН Богослов) (Иоанн 19:25-27), пребывала в подвигах поста и молитвы. Ко времени Успения Пресвятая Дева жила в Иерусалиме. За три дня до Ее кончины Ей явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В день кончины Божией Матери апостолы, кроме апостола Фомы, были восхищены на облаках из разных стран земли и собраны в Иерусалиме, где стали свидетелями Ее мирного преставления. Тело Богоматери апостолы погребли в Гефсимании, где покоились Ее родители и праведный Иосиф. На третий день после погребения Божией Матери явился апостол Фома и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но пречистого тела Богородицы в гробнице уже не было - там лежала только плащаница в качестве непреложного свидетельства Ее преставления. Господь, воскресший в третий день, воскресил в третий день и Приснодеву Марию.

Установление праздника Успения восходит, по-видимому, к традиции Иерусалимской Церкви, где этот праздник известен уже к 5 в. На Западе праздник Успения до 8 в. не был всеобщим. В 813 он стал обязательным для Франции. Однако и в 12 в. на Западе Успение уступало в торжественности дням особо чтимых святых.

Особенности богослужения

Праздник Успения имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) и 9 дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО). Отдание его совершается 23 августа (5 сентября). Празднику предшествует двухнедельный (Успенский) пост с 1 (14) по 14 (27) августа. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно - в Иерусалиме, в Гефсимании). Особенность ее состоит в том, что она совершается по подобию службы Утрени Великой Субботы и включает чтение 17-й кафизмы (см. КАФИЗМА) («Блаженни непорочнии»).

На Востоке и на Западе у этого праздника различные названия. Греки стали называть его «koimesis» - «погружение в сон» (церк.-слав. - Успение). На Западе закрепилось латинское слово «assumptio» - «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда применительно к этому празднику используется (параллельно с устоявшимся в русской традиции «Успением») название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».

Большой энциклопедический словарь

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ - один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в память смерти Девы Марии - матери Христа. Отмечается верующими 15(28) августа.

Гуманитарный словарь

УСПЕ́НИЕ БОГО́РОДИЦЫ - один из двунадесятых праздников православной церкви. Отмечается 15(28) день кончины Божьей Матери, к-рый был открыт ей Господом. В этот день апостолы были перенесены из разных мест в Иерусалим. Согласно ее воле тело погребли в Гефсимании рядом с могилами ее родителей. На 3-й день не присутствовавший при кончине апостол Фома, придя ко гробнице, не обнаружил там тела. Это считается свидетельством того, что оно было "взято на небо".

Праздник возник не ранее 5-6 вв., после завершения богословских споров о божественной сущности Божьей Матери. Последний период ее земной жизни описан в соч. "Об успении Богородицы" - единств. источнике, на к-рый опирается церковь.

В РПЦ празднеству предшествует двухнедельный Успенский пост.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ, один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в память смерти Девы Марии - матери Христа. Отмечается верующими 15(28) августа. Название у католиков - Взятие Марии на небо.

Синонимы к слову успение богородицы

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

успения божьей матери праздник

Энциклопедия Кольера

УСПЕНИЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ПРАЗДНИК - посвящен воспоминанию о дне, когда Богородица после своей кончины была восхищена на небеса, где ее душа воссоединилась с телом. Католическое учение о том, что не только душа, но и тело Матери Божьей было взято на небеса, закрепил в качестве догмата папа Пий XII догматической конституцией от 1 ноября 1950. В этом догмате отразилась вера, которой издревле придерживалась церковь. С 6 по 11 в. многие отцы церкви как на Востоке, так и на Западе произносили проповеди, посвященные Успению Богородицы и восхищению ее во плоти на небеса (лат. assumptio), которые со всей непреложностью свидетельствовали об их вере в это событие. Начиная с 6 в. Католическая церковь отмечает праздник 15 августа. В Русской православной церкви праздник отмечается 15 августа по старому стилю.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Полезные сервисы

успения на мокрушах собор

Крылатые слова

Князь-Владимирский собор (ул. Блохина, 26).

Ср.: ВЛАДИМИР, НИКОЛА МОКРЫЙ1, НИКОЛА МОРСКОЙ1, НИКОЛА НА МОКРУШАХ.

Полезные сервисы

успенская

Сканворды для слова успенская

- Российская эстрадная певица, спевшая про кабриолет.

- Российская эстрадная певица, выпустившая альбом «Карусель».

Полезные сервисы

успенская мария

Энциклопедия Кольера

УСПЕНСКАЯ Мария (1876-1949), Россия, США; уроки актерского мастерства получила в МХАТе у К.С.Станиславского, играла с ним в Нью-Йорке в русских пьесах (1923); осталась в США, где выступала на сцене и преподавала; основала актерскую студию в Нью-Йорке и Голливуде.

Полезные сервисы

успенский

Толковый словарь

прил.

1. Относящийся к Успению [Успение I], связанный с ним.

2. Свойственный Успению [Успение I], характерный для него.

3. По времени приходящийся на Успение I; Успеньев день.

Толковый словарь Ушакова

УСПЕ́НСКИЙ, успенская, успенское (церк.). прил. к успение во 2 знач. Успенский пост.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к успение (во 2 знач.).

Успенский пост.

