ж.
1. процесс действия по гл. учиться
2. Результат такого действия; деятельность ученика в овладении знаниями, умениями и навыками; учение I 2..
ж.
1. процесс действия по гл. учиться
2. Результат такого действия; деятельность ученика в овладении знаниями, умениями и навыками; учение I 2..
УЧЁБА (или учоба), учёбы, мн. нет, жен. (офиц., разг., раньше прост.).
1. Действие по гл. учиться, процесс обучения, ученье. Школьная учёба. Литературная учёба. Послать на учебу. Партийная учёба.
2. Муштра, дрессировка, не вполне осмысленное обучение (с оттенком пренебрежения). «…Старая школа была школой учебы, школой муштры, школой зубрежки.» Ленин.
УЧЁБА, -ы, жен. Учение, обучение. Годы учёбы. Школьная у. Производственная у. Взяться за у. На учёбе кто-н. (проходит курс обучения; разг.).
УЧЁБА, -ы, ж То же, что образование.
В учебе он сделал поразительные успехи: окончил школу экстерном и в 16 лет поступил в университет.
-ы, ж.
Действие по знач. глаг. учиться; обучение, учение.
Отличники учебы. Организовать техническую учебу.
◊
Бросить учебу комсомол не разрешил, Саша посещал вечернюю школу. Панова, Времена года.
- Хождение школьника по мукам.
- Пополнение своего багажа, но не чемоданов с барахлом.
- Труд школяра.
- Рутина от сессии до сессии.
- Занятие за партой.
- Получение образования.
- Суть ликбеза.
- Для неё нужны чужие ошибки.
- Впитывание знаний.
- Смысл студенческой жизни.
- Занятие студента.
УЧЁБА -ы; ж. к Учи́ть - учи́ться. Отличники учёбы. Бросить учёбу. Взяться за учёбу. Послать на учёбу.
◁ Уче́бный (см.).
Учеба, ы, ж.
* Партийная учеба.
* Комсомольская учеба.
* Политическая учеба.
* Экономическая учеба.
Изучение истории партии и комсомола, партийных документов и т.п., текущей политики, политической экономии социализма в системе специально созданных для этой цели учебных организаций.
• Заметно активизировались и приблизились к жизни партийная, комсомольская и экономическая учеба. ДВП, 6. 13 января, в 11 часов, в райкоме КПСС состоится очередной семинар пропагандистов партийной, комсомольской и экономической учебы. Пион, пр., 05.01.87. Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС" (1981). В системе партийной и комсомольской учебы в республике [Узб. ССР] в истекшем учебном году занималось более 1 млн. 400 тыс. человек. ДВП, 123. Несколько улучшилась работа с пропагандистскими кадрами в системе политической учебы. ДВП, 118.
сущ., кол-во синонимов: 14
агроучеба (2)
выучка (12)
дрессировка (18)
надрочка (7)
натаскивание (21)
обучение (42)
партучеба (2)
подготовка (53)
подтягивание (21)
политучеба (2)
преподавание (11)
техучеба (3)
учение (42)
учёба (1)
см. обучение
занятия, обучение, подготовка, выучка, преподавание, надрочка, дрессировка, натаскивание, подтягивание
▲ изучение
↑ при, руководство, преподаватель
учеба - овладение знаниями под руководством педагогов.
ученичество. учиться - усваивать к-л. знания.
сидеть на школьной семье.
брать уроки.
слушать лекции.
получать знания [образование. квалификацию].
обучаться.
семестр. триместр.
поток (сдача экзаменов в два потока).
лекция. урок.
см. учить (что)
ж. разг.
Учебная армейская часть, где в течение полугода обучают солдат-новобранцев воинской специальности или готовят к должности младшего командира.
УЧЕ́БКА -и; ж. Разг. Воен. Учебное подразделение для подготовки молодых солдат к службе по определённой специальности; школа младшего командного состава. Десантная у. Пройти у. Быть полгода в учебке. Прибыть в учебку.
УЧЕБКА, -и, ж.
Первые полгода службы в армии, во время которых солдат проходит курс учебы по будущей специальности.
Из арм.
- «Первые университеты» воина.
- Школа молодого бойца.
- Армейское подразделение, в котором обычно проходят первые полгода солдатской службы (разг.).
УЧЕ́БНАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ.