Орфографический словарь

успе́нский (к Успе́ние)

Словарь ударений

успе́нский; Успе́нский собо́р

Формы слов для слова успенский

успе́нский, успе́нская, успе́нское, успе́нские, успе́нского, успе́нской, успе́нских, успе́нскому, успе́нским, успе́нскую, успе́нскою, успе́нскими, успе́нском, успе́нск, успе́нска, успе́нско, успе́нски

Синонимы к слову успенский

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

успе́н/ск/ий.

Грамматический словарь

успе́нский п 3a✕~

Успе́нский ф. <п 3а>

Этимология

Эта известная русская фамилия восходит к распространенному названию Успенское - так называли поселки вблизи церкви Успения (то есть кончины) Богородицы.

Словарь русских фамилий

УСПЕНСКИЙ

Семинарская фамилия. По названию церквей, посвященных дню Успения (то есть смерти) богородицы. (Ф).

Сканворды для слова успенский

- Детский писатель, придумавший Чебурашку.

- Детский поэт, придумавший сюжет сказки «Пластилиновая ворона».

- Детский писатель, придумавший дядю Фёдора, Шарика и Матроскина.

- Детский писатель, автор стихотворения «Разноцветная семейка».

- Русский писатель, написавший вместе с Андреем Лазарчуком трилогию «Гиперборейская чума».

- Собор московского Кремля.

- Российский писатель, автор сказки «25 профессий Маши Филипенко».

Полезные сервисы

успенский борис андреевич

Энциклопедический словарь

Успе́нский Борис Андреевич (р. 1937), филолог, доктор филологических наук (1972), профессор МГУ (с 1977) и Неаполитанского Восточного университета. Труды по проблемам общего языкознания (в том числе структурной типологии), славянской филологии (в том числе русскому и церковнославянскому языкам), литературоведению (поэтике) и искусствознанию, семиотике, истории русской церкви.

Большой энциклопедический словарь

Успе́нский Борис Андреевич (р. 1937), филолог, доктор филологических наук (1972), профессор МГУ (с 1977) и Неаполитанского Восточного университета. Труды по проблемам общего языкознания (в том числе структурной типологии), славянской филологии (в том числе истории русского и церковно-славянского языков), литературоведению (поэтике) и искусствознанию, семиотике, истории русской церкви.

Полезные сервисы

успенский виктор александрович

Энциклопедический словарь

Успе́нский Виктор Александрович (1879-1949), музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркменской ССР (1929) и Узбекской ССР (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Средней Азии. Автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1939). Профессор Ташкентской консерватории (с 1936).

* * *

УСПЕНСКИЙ Виктор Александрович - УСПЕ́НСКИЙ Виктор Александрович (1879-1949), музыкант-этнограф (см. ЭТНОГРАФИЯ) , композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Ср. Азии. Автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1936). Профессор Ташкентской консерватории (с 1936).

Большой энциклопедический словарь

УСПЕНСКИЙ Виктор Александрович (1879-1949) - музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Ср. Азии. Автор музыкальной драмы "Фархад и Ширин" (1936). Профессор Ташкентской консерватории (с 1936).

Полезные сервисы

успенский глеб ив

Гуманитарный словарь

УСПЕ́НСКИЙ Глеб Ив. (1843-1902) - писатель. Род. в семье чиновника. Учился в Тульск. и Черниг. г-зиях (1853-61), Петерб. (1861) и Моск. (1862) ун-тах. Известность. У. принесли "Нравы Растеряевой улицы" (1866-67) - цикл очерков, в к-ром с глубоким знанием действительности рассказано о горестной жизни тульских ремесленников и рабочих, уродливом быте чиновников, мещан, лавочников. С 1868 У. становится постоянным сотр. ж. "Отечественные записки". Крупнейшее произв., опубл. здесь, "Разоренье" (1869-71), в к-ром У. старается понять тенденции обществ. прогресса, но разорившаяся рус. жизнь дает ему мало оснований для оптимизма. Большую роль в развитии связей У. с рев.-народниками сыграли его поездки за границу (1872 и 1875-76). Наблюдения над рус. жизнью, в к-рую вторглись капиталистич. отношения, отражены У. в цикле "Новые времена, новые заботы" (1873-78). Следуя народническим доктринам, У. едет в Новгород, губ. (1877), затем в Самарскую, где служит письмоводителем ссудно-сберегат. т-ва (1878); в 1880 поселяется в дер. близ ст. Чудово Новгород. губ. (там сейчас находится мемор. музей У.). Итоги его изучений отразились в циклах "Из деревенского дневника" (1877-80), "Крестьянин и крестьянский труд" (1880) и "Власть земли" (1882). В них показана широкая картина диких дер. нравов, процесс "раскрестьянивания" под влиянием проникающего в крест. жизнь и разобщающего ее "кредитного купона" и высказана утопич. идея "власти земли". Для У. крестьянин - высш. человеч. тип, а крест. жизнь, подчин. земле, - благо, к к-рому должно стремиться человечество. Однако у крестьянина нет защитников; его жизнь уходит из-под власти земли и разрушается от наступления "власти капитала" (так хотел назвать У. новый цикл очерков). С нач. 1890-х гг. обострилась тяжелая душевная болезнь У., и он не мог продолжать свою лит. деят-ность.

Г. И. Успенский

Г. И. Успенский

Полезные сервисы

успенский глеб иванович

Энциклопедический словарь

Успе́нский Глеб Иванович (1843-1902), русский писатель. Реалистически показал жизнь городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков, повестей и рассказов: «Нравы Растеряевой улицы», 1866, «Разоренье», 1869-83, «Власть земли», 1882, и др.). Творчество проникнуто демократическими, народническими идеями.

* * *

УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович - УСПЕ́НСКИЙ Глеб Иванович (1843-1902), русский писатель. Реалистически показал нужду и угнетение городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков «Нравы Растеряевой улицы», 1866; «Разорение», 1869; «Власть земли», 1883, и др.). Творчество проникнуто демократическими, народническими идеями.

Большой энциклопедический словарь

УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (1843-1902) - русский писатель. Реалистически показал нужду и угнетение городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков "Нравы Растеряевой улицы", 1866; "Разорение", 1869; "Власть земли", 1883, и др.). Творчество проникнуто демократическими, народническими идеями.

Полезные сервисы

успенский лев вас

Гуманитарный словарь

УСПЕ́НСКИЙ Лев Вас. (1900-78) - прозаик. Род. в Петербурге, в семье инж.-геодезиста. Учился в Лесном ин-те, был землемером в Псковской губ. (1918-23). В 1920 мобилизован в Кр. армию. После демобилизации сменил мн. профессий (тов. лесничего, лектор по биологии, преподаватель черчения, рус. яз. и др.). Окончил Высшие гос. курсы иск-воведения при Ин-те истории иск-в (1929). Занимался в аспирантуре Гос. ин-та речевой культуры (1930-32). Писать начал, еще будучи гимназистом. Дебюты в печати (оба 1928): ст. "Язык революции" (в сб. "Пять искусств") и детекивный ром. "Запах лимона" (в соавт. с Л. Рубиновым, под общим псевд. Лев Рубус). В 30-е гг. публикует рассказы в ж. "Чиж" и "Еж"; один из организаторов Дома занимат. науки в Ленинграде. Переработал для детей мифы Др. Греции: "Двенадцать подвигов Геракла" (1938), "Золотое руно" (1941, в соавт. с В. В. Успенским). В годы Вел. Отеч. войны - воен. корр. Балтфлота. Картины этого времени отражены в ром. "60-я параллель" (1955, в соавт. с Г. Н. Караевым). Осн. обл. работы У., писателя-филолога, - популяризация яз.-знания ("Слово о словах", 1954; "Ты и твое имя", 1960; этимологич. словарик школьника "Почему не иначе?", 1967; очерки по топонимике "Имя дома твоего", 1967; "По закону буквы", 1973 и др.). У. опубликовал ряд кн. по истории Ленинграда: "На 101 острове. Рассказы о Ленинграде" (1957, в соавт. с К. Н. Шнейдер), "Ленинград. Из истории города" (1957, в соавт. с В. В. Успенским), "Записки старого петербуржца" (1970). В последние годы жизни У. работал над кн. рассказов "Записки старого скобаря".

Полезные сервисы

успенский лев васильевич

Энциклопедический словарь

Успе́нский Лев Васильевич (1900-1978), русский писатель. «Слово о словах» (1954) и другие научно-популярные книги о русском языке; повести, рассказы.

Большой энциклопедический словарь

УСПЕНСКИЙ Лев Васильевич (1900-78) - русский писатель. "Слово о словах" (1954) и другие научно-популярные книги о русском языке; повести, рассказы.

Полезные сервисы

успенский ник. вас

Гуманитарный словарь

УСПЕ́НСКИЙ Ник. Вас. (1837-89) - писатель. Род. в семье дер. священника. Двоюродный брат Г. И. Успенского. Учился в духовной семинарии, затем - в Медико-хирург. академии, на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та. Печататься начал в 1857, а с 1858 - постоянный сотр. ж. "Современник". Сб. "Рассказы" У. (1861) позволил Н. Г. Чернышевскому высказать мысль о новом качестве лит-ры о народе (по ср. с И. С. Тургеневым, Д. В. Григоровичем и др.), ясно обозначившемся в очерках и рассказах писателей-разночинцев: они сказали полную и трезвую правду о нар. жизни. В этом качестве произв. У. явились как бы образцом такой лит-ры. Но имя У. очень скоро было забыто. Отчасти причиной тому был он сам. В 1861 он решительно разорвал с "Современником" и, получив диплом учителя, преподавал в Яснополянской школе; потом поссорился с Л. Толстым и уехал по приглашению И. С. Тургенева в Спасское-Лутовиново. С Тургеневым он тоже повздорил и в 1864-75 служил в различных уч-щах и г-зиях. Неудачная женитьба, пьянство и, как следствие, нужда обрекают У. на скитания: ночует в ночлежках и рассказывает в трактирах биографии рус. писателей. В 1888 У. опубликовал о них воспоминания ("Из прошлого"), вызвавшие скандал. Покончил жизнь самоубийством, и редкие периодич. изд. откликнулись на эту тему.

Полезные сервисы

успенский николай васильевич

Энциклопедический словарь

Успе́нский Николай Васильевич (1837-1889), русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления.

* * *

УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич - УСПЕ́НСКИЙ Николай Васильевич (1837-89), русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления.

Большой энциклопедический словарь

УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837-89) - русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления.

Полезные сервисы

успенский николай дмитриевич

Энциклопедический словарь

Успе́нский Николай Дмитриевич (1900-1987), музыковед, педагог. Исследования по древнерусскому певческому искусству, византийской гимнографии, русской церковной музыке, фольклору. Преподавал в Ленинградской консерватории, профессор Ленинградской духовной академии.