Деятельность, осуществляемая в процессе передачи или получения знаний и формирования речевых навыков и умений. В старшем школьном возрасте У. д. становится ведущей, но в ней намечается профессиональный уклон, позволяющий старшеклассникам осуществлять профессиональное самоопределение. В студенческие годы У. д. приобретает исследовательский характер и может быть названа учебно-познавательной деятельностью. При этом возрастает роль различных внутренних мотивов деятельности. У. д. имеет следующую структуру: потребность - задача - мотивы - операции - действия. Потребностью У. д. является стремление к усвоению знаний и умений в конкретной предметной области. При выполнении учебной задачи учащиеся овладевают способом решения целого класса однородных частных задач. В мотивах У. д. конкретизируется потребность в У. д. Выполнение операций ведет к образованию навыков, а действий - к образованию умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков.
УЧЕ́БНАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ УЧА́ЩИХСЯ.
Вид деятельности, имеющий своей целью овладение языком в процессе обучения, общения учащихся друг с другом, учителем, носителями языка, а также в процессе самостоятельной работы. Эффективность У. д. у. во многом определяется различными психологическими факторами, к которым относятся: тип мышления, характерный для конкретного учащегося способ познания мира (его когнитивный стиль), использование учебных стратегий, которым учащийся отдает предпочтение в изучении языка.
В психологии выделяются визуальный, аудитивный и кинестетический, а также коммуникативный / некоммуникативный типы обучаемых. Успешность учебной деятельности во многом также зависит от педагогических и методических факторов, к которым можно отнести использование метода обучения на уроке, роль учителя в процессе занятий, его профессионализм и др. В зарубежной литературе целенаправленная учебная деятельность учащихся по овладению языком (учение) часто противопоставляется естественному овладению языком (acquisition). Однако основное различие здесь заключается в трактовке принципа сознательности: путь в овладении языком управляемый («сверху - вниз», т. е. от системы языка, по Л. С. Выготскому) или стихийный, неуправляемый («снизу - вверх», т. е. от практики, подражания речи носителей языка). В литературе рассматриваются следующие формы учебной деятельности:
a) самостоятельная работа; не предполагается непосредственное руководство со стороны учителя, управление учебной деятельностью может носить опосредованный характер через учебные материалы;
б) коллективная работа; предусматривается общение между учащимися и учащимися и преподавателем в процессе урока и во время самоподготовки, основу такой деятельности составляют сотрудничество и взаимопомощь;
в) индивидуальная работа; осуществляется, как правило, дома, в лингафонном классе, компьютерном центре. См. учение.
УЧЕ́БНАЯ ДИСЦИПЛИ́НА.
То же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка учащихся в рамках профиля учебного заведения и избранной ими специальности. Так, учебная дисциплина «Теория и практика обучения иностранным языкам» для педагогических вузов, готовящих преподавателей иностранного языка, включает лекционный курс по названной дисциплине, семинарские занятия, педагогическую практику, подготовку и защиту курсовых и дипломных работ, сдачу экзаменов. Структура лекционного курса включает следующие разделы: теоретические основы методики, обучение средствам общения, обучение деятельности общения, организация и обеспечение учебного процесса, этапы и уровни владения иностранным языком, история методики (Щукин, 2003). В зарубежной высшей школе содержание предмета «Методика преподавания иностранных языков» передается английскими терминами Language Pedagogy и Language Teaching. Содержание курса в отечественной и зарубежной методиках в основном совпадает.
УЧЕ́БНАЯ ЛЕКСИКОГРА́ФИЯ.
Область лексикографии, содержанием которой являются теоретические и практические аспекты педагогически ориентированного описания языковых единиц в словарях и других произведениях словарного типа. В качестве основных разделов У. л. выступают теория и практика:
a) создания учебных словарей,
б) минимизации лексического и фразеологического материала,
в) учебной лексикостатистики,
г) создания пособий словарного типа по лексике,
д) формирования и представления словаря в учебнике соответствующего языка.
↑ для (чего), обучение
азбука. букварь.
учебник - книга, предназначенная для обучения.
пособие. учебное пособие. наглядное пособие.
задачник. упражнения. решебник. вопросник. темник.
хрестоматия. самоучитель. разговорник.
памятка. инструкция. наставление. устав.
курс (# лекций).
методика.
техническая документация.
см. литература
Уче́бная програ́мма - документ, определяющий по каждому учебному предмету объём содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения.
* * *
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - УЧЕ́БНАЯ ПРОГРА́ММА, документ, определяющий по каждому учебному предмету объем содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - документ, определяющий по каждому учебному предмету объем содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения.