Большой энциклопедический словарь

Успе́нский Николай Дмитриевич (1900—1987), музыковед, педагог. Исследования по древнерусской и византийской музыке, гимнографии, русской церковной музыке. В 1939—1954 (с перерывами) преподавал в Ленинградской консерватории; профессор Ленинградской духовной академии.

Полезные сервисы

успенский пётр демьянович

Энциклопедический словарь

Успе́нский Пётр Демьянович (1877-1947), философ, мистик. Жил в Москве, с 1908 в Санкт-Петербурге, неоднократно путешествовал по Востоку; с 1921 в Лондоне, в 1941-46 в США. Испытал влияние теософии, йоги, с 1915 влияние Г. И. Гурджиева. Основные сочинения: «Четвёртое измерение» (1910), «Терциум органум. Ключ к загадкам мира» (1911), «Новая модель универсума» (1931).

* * *

УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович - УСПЕ́НСКИЙ Петр Демьянович (1877-1947), русский философ, мистик. Жил в Москве и с 1908 в Петербурге, неоднократно путешествовал по Востоку; с 1921 в Лондоне, в 1941-46 в США. Испытал влияние теософии (см. ТЕОСОФИЯ), йоги (см. ЙОГА), Г. И. Гурджиева (см. ГУРДЖИЕВ Георгий Иванович) с 1915. Основные сочинения - «Четвертое измерение» (1910), «Терциум органум. Ключ к загадкам мира» (1911), «Новая модель универсума» (1931).

Полезные сервисы

успенский петр демьянович

Большой энциклопедический словарь

УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович (1877-1947) - русский философ, мистик. Жил в Москве и с 1908 в Петербурге, неоднократно путешествовал по Востоку; с 1921 в Лондоне, в 1941-46 в США. Испытал влияние теософии, йоги, Г. И. Гурджиева с 1915. Основные сочинения - "Четвертое измерение" (1910), "Терциум органум. Ключ к загадкам мира" (1911), "Новая модель универсума" (1931).

Полезные сервисы

успенский пост

Орфографический словарь

Успе́нский по́ст

Полезные сервисы

успенский собор

Энциклопедический словарь

Успе́нский собо́р - во Владимире, памятник владимиро-суздальской школы. Построен в 1158-60. После перестройки в 1185-89 - 6-столпный, 5-нефный, 3-апсидный храм с 5 главами. Фрагменты фресок XII-XIII вв., а также 1408 (Андрей Рублёв и Даниил Чёрный).

Орфографический словарь

Успе́нский собо́р

Полезные сервисы

успенский собор (в москве)

Энциклопедический словарь

УСПЕНСКИЙ СОБОР (в Москве) - УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р Московского Кремля, памятник архитектуры. Великолепный своей строгостью, простотой и выразительностью храм, созданный руками русских мастеров по проекту и под руководством Аристотеля Фьораванти (см. ФЬОРАВАНТИ Аристотель) в средневековой деревянной Москве (1475-1479), долгое время служил источником вдохновения и образцом для многочисленных подражаний.

Реконструкция Московского Кремля 15 века

Москва конца 15 века представляла собой ряд деревень, соединенных административно-военным и торговым центром, Кремлем, и торговым посадом, будущим Китай-городом (см. КИТАЙ-ГОРОД). Город не насчитывал и десятка каменных зданий, причем только культовых: церковь Михаила Архангела (1333), собор в Андрониковом монастыре (1380), церковь Рождества Богородицы (1393) и др. Белокаменные стены Кремля, построенные еще при Дмитрии Донском (см. ДМИТРИЙ Донской), обветшали от многочисленных пожаров. Повсюду на них были видны деревянные заплатки (вычинки), подпорки и многочисленные обрушения. Московский Кремль (см. КРЕМЛЬ Московский)- резиденция великого князя московского Иван III (см. ИВАН III Васильевич) - нуждался в обновлении и более репрезентативном виде, соответствующем столице сильного европейского государства. Великий князь и митрополит Филипп решают начать реконструкцию Кремля с возведения главной святыни государства - Успенского собора.

Место будущего собора

Первые деревянные церкви на месте Успенского собора, как свидетельствуют археологические находки, относятся к 12-13 векам. Там же найдены остатки захоронений, говорящие о наличии кладбища. В 1326-1327 на месте деревянного Успенского собора был построен каменный. В 1448 Русская православная церковь стала автокефальной (см. АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ), независимой от Константинопольского патриарха, после чего строительство центрального собора страны становится совершенно необходимым.

Первая попытка

Подряд на строительство Успенского собора получили московские мастера Ивашка Кривцов и Мышкин. Для знакомства с местными храмами они были посланы во Владимир и, вернувшись, заявили, что построят храм больше владимирского. Вокруг старого собора, который временно был сохранен, выкопали траншеи, забили сваи, выложили фундамент. Стены вывели на высоту человеческого роста, и только после этого разобрали старый храм. Затем, по приказу князя, внутри строящихся стен поставили временную деревянную церковь, в которой Иван III обвенчался с приехавшей гречанкой Софьей Палеолог (см. СОФЬЯ Палеолог). Общее руководство работами было поручено опытному Василию Ермолину и Ивану Голове, однако Ермолин, чувствуя недостаток опыта строительства большепролетных храмов, от руководства отказался. Здание возвели до сводов, оставалось только поставить среднюю главу, как вдруг оно рухнуло (20 мая 1474). Попытка воздвигнуть при помощи московских мастеров храм, который должен был превзойти размерами и красотой постройки старых владимирских мастеров, на этом закончилась. Псковские мастера, вызванные в Москву, от опасной работы отказались.

Поиски «доброго муроля»

Иван III поручает своему послу Семену Толбузину найти в Италии и привезти в Москву «доброго муроля», которому можно было бы поручить строительства главного московского собора. Определенную роль в выборе именно итальянского зодчего, вероятно, сыграла молодая великая княгиня Софья Палеолог, которая воспитывалась при дворе римского папы Сикста IV.

В марте 1475 в Москву прибывает знаменитый итальянский архитектор, инженер, фортификатор, гидротехник и литейных дел мастер Аристотель Фьораванти (см. ФЬОРАВАНТИ Аристотель) со своим сыном Андреа и помощником Петром. Жалование ему положили десять рублей, или два фунта серебром, в месяц.

Начало строительства. Путешествие Фьораванти

Фьораванти не стал использовать оставшиеся стены рухнувшего собора, а сломал их с помощью специального тарана, чем весьма удивил москвичей. Затем в районе нынешнего Калитниковского кладбища был построен кирпичный завод, выпускавший прочный большемерный кирпич, и в июне 1475 приступили к рытью траншеи и забивке дубовых свай под фундамент. Оставив постройку под наблюдением сына и помощника Петра, Фьораванти едет знакомиться с русской архитектурой во Владимир и Суздаль, а затем дальше на север до самых Соловков. По дороге он посетил Ростов Великий, Ярославль, Вологду и Великий Устюг. Он оказался первым европейским путешественником, начиная с 9 века, который достиг северного Поморья. Шестидесятилетний Фьораванти совершил это нелегкое путешествие вдвоем с проводником-переводчиком.

Строительство собора

Работы на стройке шли быстрыми темпами, и летом 1476 стены уже были выложены «по киоты», то есть до аркатурного пояса. Новшеством при строительстве собора были железные связи, заложенные в кладку для прочности, кирпич на леса уже не носили на плечах, а поднимали с помощью специальной лебедки, которую русские мастера назвали «векшею».

На четвертое лето собор вчерне был готов. Для облегчения сводов их вывели толщиной в один кирпич. Кроме большой средней главы, собор увенчивали еще четыре меньшие маковки. Барабаны глав для облегчения также были сделаны из кирпича. Выложили мозаичный пол, перед западным входом построили открытую террасу («лоджу»), что тоже было новшеством.

Архитектурные особенности собора

Летом 1479 стройка была закончена. Новый собор не был копией владимирского Успенского собора (см. УСПЕНСКИЙ СОБОР (во Владимире)), хотя сохранял общность основной идеи. В плане Аристотель впервые в русской архитектуре вместо тяжеловесных четырехугольных пилонов использовал круглые столбы. Внутреннее пространство стало просторным и напоминало зал для общественных собраний, наполненный светом и воздухом. Фасады храма разделяются на равные части сильно выступавшими пилястрами (см. ПИЛЯСТРА). Через все фасады, кроме восточного, проходит арочный пояс владимиро-суздальского типа. Его пропорции соответствуют пропорциям аркатур (см. АРКАТУРА) Дмитриевского собора (см. ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР) и храма Покрова на Нерли (см. ПОКРОВА НА НЕРЛИ (церковь)). Вероятно, Фьораванти обмерял их и зарисовал в свой путевой альбом во время поездки во Владимир. Южный фасад собора, выходящий на Соборную площадь, трактуется мастером как главный. Асимметрия фасада воспринимается слабо благодаря небольшой стенке, закрывающей абсиды (см. АБСИДА). Четыре равновеликие арки закомар (см. ЗАКОМАРА) возвращают нас к итальянским аркадам Филиппо Брунеллески (см. БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо).

В столице далекой Московии умением и талантом болонского мастера был воздвигнут собор, достойный стать украшением любой европейской столицы. В горниле творчества итальянского зодчего архитектурное достояние Рима, Византии, Владимира и Великого Новгорода органически претворилось в одно художественное целое, совершенно самостоятельное и во всех отношениях отвечающее самым высоким требованиям архитектурного искусства.

Освящение собора

12 августа 1479 собор был освящен митрополитом Геронтием (см. ГЕРОНТИЙ (митрополит)), а 25 августа в него торжественно перенесли мощи митрополита Петра (см. ПЕТР (митрополит)), строителя собора при Иване Калите (см. ИВАН I Калита). Иван III устроил для духовенства, бояр и приближенных парадный обед и раздал богатые подарки. Щедро был награжден и строитель собора, а также его помощники. В 1514 все стены и своды собора внутри были покрыты фресками византийского типа. За прошедшие годы они не раз страдали от пожаров и подвергались реставрации.

Полезные сервисы

успенский собор (во владимире)

Энциклопедический словарь

УСПЕНСКИЙ СОБОР (во Владимире) - УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р во Владимире, памятник владимиро-суздальской школы (см. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА). Построенный в 1158-1160 годах, он послужил образцом при строительстве более поздних соборов. Сооружен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор был шестистолпным, трехнефным, одноглавым с тремя небольшими притворами (южным, северным и западным) и башнями у западных углов. Ширина центрального нефа равна ширине пролета Золотых ворот Владимира (20 греческих футов). Высота собора 32, 3 м. Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски.