Учебная пьеса - драматургическое произведение, предназначенное для постановки в учебном заведении с целью решения определенных дидактических задач. У. п. часто создается на основе существующих литературных произведений. Кроме того, иногда преподаватель самостоятельно или в творческом содружестве с учащимися, исходя из потребностей учебно-воспитательного процесса, создает оригинальную У. п.
Для У. п. характерна полифункциональность и гибкость структуры целей. Однако обычно основными коммуникативными задачами У. п. являются сообщение в занимательной форме информации (по определенному учебному предмету) и развитие у адресата интереса к этому предмету. В педвузе к этим задачам, как правило, добавляется информирование о различных способах ввода и популяризации учебной информации.
Основным каналом общения, в котором реализуется У. п., является учебный спектакль. В нем У. п. разворачивается во времени линейно, это речь звучащая, необратимая, не допускающая правки по ходу, сопровождаемая актерской игрой, музыкальным, световым, шумовым оформлением. Учебный спектакль предполагает деление пространства на сцену и зрительный зал, особое оформление сцены, призванное создать оптимальные условия для реализации У. п., деление участников коммуникации на актеров и зрителей. Коммуникативными лидерами в учебном спектакле являются актеры. Они вступают со зрителями в контактное (визуальное), непосредственное, публичное (групповое) общение. Поэтому закономерной особенностью коммуникации в канале учебного спектакля следует признать явление «коллективного адресующегося». Адресатом речи и одновременно (по Ю.В. Рождественскому) субъектом сотворчества, речевым партнером адресующегося выступают зрители (школьники или студенты). Для того чтобы сформировать у адресата коммуникативные ожидания, адекватные целям учебного спектакля, он предваряется вступительным словом, которое одновременно является средством установления контакта, управления восприятием, ориентировки зрителя в особенностях и задачах последующей коммуникации. Дополнительные дидактические возможности У. п. открывает использование в учебном процессе видеозаписей учебного спектакля.
Содержание У. п. не может составить одна лишь информация по предмету. Она нуждается в обретении привычных для восприятия адресата форм выражения. Это достигается путем включения учебной информации в определенную сферу человеческой деятельности. Как показала практика, наиболее пригодными для использования в У. п. являются те социальные сферы, для которых типичны конфликтные ситуации, столкновение различных точек зрения, аргументация своей позиции (например, суд, экзамен и т. п.).
Текст У. п., как и обычный драматургический текст, делится на основной (предназначенный для произнесения актерами) и второстепенный (название, ремарки, вступительное слово). Основной текст состоит из фрагментов, содержащих актуальную для адресата учебную информацию (информем); эмоционально насыщенных фрагментов, призванных поддерживать зрительский интерес (экс-прессем); средств индивидуализации и социальной типизации языка персонажей (социолектемы). В конкретном текстовом пространстве эти компоненты образуют гармоничное единство. Его нарушение снижает ценность У. п.: так, чрезмерная концентрация в определенной части текста информем делает ее скучной, а преобладание экспрессем и социолектем приводит к тому, что важная информация как бы оттесняется на периферию сознания зрителя и плохо усваивается. К числу основных структурно-композиционных особенностей У. п. относятся: постепенность и диалогическая форма ввода информации, вариативная повторяемость важнейших сведений, информирование в деятельности, насыщение текста реминисценциями. Для У. п. характерна содержательная, смысловая, структурная цельность, связность и завершенность, но это не исключает использования отдельных фрагментов как автономных текстов.
У. п. совмещает в себе существенные языковые особенности научно-популярных и драматургических произведений. Для У. п. характерны умеренное употребление терминов, упрощенные дефиниции научных понятий, активное использование средств и приемов популяризации. Речевые конструкции, свойственные той социальной сфере, в рамках которой протекает действие У. п., составляют языковой фон, на котором конкретизируется речевой облик персонажей.
Хотя У. п. периодически применяются в отечественных учебных заведениях с конца XVII в., этот речевой жанр еще мало изучен.
Лит.: Адамский А. Дидактический театр - для чего он нужен? // Народное образование. - 1986. - № 10. - С. 55-57; Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. - М., 1982; Зеркало истории. - М., 1992; Кривин Ф.Д. Королевство «От А до Я» // Затейник. - Вып. 16. - М., 1975. - С. 50-63; Маслыко Е.А. Театрализация в обучении иностранным языкам // Методы обучения иноязычной речи. - Минск, 1971. - С. 127-139; Подгаецкая ИМ. Школьный театр лингвистических миниатюр // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1990. - № 9. - С. 65-69; Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. - М., 1988.