В 1185-1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни были розобраны и заменены обширнами и высокими галереями, для сообщения с которыми в стенах были прорублены арки. После перестройки собор стал пятиглавым, пятинефным, трехапсидным. В новом аркатурном фризе появились фигурные консоли в виде женских и львиных масок, птиц и различных химерических существ. Старая скульптура была вынесена на фасады галерей, причем две композиции («Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских») были срублены. Часть фасадных женских масок появилась в 19 в. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158-1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее), к росписи 1189 - фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столбах, к 13 в. - часть композиции «Чудо Федора Тирона» в южной галерее. В 1408 собор был расписанАндреем Рублевым (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ) и Даниилом Черным (см. ДАНИИЛ ЧЕРНЫЙ). Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, а также другие фрески. Наибольшей психологической заостренностью отличается образ апостола Павла из композиции «Шествие праведных в рай» (на своде смежного южного нефа). Для иконостаса собора Андреем Рублевым и Даниилом Черным были созданы грандиозный деисусный чин (в Третьяковской галерее и Русском музее) и иконы праздничного ряда.

Полезные сервисы

успенский собор в московском кремле

Гуманитарный словарь

УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р В МОСКО́ВСКОМ КРЕМЛЕ́ - гл. храм Моск. гос-ва, место венчания на царство князей, царей и императоров России, поставления митрополитов и патриархов, усыпальница высш. церк. иерархов.

Первый белокаменный собор заложен в 1326. При раскопках выявлены небольшие фрагменты его нижних ч. В 1472 моск. мастера Кривцов и Мышкин начали возведение нового храма по образцу Успенского собора во Владимире, но почти завершенный храм обрушился. Приглашенный из Италии арх. и инж. Аристотель Фиораванти начал постройку по собственному плану и довел стр-во до завершения (1475-79). Внутр. структура и внешний облик храма традиционны. 6-столпный в плане компактный объем здания перекрыт по закомарам и увенчан величавым пятиглавием. Почерк итал. зодчего проявился в регулярности форм (разбивка плана, членение фасадов), зальном характере интерьера, использовании в качестве опор колонн, а не пилонов, применении крестовых сводов. Аркатурно-коленчатый пояс, перспективные порталы, узкие проемы окон подчеркивают внушительную мощь и торжественную красоту целого.

Архитектура У. С. послужила образцом для стр-ва гор. и монаст. соборов 16-17 вв. Интерьер сохранил фрагменты росписи 1481-82, выполненной под рук-вом Дионисия. Заново собор был расписан в 1642-43 артелью художников во гл. с Иваном Паисеиным. В иконостасе собора находилась чудотворная икона Владимирской Богоматери (нач. 12 в). Среди др. шедевров иконописи - "Устюжское Благовещение" (нач. 12 в.) и икона Спаса (12 в.), вывезенные из Новгорода, "Петр и Павел" работы Феофана Грека, "Спас Ярое Око" (14 в.), житийные иконы митр. Петра и Алексея кисти Дионисия и др. Уникальными произв. являются собранные в соборе предметы прикл. иск-ва (юж. врата, царское и патриаршее места, шатровая сень и др.) Иосиф Волоцкий сравнивал У. С. с солнцем, сияющим "посреди Русской земли".

Успенский собор Московского Кремля.

Успенский собор Московского Кремля.

Полезные сервисы

успенский собор владимире

Большой энциклопедический словарь

УСПЕНСКИЙ СОБОР во Владимире - памятник владимиро-суздальской школы. Построен в 1158-60. После перестройки в 1185-1189 - 6-столпный, 5-нефный, 3-апсидный храм с 5 главами. Фрагменты фресок 12-13 вв., а также 1408 (Андрей Рублев и Даниил Черный).

Полезные сервисы

успенский собор во владимире

Гуманитарный словарь

УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р ВО ВЛАДИ́МИРЕ - осн. при Андрее Боголюбском (1158-60, перестроен в 1185-89), гл. храм Владимиро-Суздальского княж-ва. Белокаменный 6-столпный, 5-нефный собор с 3-мя аспидами и 5-ю главами, с хорами, превосходивший по высоте Софию Киевскую. Рядом с осн. объемом - 3 притвора, со стороны зап. фасада - кам. здания епископского двора.

Собор, построенный для знаменитой иконы Владимирской Богоматери, символизировал покровительство Богоматери Владимиро-Суздальской земле. На фрагментах ранних фасадов (заключ. после пожара как бы в "футляр" расшир. здания) сохранились фигуры пророков между колонками аркатуры. В интерьере уцелели фрагменты фресок 12-13 вв. и фресок 1408, исполн. Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Полезные сервисы

успенский фед. ив

Гуманитарный словарь

УСПЕ́НСКИЙ Фед. Ив. (1845-1928) - историк, византиновед и славист. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1872). До 1894 работал в Новорос. ун-те (Одесса), содействовал учреждению и стал пред. ун-тского ист.-филол. об-ва, создав при нем византийскую секцию. С 1893 - чл.-кор. АН, с 1900 - акад. В 1894-1914 - дир. открытого его усилиями Рус. археол. ин-та в Константинополе. Настаивал на неразрывности византиноведения и славистики. Весьма значителен его вклад в изучение истории Болгарии: работы об отношениях ее с Византией, докт. дисс. "Образование Второго Болгарского царства" (1879), орг-ция и проведение раскопок в Абобе - Плиске, первое изд. протоболгарских надписей и др. Соц.-экон. история также занимала одно из гл. мест в его творчестве (генезис феодализма и крест, община в Византии и т. д.), им введено в науч. оборот мн. важнейших документ, источников. Одна из лучших работ У. по истории культуры - "Очерки по истории византийской образованности" (1891). Неоценимы заслуги У. по спасению рос. византиноведения в первое десятилетие сов. власти.

Лит.: Памяти академика Ф. И. Успенского. Л., 1929. Библиогр.; Ершов С. А. и др. Русский археологический институт в Константинополе // Палестин. сб. 1987. Вып. 29 (92). С. 3-12.

Полезные сервисы

успенский фёдор иванович

Энциклопедический словарь

Успе́нский Фёдор Иванович (1845-1928), историк, академик Петербургской АН (1900), РАН (1917), АН СССР (1925). В 1894-1914 директор Русского археологического института в Константинополе. Главный труд - «История Византийской империи».

* * *

УСПЕНСКИЙ Федор Иванович - УСПЕ́НСКИЙ Федор Иванович (1845-1928), историк, академик АН СССР (1925; академик РАН с 1917, академик Петербургской АН с 1900). В 1894-1914 директор Русского археологического института в Константинополе. Главный труд - «История Византийской империи».

Полезные сервисы

успенский федор иванович

Большой энциклопедический словарь

УСПЕНСКИЙ Федор Иванович (1845-1928) - историк, академик АН СССР (1925; академик РАН с 1917, академик Петербургской АН с 1900). В 1894-1914 директор Русского археологического института в Константинополе. Главный труд - "История Византийской империи".

Полезные сервисы

успенский э.н

Афоризмы

Успенский Эдуард Николаевич (р. 1937)

Русский писатель. Среди произведений - повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Чебурашка и его друзья» (1970).

Афоризмы, цитаты

"Дядя Федор, пес и кот"

Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног. - (кот Матроскин)

Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное. - (кот Матроскин)

Полезные сервисы

успенский эд. ник

Гуманитарный словарь

УСПЕ́НСКИЙ Эд. Ник. (род. 1937) - поэт, прозаик. Окончил Моск. авиац. ин-т (1961). Печатается с 1960. Кн. "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Чебурашка и его друзья" (1970) принесли У. широкую известность. У. работает в жанре комедийно-поэтич. сказки для детей, обращается к игровым и условным сюжетам, опираясь на традиции нар. творчества, создавая картины будничного и в то же время необычного мира, в к-ром живут его герои. У. склонен к гротеску, буффонаде ("Дядя Федор, пес и кот", 1974; "Школа клоунов", 1983 и др.). Автор стихов для детей: "Смешной слоненок" (1965), "Воздушные шары" (1971), "Академик Иванов" (1974) и др. Им написаны сценарии для мультф. Переводил и пересказывал произв. А. А. Милна ("Винни-Пух"), П. Трэверс ("Мэри Поппинс"), Л. Кэрролла ("Алиса в стране чудес").

Полезные сервисы

успенский эдуард николаевич

Энциклопедический словарь

Успе́нский Эдуард Николаевич (р. 1937), русской писатель. Произведения для детей: повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья» (1966; продолжения в разных жанрах - «Чебурашка и его друзья», 1970, «Отпуск Крокодила Гены», 1974, и др.), «Вниз по волшебной реке» (1972; герои - персонажи русской сказки), «Дядя Фёдор, пёс и кот» (1974), «Гарантийные человечки» (1975). Книга «Юности честное зерцало» (1994) о правилах этикета. Стихи, сценарии мультфильмов, пьесы. Авторская радио- и телепередача «В нашу гавань заходили корабли» - на материале городского фольклора.

* * *

УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич - УСПЕ́НСКИЙ Эдуард Николаевич (р. 1937), русский детский писатель. Проза и поэзия отмечены гротеском, буффонадой, иронией. Повести «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972) и др., пьесы, в т. ч. «Чебурашка и его друзья» (1970), «Наследство Бахрама» (1973), «Отпуск крокодила Гены» (1974, все совместно с Р. Качановым). Сборник стихов «Все в порядке» (1976).

Большой энциклопедический словарь

УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич (р. 1937) - русский детский писатель. Проза и поэзия отмечены гротеском, буффонадой, иронией. Повести "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Вниз по волшебной реке" (1972) и др., пьесы, в т. ч. "Чебурашка и его друзья" (1970), "Наследство Бахрама" (1973), "Отпуск крокодила Гены" (1974, все совместно с Р. Качановым). Сборник стихов "Все в порядке" (1976).

Полезные сервисы

успенский, глеб иванович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Глеб Иванович Успенский.

Глеб Иванович Успенский.

УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (1843 - 1902), русский писатель. Реалистически показал жизнь городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков "Нравы Растеряевой улицы", 1866, "Разорение", 1869, "Власть земли", 1883, и др.). Творчество проникнуто демократическими, народническими идеями.

Полезные сервисы

успенское

Энциклопедический словарь

УСПЕНСКОЕ - УСПЕ́НСКОЕ, село в Звенигородском районе Московской области, памятник усадебной архитектуры.