В. И. Ковалев
УЧЕ́БНАЯ РЕЧЕВА́Я СИТУА́ЦИЯ.
Модель такой совокупности обстоятельств, условий и отношений (см. речевая ситуация), которая побуждает потенциальных собеседников к общению путем использования языковых средств в интересах обучения устной речи. У. р. с. отличаются друг от друга по способу их моделирования и использования. Наиболее близки к естественным реальные ситуации, возникающие в процессе учебной деятельности. Общение на изучаемом языке возникает при этом по инициативе преподавателя и органически вплетается в ход урока. У. р. с. может создаваться с помощью средств зрительной и слуховой наглядности и словесного описания. Словесно сформулированные ситуации преимущественно носят воображаемый характер. Вербальные стимулы являются компонентом любой У. р. с., так как с их помощью создается установка на выполнение речевых действий. У. р. с. используются как для передачи информации, организации учебной деятельности по закреплению и активизации материала, так и для контроля.
УЧЕ́БНАЯ СРЕДА́.
Условия, в которых протекает обучение. Для изучающих иностранные языки, в том числе и русский как иностранный, большое значение имеет то, где протекает учебный процесс, - в родной или иноязычной языковой среде. Изучение языков в среде носителей языка рассматривается в качестве благоприятного фактора для овладения языком и формирования социокультурной компетенции. К числу трудностей обучения вне родной языковой среды следует отнести сложность протекания процессов адаптации, связанных с приспособлением обучающихся к новым условиям обучения. В этой связи можно говорить о физиологической, социально-психологической и академической адаптации (Сурыгин, 2000). Физиологическая адаптация, например, связана с уменьшением физической и умственной работоспособности учащихся и повышением заболеваемости, а академическая адаптация - с переходом учащихся в педагогическую систему более высокой ступени образования (из школы в вуз) и новыми национально-культурными особенностями, свойственными новой образовательной среде. В структуре У. с. рассматриваются: условия обучения, окружение обучения, атмосфера обучения и ряд других.
УЧЕ́БНИК - сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? уче́бника, чему? уче́бнику, (вижу) что? уче́бник, чем? уче́бником, о чём? об уче́бнике; мн. что? уче́бники, чего? уче́бников, чем? уче́бникам, (вижу) что? уче́бники, чем? уче́бниками, о чём? об уче́бниках
Учебником называется книга, пособие для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал для изучения какого-либо предмета, курса и т. п.
Школьный учебник. | Учебник для десятого класса общеобразовательной школы. Учебник русского языка. | Учебник по географии. | Преподавать, отвечать по учебнику. | Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Информационные системы в экономике». | Издание рекомендовано в качестве учебника Министерством образования.
УЧЕ́БНИК, учебника, муж. Учебная книга, учебное руководство. Школьный учебник. Учебник немецкого языка. Стабильный учебник.
УЧЕ́БНИК, -а, муж. Книга для обучения какому-н. отдельному предмету. Школьный, вузовский у. У. физики (по физике). У. русского языка (по русскому языку).
| прил. учебниковый, -ая, -ое (разг.).
УЧЕ́БНИК, -а, м
Средство обучения какой-л. дисциплине, учебному предмету - книга, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний, по какому-л. курсу, предмету в соответствии с учебной программой.
Вечера были совершенно свободны, и я посвящал их разбору библиотеки, чтению учебников по хирургии… (Булг.).
УЧЕ́БНИК -а; м. Книга для учащихся или студентов по обучению какому-л. предмету, курсу в соответствии с учебной программой; учебное руководство. Школьный, вузовский у. Экспериментальный у. У. для учащихся второго класса. У. русского языка. У. по географии. Пользоваться учебником при выполнении домашнего задания. Преподавать, отвечать по учебнику (не отклоняясь от изложения материала в такой книге).
* * *
уче́бник - книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал из определенной области знаний; основной и ведущий вид учебной литературы.
* * *
УЧЕБНИК - УЧЕ́БНИК, книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний; основной и ведущий вид учебной литературы.
УЧЕБНИК - книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний; основной и ведущий вид учебной литературы.
-а, м.
Книга, предназначенная для обучения какому-л. учебному предмету.
Учебник географии. Учебник русского языка.
◊
Ваня взял книгу - это была ботаника. - Учебник, - улыбнулась девушка. Паустовский, Австралиец со станции Пилево.