Село относится к числу древнейших в Подмосковье. В письменных источниках Успенское под названием «Ирининское, Вяземское тож» упоминается впервые в завещании московского князя Ивана Калиты (см. ИВАН I Калита). В середине 14 в. оно перешло во владение рода Овцыных, представители которого владели им до начала 16 в. Позднее село становится вновь дворцовым и является «приселком соседнего Иславского». В 1624 Ирининским владели Борис и Глеб Ивановичи Морозовы. После них земли эти отдавались в оброк разным лицам, в числе которых значился Петр Апраксин (см. АПРАКСИН Петр Матвеевич). В 1689 он был возведен в чин окольничего, а затем получает боярство. При Петре I (см. ПЕТР I Великий) он уже имеет графский титул, чин действительного тайного советника, звание сенатора и должность президента юстиц-коллегии. В 1691 П. Апраксин строит в своей вотчине деревянную церковь во имя Воздвижения креста Господня взамен разрушенной (по неизвестным причинам). В 1726 Петр Апраксин обращается с просьбой в Синодальный Казенный приказ о строительстве в селе взамен деревянной каменной церкви с тем же названием. Заменить деревянную на каменную церковь требовалось ввиду малых размеров деревянного храма. Храм был освящен в 1729. После кончины Петра Апраксина село перешло по наследству к его сыну, камер-юнкеру Алексею Петровичу, затем - к внуку, Федору Алексеевичу. При нем в 1780 уже значились в селе церковь Успения Богородицы, а по ней и село стало называться Успенским. Считается, что храм Успения был возведен в 1760 году. Имел два придела: Успения Богородицы и Архангела Михаила. От 18 в. в Успенском сохранилась часть некогда обширного регулярного липового парка. В 1812 через село отходил отряд генерала Ф. Винценгероде (см. ВИНЦИНГЕРОДЕ Фердинанд Федорович). Маневрируя у каждой деревни, русские кавалеристы сдерживали продвижение французов. Спустя полвека Успенское значится собственностью генеральши Софьи Сергеевны Бибиковой, затем усадьба перешла к князю Борису Владимировичу Святополк-Четвертинскому. В 1880-е здесь по проекту архитектора Петра Соломоновича Бойцова был построен двухэтажный усадебный дом-дворец в виде замка, сохранившийся до настоящего времени. В 1890 в селе было 272 жителя. Усадьбой в это время владеет княгиня Вера Александровна Святополк-Четвертинская. Затем имение перешло к Арапову, у которого в конце 19 в. его купил Сергей Тимофеевич Морозов (см. Морозовы (см. МОРОЗОВЫ)). Он брал у И. И. Левитана (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич) уроки живописи и ездил с ним на этюды. В 1897 Левитан приехал к Морозову в Успенское из-за границы уже тяжелобольным. А. П. Чехов (см. ЧЕХОВ Антон Павлович) гостил у Морозова в то же лето, что и Левитан. Исаак Ильич очень ждал приезда Антона Павловича. Но Чехову, любившему во всем простоту и естественность, в имении не понравилось. Вот как он отозвался о доме Морозова: «На днях был в имении миллионера Морозова, дом, как Ватикан, лакеи в пикейных жилетах с золотыми цепями на животах, мебель безвкусная, вина от Леве, у хозяина никакого выражения на лице - и я сбежал». Несмотря на плохое самочувствие, художник все-таки немного работал. В Успенском им был написан этюд «На Москве-реке» (1897); другая картина, изображающая дом Морозова в Успенском, называется «Сумерки. Замок» (1898). Вместе с Левитаном в Успенском жил молодой художник В. И. Соколов, в чьей семье хранится этюд «На Москве-реке». Соколов оставил воспоминания о Левитане и его пребывании в Успенском, опубликованные в сборнике «Левитан. Воспоминания. Письма». Морозов владел Успенским до 1917. Затем здесь был детский дом (до 1928), после него Институт коневодства. С 1960 - отделение Центральной клинической больницы Академии Наук.

Полезные сервисы

успенщина, оспожинки, госпожинки, вспожинки, дожинки, обжинки

Пословицы и поговорки Даль

Полезные сервисы

успенье

Толковый словарь

ср. устар.; = успение

Энциклопедический словарь

УСПЕ́НИЕ, УСПЕ́НЬЕ, -я; ср.

1. Церк. Смерть, кончина. У. преподобного Иосифа Волоцкого. У. митрополита.

2. [с прописной буквы] В православной церкви: один из двунадесятых праздников (Успение Пресвятой Богородицы), отмечаемый 15 (28) августа как день памяти Божьей Матери. Родиться в Успение. Пойти в церковь в Успенье.

Успе́нский, -ая, -ое (2 зн.). У. собор. У-ие молитвы.

Полезные сервисы

успеньев

Толковый словарь

прил.

1. Относящийся к Успению [Успение I], связанный с ним.

2. По времени приходящийся на Успение I; Успеньев день.

Энциклопедический словарь

УСПЕ́НЬЕВ

◊ Успе́ньев день. Нар.-разг. = Успе́ние (2 зн.). ● Успеньев день празднуется 15 (28) августа; к этой дате обычно приурочиваются ярмарки, заканчивается время жатвы, хозяйки к этому сроку солят огурцы.

Формы слов для слова успеньев

успе́ньев, успе́ньева, успе́ньево, успе́ньевы, успе́ньевой, успе́ньевых, успе́ньеву, успе́ньевым, успе́ньевою, успе́ньевыми, успе́ньевом

Синонимы к слову успеньев

прил., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

успе́ньев п <мс 1a>: успе́ньев де́нь

Полезные сервисы

успеньев день

Орфографический словарь

Успе́ньев де́нь, Успе́ньева дня́

Полезные сервисы