уче́бник, уче́бники, уче́бника, уче́бников, уче́бнику, уче́бникам, уче́бником, уче́бниками, уче́бнике, уче́бниках
сущ., кол-во синонимов: 9
книга (160)
ландавшиц (1)
первоучебник (1)
пособие (30)
руководство (51)
самоучитель (2)
темник-вопросник (2)
учебничек (1)
энхиридион (3)
См. книга...
Жанр научной литературы, учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей. Основные признаки учебника:
1) "сжатая полнота" информации, компрессия изучаемого материала;
2) предметно-логическая последовательность, ясность, доходчивость изложения, доступность материала;
3) активизация внимания обучаемого. Сжатая полнота выражается в том, что в учебнике излагается базовый материал, разносторонне и целостно характеризующий предмет;
последовательность изложения материала обусловлена логикой изучаемого предмета;
ясность и доступность материала достигается за счет выбора учебного стиля, доступного для обучаемых того или иного этапа обучения. В учебнике содержатся устоявшиеся, стабильные сведения из определенной науки, соответствующие действующей программе, принятым стандартам, в отличие от учебного пособия, где могут излагаться неустоявшиеся знания, не утвержденные программой, имеющие рекомендательный характер.
Жанр научной литературы, учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей. Основные признаки учебника:
1) «сжатая полнота» информации, компрессия изучаемого материала;
2) предметно-логическая последовательность, ясность, доходчивость изложения, доступность материала;
3) активизация внимания обучаемого. Сжатая полнота выражается в том, что в учебнике излагается базовый материал, разносторонне и целостно характеризующий предмет; последовательность изложения материала обусловлена логикой изучаемого предмета; ясность и доступность материала достигается за счет выбора учебного стиля, доступного для обучаемых того или иного этапа обучения. В учебнике содержатся устоявшиеся, стабильные сведения из определенной науки, соответствующие действующей программе, принятым стандартам, в отличие от учебного пособия, где могут излагаться неустоявшиеся знания, не утвержденные программой, имеющие рекомендательный характер.
УЧЕ́БНИК.
Основное средство обучения; является руководством в работе обучающего и обучаемых; содержит образцы устной и письменной речи, языковой и страноведческий материал, отобранный и организованный с учетом его функциональной нагрузки в разных формах общения и видах речевой деятельности, а также с учетом опыта учащихся в родном языке и предупреждения интерференции. Материал в У. подается определенными дозами, составляющими содержание отдельных уроков. Каждый урок, как правило, включает: текст, лексико-грамматический комментарий к тексту, грамматический материал, упражнения, иллюстративный материал.
У. может являться центральной частью учебного комплекса. У. реализует концепцию метода обучения, являясь его моделью, он создается в соответствии с программой и содержит материал, подлежащий усвоению. Существуют различные классификации учебников по иностранным языкам. Одна из классификаций предусматривает классификацию учебников в зависимости от метода обучения, концепцию которого учебник реализует. В таком случае речь идет об учебниках переводно-грамматических, сознательно-практических, аудиовизуальных, аудиолингвальных, коммуникативных, программированных, интенсивных, компьютерных курсах и др. Считается важным, чтобы материал учебника был доступен учащимся и достаточным для овладения языком на планируемом программой уровне. Среди функций учебника важнейшими считаются следующие: информирующая (учебник дает представление о системе языка и стране изучаемого языка); обучающая (материалы учебника ориентированы на овладение средствами языка и деятельностью на изучаемом языке); мотивирующая (содержание учебника и его структура способны заинтересовать в языке и сделать занятия интересными); контролирующая. См. также теория учебника.
- Знания в переплёте.
- Книга, которая непрерывно открывает Америку.
- Источник знаний по школьной программе.
- Книга, помогающая «грызть гранит науки».
- Книга в школьном ранце.
- Азбука как она есть.
Жанр, ориентированный на представление учебной информации по тому или иному предмету;
в учебнике наблюдается рубрикация на разделы, на параграфы;
после каждого параграфа и раздела даются вопросы для проверки усвоенного материала;
в вузовской практике учебники представляют собой изложение теоретического материала;
сборник упражнений или задач, соответствующих изученной теории, публикуется отдельно;
в школьной практике зачастую используются комплексные учебники, вбирающие в себя теоретическую, практическую и справочную части.
Уче́бно-консультацио́нный пункт (УКП), организуется для оказания учебной и методической помощи обучающимся заочно в высших и средних учебных заведениях по месту их работы и жительства.
УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ (УКП) - организуется для оказания учебной и методической помощи обучающимся заочно в высших и средних учебных заведениях по месту их работы и жительства.